Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕМНИКОВСКОГО УЕЗДА В XVI – СЕРЕДИНЕ XVIII ВВ.'

ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕМНИКОВСКОГО УЕЗДА В XVI – СЕРЕДИНЕ XVIII ВВ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
монастырь / Русская православная церковь / крещение / христианизация / внутренняя политика / monastery / Russian Orthodox Church / baptism / Christianization / internal politics

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Першин Сергей Викторович, Шитова Татьяна Васильевна

В статье изучена роль православных монастырей в социально-экономическом развитии полиэтничного региона. Хронологически исследование ограничено XVI – XVIII вв., территориально – Темниковским уездом, относившимся к Азовской губернии, Шацкой провинции Азовской (затем Воронежской) губернии. Представлен комплексный анализ (богослужебной, мессионерской, хозяйственной и др.) деятельности Рождественского пурдышевского и Санаксарского монастырей. Выделены основные этапы истории духовных обителей, которые рассмотрены во взаимосвязи с основными направлениями внутренней политикой российского самодержавия и мероприятиями, реализуемыми Русской православной церковью. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что распространение влияния монастырей на исследуемой территории по времени совпадало с усилением позиций РПЦ. В качестве позитивных итогов деятельности черного духовенства выделено духовное окормление зарождавшихся православных общин. Рассмотрев изменение структуры земельной собственности и характер взаимоотношений в региональном социуме, авторы обратили внимание на то, что, получая от благотворителей и правительства значительные земельные угодья, местные монастыри в силу малочисленности своей братии часто были не в состоянии обработать землю и защитить ее от притязаний прежних владельцев и конкурентов. Активизация хозяйственной деятельности и расширение монастырских угодий в Темниковском уезде приводили к росту социальной напряженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX MONASTERIES IN THE CONTEXT OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT TEMNIKOVSKY DISTRICT IN THE SIXTEENTH AND MID – EIGHTEENTH CENTURIES

The article examines the role of Orthodox monasteries in the socio-economic development of a multi-ethnic region. The chronological framework of the study is limited to the XVI – XVIII centuries. The territorial scope of the study includes Temnikovsky uyezd. The article presents a comprehensive analysis of the activities of local monasteries (purdyshevsky and sanaksarsky monasteries). The main stages of the history of spiritual monasteries are highlighted, which are considered in relation to the main directions of internal policy and activities implemented by the Russian Orthodox Church. The study concluded that the spread of the influence of monasteries in the study area coincided with the strengthening of the position of the Orthodox Church. The positive consequences of the clergy's activities are highlighted as the moral education of the population. After reviewing the process of expanding monastic land, the authors noted that local monasteries, due to lack of human resources, were often unable to cultivate the land and protect it from the claims of previous owners. The intensification of economic activity and the expansion of land holdings of monasteries led to an increase in conflict.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕМНИКОВСКОГО УЕЗДА В XVI – СЕРЕДИНЕ XVIII ВВ.»

DOI: 10.24411/2618-8120-2020-10008 УДК 94 (47) 314.8

С. В. Першин

Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Саранск, Россия, e-mail: pers99@inbox.ru

Т. В. Шитова

Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Саранск, Россия, e-mail: shitova.tv@mail.ru

ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕМНИКОВСКОГО УЕЗДА В XVI - СЕРЕДИНЕ XVIII ВВ.

