Научная статья на тему 'Православие в Средней Азии и в Азербайджане в условиях постсоветского общества как «мягкая сила» русской культуры'

Православие в Средней Азии и в Азербайджане в условиях постсоветского общества как «мягкая сила» русской культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Православная Церковь в Средней Азии / Русская Православная Церковь в Азербайджане / русская культура / православная культура / история русской культуры / Russian Orthodox Church in Central Asia / Russian Orthodox Church in Azerbaijan / Russian culture / Orthodox culture / history of Russian culture

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Радик Ирикович Батыршин

Приход Русской Православной Церкви на территории Средней Азии и Азербайджана не был случайным. Во многом он объяснялся внешнеполитическими интересами России. Церковь шла вслед за государством. Однако её интересы и позиция в новоприсоединённых территориях отражала не только интересы империи, но и её собственный опыт и цели, обусловленные ценностями евангельской проповеди. Мягкая проповедь православия среди народов Азии и Прикаспийского региона объяснялась множеством причин: уроками, вынесенными из непростого опыта христианизации российского Волго-Уралья, энтузиазмом духовенства, вдохновлённого успехами миссии XIX в., и тем, что христианская миссия в этих регионах была тесно переплетена с насаждением русской культуры. Последнее обстоятельство сыграло определяющую роль. Благодаря этому православная проповедь стала тесно связываться «русской верой» и устойчиво отождествляться с европейской культурой. В результате в условиях распада СССР русское православие смогло трансформироваться в «мягкую силу» российского присутствия в отмеченных регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodoxy in Central Asia and Azerbaijan in the conditions of post-Soviet society as the “soft power” of Russian culture

The arrival of the Russian Orthodox Church on the territory of Central Asia and Azerbaijan was not accidental. It was largely explained by Russia’s foreign policy interests. The Church followed the state. However, its interests and position in the newly annexed territories reflected not only the interests of the empire, but also its own experience and goals, determined by the values of the evangelical preaching. The gentle preaching of Orthodoxy among the peoples of Asia and the Caspian region was explained by many reasons: lessons learned from the difficult experience of Christianization of the Russian Volga-Ural region, the enthusiasm of the clergy inspired by the successes of the 19th century mission, and the fact that the Christian mission in these regions was closely intertwined with the planting of Russian culture. The last circumstance played a decisive role. Thanks to this, Orthodox preaching began to be closely associated with the “Russian faith” and steadily identified with European culture. As a result, under the conditions of the collapse of the USSR, Russian Orthodoxy was able to transform into the “soft power” of the Russian presence in the noted regions.

Текст научной работы на тему «Православие в Средней Азии и в Азербайджане в условиях постсоветского общества как «мягкая сила» русской культуры»

ТРУДЫ КАФЕДРЫ БОГОСЛОВИЯ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 2 (22) 2024

Р. И. Батыршин

Православие в Средней Азии и в Азербайджане в условиях постсоветского общества как «мягкая сила» русской культуры

УДК 94(575+479.24)+271.2-9:008(=161.1)(091) DOI 10.47132/2541-9587_2024_2_174 EDN JLXPGE

Аннотация: Приход Русской Православной Церкви на территории Средней Азии и Азербайджана не был случайным. Во многом он объяснялся внешнеполитическими интересами России. Церковь шла вслед за государством. Однако её интересы и позиция в новоприсоединённых территориях отражала не только интересы империи, но и её собственный опыт и цели, обусловленные ценностями евангельской проповеди. Мягкая проповедь православия среди народов Азии и Прикаспийского региона объяснялась множеством причин: уроками, вынесенными из непростого опыта христианизации российского Волго-Уралья, энтузиазмом духовенства, вдохновлённого успехами миссии XIX в., и тем, что христианская миссия в этих регионах была тесно переплетена с насаждением русской культуры. Последнее обстоятельство сыграло определяющую роль. Благодаря этому православная проповедь стала тесно связываться «русской верой» и устойчиво отождествляться с европейской культурой. В результате в условиях распада СССР русское православие смогло трансформироваться в «мягкую силу» российского присутствия в отмеченных регионах.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь в Средней Азии, Русская Православная Церковь в Азербайджане, русская культура, православная культура, история русской культуры.

Об авторе: Радик Ирикович Батыршин

Кандидат филологических наук, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва). E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0009-0001-5981-4266

Для цитирования: Батыршин Р. И. Православие в Средней Азии и в Азербайджане в условиях постсоветского общества как «мягкая сила» русской культуры // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2024. № 2 (22). С. 174-197.

Статья поступила в редакцию 11.01.2024; одобрена после рецензирования 23.01.2024; принята к публикации 30.01.2024.

PROCEEDINGS OF THE DEPARTMENT OF THEOLOGY

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 2 (22)

2024

Radik I. Batyrshin

Orthodoxy in Central Asia and Azerbaijan in the conditions of post-Soviet society as the "soft power" of Russian culture

UDC 94(575+479.24)+271.2-9:008(=161.1)(091) DOI 10.47132/2541-9587_2024_2_174 EDN JLXPGE

Abstract: The arrival of the Russian Orthodox Church on the territory of Central Asia and Azerbaijan was not accidental. It was largely explained by Russia's foreign policy interests. The Church followed the state. However, its interests and position in the newly annexed territories reflected not only the interests of the empire, but also its own experience and goals, determined by the values of the evangelical preaching. The gentle preaching of Orthodoxy among the peoples of Asia and the Caspian region was explained by many reasons: lessons learned from the difficult experience of Christianization of the Russian Volga-Ural region, the enthusiasm of the clergy inspired by the successes of the 19th century mission, and the fact that the Christian mission in these regions was closely intertwined with the planting of Russian culture. The last circumstance played a decisive role. Thanks to this, Orthodox preaching began to be closely associated with the "Russian faith" and steadily identified with European culture. As a result, under the conditions of the collapse of the USSR, Russian Orthodoxy was able to transform into the "soft power" of the Russian presence in the noted regions.

Keywords: Russian Orthodox Church in Central Asia, Russian Orthodox Church in Azerbaijan, Russian culture, Orthodox culture, history of Russian culture.

About the author: Radik Irikovich Batyrshin

Cand. Sc. in Philology; Professor of the Faculty of Communications, Media and Design, National

Research University "Higher School of Economics" (Moscow).

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0009-0001-5981-4266

For citation: Batyrshin R. I. Orthodoxy in Central Asia and Azerbaijan in the conditions of post-Soviet society as the "soft power" of Russian culture. Proceedings of the Department of Theology of the Saint Petersburg Theological Academy, 2024, no. 2 (22), pp. 174-197.

The article was submitted 11.01.2024; approved after reviewing 23.01.2024; accepted for publication 30.01.2024.

История российского присутствия в Азиатском и Каспийском регионах, прежде всего в районе Западного Каспия и прилегающих к нему территориях Кавказа не может быть сведена исключительно к военно-экономическим и политическим аспектам. В значительной мере успешное закрепление здесь России и укоренение русской культуры было обусловлено влиянием на местное население церковной миссии и активной деятельностью Русской Православной Церкви. В определённом смысле православие и связанная с ним система религиозных, социальных и иных норм и ценностей стали для местного населения видимым и осязаемым образом России. В сложившихся условиях церковная культура приобрела функцию своеобразного транслятора русского культурного кода, проникновение которого в местную среду привело к формированию на этой территории особой культурной конфигурации.

При всей несхожести регионов Средней Азии и Закавказья — их разновременное вхождение в состав России, разность судеб и трендов развития после распада СССР, существенные этнические и культурные различия — между ними имеется ряд сближающих черт. Так, государства Средней Азии и Закавказья (прежде всего Азербайджана) исторически принадлежали к «дар аль-ислам» — территории идеологического и политического доминирования ислама во всем его многообразии. Именно исходя из этого, войдя в состав Российской империи, они сохраняли особый статус и положение, а деятельность Православной Церкви здесь ориентировалась преимущественно на русскую диаспору. При этом местное население и мусульманское духовенство никогда не испытывали притеснений и ограничений подобных тех, которые имели место на территориях бывших татарских ханств, вошедших в середине XVI в. в состав Московского государства.

В контексте понимания специфики русского православного присутствия в отмеченных регионах важно отметить, что обозначенный вопрос в целом на сегодняшний день изучен довольно неплохо1. Впрочем, это касается наиболее очевидных аспектов, лежащих на поверхности, тогда

1 Исследования осуществлены преимущественно в границах отдельных регионов: Озмитель Е.Е. История православия в Кыргызстане, Х1Х-ХХ вв.: дисс. ... канд. истор. наук. Бишкек, 2003; Озмитель Е.Е. История православной культуры Киргизии: середина XIX века — 1917 год: дисс. ... докт. истор. наук. Бишкек, 2011; Цыряпкина Ю.Н. Православная церковь в Узбекистане во второй половине XIX — начале XXI века под влиянием политики центральной власти // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4-1 (64). С. 41-43 и др. Отчасти попытки воссоздать общую картину предпринимались С. А. Асановой и А. А. Михеевой (применительно к раннему периоду): Асанова С. А. История православной церкви в Средней Азии (вторая половина XIX — начало XXI вв.) автореф. дисс. канд. истор. наук. Ташкент, 2012; Михеева А. А. Христианство на территории Средней Азии по археологическим источникам: IV в. — нач. XIII в.: автореф. дисс. ... канд. истор. наук. СПб., 2023. Что же касается истории присутствия Православной Церкви в Таджикистане и Туркменистане, то, к сожалению, степень изученности вопроса крайне низкая. Правда, помимо православия проблема христианской проповеди в Средней Азии рассмотрена в отношении католической миссии: Мазитов Марк, свящ. История Католической Церкви в Узбекистане со второй половины XIX века до 1939 года: автореф. ... дисс.

