Научная статья на тему 'Православная религиозность в финно-угорском социуме'

Православная религиозность в финно-угорском социуме Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
59
8
Поделиться
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Долгаева Евгения Ивановна, Попкова Елена Алексеевна

В статье анализируются результаты социологических исследований, проведенных в Республике Мордовия и других финно-угорских регионах Приволжского федерального округа. Характеризуется степень религиозности православных и их отношение к социальным практикам, не одобряемым традиционной религией.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Долгаева Евгения Ивановна, Попкова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The paper presents an analysis of the sociological surveys done in Mordovia Republic and other Finno-Ugric regions that make up the Volga Federal District of Russia. The author describes the level of religious concern among the Orthodox Church members as well as their attitudes towards social

Текст научной работы на тему «Православная религиозность в финно-угорском социуме»

ДОЛГАЕВА Е. И., ПОПКОВА Е. А. ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ В ФИННО-УГОРСКОМ СОЦИУМЕ

Аннотация. В статье анализируются результаты социологических исследований, проведённых в Республике Мордовия и других финно-угорских регионах Приволжского федерального округа. Характеризуется степень религиозности православных и их отношение к социальным практикам, не одобряемым традиционной религией.

Ключевые слова: религиозность, православие, социальные практики, идентичность, Русская Православная Церковь.

DOLGAEVA E. I., POPKOVA E. A. ORTHODOX RELIGION IN FINNO-UGRIC COMMUNITIES

Abstract: The paper presents an analysis of the sociological surveys done in Mordovia Republic and other Finno-Ugric regions that make up the Volga Federal District of Russia. The author describes the level of religious concern among the Orthodox Church members as well as their attitudes towards social practices disapproved by the traditional religion.

Keywords: religiousness, Orthodoxy, social practices, identity, Russian Orthodox Church.

Актуальность изучения религиозности населения полиэтнических регионов обусловлена сложными нравственными трансформациями, происходящими в российском обществе в последние десятилетия. Основная проблема связана с противоречием между декларируемыми и реально действующими религиозными нормами. С одной стороны, большинство россиян заявляют о своей принадлежности к православию (которое осуждает приверженность материальным ценностям и аморальным формам поведения); с другой - в российском обществе широко распространены многие негативные явления, не одобряемые традиционными религиями (аборты, пьянство, наркомания и т.д.).

Феномен религиозности имеет сложную индивидуальную и социальную природу. Трудно определить, по каким признакам того или иного индивида можно назвать религиозным. Многие из этих характеристик практически невозможно объективно измерить (религиозные чувства, переживания, эмоции, мотивы и др.). Поэтому в социологии предлагаются самые разные критерии религиозности. На наш взгляд, продуктивнее исследовать потенциал индивидов, их путь к целям, установленным выбранной религией, направленность на углубление и познание веры, на процесс духовного самосовершенствования.

По нашему мнению, основными показателями религиозности человека являются характеристики, которые можно наблюдать: социальное поведение, религиозные практики, самоидентификация. В частности, при определении религиозности православных мы применили методику В.Ф. Чесноковой [1, с. 67], в соответствии с которой о степени реальной религиозности православных позволяют судить показатели православного образа жизни: посещение храма, молитва, соблюдение постов, причащение, чтение религиозной литературы.

По данным социологических исследований православными (по признаку самоидентификации) можно считать порядка 74 % россиян [2].

В июле-августе 2011 г. кафедрой социологии Мордовского государственного университета при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант №11-03-1801е) проведено социологическое исследование «Резервы гармонизации социальных отношений в финно-угорских регионах». Метод исследования - выборочный анкетный опрос по месту жительства респондентов. В каждом регионе Приволжского федерального округа (Удмуртская республика, Республика Марий Эл, Республика Мордовия) опрошено по 267 респондентов. Выборка репрезентирует половозрастной состав и социально-территориальную структуру взрослого населения республик. Доверительный интервал не превышает 6%.

Сравнительный анализ уровня религиозности и доли православного населения в трёх финно-угорских республиках показал: как и по России в целом, большинство опрошенных идентифицируют себя с православием. Самый высокий уровень православной религиозности характерен для Мордовии: здесь наибольшая доля называющих себя православными (90,2 %) и относящихся к православию позитивно (87,8 %). Ситуация в двух других регионах выглядит неоднозначно. Например, в Удмуртской республике православных верующих почти столько же (88,9 %), сколько в Мордовии. Однако отношение к этой вере менее позитивное (78,2 %), а иногда и безразличное (18,4 %). В Республике Марий Эл с православием идентифицируют себя 83,6 % опрошенных, положительно относятся к этому вероисповеданию - 82,4 %.

В марте 2013 года нами проведено пилотажное социологическое исследование «Религия в жизни молодежи», целью которого было определение степени воцерковлённости православной молодежи г. Саранска, места религии в её жизни и отношения к религиозно не одобряемым социальным практикам. Опрошено 112 респондентов в возрасте от 16 до 24 лет. Метод сбора данных - анкетный опрос по месту учебы или работы респондентов. Выборка репрезентирует состав генеральной совокупности по полу, возрасту и району проживания респондента (доверительный интервал ± 9).

Исследование показало, что по степени религиозности молодежь Саранска мало отличается от населения Мордовии в целом. Большинство респондентов (87,5 %) считают себя верующими, из них назвали себя православными 83,7 %.

Достаточно большая доля православных респондентов имеют хотя бы минимальный опыт выполнения отдельных церковных требований (таблица 1). Например, 82 % как минимум соблюдают основные православные праздники, 69,9 % читали когда-либо религиозные тексты, 61,4 % посещают храм не реже 1 раза в год.

