Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВНАЯ ИДЕЯ БОГОПОДОБИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ПРАВОСЛАВНАЯ ИДЕЯ БОГОПОДОБИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотериология / богоподобие человека / обожение / святость / спасение / греховность / soteriology / human godlike / deification / holiness / salvation / sinfulness

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — А.А. Попов, В.В. Липич

Идея богоподобия человека, представляя собой одну из фундаментальных идей православного вероучения, лежит в основе понимания истинного человеческого предназначения и совершенства. Опираясь на богатейший вероучительный и богословский опыт, она находит свое воплощение в догматических и духовно-психологических аспектах восточно-христианской традиции, раскрывая сущность человеческой природы во всем многообразии различных богословских подходов. Столь характерная для богословского опыта специфика находит свое отражение и в русской религиозно-философской рефлексии, когда антропологическая проблематика идеи богоподобия человека синтезировала в себе различные концептуальные направления познания о человеке, став предметом философских, социально-гуманитарных, религиоведческих и культурологических исследований. Сотериологическое содержание православной идеи богоподобия человека раскрывает основные богословские представления о спасении человека. Соответственно, предметом настоящего исследования является сотериологическое содержание православной идеи богоподобия человека в святоотеческой традиции. Методология исследования заключается в философско-антропологическом анализе развития сотериологического аспекта идеи богоподобия человека в святоотеческой традиции. В ходе проведенного анализа доказано, что сотериологическое содержание идеи богоподобия человека лежит в основе целостно-органического понимания православной идеи богоподобия человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORTHODOX IDEA OF THE GODLIKE MAN: THE SOTERIOLOGICAL ASPECT

The idea of the godlike of man, representing one of the fundamental ideas of the Orthodox doctrine, underlies the understanding of the true human vocation and perfection. Based on the richest doctrinal and theological experience, it finds its embodiment in the dogmatic and spiritual-psychological aspects of the Eastern Christian tradition, revealing the essence of human nature in all the variety of different theological approaches. Such a characteristic specificity of theological experience is reflected in Russian religious and philosophical reflection, when the anthropological problematic of the idea of the godlike man synthesized various conceptual directions of knowledge about man, becoming the subject of philosophical, socio-humanitarian, religious and cultural studies. The soteriological content of the Orthodox idea of the godlike man reveals the basic theological concepts of human salvation. Accordingly, the subject of this study is the soteriological content of the Orthodox idea of the godlike man in the patristic tradition. The methodology of the research consists in a philosophical and anthropological analysis of the development of the soteriological aspect of the idea of human godlike in the patristic tradition. In the course of the analysis, it is proved that the soteriological content of the idea of human godlike is the basis of a holistic organic understanding of the Orthodox idea of human godlike.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВНАЯ ИДЕЯ БОГОПОДОБИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

УДК 141.319.8

ПРАВОСЛАВНАЯ ИДЕЯ БОГОПОДОБИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

А.А. Попов1-*, В.В. Липич2)

1, 2)Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

г. Белгород

1)e-mail: popov19980321@mail.ru

2)e-mail: lipich_v@bsu.edu.ru

Идея богоподобия человека, представляя собой одну из фундаментальных идей православного вероучения, лежит в основе понимания истинного человеческого предназначения и совершенства. Опираясь на богатейший вероучительный и богословский опыт, она находит свое воплощение в догматических и духовно-психологических аспектах восточно-христианской традиции, раскрывая сущность человеческой природы во всем многообразии различных богословских подходов. Столь характерная для богословского опыта специфика находит свое отражение и в русской религиозно-философской рефлексии, когда антропологическая проблематика идеи богоподобия человека синтезировала в себе различные концептуальные направления познания о человеке, став предметом философских, социально-гуманитарных, религиоведческих и культурологических исследований. Сотериологическое содержание православной идеи богоподобия человека раскрывает основные богословские представления о спасении человека. Соответственно, предметом настоящего исследования является сотериологическое содержание православной идеи богоподобия человека в святоотеческой традиции. Методология исследования заключается в философско-антропологическом анализе развития сотериологического аспекта идеи богоподобия человека в святоотеческой традиции. В ходе проведенного анализа доказано, что сотериологическое содержание идеи богоподобия человека лежит в основе целостно-органического понимания православной идеи богоподобия человека.

