Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛЕИСТИКА В СССР: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ'

ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛЕИСТИКА В СССР: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ БИБЛЕИСТИКА / ИСТОРИЯ БИБЛЕИСТИКИ / "ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ" / "БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ" / БИБЛЕЙСКИЕ ПЕРЕВОДЫ / МИРОТВОРЧЕСТВО / ЖМП / БТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Добыкин Дмитрий Георгиевич

В статье дается краткий обзор и характеристика основных направлений исследований православных библеистов в советский период (1946-1991 гг.). Несмотря на идеологический прессинг и физические гонения, изучение Священного Писания продолжалось. Упомянуты почти все авторы и их публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Добыкин Дмитрий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛЕИСТИКА В СССР: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ»

ДОБЫКИН Д.Г.,

доцент кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии,

кандидат богословия

Православная бибаеистика в СССР:

НАПРАВЛЕНИя ИССЛЕДОВАНИя

Аннотация: В статье дается краткий обзор и характеристика основных направлений исследований православных библеистов в советский период (1946-1991 гг.). Несмотря на идеологический прессинг и физические гонения, изучение Священного Писания продолжалось. Упомянуты почти все авторы и их публикации.

Ключевые слова: русская библеистика, история библеистики, «Журнал Московской Патриархии», «Богословские труды», библейские переводы, миротворчество, ЖМП, БТ.

DOBYKIN D.G.,

associate professor, department of biblical studies, St. Petersburg Theological Academy, candidate of theology

The Orthodox biblical studies in the USSR: research directions

Abstract: The article gives a brief overview and description of the main research directions of the Orthodox biblical studies in the Soviet period (1946-1991). Despite ideological pressure, the study of the Scriptures continued. Almost all authors and their publications are mentioned.

Keywords: Russian biblical studies, the history of biblical studies, the Journal of the Moscow Patriarchate, «Theological works», biblical translations, peacekeeping.

К XX веку наша библейская наука подошла с несколькими переводами Священного Писания, с обширной библиотекой сочинений и целой плеядой исследователей. Можно было ожидать, что российская библеистика будет развиваться в общемировом русле и внесет свой вклад в изучение Слово Божия. Но естественное развитие было нарушено революцией, и на долгие годы все христианские исследование прекратились. Однако не надо думать, что период с 1917 по 1991 г. был интеллектуальной пустыней. Изучение Писания продолжалось, хотя, конечно, и не в таком объеме, как до революции.

После 1917 г. и до середины войны все православное книгопечатание было запрещено, и поэтому у Церкви, если и было желание, но не было никакой возможности публиковать работы по библеистике.

Только в 1943 г. после встречи И. В. Сталина с несколькими уцелевшими архиереями ситуация несколько улучшилась. Были открыты учебные заведения, в которых собрались выжившие преподаватели и выпускники дореволюционных семинарий и академий. Можно сказать, появились центры, в которых, несмотря на идеологический прессинг, продолжалась интеллектуальная жизнь. Также был разрешен выпуск «Журнала Московской Патриархии» (ЖМП), к которому в 1960 г. присоединились «Богословские труды» (БТ).

Данная статья посвящена обзору основных направлений исследований православных библеистов в СССР на основании публикаций в этих журналах. В них можно найти материалы почти по всем разделам библеистики, от текстологии до библейского богословия. Небольшое (но и не малое) количество статей дает возможность упомянуть почти всех авторов и их публикации. Этим и вызван реферативный стиль изложения и большое количество имен.

Целью текстологии (или «текстуальной критики») является восстановление первоначального библейского текста («автографа»). Конечно, в силу понятных причин у православных исследователей не было возможности заниматься таким видом деятельности, однако им были известна не только история текста1, но и новые находки2 и достижения современной библейской науки, с которыми они знакомили с ними своих читателей. Например, в 1955 г. епископ Михаила (Чуб) опубликовал статью, в которой описывает несколько найденных в Египте библейских папирусов3. Он же ввел в научный оборот ранее неизвестный греческий минускульный кодекс Четвероевангелия 891 г4.

Результатом работы текстологов является критическое издание, в котором текст составлен из разных списков, и который, по мнению библеистов, наиболее близок к автографу.

Доцент МДА Василий Дмитриевич Сарычев в статье «Задачи русской духовной школы» писал, что поскольку текстологическая проблема поставлена инославным миром — критическими методами искания первоначального текста Священного Писания, — то для православия «главная задача состоит в определении лучших

1 См.: Августин (Никитин), архим. Синайский кодекс Библии // ЖМП. 1987. № 12. С. 71-75.

2 См.: Иванов А. О новооткрытом памятнике священной новозаветной письменности // ЖМП. 1959. № 8. С. 79-80; Иванов А. Новое апокрифическое «Евангелие Фомы» // ЖМП. 1959. № 9. С. 7274; Иванов А. Текстуальные памятники Священных Новозаветных писаний // БТ. 1960. № 1. С. 54-83.

3 См.: Михаил (Чуб), еп. Памятники древнехристианской письменности // ЖМП. 1955. № 12. С. 60.

4 См.: Михаил (Чуб), еп. Четвероевангелие 891 года // ЖМП. 1956. № 4. С. 43-49.

путей восприятия его содержания и смысла»5. К критическим изданиям отношение было скептическое, так как он расходился с текстом, принятым Восточной Церковью. Сама идея восстановления автографа не отвергалась, однако считалось, что он должен основываться на византийском типе текста, который сохранился в поздних рукописях, лекционариях и цитатах святых отцов.

