Научная статья на тему 'Православная Чукотка под омофором Божией Матери'

Православная Чукотка под омофором Божией Матери Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
крайний Север / Чукотка / коренные народы Севера Сибири и Дальнего Востока / христианское духовное просвещение / extreme Northeast / Chukotka / indigenous peoples of the North of Siberia and the Far East / Christian spiritual education

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ткалич А.И.

В статье рассматриваются вопросы христианского просвещения коренных народов Чукотки, затрагиваются вопросы становления школьного образования в районе западной Чукотки, обосновывается авторская позиция, утверждающая важность того, что решение указанных вопросов объективно и закономерно проходило и проходит под омофором Божией Матери

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodox Сhukotka under the omophorus of God's Mother

The article examines the issues of Christian education of the indigenous peoples of Chukotka, addresses the issues of the formation of schooling in the area of western Chukotka, the author's position is based on the importance that the solution of these issues objectively and naturally took place and takes place under the omophor of the Mother of God

Текст научной работы на тему «Православная Чукотка под омофором Божией Матери»

DOI: 10.24412/2226-0773-10-6-689-694

Православная Чукотка под омофором Божией Матери

А.И. Ткалич

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1

Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities

Likhov lane, 6, build. 1, Moscow 127051 Russia

e-mail: tkalichai@mail.ru

Ключевые слова: крайний Север, Чукотка, коренные народы Севера Сибири и Дальнего Востока, христианское духовное просвещение.

Key words: extreme Northeast, Chukotka, indigenous peoples of the North of Siberia and the Far East, Christian spiritual education.

Резюме: В статье рассматриваются вопросы христианского просвещения коренных народов Чукотки, затрагиваются вопросы становления школьного образования в районе западной Чукотки, обосновывается авторская позиция, утверждающая важность того, что решение указанных вопросов объективно и закономерно проходило и проходит под омофором Божией Матери.

Abstract: The article examines the issues of Christian education of the indigenous peoples of Chukotka, addresses the issues of the formation of schooling in the area of western Chukotka, the author's position is based on the importance that the solution of these issues objectively and naturally took place and takes place under the omophor of the Mother of God.

[Tkalich A.I. Orthodox Сhukotka under the omophorus of God's Mother]

Словосочетание «православная» и «Чукотка» плохо увязываются друг с другом, особенно в голове современного человека. Разумеется, что основная причина этого - устоявшееся мнение и стереотипы, которые во многом определяют наше отношение к тем или иным явлениям и понятиям. Между тем, уже к концу XIX столетия западная часть Чукотки практически полностью приняла православную веру, в традиционных жилищах чукчей-оленеводов кочевавших в долинах рек Малый Анюй и Большой Анюй были иконы, они помнили имена, данные им при крещении, и даже использовали их при обращении друг к другу. Привычным делом для них были венчание браков и отпевание покойных родственников, а в случае, когда в стойбище оленеводов приезжал священник, просили благословение на жизненные нужды, участвовали в богослужении, исповедались и причащались. Все эти процессы имели объективный, закономерный характер и проходили, несомненно, под омофором Божией Матери. Изучение этого аспекта христианского просвещения коренных народов Чукотки послужило причиной и целью написания данной статьи. Для ее достижения вполне логично обратить внимание на исторические этапы процесса христианского духовного просвещения, а также на динамику интеграционных явлений, характерных для него.

Итак, c 1620 года все церковные приходы Сибири и Дальнего Востока, в том числе Чукотки и Камчатки, входили в подчинение Тобольских архиереев. C 1725 года - образована самостоятельная Иркутская епархия, окормлявшая Крайний Северо-восток и Дальневосточные окраины Российской Империи. В 1840 году образована Камчатская епархия, распространявшая свои заботы о духовном просвещении всего Северо-Восточного и Дальневосточного районов, включая Камчатку. В 1869 году в самостоятельную структуру выделяется Якутская епархия с центром в Якутске, а в 1898 году - Владивостокская епархия, с центром во Владивостоке.