Ключевые слова: сотериология, богоподобие человека, обожение, святость, спасение, греховность.

Сотериологическое содержание православной идеи богоподобия человека раскрывает основные богословские представления о спасении человека, выражающие суть главного человеческого предназначения, завещанного нам святоапостольским вероучением. Поскольку познание тайн человеческой природы в христианстве интересует в большей степени святоотеческое богословие, сотериология в систематическом порядке дает представление о догматическом содержании православной идеи богоподобия человека, которая раскрывается в основных принципах тринитарного богословия, христологических аспектах православного вероучения, богословской доктрине о первородном грехе и его искуплении, других не менее важных богословских догматах.

Неслучайно Святейший патриарх Алексий I, рассуждая о важности сотериологического подхода, заключал, что «вопрос о спасении человека -есть основной вопрос... христианского мировоззрения, к посильному уяснению которого христианская мысль стремилась с самых древних времен» [1, с. 108]. Поэтому исследование сотериологических аспектов идеи богоподобия человека необходимо начинать с антропологических истоков христианского вероучения, нашедших воплощение в библейских вероучительных истинах, свидетельствах и богатейшем богословском опыте.

Антропологическая проблематика, касающаяся спасения человека и постижения духовного содержания человеческой природы, была заложена древнегреческими мыслителями, которые сводили суть человеческого существа к мере телесного и живого космоса. Стараясь постичь тайну человеческого происхождения и суть его бытия, Протагор, например, представлял человека мерой всех вещей. В свою очередь Сократ, пытаясь определить место человека в системе всеобщего мироздания, нацеливал человека на познание самого себя. В отличие от древнегреческих тенденций, антропология христианства, воспитанная на трудах ранних христианских богословов, по словам С. Хоружия, представляла человека «как вершину и цель божественного творения, как духовное существо, потенциально носящее в себе образ Божий и призванное актуально проявить в тварном земном мире свое богоподобие, дабы обрести Царство Божие» [9, с. 177].

Главные вероучительные свидетельства о сотворении человека, заключенные в библейских текстах Ветхого Завета: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» [Быт 1, 26-29], - стали объектом многовековой полемики, позволившей сформировать богословские представления о человеке, созданным в отличие от остальных живых существ по образу и подобию Божию. В данной структуре Божественного волеизъявления особое внимание уделяется повествованию: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» [Быт 1, 29], -поскольку в данной части библейского текста речь о наделении человека «подобием» Божием уже не ведется. С богословской точки зрения, данное обстоятельство объясняется с одной стороны антропологическими различиями в сущностном толковании понятий образа и подобия Божия, с другой - подразумевает идейную потенциальность человеческого стремления к богоподобию. В этом отношении достаточно характерным является утверждение архимандрита Софрония (Сахарова) о том, что «Великий Бог, сотворивший видимый космос, сотворил и нас - подобными Ему потенциально. ... Мы приведены в бытие как потенция. А не как реализованные существа» [10].

В христианской антропологии уникальность человеческой природы проявляется и в самой форме божественного творения первого человека. В ветхозаветном повествовании о сотворении мира, которое заключает: «И сказал Бог: Да будет свет. И стал свет», «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так», «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя... И стало так» [Быт 1, 3-6], - божественный замысел о сотворении человека: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию» [Быт 1, 3-26], - кардинально отличается от предыдущего волеизъявления Всемогущего Творца и Промыслителя, что свидетельствует об изначальной уникальности человеческой природы и человеческого предназначения, поскольку в божественной конструкции земного бытия именно человеку отводилось особое место.