Негативную оценку критического текста можно найти в статьях профессора МДА и ЛДА Алексея Ивановича Иванова6.

За советский период был опубликован только один русский библейский перевод. Это был перевод Шестоп-салмия с Септуагинты, сделанный епископом Питиримом (Нечаевым)7. Остальные статьи были посвящены истории переводов Библии. Можно было бы предположить, что статьи будут только о церковно-славянском8 и русском

5 Сарычев В. Задачи русской духовной школы (сокращенный текст доклада, прочитанного при встрече с делегацией греческих богословов 27 мая 1962 года в Московской духовной академии) // ЖМП. 1962. №9. С. 73.

6 См.: Иванов А. К вопросу о восстановлении первоначального греческого текста Нового Завета // ЖМП. 1954. № 3. С. 38-50; Иванов А. Новое критическое издание греческого текста Нового Завета // ЖМП. 1956. № 3. С. 49-58; № 4. С. 49-58; № 5. С. 43-52; Иванов А. К вопросу о новозаветном тексте (ответ проф. Роберту П. Кейси) // ЖМП. 1957. № 9. С. 60-64.

7 См.: В-ский П. Смысл и композиция шестопсалмия // ЖМП. 1968. № 10. С. 62-64; Шестопсалмие (новый русский перевод) // ЖМП. 1968. № 10. С. 64-68.

8 См.: Белевцев И. Остромирово Евангелие 1056-57 гг. // ЖМП. 1956. № 7. С. 64-68; Иванов Н. К четырехсотлетию русского печатного «Апостола» // ЖМП. 1964. № 4. С. 69-75; Н. С. О тексте московского «Апостола» 1564 года // ЖМП. 1964. № 6. С. 77-78; Моисеев НА. Острожская Библия // ЖМП. 1981. № 12. С. 75-80; Сорокин В, прот. Славянский текст книг Нового Завета и значение его исследования для православного богословия // ЖМП. 1987. № 1. С. 68-73; № 2. С. 66-69; Кирилл (Гундяев), архиеп. К вопросу о реконструкции Кирилло-Мефодиевского перевода Священного Писания // ЖМП. 1981. № 3. С. 49-54.

тексте, однако писали и о других переводах, например литовском9, армянском10, чешском11 и белорусском12.

В начале 50-х гг. вышел перевод Евангелия от Матфея епископа Кассиана (Безобразова), который в русской церковной среде критиковали и за основу, и за методику, и за язык перевода13.

В 1956 г. Московская Патриархия подготовила новое издание русского синодального перевода Библии. До и после издания в «Журнале Московской патриархии» вышел ряд статей, излагающих принципы, которыми руководствовалась готовившая издание редакционная комиссия14.

9 См.: Анатолий (Кузнецов), еп. Священное Писание на литовском языке в связи с историей библейского текста // ЖМП. 1974. № 7. С. 72-76.

10 См.: Макарий (Тайяр), архим. Арабские переводы Библии в XIX веке // ЖМП. 1976. № 11. С. 41-42.

11 См.: Яковлевич Р., прот. Новый перевод Библии на чешский язык // ЖМП. 1979. № 12. С. 45-46; Августин (Никитин), архим. Первая славянская печатная Библия (к 500-летию издания) // ЖМП. 1990. № 3. С. 72-74; № 4. С. 73; № 5. С. 74-75; Августин (Никитин), архим. Франциск Скорина и Пражская Библия (к 500-летию со дня рождения) // ЖМП. 1990. № 11. С. 72-74.

12 См.: Деруга В. (В. Н. Дышиневич) Слово Божие для белорусского народа (к 470-летию издания Библии) // ЖМП. 1989. № 4. С. 70-72; № 5. С. 74.

13 См.: Алексеев И. К вопросу о новом переводе на русский язык Евангелия от Матфея // ЖМП. 1954. № 2. С. 76-77; Иванов А. Новый перевод на русский язык Евангелия от Матфея (Лондон. Издание Британского и Иностранного Библейского общества. 1953) // ЖМП. 1954. № 4. С. 45-55; № 5. С. 38-47.

14 См.: Ваконья И. Бесценное богатство русских переводов слова Бо-жия и церковной литературы (мысли старообрядца) // ЖМП. 1955. № 6. С. 65-67; Осипов А. К изданию русской Библии // ЖМП. 1955. № 8. С. 5866; Осипов А. Размышления над русской Библией // ЖМП. 1955. № 11. С. 55-62; Осипов А. «Библия, или книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, в русском переводе, с параллельными местами и указателем церковных чтений». Издание Московской Патриархии, Москва, 1956, 1272 стр. и 4 стр. карт и чертежей // ЖМП. 1956. № 7. С. 76-78; Уржумцев П. Свящ.-проф. Вл. Прелипчану. Новое издание Библии на русском языке. Из журнала «Ortodoxia» № 1, январь — март 1957 г. // ЖМП. 1957. № 9. С. 80.

