Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ В ИСТОРИИ СИБИРСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII – НАЧАЛА XX в. И В РЕТРОСПЕКТИВНОЙ БИБЛИОГРАФИИ'

ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ В ИСТОРИИ СИБИРСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII – НАЧАЛА XX в. И В РЕТРОСПЕКТИВНОЙ БИБЛИОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Studia Litterarum
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
сибирская литература / духовная словесность / областники / сибирская интеллигенция / биобиблиография / филологические исследования / Siberian literature / spiritual literature / regionalists / Siberian intelligentsia / biobliography / philological studies

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Софья Владимировна Мельникова

В статье поднимается вопрос о понимании места и значения православной духовной словесности в истории сибирской литературы. Фактически решенным он является в отношении литературы XVII – первой половины XVIII в., а также старообрядческой книжности, имеющих богатую традицию изучения в сибирской медиевистике. В концепции же дальнейшего литературного развития Сибири, второй половины XVIII — начала XX вв., разработка которой была начата областниками Н.М. Ядринцевым и Г.Н. Потаниным и продолжена советскими литературоведами, присутствие православной церкви в регионе не рассматривалось как значимый фактор литературного влияния. С 1990‑х гг. формируется новый взгляд на роль христианской традиции в развитии русской литературы, и восполнение пробелов в ее изучении переходит в разряд актуальных исследовательских задач. В статье представлены результаты, достигнутые в этой области современной сибирской исторической наукой и библиографией. Эти исследования, в свою очередь, создают базу для филологического изучения сибирской духовной словесности в ее непрерывном историческом развитии от средневековья до нашего времени и в диалоге со светской литературой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX SPIRITUAL LITERATURE IN THE CONCEPT OF SIBERIAN REGIONAL LITERATURE OF THE 17TH – THE EARLY 20TH CENTURY AND IN THE RETROSPECTIVE BIBLIOGRAPHY

The article raises the question of understanding the place and significance of Orthodox spiritual literature in the history of Siberian literature. In fact, it is solved with regard to the literature of the 17th — first half of the 18th century, as well as Old Believers’ books, which have a rich tradition of study in Siberian medievistics. In the concept of further literary development of Siberia, the second half of the 18th — early 20th century, the development of which was started by the regionalists N.M. Yadrintsev and G.N. Potanin and continued by Soviet literary scholars, the presence of the Orthodox Church in the region was not considered as a significant factor of literary influence. Since the 1990s, a new view of the role of Christian tradition in the development of Russian literature has been formed, and filling the gaps in its study has become an urgent research task. The article presents the results achieved in this field by modern Siberian historical science and bibliography. These studies, in turn, create a basis for the philological study of Siberian spiritual literature in its continuous historical development from the Middle Ages to our time and in dialogue with secular literature.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ В ИСТОРИИ СИБИРСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII – НАЧАЛА XX в. И В РЕТРОСПЕКТИВНОЙ БИБЛИОГРАФИИ»

ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ В ИСТОРИИ СИБИРСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII - НАЧАЛА XX в. И В РЕТРОСПЕКТИВНОЙ БИБЛИОГРАФИИ

© 2023 г. С.В. Мельникова

Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского, Иркутск, Россия, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия Дата поступления статьи: 18 августа 2022 г. Дата одобрения рецензентами: 20 сентября 2022 г. Дата публикации: 25 декабря 2023 г. https://d0i.0rg/10.22455/2500-4247-2023-8-4-202-221

Аннотация: В статье поднимается вопрос о понимании места и значения православной духовной словесности в истории сибирской литературы. Фактически решенным он является в отношении литературы XVII - первой половины XVIII в., а также старообрядческой книжности, имеющих богатую традицию изучения в сибирской медиевистике. В концепции же дальнейшего литературного развития Сибири, второй половины XVIII — начала XX вв., разработка которой была начата областниками Н.М. Ядринцевым и Г.Н. Потаниным и продолжена советскими литературоведами, присутствие православной церкви в регионе не рассматривалось как значимый фактор литературного влияния. С 1990-х гг. формируется новый взгляд на роль христианской традиции в развитии русской литературы, и восполнение пробелов в ее изучении переходит в разряд актуальных исследовательских задач. В статье представлены результаты, достигнутые в этой области современной сибирской исторической наукой и библиографией. Эти исследования, в свою очередь, создают базу для филологического изучения сибирской духовной словесности в ее непрерывном историческом развитии от средневековья до нашего времени и в диалоге со светской литературой.

Ключевые слова: сибирская литература, духовная словесность, областники, сибирская интеллигенция, биобиблиография, филологические исследования.

Информация об авторе: Софья Владимировна Мельникова — кандидат

филологических наук, доцент, главный библиограф, Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского, ул. Лермонтова, д. 253, 664033 г. Иркутск, Россия; докторант, Национальный исследовательский Томский государственный университет, ул. Ленина, д. 36, 634050 г. Томск, Россия. ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0002-2106-5730

E-mail: memuaristika@yandex.ru

Для цитирования: Мельникова С.В. Православная духовная словесность

в истории сибирской региональной литературы XVII - начала XX в. и в ретроспективной библиографии // Studia Litterarum. 2023. Т. 8, № 4. С. 202-221. https://d0i.0rg/10.22455/2500-4247-2023-8-4-202-221

Научная статья / Research Article

https://elibrary.ru/FTZKBS УДК 821.161.1.0 ББК 83.3(2Рос=Рус)

kg) ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

Studia Litterarum, vol. 8, no. 4, 2023

ORTHODOX SPIRITUAL LITERATURE IN THE CONCEPT OF SIBERIAN REGIONAL LITERATURE OF THE 17th - THE EARLY 20th CENTURY AND IN THE RETROSPECTIVE BIBLIOGRAPHY

© 2023. Sofya V. Melnikova

Molchanov-Sibirsky Irkutsk Regional State Universal

Research Library, Irkutsk, Russia,

National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia

Received: August 18, 2022

Approved after reviewing: September 20, 2022

Date of publication: December 25, 2023

Abstract: The article raises the question of understanding the place and significance of

Orthodox spiritual literature in the history of Siberian literature. In fact, it is solved with regard to the literature of the 17th — first half of the 18th century, as well as Old Believers' books, which have a rich tradition of study in Siberian medievistics. In the concept of further literary development of Siberia, the second half of the 18th — early 20th century, the development of which was started by the regionalists N.M. Yadrintsev and G.N. Potanin and continued by Soviet literary scholars, the presence of the Orthodox Church in the region was not considered as a significant factor of literary influence. Since the 1990s, a new view of the role of Christian tradition in the development of Russian literature has been formed, and filling the gaps in its study has become an urgent research task. The article presents the results achieved in this field by modern Siberian historical science and bibliography. These studies, in turn, create a basis for the philological study of Siberian spiritual literature in its continuous historical development from the Middle Ages to our time and in dialogue with secular literature.

bywords: Siberian literature, spiritual literature, regionalists, Siberian intelligentsia, biobliography, philological studies.

