Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛЬШЕ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД'

ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛЬШЕ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ / ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / РЕФОРМА ЕНДЖЕЕВИЧА / ВАРШАВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миронович Aнтоний Васильевич

В статье рассматривается система православного образования в Польше в межвоенный период между двумя мировыми войнами. Дается краткий обзор наиболее значимых учебных заведений Православной церкви для духовенства и мирян, существовавших на территории Польши в XIX в. до восстановления независимости Польши. Дается характеристика условий для развития православного образования, существенно изменившихся после 1918 г. Изучаются особенности взаимоотношений духовных школ и светских властей; рассматривается, как менялась организация работы семинарий во время школьной реформы 1932 г. На основании архивных источников описывается положение дел в православных семинариях в Вильно и Кременце; особое внимание обращается на проблемы национальной идентичности учащихся и стратегию полонизации духовных школ, проводившуюся польским правительством. Наиболее болезненным был процесс ревиндикации - возвращение храмов первому владельцу, согласно которому многие храмы перешли в ведение Римско-католической церкви или были разрушены. Вторая часть статьи посвящена теологическому факультету Варшавского университета, выпускники которого служили на православных приходах и сами становились преподавателями в православных духовных учебных заведениях. Основанием для начала работы факультета стал проект открытия высшего учебного заведения с целью обучения духовенства, представленный в 1921 г. в министерство народного образования Польши митр. Георгием (Ярошевским). Факультет открылся 8 февраля 1925 г. и просуществовал до 1939 г. Восстанавливаются преподавательский состав, предметно-содержательная сторона преподавания, влияние традиций духовного образования разных поместных церквей. Среди выпускников факультета выдающиеся специалисты по истории, богословию, догматике и другим теологическим дисциплинам. Высокий образовательный и культурный уровень православного духовенства является следствием сохранившейся системы православного духовного образования. Во II Речи Посполитой, несмотря на государственную политику полонизации, было открыто больше возможностей получения православного образования, чем в Советском союзе. Однако проблема преподавания православной религии в школах в межвоенный период не была решена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX EDUCATION IN POLAND DURING THE INTERWAR PERIOD

The article examines the system of Orthodox education in Poland in the interwar period between the two World Wars. It gives a brief overview of the most significant educational institutions of the Orthodox Church for clergy and laity that existed on the territory of Poland in the 19th century before the reestablishment of Poland’s independence. It characterizes the conditions for the development of Orthodox education, which changed considerably since 1918. It examines the relationship between the seminaries and secular authorities and looks at how the work of the seminaries underwent changes during the 1932 school reform. The state of affairs at the Orthodox seminaries in Vilna and Kremenets is described on the basis of archival sources; special attention is paid to the problems of national identity of students and the strategy of Polonization of theological schools carried out by the Polish government. The most traumatic process was that of revindication - the return of churches to their former owners, whereby many churches were taken over by the Roman Catholic Church or were demolished. The second part of the article is devoted to the Faculty of Theology, the University of Warsaw, whose graduates served in Orthodox parishes and themselves became teachers in Orthodox theological educational institutions. The basis for the beginning of the faculty’s work was the project of opening a higher educational institution for the purpose of training the clergy, submitted in 1921 to the Ministry of Public Education of Poland by Metropolitan George (Yaroshevsky). The faculty was opened on February 8, 1925 and lasted until 1939. The academic staff, the subject-matter content of the teaching, and the influence of the traditions of spiritual education of the various local Churches were restored. Graduates included distinguished specialists in history, theology, dogmatics and other theological disciplines. The high educational and cultural level of the Orthodox clergy results from the preserved system of Orthodox spiritual education. In the Second Polish Republic (II Rzeczpospolita), despite the state policy of Polonization, more opportunities for Orthodox education were open than there were in the Soviet Union. However, the problem of teaching Orthodox religion in schools in the interwar period was not resolved.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛЬШЕ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД»

Научная статья УДК 257+378

DOI: 10.25803/26587599_2022_41_74

А. В. Миронович

Православное образование в Польше в межвоенный период

Миронович Aнтоний Васильевич, д-р ист. наук, профессор, Белостокский университет, Белосток, Польша, amir@uwb.edu.pl, https://orcid.org/0000-0001-7856-2191

аннотация: В статье рассматривается система православного образования в Польше в межвоенный период между двумя мировыми войнами. Дается краткий обзор наиболее значимых учебных заведений Православной церкви для духовенства и мирян, существовавших на территории Польши в XIX в. до восстановления независимости Польши. Дается характеристика условий для развития православного образования, существенно изменившихся после 1918 г. Изучаются особенности взаимоотношений духовных школ и светских властей; рассматривается, как менялась организация работы семинарий во время школьной реформы 1932 г. На основании архивных источников описывается положение дел в православных семинариях в Вильно и Кременце; особое внимание обращается на проблемы национальной идентичности учащихся и стратегию полонизации духовных школ, проводившуюся польским правительством. Наиболее болезненным был процесс ревиндикации — возвращение храмов первому владельцу, согласно которому многие храмы перешли в ведение Римско-католической церкви или были разрушены. Вторая часть статьи посвящена теологическому факультету Варшавского университета, выпускники которого служили на православных приходах и сами становились преподавателями в православных духовных учебных заведениях. Основанием для начала работы факультета стал проект открытия высшего учебного заведения с целью обучения духовенства, представленный в 1921 г. в министерство народного образования Польши митр. Георгием (Ярошевским). Факультет открылся 8 февраля 1925 г. и просуществовал до 1939 г. Восстанавливаются преподавательский состав, предметно-содержательная сторона

© Миронович А. В., 2022

преподавания, влияние традиций духовного образования разных поместных церквей. Среди выпускников факультета выдающиеся специалисты по истории, богословию, догматике и другим теологическим дисциплинам. Высокий образовательный и культурный уровень православного духовенства является следствием сохранившейся системы православного духовного образования. Во II Речи Посполитой, несмотря на государственную политику полонизации, было открыто больше возможностей получения православного образования, чем в Советском союзе. Однако проблема преподавания православной религии в школах в межвоенный период не была решена.