как комплексной истории присутствия и деятельности Русской Церкви на отмеченных территориях пока создать не удалось. В этом смысле особенно остро стоит проблема деятельности православных миссий в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Туркменистане и Азербайджане после распада СССР, т. е. в новейший период. Между тем практически во всех этих государствах Церковь осуществляла и осуществляет свою деятельность не только в целях удовлетворения религиозных и культурных потребностей русского населения, но и выступая своеобразным трансграничным культурным мостом, обеспечивающим как международные связи, так и подкрепляющим российское присутствие. В некотором смысле, это удается за счет того, что региональные церковные институты с течением времени глубоко инкорпорировались в систему местных политических и религиозных реалий. Несомненно, данный факт видится весьма существенным как с политической, так и с историко-культурной точки зрения, и ниже ему будет уделено некоторое внимание.

Одним из первых опытов осмысления истории православия в Средней Азии стал сборник «К истории христианства в Средней Азии (XIX-XX вв.)», вышедший в 1998 г. в Узбекистане и по сей день не утративший своей актуальности благодаря широкому охвату затронутых в нём тем2. Вместе тем очерковый характер издания не позволил отразить всего богатства и всей сложности накопленного Церковью исторического и культурного опыта в процессе взаимодействия с местными условиями. Присутствие в Средней Азии православных церковных структур по историческим меркам не столь продолжительно и составляет не более 150 лет. Однако первые следы христианства как такового здесь восходят еще к VI в. Правда, изначально это было христианство в несто-рианской традиции.

В 411-415гг. в Самарканд, а через него и в китайский город Шину был послан несторианский митрополит. Аналогичная миссия была повторена в 630-х гг.3 Существенное ослабление несторианской, или, как её ещё именуют, «халдейской» Церкви произошло только в VIII в. с приходом на эти территории ислама, сопровождавшегося вытеснением прежних традиций и перестройкой местных зороастрийских и христианских храмов в мечети4. Свою лепту в XIII в. внесла и экспансия монголов. Так или иначе, христианские храмовые постройки раннего Средневековья на территории Средней Азии даже сегодня весьма многочисленны5.

канд. богословия // URL: https://bogoslov.ru/article/2481198?ysclid=lqmtj3u3vz82307796 (дата обращения: 20.12.2023).

2 К истории христианства в Средней Азии (XIX-XX вв.). Ташкент, 1998..

3 Спасский А.А. Сиро-халдейские несториане и присоединение их к Православной Церкви // Богословский вестник. 1898. Т. 2. № 5. С. 226.

4 Виноградов А.В. Тысячелетия, погребённые пустыней. М., 1966. С. 114.

5 О раннесредневековой христианской архитектуре в Средней Азии см. исследования М. Б. Глаудинова и З. Ташманбетовой: Глаудинова М. Б. Раннесредневеко-вая христианская архитектура Центральной Азии // Альманах современной науки и образования. 2010. № 11-2. С. 80-82; Tashmanbetova Zh. Christianity in Central Asia: adoption of East Syriac Christianity in the medieval period = Христианство в Центральной Азии: принятие восточно-сирийского христианства в средние

Не менее богатое наследие христианского присутствия в эпоху поздней античности и Средневековья наблюдается и в истории прикаспийского Закавказья6. Первые следы христианства здесь обнаруживаются уже в памятниках I тысячелетия. Но в качестве официальной религии оно смогло утвердиться на территории современного Азербайджана только в 70-х гг. IV в. в период управления Кавказской Албанией царя Урнай-ра7. Процесс христианизации Кавказской Албании во многом повторял политические процессы в других регионах. Зажатая между Восточными провинциями Восточной Римской империи и Арменией, с одной стороны, и Персией, с другой, Албания была вынуждена принять решение о своём будущем. В сложившихся условиях Урнайр сделал выбор в пользу христианства. Эти изменения во многом отражали процессы, в целом протекавшие на Кавказе, где христианство уже давно пустило свои корни и опиралось на обширную паству. Незадолго до крещения Кавказской Албании в 301 г. царём Тиридатом III христианство было провозглашено в качестве государственной религии в Армении8. Судя по всему, Урнайр крестился в Армении, а между ним и Тиридатом III был заключён

века = Ортальщ Азиядагы христиан дш1: орта гасырдагы шыгыс-сирия дшшщ ;абылдануы: diss. of the Master of Arts in Eurasian Studies. Nur-Sultan, Kazakhstan, 2019.

6 Основные этапы утверждения русского православия на землях Азербайджана хорошо отражены в двух небольших по объёму, но ёмких по содержанию статьях в I томе «Православной энциклопедии» (Максимов Ю. Православие в Азербайджане // URL: https://pravoslavie.ru/put/070126150112.htm?ysclid=lqjacd2rpx600951725 (дата обращения: 24.12.2023). При этом примечательно одно важное обстоятельство. История миссии в Азербайджане в научных публикациях представлена лишь в самых общих чертах, и ничто не указывает на то, что ситуация в этой исторической области в ближайшие годы изменится. Отмеченная особенность историографии весьма показательна на фоне того, что политическая составляющая интересов и усилий российского государства в рассматриваемых регионах представлена широким кругом фундаментальных работ (См. напр.: Смирнова И. Ю. Православие в Западном Китае и Средней Азии: предыстория вопроса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2023. Т. 22. № 1. С. 48-49). Что же касается современного положения дел в Прикаспийском и Среднеазиатском регионах, то лучше всего оно проанализировано в работе российского историка Н. Митрохина. При том, что книга была издана еще в 2004 г., изложенные в ней статистика, наблюдения и анализ не утратили своей актуальности поныне (Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2004).

Немногочисленные, а поэтому ещё более ценные по этой причине работы в данной области позволяют заключить, что присутствие Русской Церкви в отмеченных регионах должно рассматриваться в контексте не только политической, но и культурной политики Российского государства, стремившегося максимально полно вовлечь в орбиту своих культурных процессов включавшиеся в её состав народы и их культурные и политические элиты.

7 Алексий (Никоноров), архим. Христианизация Кавказской Албании в IV в. // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. Якутск, 2023. Вып. 19. С. 9-20.

8 Джагацпанян Е.Д., Геворкян Е.Д., Мейтарчиян М.Б., Муравьёв А. В., Ману-кян С. С, Казарян А.Ю. Армения // Православная энциклопедия. М., 2003. Т.3. С. 286-322.

союз. При этом в Алуанк просветителем Армении свт. Григорем был послан епископ. Об этих событиях сообщает IX глава 1 книги «Истории страны Алуанк»9. Вскоре, уже после крещения Албании, христианство приобрело статус государственной религии в Грузии, где оно уже имело крепкие корни, будучи связанным с миссией равноапостольной Нины. Как показали исследования митр. Гедеона, в условиях Северного Кавказа христианство не только испытывало многочисленные влияния, но и переживало значительную эволюцию, порой приобретая вполне специфические формы10.

Присутствуя в одно и то же время в Средней Азии и на Кавказе, христианство пришло здесь в упадок также практически одномоментно — в VIII в. Связано это было прежде всего с продвижением ислама. При этом под давлением мусульманства христианство все же окончательно не исчезает, продолжая существовать преимущественно в неортодоксальных формах, совпадая с культурными границами ареалов проживания некоторых немногочисленных этнических общностей. Но даже в таком виде христианское наследие сыграло важную роль в будущем возрождении полноценной христианской жизни на этих территориях, что стало возможным по мере их включения в орбиту Российского государства.

При том, что Средняя Азия достаточно поздно вошла в состав Российской империи, именно в отношении нее государственная и церковная политика российских властей оказалась наиболее продуманной и последовательной. Уже в начале 1871 г. была учреждена Туркестанская епархия, призванная окормлять здешнее немногочисленное русское население. При этом ей вменялась в том числе организация миссии среди мусульман и русских иных исповеданий11. Во многом такая активность объяснялась не только инициативностью правительства, но и ростом заинтересованности со стороны самого православного духовенства. XIX в. стал для российского православия веком миссий, миссионерского романтизма и искреннего проповеднического энтузиазма. К слову, в это время православные миссии действовали на территориях Китая12, Монголии13,

9 Каланкатуаци М. История страны Алуанк. Ереван, 1984. С. 28.

10 См. подробнее: Гедеон, митр. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992.

11 Озмитель Е. Туркестанская епархия // URL: https://www.turkestanskaya-golgofa. info/eparchy/turkestanskaya-eparhiya (дата обращения: 20.12.2023).

12 Об истории православной миссии в Китае см. подробнее: Соломатова В. Ю. Католические и православные миссии в Китае и Корее: сравнительно-исторический анализ деятельности миссионеров (XVII-XIX вв.): дисс. ... канд. истор. наук. Иркутск, 2021; Авраамий (Часовников В.), архим. Краткая история Русской православной миссии в Китае, составленная по случаю исполнившегося в 1913 году двухсотлетнего юбилея ее существования. 1-е изд. Пекин, 1916.

13 Мелетий (Якимов М. К.), еп. Православие и устройство церковных дел в Даурии (Забайкалье), Монголии и Китае в XVII и XVIII столетиях. Рязань: тип. Братства св. Василия, 1901; Корниенко Н.Н. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Монголии: вторая половина XIX в. — 2010-е гг.: дисс. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2018.