Information about the author: Sofya V. Melnikova, PhD in Philology, Associate Professor, Chief Bibliographer, Molchanov-Sibirsky Irkutsk Regional State Universal Scientific Library, Lermontov St., 253, 664033 Irkutsk, Russia; Doctoral Student, National Research Tomsk State University, Lenin Ave., 36, 634050 Tomsk, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2106-5730

E-mail: memuaristika@yandex.ru

For citation: Melnikova, S.V. "Orthodox Spiritual Literature in the Concept of Siberian Regional Literature of the 17th - the Early 20th Century and in the Retrospective Bibliography." Studia Litterarum, vol. 8, no. 4, 2023, pp. 202-221. (In Russ.) https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-4-202-221

Studia Litterarum /2023 том 8, № 4

Определение сущности и границ сибирской литературы — актуальная теоретическая и методологическая проблема, связанная с представлением о формировании региональной идентичности и локальных типов культуры. Вопрос о возможности выделения собственно сибирского литературного процесса в рамках общенационального остается дискуссионным в современном литературоведении. Особое значение при этом имеет выявление внешних факторов, которые могли влиять на развитие литературной традиции и ее своеобразие. Один из них — присутствие в Сибири православной церкви, сыгравшей большую роль в освоении ее территории русскими. Но насколько полно эта историческая роль и обусловленное ей духовное наследие отражено в существующих концепциях сибирской литературы? Учтены ли конфессиональные составляющие при описании феномена регионального самосознания и рассматриваются ли сочинения духовенства как одна из версий сибирского текста? Что уже сделано в этом направлении и какие перспективы изучения существуют? Постановкой этих вопросов и определяется содержание настоящей статьи.

Начало концептуальному осмыслению сибирской литературы было положено в 1860-1870-е гг. в трудах областников Н.М. Ядринцева1 и Г.Н. Потанина2 [5; 6, с. 172-224; 24; 29]. Важнейшим условием возникновения региональной литературы и в целом культуры, самобытной и отличной

1 Статьи «Сибирь перед судом русской литературы» (1865), «Преступники по изображению романтической и натуральной школы» (1872), «Судьбы сибирской печати» (1875), «Судьба сибирской поэзии и старинные поэты Сибири» (1885), «Нравы далеких окраин

и бойкие романисты» (1886), очерки об И.А. Кущевском, И.В. Федорове-Омулевском, Н.И. Наумове.

2 Статьи «Роман и рассказ в Сибири» (1875), «Крымские письма сибиряка» (1876).

от культуры центра, они считали развитое общественное самосознание, носителем которого могла быть местная интеллигенция — явление необходимое, как писал Потанин, «...для правильной общественной жизни страны. Страна без местной интеллигенции, управляемая пришлой, явление уродливое» [7, с. 33].

В условиях фактического отсутствия дворянства главными интеллектуальными силами региона признавались образованное купечество, чиновники, политические ссыльные — именно с этими прослойками и ассоциировалось развитие сибирской интеллигенции, которая в середине XIX в., однако, представлялась более проектом, нежели действительным явлением.

Зарождение регионального литературного процесса областники относили к 1830-м гг., обнаруживая элементы сибирской самобытности в творчестве П.А. Словцова, И.Т. Калашникова, Н.А. Полевого, Н.С. Щукина и др. литераторов, чьи имена и составили круг первых сибирских писателей. Таким образом, сибирская литература рассматривалась ими исключительно как явление светское и современное им самим. При этом в отношении православной церкви, ее интеллектуального и духовного потенциала и роли в истории сибирской культуры областниками была принята фактически позиция умолчания.

1860-1880-е гг., связанные с деятельностью областников, явились первым моментом «активного самоопределения Сибири в литературе», второй аналогичный момент пришелся уже на 1920-е гг. [14, с. 38], что, соответственно, отразилось и в литературоведении. Проблема специфики сибирской литературы вновь была поднята в работах советских литературоведов М.К. Азадовского [2; 3], Б.И. Жеребцова [11], Г.В. Круссера [15] и др.

Точкой отсчета в истории сибирской литературы, подобно областникам, они считали 1830-е гг., что нашло концептуальное отражение, в частности, в статье М.К. Азадовского «Сибирская беллетристика тридцатых годов» [3, с. 26-119]. В работах советских литературоведов закрепилось представление о факторах позитивного культурного влияния, ключевыми среди которых признавались «вольно-народная колонизация и отсутствие в Сибири крепостного права» [3, с. 45]; политическая ссылка; развитие торгово-промышленных отношений. При этом православие ожидаемо не включалось в данный список.

Наиболее тонко критика церковного влияния, на наш взгляд, проявилась у Азадовского в концепции сибирского культурного ландшафта. Его образ строится ученым на противопоставлении двух центров — «старого» Тобольского и «нового» Иркутского, что в целом пересекается с теорией культурных гнезд Н.К. Пиксанова [23], а также описанием городов и их культурного облика у Г.Н. Потанина, изложенным в статье «Города Сибири» [43, с. 69-93]. Тобольск, в интерпретации Азадовского, более традиционный, церковный и дворянский, Иркутск — молодой и буржуазный: «...сведения о дворянской культуре относятся преимущественно к городам Западной Сибири и только отчасти к Иркутску, сведения же о культуре в буржуазной среде — почти всецело к Сибири Восточной» [3, с. 45]. При этом буржуазность воспринималась Азадовским как фактор прогрессивный в своем воздействии на развитие литературы, а церковность как стагнационный.

Расширение представления о хронологических и сущностных границах сибирской литературы происходит уже во второй половине XX в. в фундаментальных трудах сибирских медиевистов: Е.И. Дергачевой-Скоп, В.Н. Алексеева, Н.Н. Покровского, Е.К. Ромодановской, О.Д. Журавель, Л.С. Соболевой и др. Обратившись к проблеме истоков сибирской литературной традиции, эти исследователи обнаруживают их не в 1830-е гг., но гораздо ранее — в XVII в.

