Научная статья на тему 'Православное храмостроительство как одно из средств создания культурного ландшафта'

Православное храмостроительство как одно из средств создания культурного ландшафта Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
264
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАНДШАФТ / ПРИРОДА / КУЛЬТУРА / ХРАМ / ЗОДЧЕСТВО / ТРАДИЦИИ / МОНАСТЫРЬ / ПРАВО-СЛАВНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бочковская В.И.

Выявлено значение православных комплексов многофункционального применения в современной градостроительной ситуации, определено, что расположение и развитие современных храмовых ансам-блей должно происходить в тесном взаимодействии с окружающей застройкой и в соответствии с функ-циональными требованиями настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Православное храмостроительство как одно из средств создания культурного ландшафта»

от которой в значительной мере зависят приятные или неприятные воспоминания о развлекательной стороне поездки.

В современном туристском обслуживании анимация стала неотъемлемой частью, особой оставляющей культурно-досуговых программ, предлагаемых туристам для отдыха и развлечений. Количество отдыхающих в России постоянно растет, вместе с тем, растет и количество предложений на рынке туристских услуг. Конкурентоспособность туристской организации обеспечивают инновационные технологии, к числу которых относится и анимация. В последние годы основой моделирования анимационных программ в России, особенно в ее регионах, все чаще становится такой фактор, как культурный потенциал региона, выраженный в его историческом наследии. Совмещение отдыха с познанием истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способна решать туристская анимация, основанная на использовании традиций народной игры.

Таким образом, особую туристскую привлекательность региональным программам могут придать игровые анимационные программы фольклорного характера, имеющие своего зрителя и участника, сохраняющие определенный традиционный уклад народа, проживающего на территории данного региона. Использование народной игровой культуры в анимационных туристских программах достаточно перспективно еще и потому, что через приобщение к национальным народным традициям идет привлечение и к конкретному региону, а это, в свою очередь, стимулирует привлечение дополнительных туристических потоков на его территорию.

Список литературы

1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. - Москва : Наука, 1987. - С. 54.

2. Генкин, Д. М. Массовые театрализованные праздники и представления / Д. М. Генкин, А. А. Коно-вич. - Москва : Прогресс, 1985. - 186 с.

3. Жигульский, К. Праздник и культура. Праздники старые и новые. Размышление социолога / К. Жи-гульский. - Москва : Прогресс, 1985. - 336 с.

4. Кривко-Апинян, Т. А. Мир игры / Т. А. Кривко-Апинян. - Санкт-Петербург : Эйдос, 1992. - 160 с.

5. Мазаев, А. И. Праздник как социально-художественное явление / А. И. Мазаев. - Москва : Наука, 1978. - 392 с.

6. Медведенко, В. В. Некоторые аспекты терминов «игра» и «праздник» / В. В. Медведенко, А. Д. Плюснин, Н. Н. Беспалова // Мир науки, культуры, образования. - Барнаул, 2017. - С. 228.

7. Морозов, И. Мир традиционной народной игры / И. Морозов, И. Слепцова. - Москва, 1996. - С. 12.

8. Пономарев, В. Д. Педагогика формирования игровой культуры досуга : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05 / В. Д. Пономарев. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУКИ, 2005. - 384 с.

9. Петров, В. М. Весенние праздники, игры и забавы для детей / В. М. Петров, Г. Н. Гришина, Л. Д. Короткова. - Москва, 2001. -С. 62.

10. Руденский, Е. В. Феноменология и социальная технология праздничного общения : дисс. ... доктора социологических наук / Е. В. Руденский ; Акад. общ. наук, каф. соц. психологии и социологии политики. -Москва : Акад. общ. наук, 1991. - 454 с.

11. Савицкая, Т. Е. Праздники, которые мы носим с собой / Т. Е. Савицкая // Обсерватория культуры. -2005. - № 5. - С. 102-103.

12. Соколов, Э. В. Свободное время и культура досуга / Э. В. Соколов. - Ленинград : Лениздат, 1977. -207 с.

13. Суртаев, В. Я. Игра как социокультурный феномен : учеб. пособие / В. Я. Суртаев. - 2-е изд. испр. и доп. - Санкт-Петербург, 2005 - 272 с.