ключевые слова: история церкви, православное образование, духовная семинария, теологический факультет, реформа Енджеевича, Варшавский университет

для цитирования: Миронович А. В. Православное образование в Польше в межвоенный период // Вестник Свято-Филаретовского института. 2022. Вып. 41. С. 74-92. DOI: 10.25803/26587599_2022_41_74.

A. V. Mironowicz

Orthodox Education in Poland during the Interwar Period

Mironowicz Antoni V., Dr. Sci (History), professor, University of BiaJystok, Poland, amir@uwb.edu.pl, https://orcid.org/0000-0001-7856-2191

abstract: The article examines the system of Orthodox education in Poland in the interwar period between the two World Wars. It gives a brief overview of the most significant educational institutions of the Orthodox Church for clergy and laity that existed on the territory of Poland in the 19th century before the reestablishment of Poland's independence. It characterizes the conditions for the development of Orthodox education, which changed considerably since 1918. It examines the relationship between the seminaries and secular authorities and looks at how the work of the seminaries underwent changes during the 1932 school reform. The state of affairs at the Orthodox seminaries in Vilna and Kremenets is described on the basis of archival sources; special attention is paid to the problems of national identity of students and the strategy of Polonization of theological schools carried out by the Polish government. The most traumatic process was that of revindication — the return of churches to their former owners, whereby many churches were taken over by the Roman Catholic Church or were

demolished. The second part of the article is devoted to the Faculty of Theology, the University of Warsaw, whose graduates served in Orthodox parishes and themselves became teachers in Orthodox theological educational institutions. The basis for the beginning of the faculty's work was the project of opening a higher educational institution for the purpose of training the clergy, submitted in 1921 to the Ministry of Public Education of Poland by Metropolitan George (Yaroshevsky). The faculty was opened on February 8, 1925 and lasted until 1939. The academic staff, the subject-matter content of the teaching, and the influence of the traditions of spiritual education of the various local Churches were restored. Graduates included distinguished specialists in history, theology, dogmatics and other theological disciplines. The high educational and cultural level of the Orthodox clergy results from the preserved system of Orthodox spiritual education. In the Second Polish Republic (II Rzeczpospolita), despite the state policy of Polonization, more opportunities for Orthodox education were open than there were in the Soviet Union. However, the problem of teaching Orthodox religion in schools in the interwar period was not resolved. keywords: church history, orthodox education, theological seminary, theological faculty, J^drzejewicz reform, University of Warsaw

for citation: Mironowicz A. V. "Orthodox Education in Poland during the Interwar Period". The Quarterly Journal of St. Philaret's Institute, 2022, iss. 41, pp. 74-92. DOI: 10.25803/26587599_2022_41_74.

Система православного образования, сложившаяся в Польше в период между двумя мировыми войнами, представляет интерес для изучения истории теологического образования не только потому, что позволяет проследить развитие тенденций, заложенных в российском духовном образовании до революции 1917 г., но и потому, что хранит память об образовательных учреждениях, созданных православными братствами на территории Речи По-сполитой в конце XVI — начале XVII вв. 1

В XIX в. православное образование в Польше, вошедшей после Наполеоновских войн в состав Российской империи, развивалось под влиянием Русской православной церкви. Система духовного образования включала четыре типа учебных заведений: академии, семинарии, повятские школы духовенства и приходские школы.

1. См. подробнее: [Корзо; Лукашова; МозШа]. — Прим. ред.

Школы грамоты, одноклассные и двухклассные школы обслуживали потребности Православной церкви в религиозном воспитании молодежи. Церковноприходские школы пользовались популярностью в Варшавской епархии. В 1899-1900 гг. только в этой епархии действовало 267 приходских школ [М1топошс 2002, 31-33]. В 1886 г. при женском монастыре в Лесне была открыта школа по программе двухгодичных приходских школ. Годичные школы псалмопевцев и иконописцев были открыты при монастыре в Яблечне в 1897 г.

Школы всех уровней, в том числе педагогические училища, находились в ведении духовенства. Церковные власти были заинтересованы в развитии этого вида образования.

Духовенство получало образование в семинариях в Аннополе, Холме, Полоцке, Вильно и Жировицах. В 1836 г. семинария из Ан-нополя под Острогом была переведена в Кременец. В 1828-1872 гг. духовные школы существовали в Гродно, Кобрине, Жировицах и Вильно. В 1872 г. духовные школы в Кобрине и Гродно были закрыты, а их ученики переведены в Полоцк и Вильнюс. Важную роль в развитии церковного образования на Волыни сыграли мужские духовные школы в Житомире, Мельце, Ковеле, Кременце и женские в Кременце.

В 1875 г. была открыта духовная школа в Почаеве. В школах этого типа обучали псалмопевцев и других церковных служащих. Программа обучения ограничивалась такими предметами, как история церкви, катехизис, литургика, церковное право, арифметика, география, пение, церковнославянский язык, латынь и греческий язык.

До 1860 г. Волынская духовная семинария с местонахождением в Кременце играла решающую роль на территории Варшавской епархии. В 1868 г. на базе преподавательского корпуса Волынской духовной семинарии была основана семинария в Варшаве. Православное духовенство могло получать полное богословское образование в духовных академиях в Санкт-Петербурге, Киеве, Казани и Москве.

