Научная статья на тему 'Православное и исламское духовенство Южного Урала и Среднего Поволжья во второй половине Х!Х века'

Православное и исламское духовенство Южного Урала и Среднего Поволжья во второй половине Х!Х века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ ЮНОГО УРАЛА И СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ XIX В / ЖАЛОВАНИЕ ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА / УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ДУХОВНОГО СОСЛОВИЯ / ХРИСТИАНСКОЕ ДУХОВЕНСТВО / ИСЛАМСКОЕ ДУХОВЕНСТВО / ТРЕБА / ЦЕРКОВНАЯ РУГА / CLERGY OF SOUTHERN URAL AND MIDDLE VOLGA IN SECOND HALF AND END OF 19TH CENTURY / SALARIES OF PARISH CLERGY / REASONS FOR REDUCTION IN NUMBER OF CLERGY IN MIDDLE VOLGA AND SOUTHERN URALS / CHRISTIAN CLERGY / MUSLIM CLERGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Касьянов Валерий Васильевич, Петров Владимир Иванович

Духовенство Южного Урала и Среднего Поволжья второй половины XIX в. выполняло важные государственные задачи по духовному объединению граждан, предупреждению национальных конфликтов, сглаживанию социального неравенства российского общества. Отличительной чертой второй половины и конца XIX в. являлась интеграция духовенства с другими сословиями. Благосостояние среднего и низшего духовенства напрямую зависело от уровня жизни прихожан, поэтому священники региона находились на низком уровне социальноэкономического обеспечения. Правительство было вынуждено искать возможности для социального обустройства части лиц духовного сословия. Детей духовенства начинают принимать в светские учебные заведения и на гражданскую, военную службу. С 1871 г. дети духовенства приравниваются к детям личных дворян и относятся к личному и почетному гражданствам, что открывало путь к занятию торговлей и предпринимательству в торговле. Процент священнослужителей от всего населения Южного Урала в 1867 г. оказался равным 1% (0,95%), а в 1897 г. уже всего 0,3%, потому что число священников в регионе уменьшилось с 22,65 тыс. до 10,3 тыс. человек. Количество лиц духовного звания в России за этот же период также уменьшилось с 1,2% в 1858 г. до 0.89% в 1897 г. Священнослужителей русской национальности среди духовенства всех направлений христианской религии данных регионов к концу XIX в. оказалось подавляющее большинство 98%. Так, в Оренбургской и Уфимской губерниях среди изучаемого сословия оказался весьма солидным процент исламских проповедников. Нужно отметить, что и мусульманского населения на территории Приуралья было больше, чем в Среднем Поволжье. На территории Уфимской губернии в конце века проживало 1680 мулл с членами семей, что равно 38% от всего числа духовных лиц с семьями по всей губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX AND ISLAMIC CLERGY OF THE SOUTHERN URAL AND MIDDLE VOLGA IN THE SECOND HALF OF THE 19th CENTURY

The clergy of the southern Urals and the Middle Volga region of the 19th century in the performance of important state tasks in the spiritual Association of citizens, preventing national conflicts, reduce social inequality in Russian society in the second half of the 19th century. A distinctive features of the second half and the end of the nineteenth century was the integration of the clergy with other classes. The welfare of the middle and lower clergy depends on the quality of life of parishioners and priests of a region were at a low level of socio-economic security. The government was forced to seek opportunities for social development in part of persons of spiritual estate. Clergy children begin to accept secular educational institutions and civil military service. Since 1871 the children of the clergy are equal to children of personal noblemen, and treat hereditary honorary citizenship and personal citizenship, which opened the way to industrial and commercial businesses. The proportion of clergy in the population of the southern Urals in 1867 was 1% (0.95%), and in 1897 0.3%, and quantifies the clergy was reduced from 22.65 thousand people to 10 289 thousand. In Russia in General this figure also decreased from 1,2% in 1858 to 0,9% in 1870. Russian priests in the clergy of all Christian denominations of the Middle Volga and southern Urals in the late 19 century was the most 98%. In Ufa and Orenburg provinces had a fairly high percentage of the Muslim priests, as the population of the Mohammedan religion. So, in the Ufa province in the late 19th century there were 1680, representative of the Muslim clergy, which amounted to 38.0% of the total number of the clergy of the province.

Текст научной работы на тему «Православное и исламское духовенство Южного Урала и Среднего Поволжья во второй половине Х!Х века»

УДК 94

КАСЬЯНОВ Валерий Васильевич Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия [email protected]

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/2-31-39

Valery V. KASYANOV Kuban State University Krasnodar, Russia [email protected]

ПЕТРОВ Владимир Иванович Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия [email protected].

