УДК 27-1+621.039
Комлева Елена Владимировн
Институт философии и политологии, Технический университет, Дортмунд, Германия
ПРАВОСЛАВИЕ И ФЕНОМЕН ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ Komleva E.V.
Institute of Philosophy and Political Science, TU Dortmund University, Dortmund, Germany
ORTHODOXY AND THE PHENOMENON OF NUCLEAR ENERGY
Аннотация: В социокультурном пространстве выполнен поиск
методологического аналога для рефлексии феномена ядерной энергии с позиций представлений о человеке и обществе. Полезным признано обращение к антропосоциальному компоненту Православия. Очерчено представление о вселенском и цивилизационном родстве феноменов. Сформулированы основные вопросы применительно к их сопряжению, намечены варианты ответов. Приведены конкретные примеры, при анализе которых предлагаемый методологический перенос мог бы быть реализован.
Ключевые слова: православие, ядерная энергия, толкование, методология, подземное международное ядерное хранилище.
Within the socio-cultural space there has been searched for an analogous methodology to reflect on the phenomenon of nuclear energy from the perspective of concepts of man and society. It has been proven as benefitial to refer to the anthropo-social component of Orthodoxy. There has been outlined the idea on the universal and civilizational relationship of these phenomena. The main questions concerning their connection have been formulated as well as some ways to answer them. There are given some examples of the suggested methodological transfer.
© Комлева Е.В., 2013
Key words: Orthodoxy, nuclear energy, interpretation, methodology,
international underground nuclear waste storage facility.
Нельзя сказать, что гуманитарные науки, философия, теология, литература и искусство XX-XXI веков оставили без внимания амбивалентный феномен ядерной энергии [28] как важную часть бытия, тем более в условиях глобализации и информатизации. Более ранняя попытка постановки темы обозначена в предыдущих публикациях автора данной статьи [см., например: 23]. Особая благодарность за поддержку исследований и ценные комментарии - профессору Brigitte Falkenburg. Но сделанного явно мало. Пожалуй, недостает примеров, индивидуальных и коллективных, работ «высшей пробы». Не хватает также достойной методологической базы для полноты видения, толкования и формирования «антропосоциоядерных» смыслов.
Такая база может быть создана через фундаментальные аналоги, которые необходимо выбрать. При этом, например, в высокого уровня системе «человек и его научно-технические творения» необходим более внимательный взгляд на самого человека. Полезно также социокультурное соосмысление феноменов ядерной энергии и религии. В этом плане интересно рассмотрение проблемы в соотношении с постулатами и богословскиими достижениями христианства вообще и православия в частности.
Обозначим лишь предпосылки и контуры такого подхода. Мы не будем затрагивать вопросы веры в Бога, аналогично, в какой-то мере, учебным курсам «Основы православной культуры». Это личное дело каждого. Кстати, даже ученые-атеисты также не лишены своей веры: не все научные знания им известны из собственного опыта, «на веру» в науке принимается многое. Многое долго является спорным: например, журнал «Атомная стратегия» (октябрь 2012 года) тему долгожданной реализации ядерного синтеза в промышленных масштабах образно рассматривает с помощью религиозного термина «вопрос веры» и традиции священных книг.
Мы не будем представляться сторонниками исключительно обрядовопотребительской, начетнической, ханжеской, напыщенно-демонстрационной, поверхностной религиозности, что порой характерно, на наш взгляд, для сегодняшней России. Мы не будем призывать к молитвам «за» или «против» в контексте проблемного поля ядерной энергии (общаться с Богом - это еще надо уметь, что далеко не каждому дано). Справедливо сказано (Лука, 18, 8): «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?». Направляемые этим аналогом, обратимся к специфике методологии Православия в контексте сопряжения феноменов, с основными вопросами «зачем?», «почему?» и «как?”»
Будем считать основой плодотворно побуждающей к добру методологии православия (и не только православия) факт.
Особое значение предлагаемый подход имеет для российских Севера и Сибири. Всему миру известно, что именно в Сибири расположены уникальные российские (и крупнейшие мировые) ядерные предприятия военнопромышленного комплекса: Сибирский химический комбинат (рядом с Томском) и Красноярский горно-химический комбинат. Именно этим комбинатам мир обязан тем, что не было третьей мировой войны - ядерной. Эти комбинаты (да еще ПО “Маяк” на Урале) материально обеспечили ядерное сдерживание как свод международных норм и правил непростой реальной жизни, пользу которого в тех конкретных исторических условиях теперь оспаривают лишь политиканствующие краснобаи, но не серьезные историки. В одном из первых документов, подписанных И. Сталиным в рамках развертывания Атомного проекта СССР, именно в Томске, на базе Томского политехнического института, было предписано готовить кадры для ядерной отрасли всей страны. Учитывая позитивный экономический потенциал ядерных невоенных технологий, ныне ядерное сдерживание/спасение применительно к широкому спектру вызовов приобретает расширенное толкование.