Восточной Сибири и Алтая14, Поволжья15, Северной и Южной Америк16, Японии17.

В немалой мере развитию миссионерства способствовало повторное открытие Казанской Духовной Академии в 1842 г., ориентированной на подготовку миссий среди «инородцев» и опиравшейся на опыт Н. И. Ильмин-ского по организации проповеди на родных языках просвещаемых народов и племен18. Здесь необходимо признать, что накопленный казанскими миссионерами опыт при поддержке ряда научных обществ в дальнейшем был реализован в качестве ряда просветительских и религиозно-проповеднических проектов, призванных оказывать конструктивное влияние на формирование культурной и религиозной политики Российского правительства в восточных регионах империи19. Таким образом, приход Русской Православной Церкви

14 Православное миссионерское общество. Енисейский епархиальный комитет. Отчет Енисейского епархиального комитета православного миссионерского общества. Красноярск, 1894-1897; Храпова Н.Ю. Место и роль алтайской духовной миссии в процессе колонизации и хозяйственного освоения горного Алтая (1828-1905гг.): дисс. ... канд. истор. наук. Томск, 1989.

15 Крайсман Н. В. Политика российского правительства в миссионерской деятельности в Поволжье и Приуралье: век XVIII. Казань: КНИТУ, 2012.

16 Лопухин А. П. Столетие Православной миссии в Северной Америке, 17941894 гг.: Исторический очерк ее деятельности в память столетнего юбилея 25 сент. 1894 г. СПб.: тип. А. Л. Катанского К°, 1894 (обл. 1895); Григорьев Д. Д. Русская Православная миссия в Северной Америке // Бежин луг. 2006. № 4. С. 107-120; Григорьев Д., прот. От древнего Валаама до Нового Света. Русская Православная Миссия в Северной Америке. М., 2007; Гарин А. М. Опыт православной миссии на СевероАмериканском континенте // Миссионерское обозрение. 2008. № 8 (154). С. 17-25; № 9 (155). С. 25-29; № 10 (156). С. 22-28; № 11 (157). С. 22-29; Егорова Е. Ю, Егоров Ю. С. Первая официальная православная духовная миссия в Северную Америку и структура власти (конец XVIII в.) // Власть и общество на Европейском Севере России: исторический опыт и современность: сборник материалов межрегиональной научной конференции [16-17 марта 2010 г., г. Вологда]. Вологда, 2010. С. 38-42; Изразцов К. Г., прот. Православная церковь в Буэнос-Айресе при Императорской российской миссии в Южной Америке. СПб., 1904; Путятова Э. Г. Культурная миссия Православной церкви в Южной Америке (кон. XIX — нач. XX вв.) // Общество и власть. Материалы Всероссийской научной конференции / Под ред. А. В. Гоголевского. СПб., 2003. С. 251-257.

17 Боголюбов А. М. Российская Духовная Миссия в Японии в конце XIX — начале XX века: дисс. . канд. истор. наук. СПб., 2004.

18 Сухова Н. Ю. Служение Казанской духовной академии Церкви, богословской науке и православной миссии (1842-1921) // Православный собеседник. 2018. № 1 (8). С. 70-77.

19 Муфтахутдинова Д.Ш. Проекты казанских миссионеров по совершенствованию национальной политики на мусульманском Востоке Российской Империи (вторая половина XIX века) // Девятые Большаковские чтения. Оренбургский край как историко-культурный феномен. Сборник статей международной научно-практической конференции к 275-летию со дня основания г. Оренбурга, 200-летию со дня рождения Оренбургского генерал-губернатора, почетного гражданина г. Оренбурга Н. А. Кры-жановского, 100-летию организации государственной архивной службы / Науч. ред. С.В. Любичанковский. Оренбург, 2018. С. 118-120; ЗакироваМ.Х. Образ имперской России в просветительской политике Туркестанского края на рубеже XIX-XX вв. (на примере деятельности Туркестанского Отдела Русского Географического Общества) // Россия и современный мир. 2021. № 2 (111). С. 52-70.

в Среднюю Азию опирался на богатый опыт миссии среди населения внутренних регионов страны, ранее не знакомых с русской культурой.

Примечательно, что для среднеазиатской православной миссии изначально был характерен отказ от агрессивного навязывания ценностей православной культуры местному населению. Причины такой гибкости, впрочем, ещё не вполне осмыслены. Вероятно, это объяснялось тем, что, являясь чужаками на новой территории, священнослужители оказались тесно связанными преимущественно с русской средой. Исходя из этого, наибольшее внимание уделялось не устной проповеди, а строительству храмов — зримых символов русского присутствия и христианской жизни20. Сдерживающим фактором, помимо прочего, выступала не только глубокая укорененность местного населения в исламской традиции и племенной культуре, но и его специфическая социальная организация, характеризовавшаяся, к примеру, приверженностью кочевому образу жизни21.

Итак, в реализации миссионерских подходов православным духовенством акцент делался на внешне нерелигиозном просвещении: распространении русского языка и грамотности, пропаганде гигиены и более строгих норм медицины, уважительного отношения к книгам, литературе и образованию. По сути, здесь Русская Церковь действовала как «мягкая сила», способствовавшая принятию местным населением русских людей, их культуры и веры22. Неторопливость и осторожность церковной миссии в среднеазиатском регионе виделась вполне оправданной и по той причине, что местные исламские традиции сформировали здесь особые представления о праве, справедливости, правде23. Любая неосторожность в данной сфере грозила неминуемым отторжением, всплеском протестов и мятежей. Не способствовала миссионерской активности и неторопливость со стороны государства, не спешившего с проведением реформ в новоприсоединённом крае в условиях сложных отношений между различными этническими и родовыми общинами24.

Как отмечалось, важным преимуществом Церкви на поприще христианского свидетельства в регионе стало то, что ряды её духовенства формировались преимущественно из лиц, готовых к служению среди иноверцев, отличавшихся к тому же образованностью, что придавало православному

20 Фарманова Г. К. История строительства православных храмов в Туркестане в XIX — начале ХХ вв // Интернаука. 2020. № 29 (158). С. 11-14.

21 Котюкова Т. В. Политика «двойного игнорирования» в имперском дискурсе России в отношении кочевого населения Туркестана в конце XIX в. (специфика «мусульманского вопроса» и «православного ответа») // Центральная Азия на перекрестке европейских и азиатских политических интересов: XVШ-XIX вв. Сборник научных трудов международного семинара. М., 2019. С. 78-98.

22 Флыгин Ю. С. Деятельность Русской Церкви на ниве просвещения в Туркестанском крае // Христианство на Ближнем Востоке. 2022. Т. 6. № 2. С. 112-133.

23 См. подробнее исследование Паоло Сартори: Сартори П. Идеи о справедливости: шариат и культурные изменения в русском Туркестане / пер. с англ. Д. Даур. М.: Новое литературное обозрение, 2022.

24 Алпыспаева Г.А., Жуман Г., Саяхимова Ш.Н., Джумалиева Л. Т. Несостоявшиеся законопроекты по «мусульманскому вопросу» в степных областях и Туркестанском крае (конец XIX — начало XX вв.) // Былые годы. 2021. № 16 (2). С. 799-811.

священству в глазах элит и рядовых местных жителей высокий статус. Стараниями Церкви всё пространство Русского Туркестана было покрыто сетью церковного-приходских школ. Конечно же, это было элементарное начальное образование25. Однако для своего времени оно открывало перед получившими его широкие возможности. Местным же населением даже такое образование рассматривалось как невиданная прежде роскошь, дававшая возможность не только лучше обустроить своё будущее, но и окунуться в мир более развитой русской культуры. В немалой степени это способствовало укреплению авторитет Церкви.

Примечательно, что даже в условиях революций 1917 г. и последующего непростого времени местная церковная жизнь оставалась вполне деятельной. Этому в значительной степени способствовала многочисленность русскоязычного населения, в особенности в Узбекистане26. И если на этом этапе задача поддержки государственной политики снимается, то на передний план выходит решение не столь масштабных, но и не менее значимых проблем: обустройства и ремонта храмов, повышения образования оставшегося духовенства, организации проповеди27. Важно, что в окружавшей социокультурной среде Православная Церковь все еще продолжала восприниматься в качестве института, являвшего собой пример лучшего и прогрессивного, что есть в русской культуре. Данное обстоятельство привело к тому, что значительная часть русскоязычной интеллигенции Средней Азии не разрывала контактов с Церковью и продолжала быть тесно связанной с ней, создавая таким образом привлекательную модель культурной жизни, вызывая почтение и уважение.

Отметим, что было бы неверно полагать, что православие в Средней Азии было распространено исключительно среди русских. Например, даже сегодня в Узбекистане 21% православного населения представлен татарами, узбеками, корейцами и др.28 При этом православные общины отличаются более высоким уровнем внутреннего единства и воцерковлённости29, несопоставимо более высоким, чем в Центральной России, что, вероятно, обусловлено более острым чувством своей культурной и религиозной самоидентификации30. При этом,

25 Флыгин Ю. С. Деятельность Русской Церкви на ниве просвещения в Туркестанском крае... С. 114-125.

26 Цыряпкина Ю.Н. Взаимоотношения Русской православной церкви и советского государства в Средней Азии в 1940-е — середине 1960-х гг. (на примере Ташкентского благочиния) // Известия Алтайского государственного университета. Исторические науки и археология. 2020. № 5 (115). С. 56.

