Научная статья на тему 'Православные интернет-ресурсы и стилистика песнопений современного богослужения'

Православные интернет-ресурсы и стилистика песнопений современного богослужения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
291
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / КЛИРОС / БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ / ORTHODOX INTERNET RESOURCES / CHOIR / DIVINE SERVICE CHANTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хватова Светлана Ивановна

Анализируется роль православных интернет-ресурсов, ориентированных на регентско-певческую практику и содержащих материалы, необходимые для сохранения канонического единства современного православного богослужения: богословские, дидактические, нотные, аудио и видеозаписи. Отмечается, что особую ценность представляет стилевое многообразие предлагаемых регентам и певчим духовных песнопений. Компьютерные технологии в начале XXI столетия все настойчивее проникают во все сферы музыкального исполнительства в области церковных песнопений, содействуют сохранению канонического единства певческого ряда богослужения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodox Internet resources and stylistics of chants of modern church service

An analysis is made of the role of the Orthodox Internet resources focused on regent-singing practice and containing materials, necessary for preservation of initial unity of modern Orthodox church service: theological, didactic, musical, audio and videos. Of special value is style variety of spiritual chants offered to regents and choristers. Computer technologies at the beginning of the 21st century get into all spheres of musical performance in the field of church chants more persistently and promote preservation of initial unity of a singing sequence of church service.

Текст научной работы на тему «Православные интернет-ресурсы и стилистика песнопений современного богослужения»

УДК 783 ББК 85.318.9 Х 30

Хватова С.И.

Доктор искусствоведения, доцент кафедры теории, истории музыки и музыкального воспитания Адыгейского государственного университета, e-mail: hvat4@mail.ru

Православные интернет-ресурсы и стилистика песнопений современного богослужения

(Рецензирована)

Аннотация:

Анализируется роль православных интернет-ресурсов, ориентированных на регентско-певческую практику и содержащих материалы, необходимые для сохранения канонического единства современного православного богослужения: богословские,

дидактические, нотные, аудио и видеозаписи. Отмечается, что особую ценность представляет стилевое многообразие предлагаемых регентам и певчим духовных песнопений. Компьютерные технологии в начале XXI столетия все настойчивее проникают во все сферы музыкального исполнительства в области церковных песнопений, содействуют сохранению канонического единства певческого ряда богослужения.

Ключевые слова:

Православные интернет-ресурсы, клирос, богослужебные песнопения.

Khvatova S.I.

Doctor of Art Criticism, Associate Professor of Department of the Theory and History of Music and Musical Education, Adyghe State University; e-mail: hvat4@mail.ru

Orthodox Internet resources and stylistics of chants of modern church service

Abstract:

An analysis is made of the role of the Orthodox Internet resources focused on regent-singing practice and containing materials, necessary for preservation of initial unity of modern Orthodox church service: theological, didactic, musical, audio and videos. Of special value is style variety of spiritual chants offered to regents and choristers. Computer technologies at the beginning of the 21st century get into all spheres of musical performance in the field of church chants more persistently and promote preservation of initial unity of a singing sequence of church service.

Keywords:

Orthodox Internet resources, choir, divine service chants.

Строительство храмов и организация хоров в начале 90-х гг. для многих церковно - и священнослужителей начинались с «чистого листа» [1: 162]. Массовый «призыв» к служению всех желающих в данной ситуации был мерой вынужденной и оправданной, и «на клирос пришли певчие и хормейстеры, получившие светское профессиональное музыкальное образование» [2: 257]. Проблема преемственности богослужебных традиций решалась спешно

и всеми доступными средствами. Но если священнослужителям предлагалось пройти ряд этапов подготовки к самостоятельной деятельности (стажировка, нахождение в сослужении с более опытным священником, определенный срок алтарного послушания и пр.), то музыканты в основном осваивали регентско-певческое дело непосредственно за богослужением - методом «проб и ошибок».

Мирские музыканты в храме - певчие, псаломщики и чтецы, регенты с профессиональным хормейстерским образованием, но не подготовленные в области литургики - обучались данному виду деятельности «ускоренно», порой параллельно служению, что в 90-е годы было сопряжено с множеством проблем. Их накопление на регентских съездах 2001, 2002, 2003 гг., инициированных Е. С. Кустовским, было определено как «кризис церковно-певческого дела».