Таблица 1

Выполнение православными респондентами основных религиозных правил

Варианты ответов %

Посещают храм не реже одного раза в год 61,4

Нерегулярно соблюдают посты 13,5

Молятся своими и церковными молитвами с разной степенью частоты 69,8

Причащаются не реже одного раза в год 22,9

Соблюдают какие-либо православные праздники 82

Читали когда-либо религиозные тексты, положенные православным 69,9

Общаются с верующими своего прихода 21,7

Обращаются за советом к священнику в сложных жизненных ситуациях 20,5

Однако молодые люди включаются в церковную жизнь не так часто. Причащаются не реже 1 раза в год 22,9 %. Примерно столько же (21,7 %) общаются с верующими своего прихода. Редкой является и практика обращения к священнику за советом в сложных жизненных ситуациях (20,5 %). Труднее всего даётся молодым православным отказ от привычного рациона питания: 13,5 % постятся нерегулярно и только 1,2 % соблюдают все главные посты.

Если применить более жесткие критерии измерения воцерковлённости, выделенные из методики В.Ф. Чесноковой, то картина получается совершенно иная. Из пяти показателей православного образа жизни молодежь в большей степени отдаёт предпочтение молитве (молятся церковными молитвами почти каждый день 10,8 % православных) и посещению храма (ежемесячно и чаще это делают всего 8,4 % верующих). Самым слабым показателем является чтение религиозной литературы: только 3,6 % респондентов недавно перечитывали сакральные тексты. Согласно правилам Церкви Евангелие и другие религиозные тексты православный должен читать каждый день. Из числа опрошенных верующих никто не придерживается данного предписания.

Вместе с тем примерно половина православных респондентов сознательно стремится выполнять требования своей религии при общении с людьми и решении проблем повседневной жизни. В частности, 11 % стараются это делать всегда и 39% пытаются соблюдать все требования, но не всегда получается.

Отношение большинства респондентов к социальным практикам, не одобряемым традиционными религиями, в основном негативное. В то же время наблюдаются различия в оценках православных и не православных молодых людей. Например, доля осуждающих эти явления почти всегда выше среди православных. Особенно это относится к пьянству, которое не одобряют 76,8 % православных и лишь 50 % не православных. Исключением из этого правила является супружеская измена, которую несколько чаще осуждают не православные (80 %), чем православные (около 70 %).

Интересные результаты получены по вопросу об отношении респондентов к современным медицинским технологиям. Оказалось, например, что суррогатное материнство чаще осуждают не православные респонденты (31,3 %), чем православные (26,8 %). Вместе с тем негативное отношение к эвтаназии встречается среди православных более чем в два раза чаще, чем среди не православных (соответственно, 31,7 % и 12,5 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К институтам, которые больше всего занимаются нравственным воспитанием подрастающего поколения в нашей стране (таблица 2) православные отнесли в первую очередь систему образования, Русскую православную церковь и средства массовой информации. У не православных иерархия иная: на первом месте также система образования, однако на втором - Интернет, а на третьем - государство и мусульманские религиозные организации.

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, какие организации

в России больше всего занимаются нравственным воспитанием подрастающего поколения?», (%)

Вариант ответа Православные Не православные

Государство 9,9 25,0

Система образования (детские сады, школы, колледжи, вузы) 44,4 43,8

Русская православная церковь 43,2 12,5

Мусульманские религиозные организации 9,9 25,0

Средства массовой информации (телевидение, радио, газеты) 27,2 18,8

Интернет 17,3 37,5

Другие организации 1,2 12,5

Таких организаций нет 7,4 0

* Сумма не равна 100 %, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов

ответа

Неожиданными оказались ответы на вопрос об актуальности для современного человека традиционных нравственных норм, на которых настаивает Церковь (таблица 3). Половина православных считают, что некоторые из нравственных норм подходят современному человеку, а некоторые - нет. Среди не православных эту точку зрения разделяют всего четверть опрошенных.

Таблица 3

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Русская православная церковь настаивает на незыблемости, неизменности традиционных нравственных норм, неприятии греха. Ваше отношение к этому?», %

Варианты ответов Православные Не православные

Современный человек не может и не должен жить в соответствии с устаревшими нравственными нормами 4,9 6,3

Некоторые из нравственных норм подходят современному человеку, а некоторые — нет 50 25

Людям следует придерживаться традиционных нравственных норм и принципов поведения, жить в соответствии с ними 20,7 25

Затрудняюсь ответить 24,4 43,7

ВСЕГО 100 100

Таким образом, степень религиозности православных в Мордовии выше, чем в других финно-угорских регионах ПФО по признакам самоидентификации с православием и отношения к нему. Наиболее существенные различия наблюдаются в отношении православных и не православных к социальным проблемам и практикам, не одобряемым традиционными религиями. Вместе с тем эта тема требует дальнейшего изучения. Прежде всего, представляется необходимым качественный анализ возрастных и этнических различий в отношении к современному образу жизни, к «грехам» общества потребления. Актуальность этой проблемы вызвана необходимостью изучения состояния российского общества с точки зрения распространённости в нём норм религиозной и светской морали.

ЛИТЕРАТУРА

1. В России 74% православных и 7% мусульман [Электронный ресурс] : // [Аналитический центр Юрия Левады]. - [М., 2012].- Режим доступа: http://www.levada.ru/17-12-2012/v-rossii-74-pravoslavnykh-i-7-musulman

2. Чеснокова В.Ф. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце ХХ века / В. Ф. Чеснокова. - М. : Академический Проект, 2005. - 297 с.