Научная статья на тему 'Православная культовая архитектура Хасавюрта. Конец XIX-XX вв'

Православная культовая архитектура Хасавюрта. Конец XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
180
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сергеев Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Православная культовая архитектура Хасавюрта. Конец XIX-XX вв»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2011. № 4. С. 115-127.

А.Ю. Сергеев

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА ХАСАВЮРТА.

КОНЕЦ Х1Х-ХХ вв.

Великолепный православный храм в г. Хасавюрте давно привлекает внимание исследователей. О нем писали искусствовед М.Г. Алиев, историк и краевед, основатель и бывший директор Хасавюртовского историко-краеведческого музея Б.П. Дорогобед, главный специалист ГУ «ЦГА РД» А. Шамхалов и др. Интересная, но, к сожалению, очень скудная информация о церквях публиковалась на рубеже Х1Х-ХХ веков в «Терском календаре», «Владикавказских епархиальных ведомостях», «Памятной книжке военного и морского духовенства» (1912), «Храмы армии и флота» (1913), «Кратком географическом очерке Терской области» (1914). Данная информация в основном носит краткий статистический характер и зачастую переносится из одного издания в другое в неизменном виде. В публикациях, выходящих в последнее время, либо используют старые источники, либо дается новая интерпретация, но при этом она никак документально не подтверждается. Данная фактологическая неразбериха дала повод для поиска и изучения исторических материалов, касающихся культовых православных сооружений города.

Целью данной статьи является раскрытие истории православного зодчества в г. Хасавюрте; установление достоверных фактов, касающихся времени основания храма Знамения, так как информация из современных источников сильно разнится и не дает четкого ответа на вопрос о дате его возведения.

Исследование этой цели поставило ряд задач: 1) поиск документов и изучение сохранившейся информации, касающейся первых православных культовых сооружений Хасавюрта; 2) открытие архивных и других источников, способных дать достоверную информацию о времени постройки храма Знамения Пресвятой Богородицы в Хасавюрте; 3) изучение по сохранившимся документам и рассказам старожилов истории данной церкви в советский период; 4) розыск раннего иллюстративного материала (чертежи, фотографии, рисунки), относящегося к поставленной проблеме.

Слобода Хасав-Юрт (ныне г. Хасавюрт) была основана в качестве укрепления в мае мае 1846 г. 80-м пехотным Кабардинским полком князя А.И. Барятинского (Зиссерман А., 1881. С. 7). Позже благодаря отставным служащим Кабардинского полка и их семьям, которых в 1856 г. царское правительство разрешило выписывать и обосновывать на жительство в укреплении, оно разрослось. В 1867 г. военное положение было отменено, вследствие чего военный поселок был реорганизован в слободу. В 1876 г. слобода имела от 250 до 300 дворов жителей. До 1894 г. в ней не было прихода, поэтому ее жители ходили молиться в полковую церковь. В письменных источниках начала XX в. в слободе Хасав-Юрт Терской области значится военная «церковь 208-го пехотного Лорийского полка в честь Преподобного мученика Андрея Критского» (Рис. 1). Данный храм с 1859 г. (дата постройки) до 1895 г. являлся полковым храмом 80-го пехотного Кабардинского полка; с 1895 до 1910 г. этот храм принадлежал Ширванскому полку. С уходом Ширван-ского полка в 1910 г. из Хасав-Юрта храм перешел к Лорийскому полку (Цитович Г. А., 1913. С. 435).

Данная полковая церковь возводилась Кабардинским пехотным полком с 1856 по 1859 г. и вмещала до 700 человек (Цитович Г. А., 1913. С. 444).

В 1894 г. Кабардинский полк был переведен в другое место, новая воинская часть не сразу прибыла в Хасав-Юрт. И жители слободы, которых было более 1000 человек, оста-

Слобода Хасав-Юрт 10 августа 1931 г. постановлением президиума ВЦИК была преобразована в город с сохранением прежнего названия. По современной транскрипции название города пишется слитно.

лись без священника и церковных служб. Это обстоятельство стало причиной открытия самостоятельного прихода (Распределение хуторов по 8-му благочинному округу. С. 201).

В 1895 г. церковь стала использоваться гражданским населением. В том же 1895 г. в Хасав-Юрт прибыл Ширванский полк, который продолжил пользоваться данной церковью. Но так как храмом после ухода Кабардинского полка пользовалось и гражданское население, была начата переписка о передаче церкви в епархиальное ведомство. Одновременно был составлен проект отдельного алтаря для совершения богослужений военными, но плохое состояние данной церкви, требующее больших капиталовложений на ремонт, стало причиной невозможности принятия такого решения.