Все эти, несомненно, благотворные процессы проходили под омофором Божией Матери. К примеру, в 1666 г. православное население Дальневосточных окраин Российской Империи узнало о чудотворениях, происходивших от иконы Божией Матери «Слово Плоть бысть», которую принес на берега Амура, в казацкий острожек Албазин, иеромонах Ермоген. Эта святыня, как его благословение с тех пор служила предметом благоговения для православного населения всего дальневосточных российских окраин. Албазинскую икону Божией Матери «Слово Плоть бысть» считали также покровительницей всей Камчатской епархии; ее изображение можно было видеть на обложке каждого номера «Камчатских (с 1900 г. - Благовещенских) епархиальных ведомостей». Следует отметить, что сами коренные жители региона вполне ясно видели преимущества и объяснимую выгоду от соседства с русскими. Единая вера и регулярная уплата небольшого ясака позволяли им беспрепятственно заниматься посреднической торговлей, получать в достаточном количестве «русские» товары - железные и медные изделия (топоры, котлы), муку, ткани, и совершенно незнакомое раньше снаряжение для охоты. Уплата ясака гарантировала также надежную защиту от нападений неясачных племен и государственную поддержку, как в голодные годы, так и в годы массовых эпидемий. Кроме того, государственные указы и послания сибирским воеводам того времени полны рекомендаций, действовать в отношении «инородцев» больше ласкою и уговорами, нежели оружием и силою (Стрелов, 1916). Государство, однако, в лице власть предержащих чиновников, не сразу признало, какую благотворную пользу приносит крещение аборигенов в установлении мира и добрососедских взаимоотношений в регионе. Только в начале XVIII в. оно стало активнее выделять средства на строительство в казачьих острогах православных церквей, на оплату дорожных расходов и содержание миссионеров. Постройка часовен и церквей в русских острогах-крепостях с самого начала освоения русскими первопроходцами Сибирских земель дала толчок и начало последовательному процессу христианского просвещения коренного населения Крайнего Севера и Дальнего Востока России. Конечно, не всегда и не везде этот в целом благотворный процесс проходил гладко: практически до конца XIX в. Чукотка продолжала оставаться регионом, до которого «руки не доходили». На всю Чукотскую миссию, которая охватывала своим влиянием обширную территорию Западной Чукотки, в основном действовал один миссионер, и только в 1872 их стало трое (Ткалич, 2011: 43).

Уровень влияния Православного вероучения на чукчей-оленеводов и чукчей-охотников на морского зверя был разным. Тому были свои объективные исторические причины. Эскимосы и оседлые чукчи-морзверобои лишь прикоснулись к Православию, и произошло это уже в начале ХХ столетия. Этому также есть свое объяснение, в том числе - в особенностях освоения русскими людьми данного района, а также особенностями развития этнической истории этих народов. Западная часть чукчей, - чукчи-оленеводы имели возможность приобщиться к христианству уже в конце XVII - начале XVIII вв., однако воспользовались этой возможностью только в начале XIX в. Основная же часть этих чукчей стала христианами только к концу XIX в.

Вместе с тем было бы совершенно неверно оценивать результаты миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, принимая во внимание лишь количество крещенных среди чукчей и эскимосов. Как известно, Русская Православная Церковь никогда не стремилась к внешнему количеству крещеных. Г.Ф. Севильгаев, давая характеристику религиозной обстановке на Чукотке и в целом на Крайнем Северо-Востоке во второй половине XIX - начале XX вв., подчеркивал, что чукчи и в особенности эвены и юкагиры, тщательно относятся к вопросам веры и факту своего крещения (Севильгаев, 1972: 4). «Учитывая независимый нрав чукчей, их особое положение в государстве, следует признать, что церковная обрядность признавалась ими как неизбежный и терпимый элемент в их жизни», - писал известный ученый и исследователь истории и культуры коренного населения Крайнего Северо-Востока (Вдовин, 1979: 24).