Но Север и Сибирь и пострадали немало в «первый ядерный век». Тобол, Иртыш, Обь, Енисей - все эти реки получили отпечаток ядерной индустрии. Вероятно, структурное подразделение РАН в Тобольске создано для изучения и этих последствий. Норильск и нефтегаз шельфа Карского и других северных морей не могут работать без атомных ледоколов. Безопасность страны не мыслится без ядерной инфраструктуры Севера. Подземные ядерные взрывы производили в некоторых северных районах. Есть еще много подобных фактов. Это все история. А как дальше быть с наличием и развитием ядерной индустрии и военных объектов Сибири и Севера? Раньше никто никого об этом не спрашивал. Строили - и всё, так надо было. Теперь, в новых условиях и с учетом прожитого, можно и нужно принимать решения и при необходимости оформлять их юридически, иначе. И еще: давным-давно судьба показала Сибирь Ф. Достоевскому, без обращения к которому антропосоциальную ядерную тематику «не разрулить». Представяется, что статья и об этом.
У ядерного и религиозного феноменов много общего в базисе и пограничных темах. Ядерной энергии (равно как космологическим и геологическим процессам) присущи элементы вечности в сравнении с жизнью человечества, а также прямой «вклад» в реальность его существования. Что в сфере социальных явлений имеет хоть как-то схожие параметры по времени среди всех значимых для осмысления генезиса человека и проявления людей
как цивилизации? Прежде всего, конечно же, религия, а также ее мировоззренческая составляющая. Христианство, православие ориентируют человека и общество на вечность, рассматривают ключевые, земные, проблемы именно в этом ракурсе - с позиций динамичной вечности, немаловажным
спасения/исцеления/очищения/совершенствования человека «как бы из огня». Они дают идеалы и нормы, иногда парадоксальные, земной (внешней и внутренней) жизни людей - добра и зла, чтобы иметь для популяции достойную перспективу будущего. Вне концепции вечного человека и вечного человечества социально-экономические проблемы современности и будущего неразрешимы. Большинство же людей стремится лишь обеспечить достаток себе и близким «здесь и сейчас».
Человек принадлежит двум мирам - материальному и духовному. С одной стороны, мы - дети энергии и вещества звезд. Мы состоим из молекул, атомов и атомных ядер, то есть ядерная энергия не только вне, но и внутри нас. В прямом и переносном смыслах. С другой - «Бог - Отче наш». Уже начало материального мира и биологической жизни, как известно, трактуют именно эти две концепции. Недавно найденный (величайшее научное открытие последних пятидесяти лет) бозон Хиггса самими физиками назван «частицей Бога». От них же и «Троица» - название первого в мире испытания технологии ядерного оружия.
Страны христианской культуры первыми освоили ядерную энергию. Западные христианские философы и теологи первыми в ядерном мире обозначили проблемы нового уровня касательно сути будущего, как христианства, так и человечества (включая исторические и правовые -особенно К. Ясперс) в целом [16; 18]. Причем при поиске источников информации по антропосоциоядерной тематике обращает на себя внимание одна особенность. В этических, политологических, исторических, теологических, экологических и публикациях других жанров выделить доминирующую национальность авторов сложно. При многоплановом же философском осмыслении ядерного феномена, на наш взгляд, более представлены исследователи немецкоязычного генезиса, напрямую или косвенно связанные с немецкой культурой. Это собственно философы К. Ясперс, М. Хайдеггер, Г. Пихт, Э. Фромм, В. Хесле, К.-О. Аре1, G. Ropohl, D. НеппЛ, а также физики-философы А. Эйнштейн, М. Борн, В. Гейзенберг, К.Ф. Вайцзеккер, Р. Оппенгеймер и другие. Хотя некоторые из них, в силу известных событий 1930-1945 гг., инициировали и исследовали тематику за пределами Германии. Дополнительно к общеизвестным достоинствам
элементом
которой
представляется
процесс
немецкой философии, ситуацию сформировали, видимо, также традиции ядерной физики (немецкие исследования в этой области в первой половине XX века являлись ориентиром для мировой науки) и трагический опыт нацизма в этой стране. Общеизвестно, что и другая близкая философская проблематика
- философия техники - обязана своим появлением и развитием немецкой культуре. В некоторой степени, получается, что теперь слово за светскими и религиозными интеллектуалами стран восточно-христианской культуры, а также - культуры Востока в целом.
Согласно христианству и православию, мир устроен так, что есть рай и ад. Человечество должно выбирать между ними с полным осознанием и того, и другого. Ядерная энергия деяниями людей может на Земле обеспечить либо одно, либо другое. Познание ядерной энергии в антропосоциальном контексте и ее использование имеют обнадеживающий смысл только в единстве с глубоким пониманием регламентации сути человека и общества.