Ситуация с православным образованием существенно изменилась после восстановления независимости Польши. Польское правительство стремилось создать единую, отвечающую национальным интересам систему образования, объединив образовательные традиции Австрии, Германии и России. Общая религиозная политика властей была направлена на полонизацию всего не польского населения. Особенно болезненным для православного

населения II Речи Посполитой стал процесс ревиндикации (возвращения первому владельцу). В ходе ревиндикации сотни православных храмов, церковных построек были переданы в ведение Римско-католической церкви, а некоторые православные церкви были варварски разрушены. Так, например, только в первый год правления польского правительства по официальной статистике у православных было отобрано 400 церквей [Свитич, 93]. Ревин-дикация проводилась на том основании, что в период Российской империи эти объекты были отняты у католиков и униатов и переданы в пользование Православной церкви. Однако в ходе ре-виндикации происходили неоднократные нарушения этого изначального принципа, призванного восстановить справедливость. Такая жесткая государственная политика II Речи Посполитой в отношении православия могла подтолкнуть к некоторым сопоставлениям с тем, что происходило на восточных территориях некогда единого государства. Тем не менее в ситуации, когда на советских территориях возможности для религиозного и духовного образования стремительно сужались, в независимой Польше православное образование имело некоторые перспективы.

В 1919 г. церковная иерархия начала заниматься возобновлением работы Виленской и Кременецкой семинарий. В Кременце в то время было две школы — мужская и женская. В 1921 г., согласно решению польских органов образования, обе духовные школы были закрыты. Сразу же церковные власти перенесли кременецкие духовные школы в Дермань. В Дермане мужская духовная школа действовала до 1926 г., а женская — до 1930 г. Обе школы имели статус частных и проводили свою работу с разрешения волынского куратора. Содержались школы на средства местного духовенства. После того как обе кременецкие школы были перенесены в Дермань, церковные власти в Кременце открыли семинарию. Кременецкая семинария, которая еще в 1918 г. была расположена в зданиях монастыря в Кременце, продолжила традиции Холмской семинарии, которая в 1915 г. была эвакуирована в Москву. Таким образом, начиная с 1921 г. на территории Второй Речи Посполитой действовали семинарии в Вильно и Кременце.

Семинарии находились в сложном материальном положении, требовалось проведение организационной и учебной реформы. Появилась необходимость правового регулирования полномочий духовных школ. Была и еще одна проблема — представители польских властей обвиняли преподавателей духовных семинарий в причастности к национальному движению,

а также указывали на белорусское влияние в Виленской семинарии и украинское — в Кременецкой. В Кременце преподавательский состав в основном состоял из русских и украинцев, а обучение проводилось на русском и украинском языках. Представители украинских и белорусских политических сил заявляли о реформе семинарий. С их точки зрения реформа должна была заключаться в совершенствовании системы образования и одновременной украинизации Кременецкой семинарии и бе-лорусизации Виленской. Однако представители государственных органов особенно враждебно относились к белорусизации Виленской семинарии, требовали отказа от белорусского языка в преподавании. С точки зрения представителей органов образования Виленская семинария особенно подверглась белорусизации в период, когда ее ректором был известный белорусский активист Вячеслав Богданович, а в корпусах семинарии разместилась белорусская гимназия с общежитием, белорусский музей им. Ивана Луцкевича, белорусское православное братство Святой Троицы и общество белорусской школы. Сотрудничество между семинарией и белорусским представительством в Вильно было на высоком уровне. Белорусские учреждения арендовали помещения семинарии, а семинария использовала помощь педагогов из белорусской гимназии. Под давлением государственной власти архиерейский синод в 1922 г. назначил нового ректора Виленской духовной семинарии и удалил из ее помещений белорусскую гимназию \Papierzynska-Turek, 281; Mironowicz2002, 33; Pawluczuk, 163].

В Виленскую духовную семинарию принимались ученики, исповедующие православную веру. В 1923 г. в семинарии обучалось 292 воспитанника. В этой группе молодежи 221 человек назвал свою национальность белорусской, 63 — русской, 7 — украинской и один — польской. Семинаристы также заявляли, что дома 210 человек говорят на русском, 69 — на белорусском, 11 — на русско-белорусском, и по одному на польском и украинском языках \LietuvosJ. 51, ту. 12, п. 1,I.196-197; Mironowicz2018,138]. Эти данные подтверждают высокую степень русификации Виленской семинарии. Вместе с тем, следует отметить, что выпускниками Виленской духовной школы стали видные деятели Белорусской православной церкви в годы Второй мировой войны — Владимир Нарко (будущий архиеп. Филофей), И. Кушнер, Н. Лапицкий, А. Ковш (активные проводники идеи белорусизации культа и сторонники автокефалии) \Горный, 43].

В 1924 г. по инициативе Министерства по делам религий и народного образования (далее — МДРиНО) в Польше была проведена реформа системы православного образования. Духовные семинарии были преобразованы в десятилетние школы с сохранением полномочий средних школ. Вновь образованные семинарии объединяли программы ранее существующих семинарий и светских гимназий. Учебный процесс в семинарии завершался сдачей экзаменов на аттестат зрелости. Образовательные органы требовали удалить из учебных программ по теологии дискуссионные вопросы, затрагивавшие интересы других религий, оказывали давление на руководство семинарий. Замечания властей главным образом касались программ по таким предметам, как «История православной церкви», «Сравнительное богословие» и «Пастырское попечение» [Malesza, 115; Mironowicz 2005, 168]. Власти пытались если не ликвидировать Виленскую и Кременец-кую семинарии, то существенно ограничить их деятельность.

Семинарии находились в тяжелом материальном положении. Семинаристам не хватало мест в общежитии, учебные классы требовали ремонта, библиотечные фонды не могли обеспечить необходимый уровень обучения, не хватало денежных средств для сохранения педагогических кадров. Предлагаемые компетентными государственными органами реформы учебных программ в духовных семинариях были направлены на их полонизацию, а также на привлечение к работе людей, лояльно относящихся к государству и к автокефалии Польской православной церкви. Проведению реформы Виленской семинарии оказывал содействие ее ректор, русский по национальности, архим. Филипп (Морозов). Ректор был против белорусизации и самостоятельно ввел для преподавания польский язык, что позволило ему получить финансовую поддержку со стороны правительства. Архиерейский синод 9 апреля 1924 г. посчитал решение ректора бестактным, а его позицию — неканонической. Синод освободил архим. Филиппа (Морозова) от должности ректора, но не отменил изменений, внесенных им в программу семинарии. После проведения образовательной реформы, с октября 1924 г. Виленская семинария была окончательно разделена на восьмиклассную гимназию и двухлетние теологические курсы. Двухлетние теологические курсы имели статус частной школы, но субсидировались министерством.