Во Владикавказскую духовную консисторию 18 ноября 1896 г. из строительного отдела от областного архитектора было отправлено прошение: «Строительное отделение областного правления покорнейше просит духовную консисторию сообщить в дополнение к отзыву от 14 октября 1896 г. за № 5007, имеется ли согласие со стороны военного ведомства на предполагаемую пристройку придела к церкви слободы Хасав-Юрт, так как церковь эта и в настоящее время состоит в ведении военного ведомства» (Прошение терского областного правления по строительному отделу от 18 ноября 1896 г., № 26267 во Владикавказскую духовную консисторию. С. 27-27 об.).

3 декабря 1896 г. Владикавказская духовная консистория в связи с этим обращением отправила в строительный отдел Терского областного правления уведомление о том, что разрешение на строительство, согласно положению, утвержденному 12 июня 1890 г. , теперь зависит исключительно от Святейшего Синода. Там же говорилось и о том, что план постройки придела в церкви Хасав-Юрта для отправления в нем богослужений и треб военными священниками готов и отправлен в строительное отделение для рассмотрения в техническом отношении. Данный план был составлен по поручению Святейшего Синода от 23 декабря 1895 г., в котором также ставился вопрос: «Не представляется ли возможным соорудить при Хасав-Юртовской церкви особый придел для отправления в оном богослужений и треб военными священниками с потреблением на ее сооружение 6000 рублей ассигнациями слободским обществом на постройку новой церкви» (Уведомление об изготовлении плана придела Хасав-Юртовской церкви. С. 21 - 21 об.).

Из этой официальной переписки можно сделать вывод, что некогда военная церковь, согласно положению от 12 июня 1890 г., на время переписки состояла в подчинении епархиального ведомства. То есть была гражданской, в связи с чем возникла необходимость в строительстве придела для военных. Этому нашлось подтверждение. Указ императора от 23 декабря 1895 г. (№ 6540) относительно строительства Хасав-Юртовской церкви был отправлен Святейшим Синодом во Владикавказскую епархию. Копию этого указа на основании прошения 21 декабря 1896 г. Владикавказская духовная консистория

13 января 1897 г. отправила в строительный отдел Терского областного правления. Данный указ был следующего содержания: «Указ его императорского величества самодержца всероссийского, из Святейшего и правительствующего Синода, преосвященному Владимиру, епископу Владикавказскому и Моздокскому. По указу его императорского величества, Святейший правительствующий синод слушали: рапорт протопресвитера военного и морского духовенства от 22 августа 1895 г. за № 9498, с заключением по возбужденному вашим преосвященством делу о передаче церкви в слободе Хасав-Юртовской, Терской области, из ведения протопресвитера в земство владикавказского епархиального начальства. Приказали: рассмотрев обстоятельства настоящего дела и принимая во внима-

12 июня 1890 г. было подписано «Высочайше утвержденное положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомства», в котором «Учреждалось звание протопресвитера военного и морского духовенства, в ведении которого находились все церкви полков, крепостей, военных госпиталей и учебных заведений, за исключением Сибири, где дальность расстояний делала неизбежным их подчинение епархиальным архиереям» (http://drevo -info. ru/article s/4753. html).

ние, что существующая в слободе Хасав-Юрт церковь сооружена основателями слободы, предками нынешних жителей ее, и содержится преимущественно на средства слобожан, вследствие чего церковь эта, по справедливости должна быть почитаема больше приходской, нежели храмом временно расположенных в Хасав-Юрте и сменяющихся частей войск. А с другой стороны, имея в виду, что церковно-религиозные потребности частей войск, расположенных в Хасав-Юрте, могли быть удовлетворены в особо устроенном приделе, Святейший Синод определяет: поручить вашему преосвященству, поручение с коего следует, доставить сведения о том, не представляется ли возможным соорудить при Хасав-Юртовской церкви особый придел для отправления в оном богослужений и треб военными священниками для расположенных в Хасав-Юрте воинских частей, с употреблением на его сооружение 6000 рублей, собранных жителями слободы Хасав-Юрта на сооружение в той слободе храма и с тем, чтобы по сооружению придела сама церковь была передана в ведение Владикавказского епархиального начальства, о чем и послать вашему преосвященству указ» (Копия указа его Императорского величества, самодержца российского. С. 37-38).