Особо надо выделить труды библейской группы при Ленинградской духовной академии15. Эта группа была создана в 1968 г. или в 1969 г. для изучения истории и проблем славянских и русских библейских переводов. Библейская группа должна была продолжить дело Комиссии по научному изданию славянской Библии, которая существовала в 1915-1918 гг. при Петроградской Духовной Академии и в 1918-1927 гг. при Академии наук16. Первоначально в Библейскую группу входило несколько энтузиастов из числа преподавателей. Однако если основываться на количестве опубликованных статей, то складывается впечатление о реальном руководстве группой Константином Ивановичем Ло-гачевым17. Понятно, что отсутствие ресурсов не позволило достигнуть основной цели группы — подготовить критическое издание славянской Библии. Участники библейской группы смогли опубликовать несколько статей о церковнославянских18 и русских переводах19,

15 См.: Логачев К.И. Библейская группа при Ленинградской Духовной Академии // ЖМП. 1974. № 9. С. 78-80.

16 См.: К.Л. Профессор И.Е. Евсеев (к 50-летию со дня кончины) // ЖМП. 1971. № 12. С. 64-67; Логачев К.И. Труд профессора И.Е. Евсеева по истории славянской Библии // ЖМП. 1972. № 8. С. 76-77; Логачев К.И. Работы профессора И.Е. Евсеева по русскому переводу Священного Писания // ЖМП. 1973. № 2. С. 79-80; Логачев К.И. Библейская Комиссия и изучение истории Библии у славян (по неопубликованным документам Комиссии) // ЖМП. 1974. № 7. С. 76-80.

17 О нем: Об авторах (Логачев К.И.) // БТ. 1975. № 14. С. 256.

18 См.: К.Л. Основные проблемы греческой и славянской библейской текстологии // ЖМП. 1974. № 1. С. 77-79; Логачев К.И. Проблемы славянского перевода Нового Завета и современная западная библейская текстология // ЖМП. 1974. № 11. С. 75-79.

19 См.: Логачев КИ. Русский перевод Нового Завета (к 150-летию издания) // ЖМП. 1969. № 11. С. 61-68; Логачев КИ. О некоторых опытах работы над переводом Нового Завета // ЖМП. 1975. № 1. С. 76-79; Логачев КИ. Издания русских переводов Библии (к столетию создания первого полного перевода Библии на русский язык) // ЖМП. 1975. № 7. С. 72-78; № 9. С. 73-80; Логачев КИ Крити-

а самое главное, были напечатаны архивные материалы Комиссии20.

После открытия в середине XX в. кумранских манускриптов, в официальной советской науке сформировался единый подход, а конкретные исследователи могли лишь незначительно варьировать свои убеждения внутри определенного идеологического коридора. Альтернативный взгляд имел место только в среде церковных исследователей, однако, в силу гонений на Церковь, возможности реально оппонировать официальной светской науке у церковных ученых практически не было.

Из церковных ученых на находки рукописей первым откликнулся архиепископ Михаил (Чуб), опубликовавший статьи в 1957, 1958 и 1964 гг21. В 1965 г. священник Владимир Сорокин защитил в Ленинградской духовной академии кандидатскую диссертацию «Рукописи Мертвого моря» и опубликовал статью на эту тему в «Богословских трудах»22.

ческие издания текстов Священного Писания как представители рукописного материала // БТ. 1975. 1975. № 14. С. 144-153; Сорокин В., прот, Логачев КИ. Актуальные проблемы русского перевода Священного Писания // БТ. 1975. №14. С. 154-159; Логачев КИ. К вопросу об улучшении русского перевода Нового Завета (лексико-фразеологические проблемы русского перевода) // БТ. 1975. № 14. С. 160-165.

20 См.: Логачев К.И. Документы Библейской Комиссии. Рукописный материал для научного издания славянского перевода Ветхого Завета // БТ. 1975. № 13. С. 208-235; Логачев К.И. Документы Библейской Комиссии. Организация, принципы работы и деятельность Комиссии в 19151921 годах // БТ. 1975. № 14. С. 166-255.

21 См.: Михаил (Чуб), еп. К десятилетию открытий на берегах Мертвого моря // ЖМП. 1957. № 12. С. 54-64; Михаил (Чуб), еп. Иоанн Креститель и община Кумрана // ЖМП. 1958. № 8. С. 65-72; Михаил (Чуб), еп. Дополнительные сведения о результатах находок в Кумране // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1964. № 48. С. 234-251.

22 См.: Сорокин В., прот. [Рецензия] М. Берроуз. Больше света на свитки Мертвого моря // БТ. 1971. № 6. С. 235-240.

Понятно, что у православных исследователей не было возможности ездить в экспедиции, и сведения о библейской географии и археологии они черпали из зарубежной литературы. Всего о библейской археологии вышли четыре статьи23, зато две отличались большим объемом24, а одна из них еще и хорошо иллюстрирована25.

Исагогика — это наука, сообщающая вводные сведения о священных книгах и тем самым готовящая читателя к пониманию текста. Основные вопросы исагоги-ки: авторство, время написания, адресат, историческая, культурная, религиозная и политическая ситуация при написании, подлинность, каноничность, историческое достоинство, богословское учение, процесс передачи и состояние текста на протяжении истории, методы раскрытия содержания, а также существующая справочная и экзегетическая литература.

Часто между библеистами не бывает согласия по данным вопросам, и можно говорить о разных исагогиках. Работ, посвященных чисто исагогическим вопросам, в советский период практически не было. В основном авторы касались их «по ходу» изложения какой-нибудь темы. Однако есть статьи, которые можно условно назвать исагоги-ческим. Все они были написаны в консервативном ключе, но с использованием достаточно современных сведений26.