27 Озмитель Е.Е. Православие в Туркмении в годы Советской власти // Теология: теория и практика. 2022. Т. 1. № 1. С. 22-43; Цыряпкина Ю. Н. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и советского государства в Средней Азии в 1940-е — середине 1960-х гг. (на примере Ташкентского благочиния) // Известия Алтайского государственного университета. 2020. № 5 (115). С. 52-56.

28 Рязанцев И.П., Подлесная М.А., Писаревский В.Г., Каргин Е. А. Приходы Русской Православной Церкви в Узбекистане сегодня: миссия в новых условиях исламского контекста // URL: https://pravoslavie.ru/109308.html?ysclid=lqkyjwszy0112933447 (дата обращения 20.12.2023).

29 Там же.

30 Цыряпкина Ю. Н. «Русские» в постсоветском Узбекистане и влияние Русской Православной Церкви // Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом.

соглашаясь с Н. Митрохиным, можно признать, что симпатии, присутствующие в Средней Азии к православию, как и к другим христианским церквам и деноминациям, объясняется тем, что христианство и «русскость» поныне ассоциируются с европейскостью в её лучших проявлениях31.

Вместе с тем имеют место серьезные затруднения в процессе трансляции Православной Церковью русского культурного кода, что обусловлено как историческими и культурно-психологическими, так и политическими детерминантами. Новейший период в этом плане также весьма показателен. Обратимся к краткому анализу проблемы на примере конкретных стран.

Узбекистан. Исторически Узбекистан являлся наиболее значимой географической и культурной территорией в контексте состояния и развития всего среднеазиатского региона. После распада СССР это независимое государство стало самым густонаселенным среди всех бывших советских республик «советского Востока». Имея древние высокоразвитые культурные центры, столетиями служившие местом пересечения культурных потоков и международной торговли (Ташкент, Бухара, Самарканд и т.д.), в которых концентрировалась культура не только самого Узбекистана, но и всей Центральной Азии, территория нынешней республики оставалась если не моноэтнической, то со значительным преобладанием узбеков и носителей узбекской этнокультурной традиции.

Отличительной особенностью обыденного сознания местного населения, по замечанию С. Р. Нурматовой, стало прямое отождествление религиозного с национальным32. Иными словами, узбекская этническая идентичность по умолчанию базируется на фундаменте ислама, а смена религиозной принадлежности автоматически означает ее утрату. «Многообразны и пути проникновения религии в национальный организм, — пишет исследовательница. Одним из них является принятие религией национальной формы, зависящей от конкретно-исторических условий и специфики жизни данного народа. «Ислам осуществлял это путем впитывания элементов доисламских верований покоренных народов, имевших место на территории данного народа. Об этом свидетельствуют, например, сохранившиеся в исламе до наших дней пережитки доисламских реликтов народов Средней Азии, представляемые как элементы исламского культа: обычай украшать "святые" места рогами баранов, козлов; бытовые поверья и ритуалы, порожденные почтительным отношением к горным козлам и баранам; обычай "ис чикариш"... Местное население воспринимает их как мусульманские и национальные обычаи.»33

Примечательно, что после распада СССР и утраты прежней идеологией позиций в узбекском обществе, некогда ориентированной на вытеснение

Материалы к изучению приходской жизни. Серия «Социология Православия». М., 2018. С. 272-292.

31 Христианство в Центральной Азии // URL: https://ia-centr.ru/han-tengri/oriental/ khristianstvo-v-tsentralnoy-azii (дата обращения: 20.12.2023).

32 Нурматова С. Р. Сущность отождествления религиозного и национального в сознании современных верующих (на материалах Узбекской ССР): дисс. ... канд. филос. наук. Ташкент, 1984. С. 85.

33 Там же.

религиозной составляющей из национального самосознания и укрепление принципов социалистического интернационализма, идеи традиционной религиозной реставрации, а в ряде случаев и религиозного фундаментализма, перешли в Узбекистане к интенсивной экспансии. Правительству И. Каримова, возглавлявшему республику с 1991 по 2016 гг., приходилось прилагать немалые усилия для сохранения светского статуса государства и противодействия радикальной угрозе. Закономерно, что эти особенности напрямую сказывались на религиозной политике правительства внутри страны, характеризовавшейся жестким контролем со стороны государства. Так, довольно нашумевшей стала история 2011 г., когда священноначалие Русской Православной Церкви не поставило правительство Узбекистана в известность об изменении статуса Ташкентской епархии и ее преобразовании в митрополичий округ, что вызвало напряжение в правящих кругах республики и поставило под вопрос масштабы торжеств, связанных со 140-летием присутствия Русской Церкви в Узбекистане34.

В этих условиях миссионерские возможности Церкви значительно ограничивались как в вопросе фактических возможностей, так и объекта проповеди. Круг сужался до русской общины, что, тем не менее, выступало видимым знаком лояльности к государству и проводимой им политике. При этом следует учитывать, что на излете советского периода, в особенности после распада СССР, численность русского населения в Узбекистане значительно сократилась и, к слову, продолжает стремительно сокращаться. И хотя в республике в последние десятилетия не проводилось переписей населения, данные специальных исследований подтверждают состоятельность обозначенной тенденции35. В культурном плане этническая депопуляция оборачивается тем, что культурная и, как следствие, ментальная обособленность и даже замкнутость оставшегося русскоязычного населения усиливается, в то время как тенденции общественно-культурного развития основного населения все более ориентируются на национальную центрированность с присущей ей спецификой и эффектами.

Таким образом, ментальная модель «узбек — значит мусульманин, а мусульманин — значит узбек» в Узбекистане все более становится актуальной и для русских: «православный — значит русский». Эту интуицию довольно четко обозначал бывший митрополит Ташкентский Владимир (Иким), полагая ее в качестве основы межрелигиозного диалога и взаимного христианско-мусульманского приятия в регионе: «Если же русский народ возродится в родной вере — Православии, тогда проблем в отношениях с мусульманами не предвидится никаких»36. Как видим, несмотря на патетический камуфляж, проблема культурно размежевания здесь проступает достаточно очевидно.

34 Патриарх Кирилл обидел Ислама Каримова // URL: https://www.km.ru/ bsssr/2011/10/13/geopoliticheskaya-strategiya-respublik-byvshego-sssr/patriarkh-kirill-obidel-islama (дата обращения: 01.01.2024).

35 Узбеки / отв. ред. З. Х. Арифханова, С. Н. Абашин, Д. А. Алимова. М., 2011. С. 328.

36 Владимир (Иким), архиеп. «.А друзей искать на Востоке. Православие и Ислам: противостояние или содружество?» М., 2001. С. 44.

Таджикистан. При некоторой схожести ситуации с Узбекистаном Таджикистан в целом демонстрирует картину наиболее слабых позиций и влияния Русской Православной Церкви. Значительное сокращение российского присутствия в республике после 1991 г., наличие протяженной внешней границы с Афганистаном, длительная гражданская война и патовая социально-экономическая ситуация не способствовали нормальному течению общественной жизни в стране, при которой общественные объединения пользуются режимом благоприятствования. Душанбинская епархия, входящая в Среднеазиатский митрополичий округ, имеет всего шесть действующих храмов. Ее миссия ориентирована прежде всего на немногочисленное русское население, признанное здесь этническим меньшинством и насчитывающее на сегодняшний день не более 35 тыс. человек37.

Несмотря на то, что в ходе гражданской войны республике удалось сохранить светский характер, а официальному Душанбе справиться с давлением салафитского ислама, импортируемого из Афганистана и Пакистана, исторически и культурно Таджикистан всегда был наиболее религиозной страной из всех среднеазиатских республик, чему в немалой степени способствует низкий уровень урбанизации и доминирование традиционных форм культуры и хозяйствования. По данным из открытых источников, мечетей здесь больше, чем средних школ38, а крайняя бедность и хронический социально-экономический кризис в последние десятилетия привели к значительной архаизации общественного сознания, проявления которого, к примеру, во взаимодействии с инокультурными элементами могут иметь довольно специфический характер. Так, по данным исследования О. М. Королькова, сотрудничество в конфликтных ситуациях в полиэтнической группе таджики в принципе исключают (0%)39. В этих условиях культурно-психологическая нестыковка с русским меньшинством вполне закономерна, а иерархия в религиозной сфере неизбежна. Это и предопределяет жесткие рамки и низкую эффективность православной миссии. По утверждению бывшего епископа Душанбинского и Таджикистанского Питирима (Творогова), принятие таджиками православия за более чем столетнее присутствие здесь церковных структур ограничивается лишь несколькими случаями40.

Таким образом, олицетворение Церкви с «русским миром» в Таджикистане вполне логично, а ее миссия, благодаря объективным условиям, обречена ориентироваться прежде всего на русскоязычное население: военнослужащих российских военных баз, дипломатических работников и членов их семей

37 Национальный состав, владение языками и гражданство населения Республики Таджикистан, т. III // URL: https://web.archive.Org/web/20131014054442/http://www.stat.tj/ ru/img/526b8592e834fcaaccec26a22965ea2b_1355501132.pdf# (дата обращения: 01.01.2024).

38 «Русские, не уезжайте!» Как живут православные в Таджикистане // URL: https:// aif.ru/politics/world/russkie_ne_uezzhayte_kak_zhivut_pravoslavnye_v_tadzhikistane?ysclid =lr68ogjxsv839222272 (дата обращения: 01.01.2024).