ПРАВОСЛАВНОЕ И ИСЛАМСКОЕ ДУХОВЕНСТВО ЮЖНОГО УРАЛА И СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х!Х ВЕКА

Vladimir I. PETROV Kuban State University Krasnodar, Russia history13 80 @mail.ru

ORTHODOX AND ISLAMIC CLERGY OF THE SOUTHERN URAL AND MIDDLE VOLGA IN THE SECOND HALF OF THE 19th CENTURY

Духовенство Южного Урала и Среднего Поволжья второй половины XIX в. выполняло важные государственные задачи по духовному объединению граждан, предупреждению национальных конфликтов, сглаживанию социального неравенства российского общества. Отличительной чертой второй половины и конца XIX в. являлась интеграция духовенства с другими сословиями. Благосостояние среднего и низшего духовенства напрямую зависело от уровня жизни прихожан, поэтому священники региона находились на низком уровне социально-экономического обеспечения. Правительство было вынуждено искать возможности для социального обустройства части лиц духовного сословия. Детей духовенства начинают принимать в светские учебные заведения и на гражданскую, военную службу. С 1871 г. дети духовенства приравниваются к детям личных дворян и относятся к личному и почетному гражданствам, что открывало путь к занятию торговлей и предпринимательству в торговле. Процент священнослужителей от всего населения Южного Урала в 1867 г. оказался равным 1% (0,95%), а в 1897 г. - уже всего 0,3%, потому что число священников в регионе уменьшилось с 22,65 тыс. до 10,3 тыс. человек. Количество лиц духовного звания в России за этот же период также уменьшилось с 1,2% в 1858 г. до 0.89% в 1897 г. Священнослужителей русской национальности среди духовенства всех направлений христианской религии данных регионов к концу XIX в. оказалось подавляющее большинство - 98%. Так, в Оренбургской и Уфимской губерниях среди изучаемого сословия оказался весьма солидным процент исламских проповедников. Нужно отметить, что и мусульманского населения на территории Приуралья было больше, чем в Среднем Поволжье. На территории Уфимской губернии в конце века проживало 1680 мулл с членами семей, что равно 38% от всего числа духовных лиц с семьями по всей губернии.

The clergy of the southern Urals and the Middle Volga region of the 19th century in the performance of important state tasks in the spiritual Association of citizens, preventing national conflicts, reduce social inequality in Russian society in the second half of the 19th century. A distinctive features of the second half and the end of the nineteenth century was the integration of the clergy with other classes. The welfare of the middle and lower clergy depends on the quality of life of parishioners and priests of a region were at a low level of socio-economic security. The government was forced to seek opportunities for social development in part of persons of spiritual estate. Clergy children begin to accept secular educational institutions and civil military service. Since 1871 the children of the clergy are equal to children of personal noblemen, and treat hereditary honorary citizenship and personal citizenship, which opened the way to industrial and commercial businesses. The proportion of clergy in the population of the southern Urals in 1867 was 1% (0.95%), and in 1897 - 0.3%, and quantifies the clergy was reduced from 22.65 thousand people to 10 289 thousand. In Russia in General this figure also decreased from 1,2% in 1858 to 0,9% in 1870. Russian priests in the clergy of all Christian denominations of the Middle Volga and southern Urals in the late 19 century was the most - 98%. In Ufa and Orenburg provinces had a fairly high percentage of the Muslim priests, as the population of the Mohammedan religion. So, in the Ufa province in the late 19th century there were 1680, representative of the Muslim clergy, which amounted to 38.0% of the total number of the clergy of the province.

Ключевые слова: священнослужители Юного Урала и Среднего Поволжья XIX в., жалование приходского духовенства, уменьшение численности духовного сословия, христианское духовенство, исламское духовенство, треба, церковная руга

Keywords: clergy of southern Ural and Middle Volga in second half and end of 19th century, salaries of parish clergy, reasons for reduction in number of clergy in middle Volga and southern Urals, Christian clergy, Muslim clergy

Священнослужители губерний Южного Урала и Среднего Поволжья в Х!Х в. несли в народ установки государства по поддержанию гражданского мира и межнационального

согласия. Лица духовного звания призывали россиян к поддержке Императора в обстановке социального неравенства и наличия несправедливого распределения богатств между сословиями, в частности между крестьянством и дворянством. Отличительной чертой второй половины века можно назвать интеграцию духовенства с другими сословиями [1, с. 109]. Определенная часть священников не имела соответствующего источника существования. Поэтому правительство было вынуждено искать возможности для социального обустройства части лиц духовного сословия. С 1860 г. сыновей настоятелей, дьяков принимают гражданские и военные высшие учебные заведения, а также разрешают поступать на службу в качестве гражданских и военных служащих. С 1871 г. дети духовенства приравниваются к детям личных дворян и относятся к числу потомственных почетных граждан и к личному гражданству, в зависимости от должности духовного лица - родителя. Это открывало путь к промышленному и торговому предпринимательству [2, с. 161]. Таким образом, духовенство изучаемых регионов к началу ХХ в. выходит из своих сословных границ, сохраняя основные функции своего сословия, свою организацию общественной жизни.