Виленская восьмиклассная гимназия должна была финансироваться правительством и осталась в подчинении местного митрополита. Преподавателей для гимназии назначал митрополит.

Все предметы, кроме богословских, преподавались на польском языке. Учебная программа включала следующие предметы: религию, церковнославянский язык, русский, белорусский, украинский, польский языки, всеобщую историю и историю Польши, историю церкви, знания о Польше, всемирную географию и географию Польши, математику, природоведение, физику, химию, логику, философию, каллиграфический рисунок, пение и гимнастику \Archiwum, I. 32]. Выпускники гимназии могли быть приняты на православные теологические курсы Варшавского университета.

В 1926-1927 гг. по аналогии с Виленской была проведена реформа Кременецкой семинарии \Archiwum, I. 90; Mironowicz 2001, 13-19; Mironowicz 2003, 251-253]. Такая задержка с процессом реформирования была вызвана отсутствием решения о переводе Кременецкой духовной семинарии в Варшаву. В 1924 г. куратор учебного округа на Волыни информировал МДРиНО о том, что перенос семинарии в столицу приведет к изоляции воспитанников от влияния украинской общественности и усилению влияния польской культуры. По инициативе органов образования был даже создан проект по переводу семинаристов в частную гимназию в Варшаве с русским языком обучения. После получения среднего теологического образования им предлагалось продолжать обучение на двухлетних православных теологических курсах Варшавского университета. Вышеупомянутый проект не был реализован из-за проблем с помещениями и финансовыми ресурсами. В этой ситуации церковные власти внесли предложение привести учебные программы в соответствие с украинским и русским лекционными языками. Роль государства ограничивалась только финансовой поддержкой. С таким решением не согласились правительственные органы. В октябре 1925 г. МДРиНО издало распоряжение о преобразовании Кременецкой духовной семинарии в государственную школу с общежитием. Обучение должно было проходить по образцу девятилетней гимназии. Директор, назначенный министерством, отвечал за небогословские предметы, преподавать которые предлагалось на польском языке. Богословие планировали преподавать на русском и украинском языках. Выпускники Кременецкой школы могли быть приняты на курсы православной теологии Варшавского университета \Бич-ковський; Данлчева; Рожко; Archiwum, I. 68; Mironowicz 2018, 141; Pawluczuk, 165 ].

Реформа Виленской духовной семинарии, направленная на ее полонизацию, результатов не дала. По информации Института

национальностей от 1932 г. школа и дальше сохраняла свой русский характер. Белорусские представительства предпринимали усилия по преобразованию семинарии в белорусское духовное училище. В 1931/32 учебном году в Виленской духовной семинарии обучалось 154 семинариста, а в 1932/33 уч. году их было 148 человек, из них 115 проживало в общежитии. Кременецкую духовную семинарию посещало 168 учеников, 131 ученик проживал в общежитии. Ежегодно каждую семинарию заканчивало около 15 выпускников [Lietuvos, f. 220. т/. 1, п. 124,I. 12; Kalendarz, 82]. Проблемы в Виленской семинарии появились снова, когда в 1932 г. началась реформа общеобразовательной школы. В соответствии со школьной реформой Енджеевича 2 были установлены новые правила организации религиозного образования. Кандидаты в духовенство после окончания шестилетней начальной школы и четырехлетней гимназии должны были окончить двухлетний теологический лицей. Министерские реформы повлекли за собой дезорганизацию работы православных семинарий. После многочисленных споров в 1935 г. были окончательно уточнены предпосылки реформы системы религиозного образования. Предполагалась постепенная ликвидация обеих семинарий и открытие вместо них в 1938/39 учебном году трехлетнего теологического лицея в Варшаве. Государственные органы получали право оказывать решающее влияние на функционирование лицея, а роль митрополита была существенно ограничена. Также было определено количество учеников: до 130 в гимназии, и до 80 в лицее. Устав, образовательную программу и условия принятия учеников определял министр МДРиНО, согласовывая все это с церковными властями. Декрет президента от 1938 г. определял правовые основы новой системы образования православного духовенства. Начало Второй мировой войны означало, что новая система образования остается только в сфере юридической и организационной подготовки 3.

Наряду с Виленской и Кременецкой семинариями, митр. Дионисий (Валединский) основал в Почаевской лавре духовную школу для детей духовенства, а в Яблечне и Кременце — школы регентов монастырских церковных хоров. В 1923 г. церковные власти предприняли попытку открыть частную духовную школу в де-

2. Януш Енджеевич с августа 1931 г. по февраль

1934 г. возглавлял Министерство духовных дел и народного просвещения Польши; с мая 1932 г. по май 1934 г. занимал должность премьер-министра. В результате проведения реформ в сфере образова-

ния была упорядочена и расширена школьная сеть, увеличилось число учащихся, была создана единая национальная система образования. — Прим. ред. 3. См. подробнее в: [Mironowicz 2012].

ревне Витчовка на Полесье. Этот проект не был реализован из-за сильного сопротивления воеводских властей, опасавшихся, чтобы школа не стала «рассадником восточной культуры» \Papierzynska-Гшек, 288-289; Mironowicz 2018, 142].