В этот период были созданы «Синодик Ермаковым казакам», «Еси-повская летопись», «Сказание о явлении и чудесах Абалацкой иконы Богородицы», «Житие Симеона Верхотурского», «Житие Василия Мангазей-ского» и другие сочинения, ставшие первыми литературными памятниками Сибири; их авторы — тобольские владыки Киприан (Старорусенков (Ста-рорусенников)), Игнатий (Римский-Корсаков), архиерейский дьяк Савва Есипов, монахи Свято-Троицкого Туруханского монастыря — должны быть признаны первыми сибирскими писателями, а Тобольский архиерейский дом, где была создана большая часть сочинений, — первым литературным центром Сибири [17].

Сибирская духовная словесность XVII в. сохраняла тесную связь с древнерусской литературой, однако обладала и идейно-тематическим своеобразием. Именно в ней Сибирь впервые подверглась концептуализации в качестве особого пространства, провиденциально входящего в состав России, и впервые был поставлен вопрос о смысле пребывания и стратегии

поведения в этом изначально чужом пространстве человека-христианина. Иначе говоря, закладывались основы сибирского регионального самосознания.

Положение о том, что литературные памятники Тобольского архиерейского дома и в целом духовной словесности являются «...фундаментом всех позднейших сочинений — городового летописания, агиографии, исторических сочинений, то есть всех видов литературного творчества, далеко выходящего за пределы Тобольска второй половины 17 века» [22, т. 1, с. 29], было закреплено в коллективной монографии «Очерки русской литературы Сибири», изданной в 1982 г. и до сих пор остающейся единственным и в целом не утратившим актуальности опытом обобщающего труда по истории сибирской литературы. Таким образом, в сибирской медиевистике впервые было отдано должное литературной деятельности сибирского православного духовенства как значимому фактору культурного развития региона.

Духовная словесность Сибири исследовалась не только в рамках наследия «официальной» церкви XVII в., но и старообрядческой книжности. Импульс развитию этого направления дала организация, с 1960-х гг., археографических экспедиций Сибирского отделения Академии наук СССР. Н.Н. Покровским [9] в сотрудничестве с Е.К. Ромодановской, Е.И. Дерга-чевой-Скоп и их учениками и последователями было совершено, по словам Д.С. Лихачева, «археографическое открытие Сибири» [18, с. 7]: введено в научный оборот большое количество рукописей и старопечатных книг, раскрывающих историю и письменную культуру староверов от Урала до Дальнего Востока. При этом рассматривались источники не только Нового, но и Новейшего времени, вплоть до XXI в.

Хронологически период древнерусской литературы Сибири продолжался, как неоднократно отмечала в своих трудах Е.К. Ромодановская, до 1760-х гг., но развитие средневековой традиции в этот исторический промежуток прослеживалось учеными, помимо старообрядческих сочинений, на материале главным образом исторического летописания. Другие жанры «официальной» церковной словесности оказались исключенными из предмета изучения, поскольку, как утверждалось в тех же «Очерках русской литературы Сибири» на примере агиографии, к началу столетия они исчерпали свой культурно-эстетический потенциал: «Житие Симеона Верхо-турского фактически знаменовало завершение местной агиографии в лите-

ратуре Сибири. Позднейшие памятники подобного типа художественной и литературной ценности уже не представляли» [22, т. 1, с. 94].

Безусловно, такой «приговор» не был вполне справедлив.

Следует подчеркнуть, что подобная ситуация была характерна для советского литературоведения в целом. Если для средневековой словесности «охранной грамотой» в ее изучении служили древность и уникальность, а для старообрядческой книжности ее декларируемый народно-крестьянский характер, то наследие Русской православной церкви XVIII - начала XX в. оказалось ничем не защищенным и в результате фактически исключенным из отечественного историко-культурного и литературного процесса.

Новым этапом в гуманитарной науке стали 1990-2000-е гг., ознаменованные возрождением Русской православной церкви и православной культуры. В литературоведении сформировалось направление, объединившее разных по своим теоретико-методологическим установкам исследователей (М.М. Дунаев, В.А. Котельников, А.П. Дмитриев, П.Е. Бухаркин, А.М. Любомудров, В.Н. Захаров, И.А. Есаулов, А.В. Моторин и др.) единой задачей восстановления недооцененной или замалчиваемой ранее роли христианской традиции в развитии русской литературы, от ее истоков до современности, а также возвращения забытых имен и текстов духовных писателей.

Поиск новых мировоззренческих установок и теоретических подходов в исследованиях выразился в актуализации понятия словесности и его противопоставлении литературе. Историко-философская основа для этого была заложена еще в 1970-е гг. С.С. Аверинцевым, предложившим взгляд на греческую «литературу» и ближневосточную «словесность», представленную прежде всего библейскими текстами, как на «противостояние и встречу двух творческих принципов» [1] в мировой культуре и их отражение в слове. Применительно к русской культуре идея противопоставления литературы и словесности получила развитие, в частности, в исследованиях В.Н. Захарова: «"Литература" — пожалуй, наименее удачное слово для определения той сферы духовной деятельности, которая в русской культуре названа этим словом. На протяжении последних десяти веков у нас была не столько литература, сколько христианская словесность» [12, с. 5].

Понятие словесность может быть, действительно, более точным и научно продуктивным в отношении сочинений духовенства. Во-первых,

оно подчеркивает их связь с христианской традицией; во-вторых, отражает присущее им жанрово-стилевое разнообразие: духовная словесность XVIII - начала XX в., как будет показано далее, включает в себя сочинения самой разной жанровой природы — от богословских, богослужебных и цер-ковно-исторических до духовной поэзии и мемуаров. Важно, что подобный синкретизм был присущ и сибирской дореволюционной литературе в целом, находившейся вплоть до начала XX в. в стадии своего становления. И потому предпочтительнее говорить не о региональной литературе, но о региональной сибирской словесности и ее духовной составляющей.

Для сибирского литературоведения 1990-2000-е гг. также становятся периодом обновления концепций, усиливается интерес к проблемам регионализма [24; 26; 31; 32]. Рубеж веков подталкивает исследователей к постановке вопроса: «была ли создана в Сибири самобытная словесность» и разработаны ли для нее адекватные методы научного описания [13, с. 159]. В научный оборот вводится понятие «сибирского текста» [26; 32], основным признаком которого признается отражение в нем регионального самосознания, тем самым актуализируется концепция областников (в советские годы она критиковалась как политически чуждая [11]). Наконец, появляются новые концепции региональной литературы, в том числе как целостной поэтической системы, — концепция К.В. Анисимова [6]. Современное литературоведение позволяет по-новому прочитывать и памятники сибирской древнерусской традиции: например, рассматривать летописный «Ермаков сюжет» как «типологически и функционально» значимый для становления всей поэтики сибирского текста [6, с. 58-97].

