Научная статья на тему 'Православное паломничество в XIX - начале XX веков и влияние государственного аппарата на православное паломничество'

Православное паломничество в XIX - начале XX веков и влияние государственного аппарата на православное паломничество Текст научной статьи по специальности «Религия. Атеизм»

CC BY
36
7
Поделиться
Ключевые слова
ПАЛОМНИЧЕСТВО / PILGRIMAGE / ПАЛЕСТИНА / PALESTINE / СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ / HOLY LAND / РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ (РДМ) / THE RUSSIAN ECCLESIASTICAL MISSION (REM) / ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО (ИППО) / IMPERIAL ORTHODOX PALESTINE SOCIETY (IOPS) / ОБЫЧАИ / CUSTOMS

Аннотация научной статьи по религии и атеизму, автор научной работы — Ершов Б.А., Черкасов Д.Р., Чирков И.А.

В данной статье описывается история православного паломничества к священным местам в XIX-XX вв., влияние внешней и внутренней государственной политики на развитие паломничества, создание таких обществ, как РДМ, «Комитет для принятия мер по устройству богоугодных заведений для православных поклонников» и «Императорское Православное Палестинское Общество». Также в статье описываются основные обычаи этого шествия.

Похожие темы научных работ по религии и атеизму , автор научной работы — Ершов Б.А., Черкасов Д.Р., Чирков И.А.,

ORTHODOX PILGRIMAGE IN THE XIX - EARLY XX CENTURIES. AND INFLUENCE OF THE STATE APPARATUS AT THE ORTHODOX PILGRIMAGE

This paper describes the history of the Orthodox pilgrimage to the holy places in the XIX-XX centuries, the influence of external and internal state policy on development of the pilgrimage, the creation of such societies as RDM, «Committee for action on the device of the charitable institutions for Orthodox fans» and «the Imperial Orthodox Palestinian Society». The article also describes the main customs of this procession.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Православное паломничество в XIX - начале XX веков и влияние государственного аппарата на православное паломничество»

ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ И ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА НА ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО

Б.А. Ершов, д-р ист. наук, профессор Д.Р. Черкасов, студент И.А. Чирков, студент

Воронежский государственный технический университет (Россия, г. Воронеж)

Аннотация. В данной статье описывается история православного паломничества к священным местам в XIX-XXвв., влияние внешней и внутренней государственной политики на развитие паломничества, создание таких обществ, как РДМ, «Комитет для принятия мер по устройству богоугодных заведений для православных поклонников» и «Императорское Православное Палестинское Общество». Также в статье описываются основные обычаи этого шествия.

Ключевые слова: паломничество, Палестина, Святая земля, Русская духовная миссия (РДМ), Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО), обычаи.

Во второй половине XVIII и первой половине XIX вв. православные жители Российской империи обрели право беспрепятственного посещения священных мест Палестины. Это право было обусловлено и закреплено определенными статьями договоров о мире России с Османской империей. Победы наших войск и старания русских дипломатов принесли свои благотворные плоды. Если 30-40 гг. XIX в. число наших паломников насчитывало сотни человек в год, то после Крымской войны паломническое течение начало набирать обороты. С середины XIX в. тысячи русских паломников все чаще начали посещать Святую Землю. В этот временной период духовная устремлённость среднестатистических верующих мирян к святыням Православного Востока совпала с интересами российской государственной политики на Востоке. В 1856 г. был разработан большой проект по созданию российской инфраструктуры в Святой Земле для поддержки и развития Православия на Ближнем Востоке и продвижения русского паломничества. В 1856 г. было создано Русское Общество пароходства и торговли, занимавшееся перевозкой российских православных паломников из Одессы в Яффу. В 1857 г. в Иерусалиме оживает деятельность Русской духовной миссии (РДМ) , которая была создана ещё в 1847 г., однако из-за военных действий на территории страны во время Крымской войны была

эвакуирована из Палестины. В 1858 году в Иерусалиме было открыто российское дипломатическое консульство. В 1859 году в Санкт-Петербурге был открыт Палестинский комитет - «Комитет для принятия мер по устройству богоугодных заведений для православных поклонников», преобразованный в 1864 г. в Палестинскую комиссию при Азиатском департаменте МИД России. Свою долю в развитие паломничества внесла РДМ и отдельно один из её начальников архимандрит Антонин, выдающийся церковный дипломат, ученый и писатель. Трудами архимандрита были приобретены и застроены 14 земельных участков. Их общая стоимость в конце XIX века оценивалась в 1 млн. золотых рублей. В 1882 году было создано Православное Палестинское Общество, во главе которого стоял Великий Князь Сергий Александрович, позже это общество получило почётное дополнение к названию -Императорское. В 1889 году указом императора Александра Александровича III Палестинская комиссия при Азиатском департаменте МИД была распущена, её функции, владения и имущества - в том числе подворья в Иерусалиме и другая принадлежащая России недвижимость в Святой Земле - были переданы Императорскому Православному Палестинскому Обществу, которое стало самым крупным и главным организатором православного паломничества в Российской империи до