14 октября 1896 г. Владикавказская духовная консистория отправила в строительное отделение Терского областного правления рапорт за № 5007 следующего содержания:

«Вследствие отношения от 17-18 сентября 1896 г., консистория честь имеет возвратить в строительное отделение проект придела предполагаемого к пристройке к церкви слободы Хасав-Юртовской с присовокуплением, что проект-то сей одобрен его преосвященством...» (Рапорт Владикавказской духовной консистории в строительное отделение Терского областного правления. С. 41-41 об.).

После этого проект был отправлен в строительный отдел. А 21 января 1897 г. областной архитектор Грозин из строительного отдела возвратил во Владикавказскую духовную консисторию проект придела с уведомлением о том, что «наказной атаман не признает возможным утвердить этот проект, за неимением сведений, согласен ли на пристройку придела к Хасав-Юртовской церкви протопресвитер военного и морского духовенства» (Рапорт № 2400 от 21 января 1897 г. во Владикавказскую духовную консисторию. С. 40 - 41об.).

В 1898 г., вследствие образовавшейся трещины полковая церковь была запечатана (Освящение храма в слободе Хасав-Юрт. С. 247). И службы военного священника продолжились в специально оборудованной в казармах временной церкви. В 1899 г. был получен ответ Святейшего Синода, отклоняющий передачу военной церкви в епархиальное ведомство (Освящение храма в слободе Хасав-Юрт. С. 247).

В описании осмотра епархии епископом Владикавказским и Моздокским Владимиром, совершенного с 11 по 27 апреля 1901 г., читаем: «В Хасав-Юрте имеется военная церковь, в которой совершал службы и епархиальный священник. Ныне эта церковь рушится; поэтому военные устроили временную церковь в казарме, а население выстроило из тонких досок временную церковь» (О переменах по службе. С. 269).

Предполагаю, что в церкви все-таки был проведен ремонт, так как во «Владикавказских епархиальных ведомостях» (№ 21 от 20 мая 1907 г.) в сообщении о визите епископа Гедеона 15 апреля 1907 г. в Хасав-Юрт на освящение Знаменской церкви говорится, что «по окончании освящения епископ посетил церковь расположенного в Хасав-Юрте Шир-ванского полка» (По приходам епархии. С. 315). Также, как упоминалось выше, в 1910 г., после ухода из Хасав-Юрта Ширванского полка, на его место пришел Лорийский полк, который продолжил использовать церковь в своих нуждах (Цитович Г. А., 1913. С. 444).

После революции церковное здание было приспособлено под клуб, о чем свидетельствует фотоснимок из собрания Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук «Кунсткамера», сделанный в 1928 г. этнографом В. В. Храмовой (Рис. 2).

В истории военной церкви Преподобного мученика Андрея Критского имеется один интересный и до конца не объясненный момент. Дело в том, что в послужном списке художника князя Григория Гагарина, служившего в этот период на Кавказе, указано, что им

были созданы проекты ряда церквей на Кавказе, в том числе и в Дагестане, а именно для Дербента, Темир-Хан-Шуры (Буйнакск) и Хасав-Юрта. Эта же информация имеется в некрологе Г. Гагарина, написанном Веселовским Н. И. (Веселовский Н. И., 1893. С. 1516). Но если информация об участии князя Гагарина в постройке церквей в Дербенте и Буйнакске подтверждается и другими источниками, данных о военной церкви в ХасавЮрте, подтверждающих или опровергающих этот факт, найти не удалось. Таким образом, доподлинно не известно, является ли военная церковь в слободе Хасав-Юрт во имя Преподобного мученика Андрея Критского именно той церковью, которая была создана по проекту Гагарина, или его проект так и остался на бумаге.

По статистическому описанию Владикавказской епархии за 1904 г. в слободе ХасавЮрт значится часовня во имя Знамения Божьей Матери, освященная 12 марта 1898 г. Потребность в данной часовне возникла после того, как в 1898 г. вследствие образовавшейся трещины была закрыта полковая церковь. Тогда же для совершения богослужений в слободском бульваре из досок за две недели был сооружен временный молитвенный дом (Освящение храма в слободе Хасав-Юрт. С. 247).