Процент священнослужителей от всего населения Южного Урала в 1867 г. оказался равным 1% (0,95%), а в 1897 г. - уже всего 0.3%, потому что число священников в регионе уменьшилось с 22,65 тыс. до 10,3 тыс. человек [3, с. 74]. Количество лиц духовного звания в России за этот же период также уменьшился с 1,2% в 1858 г. до 0,89% в 1897 г. Священнослужителей русской национальности среди духовенства всех направлений христианской религии изучаемых регионов к концу ХК в. оказалось подавляющее большинство - 98%. Основная доля исламского духовенства на территории Уфимской губернии, а именно 98,7%, размещалась в уездах, то есть была сельской. Безусловно, это определялось тем, что большая часть населения (87%) была уездной, то есть аграрной. Православные священнослужители Башкирии в большинстве своем служили и проживали на территории уездов, но процент сельских среди христианских служителей был существенно ниже, чем у исламских - 65,3%. В Казанской губернии почти 81% исламских священников были татарами (Приложение № 1), а в Башкирии (на территории Уфимской губернии) в тот же период главной частью по численности были башкиры - 84,4% (1419 чел.) [6, с. 101].

Лишь в городских поселениях этих двух регионов (Поволжья и Урала) численность священников в изучаемый период не сократилась, а в городах Поволжья увеличилась. Процент семейств священнослужителей с 1867 по 1897 г. в составе горожан возрос с 1,3% до 1,4% [7, с. 156]. Но общая численность сословия в регионах уменьшилось, и ,как водится, этот факт был напрямую связан с ухудшением экономических условий жизни семей священников.

Благополучие всего духовенства, кроме епископата и митрополитов, напрямую зависело от качества жизни прихожан. Подавляющим большинством в приходах были сельские земледельцы и скотоводы. Жизнь села ухудшалась от повышения выкупных платежей в период реформ, от непрерывного сокращения размеров земельных наделов, от неурожаев (1870, 1871, 1874, 1890-1891 гг.). В 1892-1893 гг. в изучаемых регионах разразился масштабный голод с массовыми жертвами. Все это уменьшало требу - жалование священников в приходах, так как треба основывалась на простом устном договоре. Мало того, хлебная руга, сбор продуктов по дворам в деревнях могли сходить на нет в трудные неурожайные годы.

Доход непосредственно самой церкви в неурожайные периоды с примонастырских или же прицерковных угодий почти полностью отсутствовал, как и у всех земледельцев. Да и церковные владения именно сельскохозяйственными и лесными угодьями в то время были уже большой редкостью. Так, в Оренбургской губернии, например, на 1877 г. только Троицкий мужской монастырь являлся землевладельцем и распоряжался 370 десятинами земли [8, с. 72]. Если же у какой-либо церкви, мечети или монастыря был все же обрабатываемый земельный участок, будь то собственный или взятый в аренду, то он был незначительным по площади. Кроме того, настоятели приходов, имея такие малые участки при церкви, старались там соорудить различные постройки, складские помещения, помещения для производства свеч, а чаще всего сдавали эту землю при монастыре или церкви в аренду третьим лицам.

До 1857 г. священники не имели возможности дополнительно обеспечивать себя различного рода торговлей, потому что духовенству, в первую очередь монашествующему, запрещалось заниматься торговлей и промыслами, ставящими их в ряд с людьми торгового разряда, то есть с купцами [9].

При рассмотрении национального состава изучаемого сословия, но только христианского вероисповедания, выясняется, что русскими были 98% от всех священников-христиан:

- в Оренбургской губернии - 99%;

- в Уфимской - 96,6%.

Служители татарской национальности среди христиан составили 1,74% в Уфимской губернии (77 чел.), немецкой национальности в Самарской губернии - 0,92% (98 чел.). Чувашей в Башкирии среди священников было 49 человек, или 1,1%. (см. Приложение 2). Очень редко среди служителей культа в изучаемых регионах можно было встретить теп-тярей, черемисов и вотяков.

Распределение христианского духовенства по уездам Уфимской губернии в конце XIX в. не было равномерным и зависело от численности населения уездов. В Уфимской губернии наибольшее число представителей христианского духовенства проживало в Уфимском уезде - 1673 человека, 897 лиц данного сословия проживало в Мензелинском уезде, и менее всего их проживало в Белебеевском уезде (399 чел.) [10, с. 182-183]. В Южном Приуралье, то есть в Оренбургской и Уфимской губерниях, к 1891 г. действовало 288 церквей и соборов и 173 часовни и молитвенных домов [11], а мечетей в одной только Уфимской губернии в 1899 г. насчитывалось более 1,5 тыс., что больше на 50% (если рассчитывать на население), чем в губерниях изучаемого Поволжья.