Тем не менее, сложности преодолевались на волне эмоционального подъема, свойственного перестроечной эпохе и связанного с ощущением свободы, возможностью молиться в храме и принимать участие в богослужении. На наш взгляд, определенный интерес представляет процесс выхода из сложившейся ситуации, усилия церковно - и священнослужителей по преодолению кризиса, переориентирование мирских музыкантов с исполнения произведений на певческое служение, чему способствовали как помощь духовенства и уставщиков, так и стремление новообращенных певчих и регентов к постоянному самосовершенствованию, обретению специальных знаний и умений. На ликвидацию недостатков богословской подготовки регентов и певчих, получивших светское музыкальное образование, направлена и деятельность организаторов многочисленных регентско-певческих сайтов.

Сегодня происходит экспансия компьютерных технологий в особую регентско-певческую сферу музицирования. В данной среде наиболее активно используются нотные редакторы - и это становится очевидным при анализе регентских сайтов - широко используются программы Sibelius, Finale, программы конвертации PDF и Tiff файлов, программы-проигрыватели аудио и MP3. Все активнее регентами и певчими осваивается интернет-пространство для образовательных целей. Создателей и многочисленных пользователей объединяет, на наш взгляд, весьма высокая цель - сохранение канонического единства певческого компонента современного богослужения Русской Православной Церкви.

Естественным ограничением внедрения интернет-ресурсов в церковно-певческую практику является организация регентско-певческого служения. Как и любая другая хорошо отлаженная система, она обладает определённым консерватизмом, выраженным в её устойчивости и стабильности. Многие формы и методы работы сложились здесь достаточно давно и образовали мощную, последовательно развивающуюся традицию. Сложность распространения компьютеризации регентско-певческого дела заключается в том, что данная сфера музыкальной деятельности, обладая некоторой инертностью, скорее предрасположена к плавной трансформации, чем к коренным переменам.

Еще два десятилетия назад компьютерные технологии были доступны лишь избранному числу людей, поэтому использовать Интернет-пространство для регентско-певческих образовательных целей было весьма затруднительно. Сегодня на правом клиросе служат певчие, получившие в большинстве своем светское музыкальное образование, на левом - любители церковного пения. Среди регентов ситуация отличается в лучшую сторону, но, как правило, специалисты с профессиональным музыкальным образованием испытывают нехватку богословских знаний, а с регентским - хормейстерских навыков. Встречаются и счастливые исключения, однако каждодневная работа регента в плане богословского и

специфического музыкально-исторического самообразования - насущная необходимость.

Сайты дидактико-богословской направленности, посвященные основам регентско-певческого служения, - наиболее ценная часть православных интернет-ресурсов для музыкантов, получивших светское музыкальное образование и испытывающих острый недостаток в знаниях устава, литургии, истории церкви и прочие.

Наибольшим дидактическим потенциалом, на наш взгляд, обладает сайт Московской регентско-певческой семинарии (МПРС). Сайт содержит страницы, посвященные как деятельности учебного заведения (подготовительные курсы, лицейские классы, вступительные требования, образовательные программы, хроника событий), так и освещающие различные направления научно-исследовательской деятельности МПРС (биографический словарь духовных композиторов, информация о крупных православных хоровых коллективах; богослужебные тексты, особенности Архиерейского богослужения, схемы и чинопоследования, теоретические работы по православному богослужению).

Похожие по структуре сайты - Вечерняя песнь, Регентская страница, Трио, Русское православное пение, Маленький клирос, Православное богослоужебное пение, Библиотечка регента. Они, помимо нот, содержат материалы, способствующие самообразованию регентов, не получивших достаточной богословской подготовки. Часть сайтов представляет особую ценность для начинающих регентов, поскольку содержит богослужебные тексты, православные календари с толкованием, нотные материалы, музыкально-критические статьи, посвященные вопросам клиросного исполнительства.

Часть сайтов посвящена реставрации знаменного пения, изучению крюковой нотации и пр. Как правило, они организованы сторонниками ортодоксальной позиции возрождения древнерусского певческого искусства в храмах. Среди них «Фонд знаменных песнопений» - на наш взгляд, наиболее значительный по объему и содержанию научной информации сайт. Цель проекта - создание общедоступного фонда знаменных песнопений и программных средств работы с ними ради возрождения в Русской Православной церкви знаменного роспева -канонического богослужебного пения. Создатели сайта смотрят на знаменный роспев как на святоотеческое предание, с потерей которого во многом утратилось правильное понимание богослужебного пения и самой службы. Пользователей сайта призывают свободно включать материалы фонда для непосредственного использования в богослужении и для теоретического изучения материалов фонда, способствующего углублению понимания канона богослужебного пения. Вместе с тем, ведущие проект возражают против гармонизации песнопений Фонда, считая такое деяние прямо противоположным целям Фонда искажением древнего канона. В фонд помещаются знаменные песнопения - как в крюковой записи, так и в нотолинейной, а также двоезнаменники. Первоочередная задача — собрать полный круг знаменных песнопений. Предполагается публиковать в фонде старые азбуки и пособия по крюкам.