В статье изучена роль православных монастырей в социально-экономическом развитии полиэтничного региона. Хронологически исследование ограничено XVI - XVIII вв., территориально - Темниковским уездом, относившимся к Азовской губернии, Шацкой провинции Азовской (затем Воронежской) губернии. Представлен комплексный анализ (богослужебной, мессионерской, хозяйственной и др.) деятельности Рождественского пурдышевского и Санаксарского монастырей. Выделены основные этапы истории духовных обителей, которые рассмотрены во взаимосвязи с основными направлениями внутренней политикой российского самодержавия и мероприятиями, реализуемыми Русской православной церковью. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что распространение влияния монастырей на исследуемой территории по времени совпадало с усилением позиций РПЦ. В качестве позитивных итогов деятельности черного духовенства выделено духовное окормление зарождавшихся православных общин. Рассмотрев изменение структуры земельной собственности и характер взаимоотношений в региональном социуме, авторы обратили внимание на то, что, получая от благотворителей и правительства значительные земельные угодья, местные монастыри в силу малочисленности своей братии часто были не в состоянии обработать землю и защитить ее от притязаний прежних владельцев и конкурентов. Активизация хозяйственной деятельности и расширение монастырских угодий в Темниковском уезде приводили к росту социальной напряженности.

Ключевые слова: монастырь, Русская православная церковь, крещение, христианизация, внутренняя политика.

S. V. Pershin

Research Institute of Humanitarian Sciences under the Government of the Republic of Mordovia, Saransk, Russia, e-mail: pers99@inbox.ru

Т. V. Shitova

Research Institute of Humanitarian Sciences under the Government of the Republic of Mordovia, Saransk, Russia, e-mail: ok-namvd@yandex.ru

ORTHODOX MONASTERIES IN THE CONTEXT OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT TEMNIKOVSKY DISTRICT IN THE SIXTEENTH AND MID - EIGHTEENTH CENTURIES

The article examines the role of Orthodox monasteries in the socio-economic development of a multi-ethnic region. The chronological framework of the study is limited to the XVI - XVIII centuries. The territorial scope of the study includes Temnikovsky uyezd. The article presents a comprehensive analysis of the activities of local monasteries (purdyshevsky and sanaksarsky monasteries). The main stages of the history of spiritual monasteries are highlighted, which are considered in relation to the main directions of internal policy and activities implemented by the Russian Orthodox Church. The study concluded that the spread of the influence of monasteries in the study area coincided with the strengthening of the position of the Orthodox Church. The positive consequences of the clergy's activities are highlighted as the moral education of the population. After reviewing the process of expanding monastic land, the authors noted that local monasteries, due to lack of human resources, were often unable to cultivate the land and protect it from the claims of previous owners. The intensification of economic activity and the expansion of land holdings of monasteries led to an increase in conflict.

Keywords: monastery, Russian Orthodox Church, baptism, Christianization, internal politics.

Введение

В связи с возрастающим влиянием Русской православной церкви на жизнь современного общества, представляется актуальным определение роли, которую духовное сословие играло в социально-экономическом развитии страны на разных этапах ее истории [11, 13]. Целью представленной статьи является исследование одного из аспектов данной проблемы - начала интеграции черного духовенства (монашества) в региональный полиэтничный социум.

Нижние хронологические рамки работы ограничены процессом окончательного вхождения территории мордовского края в состав Российского государства. В это время царское правительство, озабоченное включением жителей национальных окраин в единое духовное пространство, поощряло основание на окраинах государства православных монастырей.

Обращение к середине 1700-х гг. позволяет рассмотреть широкий спектр взаимоотношений черного духовенства и крестьянства, выяснить причины обострения межсословных взаимоотношений, вылившихся в последней четверти XVIII столетия в гражданскую войну.

Методы исследования

В ходе исследования использовались сравнительно-исторический, проблемно-хронологический и историко-генетический методы. Сравнительно-исторический метод позволил сопоставить основные тенденции социально-экономического развития региона на разных этапах исторического развития. Применение проблемно-хронологического метода сделало возможным определение закономерностей трансформации духовного сословия. Историко-генетический метод позволил проанализировать условия функционирования общественных институтов.

Результаты и обсуждение

Первая попытка определения роли православных монастырей в развитии мордовского края была предпринята еще в XIX в.