Священнослужителей русской национальности среди духовенства всех направлений христианской религии изучаемых регионов к концу ХК в. оказалось подавляющее большинство - 98%. В Среднем Поволжье Казанская губерния выделялась наибольшей численностью священников нехристианской веры - 378 чел. (без членов семей), или 8,2% от всего губернского духовенства. Меньше всего магометан-священников насчитывалось в Симбирской губернии - 137 чел. (без членов семей), или 4%.

Большая часть магометанского духовенства Среднего Поволжья была сельской. Так, в Казанской и Симбирской губерниях к сельским служителям магометанской церкви относились 95,6% [12, с. 108, 109], в Самарской губернии - 76,1% [13, с. 3]. Наибольшее число священников-мусульман Казанской губернии проживало в Казанском уезде, Симбирской губернии - в Буинском уезде (34% от общего количества в губернии), Самарской губернии - в Самарском уезде (10,3%).

Исламское духовенство Южного Урала конца XIX в. проживало большей частью в Уфимской губернии - 81,8% от общей численности данного духовенства в регионе. Мусульманские священнослужители Южного Урала на 92,6% были сельскими (98,8% - в Уфимской губернии, 86,3% - в Оренбургской губернии) [14, с. 92, 93]. Наибольшее число магометанского духовенства проживало в Бирском уезде Уфимской губернии - 2201 чел. (с членами семей), что составило 28,8% от их общей численности по губернии, в Мензе-линском уезде - 1912 чел. (25,0%), в Белебеевском уезде - 1530 человек (20,0%);

Таким образом, в изучаемых регионах с 1867 по 1897 г. произошло существенное сокращение численности духовенства: по Среднему Поволжью - на 38,4%, по Южному Уралу - на 52,5%. Если в Самарской и Оренбургской губерниях, где доля русского населения была наиболее высокой, сокращение числа лиц духовного звания было незначительным (5,4% и 4,4% соответственно), то в других губерниях сокращение было очень серьезным (в Казанской - 72,4%, в Уфимской - 71,5%). Главной причиной этого послужило ухудшение экономического благосостояния лиц духовного звания и их семей в связи с экономическим кризисом в пореформенный период.

Магометанское духовенство - муллы - жили с весьма хорошим достатком. «Кроме земли, отводимой мулле обществом, каждый крестьянин, по религиозным законам, обязан отдать ему определенную часть со сбора хлеба и других произведений» [15, с. 93]. Представители духовенства, владевшие недвижимостью по праву принадлежности к дворянству, могли сдать в аренду свою собственность [16, с. 290]. Исламское духовенство, как и белое православное духовенство, могло «приобретать и отчуждать всеми законны-

ми способами земли и дома в селениях и городах» [17, с. 290]. Дома духовенства, также дома их вдов и сирот освобождались от воинского постоя, поземельного сбора [18, с. 290].

В целях материального обеспечения священнослужителей мусульманского вероисповедания и для увеличения штатов канцелярий губернских магометанских собраний по указу Александра II увеличивались сборы за регистрацию каждого брака с 8,5 копеек до 15 копеек серебром с 1 января 1881 г. [19, л. 24]. Из собранных средств за браки верующих магометан губернаторам разрешалось направить определенные суммы на дополнительное обеспечение канцелярий магометанских собраний.

Так, в письме Министерства внутренних дел Оренбургскому губернатору разрешалось ежегодно из средств, собранных за браки магометан, отпускать 1363 рубля 35 копеек и «распределять эту сумму следующим образом - секретарю собрания, получающему ныне 280 рублей, назначить добавочные 320 рублей трем столоначальникам и переводчику, получающим по 168 рублей добавочных по 132 рубля каждому, журналисту, получающему 141 рубль добавочных 139 рублей, для найма писцов и на канцелярские расходы в 1121 рубля 65 копеек увеличить на 378 рублей 35 копеек» [20, л. 1, 2].