39 Королев О. М. Этнопсихологическая детерминация поведения таджиков в условиях конфликтного взаимодействия с другими людьми: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2002. С. 93.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40 Как живет православная община в Таджикистане // URL: https://dzen.ru/a/ XDK57ckG4gCruskv (дата обращения: 20.12.2023).

и т.д. За неимением русских школ в стране Церковь стремится удовлетворить запросы российского государства по созданию благоприятного культурного микроклимата в русской диаспоре Таджикистана. Но таковые усилия тем и ограничиваются, не вторгаясь в пределы культурного ареала титульного населения. Впрочем, в 2012 г. Душанбинская епархия инициировала организацию курсов русского языка в сельских районах страны41. Однако о спросе на таковые и их результатах ничего не сообщается.

Кыргызстан. Кыргызская Республика является самой маленьким государством среди республик бывшей советской Средней Азии. Однако по численности православных (ок. 350 тыс. человек при 46 приходах)42 она занимает второе место после Узбекистана. Кроме того, Русская Православная Церковь, как и прочие религиозные организации, в силу относительно либерального религиозного законодательства пользуется здесь режимом благоприятствования. Свидетельством этого служит тот факт, что патриарх Московский и всея Руси Кирилл не единожды подчеркивал, что Кыргызстан обладает уникальным опытом гармонизации межрелигиозных и межнациональных отноше-ний43, а руководство республики в свою очередь открыто демонстрирует поддержку православной общины44.

По всей видимости, такая ситуация напрямую связана не только с положительными эффектами советского наследия, но и с этнопсихологическими особенностями киргизов, которые специалисты относят к длительному влиянию кочевого образа жизни45. Так, Н. С. Эшимбекова отмечает: «Можно утверждать, что психология кыргызов основывается на внутренней самобытной культуре этноса. Сюда, прежде всего, входят гостеприимство, толерантность, духовная этническая гибкость. Выделенные черты этнической ментальности продиктованы тем, что в историческом пространстве формирования кыргызского этноса ему приходилось выживать и достаточно долго приспосабливать

41 Душанбинская епархия РПЦ откроет курсы русского языка в Таджикистане // URL: https://www.pravfond.ru/press-tsentr/dushanbinskaya_eparkhiya_rpts_ otkroet_kursy_russkogo_yazyka_v_tadzhikistane_384/ (дата обращения: 20.12.2023).

42 Кыргызстан православный // URL: https://gorthodox.com/article/kyrgyzstan-pravoslavnyj#:~: text=%E2%80%93%20%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5 %D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE%20 %D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B8%D1%85%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1% 81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85,%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D0%B1% D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0% B2%D1%8B%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B7%D0% B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B8 (дата обращения: 24.12.2023).

43 КР обладает уникальным опытом гармонизации межрелигиозных отношений—патриарх Кирилл // URL: https://ra.sputnik.kg/20231123/kyrgyzstan-religiya-konferenciya-patriarh-kirill-mezhkonfessionalnoe-soglasie-1080691699.html?ysclid=lr7mglardy888447041 (дата обращения: 24.12.2023).

44 Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Киргизской Республики А. Ш. Атамбаевым // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4918507. html?ysclid=lr7mivdg3l885306176 (дата обращения: 24.12.2023).

45 Эшимбекова Н. С. Психологический портрет кыргызов: история и эмпирика вопроса самоидентификации // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2014. Т. 14. № 6. С. 77.

свое мировоззрение (сохраняя при этом самобытность) к окружающему межэтническому мировосприятию. При этом создавалась простая идеология: для того, чтобы выжить, в собственную номадическую духовную культуру на протяжении истории приходилось включать этнические маркеры окружающих народов и политических реалий»46. Следствием этого впоследствии и стал широкий спектр российско-кыргызского сотрудничества: от военного до гуманитарного.

Тем не менее по мере укрепления националистических сил, углубления экономического кризиса, социальной и политической нестабильности в этой республике в последнее десятилетие все чаще достоянием общественности начали становиться случаи бытовой русофобии и в целом ксенофобии. Так, международный резонанс приобрел случай систематических избиений сверстниками русского мальчика в Иссык-Куле за этническую принадлежность и «неверие в Аллаха» в 2021 г.47 Тогда на ситуацию обратили внимание не только официальные российские структуры, но и Московская Патриархия, назвавшая инцидент «конфликтом на национально-религиозной почве».

Важно отметить, что несмотря на то, что Русская Православная Церковь олицетворяет Россию и русскую культуру, и духовенство, и миряне позиционируют себя прежде всего сторонниками кыргызстанской государственности, воспитывая верующих в патриотизме и любви к кыргызской культуре48. Данный подход способствует сглаживанию «острых углов» и восприятию православных титульным населением как лояльной этноконфессиональной общности. По мнению некоторых священнослужителей, это еще больше способствует укреплению ментальной и культурной близости Кыргызстана и России, открывая дорогу как активному, так и пассивному (например, через интенсивное строительство храмов) миссионерству Церкви на этой земле и продвижению русской культуры.

Туркменистан. В ряду прочих стран бывшей советской Средней Азии в аспекте отношения к православию Туркменистан отличается наибольшей противоречивостью. С одной стороны, правительством этой страны созданы относительно стабильные условия для жизнедеятельности Русской Православной Церкви, а с другой, пожалуй, именно в Туркменистане ассоциирование православия с Россией видится наиболее четким и последовательным. Эта особенность сказывается на всей внутренней политике. Так, еще в начале 2000-х гг. президент С. А. Ниязов («Туркменбаши») дал разрешение

46 Там же. С. 80.

47 Патриарх написал письмо русскому мальчику Ивану из Киргизии: Ты не побоялся отстаивать веру // URL: https://www.kp.ru/daily/28305/4446681/ (дата обращения: 24.12.2023).

48 Кыргызстан православный // URL: https://gorthodox.com/article/kyrgyzstan-pravoslavnyj#:~: text=%E2%80%93%20%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5 %D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE%20 %D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B8%D1%85%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1% 81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85,%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D0%B1% D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0% B2%D1%8B%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B7%D0% B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B8 (дата обращения: 24.12.2023).

на строительство в одном из самых видных мест Ашхабада Вознесенского собора, но тут же запретил возведение Свято-Никольского женского монастыря на окраине столицы, подчеркивая тем самым особую политическую коннотацию в политической повестке христианского вопроса.

Причуды туркменского «культа личности» напрямую связаны с туркменским этническим национализмом, пробудившимся и укрепляющимся в Туркменистане после распада СССР. Это имеет и свое преломление в сфере религиозной политики: ужесточено законодательство, миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в среде туркмен фактически запрещена, в 2000-е гг. также был введен запрет на ввоз православной литературы, под снос пошли некоторые часовни (стоял вопрос и о некоторых русских кладбищах), а среди религиозных организаций выстроена иерархия — мусульманское духовенство находится на государственном обеспечении, в то время как православные приходы обеспечивают свою жизнедеятельность исключительно за счет пожертвований.

Принятие православия туркменами49 воспринимается республиканским руководством и местным населением как предательство и жестко отслеживается спецслужбами. При выявлении фактов крещения крестившихся, как правило, приглашают на профилактические беседы с целью убеждения в том, что «подлинные туркмены всегда были правоверными мусульма-нами»50. Кроме того, по мере сужения сферы применения русского языка (политика языковой «туркменизации» государственной и общественной сфер проводилась в стране целенаправленно) и закрытия русских отделений в школах воскресные школы при храмах фактически оставались единственным очагом негосударственного русскоязычного образования и культуры51. Таким образом, по некоторым данным, положение православных в Туркменистане на сегодняшний день сложнее, чем в советский период52. Исходя из этого, вектор деятельности Церкви скорее направлен не во внешнее миссионерское поле, а внутрь — на выживание и сохранение единства православных общин Туркменистана, их стойкости в вере в условиях подавляющего инокультурного окружения.

Обозначенные тенденции подтверждаются и другими фактами. Так, Московская Патриархия старается проводить здесь крайне осторожную дипломатическую линию и дистанцироваться от межгосударственных политических трендов с их периодическими ухудшениями и улучшениями, самостоятельно расставляя приоритеты в своей деятельности. Благодаря этому многие русские и русскоязычные граждане Туркменистана получили, пожалуй, единственную

49 Такие случаи имеют место. Православные составляют около 5% населения этой республики, причем не все из них русские. Среди прихожан есть украинцы и другие славяне, а также тюрки.

50 Туркменбаши хотел рухнамезировать Православие. Положение Русской Православной Церкви в Туркмении // URL: https://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/turkmenbashi_ hotel_ruhnamezirovat_pravoslavie.htm?ysclid=lr8rny8am5115398275 (дата обращения: 24.12.2023).

51 Там же.

52 Там же.

возможность не оторваться от своих духовных и культурных корней. «В свою очередь руководству Туркменистана теплые отношения с Русской православной церковью не менее выгодны, поскольку позволяют поддерживать благоприятный имидж в глазах своих граждан православного вероисповедания. тем самым поддерживая стабильность в стране»53.

В целом необходимо отметить, что позиции Русской Православной Церкви в государствах Средней Азии обладают рядом схожих черт, что вполне закономерно. Местные народы связаны между собой общностью исторических судеб, идентичностью политических процессов, генетически близкой культурой, языком и этнической психологией54. Все это предопределяет стержневую универсальность подходов Церкви по реализации своей культурной миссии в регионе. Наглядным показателем этого служит тот факт, что Среднеазиатский митрополичий округ объединяет Ташкентскую, Бишкекскую и Душанбинскую епархии, а также патриаршие приходы в Туркменистане.