Но желание выстроить приходской храм у жителей слободы возникло еще в первые годы XX в. С 11 по 27 апреля 1901 г. епископ Владикавказский и Моздокский совершал обозрение епархии, во время которого он 12 апреля посетил Хасав-Юрт, где им была определена под строительство площадь (бульвар), на которой размещалась временная дощатая церковь (Копия приговора Хасав-Юртовского слободского общества. С. 4-4 об.).

После визита владыки 29 апреля 1901 г. состоялся первый сход православной части жителей слободы, на котором верующими решался вопрос выбора места под строительство нового храма. Для выбора было указано четыре места: 1) бульвар; 2) Окружная площадь рядом с бульваром; 3) Базарная площадь; 4) площадь на новых планах. Православными жителями под строительство нового приходского православного храма был выбран бульвар (Рис. 3) (Копия приговора Хасав-Юртовского слободского общества. С. 4-4 об.).

Но 22 мая 1901 г. жители Хасав-Юрта отправили начальнику Хасав-Юротовского округа прошение, в котором говорится о том, что выбор места под строительство и решение о выделении средств являются вопросом «хозяйственного характера, а не религиозного, и должен решаться полным сходом». «Но иноверцы в этот раз не были допущены. Вопрос о месте строительства решался 156 домохозяйствами из 430 имеющихся членов слободского общества. За бульвар проголосовало 122 голоса. Таким образом, вопрос, в котором заинтересовано все общество, решился 122 голосами из 430».

Большая часть жителей, независимо от вероисповедания, оказалась против строительства храма на бульваре, так как бульвар создавали в течение долгих лет с 1875 г. И это было единственным местом отдыха. «И слободское население будет лишено единственного места, где население находило до настоящего времени приют для отдыха на воздухе, а слобода лишится своего лучшего украшения, а что бульвар в этом случае будет окончательно уничтожен, это разумеется само собой» (Прошение начальнику ХасавЮртовского округа. С. 2-3).

Поэтому подписавшие прошение просят начальника Хасав-Юртовского округа созвать новый слободской сход из всех жителей, бульвар исключить из возможных мест строительства, а предложить под строительство либо Новую площадь как центр слободы, либо площадь Окружную или Крепостную как наиболее близкие от бульвара, первого предполагаемого места постройки храма. Ознакомившись с прошением, начальник Хасав-Юртовского округа вынес резолюцию: «...строить храм на Новой площади...28 мая 1901 г.» (Прошение начальнику Хасав-Юртовского округа. С. 2-3).

А 31 мая 1901 г. начальник Хасав-Юртовского округа отправил начальнику Терской области рапорт, в котором он на основании личных бесед с жителями слободы просит не учитывать приговор общества слободы от 29 апреля 1901 г. «о постройке на слободском бульваре православного храма». И просит ходатайства начальника Терской области о переносе места строительства с бульвара на Новую площадь в центр слободы (Рапорт начальника Хасав-Юртовского округа начальнику Терской области. С. 1).

23 мая 1901 г. Владикавказская духовная консистория в строительное отделение Терского областного правления на рассмотрение и утверждение «предоставила проект и смету на постройку каменной церкви в слободе Хасав-Юрт» (Уведомление № 2616 от 23 мая 1901 г. С. 11-11об).

На рассмотрение и утверждение проекта и сметы разными инстанциями ушло около полугода.

22 сентября строительное отделение уведомило начальника Хасав-Юртовского округа о том, что возвращает ему план слободы с резолюцией Начальника области по поводу места строительства церкви: «Разрешаю постройку церкви на той площади (бульвар), на которой стоит временная церковь, но чтобы берегли посадки деревьев» (Уведомление от 22 сентября 1901 г. С. 20-20об.).

Узнав об утвержденном месте строительства церкви, жители слободы, не согласные с утвержденным местом, «подняли возмущение». Ими было написано письмо начальнику Терской области и Наказному атаману Терского казачьего войска. В письме они просили перенести место строительства церкви на Окружную площадь. Владикавказская епархия не возражала против предложенного места, но с условием, чтобы с названной площади было снесено находящееся на ней крепостное здание и чтобы предполагаемое там шоссе было проложено в другом месте (Доклад жителей слободы Хасав-Юрт. С. 24-27об.).

В феврале 1902 г. младшего помощника генерал-майора Писарева вместе с составителем плана церкви гражданским инженером Рябикиным командируют в Хасав-Юрт для осмотра всех площадей и выбора подходящего места для строительства церкви, которое бы устроило все стороны (Рапорт начальника Терской области и Наказного атамана Терского казачьего войска. С. 39).