1917 г. [1]. В конце XIX - начале XX веков за несколько лет до начала Первой мировой войны и октябрьской революции случился подъем интереса русских православных паломников к святым местам Вселенского Православия, находившимся в Европе, и особенный интерес вызывали святыни Италии. ИППО так же, как и на Ближнем Востоке, оказывало помощь русским паломникам и богомольцам в Италии, в частности в Бари, где под его покровительством в преддверии Первой мировой войны было возведено православное подворье с храмом во имя святого Николая Чудотворца и странноприимным домом. В начале ХХ века православные паломнические странствия к всероссийским святым местам также носили массовый характер, тысячи людей приходили на поклонение в Троице-Сергиеву, Александро-Невскую, Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры. Также православные богомольцы посещали древние монастыри и храмы, где молились у отечественных святынь. Трагические события 1917 г. Полностью поменяли положение русского православного паломничества внутри нашей страны, на длительный промежуток времени оборвалась живая связь Палестины с Россией. Изучая паломничество, его обычаи и основные туристические точки в период XIX - начала XX века стоит отметить, что основными центрами православного паломничества являлись Оптина пустынь и Са-ров. Первая из них несколько обособлена. Православные люди совершали паломничество в Оптину пустынь ради живого общения со старцами. В паломничество отправлялись в теплое время года. Обычным паломникам полагалось проходить весь путь паломничества к священным местам пешком, и только очень богатые люди могли позволить себе немного нарушить это правило. Православные русские паломники не имели специальной одежды (в отличии от западных паломников - пилигримов, которые носили плащ и широкополый головной убор), но их обязательной принадлежностью был посох и котомка с сухарями. У более состоятельных граждан при себе имелись сменная одежда и сосуд наполненный водой, а в начале XX века -

чайник. В дороге обычно паломники соблюдали пост, с собой же они брали немного денег, чтобы в пути давать милостыню. XX в. - время массовых паломничеств по священным местам России. После 1910 года московский священник храма Воскресения в Кадашах отец Николай начал устраивать приходские паломничества по окрестностям Москвы и по дальним обителям. Его примеру последовали и другие. Известно, например, что после революции в 1920-е годы приход храма святого Митрофания Воронежского под руководством своего настоятеля отца Владимира Медведюка совершал паломничества. [2] До революции 1917 года посещение святых мест для православного христианина являлось обязательным обрядом, на совершение которого он обязан был получить благословение священнослужителя. В советский период времени число паломников сильно сократилось, как впрочем, и количество маршрутов для паломничества. Перепрофилирование множества храмов, церквей, монастырей под различные нужды сделало их недоступными для отправления религиозного культа и поклонения паломников. Немалую долю религиозных сооружений удалось сохранить в хорошем состоянии благодаря тому, что они стали музеями и в итоге оказались вовлечены в процесс туристического освоения. Таким образом, в сознании человека закрепилось представление о религиозных построениях и святынях как о музейном объекте. Множество памятников русской православной культуры, например, Троице-Сергиева Лавра, Иосифо-Волоколамский использовались в туризме на протяжении многих лет и представляли собой популярные маршруты как внутреннего туризма, так и международного. Преимущественными точками посещения паломников в XIX-начале XX вв. являлись монастыри. На человека все окружающее оказывало эмоциональное влияние: архитектура, мозаика, иконопись. Люди в церковной общине испытывали чувство сплоченности, свойственное русскому менталитету. Здесь люди приобщались к новому образу жизни. Также с надеждой люди устремляются на путь паломничества: «Нескончаемой чере-

дой все 365 дней в году, и в дождь и в снег идут с верой в сердце простые люди на Даниловское кладбище и в Покровский монастырь, чтобы написать несколько строк Матронушке» [3, 128]. Поэтому исторические монастыри на Руси стали центром притяжения паломников и верующих.

Во второй половине XVIII и первой половине XIX вв. количество православных паломников на святой земле увеличилось. До октябрьской революции 1917 года ко-

сколькими тысячами человек в год. После революционных потрясений 1917 года начались гонения на любую религиозную деятельность, включая паломнические походы. Основной интерес паломничества заключается в ознакомлении с жизнью обители, приобщении человеческой души к священным духовным ценностям. В поисках духовной обители люди чаще всего шли в монастыри, поэтому исторические монастыри на Руси стали центром притяжения паломников и верующих.

личество паломников исчислялось неБиблиографический список

1. Геллер, М.Я. История Российской империи: В 2-х т, Том 2 [текст] / М.Я. Геллер// МИК, 2001 г, 1046с.

2. Фаст, Г.Г. С Библией в руках по Святой Земле. Богословские заметки русского паломника [текст]/ Г.Г. Фаст// Никея, 2014 г, 160с.

3. Мацукевич, А.А. Блаженная Матрона Московская [текст]/ А.А Мацукевич// Эксмо, 2014 г, 288с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ORTHODOX PILGRIMAGE IN THE XIX - EARLY XX CENTURIES. AND

INFLUENCE OF THE STATE APPARATUS AT THE ORTHODOX PILGRIMAGE.

B.A. Ershov, doctor of historical sciences, professor

D.R. Cherkasov, student

I.A. Chirkov, student

Voronezh state technical university

(Russia, Voronezh)

Abstract. This paper describes the history of the Orthodox pilgrimage to the holy places in the XIX-XX centuries, the influence of external and internal state policy on development of the pilgrimage, the creation of such societies as RDM, «Committee for action on the device of the charitable institutions for Orthodox fans» and «the Imperial Orthodox Palestinian Society». The article also describes the main customs of this procession.

Keywords: pilgrimage, Palestine, the Holy land, the Russian ecclesiastical mission (REM), the Imperial Orthodox Palestine Society (IOPS), customs.