Избранность величия человеческого существа восточные богословы связывали с Божественным замыслом наделения рода человеческого миссией «владыки» созданного животного и растительного мира, о котором святитель Григорий Нисский заключал: «И все богатство твари, на земле и в море, уже было приготовлено, но еще не было того, кому владеть этим. Ибо не появилось еще в мире существ это великое и досточестное существо, человек. Ведь не подобало начальствующему явиться раньше подначальных,

но сперва приготовив царство, затем подобало принять царя. Поэтому Творец всего приготовил заранее как бы царский чертог будущему царю: им стала земля, и острова, и море, и небо, наподобие крыши утвержденное вокруг всего этого, и всяческое богатство было принесено в эти чертоги. Богатством же я называю всякую тварь, все растения и ростки, и все чувствующее, дышащее и одушевленное... Поэтому последним из творений введен был человек: не потому, что был как нестоящий отринут в последние, а потому, что был призван сразу стать царем подвластного ему» [2].

Общепринятое истолкование библейских текстов о сотворении первого человека сформулировало богословское понимание сущности первозданной человеческой природы, ставшей венцом Божественного творения, для воплощения дела Божия на земле. О распространении подобных представлений в христианском мире свидетельствует житие первых христианских мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, которое повествует: «Когда же Бог привел мир в порядок и прекрасное бытие, создав его не из существовавшей уже ранее материи, но приведя к бытию из небытия, то Он сотворил человека по образу Своему и по подобию» [2]. Формируя основы восточной богословской традиции, подобные истолкования закономерно нашли отражение и в святоотеческом богословии, например, у Димитрия Ростовского, который заключал, что «Господь создал видимый мир и владыку его - первого человека - Адама, для которого Он насадил рай на востоке. Сюда Господь ввел Адама, повелев ему господствовать над всею землею, - зверями, скотами, гадами, рыбами, плавающими в морях, и птицами, летающими под небесами» [2].

Не менее существенным основанием в постижении человеческого предназначения явилось толкование библейского повествования: «И создал Господь Бог человека из праха земного, вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» [Быт 2, 7], согласно которому человеческая сущность в богословском понимании получила способность тварного и нетварного бытия. Вследствие этого первозданный человек в христианстве по своему сотворению воспринимался живым организмом, наделенным личным и ипостасным началом. Данная структура человеческого бытия органично вписывалась в общую систему Божьего мироздания. По мнению В.Н. Лосского, «дыханием жизни» [Быт 2, 7] человеческая «душа получила жизнь и благодать одновременно, ибо благодать - это дыхание Божие, "Божественная струя", животворящее присутствие Духа Святого» [3],

действием Которого первозданная природа человека восприняла в себя нечто по подобию от природы Божественной.

Возведя человека в земное бытие, Господь открыл главные истины домостроительства достойной и праведной жизни, призывая: «Ибо Я -Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» [Лев 11, 44], поэтому заключая с человеком Завет, принимает от него добровольное и сознательное желание следовать Божиим Заповедям, прибывать в постоянном единстве с волей своего Создателя. Достаточно обоснованными в этой связи становятся наставления преподобного мученика Епиктета, пояснявшего: «Если дети должны почитать плотского своего родителя, то тем более должны они чтить Того, Кто создал нас по образу и подобию Своему, дал нам смысл и разум и поставил нас владычествовать над творениями рук Его» [4]. Особенность подобных христианских толкований заключалась в том, что Божественный замысел Создателя, по мнению богословов, воплощался не в подчинении человеческой природы, а ее усыновлении, о чем свидетельствуют поучения святого апостола Павла «Вы не приняли духа рабства ., но приняли Духа усыновления, .Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии» [Рим 8, 15-16].