Тамбовский краевед И. Дубасов связывал с «монастырской колонизацией» христианизацию «мордовско-мещерской стороны», при этом путая, как нам представляется, причину и следствие. «С усилением христианства в местном народонаселении увеличивалось количество монастырей - писал И. Дубасов -...многие язычники из Мордвы, присматриваясь к православной обрядности и прислушиваясь к стройному монастырскому пению, охотно и сами делались православными» [2, с. 94].

Знаток старины П. И. Мельников высказал мысль о том, что в конце 1500-х гг. до Примокшанья добрались ставленники Звенигородского Савво-Сторожевского монастыря, славившегося предприимчивостью своих обитателей. В «Очерках мордвы» П. И. Мельникова начало освоения монастырями западной части современной Мордовии описывается следующим образом: «Тогда иноки Саввина Сторожевского монастыря устроили миссионерский стан на берегу реки Мокши для крещения темниковской или Еникеевой Мордвы; из этого стана вскоре образовался Пурдышевский-Рождественский монастырь, которому также дана была во владение часть темниковской Мордвы, с условием окрестить ее. Пурдышевские монахи окрестили не только принадлежавших их монастырю по вотчинному праву язычников, но распространили христианство почти по всей темниковской Мордве» [10].

В исторических источниках строительство в мордовской глуши новой православной обители связывается с расширением владений темниковского Рождественского монастыря. В жалованной грамоте 1595 г. царя Федора Иоанновича игумену Рождественского монастыря Иринарху упоминается о пожаловании данной обители мордовской деревни Меньшие Пурдышки с правом податного иммунитета. Другой российский самодержец Михаил Федорович в 1621 г., дал игумну Ионе «с братией» новую, подтвердительную грамоту на вотчины в Темниковском уезде [9, с. 44].

Сохранились сведения о том, что уже в первые годы существования пурдышевского монастыря сюда обращались темниковские татары и мордва с целью приобщения к новой вере. В 1592 г. богатый татарский мурза Туродеев прошел обряд крещения и стал именоваться Савелием, о чем свидетельствует

дарственная С. Туродеева монастырской братии: «И за тое пашню и поколы рыбные и бобровые ловли и бортный ухожей при моем животе в том монастыре Бога молить, а после моего живота в Синодик меня написать и в литею душу мою поминать, доколе Бог благоволит миру сему быти» [3, с. 39].

Другой пример жертвования имущества неофитами - передача в 1596 г. братьями Федором и Гурием Сазоновыми своего наследственного имения. «Отдали есми - писали они в дарственной - отца своего благословение, двор и гумно и пашню, игумену Иринарху с братьею, куда хаживала отца нашего соха и топор и коса» [3, с. 39].

Для полноты описываемой картины исторических событий следует отметить то, что значительная часть темниковских татар и мордвы к расширению владений православной обители относилась весьма настороженно, в некоторых случаях даже враждебно. Так, в 1594 г. настоятель пурдышевской пустыни старец Иринарх подал жалобу царю Феодору Иоанновичу следующего содержания: «близ Пурдышевской пустыни Рождества Пречистыя Богородицы и Василия Блаженнаго владеет деревнею князь Колунчак Еникеев, и люди его -Татаровя чинят нам обиду и насильство великое и крестьянской вере поругаются, на монастырь палками бросают. А как ходим мы около монастыря со кресты по воскресеньям и по Владычним праздникам и не ердань, и князь Колунчаковы люди приезжают на конях и крестьянской вере поругаются, кричат и смеются, и в трубы трубят и по бубнам бьют, и в смыки и в домры играют, и с огнем под монастырь приходят и сжечь хотят, и пашню монастырскую косят, и дубье и борти тешут насильством, и от его Колунчаковых людей прожити нам впредь не мочно» [3, с. 39].