6 марта 1902 г. от Писарева на имя начальника области и Наказного атамана Терского казачьего войска был отправлен рапорт, в котором говорилось: «По предложению Вашего превосходительства мною 3 марта 1902 г. были осмотрены все площади в слободе Хасав-Юрт, причем на Окружной и занятой общественным садом, где находится ныне и временный молитвенный дом, были колышками обозначены места под церковь согласно утвержденного плана и ограда при ней.

По окончании церковной службы в этот день все жители - прихожане приглашены были осмотреть ту и другую площадь, и, несмотря на разъяснения мои на более открытое положение Окружной и необходимость украсить ее устройством церкви и нового сада при ней, а старый оставить для общественного пользования слободских детей, большинством 144 голосов, против 4 наличных, выразили покорнейшую просьбу поставить церковь к западной стороне сада, как месте, наиболее для них удобном, о чем составили приговор» (Рапорт младшего помощника начальника Терской области и Наказного атамана Терского казачьего войска. С. 43-44об.).

В марте того же года областным правлением была составлена просьба в адрес начальника Хасав-Юртовского округа, в которой областное правление просило начальника округа объявить жителям слободы, что начальник области, уступая их просьбе, разрешил поставить предполагаемую церковь в западной стороне сада при выполнении следующих обязательств, предписанных Писаревым в своем отчете об осмотре и выборе места под строительство православного храма: «а) средину церкви отнести к востоку, как указано генералом Писаревым инженеру Рябикину на 2 сажени, чтобы оставить неприкосновенными две пешеходные дорожки на Воронцовской (Офицерской) улице. А тротуар на ней с противоположной стороны оставить не шире 2,5 аршина; б) немедленно приступить к вымощению этой улицы от начатой уже заботами командира полка полковника Ерофеева дороги к полковому лагерю, и по обе стороны обязательное вымощение тротуара в 2 аршина, подсадить внутренний край их деревцами; в) перед началом постройки огородить общественными средствами, не касаясь церковных сумм, которых имеется в виду пока только 15000 рублей, деревянными столбами место, предназначенное под церковь, с оградой в ширину и длину не более 25 саженей, . а с юго-восточной стороны площади, где

сейчас сложен строительный материал, сделать ворота для подвозки материала, по мере надобности площади» (Прошение начальнику Хасав-Юртовского округа № 792G. С. 46-47об.).

За время составления проекта церкви и ведения споров о месте строительства в слободу переселилось большое количество крестьян из округа. Здание, составленное по проекту 19G1 г., оказалось маленьким. Поэтому появилась потребность обратится к инженеру, проектировавшему церковь, с просьбой увеличить вместимость церкви. И 9 марта 19G2 г. гражданский инженер Рябикин предоставил в строительный комитет по постройке церкви в слободе Хасав-Юрт «измененный проект церкви, по которому фасады совершенно не изменяются, средняя же часть церкви дает площадь в 59,G8 кв. саж., вмещающую до 1GGG человек» (Доклад в строительный комитет по постройке церкви в слободе Хасав-Юрт. С. 51).

По утвержденному проекту после некоторых препятствий со стороны местного начальника борона Унгерна относительно места постройки 3G мая 19G2 г. была произведена закладка храма на слободском бульваре. Но 4 января 19G3 г. начальнику Терской области поступает рапорт от начальника Хасав-Юртовского округа: «Имею честь донести Вашему Превосходительству, что дальнейшею постройку в слободе Хасав-Юрт православного храма, без осмотра комиссией я нахожу невозможной, так как возведенные стены его осели и в нескольких местах дали трещины» (Уведомление во Владикавказскую духовную консисторию. С. 61).

И 18 января 19G3 г. в Хасав-Юрт начальником области для осмотра церкви был отправлен областной инженер К. А. Ковалев. 13 марта 19G3 г. по результатам осмотра строящейся церкви Ковалев составил акт: «По осмотру оказалось, в арках двух малых куполов заметны слабые трещины в замках; в арках после появления трещин заложены смежные связи; увеличение трещин, как выяснилось из расспросов, не замечается и, судя по расположению и величине частей, дальнейшего увеличения трещин не должно быть; опасности для прочности церкви от этих трещин никакой нет и препятствий к дальнейшим работам не встречается» (Акт. С. 65-65об.).