23 См.: Марковский И.С. Елеонская, или Масличная, гора и Гефси-манский сад // ЖМП. 1958. № 4. С. 50-53; Мень А., свящ. [Рецензия] Эрнест Райт. Библейская археология. Филадельфия-Лондон, 1957 // ЖМП. 1962. № 3. С. 77-79.

24 См.: Юрков А. Новозаветная география Палестины // ЖМП. 1991. № 11. С. 69-73; 1992. № 1. С. 70-74; № 2. С. 53-55; № 4. С. 44-49; № 5. С. 50-53.

25 См.: Августин (Никитин), архим, Мумриков А., диак, Соловьев А. Русская библейская археология // ЖМП. 1988. № 1. С. 71-73; № 2. С. 72-73; № 3. С. 70-72; № 4. С. 69-71; № 5. С. 69-71.

26 См.: Воронов Л., прот. Слово Божие в жизни Церкви // ЖМП. 1987. № 3. С. 70-75; № 4. С. 61-67.

Читатели могли узнать о незаписанных в Евангелиях изречения Христа — аграфах27, о месте и отношении к неканоническим книгам в Православии28, о библейских языках29. Стоит сказать об опубликованной речи на годичном акте ЛДА 1947 г. профессора Василия Васильевича Четыркина об авторстве и времени написания книг Нового Завета, которую можно назвать первой православной научной работой в советский период30.

Также немного было статей о герменевтике — науке о принципах, методах и правилах толкования библейского текста. Они касались в основном методов толкования (например, прообразовательного31) или принципов, которых должен придерживаться православный читатель Священного Писания32.

Статьи, посвященные истории русской библеистики, можно рассматривать как своего рода напоминание о высоком научном уровне дореволюционных работ и подтверждение исторической преемственности. Они рассказывали о трудах святителя Филарета (Дроздова)33,

27 См.: Михаил (Чуб), еп. Аграфы в творениях св. священномученика Мефодия // ЖМП. 1954. № 6. С. 43-50; Пивоваров Б, диак. Аграфы // ЖМП. 1974. № 8. С. 72-77.

28 См.: Осипов А. О Священном Писании // ЖМП. 1956. № 9. С. 47-55.

29 См.: Иванов М.С. Язык Библии // ЖМП. 1975. № 8. С. 75-80; А.Ю. Об арамеизмах в тексте Четвероевангелия // ЖМП. 1989. № 3. С. 72-74.

30 См.: Четыркин В.В. Новозаветная письменность в древнецерков-ном предании и библейская критика нового времени // ЖМП. 1948. № 3. С. 42.

31 См.: Попов Н. О смысле ветхозаветных прообразов // ЖМП. 1949. № 3. С. 13-17.

32 См.: Константинов К., прот. О чтении Слова Божия // ЖМП. 1959. № 8. С. 73-75; Константинов К., прот. Священное Писание Нового Завета об апостольском предании // ЖМП. 1957. № 9. С. 44-50.

33 См.: Богословский И. Учитель Церкви // ЖМП. 1954. № 3. С. 3438; Викторов П., свящ. Памяти великого богослова (к 90-летию со дня кончины митрополита Московского Филарета (1867-1957 гг.)) // ЖМП. 1957. № 12. С. 46-53; Симон (Новиков), архим. Основоположник русской библейской науки и экзегетической школы // ЖМП. 1968. № 2. С. 59-64.

святителя Феофана Затворника34, профессора Митро-фана Дмитриевича Муретова35, митрополита Сергия (Страгородского) и его «борьбе за Септуагинту»36, истории «Толковой Библии Лопухина»37 и толкованию феномена глоссолалии в русской экзегетике38.

За весь советский период не вышло ни одного полного обзора библейского текста. Только в 1991 г. в семи номерах «Журнала Московской Патриархии» были опубликованы масштабные выдержки из вышедшей в Брюсселе в 1981 г. книги «Как читать Библию» протоиерея Александра Ме-ня39. В том же году в «Журнале Московской Патриархии» была перепечатана краткая дореволюционная публикация митрополита Макария (Невского) «О великих делах Бо-жиих по Священному Писанию Нового Завета»40.

По Пятикнижию была опубликована только одна статья о генеалогии и хронологии Книги Бытия41.

Была опубликована всего одна работа, посвященная истории и личностям Ветхого Завета. Профессор В. Никонов в статье «Святый пророк Божий Илия Фесвитянин»,

34 См.: Феофан (Говоров), еп. Изъяснение 118-го псалма // ЖМП. 1976. № 8. С. 67-73.

35 См.: Симон (Новиков), архим. Профессор Московской духовной академии М.Д. Муретов и его труды по Четвероевангелию // ЖМП. 1972. № 4. С. 75-80.

36 См.: Феогност (Дерюгин), архим. Памяти выдающегося русского богослова-экзегета [Патриарха Сергия (Страгородского)] // ЖМП. 1960. № 10. С. 52-55.

37 См.: Соловьев А. Толковая Библия Лопухина // ЖМП. 1989. № 9. С. 75.

38 См.: Жила С., прот. Проблема глоссолалии в русской православной экзегетике // ЖМП. 1989. № 10. С. 71-74, № 12. С. 73-74.

39 См.: Мень А., прот. Как читать Библию // ЖМП. 1991. № 1. С. 6570; № 2. С. 63-69; № 3. С. 67-70; № 4. С. 63-68; № 5. С. 72-76; № 6. С. 65-76; № 7. С. 59-70.