Однако круг писателей, определяемых как сибирские классики (Н.А. Полевой, П.А. Словцов, Г.И. Спасский, И.Т. Калашников, Н.М. Ядрин-цев, Г.Н. Потанин, И.В. Омулевский и др.), по-прежнему не включает авторов из среды духовенства.

Характерный для рубежа 1990-2000 гг. интерес к православной культуре в сибирской науке проявился преимущественно в области исторической науки.

Проблема раскрывается, прежде всего, в обобщающих исследованиях, посвященных вопросам истории сибирской церкви [8; 16; 30]. В качестве исторических источников их авторы привлекают не только архивные документы, но и сочинения духовенства, в том числе XVIII - начала XX в.: мест-

ную агиографию, проповеди, богословские и полемические сочинения против раскольников, переводы священных и богослужебных книг на языки коренных народов, миссионерские путевые дневники, мемуары. Особенно большим количеством такого рода ссылок отличаются работы, посвященные истории духовных миссий, неразрывно связанной с их переводческой и издательской деятельностью [25]. Таким образом в научный оборот вводится значительный корпус ранее не известных сочинений сибирского духовенства.

Большое значение для раскрытия их историко-культурного потенциала имеют работы междисциплинарного характера, на стыке истории и книговедения или истории и культурологии. Так, Н.К. Чернышова, исследуя историю почитания первого иркутского епископа — святителя Иннокентия (Кульчицкого), обращается к связанной с его именем рукописной и книжной традиции, изучение которой позволяет поднять и собственно литературоведческие проблемы, в частности вопрос об особенностях сибирской агиографии начала XIX в., ее исторической и эстетической значимости [28]. Сделанные исследовательницей выводы полностью опровергают конец агиографического жанра в Сибири в XVII в., декларируемый в приведенной выше цитате из «Очерков русской литературы Сибири». Н.П. Матханова, очерчивая границы сибирской мемуаристики XIX в., включает в ее состав и тем самым и в научный оборот большой пласт мемуаров духовенства [19]. В работах Л.Н. Харченко рассматривается распространение и бытование духовной литературы на территории Восточной Сибири от XVII до первой половины XIX в. [27].

Однако до сих пор отсутствуют труды обобщающего характера, предметом которых была бы сама история духовной словесности этого периода. Очевидно, что предшествовать им должна разработка ретроспективной библиографии, способной выявить и систематизировать не только отдельные тематические блоки, как в рассмотренных выше исследованиях, а весь пласт сочинений сибирского духовенства.

Библиография духовной литературы [10] в виде списков «отреченных книг», охранных описей, а затем и каталогов монастырских библиотек возникает в России еще в средневековье. Но только к XIX в. она, как и отечественная библиография в целом, приобретает относительно системный научный характер. В частности, возникает биобиблиография духовной ли-

тературы, у истоков которой стоят такие труды, как «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви» [36] митрополита Евгения (Болховитинова) и «Обзор русской духовной литературы» архиепископа Филарета (Гумилевского) [52]. Теоретическая значимость этих изданий заключалась в том, что в них впервые в отечественной науке были определены сущность и границы самих понятий «духовная литература» и «духовный писатель». Митрополит Евгений (Болховитинов) учитывал только писателей «духовного чина», для светских авторов им был создан отдельный «Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших в России, служащий дополнением к Словарю писателей духовного чина», опубликованный в Москве в 1838 г. Архиепископ Филарет, напротив, шел от сущности духовной литературы и включал в свой обзор и светских авторов — Ломоносова, Державина, Пушкина, Лермонтова и др.: «Кому ныне придет на ум мысль настаивать на том, что труд для Св. Евангелия не духовный труд оттого, что это труд Чеботарева?» [52, с. 278].

При этом сама духовная литература понималась достаточно широко, в ее сферу включались: богословские труды, гомилетика (беседы, проповеди, слова, поучения), апологетика, агиография, литургическая поэзия, а также церковно-исторические, религиозно-философские и мемуарные сочинения, связанные с историей церкви. Следует отметить, что оба автора термину словесность предпочитали термин литература, как, очевидно, уже более привычный в культуре XIX в.

Среди духовных писателей, выявляемых ими от момента Крещения Руси, названы и сибиряки, однако круг их весьма ограничен: это всего несколько имен в словаре митрополита Евгения и не более 25 в обзоре архиепископа Филарета.

В XIX в. сведения о духовых писателях включались не только в специальные указатели и словари, но и в справочные библиографические издания общего (универсального) характера, подобные словарям Г.Н. Геннади [35] или С.А. Венгерова [33], а также в энциклопедии. Сибирские авторы в универсальных библиографиях дореволюционного периода наиболее полно представлены в трехтомной «Сибирской библиографии» В.И. Ме-жова [41]: это в основном исторические и мемуарные сочинения, учтенные в разделах по истории сибирской церкви, однако и в их перечне имеются существенные лакуны.

С началом советской эпохи, после выхода в 1918 г. декрета об отделении церкви от государства, издательская деятельность РПЦ была переведена фактически на нелегальное положение и к середине 1930-х гг. полностью прекращена. Ранее созданное наследие либо уничтожалось, либо оказывалось в спецхранах. Очевидно, что о библиографировании духовной словесности в таких условиях речи уже не шло.

Частичное возрождение началось только в годы Великой Отечественной войны. Возобновивший свой выпуск в 1943 г. «Журнал Московской Патриархии» долгие годы оставался единственным печатным органом РПЦ, в 1959 г. к нему присоединился альманах «Богословские труды». Редакции этих изданий стали центрами и библиографической работы. Однако библиография существовала только в виде пристатейных списков и небольших обзоров. Более крупные формы — специальные указатели и словари, такие как двухтомный «Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за XVIII, XIX вв. и половину XX ст.», составленный в 1960-е гг. библиотекарем Московской духовной академии В.М. Волковым [34], — оставались в машинописном виде. Самый обширный труд тех лет — шеститомный каталог митрополита Мануила (Лемешевского) «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965» — был издан только в начале 1980-х гг. в Германии.

Много ценных библиографических материалов, собранных церковными учеными советского периода, до сих пор не опубликованы и мало известны исследователям. В качестве примера можно привести архив сотрудника Издательства Московской Патриархии, историка церкви и археографа архимандрита Иннокентия (Просвирнина)3, в документах которого имеется, в частности, машинописный экземпляр «Из истории русских православных миссий в Сибири»4, содержащий сведения о миссионерских трудах.

В «светской» советской науке задача системного библиографирования духовной словесности не ставилась. Тем не менее, в силу специфики самого материала, духовные писатели составили значительную часть персоналий в «Словаре книжников и книжности Древней Руси» [50] и в «Словаре русских писателей XVIII века» [51]. Мемуарные сочинения православного

3 ОР РГБ. Ф. 862. Иннокентий, архимандрит; Ревнитель православного просвещения:

обзор архива архимандрита Иннокентия / сост. Ольга Курочкина. М.: [Б. и.], 2005. 54, [1] с.