Духовенство выполняло не только обязанности, связанные с отправлением культа, но и чисто административные задачи по регистрации рождений, браков, смертей. К функциям священников относилось также преподавание Закона Божьего в начальной и средней школе и богословия в высшей школе. В каждой из епархий существовал особый училищный совет, возглавляемый архиереем, который контролировал церковно-школьное образование. Территории епархий Среднего Поволжья и Уфимской губернии в основном совпадали с административными границами губерний, исключением была Оренбургская епархия, территория которой была значительно шире одноименной губернии [21]. Заседания епархиального училищного совета проходили в губерниях города. Архиерей назначал в каждом учебном округе специального наблюдателя за работой цер-ковно-приходских школ. Церковные школы были двух типов: школы однолетнего курса обучения грамоте и церковно-приходские школы с двух-четырехлетним сроком обучения [22, с. 42-43]. Основными предметами выступали Закон Божий, церковно-славянское чтение, русское письмо, четыре действия арифметики, церковное пение [23, с. 88]. Аналогичные учебные заведения функционировали при лютеранских и римско-католических храмах, еврейских синагогах. При мусульманских мечетях существовали мектебе и медресе. Особенно большое количество мусульманских начальных школ было развернуто в Уфимской и Казанской губерниях. Так, во второй половине XIX в. в Уфимской губернии был известен новый мектеб (открылся в 1862 г.) при соборной мечети в г. Верхнеуральском, где два духовных наставника обучали 30 местных и 100 посторонних шакирдов (с 1865 г. Верхнеуральский уезд перешел к Оренбургской губернии). Немало мектебов действовало в волостях Оренбургской губернии: в Сарталыкской волости - 12 начальных магометанских школ, в Ичикинской - 5, Кубелек-Телевской - 1 (д. Москово), в Троицком уезде - 1 школа Тунгатаровской волости [24, с. 137]. Самым крупным комплексом мусульманских учебных заведений в Среднем Поволжье располагала Казанская губерния. К началу XIX в. только в г. Казани действовало 12 медресе высшего, 24 медресе неполного высшего и среднего типа и 13 начальных мектебов [25, с. 88].

Духовенство всех вероисповеданий к концу XIX в. оказалось одним из самых грамотных сословий. Так, в губерниях Среднего Поволжья грамотность среди лиц духовного звания составила 73,1%, а на Южном Урале - 71,7%.

Лишь дворянство превосходило по грамотности духовенство в Среднем Поволжье, но в Самарской губернии дворяне уступали в этом лицам духовного сословия: например, в 1897 г. грамотных среди священнослужителей было 74,7%, а среди дворян - 72,8% [26, с. 36, 37.]. В губерниях Южного Урала процент грамотности духовенства также превышал уровень грамотности дворян - 71,4% и 65,1% соответственно. Это соотношение по региону сложилось из-за относительно низкой грамотности дворянства в Уфимской губернии (56,9%), а в Оренбургской губернии грамотных дворян было 73,3% от их общего числа, что превосходило средние показатели по лицам духовного звания [27, с. 42-43].

Табл. 1. Динамика численности населения Южного Урала по вероисповеданию с 1867 по 1897 г.

Table 1. Dynamics of the population of the Southern Urals in the religion from 1867 to

1897.

Губерния, уезд Год Общее количество жителей Православных Старообрядцев Римско-католиков Протестантов Иудеев Магометан

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Уфимская губерния

1 Уфимский с г.Уфа 1867 196 155 106 079 2328 151 107 121 85 030

1897 372 906 232 448 8876 693 1872 432 125318

2 Белебеевский с г. Белебей 1867 254 839 67 815 4451 43 3 - 178 055

1897 433 179 132229 7913 194 989 99 283 929

3 Бирский с г. Бирск 1867 298 220 72 308 1262 21 1 27 164 843

1897 497 696 152 806 2406 55 195 30 258 480

4 Златоустовский с г.Златоуст 1867 107 879 67 400 3144 86 347 3 36 890

1897 185 498 117505 6586 191 170 67 60 968

6 Стерлитамакский с г. Стерлитамак 1867 183 313 78 556 1993 38 65 5 101961

1897 327382 165 308 7488 116 1679 82 152 586

5 Мензелинский с г. Мензелинск 1867 257171 110256 172 36 27 11 144 126

1897 379981 161 431 742 39 23 23 214 425

Итого по губернии 1867 1 297 577 502 414 13 350 378 551 167 710 905

1897 2 196 642 961727 34 011 1288 4926 733 1 095 706

Оренбургская губерния

1 Оренбургский с г. Оренбург, с г. Илецкая защита 1867 253 323 180 075 5655 147 283 355 66 182

1897 555 653 422 175 17 720 1779 4181 130 1 108 472

2 Верхнеуральский с г. Верхнеуральск 1867 124 163 74 063 254 4 7 29 49 667

1897 223 245 156 192 1103 109 208 64 65 552

3 Орский с г.Орск 1867 108 504 27 615 850 11 33 28 79 897

1897 206 944 99 173 4731 79 36 38 102 881

4 Троицкий с г.Троицк 1867 95 872 78 788 3119 28 43 73 13 733

1897 201231 160 658 8918 183 288 234 30 944

5 Челябинский с г. Челябинск 1867 258 842 210219 7017 68 8 35 41 323

1897 413072 336 674 17 512 647 183 358 57 694

Итого по губернии 1867 840 704 570 760 16 895 196 374 520 250 802

1897 1 600 145 1 174 872 49 984 2797 4896 199 5 365 543

В целом по региону 1867 2138281 1 073 174 30 245 574 925 687 961 707

1897 3 796 787 2 136 599 83 995 4085 9822 272 8 1 461 249

Источник: таблица составлена авторами на основе обработки данных: «Движение населения в Европейской России за 1867 год. Статистические таблицы, обработанные в Центральном Статистическом Комитете Министерства Внутренних Дел». СПб., 1872. С.