40 См.: Макарий (Невский), митр. О великих делах Божиих по Священному Писанию Нового Завета // ЖМП. 1991. № 5. С. 66-68.

41 См.: В. К. Генеалогия, хронология, расселение народов древнего мира согласно Библии // ЖМП. 1988. № 11. С. 73-74.

основываясь на Священном Писании, в художественной форме описывает характер и значение деятельности пророка (о которой сказано в 3 и 4 книгах Царств), а также историческую обстановку, в которой он жил42.

За исключением одной статьи43, русские библеисты из учительных книг рассматривали только Псалтирь, но зато таких статей было много44.

Знакомство со статьями о пророческих книгах показывает, что авторы почти всегда говорили о миротворчестве, что очевидно перекликается с разворачивающейся в СССР борьбой за мир, в которой Русская Церковь принимала активное участие45.

Достаточно много было статей по евангельской истории. Можно заметить одну особенность статей 50-х и 60-х гг. Все они выглядят не как научные, а скорее как обзорные и написаны в художественном или гомилити-ческом стиле46. Например, в 1959 и в 1960 гг. выходят

42 См.: Никонов В. Святый пророк Божий Илия Фесвитянин // ЖМП. 1953. № 8. С. 32-38.

43 См.: Никодим (Ротов), митр. Размышления над книгами Премудрого // ЖМП. 1965. № 9. С. 34-38.

44 См.: Феогност (Дерюгин), архим. Некоторые замечания о надписа-ниях псалмов // ЖМП. 1954. № 12. С. 56-62; Ричко Н.Н. О чем говорит нам 86/7-й псалом? // ЖМП. 1968. № 10. С. 73-75, № 11. С. 70-77; Иванов М.С. Псалтирь — Книга молитвы // ЖМП. 1979. № 9. С. 73-77; Шадрин В. Духовно-прообразовательный аспект 103-го псалма // ЖМП. 1989. № 6. С. 74; № 7. С. 71-74.

45 См.: Никонов В. «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело-вецех благоволение» // ЖМП. 1951. № 1. С. 24-27; Никонов В. Мессианское значение ветхозаветных пророков // ЖМП. 1953. № 1. С. 41-48; Чо-лаков Л. Пророк Михей (27 августа) // ЖМП. 1952. № 9. С. 55-56; Иоанн (Вендланд), митр. Благовестие о мире у святого пророка Исаии // ЖМП. 1968. № 10. С. 27-32; Чевяга С., свящ. Учение двенадцати малых пророков о Боге // ЖМП. 1976. № 5. С. 69-73.

46 См.: Парийский Л. Вознесение Господне // ЖМП. 1950. № 5. С. 41-48; Парийский Л. Первая новозаветная песнь // ЖМП. 1950. № 4. С. 46-49; Введенский В. Молитва Господня // ЖМП. 1959. № 3. С. 42-54.

первые публикации в будущем протоиерея, а тогда диакона Александра Меня, которые демонстрируют характерный для автора стиль повествования — использование ярких и выразительных образов, служащих литературным дополнением к тексту Священного Писания47.

Если вспомнить о том, что происходило с Церковью в конце 50-х годов, и что «Журнал Московской Патриархии» был практически единственным источником церковной информации в СССР, то не научные, а публицистические и художественные по стилю статья имели свою определенную ценность, потому что хотя бы так знакомили читателей с со-бытиями48 и персонажами49 библейской истории.

После окончания эпохи хрущевских гонений стали появляться и научные статьи, хотя они были и в то вре-

мя50.

47 См.: Мень А, диак. Назарет — колыбель христианства // ЖМП. 1959. № 9. С. 61-64; Мень А., диак. Фавор и Голгофа // ЖМП. 1960. № 7. С. 27-32; Мень А, свящ. Последние дни и мученическая кончина Иоанна Крестителя // ЖМП. 1961. № 11. С. 60-63; Мень А., свящ. «Господь мой и Бог мой!» // ЖМП. 1962. № 4. С. 54-57; Мень А, свящ. «Сын громов» (очерк жизни и творений апостола Иоанна Богослова) // ЖМП. 1962. № 5. С. 49-60; Мень А, свящ. Св. ап. Лука как дееписатель Церкви // ЖМП. 1963. № 12. С. 50-52.

48 См.: Смирнов А.П., прот. Последние часы земной жизни Христа Спасителя // ЖМП. 1951. № 4. С. 27-34; Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Искушение Господа Иисуса Христа диаволом в пустыне // ЖМП. 1953. № 2. С. 37-41; Потапов И, прот. Колодезь Иаковлев // ЖМП. 1956. № 7. С. 45-47.

49 См.: Ефимов И, прот. Отречение св. апостола Петра // ЖМП. 1956. № 7. С. 48-51; Иванов Н. Пророк и Предтеча Господень Иоанн Креститель (память усекновения его главы 29 августа / 11 сентября) // ЖМП. 1957. № 9. С. 38-43; Дынько-Никольский И, прот. Иоанн Креститель // ЖМП. 1958. № 8. С. 45-46; Иванов Н. Пророк и Предтеча Господень Иоанн Креститель (память усекновения его главы 29 августа / 11 сентября) // ЖМП. 1957. № 9. С. 38-43; Иванов Н. Святой евангелист Лука // ЖМП. 1958. № 10. С. 33-41.