Когда жители слободы заказывали гражданскому инженеру И. В. Рябикину проект храма, они предполагали, что заказанный проект будет не дороже 27GGG рублей. Но ко времени окончательного утверждения проекта, до которого прошло около 2-х лет, смета выросла до 57GGG тысяч рублей.

Постройка храма велась 5 лет, и до освящения было израсходовано 4GGGG рублей. Но «некоторые работы снаружи и некоторые украшения внутри были еще не закончены»; доделки требовали 1GGGG рублей. Последние 2-3 года строительство велось без определенных средств. В последний год возведения храма были большие пожертвования. 2GG рублей благотворитель пожертвовал на устройство крестов; другой, простой каменщик, собрал 25G рублей на золочение крестов; на изготовление икон большого размера для киотов 6 жертвователей внесли по 5G рублей; один благотворитель собрал для киота 15G рублей (Освящение храма в слободе Хасав-Юрт. С. 25G). 1GGG рублей по статье «на содержание беднейших церквей в империи (отд. IX пер. 1 специальной сметы Святейшего Синода 19G4 г.)» выделил Святейший Синод. Этому распоряжению предшествовало «предложение господина синодального обер-прокурора, от 16 января 19G4 г. за № 2491, по указу его императорского величества о назначении пособия на постройку и достройку церквей» (Указы его императорского величества, самодержца всея российского, из Святейшего правительствующего Синода. С. 54). Слободские мастера за один день покрасили все деревянные части внутри храма.

15 апреля 19G7 г. в слободе Хасав-Юрт было совершено освящение нового храма во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Обряд освящения нового храма провел епископ Гедеон (По приходам епархии. С. 315).

«Освященный в слободе Хасав-Юрт храм по архитектуре своей и обширности весьма примечателен. С внешней стороны с 5-ю куполами, 4 пилонными башнями и 12 контрфорсами (Рис. 4, 5), он представляет громадную и грандиозную массу; внутри же, без единой колоны, совершенно открытый, с обширным куполом посередине, - он дает

массу света, воздуха, простора и свободы». Так описал его современник, присутствовавший на чине освящения.

Храм имел богатое убранство, роспись, лепнину.

После изложения истории строительства православной приходской церкви в слободе Хасав-Юрт считаю обязательным указать на некоторые источники, в которых имеются неподтвержденные расхождения с выше сказанным. Во «Владикавказских епархиальных ведомостях» за № 21 от 2G мая 19G7 г. на стр. 315 написано: «В прошлом месяце ХасавЮрт праздновал заветный торжественный день освящения вновь выстроенного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы». Считаю, что здесь название церкви дано ошибочно (опечатка), так как в других местах во «Владикавказских епархиальных ведомостях» указывается название церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы. В Едином календаре мероприятий на 2G11 г., изданном администрацией президента Республики Дагестан, 1G июля указывается как день 1Ю-летия Знаменской церкви г. Хасавюрта (Единый календарь общереспубликанских мероприятий на 2011 год, 2G1G. С. 9). Как известно из выше изложенного, закладка церкви произошла в 19G2 г., а великий чин освящения состоялся 15 марта 19G7 г. То есть 1Ю-летие храма приходится от закладки на 2G1G г., а от освящения - на 2G17.

Также считаю такие года освящения церкви, как 19G3, 19G5 или 1912, которые указываются в некоторых современных печатных изданиях, тоже необоснованными.

В 1939 г. этот храм, как и другие по стране, не избежал закрытия. Но разрушен не был. С его куполов также не удалось сбить кресты. С 194G по 1943 г. его помещение использовалось под склад горюче-смазочных материалов. В 1943 г. в здании случился пожар, уничтоживший все великолепие внутреннего убранства храма.

В 1945 г. храм вернули верующим. В наши дни внутренние стены храма до сих пор не оштукатурены, на них только побелка (Рис. 6, 7). В нынешнем 2G11 г. здание храма получило статус Памятника архитектуры федерального значения. Благодаря этому на следующий год запланировано начать его масштабную реставрацию.