Интерес к познанию антропологических вопросов способствовал формированию христианской догматики, что в дальнейшем оказало значительное влияние на развитие восточно-христианской идеи богоподобия человека. Многовековой богословский опыт свидетельствует о том, что значительное число прославленных богословов в той или иной мере обращались к проблематике содержания человеческой природы. В частности, христианское богословие волновали вопросы познания в человеческом естестве образа и подобия Божия, слияния в нем божественных и человеческих начал, отображения в человеческой природе духовных и тварных свойств. При этом отцы и святители Церкви стремились найти единственно верное и истинное обоснование, опираясь на тексты Священного Писания и Священного Предания, пытались дать объяснения сверхъестественному соединению в человеческом естестве телесного и духовного начала, слияния человеческого и божественного естества.

Антропологические интерпретации толкования сущности образа и подобия Божия в человеке способствовали появлению различных раннехристианских богословских концепций. Так, представления Оригена об образе Божием были связаны с бессмертием человеческой души, в том числе такими свойствами как разум и свобода человека. Тертуллиан, наоборот,

рассматривал тварную сущность человеческой природы, способную иметь личностные свойства по подобию ее Творца и Промыслителя.

Дальнейшему развитию понятий об образе и подобии Божием в человеческой природе послужило появление представлений, а позже и учения о первородном грехе и грехопадении первозданного человека. Обращаясь к постижению сущностных изменений человеческого естества после грехопадения прародителей, постепенно формировалось и укреплялось мнение о необходимости разделения богословских понятий образа и подобия Божия в человеке. Следует отметить, что в христианском богословии сложилось общераспространенное понимание того, что Адам и Ева, утратив свое первозданное богоподобное состояние, которым Господь наделил их при сотворении, нарушили установленную Богом духовно-телесную соподчиненность человеческой природы, обрекая род человеческий на противоестественное для него существование в грехе и страдании. Противопоставив тварные и духовные начала человеческого естества, первородный грех не только лишил человека славы Божией, ассоциируемой с залогом бессмертной жизни, но и ввергнул в пучину смертного и тленного существования, которое полностью искажало представление человека о его истинном предназначении и достоинстве.

Учение о грехопадении человека способствовало развитию христианской антропологии, в том числе формированию сотериологических аспектов православной идеи богоподобия человека. Стремление отцов и святителей Церкви постичь тайну спасения человека от греха в значительной степени оказало влияние на появление различных богословских представлений о структуре человеческой природы. Представители западной традиции придерживались мнения о полной утрате человеком богообразности в результате грехопадения прародителей. В отличие от западных богословов, восточная традиция сохраняла идею о присутствии в человеческом естестве образа Божия для свершения великого Промысла в деле спасения рода человеческого от греха и смерти.

В восточно-христианской традиции складывалось представление о том, что человеческой природе присуще строгое соподчинение единства души и тела воле Господа. В отличие от гностиков ранние христианские богословы обращались к необходимости постепенного духовного созревания человека, поскольку Господь даровал миру Спасителя не сразу, а лишь после того, как человеческое сознание созрело для Его принятия. Свершение этого великого предназначения требовало от человеческого сознания духовного прозрения,

признания глубокой безысходности грешного и развращенного существования, влекущего человечество к полному уничтожению. Поэтому человек жаждал спасения, духовного и нравственного возрождения, но сам был бессилен в противостоянии греху, уповая на Господа, взывал к Божией помощи, понимая, что только Творец в состоянии открыть человеку настоящий путь духовного спасения.

Рождение Иисуса Христа становится величайшим событием в жизни христианского мира. В таинстве боговоплощения Сын Божий открывает людям возможность возвращения утраченного богоподобия, воссоединения единства человеческой души и тела с волей Господа. Собственным примером праведной жизни Господь представляет Первообраз, к которому должен стремиться человек в земной жизни.