4 ОР РГБ. Ф. 862. Оп. 32. Ед. хр. 6. 37 л.

духовенства, в том числе сибирского, учтены в фундаментальном указателе «История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях» под редакцией профессора П.А. Зайончковского [38], будучи включены в него наряду с сочинениями представителей других сословий. Однако во всех известных нам указателях и словарях сибирских писателей, изданных в советский период [39; 40; 42], имена духовных авторов отсутствуют, что полностью согласуется с описанными выше концепциями региональной литературы.

Ситуация начинает кардинально меняться с 1990-х гг., и в настоящее время церковные издания учитываются в государственной текущей библиографии, также появился ряд указателей и словарей, восстанавливающих лакуны в ретроспективной библиографии: например, биобиблиографический словарь «Русские писатели-богословы» [46] или библиографический указатель «Христианство и новая русская литература XVIII-XX веков» [53].

Данная тенденция поддерживается и сибирскими учеными. Прежде всего, активно в этом направлении работают представители самого духовенства, такие как протоиерей Б.И. Пивоваров, восстанавливающий обширное наследие алтайских миссионеров [37]. Занимаются церковными источниками и библиотеки, составляющие тематические списки и каталоги [47; 54]. Большое значение для раскрытия репертуара духовной словесности Сибири, в том числе собственных сочинений духовенства, имел выход в 2004 г. «Сводного каталога сибирской и дальневосточной книги» [49], подготовленного сотрудниками ГПНТБ СО РАН.

Результатом новейших исторических и библиографических исследований является реконструкция литературного наследия и введение в научный оборот целого ряда значимых имен сибирских церковных историков и духовных писателей Нового времени, среди которых преподобный Мака-рий (Глухарев), протоиереи А.И. Сулоцкий, В.И. Вербицкий, М.В. Чевал-ков, П.В. Громов, святитель Иннокентий (Вениаминов) и др.

Дается наглядное представление об обновлении и расширении жанровой системы духовной словесности в период с XVIII в. до 1918 г.: в это время появляются мемуарно-автобиографическая и путевая проза, публицистика, духовная поэзия, религиозно-философская эссеистика, что сближает ее с жанрово-стилевой системой светской литературы. Традиционные жанры также обновляются: агиография дополняется биографическим очер-

Studia Litterarum /2023 том 8, № 4

ком и элементами научной биографии; исторические описания из летописания смещаются в область историографии и т. п.

Тем не менее создание ретроспективной библиографии сочинений дореволюционного сибирского православного духовенства остается актуальной исследовательской задачей, что было обосновано нами в ряде статей [20; 21], представляющих концепцию биобиблиографического словаря духовных писателей Восточной Сибири XVIII - начала XX в. Изложенная в статьях мысль о продуктивности изучения сибирской духовной словесности данного периода, не привлекавшей до этого, по сравнению с аналогичной литературой более раннего времени, внимания советских ученых, а также необходимость ее библиографирования и переиздания уже нашла поддержку в научных кругах и применение в изучении особенностей сибирского текста [4, с. 104-105].

Проект был реализован коллективом исследователей5 на средства грантов РФФИ. В 2016 г. были опубликованы материалы к словарю [45], в 2022 г. — сам словарь [44], в который вошли 60 развернутых очерков о духовных писателях, биографически связанных с Восточной Сибирью. Словарь позволяет выделить комплексы источников и наиболее заметных авторов, среди которых: протоиереи П.В. Громов, Ф.А. Стуков, архиепископы Нил (Н.Ф. Исакович), Вениамин (В.А. Благонравов), епископы Герасим (Г.И. Добросердов), Иаков (И.П. Домский), Дионисий (Д.В. Хитров), священники А.И. Аргентов, А.Н. Пономарев и др. Существуют основания для выявления оригинальных авторских идиостилей.

При этом в научный оборот вводятся сведения не только о составе сочинений, но и о самих духовных лицах: их образовании, области научных и общественных интересов, интеллектуальных и культурных связях (в том числе с выдающимися светскими деятелями науки и искусства эпохи), членстве в разного рода научных и общественных институтах, реакции на крупные исторические события или непосредственном в них участии. В совокупности эти данные должны послужить обоснованием рассмотрения дореволюционного православного духовенства не только как представителей замкнутой церковной среды, но и как особой прослойки русской, и в частности сибирской,

5 Авторы: канд. филол. наук С.В. Мельникова, канд. ист. наук Т.А. Крючкова, д-р ист. наук Н.К. Чернышова, д-р ист. наук И.И. Юрганова, Н.Н. Шабалина и др.; науч. ред. канд. ист. наук Д.Н. Шилов.

интеллигенции, сыгравшей большую роль в общей интеллектуальной истории России. Очевидно, что это представление может быть экстраполировано и на ситуацию возрождения сибирской церкви уже во второй половине XX в.

Объединение же разных периодов развития духовной словесности (XVII в. и XVIII - начала XX в.) в единой историко-литературной концепции, учитывающей их развитие и преемственность, способно расширить представление о сущности и границах сибирской словесности в целом, показать взаимосвязь религиозного и светского направлений в ее истории, которой и было обусловлено, как мы сейчас понимаем, единство не только регионального, но и общенационального историко-литературного процесса.

Список литературы Исследования

1 Аверинцев С.С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» // Вопросы литературы. 1971. № 8. С. 40-68.

2 Азадовский М.К. Очерки литературы и культуры Сибири. Иркутск: Иркутское областное изд-во, 1947. 203 с.

3 Азадовский М.К. Сибирские страницы: статьи, рецензии, письма. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1988. 335 с.

4 Айзикова И.А. Культурный ландшафт Сибири в духовной литературе второй половины XIX в.: воображаемая и социальная география // Текст. Книга. Книгоиздание. 2021. № 27. С. 103-125. DOI: 10.17223/23062061/27/6

5 Айзикова И.А. Образ сибирского писателя в литературной критике и публицистике Г.Н. Потанина и Н.М. Ядринцева (1870-1900-е гг.) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 49. С. 83-97.

DOI: 10.17223/19986645/49/6

6 Анисимов К.В. Проблемы поэтики литературы Сибири XIX - начала XX вв.: Особенности становления и развития региональной литературной традиции. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. 304 с.

7 Головинов А.В. Идеологи областничества о роли интеллигенции в развитии русской провинциальной культуры // Областническая тенденция в русской философской и общественной мысли: сб. ст. СПб.: СПбГУ, 2010. С. 32-40.

