Научная статья на тему 'Православные синодальные издания в культуре Западной Беларуси, 1921 - 1939 годы'

Православные синодальные издания в культуре Западной Беларуси, 1921 - 1939 годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕЧАТЬ / ПРАВОСЛАВНЫЕ ИЗДАНИЯ / СИНОДАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ / СИНОДАЛЬНАЯ ПЕЧАТЬ / СИНОДАЛЬНЫЕ ТИПОГРАФИИ / ПРАВОСЛАВНАЯ ЛИТЕРАТУРА / БИБЛИОТЕКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самосюк Н.В.

Рассматривается православная периодическая печать Западной Беларуси 1921 - 1939 годов в составе второй Речи Посполитой. Проанализированы основные направления православных синодальных изданий варшавской типографии: богослужебные книги, учебники по Закону Божьему, миссионерская литература, общемитрополитальная периодика, научные богословские издания. Раскрывается сущность, тематика, основные цели и специфика православных изданий в условиях господства католической культуры. Проводится идея, что православная литература способствовала восстановлению и нормализации традиционной церковно-приходской жизни, повышению культурного и образовательного уровня приходского духовенства, возрождению христианской системы ценностей и духовности среди православного населения Западной Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX SYNODICAL PUBLICATIONS IN THE CULTURE OF WESTERN BELARUS, 1921 - 1939

Orthodox periodical press of Western Belarus in 1921 - 1939 is studied. The article analyzes the basic directions of the orthodox synodical publications from the Warsaw publishing house: liturgical books; God’s law or divine textbooks of God’s law; missionary literature; metropolitan magazines; scientific publications, their essence and specific character. The idea is given, that orthodox literature promoted restoration and normalization of traditional parish life, rise in educational and cultural spheres of parish priests, revival of orthodox system of values and spirituality among the orthodox residents of Western Belarus.

Текст научной работы на тему «Православные синодальные издания в культуре Западной Беларуси, 1921 - 1939 годы»

2012

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия Е

УДК 271.2-23/28:930.85(476)«1921-1939»

ПРАВОСЛАВНЫЕ СИНОДАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ В КУЛЬТУРЕ ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ, 1921 - 1939 ГОДЫ

Н.В. САМОСЮК

(Белорусский государственный университет культуры и искусств, Минск)

Рассматривается православная периодическая печать Западной Беларуси 1921 - 1939 годов в составе второй Речи Посполитой. Проанализированы основные направления православных синодальных изданий варшавской типографии: богослужебные книги, учебники по Закону Божьему, миссионерская литература, общемитрополитальная периодика, научные богословские издания. Раскрывается сущность, тематика, основные цели и специфика православных изданий в условиях господства католической культуры. Проводится идея, что православная литература способствовала восстановлению и нормализации традиционной церковно-приходской жизни, повышению культурного и образовательного уровня приходского духовенства, возрождению христианской системы ценностей и духовности среди православного населения Западной Беларуси.

Введение. В 1921 году территория Западной Беларуси вошла в состав возрожденного Польского государства - второй Речи Посполитой. В этот период около половины населения западно-белорусских земель традиционно исповедовало православие, но географическое размещение православного населения было неравномерным, большая часть православных (77,6 %) проживала на территории Полесского воеводства. Православная церковь, оказавшись в новых для неё культурных и социально-политических условиях, стремилась сохранить свои духовные традиции. Одним из приоритетных направлений деятельности церкви стал выпуск и распространение православных изданий. В 1923 году в Варшаве по инициативе митрополита Георгия была создана синодальная типография. Выходившие здесь издания классифицируются следующим образом:

1) богослужебные книги;

2) издания для детей и юношества;

3) миссионерская литература;

4) общемитрополитальная периодика;

5) научные издания.

Основная часть. После окончания первой мировой и советско-польской войн на территории Западной Беларуси были полностью либо частично уничтожены православные храмы, разграблено содержимое приходских библиотек. Большая часть эвакуированного церковного имущества, в том числе уникальные священные и церковно-богослужебные книги, исчезли безвозвратно. Отсутствие богослужебных книг негативно сказывалось на жизни приходов и прихожан. В связи с этим в 1925 году была начата издательская деятельность и разосланы по приходам Западной Беларуси самые необходимые богослужебные книги [1, с. 20 - 24]. Синодальная типография издавала в виде отдельных книг наиболее важные и часто используемые в богослужениях молебные пения. В 1926 году были изданы «Последование мо-лебного пения об обращении заблудших» и «Последование во Святую и Великую неделю Пасхи», а в 1929 году - «Последование Парастаса сиречь Великия Панихиды и Всенощного бдения, певаемого по усопшим». Особо необходимо отметить «Молебное пение о гонимых и страждущих за веру в советских республиках», изданное в 1928 году в виде брошюры. Она была составлена в ответ на гонения православной церкви в СССР и стала одним из актов единения и духовной поддержки православных Польши и православных СССР [2, с. 135].