Формирование понятия Первообраза в христианском богословии в значительной мере обусловило христоцентричность православной идеи богоподобия человека и специфику ее сотериологической концепции, поскольку попытки догматического обоснования учения о Христе способствовали развитию представлений о совершенном человеке. Первые богословские представления о Первообразе встречаются в трудах ранних христианских мыслителей. Ориген, например, считал, что «Перворожденный всей твари есть Образ Божий, а человек сотворен по Образу Божию...» [6]. «По образу Христову, ибо это и есть по образу Творца» [5] - богословствовал Святитель Иоанн Златоуст. Ириней Лионский, в свою очередь, позиционировал предвечный замысел слияния во Христе Божественной и человеческой природы. По мнению богослова, первозданная природа человека по своему сотворению была лишена истинного совершенства, которое человеческое естество воспринимает с освящением человеческой плоти в таинстве боговоплощения. Сын Божий возносит человека на более высокий уровень духовного развития, освобождая от первородного греха, освящает и обновляет человеческое существо, даруя возможность для обретения подобия Божия. Именно по этой причине Василий Великий связывает рождение Иисуса Христа с новым «рождением человечества» [7].

Обновленное состояние человеческого естества в синергии с волей Господа позволило человеку достигать совершенного богоподобного достоинства. Неслучайно апостол Павел призывает христиан «быть совершенными во Христе Иисусе» [Кол 1, 28], стяжать «ум Христов» [1 Кор 2, 16] и сердце Христово [Еф 3, 17]. Неслучайно прославленные отцы и святители Церкви наставляют нас познать истинное человеческое

достоинство, узреть настоящее предназначение человека. Именно по этой причине Григорий Богослов проповедует: «Воздадим Образу сотворенное по образу, познаем свое достоинство» [8]. Подлинный смысл богоподобного человеческого достоинства восточно-христианское богословы находят в таинстве обожения, в котором происходит сверхъестественное слияние Божественной и человеческой природы, поскольку «Слово Божие и Бог... желает всегда и во всех действовать таинством Своего воплощения» [5].

Вопрос участия человеческого начала в сложной Ипостаси Воплощенного Слова в значительной степени способствовал развитию христианского вероучения и в целом догматических аспектов идеи богоподобия человека. Появлявшиеся богословские концепции представляли различные направления и подходы, впоследствии воплотившиеся в ряде ересей и лжеучений. Например, приверженцы арианства считали, что Божественная природа Иисуса Христа становилась ограниченной в слиянии с природой тварного человека. В свою очередь несториане исключали возможность слияния человеческого и Божественного начала, допуская, что человеческое естество может лишь прикоснуться к природе Божественной. По мнению монофизитов спасение человеческой природы происходило ввиду растворения человеческого естества в Божественном.

Вступая в споры с представителями гностических лжеучений, раннехристианским богословам приходилось отстаивать достойное сочетание человеческого начала в слиянии с природой Первообраза. В боговоплощении Сына Божия отцы и святители Церкви усматривали важнейшее человеческое призвание к «Жизни во Христе» [Гал 2, 20]. В уподоблении Первообразу им открывалась главная истина человеческого предназначения - восхождение к совершенству через обожение.

Раннехристианские попытки обоснования неделимости Живоначальной Святой Троицы позволили заложить базис для становления тринитарного богословия. Развивая взгляды своих предшественников, великие каппадокийцы сумели сформулировать и дать догматическое обоснование достойного сочетания в воплощении Слова человеческого и Божественного естества, тем самым объединив в Богопознании апофатический и катафатический подходы. В дальнейшем отождествление внутритроичности Бога со структурой человеческого естества способствовало развитию представлений о потенциальных возможностях человека к богоуподоблению и обожению путем раскрытия духовных дарований, постижения тайн

богословия и познания собственного внутреннего мира, стремления к синергии с Господом.

В дальнейшем сотериологический аспект идеи богоподобия человека всегда был в центре внимания богословского и религиозно-философского познания, вокруг которого вращались вопросы догматики, этики и морали, раскрывал представления о важнейших догматических и духовно -психологических особенностях домостроительства спасения, искупительной жертвы Христа, освящения человеческого естества Духом Святым для возвращения утраченного богоподобия, соединения человека с Богом по благодати для обретения жизни вечной.