История присутствия Русской Православной Церкви в Закавказье и, в частности, в Азербайджане видится несколько иной.

До включения территорий будущего Азербайджана в состав России местные христианские общины находились под окормлением Грузинской и Албанской (Албанский Католикосат) Церквей, охватывая соответствующие этнические группы. Влияние этих Церквей имело место и в начале XIX в., что в целом отражало принцип сохранения политической автономии местных ханств (Кубинского (Дербентского), Бакинского, Талышского, Ширванского (Шемахинского), Шекинского, Эриванского, Карабахского и Гянджинского). Тем не менее, уже в 1815 г. в Баку был построен крупный православный храм святителя Николая (к тому времени в городе уже действовали две небольшие церкви). В 1828 г. в соответствии с Туркменчайским мирным договором все эти территории окончательно вошли в состав Российской империи. В результате, уже через несколько лет Албанский Католикосат был ликвидирован, а его общины переподчинены Армянской Церкви55. Однако официально православная епархия здесь была организована только в 1905 г. Первый епископ прибыл сюда лишь через два года, в 1907 г.

Примечательной стороной православной жизни в описываемом регионе стало то, что изначально она связалась с русскими переселенцами, представленными дворянством, военными, интеллигенцией и наемными рабочими. Поэтому некоторые процессы в местной церковной жизни были во многом схожи с теми, которые протекали несколько позднее в Средней Азии.

Местная православная жизнь оказалась переплетённой с политическими движениями и изменениями последующих эпох. Например, в условиях гражданской войны это нашло своё отражение в истории непродолжительного существования Кавказского Экзархата. В советский период местное православное духовенство тесно взаимодействовало с интеллигенцией, часть которой

53 Русское православие и современный Туркменистан // URL: http://www.islamsng. com/tkm/dialogue/1387 (дата обращения: 24.12.2023).

54 Дурдыев М. Туркмены Центральной Азии. Ашхабад: Юрг, 1993. С. 5.

55 Максимов Ю. Православие в Азербайджане // https://pravoslavie.ru/put/070126150112. htm?ysclid=lqo4cs3f8e351476861 (дата обращения: 20.12.2023).

находилась в восточных регионах СССР в результате репрессий и выселения. Удаленность от крупных политических центров позволила православным общинам и духовенству сохранять церковную жизнь и после событий 1943 г. в целом восстановиться. Положительную роль сыграла и связь Церкви с политическими переселенцами, окончательно отождествив Церковь с русской культурой.

Примечательно, что в условиях распада СССР и драматических событий 1989-1990 гг. в Азербайджане56 православные храмы стали убежищем для многих спасавшихся от этнических погромов. При этом Церкви удалось сохранить свой политический нейтралитет, не поступившись нравственными принципами. Без преувеличения можно констатировать, что современные православные приходы Азербайджана стали своего рода центрами русской культуры на территории иноязычного суверенного государства, большинство граждан которого являются этническими мусульманами.

К сожалению, опыт взаимодействия православных и мусульман в этом регионе ещё не вполне осмыслен. Сложность ситуации заключается в том, что здесь помимо суннитов присутствуют и большие группы шиитов с присущей им спецификой. Отсутствие исследовательского интереса к этой проблеме весьма досадно, если принять во внимание, что подобный опыт аналогичных контактов в целом осмыслен применительно к Ирану и отчасти Дагестану57. Вместе с тем необходимо признать, что предельная осторожность поведения православного духовенства в регионе обеспечивает дружелюбное отношение к русской культуре и русскоязычному населению республики в целом.

Важно отметить, что подчеркнуто светский характер азербайджанского государства, ликвидация угрозы политического и радикального ислама в этой стране способствовали формированию политики благоприятствования для неисламских религиозных организаций. Как результат, с 2014 г. по распоряжению президента И. Г. Алиева государство стало ежегодно предоставлять финансовую помощь основным религиозным организациям страны, в том числе и Русской Православной Церкви58. В тексте распоряжения указано, что целью этой помощи является «сохранение религиозного многообразия и духовного взаимообогащения в обществе как фундамента независимой государственности»59.

Таким образом, как и в странах Средней Азии, в Азербайджане делается акцент на содействие религиозных организаций в укреплении государственности, патриотизма и национальной культуры. Русский культурный компонент при этом не отсекается. Официальный Баку стремится способствовать

56 См. подробнее: Черный январь. Баку — 1990: Документы и материалы / Сборник подготовили народные депутаты СССР М. Т. Абасов, О. А. Ахмедов и др. Баку, 1990.

57 Хохлов А.А. Из истории диалога Русской Православной Церкви с шиитским духовенством Ирана: векторы сотрудничества и специфика взаимодействия // Вестник Дагестанского научного центра. 2018. № 71. С. 37-49.

58 Муртазин М. Ф. Религиозная ситуация в современном Азербайджане // URL: https://www.imemo.ru/files/File/magazines/rossia_i_novay/2021_02/18-Murtazin.pdf (дата обращения: 10.01.2024).

59 Распоряжение об оказании финансовой помощи религиозным структурам Азербайджана // URL: https://president.az/articles/38951 (дата обращения 10.01.2024).

удовлетворению минимальных культурных потребностей православных граждан и жителей страны. Так, российское посольство совместно с русской общиной организует молодежные и детские летние лагеря, а Церковь обеспечивает их духовную составляющую60.

Тем не менее в этом плане Азербайджану присуща и определенная специфика. Ныне покойный архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр (Ишеин) (1952-2021) отмечал, что у азербайджанцев особый менталитет. «В менталитете азербайджанского общества большое значение имеет ислам, исламская культура. Все знают, что такое Рамазан Байрам, Курбан Байрам. Все это, конечно, оказывает влияние на жизнь страны. Но и наши праздники широко известны и тоже празднуются всеми. Все знают, что такое праздник Пасхи, когда он бывает. Все знают, что такое праздник Рождества. Вообще в Азербайджане такой сплав культур! Здесь ведь нет национальных кварталов или улиц. Здесь на одной улице, в одном квартале, в одном доме, в одном дворе, на одной лестничной площадке живут и мусульмане, и христиане, и представители других традиционных религий. Поэтому и праздники празднуют все вместе. Например, у нас очень распространено накрывать пасхальные столы для православных людей: для русских, для украинцев, для белорусов, для греков. А представители гражданских властей, представители церкви и все люди той части города или того района, где это проводится, принимают участие в этом празднике»61. Иными словами, если формально возможности церковной миссии здесь и ограничены, то именно посредством взаимного культурного влияния спектр ее механизмов расширяется. Стоит при этом отметить, что Азербайджан отличает развитая городская культура, высокий уровень образованности населения и экономического благосостояния, несравнимого с таковыми же в государствах Средней Азии. Это увеличивает спрос на высокую русскую культуру и поднимает уровень межкультурной коммуникации. Неслучайно одним из наиболее близких Московской Патриархии в плане сотрудничества влиятельных религиозных деятелей Азербайджана является шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде, а степень взаимодействия между возглавляемым им Управлением мусульман Кавказа и священноначалием Русской Православной Церкви сегодня позволяет говорить о полновесном межрелигиозном диалоге62.

Таким образом, присутствие Русской Православной Церкви на территории Азербайджана и Средней Азии стало результатом политических процессов XIX-XX вв., в результате которых местные народы и их политические и культурные элиты были включены в орбиту политических интересов и культурных

60 Бакинская епархия: прошлое и настоящее. Интервью с архиепископом Бакинским и Азербайджанским Александром, 23 августа 2012 г. // URL: https://sfi.ru/sfi-today/ interview/bakinskaya-eparhiya-proshloe-i-nastoyashee.html?ysclid=lr8tby93xj516256027 (дата обращения 10.01.2024).

61 Если человек с Богом — он на своем месте. Интервью с архиепископом Бакинским и Азербайджанским Александром, 20 сентября 2012 г. // URL: https://a.gazetakifa.ru/ content/view/4590/12/ (дата обращения 10.01.2024).

62 Патриарх Кирилл: уровень межрелигиозного диалога в Азербайджане высок // URL: https://www.caucasianknot.eu/articles/161695 (дата обращения 10.01.2024).

идеалов России, а несколько позже — Советского Союза. Успешному укоренению здесь православия способствовало множество факторов: многовековое знакомство местного населения с христианством (хотя и не всегда в ортодоксальных формах), наличие у Церкви опыта проповеди и жизни среди мусульман, отказ Церкви от радикальных решений при защите своих интересов и, конечно, опора Церкви на русскую культуру. Именно последнее может рассматриваться в качестве одного из ключевых достоинств русской церковной миссии в этих регионах. Такая стратегия оказалась выигрышной, приведя к отождествлению причастности к церковной жизни и русской культуре с просвещённостью и европейскими христианскими цивилизационными ценностями.

Новейший период стал временем испытания для сложившейся модели. Следует признать, что после распада СССР и формирования независимых государств в Средней Азии и Закавказье, в силу обозначенных выше обстоятельств, миссионерские и культурные возможности Русской Православной Церкви были значительно ограничены. Тем не менее важным представляется сохранение присутствия Церкви на всех указанных территориях, что свидетельствует о сохранении окна возможностей. Усиление этнического самосознания в Азербайджане, Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане и Кыргызстане, укрепление роли традиционной культуры и религии в народных массах на фоне перипетий государственного строительства отныне выступают теми факторами, которые Русская Православная Церковь принимает во внимание с особой тщательностью. Вместе с тем, сохранив позитивный имидж даже в столь непростых исторических, политических и культурных условиях, она продолжает оставаться важным элементом системы российского присутствия в этих регионах.