50 См.: Савинский С., прот. Еммаусские путники (Четвертое явление Воскресшего Христа) //ЖМП. 1954. № 4. С. 23-31; Гнедич П., свящ. Начало христианской проповеди (проповедь Иисуса Христа и апостолов) // ЖМП. 1954. № 7. С. 36-42; Павел (Черемухин), иером. О пастырском служении по Евангелию святого Иоанна Богослова // ЖМП. 1957. № 8. С. 46-53.

Иногда статьи выходили к годовщине памяти некоторых святых, например, к 1900-летию со дня мученической кончины апостола и евангелиста Марка51 или к 1900-летию со дня кончины апостола и евангелиста Матфея52.

Можно заметить интересную тенденцию: количество статей по евангельской истории снижалось. Их было много в 50-е и 60-е годы53, за 70-е вышла одна статья54 и перепечатали дореволюционные статьи епископа Шлис-сельбургского Григория (Лебедева)55, а за 80 — две56. Конечно, это не значит, что о Евангелиях ничего не писали, но статей именно по экзегетике было очень мало.

Самой первой опубликованной работой по би-блеистике в советское время можно назвать лаконичную статью протоиерея Николая Харьюзова за 1946 г.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

51 См.: Столяров Л. Святой евангелист Марк // ЖМП. 1963. № 5. С. 48-52.

52 См.: Сперанский, прот. Святой апостол и евангелист Матфей (историко-экзегетический очерк) // БТ. 1964. № 3. С. 5-33.

53 См. например: Хибарин И. Зачало Нового Завета // ЖМП. 1964. № 1. С. 57-65; Никольский Н., прот. Великий Пяток в евангельских повествованиях // ЖМП. 1964. № 4. С. 51-55; Успенский Н.Д. Тайная вечеря и трапеза Господня // ЖМП. 1967. № 3. С. 70-74; № 4. С. 65-76; Ветелев А., прот. Эммаусская вечеря // ЖМП. 1967. № 4. С. 76-78; № 5. С. 53-56; Тихон (Агриков), архим. Над страницами Страстных Евангелий // ЖМП. 1968. № 4. С. 47-49; Ричко Н.Н. «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:14) // ЖМП. 1969. № 12. С. 58-62.

54 См.: Ролдугин Л., прот. Святой преславный апостол Фома // ЖМП. 1973. № 7. С. 64-69.

55 См.: Григорий (Лебедев), еп. Евангельские образы. (Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Марка) // БТ. 1976. № 16. С. 5-32; 1977. № 17. С. 3-84. 20; Григорий (Лебедев), еп. Евангельские образы. (Дневник размышлений над Евангелием. Благове-стие святого евангелиста Луки) // 1980. № 21. С. 170-180. Предисловие к ним написал митр. Антоний (Мельников): Антоний (Мельников), митр. Из Евангельской истории // БТ. 1971. № 6. С. 5-46.

56 См.: Строганов В., свящ. «Мехи новые» Четвертого Евангелия // БТ. 1986. Сб.: 300-летию МДА. С. 166-173; Филарет (Денисенко), митр. О духовном облике Иисуса Христа по Евангелию // ЖМП. 1981. № 5. С. 55-60.

посвященную святым апостолам Петру и Павлу57. В дальнейшем почти все статьи, за редким исключени-ем58, по апостольской истории были посвящены этим двум апостолам59. Самой объемной стала статья архиепископа Иоанна (Шаховского), которая рассказывала о героях второго плана в книге Деяний60.

Одной из разрешенных общественных сфер деятельности для Церкви было миротворчество, которое нашло свое отражение на страницах журналов. Статьи в основном посвящены осмыслению миротворческой деятельности в свете Священного Писания. Библейские цитаты о мире используются в качестве доказательства правомочности предпринимаемых государством миротворческих усилий. Такой метод, хотя и весьма услов-

57 См.: Харьюзов Н.А., прот. Святые апостолы Петр и Павел // ЖМП. 1946. № 7. С. 23-24.

58 См.: Св. апостол и евангелист Марк // ЖМП. 1955. № 4. С. 27-28; Св. апостол Иаков Зеведеев // ЖМП. 1955. № 4. С. 28-29; Сергий (Петров), митр. Благовестническое путешествие святого апостола Андрея Первозванного по Скифии в свете Священного Писания и Священного Предания о деяниях апостольских // ЖМП. 1988. № 7. С. 70-76.

59 См.: Варфоломей (Городцов), митр. О пастырском служении по св. апостолу Павлу // ЖМП. 1950. № 1. С. 43-50; № 4. С. 54-59; № 5. С. 5460; Попов Н. Святые первоверховные апостолы Петр и Павел // ЖМП. 1950. № 7. С. 58-67; Никольский Н, свящ. Св. апостол Павел (его жизнь и деятельность) // ЖМП. 1950. № 8. С. 60-67; № 9. С. 46-54; № 10. С. 4051; № 11. С. 43-48; Ефимов И,, прот. Обращение Савла // ЖМП. 1956. № 7. С. 51-53; Ястребов А. (Старокадомский М.А.) Святой апостол Павел в Афинах // ЖМП. 1953. № 6. С. 46-50; Мень А., свящ. Светочи перво-христианства // ЖМП. 1961. № 7. С. 58-66; Никольский Н., прот. Суд над апостолом Павлом и его кесарийские и римские узы // ЖМП. 1960. № 1. С. 67-74; Сперанский, прот. Первоверховные апостолы Петр и Павел (к 1900-летию со времени мученической кончины) // ЖМП. 1967. № 7. С. 60-76.