Таким образом, сотериологический аспект православной идеи богоподобия человека раскрывает основные принципы человеческого предназначения. Указывая на величие и уникальность человеческой природы, сотворенной по образу и подобию Божию, дает представление о призвании человека следовать по пути истинного совершенства и спасения в согласии с волей своего Творца и Промыслителя. В свою очередь философско-антропологический анализ развития сотериологического аспекта идеи богоподобия человека в святоотеческой традиции доказывает, что сотериологическое содержание идеи богоподобия человека лежит в основе целостно-органического понимания православной идеи богоподобия человека.

Список литературы

1. Алексий I (Симанский), патриарх Московский. Слова, речи, послания, обращения, статьи (1948-1954). Т. 2 / Алексий, патриарх моск. и всея Руси. - Москва : Московская патриархия, 1954. - 180 с.

2. Буфеев, К., прот. О сотворении Адама по образу и подобию Божию / К. Буфеев. -URL: https:// azbyka. ru osotvorenii-adama (дата обращения: 20.10.2023).

3. Давыденков, О., прот. Догматическое богословие / О. Давыденков. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/ (дата обращения: 02.11.2023).

4. Житие и страдание преподобных священномучеников. - URL: http://www.vidania.ru/saints/zitiya_svyatyh_dimitriya_rosrovskogo/zitie_epikteta_i_astiona (дата обращения: 15.10.2023).

5. Образ Божий. - URL: https://www.portal-slovo.ru/theology/45923.php (дата обращения: 15.10.2023).

6. Панайотис, Н. Образ Божий / Н. Панайотис. - URL: https://lib.pravmir.ru/library/book/427// (дата обращения: 15.10.2023).

7. Семь слов о жизни во Христе - Праведный Николай Кавасила. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasila/sem _slov_o_gizni_vo_hriste (дата обращения: 10.10.2023).

8. Симфония по творениям святителя Григория Богослова. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/simfonija-po-tvorenijam-svj atitelja-grigorija (дата обращения: 10.10.2023).

9. Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия : науч. сб. / под ред. С. С. Хоружего. - Москва : ДИ-ДИК, 1995. - 366 с.

10. Человек как образ и подобие Божие в православном миросозерцании. - URL: https://podvorie-alexandria.ru (дата обращения: 15.10.2023).

THE ORTHODOX IDEA OF THE GODLIKE MAN: THE SOTERIOLOGICAL ASPECT

A.A. Popov1}, V.V. Lipich2)

1 2)Belgorod State National Research University, Belgorod 1)e-mail: popov19980321@mail.ru 2)e-mail: lipich_v@bsu.edu.ru

The idea of the godlike of man, representing one of the fundamental ideas of the Orthodox doctrine, underlies the understanding of the true human vocation and perfection. Based on the richest doctrinal and theological experience, it finds its embodiment in the dogmatic and spiritual-psychological aspects of the Eastern Christian tradition, revealing the essence of human nature in all the variety of different theological approaches. Such a characteristic specificity of theological experience is reflected in Russian religious and philosophical reflection, when the anthropological problematic of the idea of the godlike man synthesized various conceptual directions of knowledge about man, becoming the subject of philosophical, socio-humanitarian, religious and cultural studies. The soteriological content of the Orthodox idea of the godlike man reveals the basic theological concepts of human salvation. Accordingly, the subject of this study is the soteriological content of the Orthodox idea of the godlike man in the patristic tradition. The methodology of the research consists in a philosophical and anthropological analysis of the development of the soteriological aspect of the idea of human godlike in the patristic tradition. In the course of the analysis, it is proved that the soteriological content of the idea of human godlike is the basis of a holistic organic understanding of the Orthodox idea of human godlike.

Keywords: soteriology, human godlike, deification, holiness, salvation, sinfulness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.