Правительство, заинтересованное в распространении православия на территории Среднего Поволжья, покровительствовало монастырям. Колунчак Еникеев был признан виновным в притеснении пурдышевского монастыря, вследствие чего его деревня в соответствии с царским указом отошла данной обители [3, с. 39]. Предположим, что при решении в столице этого важного для провинциального монастыря вопроса не обошлось без могущественного покровителя. На наш взгляд, озабоченные нападками иноверцев руководители пурдышевской обители были вынуждены в конце XVI - начале XVII вв. обращаться за покровительством к влиятельным настоятелям Саввино-Сторожевского монастыря, от которых в скором времени попали в зависимость.

В 1605 г. пурдышевский монастырь подал очередную челобитную, в которой обвинил мордву деревень Товашева и Пошаты в нападении на одного из своих крестьян. Весьма примечательна фамилия пострадавшего в усобице -Семенка Новокрещен [12, л. 6].

Расширение владений монастырей в темниковском крае приостанавливается с наступлением «Смутного времени». Не чувствовавшие поддержку правительства, озабоченные сохранением нажитого имущества, монастыри в данный период старались не конфликтовать с инородцами и не привлекать к себе лишний раз внимания [3, с. 39].

Новый этап христианизации Шацкой провинции (в которую тогда входил Темниковский уезд), начавшийся в середине XVII в., совпадает по времени с укреплением позиций Русской православной церкви [3, с. 39]. Благодаря активной миссионерской деятельности монастырей, православие продолжило распространяться в восточном и юго-восточном направлениях.

Пользуясь раздачей земельных угодий, как одним из основных средств стимулирования стратегически важных направлений внутренней политики, царское правительство способствовало быстрому расширению угодий монастырей, ставших к середине XVII в. в западной части современной Мордовии довольно крупными собственниками, составлявшими серьезную конкуренцию местным землевладельцам. Так, в 1645 г. за монастырем Рождества Пресвятой Богородицы числилось уже 1250 дес. пашни, 500 дес. строевого леса, 1765 копен сена. Жители окрестных селений (д. Тумолеи, с. Девичий Рукав), претендовавшие на те же угодья, неоднократно конфликтовали с пурдышевской братией [8, с. 62].

В 1659 г. на левом берегу реки Мокши, в 3-х верстах от города Темникова был основан Санаксарский монастырь. Землю для обители выделил подьячий темниковской приказной избы Лука Евсюков, пригласивший в этот уединенный уголок инока Феодосия из опустелого кадомского монастыря. Первые годы были тяжелым испытанием для монахов-новопоселенцев. О скудности общины и отсутствии щедрых жертвователей среди местного населения свидетельствовало то, что первый монастырский храм строился 7 лет (церковь во имя Сретения Господня, освещенная в 1667 г.).

В поисках источников финансирования вновь образованной обители Феодосий обратился в 1677 г. к царю Феодору Алексеевичу. Царской грамотой от 27 апреля 7185 г. за санаксарской братией были закреплены сенные покосы на берегу р. Мокши и речной перевоз [6].

Новых пожалований пашни, луговых и лесных угодий монастырская братия добилась в 1685 и в 1686 гг. Произведенное Димитрием Полочаниновым межевание и выписи из царского указа существенно расширяли границы монастырских владений [6]. Судя по тому, что происходило дальше, приобретая благодаря высоким покровителям земли, малонаселенный монастырь не имел фактической возможности обрабатывать полученные угодья и защищать их от посягательств прежних владельцев или конкурентов.

Как и в случае с пурдошевской пустынью, у санаксарской общины довольно скоро появились недоброжелатели среди местного населения. В 1688 г. темниковские посадские люди Зот Елфимов, Иван Стрегулин, Игнатей с братом (отчество и фамилия неизвестны) и пушкарь Семен Зотов «со товарищи» начали открыто косить сено на используемых монастырской братией лугах и увозить его к своим дворам; попытки иноков отстоять имущество закончились весьма печально. О своих злоключениях братия жаловалась светским властям: «И нам старцам от тех посадских людей жить в монастыре стало опасно, ночною порой и в дневное время и где прилучится бьют нас и увечат и делают всякое дурно, а старца Гурья срубили» [5, с. 56].