Особую роль в процессе обучения духовенства Православной церкви в межвоенный период сыграл факультет православной теологии Варшавского университета. Основанием для начала работы факультета стал проект открытия высшего учебного заведения с целью обучения духовенства, представленный в 1921 г. в МДРиНО митр. Георгием (Ярошевским). В 1924 г., благодаря усилиям митр. Дионисия (Валединского), сенат Варшавского университета принял решение об открытии факультета православной теологии. Открылся факультет 8 февраля 1925 г., его руководителем остался митр. Дионисий (Валединский), а его заместителем — проф. И. И. Огиенко. Преподавателями стали выдающиеся специалисты в области истории, теологии и догматики Православной церкви. Среди преподавателей Варшавского университета были: митр. проф. Дионисий (Валединский), проф. В. А. Беднов, архим. проф. Григорий (Перадзе), проф. Н. С. Арсеньев, архим. проф. Ила-рион (Васдекас), проф. М. В. Зызыкин, еп. проф. Александр (Зотос), проф. И. И. Огиенко, проф. А. И. Лотоцкий, проф. Сергей Кисель-Киселевский, проф. В. Н. Кулаков, а также д-р богословия Александр Лапинский \Linczewski, Mironowicz 2006]. Большинство преподавателей составляли выпускники российских духовных академий в Казани (митр. Дионисий (Валединский)), в Киеве (В. А. Беднов и А. И. Лотоцкий), в Москве (В. Н. Кулаков) и в Санкт-Петербурге (архим. Иларион (Васдекас)). Собрать таких выдающихся преподавателей удалось благодаря кадровой помощи других православных церквей. Румынская православная церковь для работы на православном теологическом факультете командировала проф. Сергея Киселя-Киселевского, выдающегося знатока иврита и Ветхого завета проф. Иустина Моисеску, который позже стал митрополитом Молдавским и патриархом Румынии. С Константинопольской церковью были связаны еп. Александр (Зотос) и архим. Иларион (Васдекас). Благодаря научным кадрам на теологическом факультете установились добрые традиции российских теологических академий и теологических школ Румынии и Западной Европы. Архимандрит Григорий (Перадзе) окончил факультет протестантской теологии в Берлине, а архим. Иларион (Васдекас) — Санкт-Петербургскую духовную академию и Оксфордский университет \Sawicki].

После нескольких лет деятельности факультета к преподавательскому составу присоединились его выпускники, среди которых были, в частности, Серафим Кирилович (литургика), Ян Коровицкий (старославянский язык), позднее еп. Тимотеуш (гомилетика), Виктор Романовский, M. A. 4 (фундаментальное богословие) и Александр Калинович, M. A. (моральное богословие) [Linczewski, 89].

Количество профессоров росло год от года. Как и на других факультетах университета, большинство из них были профессорами, читавшими лекции по приглашению руководства университета. Среди них были известные ученые, в том числе Владислав Татаркевич, который вел занятия по философии. Наибольшее количество научных сотрудников было приглашено в 1932/33 учебном году; наименьшее — в 1926/27 году, так как 1925/26 учебный год был первым годом работы и преподавательский состав еще только собирался.

Профессора факультета православного богословия архим. Ила-рион (Васдекас), М. В. Зызыкин, И. И. Огиенко, В. А. Беднов и А. И. Лотоцкий приобрели как ученые мировую известность, благодаря их научным исследованиям в области теологии и истории Церкви [Mironowicz 2002, 36].

Подготовка преподавателей на факультете повлияла на направления и методы научных исследований, а также на характер обучения. До 1939 г. на факультете на высоком уровне были подготовлены духовенство и научные работники. Выпускниками факультета стали Тимофей (Георгий Шрёттер), впоследствии митрополит Варшавский; архиеп. Киприан (Борис Борисевич) — архиепископ Американской православной церкви; Митрофан (Михаил Гутовский), впоследствии епископ Русской православной церкви. Приведенные выше примеры свидетельствуют о широкой образовательной роли Варшавского университета. Выпускники факультета православной теологии пополняли приходы многих православных церквей. В 1936-1939 гг. здесь проходили обучение будущий протопр. Виталий Боровой и прот. Константин Шаховской (он приехал в Варшаву из Эстонии, после окончания учебы вернулся в Печоры и в годы немецкой оккупации служил в Псковской православной миссии). В 1928-1939 гг. выпускникам

4. Magister Artium — магистр гуманитарных наук (M. A., MA, AM или A. M.) — ученая степень в гуманитарных вузах некоторых стран. — Прим. ред.

были присвоены 249 степеней магистров православной теологии. Преподаватели факультета внесли также важный вклад в научные исследования в области теологии и истории церкви. Работы профессоров архим. Илариона (Васдекаса), М. В. Зызыкина, И. И. Огиенко, В. А. Беднова и А. И. Лотоцкого навсегда вписаны в перечень величайших научных достижений ученых Варшавского университета. Их научные достижения были известны в стране и за рубежом. Научный журнал Elpis получил широкое признание среди церковных историков и теологов. Воспитанники и сотрудники факультета способствовали возрождению богословского образования в послевоенной Польше. Так, работающий на факультете д-р Александр Лапинский долгое время оставался профессором отдела православной христианской теологической академии в Варшаве \Mironowicz 2002, 36].

Обучение на факультете длилось четыре года, т. е. восемь семестров. Занятия со студентами проводились в форме семинаров и лекций на различных научных кафедрах. Руководство учебного заведения разделило предметы на основные и дополнительные. В первый год обучения студенты осваивали четыре основных предмета: пастырскую теологию, Священное писание Ветхого завета и библейскую археологию, всеобщую историю христианской церкви, церковнославянский язык и палеографию. Дополнительными предметами были греческий, иврит и польский языки. На втором году обучения преподавались четыре основные дисциплины: гомилетика, Священное писание Нового завета, фундаментальная теология и патрология, дополнительными предметами оставались те же иностранные языки, что и на первом курсе. На третьем курсе основными предметами были гомилетика, Священное писание Нового завета, фундаментальная теология, история славянских православных церквей и Румынской церкви. На выбор предлагались дополнительные предметы: теория права, лекции по аналитической философии (логика, история философии, психология), всемирная история или польская история, всемирная или польская литература. На четвертом курсе основными предметами были христианская археология и история христианского искусства, сравнительная теология и каноническое право. Дополнительные предметы оставались те же, что на третьем курсе.