Источники и литература

1. Авраамий (Часовников В.), архим. Краткая история Русской православной миссии в Китае, составленная по случаю исполнившегося в 1913 году двухсотлетнего юбилея ее существования. 1-е изд. Пекин: тип. Успенского монастыря, 1916. 223 с.

2. Азербайджан // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 335-337.

3. Александр (Ищеин Александр Геннадиевич), архиеп. // Православная энциклопедия. М., 2000. С. 494-495.

4. Алексий (Никоноров), архм. Христианизация Кавказской Албании в IV в. // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. Якутск, 2023. Вып. 19. С. 9-20.

5. Алексий (Никоноров), иером. Григорис Албанский // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 13. С. 86-87.

6. Алпыспаева Г. А., Жуман Г., Саяхимова Ш. Н., Джумалиева Л. Т. Несостоявшиеся законопроекты по «мусульманскому вопросу» в степных областях и Туркестанском крае (конец XIX — начало XX вв.) // Былые годы. 2021. № 16 (2). С. 799-811.

7. Атаджанова С. Э. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в конце XIX — начале XX веков в Средней Азии // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. № 3. С. 550-554.

8. Бакинская епархия: прошлое и настоящее. Интервью с архиепископом Бакинским и Азербайджанским Александром, 23 августа 2012 г. // URL: https://sfi.ru/sfi-today/ interview/bakinskaya-eparhiya-proshloe-i-nastoyashee.html?ysclid=lr8tby93xj516256027 (дата обращения 10.01.2024).

9. Боголюбов А. М. Российская Духовная Миссия в Японии в конце XIX — начале XX века: дисс. ... канд. истор. наук. СПб., 2004. 131 с.

10. Буряков Ю. Ф, Жукова Л. И., Проскурин В. Н. К истории христианства в Средней Азии // К истории христианства в Средней Азии (XIX-XX вв.) / Сост.: Л. И. Жукова, науч. ред. Г. А. Пугаченков и др. Ташкент, Узбекистон, 1998. С. 5-46.

11. Виноградов А.В. Тысячелетия, погребённые пустыней. М.: Просвещение, 1966. 190 с.

12. Владимир (Иким), архиеп. «.А друзей искать на Востоке. Православие и Ислам: противостояние или содружество?». М.: Вагриус, 2001. 61 с.

13. Гарин А.М. Опыт православной миссии на Северо-Американском континенте // Миссионерское обозрение. 2008. № 8 (154). С. 17-25; № 9 (155). С. 25-29; № 10 (156). С. 22-28; № 11 (157). С. 22-29.

14. Гедеон, митр. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск: Наука, 1992. 192 с.

15. Глаудинова М.Б. Раннесредневековая христианская архитектура Центральной Азии // Альманах современной науки и образования. 2010. № 11-2. С. 80-82.

16. Григорьев Д.Д. Русская Православная миссия в Северной Америке // Бежин луг. 2006. №4. С. 107-120.

17. Григорьев Д., прот. От древнего Валаама до Нового Света. Русская Православная Миссия в Северной Америке. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. 209 с.

18. Джагацпанян Е.Д., Геворкян Е.Д., Мейтарчиян М.Б., Муравьёв А.В., Ма-нукян С.С., Казарян А.Ю. Армения // Православная энциклопедия. М., 2003. Т.3. С. 286-322.

19. Дурдыев М. Туркмены Центральной Азии. Ашхабад: Юрг, 1993. 40 с.

20. Душанбинская епархия РПЦ откроет курсы русского языка в Таджикистане // URL: https://www.pravfond.ru/press-tsentr/dushanbinskaya_eparkhiya_rpts_ otkroet_kursy_russkogo_yazyka_v_tadzhikistane_384/ (дата обращения: 20.12.2023).

21. Егорова Е.Ю., Егоров Ю.С. Первая официальная православная духовная миссия в Северную Америку и структура власти (конец XVIII в.) // Власть и общество на Европейском Севере России: исторический опыт и современность: сборник материалов межрегиональной научной конференции [16-17 марта 2010 г., г. Вологда. Вологда: РИО Вологодского института права и экономики, 2010. C. 38-42.

22. Если человек с Богом — он на своем месте. Интервью с архиепископом Бакинским и Азербайджанским Александром, 20 сентября 2012 г. // URL: https://a. gazetakifa.ru/content/view/4590/12/ (дата обращения 10.01.2024).

23. Закирова М.Х. Образ имперской России в просветительской политике Туркестанского края на рубеже XIX-XX вв. (на примере деятельности Туркестанского Отдела Русского Географического Общества) // Россия и современный мир. 2021. №2 (111). С. 52-70.

24. Изразцов К. Г., прот. Православная церковь в Буэнос-Айресе при Императорской российской миссии в Южной Америке. СПб.: Синод. тип., 1904. 52 с.

25. К истории христианства в Средней Азии (XIX-XX вв.) / Сост.: Л. И. Жукова, науч. ред. Г. А. Пугаченков и др. Ташкент: Узбекистон, 1998. 271 с.

26. Как живет православная община в Таджикистане // URL: https://dzen.ru/a/ XDK57ckG4gCruskv (дата обращения: 20.12.2023).

27. Каланкатуаци М. История страны Алуанк. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1984. 258 с.

28. Катанов Н. Ф. Несколько слов о распространении христианства в Персии, Месопотамии, Средней Азии, Монголии и Китае: Речь, предназнач. для произнесения на торжеств. годич. собр. Имп. Казан. духов. акад. 8 нояб. 1916 г. орд. проф. Н. Ф. Катановым. Казань: Центр. тип., 1916. 20 с.

29. Корниенко Н. Н. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Монголии: вторая половина XIX в. — 2010-е гг.: дисс. ... канд. истор. наук. Улан-Удэ, 2018. 294 с.

30. Королев О. М. Этнопсихологическая детерминация поведения таджиков в условиях конфликтного взаимодействия с другими людьми: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2002. 194 с.

31. Котюкова Т.В. Политика «двойного игнорирования» в имперском дискурсе России в отношении кочевого населения Туркестана в конце XIX в. (специфика «мусульманского вопроса» и «православного ответа») // Центральная Азия на перекрестке европейских и азиатских политических интересов: XVIII-XIX вв. Сборник научных трудов международного семинара. М.: ОнтоПринт, 2019. С. 78-98.

32. КР обладает уникальным опытом гармонизации межрелигиозных отношений — патриарх Кирилл // URL: https://ru.sputnik.kg/20231123/kyrgyzstan-religiya-konferenciya-patriarh-kirill-mezhkonfessionalnoe-soglasie-1080691699. html?ysclid=lr7mglardy888447041 (дата обращения: 24.12.2023).

33. Крайсман Н. В. Политика российского правительства в миссионерской деятельности в Поволжье и Приуралье: век XVIII. Казань: КНИТУ, 2012. 156 с.

34. Кыргызстан православный // URL: https://gorthodox.com/article/kyrgyzstan-pravoslavnyj#:~: text=%E2%80%93%20%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5% D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE%20 %D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B8%D1%85%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0 %BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85,%D1%87%D1%82%D0 %BE%20%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82 %D0%B2%D0%BE%20%D0%B2%D1%8B%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%BE%20 %D0%BD%D0%B0%20%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B A%D0%B8 (дата обращения: 24.12.2023).

35. Лопухин А.П. Столетие Православной миссии в Северной Америке, 17941894 гг.: Исторический очерк ее деятельности в память столетнего юбилея 25 сент. 1894 г. СПб.: тип. А. Л. Катанского К°, 1894 (обл. 1895). 33 с.

36. Мазитов М. А. Православная миссия в Средней Азии во второй половине XIX — начале ХХ века (до 1917 года) // Православие и общество: грани взаимодействия. Материалы IV Международной научно-практической конференции: региональный этап XXIX Международных Рождественских образовательных чтений. Чита: Забайкальский гос. ун-т, 2020. С. 40-44.

37. Мазитов Марк, свящ. История Католической Церкви в Узбекистане со второй половины XIX века до 1939 года: автореф. дисс. ... канд. богословия // URL: https:// bogoslov.ru/article/2481198?ysclid=lqmtj3u3vz82307796 (дата обращения: 20.12.2023).

38. Максимов Ю. Православие в Азербайджане // URL: https://pravoslavie.ru/ put/070126150112.htm?ysclid=lqjacd2rpx600951725 (дата обращения: 24.12.2023).

39. Мелетий (Якимов М. К.), еп. Православие и устройство церковных дел в Даурии (Забайкалье), Монголии и Китае в XVII и XVIII столетиях. Рязань: тип. Братства св. Василия, 1901. 219 с.

40. Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 648 с.

41. Михайлова Е.А. Православное обновленчество в Средней Азии // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2011. Т. 11. №6. С. 167-169.

42. Михеева А.А. Христианство на территории Средней Азии по археологическим источникам: IV в. — нач. XIII в.: автореф. дисс. ... канд. истор. наук. СПб., 2023. 25 с.

43. Муртазин М. Ф. Религиозная ситуация в современном Азербайджане // URL: https://www.imemo.ru/files/File/magazines/rossia_i_novay/2021_02/18-Murtazin.pdf (дата обращения: 10.01.2024).