14. Третьякова, Т. Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме : учеб. пособие / Т. Н. Третьякова. - Москва : Акад., 2008. - 268 с.

15. Шангина, И. И. Русские дети и их игры / И. И. Шангина - Санкт-Петербург : Искусство, 2000. -С. 21.

УДК 726.54:911.3

В.И. Бочковская Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

ПРАВОСЛАВНОЕ ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА

Выявлено значение православных комплексов многофункционального применения в современной градостроительной ситуации, определено, что расположение и развитие современных храмовых ансамблей должно происходить в тесном взаимодействии с окружающей застройкой и в соответствии с функциональными требованиями настоящего времени.

Ключевые слова: ландшафт, природа, культура, храм, зодчество, традиции, монастырь, православный комплекс.

V. I. Bochkovskaya Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia

THE ORTHODOX TEMPLE CONSTRUCTION AS ONE OF THE CULTURAL LANDSCAPE FORMING MEANS

The importance of Orthodox complexes of multifunctional use in modern urban planning situation is revealed, it is determined that the location and the development of modern temple ensembles should take place in close interaction with the surrounding buildings and in accordance with the functional requirements of the present time.

Keywords: landscape, nature, culture, temple, architecture, traditions, monastery, Orthodox complex.

В последнее время широко дискутируется проблема культурного ландшафта. Культурный ландшафт включает в себя систему историко-культурных ценностей, связанных с религией, мифологией, языком народа и формирующих духовные ориентиры общества. Термин «ландшафт» заимствован из немецкого языка, в котором die landcshaft означал «вид земли», «вид местности». В английском языке синонимом этого слова служит термин landscape, а во французском ему соответствует «пейзаж» «paysage». Автором термина «культурный ландшафт» является немецкий географ Отто Шлютер, который понимал его как материальное единство природных и культурных объектов, доступных восприятию человека. Ключевую роль в генезисе культурного ландшафта Шлютер отводил человеку. Существенный вклад в развитие концепции культурного ландшафта внес американский физический географ Карл Зауэр, который в книге «Морфология ландшафта» определяет культурный ландшафт как пространственное отражение накопленной эволюции культур в определенной местности, своеобразную проекцию культур на природный ландшафт.

Изучением культурно-ландшафтного подхода и концепции культурного ландшафта занимались такие русские ученые, как Ю. А. Веденин, Р. Ф. Туровский, В. Л. Каганский. К настоящему моменту сложилось три принципиально разных толкования этого термина. Под «культурным ландшафтом» понимают как антропогенный ландшафт, обладающий высокими эстетическими качествами и измененный человеком по определенной программе, так и местность, являющейся местом обитания определенной группы людей, являющихся носителями своеобразных культурных ценностей. Но на наш взгляд наиболее близким к действительному пониманию данного термина является третий подход, в основе которого лежит представление об ключевой роли интеллектуальной и духовной деятельности человека в формировании культурного ландшафта. При этом подходе на первый план выходит смысл, вносимый культурными элементами в природный ландшафт, в частности, сакрализация природных элементов.

Складывание культурного ландшафта - это длительный исторический процесс, который может быть представлен как окультуривание пространства обитания. По мнению Георгия Гачева, фундамент истории есть история труда человека по преобразованию природы, среди которой он живет. «Культура есть прилаженность - человека, народа, всего натворенного ими, выплетенного за срок жизни и историю, к тому варианту природы, который ему дан» [1, с. 29]. Воздействуя на природу, человек воспроизводит культурный ландшафт как символ, выражающий его чувства, убеждения и ценности, следовательно, история культурного ландшафта есть история одухотворения, или, по Георгию Гачеву, «одомашнивания» этносом приданного ему «варианта природы».

В древние времена архитекторы помещали святилища на высоких холмах или на берегу моря. «Для храмов и жертвенников, - говорил философ Сократ, - самое подходящее место то, которое видно отовсюду, но где мало ходят, потому что приятно, увидев храм, помолиться, приятно подойти к нему, находясь в чистоте» [2, с. 118].

После Крещения Руси храмостроительство приобретает первостепенное значение. Известно множество примеров, когда существование города начиналось фактически с закладки храма. Согласно традициям, место, на котором должен быть построен храм, старались выбрать возвышенное, видное издалека, так, чтобы оно «обдувалось четырьмя ветрами», звук от колоколов тогда был слышен за несколько десятков верст. В некоторых случаях, как утверждают церковные предания, место для строительства православного храма или монастыря особыми знамениями указывал Сам Господь, Богородица, или кто-то из святых угодников.