8 Дулов А.В., Санников А.П. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII -начале XX веков. Иркутск: Межрегион. ин-т обществ. наук при Иркутском гос. ун-те, 2006. 646 с.

9 Духовная культура староверов Востока России XVIII-XX веков: в 3 т. / отв. ред. Н.Н. Покровский. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999-2011.

10 Елена (Хиловская), мон. Библиография богословской литературы // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Православная энциклопедия, 2002. Т. 5. С. 73-89.

11 Жеребцов Б.И. О сибирской литературной традиции. Наблюдения и заметки // Сибирский литературно-краеведческий сборник. Иркутск: [Б. и.], 1928. 123 с.

12 Захаров В.Н. Русская литература и христианство // Проблемы исторической поэтики. 1994. № 3. С. 5-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Казаркин А.П. Проза в Сибири в XX веке // Сибирские огни. 2006. № 7. С. 159-168.

14 Казаркин А.П. Сибирская классика и литературное краеведение // Сибирский филологический журнал. 2005. № 1-2. С. 38-49.

15 Круссер Г.В. Сибирские областники. От 1864 г. до эпохи Колчака. Новосибирск: ОГИЗ, Зап.-Сиб. отд., 1931. 97 с.

16 Курбатов О.А. Русская Православная Церковь на Дальнем Востоке в конце XIX -начале XX вв.: дис. ... канд. истор. наук. СПб., 2007. 263 с.

17 Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века / подгот. текстов и коммент. Е.К. Ромодановской, О.Д. Журавель. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. 440 с.

18 Лихачев Д.С. Археографическое открытие Сибири // ПокровскийН.Н. Путешествие за редкими книгами. М.: Книга, 1984. С. 3-7.

19 Матханова Н.П. Сибирская мемуаристика XIX века / отв. ред. Н.Н. Покровский. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. 551 с.

20 Мельникова С.В., Крючкова Т.А. Биобиблиографический словарь православных духовных писателей Восточной Сибири второй половины XIX - начала XX века как теоретическая и методологическая проблема // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2016. № 6. С. 95-111.

DOI: 10.17223/19986645/44/7

21 Мельникова С.В. Проблемы историографии мемуаров русского православного духовенства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2012. № 3. С. 44-53.

22 Очерки русской литературы Сибири: в 2 т. Новосибирск: Наука, 1982. 1235 с.

23 Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. М.; Л.: Гос. изд-во, 1928. 148 с.

24 Серебренников Н.В. Опыт формирования областнической литературы / под ред. А.П. Казаркина. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2004. 307 с.

25 Софронов В.Ю. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви

в Западной Сибири в конце XVII - начале XX веков: дис. ... д-ра ист. наук. Барнаул, 2007. 450 с.

26 Тюпа В.И. Мифологема Сибири: к вопросу о «сибирском тексте» русской литературы // Сибирский филологический журнал. 2002. № 1. С. 28-35.

27 Харченко Л.Н. Распространение православной духовной литературы и духовного просвещения в Восточной Сибири (XVII - первая половина XIX вв.): очерки истории. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. пед. ун-та, 2001. 208 с.

28 Чернышова Н.К. Почитание святителя Иннокентия Иркутского в духовной культуре России: книжная и рукописная традиция (1805-1919 г.). Новосибирск: Изд-во ГПНТБ СО РАН, 2009. 534 с.

29 Чмыхало Н.Б. Н.М. Ядринцев и Г.Н. Потанин как теоретики «сибирской литературы» в 70-е гг. XIX в. // Развитие литературно-критической мысли в Сибири: сб. ст. Новосибирск: Наука, 1986. С. 57-74.

30 Юрганова И.И. Деятельность Русской православной церкви в Якутском крае: инкорпорация в русскую государственность: XVII - нач. XX вв.: дис. ... д-ра истор. наук. Иркутск, 2017. 460 с.

31 Якимова Л.П. Проблема литературного регионализма в освоении литературной критики в Сибири // Литературная критика в Сибири: сб. науч. тр. Новосибирск: Наука, 1988. С. 17-24.

32 Янушкевич А.С. Сибирский текст: взгляд извне и изнутри // Сибирь: взгляд извне и изнутри. Духовное измерение пространства. Научные доклады. Иркутск: Межрегион. ин-т обществ. наук при Иркутском гос. ун-те, 2004. С. 227-236.

Источники

33 Венгеров А.С. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней): в 6 т. СПб.: Типо-лит. И. Ефрона, 1889-1904.

34 Волков В.М. Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за XVIII, XIX века и половину XX столетия: в 2 ч. Загорск, 1961, 1962. (Машинопись).

35 Геннади Г.Н. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях: в 3 т. Берлин: Тип. Розенталя и К°, 1876-1906.

36 Евгений (Болховитинов Е.А.), митр. Киевский и Галицкий. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина, Греко-Российской церкви. СПб.: Тип. Н. Греча, 1818. 710 с.

37 Из духовного наследия алтайских миссионеров: сб. / сост., вступ. ст. и примеч. прот. Б. Пивоварова. Новосибирск: Изд-во Православной гимназии во имя прп. Сергия Радонежского, 1998. 271 с.

38 История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях: аннотированный указатель книг и публикаций в журналах / науч. рук., ред. и введ. П.А. Зай-ончковского. М.: Книга, 1976-1989.

39 Краеведы и литераторы Забайкалья: Дореволюционный период: библиогр. указ. / сост. Е.Д. Петряев. 2-е изд., испр. и доп. Чита: Чит. Упрполиграфиздат, 1981. 128 с.

40 Литературная Сибирь: Писатели Восточной Сибири: биобиблиогр. справочник / П.П. Боровский [и др.]. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1971. 336 с.

41 Межов В.И. Сибирская библиография: Указ. кн. и ст. о Сибири на рус. яз. и одних только кн. на иностр. яз. за весь период книгопечатания: в 3 т. СПб.: И.М. Сибиряков, 1891-1892.

42 Писатели Восточной Сибири: биобиблиогр. указ. Иркутск: Восточно-Сибирское изд-во, 1973-1983.

43 Потанин Г.Н. Избранное / сост. и авт. предисл. А.П. Казаркин. Томск: Томская писательская организация, 2014. 399 с.

44 Православные духовные писатели Восточной Сибири XVIII - начала XX века: биобиблиогр. словарь / гл. ред. С.В. Мельникова, науч. ред. Д.Н. Шилов, сост. С.В. Мельникова [и др.]. Иркутск: Изд-во Иркутской областной гос. универс. науч. б-ки, 2022. 438 с.