44. Муфтахутдинова Д.Ш. Проекты казанских миссионеров по совершенствованию национальной политики на мусульманском Востоке Российской Империи (вторая половина XIX века) // Девятые Большаковские чтения. Оренбургский край как историко-культурный феномен. Сборник статей международной научно-практической конференции к 275-летию со дня основания г. Оренбурга, 200-летию со дня рождения Оренбургского генерал-губернатора, почетного гражданина г. Оренбурга Н. А. Крыжановского, 100-летию организации государственной архивной службы / Науч. ред. С. В. Любичанковский. Оренбург: ОГПУ, 2018. С. 118-120.

45. Национальный состав, владение языками и гражданство населения Республики Таджикистан, т. III // URL: https://web.archive.org/web/20131014054442/http:// www.stat.tj/ru/img/526b8592e834fcaaccec26a22965ea2b_1355501132.pdf# (дата обращения: 01.01.2024).

46. Нурматова С. Р. Сущность отождествления религиозного и национального в сознании современных верующих (на материалах Узбекской ССР): дисс. ... канд. филос. наук. Ташкент, 1984. 184 с.

47. Озмитель Е. Туркестанская епархия // URL: https://www.turkestanskaya-golgofa.info/eparchy/turkestanskaya-eparhiya (дата обращения: 20.12.2023).

48. Озмитель Е.Е. История православия в Кыргызстане, XIX-XX вв.: дисс. ... канд. истор. наук. Бишкек, 2003. 187 с.

49. Озмитель Е.Е. История православной культуры Киргизии: середина XIX века — 1917 год: дисс. ... докт. истор. наук. Бишкек, 2011. 412 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50. Озмитель Е.Е. Православие в Туркмении в годы Советской власти // Теология: теория и практика. 2022. Т. 1. № 1. С. 22-43.

51. Очерки истории христианства на Северном Кавказе: с древнейших времен до начала XX века / О. Н. Барабанов, М. А. Волхонский, А. М. Мирзоева, В. М. Му-ханов. М.: Аспект Пресс, 2015. 350 с.

52. Патриарх Кирилл обидел Ислама Каримова // URL: https://www.km.ru/ bsssr/2011/10/13/geopoliticheskaya-strategiya-respublik-byvshego-sssr/patriarkh-kirill-obidel-islama (дата обращения: 01.01.2024).

53. Патриарх Кирилл: уровень межрелигиозного диалога в Азербайджане высок // URL: https://www.caucasianknot.eu/articles/161695 (дата обращения 10.01.2024).

54. Патриарх написал письмо русскому мальчику Ивану из Киргизии: Ты не побоялся отстаивать веру // URL: https://www.kp.ru/daily/28305/4446681/ (дата обращения: 24.12.2023).

55. Православие в Азербайджане: Официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии. Русская Православная Церковь Московского Патриархата // URL: https://pravoslavie.az/eparchy/index/ (дата обращения: 12.11.2023).

56. Православное миссионерское общество. Енисейский епархиальный комитет. Отчет Енисейского епархиального комитета православного миссионерского общества. Красноярск, 1894-1897. 114, 130 с.; Храпова Н.Ю. Место и роль алтайской духовной миссии в процессе колонизации и хозяйственного освоения горного Алтая (1828-1905 гг.): дисс. ... канд. истор. наук. Томск, 1989. 224 с.

57. Путятова Э. Г. Культурная миссия Православной церкви в Южной Америке (кон. XIX — нач. XX вв.) // Общество и власть. Материалы Всероссийской научной конференции / Под ред. А. В. Гоголевского. СПб.: СПбГУКИ, 2003. С. 251-257.

58. Распоряжение об оказании финансовой помощи религиозным структурам Азербайджана // URL: https://president.az/articles/38951 (дата обращения 10.01.2024).

59. «Русские, не уезжайте!» Как живут православные в Таджикистане // URL: https://aif.ru/politics/world/russkie_ne_uezzhayte_kak_zhivut_pravoslavnye_v_tadzhiki stane?ysclid=lr68ogjxsv839222272 (дата обращения: 01.01.2024).

60. Русское православие и современный Туркменистан // URL: http://www. islamsng.com/tkm/dialogue/1387 (дата обращения: 24.12.2023).

61. Рязанцев И.П., Подлесная М.А., Писаревский В.Г., Каргин Е.А. Приходы Русской Православной Церкви в Узбекистане сегодня: миссия в новых условиях исламского контекста // URL: https://pravoslavie.ru/109308.html?ysclid=lqkyjwszy0112933447 (дата обращения 20.12.2023).

62. Сартори П. Идеи о справедливости: шариат и культурные изменения в русском Туркестане / пер. с англ. Д. Даур. М.: Новое литературное обозрение, 2022. 478 с.

63. Смирнова И.Ю. Православие в Западном Китае и Средней Азии: предыстория вопроса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2023. Т. 22. № 1. С. 47-56.

64. Соломатова В. Ю. Католические и православные миссии в Китае и Корее: сравнительно-исторический анализ деятельности миссионеров (XVII-XIX вв.): дисс. ... канд. истор. наук. Иркутск, 2021. 228 с.

65. Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Киргизской Республики А. Ш. Атамбаевым // URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/4918507.html?ysclid=lr7mivdg3l885306176 (дата обращения: 24.12.2023).

66. Спасский А.А. Сиро-халдейские несториане и присоединение их к Православной Церкви // Богословский вестник. 1898. Т. 2. № 5. С. 202-243.

67. Стрижанцева А. В. Епископ Димитрий (Абашидзе) о просветительской миссии Русской Православной Церкви в Средней Азии // Макарьевские чтения. Материалы X международной научной конференции. Горно-Алтайск: ГорноАлтайский государственный университет, 2015. С. 298-304.

68. Сухова Н. Ю. Служение Казанской духовной академии Церкви, богословской науке и православной миссии (1842-1921) // Православный собеседник. 2018. № 1 (8). С. 70-77.

69. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. IV в. до н.э. — VII в.н.э. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. 391 с.

70. Туркменбаши хотел рухнамезировать Православие. Положение Русской Православной Церкви в Туркмении // URL: https://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/ turkmenbashi_hotel_ruhnamezirovat_pravoslavie.htm?ysclid=lr8rny8am5115398275 (дата обращения: 24.12.2023).

71. Узбеки / отв. ред. З. Х. Арифханова, С. Н. Абашин, Д. А. Алимова. М.: Наука, 2011. 688 с.

72. Фарманова Г.К. История строительства православных храмов в Туркестане в XIX — начале ХХ вв. // Интернаука. 2020. № 29 (158). С. 11-14.

73. Флыгин Ю.С. Деятельность Русской Церкви на ниве просвещения в Туркестанском крае // Христианство на Ближнем Востоке. 2022. Т. 6. № 2. С. 112-133.

74. Хохлов А.А. Из истории диалога Русской Православной Церкви с шиитским духовенством Ирана: векторы сотрудничества и специфика взаимодействия // Вестник Дагестанского научного центра. 2018. № 71. С. 37-49.

75. Христианство в Центральной Азии // URL: https://ia-centr.ru/han-tengri/ oriental/khristianstvo-v-tsentralnoy-azii (дата обращения: 20.12.2023).

76. Цыряпкина Ю. Н. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и советского государства в Средней Азии в 1940-е — середине 1960-х гг. (на примере Ташкентского благочиния) // Известия Алтайского государственного университета. 2020. №5 (115). С. 52-56.

77. Цыряпкина Ю. Н. Православная церковь в Узбекистане во второй половине XIX — начале XXI века под влиянием политики центральной власти // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. №4-1 (64). С. 41-43.

78. Цыряпкина Ю.Н. «Русские» в постсоветском Узбекистане и влияние Русской Православной Церкви // Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом. Материалы к изучению приходской жизни. Серия «Социология Православия». М.: ПСТГУ, 2018. С. 272-292.

79. Черкасов А.А., Иванцов В.Г., Шмигель М., Молчанова В.С. Эволюция христианства на Кавказе в IV-XVIII вв. // Былые годы. 2016. Vol. 41. Is. 3. С. 555-564.

80. Черный январь. Баку — 1990: Документы и материалы / Сборник подготовили народные депутаты СССР М. Т. Абасов, О. А. Ахмедов и др. Баку: Азернешр, 1990. 288 с.

81. Шагинян А.К. Армения и страны Южного Кавказа в условиях византийско-иранской и арабской власти. СПб.: Алетейя, 2011. 511с.

82. Эшимбекова Н. С. Психологический портрет кыргызов: история и эмпирика вопроса самоидентификации // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2014. Том 14. № 6. С. 76-80.

83. «Я за русских пойду морду бить». Как киргизы относятся к России? // URL: https://tsargrad.tv/news/ja-za-russkih-pojdu-mordu-bit-kak-kirgizy-otnosjatsja-k-rossii_ 909482?ysclid=lr7ncmbt7j464732785 (дата обращения: 20.12.2023).

84. Tashmanbetova Zh. Christianity in Central Asia: adoption of East Syriac Christianity in the medieval period = Христианство в Центральной Азии: принятие восточно-сирийского хринстианства в средние века = Орталы; Азиядагы христиан дш1: орта гасырдагы шыгыс-сирия дшшщ кабылдануы: diss. of the Master of Arts in Eurasian Studies. Nur-Sultan, Kazakhstan, 2019. 109p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.