58-59, 66-67; Первая всеобщая перепись населения Российской Империи. 1897 год. Оренбургская губерния. СПб., 1904. Т.28. С. 2, 3, 54, 55; Уфимская губерния. СПб., 1904. Т.45. Тетр.1. С. 38-57. Тетр.2. С. 2-3.

Source: the table was compiled by the authors on the basis of data processing: "The population movement in European Russia in 1867. Statistical tables, processed in the Central Statistical Committee of the Ministry of Internal Affairs". St. Petersburg, 1872. Pp. 58-59, 66-67; The first general census of the Russian Empire in 1897. The Orenburg province. St. Petersburg, 1904. Vol.28. Pp. 2, 3, 54, 55; Ufa province. St. Petersburg, 1904. Vol.45. Tetr.1. Pp. 38-57. Tetr.2. Pp.23.

Табл. 2. Соотношение национального состава духовенства всех христианских вероисповеданий в Среднем Поволжье и Южном Приуралье в конце XIX в.

Table. 2. Correlation of the national composition of the clergy of all Christian faiths in the Middle Volga and Southern Urals at the end of the 19th century.

Казанская Симбирс кая Самарская По Ср. Поволжью Оренбург ская Уфимская По Юж. Уралу

Кол-во % Кол во % Кол во % Кол во % Кол во % Кол во % Кол во %

1 Все духовенство с членами семей 9598 100 869 5 100 106 38 100 289 31 100 586 3 10 0 442 6 100 102 89 100

2 Русские 9492 98,9 859 2 98,8 102 82 96,6 283 66 98,0 580 6 99, 0 427 7 96,6 100 83 98,0

3 Украинцы 1 0,01 - - 39 0,37 40 0,14 38 0,6 5 1 0,02 39 0,40

4 Белару-сы - - 16 0,18 - - 16 - 1 0,0 1 9 0,20 10 0,09

5 Поляки 2 0,02 2 0,02 2 0,02 6 - - - 1 0,02 1 -

6 Литовцы и латыши - - - - 4 0,04 4 - - - - - - -

7 Немцы 30 0,31 4 0,05 98 0,92 132 0,52 - - - - - -

8 Евреи 1 0,01 - - - - 1 - 1 0,0 1 - - 1 -

9 Вотяки - - - - - - - - - - 1 0,02 1 -

10 Мордва 10 0,1 13 0,15 88 0,82 111 0,40 8 0,1 4 3 0,07 11 0,1

11 Черемисы - - - - - - - - - - 3 0,07 3 -

12 Татары 46 0,48 5 0,05 47 0,44 98 0,33 1 0,0 1 77 1,74 78 0,76

13 Башкиры 6 0,06 - - 8 0,07 14 - - - 4 0,09 4 -

14 Чуваши 7 0,07 62 0,71 56 0,52 125 0,43 - - 49 1,1 49 0,48

15 Теп-тяры - - - - 6 0,06 6 - - - - - - -

16 Других нац-стей 3 0,03 - - 8 0,07 11 - 8 0,1 4 1 0,02 9 0,08

Источник: таблица составлена авторами на основе обработки данных: Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Казанская губерния. СПб, 1904. Т.14. С. 2, 3, 108-181; Симбирская губерния. СПб., 1904. Т.39. С. 162-165; Самарская губерния. СПб., 1904. Т.28. С. 158; Уфимская губерния. СПб., 1904. Т.45. С. 96, 97, 182, 183.

Source: the table was compiled by the authors on the basis of data processing: The First General Population Census of the Russian Empire in 1897 Kazan province. St. Petersburg, 1904. T. 14. Pp. 2, 3, 108-181; Simbirsk Province. SPb., 1904. T.39. Pp. 162-165; The Samara province. SPb., 1904. T.28. P. 158; Ufa province. SPb., 1904. T.45. Pp. 96, 97, 182, 183.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Касьянов В.В., Петров В.И. Социально-политическая характеристика российского общества XIX века (попытка макроисторического анализа) // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Т. 9. - № 1-1. - С. 108-113. . DOI: http://dx.doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-108-113

2. Гончаренко Л.Н. Города Среднего и Нижнего Поволжья во второй половине XIX века (социально-экономические исследование). - Чебоксары, 1995. - С. 180.