45 Православные духовные писатели Восточной Сибири XVIII - начала XX века: материалы к биобиблиографическому словарю / сост. С.В. Мельникова [и др.], науч. ред. Д.Н. Шилов. Иркутск: Изд-во Иркутской областной гос. универс. науч. б-ки, 2016. 87 с.

46 Русские писатели-богословы: историки церкви: исследователи и толкователи Священного Писания: биобиблиогр. указ. / сост. А.С. Чистякова, О.В. Курочкина, Н.С. Степанова. 2-е изд. М.: Пашков Дом, 2001. 462 с.

47 Русское православие на Камчатке и в Русской Америке: библиогр. указ. лит. Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камчатской областной науч. б-ки им. С.П. Кра-шенниникова, 1997. 18 с.

48 Сборник избранных статей, стихотворений и фельетонов Николая Михайловича Ядринцева: В память 25 лет со дня кончины 7 июня 1894 г. Красноярск: [Б. и.], 1919. 223 с.

49 Сводный каталог сибирской и дальневосточной книги, 1790-1917 гг.: в 3 т. / отв. сост. Р.Е. Павлова. Новосибирск: Изд-во ГПНТБ СО РАН, 2004.

50 Словарь книжников и книжности Древней Руси / Ин-т русской литературы (Пушкинский дом); отв. ред. Д.С. Лихачев. Л., 1987-1989.

51 Словарь русских писателей XVIII века / Ин-т русской литературы (Пушкинский дом); отв. ред. А.М. Панченко. Л.; СПб., 1988-2010.

52 Филарет (Гумилевский Д. Г.), архиеп. Черниговский и Нежинский. Обзор русской духовной литературы. 862-1863: в 2 кн. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: И.Л. Тузов, 1884. 511 с.

53 Христианство и новая русская литература XVIII-XX веков: библиогр. указ. 18002000 / сост. А.П. Дмитриев, Л.В. Дмитриева, под ред. В.А. Котельникова. СПб.: Наука, 2002. 890 с.

54 Христианство на Дальнем Востоке: библиогр. указ. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2000. 54 с.

References

1 Averintsev, S.S. "Grecheskaia 'literatura' i blizhnevostochnaia 'slovesnost''." ["The

Greek 'Literatee' and the Middle Eastern 'Language Art'."]. Voprosy Uteratury, no. 8, 1971, pp. 40-68. (In Russ.)

2 Azadovskii, M.K. Ocherki Uteratury i kul'tury Sibiri [Essays on Literature and Culture of Siberia]. Irkutsk, Irkutskoe oblastnoe izdatel'stvo Publ., 1947. 203 p. (In Russ.)

3 Azadovskii, M.K. Sibirskie stranitsy: stat'i, retsenzii, pis'ma [Siberian Pages: Articles, Reviews, Letters]. Irkutsk, Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1988. 335 p. (In Russ.)

4 Aizikova, I.A. "Kul'tumyi landshaft Sibiri v dukhovnoi literature vtoroi poloviny XIX v.: voobrazhaemaia i sotsial'naia geografiia" ["The Cultural Landscape of Siberia in the Spiritual Literature of the Second Half of the 19th Century: Imaginary

and Social Geography"]. Tekst. Kniga. Knigoizdanie, no. 27, 2021, pp. 103-125. DOI: 10.17223/23062061/27/6 (In Russ.)

5 Aizikova, I.A. "Obraz sibirskogo pisatelia v literaturnoi kritike i publitsistike

G.N. Potanina i N.M. Iadrintseva (1870-1900-e gg.)" ["The Image of a Siberian Writer in Literary Criticism and Journalism of G.N. Potanin and N.M. Yadrintsev (the i870s-i900s)"]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiia, no. 49, 2017, pp. 83-97. DOI: 10.17223/19986645/49/6 (In Russ.)

6 Anisimov, K.V. Problemypoetiki literatury Sibiri XIX - nachala XX vv.: Osobennosti stanovleniia i razvitiia regional'noi literaturnoi traditsii [Problems of Poetics of Literature in Siberia of the 19th - Early 20th Centuries: Features of the Formation and Development of the Regional Literary Tradition]. Tomsk, Tomsk University Publ., 2005. 304 p. (In Russ.)

7 Golovinov, A.V. "Ideologi oblastnichestva o roli intelligentsii v razvitii russkoi provintsial'noi kul'tury" ["Regionalism Ideologists on the Role of the Intelligentsia in the Development of Russian Provincial Culture"]. Malinov, A.V., editor. Oblastnicheskaia tendentsiia v russkoi filosofskoi i obshchestvennoi mysli [The Regional Trend in Russian Philosophical and Social Thought]. St. Petersburg, St. Petersburg State University Publ., 2010, pp. 32-40. (In Russ.)

8 Dulov, A.V., and A.P. Sannikov. Pravoslavnaia tserkov' v VostochnoiSibiri vXVII -nachale XX vekov [The Orthodox Church in Eastern Siberia in the 17th - Early

20th Centuries]. Irkutsk, Institute of Social Sciences by Irkutsk State University Publ., 2006. 646 p. (In Russ.)

9 Pokrovskii, N.N., editor. Dukhovnaia kul'tura staroverov Vostoka Rossii XVIII-XX vekov: v 3 t. [Spiritual Culture of the Old Believers of the East of Russia of the i8th-20th Centuries: in 3 vols.]. Novosibirsk, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences Publ., i999-20ii. (In Russ.)

10 Elena (Khilovskaia), nun. "Bibliografiia bogoslovskoi literatury" ["Bibliography of Theological Literature"]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia], vol. 5, ed. by Patriarch of Moscow and All Rus' Alexy II. Moscow, Pravoslavnaia entsiklopediia Publ., 2002, pp. 73-89. (In Russ.)

11 Zherebtsov, B.I. "O sibirskoi literaturnoi traditsii. Nabliudeniia i zametki" ["About the Siberian Literary Tradition. Observations and Notes"]. Sibirskii literaturno-kraevedcheskii sbornik [Siberian Literary and Local History Collection]. Irkutsk, [S. n.], i928. i23 p. (In Russ.)

12 Zakharov, V.N. "Russkaia literatura i khristianstvo" ["Russian Literature and Christianity"]. Problemy istoricheskoipoetiki, no. 3, 1994, pp. 5-12. (In Russ.)

13 Kazarkin, A.P. "Proza v Sibiri v XX veke" ["Prose in Siberia in the 20th Century"]. Sibirskie ogni, no. 7, 2006, pp. 159-168. (In Russ.)