Для монастыря настали тяжелые времена: из-за нехватки кормов начался падеж скота, некоторые перепуганные монахи оставили Санаксарь и перешли в другие обители [5, с. 56]. В таком «скудном» состоянии, с небольшим количеством послушников, «убогими» деревянными церквями и кельями, по сведениям первого историка санаксарской обители игумена Тихона данная духовная обитель прозябала целое столетие [6].

Занимаясь решением хозяйственных проблем и обустраивая свой быт, братия темниковских монастырей не забывала об осуществлении своей основной - богослужебной - деятельности. В XVII в. монастыри приняли участие в распространении христианства в Примокшанье, став в мордовской глубинке первыми духовными обителями, в которые обращались язычники и иноверцы для прохождения обряда крещения. Черное духовенство положило начало распространению на исследуемой территории новому явлению -миссионерству, имевшему важное значение, как в религиозно-нравственном, так и в социокультурном плане.

В источниках сохранились упоминания только о самых выдающихся миссионерах того времени. В 1681 г. первоначальник Санаксарской пустыни Феодосий был направлен из Темниковского уезда в Восточную Сибирь с целью распространения там христианства, что являлось признанием заслуг и выражением особого доверия неутомимому пастырю. Позже основанный Феодосием Посольский монастырь приобрел широкую известность как центр миссионерства и православного просвещения [4, с. 97].

На протяжении всего рассматриваемого периода руководство монастырей было озабочено нехваткой рабочих рук, необходимых для обработки земельных угодий. В связи с малочисленностью местных обителей особую актуальность приобрело поселение на монастырских землях крестьян.

Жители д. Пошаты, в конце XVII в. являвшиеся собственностью Рождественского монастыря, в полной мере испытали на себе тяготы феодальной зависимости. Инструкция 1699 г. предписывала пошатским крестьянам: «...в домех бесовских игр, а на улицах качелей не было. А приспеет весною пахотное время и монастырским крестьяном велеть монастырскую пашню пахать во время, без целизны, а хлеб сеять средним севом, ни часто, ни редко» [8, с. 61 ]. После уборки и обмолота хлебов крестьяне должны были на своих подводах возить хлеб и солому в монастырь [8, с. 61].

Усиление феодального гнета способствовало тому, что крестьяне в XVIII столетии любыми путями старались избежать зависимости от монастырей.

К примеру, в середине 1700-х гг. пожаловались властям на незаконное закрепощение Саввино-Сторожевским монастырем новокрещены вышеупомянутой деревни Тумолей. По словам челобитчиков, прежде они были ясашными крестьянами Темниковского уезда и не знали, каким образом оказались приписанными в разряд монастырских людей [7, с. 66]. В подтверждение правоты тумолейцы прикладывали к своему прошению грамоту 1623 г.

Развернувшиеся в дальнейшем события соответствовали одному из наиболее распространенных сценариев установления крепостной зависимости XVII - XVIII вв.

После того, как в 1753 - 1759 гг. тумолейская мордва перестала платить подати, синодальная канцелярия поручила руководству Воронежской провинции взыскать образовавшуюся недоимку. С целью «наведения порядка» местное начальство послало капитана Курова и подпоручика Прибыткова с воинской командой; по распоряжению православной обители участвовали в акции около 500 крестьян с. Пурдошки, возглавляемых управляющим Анюкиным [7, с. 68]. Последними издавна владел Саввино-Сторожевский монастырь, который задействовал пурдошевских крестьян для окончательного закабаления жителей небольшого населенного пункта. По-видимому, планировалось применить тактику запугивания и физического насилия, для чего и нужен был значительный численный перевес.