3. Петров В.И. Население Среднего Поволжья и Южного Приуралья во второй половине XIX века. - Оренбург, 2005. - 267 с.; Вся Россия. - СПб., 1898. - Т.1. - С. 86.

4. Петров В.И. Духовенство Среднего Поволжья и Южного Урала в пореформенный период // Теория и практика общественного развития. - 2010. - № 4. - С. 230-233.

5. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. - СПб., 1904. - Т. 45. - С. 9294.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Там же. Казанская губерния. - СПб., 1904. - Т.14. - С. 101.

7. Гончаренко Л.Н. Указ. соч. - С. 156.

8. Государственный архив Оренбургской области (далее - ГАОО) Ф.174. Оп.1. Д.345. Л.72.

9. Свод законов Российской империи (далее - СЗРИ). Изд. 1857. Законы о состояниях. - СПб., 1857. - Т. 9, ст. 284.

10. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Уфимская ния. - СПб., 1904. - Т. 45. - С. 182, 183.

11. Российский государственный исторический архив (далее - РГИА). Ф.796. Оп.442. Д. 889, 943, 1009, 1038, 1143, 1194, 1246, 1295; Ф.804. Оп.1. Д.26.

12. Подсчеты авторов на основе данных Первой всеобщей переписи населения 1897 г. Казанская губерния. - СПб., 1904. - Т. 14. - С. 178,179; Симбирская губерния. - СПб., 1904. - Т. 39. - С. 108, 109.

13. Там же. Самарская губерния. - СПб., 1904. - Т. 36. - С. 118-119; Государственный архив Смоленской области (далее - ГАСО). Ф.171. Оп.8. Д.344. Л.3.

14. Подсчеты авторов на основе данных Первой всеобщей переписи населения 1897 г. Оренбургская губерния. - СПб., 1904. - Т. 28. - С. 118,119; Уфимская губерния. - СПб., 1904. - Т. 45. - С. 92, 93.

15. Там же. - С. 93.

16. СЗРИ, изд. 1857. Законы о состояниях. - СПб., 1857. - Т. 9. - С. 290.

17. Там же.

18. Там же.

19. ГАОО. Ф.11. Оп.5. Д.10/а. Л.24.

20. ГАОО. Ф.11. Оп.2. Д.1043. Л. 1, 1 об., 2.

21. Никольский С.С. 50-летний юбилей Оренбургской епархии (1859-1909 гг.) // Оренбургские епархиальные ведомости. - 1909. - № 21.

22. Производительные силы России. - СПб., 1896. - Отд. 19. - С. 42-43.

23. Молодость древнего города. - Казань, 1978. - С. 88.

24. Сулейманова Л.Ш. История становления и развития национальных общеобразовательных школ и педагогических учебных заведений в Башкортостане. - Уфа, 2000. - С. 137.

25. Молодость древнего города. - Казань, 1978. - С. 88.

26. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Самарская ния. - СПб., 1904. - Т. 36. - С. 36, 37. Подсчеты автора.

27. Там же. Оренбургская губерния. - СПб., 1904. - Т. 28. - С. 52, 53; Уфимская губерния. - СПб., 1904. - Т. 45. - С. 42-44. Подсчеты автора.

REFERENCES

1. Kasyanov V.V., Petrov V.I. Socialno-politicheskaya xarakteristika rossijskogo obshhestva xix veka (popytka makroistoricheskogo analiza). [ Kasyanov V. V., Petrov V. I. the Socio-political characteristics of the Russian society of the XIX century (trying macrohistorical analysis]. Historical and Social Educational Idea 2017. T. 9. No. 1-1. P. 108-113. DOI: http://dx.doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-108-113 (in Russian)

2. Goncharenko L.N. Goroda Srednego i Nizhnego Povolzhya vo vtoroj polovine xix veka. [Goncha-renko L.N. The city's Middle and Lower Volga in the second half of the XIX century ]. A socioeconomic study. Cheboksary, 1995. P. 180.. (in Russian)

3. Petrov V.I. Naselenie Srednego Povolzhya i Yuzhnogo Priuralya vo vtoroj polovine xix veka. [ Petrov V. I. population of the Middle Volga and the southern Urals in the second half of the XIX century]. Orenburg, 2005. 267 p.; the Whole of Russia. SPb., 1898, vol. 1. P. 86. (in Russian)

4. Petrov V.I. Duhovenstvo Srednego Povolzh'ya i YUzhnogo Urala v poreformennyj period. [The clergy of the Middle Volga and southern Urals in the post-reform period]. Theory and practice of social development. 2010. No. 4. pp. 230-23]3. (in Russian)

5. Pervaya vseobshhaya perepis naseleniya rossijskoj Imperii 1897 g. [The first General census of the Russian Empire in 1897], St. Petersburg 1904. V. 45. P. 92-94. (in Russian)