Теоретические занятия по пастырскому богословию сводились к лекциям по истории воспитания и методике преподавания православного вероисповедания. С другой стороны, учащиеся

на занятиях анализировали святоотеческие источники пастырского богословия, а в качестве практики проводили пробные занятия по религии в средних школах.

В 1938/39 учебном году на занятиях по археологии и церковному искусству обсуждались вопросы, связанные с искусством римских катакомб, христианской эпиграфикой, историей гонений на христиан в I веке. Занятия в рамках семинара «История славянских и Румынской православных церквей» состояли из чтения и интерпретации источников и подготовки студентами ежегодных докладов.

В течение первого года обучения в рамках курса патрологии тщательно изучалось мученичество христиан I века, а на втором курсе обсуждалась христианская литература.

Характеристика учения Римско-католической и протестантской церквей в сравнении с православным вероучением давалась в курсе сравнительного богословия. Моральное богословие занималось проблемами христианской этики и естественного права. Работа была направлена на формирование у учащихся целостного христианского мировоззрения, усваивающего православный идеал жизни.

Лекции и практические занятия по сектоведению были посвящены систематическому изложению истории тогдашнего сектантства, получившего распространение среди православного населения. На занятиях сектантство подвергалось критическому анализу с позиции Православной церкви, обсуждались способы борьбы с ним.

Помимо греческого, иврита и современных языков, во время обучения проводились занятия по церковнославянскому языку. На этих занятиях читались церковнославянские тексты периода кирилловских уставов и полууставов, переводились отрывки из богослужебных книг Православной церкви.

Общее количество лекционных и семинарских часов составляло 115 часов в неделю. На первом курсе было 32 часа занятий, на втором — 31, на третьем — 30 и на четвертом — 22 часа. Как можно заметить, каждый год количество часов на один час уменьшалось, а на четвертом курсе студенты посещали занятия 22 часа в неделю, поскольку писали магистерские работы.

Условием приема на Православный богословский факультет были высокие оценки, полученные на вступительных экзаменах, или свидетельство об окончании православной семинарии с дипломом первой степени, что позволяло поступающим

продемонстрировать соответствующую квалификацию. Кроме того, молодые люди должны были представить рекомендацию митрополита Варшавского и всея Польши. С другой стороны, окончившие общую среднюю школу должны были сдать экзамен по греческому и латинскому языкам, а также по религии в средней школе. Вместе с расширением училища увеличивалось и количество студентов, только в 1931/32 и 1932/33 учебных годах количество студентов не превышало 100 человек.

Проблема преподавания православной религии в школах в межвоенный период не была решена. Обучение в большей степени проводило духовенство, за что получало очень низкую заработную плату. От их жертвенности и увлеченности зависело, будет ли преподавание религии в школах непрерывным и на каком уровне. Лучше было организовано преподавание религии в средних школах. Преподавание православия в начальных школах основывалось на русских учебниках, часто с антипольским содержанием. Лишь в 1930-е годы в Варшавской синодальной типографии были напечатаны учебники, написанные преподавателями факультета православной теологии Варшавского университета. Содержание и форма учебников для преподавания православия соответствовали новому положению Православной церкви в Польше. Согласно данным органов управления образованием в общеобразовательных школах, в 1922/23 учебном году православную религию изучало 5400 учеников, в 1923/24 — 9091, в 1924/25 — 9332, в 1925/26 — 6162, в 1926/27 — 5448 и в 1928/29 учебном году — 4900 учеников, что составляло немногим более 2 % обучающейся молодежи. К этому следует добавить несколько тысяч учеников частных, мужских и женских школ и школ совместного обучения. Общий процент учеников, посещавших занятия по православной религии в различных государственных и частных школах в центральных воеводствах, составил около 1 % обучающейся молодежи, а в восточных воеводствах — более 17,5 % [Ьа^ю^ 115 ].

Факультет православной теологии Варшавского университета в межвоенный период сыграл особую роль в процессе воспитания духовенства Православной церкви. Сотрудниками факультета стали выдающиеся специалисты в области истории, богословия и догматики. Выпускники Православного богословского училища были сотрудниками многих православных церквей. Можно сказать, что большим достижением церкви того времени был высокий интеллектуальный, духовный и культурный уровень

священников, которые были хорошо подготовлены к работе в университетах и семинариях в Польше и за рубежом.

Эта история свидетельствует о том, что даже в условиях притеснения православных интересов законами Польского государства, опирающегося на идеи национализма (полонизации) и протекционизма католической церкви, выразившегося в политике ревин-дикации, православные традиция, культура и даже национальные особенности нетитульных наций в Польше не были утрачены во многом благодаря сохранению в 1920-1930 гг. православных духовных школ и православного образования на среднем и низшем уровнях. Аресты и изгнание православных епископов и клириков за пределы Польши, захват православных храмов и сокращение численности приходов в украинских и белорусских землях, входивших в состав Второй Речи Посполитой, не смогли обеспечить тотальную полонизацию и окатоличивание населения, поскольку духовное образование и осмысленное воцерковление через структуру церковных школ способствовали сохранению укорененности в православной вере.

Не случайно в годы немецкой оккупации именно в Вильно по благословению Экзарха Прибалтики митр. Сергия (Воскресенского) на базе довоенной духовной семинарии были открыты Богословские курсы по подготовке православных священников-миссионеров, предназначенных для участия в церковном возрождении на Северо-Западе России. Ректором курсов был назначен проф.-прот. Василий Виноградов, выпускник, преподаватель Московской духовной академии и ближайший сподвижник патриарха Тихона. Протоиерей Василий в сотрудничестве с преподавателями и выпускниками Варшавского университета и Виленской семинарии хотя бы на несколько месяцев восстановил преемственность дореволюционного духовного образования в России.