Положительное воздействие на развитие культуры Западной Беларуси оказывали православные издания для детей и юношества, способствующие усвоению подрастающим поколением христианской системы ценностей, воспитанию уважения к церковным традициям и светским законам. Синодальная типография при Священном Синоде издавала русско-славянские, украинско-славянские, белорусско-славянские буквари, к которым в качестве дополнения прилагалось «Первое наставление в Законе Божием». С помощью этих изданий родители обучали детей чтению и письму. В качестве учебников и книг для внутрисемейного воспитания оставались Псалтырь и Часослов на церковнославянском языке. В предисловиях к этим книгам, изданным в межвоенный период, содержался практически весь комплекс необходимых наставлений родителям и воспитателям, проверенный многовековой педагогической и духовной практикой. Синоидальные издания содержали также разнообразную дополнительную информацию, где уделялось внимание сельскому хозяйству, поскольку значительная часть православного населения проживала в деревнях.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ. Культурология

№ 15

Закон Божий являлся обязательным предметом в общеобразовательных школах и гимназиях второй Речи Посполитой и представлял комплекс религиозных, этико-нравственных и филологических предметов, включал начала церковно-славянского языка, а также церковное пение [3, с. 23]. Церковнослужители заботились об уровне преподавания Закона Божьего в школах, поэтому особое внимание уделяли учебной литературе. В 1924 году учебный комитет при Священном Синоде приступил к изданию на русском языке учебников для православных детей в общеобразовательных школах, составляющих в целом систематизированный курс. В соответствии с разработанной программой к печати были подготовлены следующие учебники: 1) «Первоначальное наставление в Законе Божием»; 2) «Священная история Ветхого Завета»; 3) «Священная история Нового Завета»; 4) «Учение о богослужении»; 5) «Катехизис. Часть 1. О Вере»; 6) «Катехизис. Часть 2. О Надежде и Любви»; 7) «Краткая история Православной Церкви». В 1925 году синодальная типография издала ряд учебников, расширив курс дореволюционных книг Закона Божьего. Их стоимость варьировалась в зависимости от наличия либо отсутствия переплета, стоимость одного учебника первоначально не превышала 1 злотого.

Во второй половине 30-х годов православная церковь издала в Западной Беларуси несколько детских журналов. Самыми распространенными были журналы на русском языке «Детский листок» и «Мой друг». Данные периодические издания выходили в качестве приложений к журналу «Воскресное чтение» и к газете «Слово». Издавались также на украинском языке журнал «Дггина», на польском -«Рокка Stronnica» [2, с. 24]. В 1937 - 1938 годах в качестве приложения к газете «Слово» на белорусском языке выходил церковный и культурно-просветительский иллюстрированный журнал для детей «Снапок», редактором которого являлся С. Павлович. Постоянные подписчики газеты «Слово» получали журнал бесплатно [4, с. 244]. Все журналы предназначались для дошкольников и младших школьников, здесь печатались наставления духовных лиц, стихи, рассказы, загадки, сказки религиозного содержания, краткие жития святых, сопровождаемые картинками [2, с. 24].

Миссионерская литература была адресована не только православным прихожанам, что было характерной чертой издаваемой периодики межвоенного периода, но и духовенству, которое находилось в многоликом культурном и социально-политическом окружении, было недостаточно подготовленным к диалогу с представителями других вероисповеданий. Миссионерский комитет выпускал брошюры и листки, авторами которых являлись священнослужители. В 1920-х - начале 1930-х годов, например, было издано более 10 работ волынского епархиального миссионера И. Перетрухина. Всего на протяжении межвоенного периода варшавская синодальная типография выпустила более 30 наименований миссионерской литературы. Прослеживается следующая характерная тенденция: если в 1920-е годы выходили издания, которые являлись руководством по борьбе с протестантскими организациями, то в 1930-е годы ориентация была взята на борьбу с атеизмом. При этом лишь одно издание - «Правда об унии» И. Малышев-ского - было посвящено католичеству византийско-славянского обряда [5, с. 148].

В миссионерских листках, выходивших как отдельными экземплярами, так и целыми сериями, в доступной форме излагались основы православного вероучения и культа. Они представляли собой две-четыре страницы разного формата, часто иллюстрированные. Наиболее известными сериями, пользовавшимися популярностью среди православного населения Западной Беларуси, были «Миссионерские листки», «Песни из богогласника», «Библиотека Православного Христианина», «Беседы об устройстве Святого храма и совершаемых в нём Богослужениях», «Описание путешествий, Св. мест, храмов, икон». Как правило, священнослужители раздавали миссионерские листки населению в праздничные и воскресные дни [2, с. 125].