Главная задача православных миссионеров в указанный период состояла в последовательном изменении культурно-нравственного климата в регионе, в своеобразном «возделывании нивы и засевании ее добрыми семенами» через проповедь Святой Православной веры среди народностей Крайнего Северо-Востока, и, в частности, среди - чукчей и эскимосов. Святитель Иннокентий Вениаминов еще в первой половине XIX в. подал прекрасный пример всем православным миссионерам, распространяя православное вероучение на понятном каждому «инородцу» родном языке. Он был того мнения, что даже два слова, сказанные на понятном языке, принесут больше пользы, чем масса слов на языке незнакомом (Кор. 14, 6-9).

Тем не менее, идея «обрусения инородцев» находила себе все новых и новых сторонников, и к концу XIX в. стала по сути, доминирующей как среди представителей духовенства, так и в светских кругах. Многие категоричные высказывания ученых и исследователей как до-, так и послереволюционных лет относительно результатов крещения чукчей, были основаны на идее обрусения «инородческого населения», на мнении, что крещеные обязательно должны были перейти на русский образ жизни. Русификаторы не учитывали многовековой опыт адаптации северных народностей к суровым условиям Арктики, их своеобразное, сформированное веками мироощущение.

Особенно активно пошел процесс русификации в советское время. В целом неверная установка указала неверный путь. В настоящее время растет хорошо объяснимый интерес народностей Крайнего Северо-Востока к своей исконной культуре, к своему прошлому. При этом чаще всего, люди интересуются языческим, а не христианским прошлым. Это, как нам думается - результат также вполне объяснимого отторжения идеи русификации и обрусения со стороны коренного населения Крайнего Северо-Востока, и в частности, со стороны чукчей и эскимосов.

Вместе с тем, начавшийся в 90-e годы процесс возрождения Православия на территории Чукотки дал основание думать, что у Русской Православной Церкви есть уверенно положительные перспективы. Возникшие в те годы православные приходы в городах и крупных поселках Чукотского автономного округа, вызвали интерес к Православной Церкви и к приходской жизни со стороны представителей коренных народов, особенно у эвенов, чуванцев, чаун-чукотских и прибрежных чукчей и эскимосов.

В заключение следует отметить, что все это происходило и происходит на Чукотке под омофором Пресвятой Богородицы. К примеру, собрание по созданию Анадырской общины храма Преображения Господня в 1991 г. проходило в дни празднования Донской иконы Божией Матери, а ключи от здания, в котором до революции 1917 года располагалась православная часовня, общине передали летом 1993 года, в дни празднования Владимирской иконы Божией Матери. И, наконец, - Чукотский автономный округ отпраздновал 4 декабря 2020 года 90-летие со дня основания - в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Знамение»: именно перед этой иконой на Пасху 1992 г., прошла первая с дореволюционного времени Божественная Литургия в помещении Анадырского городского Дома культуры.

ЛИТЕРАТУРА

Вдовин И.С. 1979. Влияние христианства на религиозные верования чукчей и коряков. Ламаизм и христианство. Л.: АН СССР. 228 с.

Наказ Якутскому сотнику Василию Кривошапкину от 1752 г. и др. - В кн.: Стрелов Е.Д. 1916, 4а. Акты архивов Якутской области. Т. 1. Якутск, Тип. обл. упр. 308 с.

Олсуфьев А.Ф. 1896. Общий очерк Анадырской округи. СПб., Типография Императорской Академии Наук. 246 c.

Севильгаев Г. Ф. 1972. Развитие просвещения малых народов Советского Дальнего Востока (дооктябрьский и послеоктябрьский периоды). Автореферат … доктора педагогических наук. Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена. Ленинград: [б. и.]. 51 с.

Ткалич А.И. 2011. Православная миссия на Крайнем Северо-Востоке в XVII - нач. XX вв. М.: МГОУ. 255 c.

Получена / Received: 04.06.2021

Принята / Accepted: 10.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.