6. Ibid. - Kazan province. SPb., 1904, vol. 14. P. 101.. (in Russian)

7. Goncharenko L.N. «goroda srednego i nizhnego povolzhya vo vtoroj polovine xix veka» [Goncharenko L. N. "The city's Middle and Lower Volga in the second half of the XIX century"]. Economic and Social research, Cheboksary, 1995. P. 156. (in Russian)

8. GAOO, f. 174, op. 1, d. 345, l. 72.

9. SZRI. izd. 1857. zakony o sostoyaniyax. [SSRI. Ed. 1857. The laws of the States^]. SPb., 1857. Vol. 9, article 284. (in Russian)

10. Pervaya vseobshhaya perepis naseleniya rossijskoj Imperii 1897 g. Ufimskaya guberniya. [The first General census of the Russian Empire in 1897 Ufa province]. SPb., 1904. Vol. 45. Pp. 182, 183. (in Russian)

11. RGIA, f. 796, op. 442, DD. 889, 943, 1009, 1038, 1143, 1194, 1246, 1295; f. 804, op. 1, f. 26. (in Russian)

12. Podschety avtorov na osnove dannyx pervoj vseobshhej perepisi naseleniya 1897 g. Kazanskaya guberniya. [The estimates of the authors based on data from the First General population census of 1897, Kazan province.] SPb., 1904. Vol. 14. pp. 178,179, Simbirsk province. SPb., 1904. V. 39. P. 108, 109. (in Russian)

13. Ibid. - Samara region, St. Petersburg, 1904. Vol. 36. pp. 118-119; GASO, f. 171, op. 8, d. 344, l. 3. (in Russian)

14. Podschety avtorov na osnove dannyx pervoj vseobshhej perepisi naseleniya 1897 g. Orenburgskaya guberniya. [The estimates of the authors based on data from the First General census of 1897 the population of the Orenburg province]. SPb., 1904. V. 28. Pp. 118,119; Ufa province; SPb., 1904. V. 45. P. 92, 93. (in Russian)

15. Ibid., p. 93. (in Russian)

16. SSRI, ed. 1857. The laws of the States. SPb., 1857. V. 9. S. 290. (in Russian)

17. Ibid. (in Russian)

18. Ibid. (in Russian)

19. GAOO, f. 11, op. 5, D. 10 and L. 24.. (in Russian)

20. GAOO, f. 11, op. 2, d. 1043, l. 1, 1., 2.. (in Russian)

21. Nikolskij S.S. 50-letnij yubilej Orenburgskoj eparxii (1859-1909 gg.). [Nikolsky S. S. 50th anniversary of the Orenburg diocese (1859-1909.)]. The Orenburg diocesan Bulletin. 1909. N. 21. (in Russian)

22. The productive forces of Russia. SPb., 1896. Otd. 19. - P. 42-43. (in Russian)

23. The youth of the ancient Kazan, 1978. -P. 88. (in Russian)

24. Sulejmanova l.sh. istoriya stanovleniya i razvitiya nacionalnyx obshheobrazovatelnyx shkol i peda-gogicheskix uchebnyx zavedenij v Bashkortostane. [Suleymanova L. S. History of the formation and development of national schools and educational institutions in Bashkortostan]. Ufa, 2000. P.137. (in Russian)

25. The youth of the ancient city. Kazan, 1978. P. 88. (in Russian)

26. The first General census of the Russian Empire in 1897 Samara province. SPb., 1904 P. 36, 37. Author's calculations. (in Russian)

27. Ibid. Orenburg province. SPb., 1904. - T. 28. Pp. 52,53; Ufa province. SPb., 1904. - T. 45. - P. 42-44. Author's calculations. (in Russian)

Информация об авторах:

Касьянов Валерий Васильевич, доктор исторических наук, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия [email protected]

Петров Владимир Иванович, кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории России, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия [email protected].

Получена:07. 08. 2017

Для цитирования: Касьянов В.В., Петров В.И. Православное и исламское духовенство Южного Урала и Среднего Поволжья во второй половине XIX века. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 4. Часть 2. с.31-39.

10.17748/2075-9908-2017-9-4/2-31-39.

Information about the authors:

Valery V. Kasyanov, Doctor of Historical Sciences,

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Head of

Department of Russian History, Kuban State

University,

Krasnodar, Russia

[email protected]

Vladimir I. Petrov, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Russian History, Kuban State University, Krasnodar, Russia [email protected]

Received: 07. 08. 2017

For citation: Kasyanov V.V., Petrov V.I. Orthodox and islamic clergy of the Southern Ural AND Middle Volga in the second half of the XIX century. Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.4. Part. 2. Pp. 31-39.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/2-31-39. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.