60 См.: Иоанн (Шаховской), архиеп. Спутники Дамасской дороги // ЖМП. 1989. № 10. С. 38-39; № 12. С. 35-36; 1990. № 1. С. 50-51; № 3. С. 51; № 4. С. 46-47; № 5. С. 42-43; № 8. С. 52-54; № 9. С. 59-60; № 11. С. 50-51. № 12. С. 50-51; 1991. № 3. С. 49-51; № 4. С. 44-45; № 5. С. 49-50.

но, все же можно назвать исследованием Священного Писания61.

Для примера можно привести статью архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) «К миру призвал нас Господь» (1 Кор. 7, 15)», в которой вместе с толкованием слов апостола Павла содержится призыв к борьбе за мир и жизни «в полном мире с нашим Прав итель ство м» 62.

Еще одной возможностью заниматься библеистикой были богословские диалоги с инославными, на которых предполагалось обсуждать спорные темы на основе Священного Писания. Как правило, по окончании встреч в журналах публиковались доклады по исследуемым вопросам. Опубликованные статьи могут служить иллюстрацией православных исследований Священного Писания в данный период, хотя авторы в них не вполне свободны, поскольку доклады готовились под заранее заявленную тему.

Например, на втором заседании в 1956 г. собеседований православных и англиканских богословов63 в Москве обсуждали понимание ими Священных Писания и Предания, понятия богодухновенности. Также поднимался вопрос употребления различных текстов переводов.

61 См.: Никольский Н., свящ. Св. апостол Павел как благовестник любви и мира // ЖМП. № 5. С. 15-19; Николай (Ярушевич), митр. Вопросы войны и мира в свете Библии // ЖМП. 1956. № 3. С. 24-29; Осипов А. Ветхозаветные миротворцы // ЖМП. 1956. № 7. С. 38-39.

62 См.: Казем-Бек А. И перекуют мечи свои на орала... // ЖМП. 1960. № 1. С. 49-50; Иванов Н. Размышляя над Священным Писанием... // ЖМП. 1961. № 3. С. 71-75; Комаров К. Книга пророка Малахии (экзегетический очерк) // ЖМП. 1964. № 4. С. 27-31; Комаров К. Божий Завет с человечеством // Журнал Московской Патриархии. 1964. № 6. С. 33-36; Воронов Л., прот. Слово на текст Исаии 54:9-10 // ЖМП. 1968. № 6. С. 43-47.

63 См.: Резюме собеседований русских православных и английских богословов, принятые на заседаниях от 16-23 июля 1956 года в г. Москве // ЖМП. 1956. № 9. С. 34-37.

В 1959 г. прошли первые богословские собеседования с Евангелической Церковью в Германии. Диалог получил свое название по месту этой встречи — «Ар-нольдсхайн». Одной из главных тем стало обсуждение вопроса Церковного Предания. На эту тему было сделано два лютеранских доклада64 и один православ-ный65.

Материалы этого собеседования были напечатаны в «Богословских трудах» через девять лет (в 1968 г.), хотя еще в 1959 г. были опубликованы тезисы.

В 1967 г. прошли собеседования «Арнольдсхайн-III», на которых одной из заявленных тем было «Примирение по Священному Писанию». На эту тему было сделано два православных доклада66 и один лютеран-ский67. После проведения собеседований в «Богословских трудах» за 1971 г. были опубликованы резюме, доклады и тезисы.

Одной из тем IV Богословских собеседований между представителями Евангелической и Русской Церквей («Арнольдсхайн-^», 1969 г.) стала экзегеза 3-й главы Евангелия от Иоанна и 6-й главы Послания к Римлянам. На эту тему было сделано два

64 См.: Кречмар Г. Предание Древней Церкви в Церкви Евангелической // БТ. 1968. № 4. С. 227-231; Шлинк Э. Тезисы к диалогу между православными и евангелическими богословами о проблеме Предания // БТ. 1968. № 4. С. 243-248.

65 См.: Талызин В.И. Церковное предание // БТ. 1968. № 4. С. 221-225.

66 См.: Никодим (Ротов), митр. Некоторые материалы для изъяснения текста: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин. 15:3) // БТ. 1971. № 6. С. 151-155; Сарычев В.Д. Сущность примирения и ее библейское обоснование // БТ. 1971. № 6. С.164-169.

67 См.: Гоппельт Л. Примирение через Христа по Новому Завету // БТ. 1971. № 6. С. 179-187.

православных доклада68 и один лютеранский69. Доклады были опубликованы в «Богословских трудах» за 1973 г.

В 1971 г. прошли собеседования с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии («Синаппи-11»), результаты которых были опубликованы в 1973 г. Одна из тем диалога была обозначена как «Евхаристия». Были сделаны один православный70 и один лютеранский до-клад71.

Помимо богословских диалогов, в указанный период православные исследователи принимают участие в зарубежных конгрессах72, по итогам которых публикуют статьи, знакомя читателей с достижениями современной библеи-стики.

Кроме регулярных собеседований, публиковались статьи по итогам отдельных мероприятий73.