Источники

1. Archiwum = Archiwum Akt Nowych. Warszawa. Ministerstwo Wyznan Religijnych i Oswiecenia Publicznego. F. 1071.

2. Kalendarz = Kalendarz prawoslawny na 1934 rok. Tomaszow Lubelski : Glos prawoslawia, 1934. 206 p.

3. Lietuvos = Lietuvos Valstybes Istorijos Arhivas. F. 51; F. 220.

Литература

1. Бичковський = Бичковський Прокл, прот. Наука православно! релт! в школах Волинсько! епархп на шдставах звтв о. о. 3aKOHOB4ra^iB за 1927-28 шк. piK // Духовний сiяч. 1930. № 7. С. 81-82; № 9. С. 109-111; № 10. С. 120-122.

2. Горный = Горный А. Белорусское национальное движение в православных учебных заведениях Польши в 1920-х годах // Studia Bialorutenistyczne. 2016. Вып. 10. С. 39-53. DOI: 10.17951/sb.2016.10.39.

3. ДанШчева = Дантчева В. До кторп шкшьництва Рiвного в мiжвоeнний перюд (20-30 Ti рр. ХХ ст.) // Науковi записки Рiвненського обласного краезнавчого музею. Вип. 4. Рiвне : Волин. обереги, 2006. С. 204-208.

4. Корзо = Корзо М. Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI-XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. Москва : Канон+, 2007. 672 с.

5. Лукашова = Лукашова С. С. Миряне и церковь: религиозные братства Киевской митрополии в конце XVI века. Москва : Институт славяноведения РАН, 2006. 320 с.

6. Рожко = Рожко В. G. Нарис кторп Укра!нсько! Православно! Церкви на Волиш (870-2000). Луцьк : Media, 2001. 672 с.

7. Свитич = Свитич А. К. Православная церковь в Польше и ее автокефалия // Православная церковь на Украине и в Польше в XX столетии 1917-1950 гг. Москва : Крутицкое подворье, 1997. С. 87-280.

8. Langrod = Langrod J. S. O autokefalii prawoslawnej w Polsce. Studium z zakresu polskiej polityki administracji wyznaniowej. Warszawa : Instytut Wydawniczy "Biblioteka Polska", 1931. 170 p.

9. Linczewski = Linczewski M. Studium Teologii Prawoslawnej na Uniwersytecie Warszawskim w latach 1925-1939. Warszawa : Chrzescijanska Akademia Teologiczna, 1992. 96 p.

10. Malesza = Malesza A. Szkolnictwo // Kosciol prawoslawny w Polsce. Dawniej i dzis / Red. L. Adamczuk, A. Mironowicz. Warszawa, 1993. P. 114-115.

11. Mironowicz 2001 = Mironowicz A. Prawoslawne szkolnictwo teologiczne na terenie Rzeczypospolitej // Wiadomosci PAKP. 2001. N. 7-8 (140-141). P. 13-19.

12. Mironowicz 2002 = Mironowicz A. Szkolnictwo prawoslawne w Rzeczypospolitej // Szkolnictwo prawoslawne w Rzeczypospolitej / Red. A. Mironowicz, U. Pawluczuk. Bialystok : Zaklad Historii Kultur Pogranicza Instytutu Socjologii Uniwersytetu w Bialymstoku, 2002. 256 p.

13. Mironowicz 2003 = Mironowicz A. Prawoslawne szkolnictwo, szkolnictwo cerkiewne // Religia. Encyklopedia PWN / Red. T. Gadacz, B. Milerski. T. 8. Warszawa, 2003. P. 251-253.

14. Mironowicz 2005 = Mironowicz A. Kosciól prawoslawny na ziemiach polskich w XIX i XX wieku. Bialystok : Uniwersytetu w Bialymstoku, 2005. 390 p.

15. Mironowicz 2006 = Mironowicz A. Kosciól prawoslawny w Polsce. Bialystok : Bialoruskie Towarzystwo Historyczne, 2006. 920 p.

16. Mironowicz 2012 = Mironowicz A. Prawoslawne szkolnictwo teologiczne na terenie Rzeczypospolitej // Od Kijowa do Rzymu. Z dziejów stosunków Rzeczypospolitej ze Stolic^ Apostolsk^ i Ukraine / Red. M. R. Drozdowski. Bialystok, 2012. P. 863-880.

17. Mironowicz 2018 = Mironowicz A. Cerkiew prawoslawna w II Rzeczypospolitej. Bialystok : EkoPress, 2018. 256 p.

18. Nosilia = Nosilia V. Oswiata ruska na ziemiach wschodnich Rzeczypospolitej w XVII wieku // Mi^dzy Wschodem a Zachodem. Prawoslawie i unia / Red. M. Kuczynska. Warszawa : Wyd. Uniwersytetu Warszawskiego, 2017.

P. 141-173.

19. Papierzynska-Turek = Papierzynska-Turek M. Mi^dzy tradycj^ a rzeczywistosci^. Panstwo wobec prawoslawia 1918-1939. Warszawa : Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1989. 481 p.

20. Pawluczuk = Pawluczuk U. Seminaria duchowne w Krzemiencu i w Wilnie // Szkolnictwo prawoslawne w Rzeczypospolitej / Red. A. Mironowicz,

U. Pawluczuk. Bialystok, 2002. P. 147-166.

21. Sawicki = Sawicki D. Wyzsze szkolnictwo teologiczne Cerkwi prawoslawnej w odrodzonej Rzeczypospolitej // Cerkiewny Wiestnik. 2018. N 2. P. 44-53.