Общемитрополитальные периодические издания можно расценивать в качестве важного связующего звена между населением, духовенством, епархиальной и церковной иерархией. В 1923 году во многом благодаря позиции митрополита Георгия, видевшего в периодике один из факторов духовного и культурного объединения Православной церкви на территории Польши, стал издаваться журнал «Вестник Православной Митрополии в Польше». На страницах журнала, выходившего 2 раза в месяц, печатались указы и постановления светских и духовных властей, текущая информация о жизни отдельных епархий. С 1 апреля 1925 года в Польше по многочисленным просьбам православного духовенства в качестве бесплатного приложения к вестнику выходил ежемесячный журнал «Проповеднический листок», в котором размещались образцы проповедей на воскресные и праздничные дни. В 1927 - 1928 годах журнал «Вестник Православной митрополии в Польше» выходил на польском языке один раз в месяц.

С января 1924 года выходил церковно-народный иллюстрированный журнал «Воскресное чтение». Решение о необходимости этого периодического издания было принято Священным Синодом. Цели были сформулированы в первом номере журнала: церковная власть «желает дать здоровую духовную пищу православным людям Польши, в частности жителям провинциальных городов, а особенно сел и деревень, не имеющих у себя ни книг, ни газет» [6, с. 12]. Журнал состоял из 12 разделов: 1) святцы и крат-

2012

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия Е

кие церковно-богослужебные сведения; 2) поучения; 3) церковно-богословские и церковно-исторические популярные статьи; 4) рассказы из церковно-бытовой жизни народа; 5) изложение и разбор сектантских заблуждений; 6) из печати - о Православной Церкви; 7) церковная хроника в Польше и за границей; 8) обзор современной общественно-политической и хозяйственной жизни в Польше; 9) библиографические заметки; 10) сведения и советы по сельскому хозяйству; 11) корреспонденция с мест; 12) почтовый ящик. Последний раздел действовал только в 1924 году.

В ноябре 1938 года Священный Синод стал издавать на польском языке «Ведомости Православной Митрополии в Польше». Журнал выходил еженедельно и являлся официальным органом Синода, частично средства на его издание покрывало министерство исповеданий. Первая часть журнала состояла из циркуляров духовных властей, а также правительственных постановлений. Неофициальная часть была представлена различными религиозно-нравственными статьями, информацией о православных церквях за границей, частными объявлениями [7, с. 147].

В научных изданиях публиковались исследования преподавателей и студентов православного богословского факультета Варшавского университета, они активно распространялись церковными властями по митрополии. В 1926 году при поддержке главы факультета митрополита Дионисия начал выходить научно-богословский журнал «Elpis», тираж которого составлял 800 экземпляров, часть средств на издание выделяло министерство исповеданий. Наиболее часто на страницах журнала печатались труды преподавателей факультета, таких как митрополит Дионисий, архиепископ Григорий, архиепископ Илларион, Я. Кириллович, А. Лотоцкий, И. Огиенко, В. Заикин, М. Зызыкин. Кроме того, синодальная типография издавала монографии преподавателей в виде отдельных книг. В 1931 - 1938 годах было опубликовано 10 научных работ профессора кафедры церковного права М. Зызыкина, среди них его главный труд - монография «Патриарх Никон». В журнале можно выделить следующие части: 1) научно-богословские статьи и монографии преподавателей факультета; 2) рецензии на богословские труды; 3) отчеты о деятельности факультета; 4) содержание следующего номера. В 1933 - 1937 годах в виде отдельных изданий выходили отчеты о деятельности православного богословского факультета. В 1926 - 1935 годах журнал содержал статьи на русском, польском, украинском языках, давал резюме на французском языке. В 1936 - 1937 годах исключительно на польском языке вышло 13 номеров журнала [8, с. 27].

Польские власти не стремились к созданию на территории Западной Беларуси разветвленной сети библиотек. В Полесском воеводстве в 1934 году услугами библиотек пользовались только 1,3 % населения. В среднем на одну польскую книгу приходилось 15 читателей. Бедность, незнание польского языка, низкий уровень грамотности были препятствиями к распространению книг и периодических изданий [9, с. 424]. Православная церковь занималась созданием приходских библиотек. Вопрос о роли религиозно-нравственной литературы в культурном и духовном развитии населения неоднократно поднимался в православной периодике. Церковное руководство прилагало усилия, чтобы литература, издаваемая в варшавской синодальной типографии, распространялась на территории всей митрополии и была доступной православному населению. Формально при каждом храме существовали библиотеки, однако их состояние, по данным клировых ведомостей, в большинстве случаев было неудовлетворительным. В такой ситуации восстановление сети церковных библиотек, начатое во второй половине 20-х годов по инициативе православного духовенства, имело огромное культурное значение для населения.