68 См.: Михаил (Мудьюгин), архиеп. Комментарии к 3-й главе Евангелия от Иоанна // БТ. 1973. № 10. С. 102-109; Сперанский, прот. 6-я глава Послания апостола Павла к Римлянам // БТ. 1973. № 10. С. 109-112.

69 См.: Гоппельт Л. Крещение и новая жизнь по Евангелию от Иоанна, глава 3-я, и Посланию к Римлянам, глава 6-я // БТ. 1973. № 10. С. 112-117.

70 См.: Михаил (Мудьюгин), еп. Евхаристия как новозаветное приношение // БТ. 1973. № 11. С. 164-173.

71 См.: Николайнен А.Т. Евхаристия в свете исследований Священного Писания Нового Завета // БТ. 1973. № 11. С. 188-192.

72 См.: Родзянко В., прот. Международный съезд ученых в Оксфорде (посвященный открытиям в области изучения текста Евангелия) // ЖМП. 1958. № 1. С. 74-75; Статья от редакции ЖМП по материалам прот. В. Родзянко: II Международный съезд ученых в Оксфорде, посвященный изучению Нового Завета (11-15 сентября 1961 года) // ЖМП. 1961. № 11. С. 72-77.

73 См.: Николай (Ярушевич), митр. Любовь по учению Нового Завета // ЖМП. 1956. № 2. С. 47-53; Никодим (Ротов), митр. Предание и современность // ЖМП. 1972. № 12. С. 54-59; Михаил (Мудьюгин), архиеп. Вера в богословии святого апостола Павла // ЖМП. 1982. № 12. С. 125127; Лозе Э., еп. Вера в богословии апостола Павла // ЖМП. 1982. № 8. С. 56-60; Пимен (Извеков), патр. Речь Святейшего Патриарха Пимена в Братиславе // ЖМП. 1973. № 4. С. 56-68.

Обычно библейское богословие понимают как анализ библейских учений в их историческом развитии. Статей с таким подходом было достаточно много.

Например, в статье В. Никонова «Синай и Сион. (Библейские параллели)» дается краткий обзор истории еврейского народа от дарования Закона на Синае до принятия нового Закона в сионской горнице. Автор в заключении пишет, что «Синай и Сион в истории Божественного домостроительства о спасении человечества — это две постепенно сменяющие друг друга стадии, две страницы одной и той же исторической летописи»74.

Были рассмотрены такие темы библейского богословия и этики, как любовь к Богу и к людям75, дружба76, грехопадение прародителей и его последствия77, Царство Божие78, крещение79, необходимость молитвы в ее высоком значении80.

***

Сейчас имена русских дореволюционных библеи-стов достаточно известны, о них пишутся исследования, их книги переиздаются. О тех же, кто по времени ближе

74 Никонов В. Синай и Сион. (Библейские параллели) // ЖМП. 1953. №5. С. 43-48.

75 См.: Мудьюгин свящ. Любовь к Богу и к людям в Ветхом и Новом Завете // ЖМП. 1964. № 10. С. 68-73; Гиляшев И., свящ. Христианская любовь по писаниям св. апостола Иоанна Богослова // ЖМП. 1965. № 5. 74-77.

76 См.: Бежгу Г., свящ. Дружба по Священному Писанию // ЖМП. 1957. № 12. С. 31-35.

77 См.: Ветелев А., прот. О грехопадении прародителей и его последствиях // ЖМП. 1974. № 11. С. 61-75.

78 См.: Ветелев А., прот. Царство Божие // БТ. 1975. № 14. С. 62-76.

79 См.: Иванов Н. Крещение крестное // ЖМП. 1967. № 2. С. 71-76. См.: Иванов Н. Крещение крестное // ЖМП. 1967. № 2. С. 71-76.

80 См.: Стрельцов В. О молитве по Священному Писанию // ЖМП. 1989. № 8. С. 74.

к нам, к сожалению, не столь много информации81. Период с 1917 по 1991 г. все еще остается «белым пятном» в истории русской библеистики и ждет своего описания и анализа.

81 Подробнее о русской православной библеистике см: Добыкин Д.Г., Тарнакин Н.А. Русская православная библеистика в СССР. Период с 1922 по 1953 г. // Христианское чтение. 2017. № 4 (июль-август). С. 225-238; Добыкин Д.Г., Тарнакин Н.А. Текстология и библейская история в трудах православных библеистов в СССР. Период с 1953 по 1964 г. // Христианское чтение. 2017. № 5 (сентябрь-октябрь). С. 61-73; Добы-кин Д.Г., Тарнакин Н.А. Актуальные вопросы в трудах православных би-блеистов в СССР. Период с 1953 по 1964 г. // Христианское чтение. 2017. № 6. С. 108-122; Добыкин Д.Г., Тарнакин НА. Отдельные направления исследований православных библеистов в СССР. Период с 1964 по 1982 г. // Христианское чтение. 2018. № 1. С. 71-84; Добыкин Д.Г., Тарнакин Н.А. Православные библеисты в богословских диалогах с инославными // Христианское чтение. 2018. № 2. С. 68-78; Добыкин Д.Г., Тарнакин Н.А. Русская православная библеистика в 1982-1991 гг. // Христианское чтение. 2018. № 4. С. 93-104; Тарнакин Н.А. Деятельность Библейской группы при Ленинградской Духовной Академии (1969-1975 гг.) / Материалы X Международной студенческой научно-богословской конференции 25-26 апреля 2018 г. СПб: Изд-во СПбПДА, 2018. С. 152-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.