References

sources

1. Archiwum Akt Nowych, Warszawa, Ministerstwo Wyznan Religijnych i Oswiecenia Publicznego, coll. 1071.

2. Kalendarzprawoslawny na 1934 rok. Tomaszów Lubelski : Glos prawoslawia, 1934.

3. Lietuvos Valstybés Istorijos Arhivas, coll. 51; coll. 220.

Literature

1. Bichkovs'kii Prokl, archpriest (1930). "The science of the Orthodox religion in the schools of the Volyn diocese on the basis of reports in. at. legislators for 1927-28 school year". Duhovnyj sijach, 1930, n. 7, pp. 81-82; n. 9, pp. 109111; n. 10, pp. 120-122 (in Ukrainian).

2. Danilicheva V. (2006). "To the history of schooling in Rivne in the interwar period (20-30s of the 20th century)". Naukovi zapysky Rivnens'kogo oblasnogo krajeznavchogo muzeju [Scientific notes of the Rivne Regional Museum of Local Lore]. Rivne : Volyn. oberegy, vyp. 4, pp. 204-208 (in Ukrainian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Gornyj A. (2016). "Belarusian National Movement in the Orthodox Schools of Poland in the 1920s". Studia Bialorutenistyczne, 2016, iss. 10, pp. 39-53 (in Russian). DOI: 10.17951/sb.2016.10.39.

4. Korzo M. (2007). Ukrainskaia i belorusskaia katekheticheskaia traditsiia kontsa XVI-XVIII vv. : stanovlenie, evoliutsiia i problema zaimstvovanii [Ukrainian and Belarusian catechetic tradition late 16 th-18 th centuries: formation, evolution and the problem of borrowings]. Moscow : "KANON+" Publ.

(in Russian).

5. Langrod J. S. (1931). O autokefaliiprawoslawnej wPolsce. Studiumzzakresu polskiej polityki administracji wyznaniowej. Warszawa : Instytut Wydawniczy "Biblioteka Polska".

6. Linczewski M. (1992). Studium TeologiiPrawoslawnej na Uniwersytecie Warszawskim w latach 1925-1939. Warszawa : Chrzescijanska Akademia Teologiczna.

7. Lukashova S. S. (2006). Miriane i tserkov': religioznye bratstva Kievskoi mitropolii v kontse XVI veka [Laity and the Church: Religious Brotherhoods of the Kiev Metropolis at the End of the 16th Century]. Moscow : Institut slavianovedeniia RAN (in Russian).

8. Malesza A. (1993). "Szkolnictwo", in L. Adamczuk, A. Mironowicz (ed.). Kosciolprawoslawny w Polsce. Dawniej i dzis. Warszawa, pp. 114-115.

9. Mironowicz A. (2001). "Prawoslawne szkolnictwo teologiczne na terenie Rzeczypospolitej". Wiadomosci PAKP, 2001, n. 7-8 (140-141), pp. 13-19.

10. Mironowicz A. (2002). "Szkolnictwo prawoslawne w Rzeczypospolitej". A. Mironowicz, U. Pawluczuk (eds). Szkolnictwo prawoslawne w Rzeczypospolitej, Bialystok : Zaklad Historii Kultur Pogranicza Instytutu Socjologii Uniwersytetu w Bialymstoku.

11. Mironowicz A. (2003). "Prawoslawne szkolnictwo, szkolnictwo cerkiewne", in T. Gadacz, B. Milerski (eds). Religia — Encyklopedia PWN, t. 8, Warszawa : Wydawnictwo Szkolne PWN, pp. 251-253.

12. Mironowicz A. (2005). Kosciol prawoslawny na ziemiach polskich w 19 i 20 wieku. Bialystok : Uniwersytetu w Bialymstoku.

13. Mironowicz A. (2006). Kosciólprawoslawny wPolsce. Bialystok : Bialoruskie Towarzystwo Historyczne.

14. Mironowicz A. (2012). "Prawoslawne szkolnictwo teologiczne na terenie Rzeczypospolitej", in M. R. Drozdowski (ed.). OdKijowa doRzymu. Zdziejów stosunków Rzeczypospolitej ze Stolicq Apostolskq i Ukrainq. Bialystok : Instytut Badan nad Dziedzictwem Kulturowym Europy, pp. 863-880.

15. Mironowicz A. (2018). Cerkiewprawoslawna w IIRzeczypospolitej. Bialystok : EkoPress.

16. Nosilia V. (2017). "Oswiata ruska na ziemiach wschodnich Rzeczypospolitej w XVII wieku", in M. Kuczynska (ed.). Miqdzy Wschodem a Zachodem. Prawoslawie i unia. Warszawa : Wydawnictwo Uniwersytetu Warszawskiego, pp.141-173.

17. Papierzynska-Turek M. (1989). Miqdzy tradycjq a rzeczywistosciq. Panstwo wobec prawoslawia 1918-1939. Warszawa : Panstwowe Wydawnictwo Naukowe.

18. Pawluczuk U. (2002). "Seminaria duchowne w Krzemiencu i w Wilnie". A. Mironowicz, U. Pawluczuk (eds.). Szkolnictwo prawoslawne w Rzeczypospolitej. Bialystok : Zaklad Poligrafii Kultur Pogranicza, pp. 147-166.

19. Rozhko V. Je. (2001). Narys istorii' Ukrai'ns'koi'Pravoslavnoi'Cerkvy na Volyni (870-2000) [Essay on the history of the Ukrainian Orthodox Church in Volyn (870-2000)]. Luts'k : Media (in Ukrainian).

20. Svitich A. K. (1997). "Pravoslavnaia tserkoV v Pol'she i ee avtokefaliia". Pravoslavnaia tserkov' na Ukraine i v Pol'she v XXstoletii 1917-1950 gg. Moscow : Krutitskoe podvor'e, pp. 87-280 (in Russian).

21. Sawicki D. (2018). "Wyzsze szkolnictwo teologiczne Cerkwi prawoslawnej w odrodzonej Rzeczypospolitej". Cerkiewny Wiestnik, 2018, n. 2, pp. 44-53.

Статья поступила в редакцию 13.08.21; одобрена после рецензирования 12.09.21;

принята к публикации 12.10.21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.