Судя по составленному впоследствии тумалейцами описанию, появление в мордовской деревне представителей местной власти и монастырских крестьян больше напоминало разбойничий набег: «Воронежская канцелярия .. послала в деревню Тумалей капитана Петра Курова и подпоручика Прибыткова с командою .и Пурдошскими крестьянами, весьма пьяными, в числе более 500 человек, "не яко посланной, но яко грабитель, с ружьи, с копьи, с рогатины, с бердыши и со всяким дреколием, зарядя ружья пулями и приткнув штыки, без всякаго резону велел стрелять, а Анюкин закричал как команде, так и крестьяном своим: всех их новокрещен колоть и жен их, а паче младенцев за ноги брать и об стены бить. Та команда и Пурдошские крестьяне тем оружием их бедных и безгласных не малое число переранили и перебили смертно" ...Анюкин "учинил в их гумнах великий пожег", на который сбежались жители окрестных селений чтобы тушить огонь, но он запретил им тушить. Новокрещены с женами и детьми от страха разбежались "даже до единого по лесам". Куров с Аникиным и крестьянами, в отсутствие новокрещен во всех дворах, разломав у клетей и анбаров двери, пограбили все пожитки их и з сусеков ржаной и яровой хлеб, который четверо суток возили днем и ночью в Пурдошки. Капитан Куров с командою и Анюкин с крестьянами стояли в деревне 12 дней, поели всякаго скота и птиц "не малое число". Когда кто из женщин приходил из лесов осведомиться о состоянии своего дома и пожитков, люди команды Курова "чинили им насилия". Анюкин скрестьянами ездил по полям новокрещен и, кого из них находил, бил палашем, мучил и колол. Табун конский угнал в Пурдошки, скотину распустил в несжатый хлеб, семь лучших лошадей взял себе, прочих всех отдал Курову и команде его. Нескольких новокрещен Анюкин поймал и отвел в Пурдошки, где бил и мучил их "бесчеловечно", и взял с них векселей на 90 руб., и вместе с Куровым подписку о бытии им в крестьянстве за Саввиным Сторожевским монастырем» [7, с. 68-69].

Для того, чтобы «закрепить успех», управляющий Анюкин заставил двух тумолейцев подать в Темниковскую и Краснослободскую канцелярии челобитные о принадлежности их селения Саввино-Сторожевскому монастырю [7, с. 69].

О творившихся бесчинствах стало известно в «Главной команде переселения некрещенных иноверцев и защищения от обид новокрещен». Определенный по сенатскому указу в качестве защитника новокрещеных чиновник Иванов направил в Воронежскую провинциальную канцелярию ходатайство об отсрочке взыскания податей до окончания рассмотрения этого дела. В д. Тумолей для рассмотрения обстоятельств дела был отправлен помощник Иванова подканцелярист Елисеевский с несколькими солдатами. Ощутившие к тому времени себя хозяевами округи Анюкин «со товарищи» напали на команду Елисеевского, держали их несколько суток под арестом в с. Пурдошки, подвергая побоям и оскорблениям [1, с. 105-107].

Финал этой истории, как нам представляется, был предрешенным: небольшая мордовская деревня при участии монастырских крестьян и содействии руководства Воронежской провинции была закреплена за Саввино-Стророжевским монастырем. Синод потребовал от Шацкой провинциальной канцелярии взыскать с разоренной деревни все скопившиеся недоимки [1, с. 106]. Впрочем, пурдышевский монастырь недолго хозяйничал в д. Тумолеи. В 1764 г. в связи с проводимой секуляризацией и закрытием упомянутой обители тумолейские крестьяне были переведены в разряд государственных [8, с. 65].

Заключение

Таким образом, в XVI - XVII вв. монастыри сыграли важную роль в распространении христианства в западной части современной Мордовии. В качестве позитивных итогов деятельности черного духовенства следует выделить пропаганду христианских духовно-нравственных ценностей, духовное окормление зарождавшихся православных общин.