Храм должен был доминировать среди окружающих застроек, являясь основой всего градостроительного плана и напоминая людям о возвышенности духовного мира. В воскресные дни и в великие церковные праздники на богослужение приходили все или почти все жители города или села. В храме крестили новорожденных, совершали таинство венчания, отпевали умерших православных христиан. В старые времена в храме провожали защитников Отечества на войну и совершали благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов уделялось большое внимание. В городской структуре, например, основные узлы, связанные с местоположением соборов и церквей, неизменно сохраняли свое значение в ходе роста и развития города, маркируя и определяя направление улиц и расположение площадей. В основе размещения храмов на территории города лежал иерархический принцип. Например, городской собор всегда располагался в центре города, монастыри, окружали центр города, подчеркивая его смысловое значение. Наиболее ясно отражали планировочную структуру города самые многочисленные приходские храмы. По мнению Ю. Э. Саратовской, анализ исторических храмов Москвы и Московского уезда Ф. Ф. Шуберта (1848 г.), Н. Белоусова (1852 г.), А. С. Суворина (1903 г.) дает основание считать, что статус территории в городе или сельской местности во многом зависит от насыщенности сакрального пространства, которое связано с плотностью размещения приходских церквей. В современном городе исторические композиционные связи культовых сооружений и окружающей застройки нарушены, так как почти все города состоят из двух территорий: исторической, для которой характерна ясная градостроительная композиция, и современной, застроенной в последние десятилетия. Храмы расположены либо на исторически сложившихся транспортных путях и их пересечениях, либо включаются в систему новой городской застройки. Более редкий тип, это архитектурные ансамбли с храмом (усадьбы, монастыри), сохранившие композиционную целостность и связанные с природно-экологическим каркасом города, например, историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей заповедник Коломенское. После долгого исторического перерыва строительство и реставрация православных храмов вновь становятся актуальной градостроительной задачей. Возникший социальный заказ ведет к активному включению храмов и храмовых комплексов в городскую структуру.

Расположение и развитие современных храмовых ансамблей происходит в тесном взаимодействии с окружающей застройкой и в соответствии с функциональными требованиями настоящего времени. Особенно актуальна эта проблема для новых районов города, отличающихся однотипностью застройки. Включение церковного комплекса в планировочную структуру новостроек привнесет в них признаки исторической среды. По мнению ведущих социологов, архитекторов и религиоведов, будущее принадлежит строительству крупных православных комплексов многофункционального применения. Тенденция создания таких комплексов в наши дни можно заметить во всех религиозных конфессиях. Например, в Европе широко распространены многофункциональные комплексы, в которые наряду с культовыми зданиями входят общественные сооружения. «Вместо привычной церкви архитектор Ф. Л. Райт «предложил тип здания универсального назначения», служащего для прославления Бога и пользы человека», что отражает два принципа веры, подсказавшие автору двухчастную схему плана: храм, где проходят богослужения, и «дом» где проводятся общественные образовательные и художественные мероприятия прихода» [3, с. 838]. Храм с объектами социальной и культурной деятельности может стать культурно-духовным комплексом, по мнению архитектора Ю. Э. Саратовской [4, с. 14]. Культурно-духовный комплекс характеризуют многофункциональность, зонирование территории, иерархичность композиционного построения. Его градостроительная и социальная значимость определяется связью общественных центров и природных условий, что особенно актуально в современной экологической ситуации.

Список литературы

1. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира / Г. Д. Гачев. - Москва : Аcademia, 1998. - 432 с.

2. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения / пер. С. И. Соболевского. - Москва ; Ленинград : Акад., 1935. - 417 с.

3. Христианское зодчество. Новые материалы и исследования / под ред. И. А. Бондаренко. - Москва : УРСС, 2004. - 670 с.

4. Саратовская, Ю. Э. Размещение и композиционная роль церковных комплексов в современных градостроительных условиях : автореф. дис. ... канд. арх. наук / Ю. Э. Саратовская. - Москва, 2000. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.