На территории Западной Беларуси действовали епархиальные, миссионерские, благочинниче-ские, а также наиболее многочисленные приходские библиотеки. Их фонды состояли главным образом из различной литературы варшавской синодальной типографии, а также из сохранившихся дореволюционных российских изданий. Сведения о новых изданиях варшавской синодальной типографии регулярно публиковал журнал «Воскресное чтение». Наиболее важные книги и брошюры по решению Священного Синода в обязательном порядке рассылались по библиотекам, где хранились подшивки православных периодических изданий. В отдельных приходах по инициативе и в основном на средства настоятелей были созданы библиотеки, которые по разнообразию литературы не уступали благочин-ническим и миссионерским. Священнослужители в проповедях и внебогослужебных собеседованиях призывали своих прихожан брать литературу из приходских библиотек и устраивать семейные чтения. В некоторых приходах Западной Беларуси устраивались так называемые «библейские часы», когда священник читал и комментировал прихожанам Евангелие.

Заключение. Разнообразная по форме и содержанию православная литература, издававшаяся в 1921 - 1939 годах синодальной типографией в Западной Беларуси, была направлена на сохранение христианских традиций, усвоение населением основ православного вероучения и культа, повышала общеобразовательный и культурный уровень прихожан православных церквей. Благодаря изданиям синодальной типографии в большинстве приходов были восстановлены старые и созданы новые церковные биб-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ. Культурология

№ 15

лиотеки, пополнились библиотечные фонды. Выходившие на территории Западной Беларуси православные издания на церковно-славянском и русском, а также белорусском, украинском и польском языках не только излагали основы православия на близком и понятном населению языке, но и обеспечивали сохранность духовных традиций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Издание требника // Воскресное чтение. - 1926. - № 6. - С. 92.

2. Лабынцев, Ю. Православная литература Польши (1918 - 1939 гг.) / Ю. Лабынцев, Л. Щавинская. -Минск: Нац. б-ка Беларуси, 2001. - 304 с.

3. Tofiluk, J. Prawoslawne szkolnictwo w okresie mi^dzywojennym / J. Tofiluk // Elpis. - 2006. - № 13 - 14. -S. 75 - 85.

4. Журнал «Снапок»... // Воскресное чтение. - 1937. - № 14. - С. 244.

5. Choinski, I. Wydawnictwa i prasa prawoslawna w Polsce w 1918-1939 / I. Choinski // Kosciol prawoslawny w Polsce dawniej i dzis / Red. Nauk. L. Adamczuk, A. Mironowicz. - Warszawa. - 1993. - S. 146 - 152.

6. От редакции // Воскресное чтение. - 1924. - № 1. - С. 12.

7. Choinski, I. Wydawnictwa i prasa prawoslawna w Polsce w 1918 - 1939 / I. Choinski // Kosciol prawoslawny w Polsce dawniej i dzis / Red. Nauk. L. Adamczuk, A. Mironowicz. - Warszawa. - 1993. - S. 146 - 152.

8. Paprocki,, H. Bibliografia czasopisma teologicznego «Elpis» 1926 - 1937 / H. Paprocki // Elpis. - 1999. -№ 1(4). - S. 27 - 43.

9. Вабiшчэвiч, А. Духоунае жыццё ва умовах палашзацьн / А. Вабiшчэвiч // Псторыя Беларуси у 6 т.; рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [i шш.]. - Мшск: Экаперспектыва, 2000 - 2005. - Т. 5: Беларусь у 1917 -1945 гг.) / А. Вабiшчэвiч [i шш.], 2006. - С. 423 - 438.

Поступила 02.10.2012

ORTHODOX SYNODICAL PUBLICATIONS IN THE CULTURE OF WESTERN BELARUS, 1921 - 1939

N. SAMOSIUK

Orthodox periodical press of Western Belarus in 1921 - 1939 is studied. The article analyzes the basic directions of the orthodox synodical publications from the Warsaw publishing house: liturgical books; God's law or divine textbooks of God's law; missionary literature; metropolitan magazines; scientific publications, their essence and specific character. The idea is given, that orthodox literature promoted restoration and normalization of traditional parish life, rise in educational and cultural spheres of parish priests, revival of orthodox system of values and spirituality among the orthodox residents of Western Belarus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.