Распространение влияния монастырей на исследуемой территории по времени совпадало с усилением позиций РПЦ. Используя практику земельных раздач в качестве инструмента стимулирования важных направлений внутриполитической деятельности, царское правительство способствовало расширению угодий духовных феодалов. Развитие темниковских монастырей в XVI - XVII вв. было затруднено малочисленностью их братии. Получив благодаря высоким покровителям право распоряжаться земельными угодьями, малонаселенные монастыри не имели возможности ни обработать их, ни защитить от притязаний прежних владельцев и конкурентов. Активизация хозяйственной деятельности и расширение земельных владений монастырей на территории Темниковского уезда приводила к росту социальной напряженности.

Библиографический список

1. Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. III. Ч. I. Саранск, 1939. С. 105-107.

2. Дубасов И. И. Очерки из истории Тамбовского края. Вып. 1. Москва,

1883.

3. Дубасов И. И. Очерки из истории Тамбовского края. Вып. 3. Москва,

1884.

4. Дубасов И. И. Очерки из истории Тамбовского края. Вып. 4. Тамбов,

1887.

5. Дубасов И. И. Очерки из истории Тамбовского края. Вып. 6. Тамбов,

1897.

6. Игумен Тихон (Ципляковский). Историческое описание Темниковского Санаксарского монастыря. URL: https://azbuka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istoricheskoe-opisanie-temnikovskogo-sanaksarskogo-monastyrja/2_8 (дата обращения: 13.11.20).

7. Известия тамбовской ученой архивной комиссии. Вып. XXXVI. Тамбов, 1893.

8. Край Ельниковский: ист. очерки / Сост. Н. М. Арсентьев, С. В. Першин, К. И. Шапкарин. Саранск, 1998.

9. Любимая Русь и мордва. Выставка архивных документов, музейных экспонатов и редких изданий, посвященная 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства (иллюстрированный каталог выставки). Саранск, 2004.

10. Мельников П. И. (А. Печорский) Очерки мордвы. URL: https://mir-knig.com/read_356328-6 (дата обращения: 13.11.20).

11. Мокшина Е. Н. Миссионерско-просветительская деятельность русской православной церкви как один из важнейших факторов адаптации мордовского народа в составе российского государства // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2010. № 4 (12). С. 42-54.

12. Научный архив Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Ф. И-1163.

13. Першин С. В., Шитова Т. В. Православное приходское духовенство в региональном социуме первой половины XIX в. (по материалам Краснослободского уезда Пензенской губернии и Ардатовского уезда Симбирской губернии) // Институты общинного самоуправления в социальной жизни многонационального крестьянства Волго-Уральского региона (XVIII в. - 20-е гг. ХХ в.). Материалы Всероссийской научной конференции. 2019. С. 107-116.

References

1. Dokumenty i materialy po istorii Mordovskoj ASSR (Documents and materials on the history of the Mordovian ASSR). T. III. Ch. I. Saransk, 1939. S. 105107.

2. Dubasov I. I. Ocherki iz istorii Tambovskogo kraja (Essays from the history of the Tambov region). Vyp. 1. Moscow, 1883.

3. Dubasov I. I. Ocherki iz istorii Tambovskogo kraja (Essays from the history of the Tambov region). Vyp. 3. Moscow, 1884.

fyMaHumapHbie u noAumuKO-npaeoeue uccAedoeaHun. 2020. № 4 (11).

4. Dubasov I. I. Ocherki iz istorii Tambovskogo kraja (Essays from the history of the Tambov region). Vyp. 4. Tambov, 1887.

5. Dubasov I. I. Ocherki iz istorii Tambovskogo kraja (Essays from the history of the Tambov region). Vyp. 6. Tambov, 1897.

6. Igumen Tihon (Cipljakovskij). Istoricheskoe opisanie Temnikovskogo Sanaksarskogo monastyrja (Igumen Tikhon (Tsipliakovsky). Historical description of the Darnikov Sanaksar Monastery). URL: https://azbuka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istoricheskoe-opisanie-temnikovskogo-sanaksarskogo-monastyrja/2_8 (data obrashhenija: 13.11.20).