Двойственное отношение вызывает Интернет-проект «Знаменная карта». С одной стороны, авторами движет идея создания своего рода стилевой панорамы православного музыкального пространства, размещая информацию о том, какой вид знаменного роспева звучит в том или ином храме. Благодаря этим сведениям можно прийти к выводам, что знаменный роспев исполняется практически повсеместно. Но количество таких храмов в десятки раз меньше действующих. С другой - погрешность подобных исследований достаточно велика: в храме может практиковаться исполнение знаменного роспева, но регент или настоятель не владеют компьютерными технологиями и не имеют выхода в Интернет. Другая причина погрешности - в разночтении среди пользователей трактовки самого понятия «знаменный роспев». Диапазон включения молитвенных песнопений в данную категорию

довольно широк: от византийских роспевов довольно позднего происхождения (с исоном) до гласовых напевов с «читком». То есть налицо весьма относительная научная состоятельность проекта, но он ценен с точки зрения анализа фактологии.

Ряд сайтов образовательной направленности посвящены изучению знаменного роспева как явления древнерусской музыкальной культуры, однако они содержат и учебные материалы для регентов и певчих, желающих заниматься исполнением духовных песнопений в знаменной нотации.

Итак, компьютеризация регентско-певческого дела является объективным процессом: интенсивное его развитие в последнее двадцатилетие предъявляет регенту такие требования, которые неизбежно ведут к значительному увеличению количества информации, необходимой для усвоения, в системе непрерывного музыкального и богословского самообразования регента. Реализовать эти требования без интенсивного общения и непрерывного увеличения объема усваиваемой информации невозможно. Поэтому компьютерные технологии стремительно продолжают своё наступление на новые области человеческой деятельности, в том числе активно проникают и в систему регентско-певческой деятельности.

Проанализировав содержание православных интернет-ресурсов, можно обнаружить тенденцию к унификации музыкального содержания богослужения, стремление дать наставление о соблюдении канонического единства музыкального компонента богослужения. При этом степень допустимости новаций различна: от революционного сайта Илариона Алфеева «Современный клиросный композитор», содержащего ноты и музыку в аудиоформате исключительно композиторов-современников, до полного неприятия авторской музыки и признания уставными только песнопения Октоиха. Многие сайты носят откровенно назидательный характер, почти в каждом из них очевидны стилевые предпочтения автора: достаточно проанализировать ряд песнопений одного из малых жанров (например, Блажени или Херувимские - наиболее протяженные по времени звучания). Тем не менее, в их многообразии заключена особая ценность - в сети сегодня каждый регент может найти ноты, наиболее подходящие ему по всем параметрам, соответствующие его внутреннему представлению о молитвенном устроении богослужения, учитывающие конкретные условия исполнения (состав хора или ансамбля), указания уставщика и настоятеля, региональные и приходские певческие традиции.

Примечания:

1. Густова Л.А. Духовно-нравственные аспекты творчества церковного музыканта // Пытанш мастацтвазнауства, этнологи i фольклорыстыю: вып. 10 / I-т мастацтвазнауства, этнаграфп i фальклору iмя К. Кратвы НАН Беларусi / навук. рэд. A.I. Лакотка. Мшск: Права i эканомша, 2011. С. 161-165.

2. Хватова С.И. Священный Синод в руководстве церковным пением // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2010. Вып. 1. С. 257-265.

References:

1. Gustova L.A. Spiritual and moral aspects of creativity of a church musician // iss. 10 / Problems of art study, ethnology and folklore study: iss. 10 / The institute of art study, ethnography and folklore study of K. Krapiva of Belarus NAN / ed. by A.I. Lakotka. Minsk: Law and economy, 2011. P. 161165.

2. Khvatova S.I. The Holy Synod in the guidance of church singing // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Philology and the arts». 2010. Iss. 1. P. 257-265.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.