Итак, в ходе изучения найденных документов нам удалось: 1) документально подтвердить тот факт, что в г. Хасавюрте за его историю было выстроено три православные церкви: Преподобного Андрея Критского, Временная деревянная церковь Знамения и единственная, сохранившаяся до наших дней, каменная церковь Знамения Пресвятой Богородицы; 2) мы выяснили время строительства церквей, внесли ясность в вопрос о времени постройки и освящения Знаменской церкви; также узнали, какие трудности (вопрос с местом постройки, вместимость храма и надежность сооружения, финансирование) стояли перед строителями; 3) в ходе работы был проведен поиск иллюстративной документации (фотографии, планы, чертежи), внесший ясность в описание внешнего вида военной церквей, разрушенной в 193G^ гг.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Акт // ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. О. 62. Д. 327.

2. Веселовский Н. И., 1893. Князь Г. Г. Гагарин. Некролог // Зодчий, Вып. 2.

3. Доклад жителей слободы Хасав-Юрт // ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. О. 62. Д. 327.

4. Доклад в строительный комитет по постройке церкви в слободе Хасав-Юрт // ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. О. 62. Д. 327.

5. Единый календарь общереспубликанских мероприятий на 2G11 год. Махачкала, 2G1G.

6. Зиссерман А., 1881. История 8G пехотного кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка (1726-188G) Том III. Санкт-Петербург.

7. Копия указа его Императорского величества, самодержца российского // ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. О. 62. Д. 3G4.

8. Копия приговора Хасав-Юртовского слободского общества // ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. О. 62. Д. 327.

9. О переменах по службе. // Владикавказские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. 19G1,№ 14.

1G. Освящение храма в слободе Хасав-Юрт // Владикавказские епархиальные ведомости. Официальная часть, 19G7, № 23.

11. План Окружной площади в слободе Хасав-Юрт // ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. О. 62.Д. 327.

12. По приходам епархии // Владикавказские епархиальные ведомости. Официальная часть, 19G7, № 21.

13. Прошение начальнику Хасав-Юртовского округа // ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. О. 62.Д. 327.

14. Прошение начальнику Хасав-Юртовского округа № 792G // ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. О. 62. Д. 327.

15. Прошение Терского областного правления по строительному отделу от 18 ноября 1896 г., № 26267 во Владикавказскую духовную консисторию // ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. О. 62. Д. 3G4.

16. Рапорт Владикавказской духовной консистории в строительное отделение Терского областного правления // ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. О. 62. Д. 3G4.

17. Рапорт младшего помощника начальника Терской области и Наказного атамана Терского казачьего войска // ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. О. 62. Д. 327.

18. Рапорт начальника Терской области и Наказного атамана Терского казачьего войска // ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. О. 62. Д. 327.

19. Рапорт начальника Хасав-Юртовского округа начальнику Терской области // ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. О. 62. Д. 327.

2G. Рапорт № 24GG от 21 января 1897 г. во Владикавказскую духовную консисторию // ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. О. 62. Д. 3G4.

21. Распределение хуторов по 8-му благочинному округу // Владикавказские епархиальные ведомости. Официальная часть, 19G1, № 24.

22. Уведомление № 2616 от 23 мая 19G1 г. // ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. О. 62. Д. 327.

23. Уведомление 22 сентября 19G1 г. // ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. О. 62. Д. 327.

24. Уведомление во Владикавказскую духовную консисторию // ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. О. 62. Д. 327.

25. Уведомление об изготовлении плана придела Хасав-Юртовской церкви. // ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. О. 62. Д. 3G4.

26. Указы его императорского величества, самодержца всея российского, из Святейшего правительствующего Синода // Владикавказские епархиальные ведомости. Официальная часть, 19G4, № 6.

27. Цитович Г. А., 1913. Храмы армии и флота. Пятигорск.

28. http://drevo-info.ru/articles/4753.html.

Рис. 1. Хасавюрт. Военная церковь в честь Преподобного мученика Андрея Критского. Фото из фондов Хасавюртовского краеведческого музея (филиал ДГОМ им. А. Тахо-Годи).

Рис. 2. Хасавюрт. Клуб в здании полковой церкви. 1928 г. Фото из фондов Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук «Кунсткамера». Инв. № 2193-20.

- ' -о |_ _____________^ - лм

Рис. 3. Хасавюрт. План площадей, где предполагалось строительство Знаменской церкви (церковь отмеченная на плане - временная церковь (часовня) Знамения Пресвятой Богородицы) (План Окружной площади в слободе Хасав-Юрт. С. 31).

Рис. 4. Хасавюрт. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Вид с юго-востока. Фото автора. 2011 г.

Л*У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.