7. Izvestija tambovskoj uchenoj arhivnoj komissii (News of the Tambov Scientific Archive Commission). Vyp. XXXVI. Tambov, 1893.

8. Kraj El'nikovskij: ist. ocherki (Elnikovsky Krai: historical essays) / Sost. N. M. Arsent'ev, S. V. Pershin, K. I. Shapkarin. Saransk, 1998.

9. Ljubimaja Rus' i mordva. Vystavka arhivnyh dokumentov, muzejnyh jeksponatov i redkih izdanij, posvjashhennaja 1000-letiju edinenija mordovskogo naroda s narodami Rossijskogo gosudarstva (illjustrirovannyj katalog vystavki) (Beloved Rus and Mortwo. Exhibition of archival documents, museum exhibits and rare editions dedicated to the 1,000th anniversary of the union of the Mordovian people with the peoples of the Russian State (illustrated catalogue of the exhibition)). Saransk, 2004.

10. Mel'nikov P. I. (A. Pechorskij) Ocherki mordvy (Essays of Mordva). URL: https://mir-knig.com/read_356328-6 (data obrashhenija: 13.11.20).

11. Mokshina E. N. Missionersko-prosvetitel'skaja dejatel'nost' russkoj pravoslavnoj cerkvi kak odin iz vazhnejshih faktorov adaptacii mordovskogo naroda v sostave rossijskogo gosudarstva (Missionary educational activities of the Russian Orthodox Church as one of the most important factors in the adaptation of the Mordovian people within the Russian State) // Gumanitarij: aktual'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovanija (Humanities: current problems of humanitarian science and education). 2010. № 4 (12). S. 42-54.

12. Nauchnyj arhiv Nauchno-issledovatel'skogo instituta gumanitarnyh nauk pri Pravitel'stve Respubliki Mordovija (Scientific archive of the Scientific Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia). F. I-1163.

13. Pershin S. V., Shitova T. V. Pravoslavnoe prihodskoe duhovenstvo v regional'nom sociume pervoj poloviny XIX v. (po materialam Krasnoslobodskogo uezda Penzenskoj gubernii i Ardatovskogo uezda Simbirskoj gubernii) (Orthodox parish clergy in the regional society of the first half of the XIX century. (based on the materials of the Krasnoslobodsk county of Penza province and the Ardatovsk county of Simbirsk province)) // Instituty obshhinnogo samoupravlenija v social'noj zhizni mnogonacional'nogo krest'janstva Volgo-Ural'skogo regiona (XVIII v. - 20-e gg. HH v.) (Institutions of communal self-government in the social life of the multi-ethnic peasantry of the Volga-Ural region (XVIII in. - 20th in. XX in.)). Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii. 2019. S. 107-116.

Сведения об авторах

Першин Сергей Викторович - доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела истории Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Область научных интересов: социальная история России. Автор более 100 научных и учебно-методических работ. Тел.: +7 (8342) 24-62-42. E-mail: Pers99@inbox.ru

Шитова Татьяна Васильевна - аспирант отдела истории Научно-

исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве

Республики Мордовия. Занимается исследованием духовного сословия. Автор 3

научных работ.

Тел.: +7 (8342) 24-62-42.

E-mail: shitova.tv@mail.ru

About the authors

Pershin Sergey Viktorovich - doctor of historical Sciences, associate Professor, leading researcher of the history Department Of the research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia. Research interests: social history of Russia. Author of more than 100 scientific and educational works. E-mail: Pers99@inbox.ru

Shitova Tatyana Vasilievna is a post-graduate student of the history Department of the research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia. Engaged in research of the clergy. Author of 3 scientific papers. E-mail: shitova.tv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.