14 Kazarkin, A.P. "Sibirskaia klassika i literaturnoe kraevedenie" ["Siberian Classics and Literary Local History"]. Sibirskii filologicheskiizhurnal, no. 1-2, 2005, pp. 38-49. (In Russ.)

15 Krusser, G.V. Sibirskie oblastniki. Ot 1864 g. do epokhi Kolchaka [Siberian Regionalists. From 1864 to the Era of Kolchak]. Novosibirsk, OGIZ, Zapadno-sibirskoe otdelenie Publ., 1931. 97 p. (In Russ.)

16 Kurbatov, O.A. Russkaia Pravoslavnaia Tserkov' na Dal'nem Vostoke v kontse XIX -nachale XX vv. [The Russian Orthodox Church in the Far East in the Late 19th - Early 20th Centuries: PhD Dissertation]. St. Petersburg, 2007. 263 p. (In Russ.)

17 Literaturnyepamiatniki Tobol'skogo arkhiereiskogo doma XVII veka [Literary Monuments of the Tobolsk Bishops' House of the 17th Century], comp. by E.K. Romodanovskaia and O.D. Zhuravel'. Novosibirsk, Sibirskii khronograf Publ., 2001. 440 p. (In Russ.)

18 Likhachev, D.S. "Arkheograficheskoe otkrytie Sibiri" ["Archaeographical Discovery of Siberia"]. Pokrovskii, N.N. Puteshestvie za redkimi knigami [Journey for Rare Books]. Moscow, Kniga Publ., 1984, pp. 3-7. (In Russ.)

19 Matkhanova, N.P. Sibirskaia memuaristika XIX veka [Siberian Memoirs of the

19th Century], ex. ed. N.N. Pokrovskii. Novosibirsk, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences Publ., 2010. 551 p. (In Russ.)

20 Mel'nikova, S.V., and T.A. Kriychkova. "Biobibliograficheskii slovar' pravoslavnykh dukhovnykh pisatelei Vostochnoi Sibiri vtoroi poloviny XIX - nachala XX veka kak teoreticheskaia i metodologicheskaia problema" ["The Biobibliographic Dictionary of Orthodox Spiritual Writers of Eastern Siberia in the Second Half of the 19th -

Early 20th Centuries as a Theoretical and Methodological Problem"]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiia, no. 6, 2016, pp. 95-111. DOI: 10.17223/19986645/44/7 (In Russ.)

21 Mel'nikova, S.V. "Problemy istoriografii memuarov russkogo pravoslavnogo dukhovenstva" ["Problems of the Historiography of the Memoirs of the Russian Orthodox Clergy"]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriia 9: Filologiia. Vostokovedenie. Zhurnalistika, no. 3, 2012, pp. 44-53. (In Russ.)

22 Ocherki russkoi literatury Sibiri: v 21. [Essays on Russian Literature of Siberia: in 2 vols.]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1982. 1235 p. (In Russ.)

23 Piksanov, N.K. Oblastnye kul'turnye gnezda [Regional Cultural Nests]. Moscow, Leningrad, Gosudarstvennoe izdatel'stvo Publ., 1928. 148 p. (In Russ.)

24 Serebrennikov, N.V. Opyt formirovaniia oblastnicheskoi literatury [Experience in the Formation of Regionalist Literature], ed. by A.P. Kazarkin. Tomsk, Tomsk State University Publ., 2004. 307 p. (In Russ.)

25 Sofronov, V. Iu. Missionerskaia deiatel'nost' Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi v Zapadnoi Sibiri v kontse XVII - nachale XX vekov [Missionary Activity of the Russian Orthodox Church in Western Siberia at the End of the 19th - Early 20th Centuries: DScDissertation]. Barnaul, 2007. 450 p. (In Russ.)

26 Tiupa, V.I. "Mifologema Sibiri: k voprosu o 'sibirskom tekste' russkoi literatury" ["The Mythologem of Siberia: To the Question of the 'Siberian Text' of Russian Literature"]. Sibirskii flologicheskii zhurnal, no. 1, 2002, pp. 28-35. (In Russ.)

27 Kharchenko, L.N. Rasprostraneniepravoslavnoi dukhovnoi literatury i dukhovnogo prosveshcheniia v Vostochnoi Sibiri (XVII - pervaia polovina XIX vv.): ocherki istorii [Dissemination of Orthodox Spiritual Literature and Spiritual Enlightenment in Eastern Siberia (17th - First Half of 19th Centuries): Historical Essays]. Irkutsk, Irkutsk State Pedagogical University Publ., 2001. 208 p. (In Russ.)

28 Chernyshova, N.K. Pochitanie sviatitelia Innokentiia Irkutskogo v dukhovnoi kul'ture Rossii: knizhnaia i rukopisnaia traditsiia (1805-1919 g.) [Veneration of St. Innokenty of Irkutsk in Spiritual Culture of Russia: Book and Manuscript Tradition (1805-1919)]. Novosibirsk, State Public Scientific and Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences Publ., 2009. 534 p. (In Russ.)

29 Chmykhalo, N.B. "N.M. Iadrintsev i G.N. Potanin kak teoretiki 'sibirskoi literatury' v 70-e gg. XIX v." ["N.M. Yadrintsev and G.N. Potanin as Theorists of 'Siberian Literature' in the 70s of 19th Century"]. Razvitie literaturno-kriticheskoi mysli v Sibiri [The Development of Literary-Critical Thought in Siberia]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1986, pp. 57-74. (In Russ.)

30 Iurganova, I.I. Deiatel"nost' Russkoi pravoslavnoi tserkvi v Iakutskom krae: inkorporatsiia v russkuiu gosudarstvennost': XVII - nachalo XX vv. [Russian Orthodox Church Activity in the Yakut Region: Incorporation into Russian Statehood: 17th - Early 20th Centuries:

DSc Dissertation]. Irkutsk, 2017. 460 p. (In Russ.)

31 Iakimova, L.P. "Problema literaturnogo regionalizma v osvoenii literaturnoi kritiki v Sibiri" ["The Problem of Literary Regionalism in the Development of Literary Criticism in Siberia"]. Literaturnaia kritika v Sibiri: sbornik nauchnykh trudov [Literary Criticism in Siberia: Collection of Articles]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1988, pp. 17-24. (In Russ.)

32 Ianushkevich, A.S. "Sibirskii tekst: vzgliad izvne i iznutri" ["Siberian Text: A View from Outside and Inside"]. Sibir': vzgliad izvne i iznutri. Dukhovnoe izmerenieprostranstva: nauchnye doklady [Siberia: a View from Outside and Inside. Spiritual Dimension of Space: Science Reports]. Irkutsk, Interregional Institute of Social Sciences at Irkutsk State University Publ., 2004, pp. 227-236. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.