Православие приводит к мысли, что наше нынешнее (и атеистов, и верующих), так называемое нормальное, состояние глубоко ненормально по существу. Потенциал человека велик, но нельзя, чтобы человек «неочищенный» проявлял себя в полной силе. Богоподобная природа человека с огромным потенциалом глубоко повреждена. Как следствие, социальное, политическое и научно-техническое развитие человечества вопреки первоначальным благим, казалось бы, намерениям привело к возможности краха земной цивилизации. В глобальном плане необходимо «очеловечить человечество», победить внутреннее зло в человеке, чтобы не случались все новые и «совершенные» Содомы и Гоморры. Причем апологеты православия (например, профессор-богослов А. Осипов) доказывают это вполне светски, научно, логично, исторично, на фактах [9].
Добавим, что у профессионалов и менеджеров ядерного дела далеко не всё ладно с чистотой души и действиями. А также укажем на немалое количество прямых и тяжких нарушений ими морально-нравственных норм и государственного законодательства (см., например, дискуссии и опросы на сайте агентства PRоАТОМ). Впрочем, о неадекватности людей и общества в отношении ядерной энергии говорили еще А. Эйнштейн, Р. Оппенгеймер, Ю. Харитон, А. Сахаров, С. Фейнберг и другие известные физики.
Хотя у православия (тем более у исторически конкретных православных церквей) пока нет однозначного, на все случаи «ядерной» жизни, мировоззренческого «рецепта», оно располагает общечеловеческим опытом, который формировался тысячи лет. Опыт этот и истина откровения (если принять таковое за факт) позволяют черпать из них многое вновь и вновь. И это
хороший базис при грядущем соосмыслении, совместно атеистами и верующими, ядерного феномена и человечества. Непродуктивно упорствовать и блокировать продвижение, сосредоточившись исключительно на анализе истинности и правомочности религии. Целесообразно методологически учиться у мировоззрения, провозглашенного «во веки веков». Поэтому в предстоящем соработничестве предпочтительны каноны и апологеты религии, хотя без внимания не должны быть оставлены и доводы критиков религии, особенно когда они мотивируют всестороннее обсуждение вопросов методологии.
Мы не призываем критиковать религию или примитивно подстраиваться под ее каноны. Мы ищем для духовно-гуманитарной рефлексии ядерного феномена достойные интеллектуальные ракурсы и ресурсы, основания, позиции, концепции, принципы, подходы, нормы. И тут богатейший опыт религии как особого рода мировоззрения и устойчивого социального явления никак нельзя не использовать. При тщательности и корректности обращение к этому феномену возможно без ущерба для религиозных канонов и без нареканий со стороны светских философов, гуманитариев по роду занятий и гуманистов по духу. Потому что христианство, в изначальном смысле, если не считать его откровением, - это все равно некая чья-то гениальная «задумка», пример пути, который может обеспечить позитивное изменение гибнущего мира через изменение человека. Иной возможный путь для ядерного человечества - емкий, лаконичный и убийственный образ предначертанной гибели цивилизации - связан с доминирующей ныне ментальностью людей (см. миниатюру А. Азимова «Они не прилетят»).
Богословам в духовно-гуманитарном осмыслении феномена ядерной энергии и формировании приемлемого социоядерного будущего, думается, должна быть отведена важная роль. Особенно православным. База - оставшаяся на фоне радикальных изменений (искажений первоначальной сути) других ветвей христианства ориентация православия на внутренний мир человека, его духовное самосовершенствование. Лишь православие еще имеет шанс не увлечься исключительно омирщением и социализацией, не отойти от первоначальной и главной задачи христианства - видеть глубинный корень всех бед и радостей, потерь и благ, земного и вечного, индивидуального и общечеловеческого бытия, в итоге - сохранить стремление к полноте очищения души, внутреннего мира человека, к пониманию и искоренению причины, а не только проявлений зла, создать базу для норм земного бытия.
Православие исторически является культурным фундаментом России. Оно естественным образом сопряжено со всеми гранями бытия страны. Многие известные ученые (в том числе и физики) сочетали науку с верой в Бога. Есть
примеры и того, что, даже дистанцируясь от религиозной веры, физики признают полезность (в естественнонаучном контексте) обращения к религиозным догматам [см., например: 40].
Апологеты православия «идут в народ» научно-технической сферы. Ныне Русская православная церковь активна не только в сфере традиционных печатных и электронных каналов информации, но ив Интернете. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал: «Без упования на Господа... невозможен подлинный успех в области ядерной энергии» [11]. Наука и религия методологически во многом не являются абсолютными антагонистами. В глобальной проблеме возможности познания мироздания (в познании микромира и мегамира особенно) их взгляды сходятся: адекватно познать мироздание нельзя.
Наука и религия не только не антагонистичны, но и морально, нравственно начинают сближаться. Протоиерей Д. Кирьянов отмечает: «С момента возникновения во второй половине XX века междисциплинарной области исследований “наука и религия” сформировалось множество концептуальных подходов. соотнесения науки и религии». Рассматривалась даже «программа “критического реализма” как моста между наукой и религией», а также методологические параллели [3]. Достаточно известно к тому же, на большем уровне обобщения, что христианство, например, методологически взаимодействовало и взаимодействует с различными нехристианскими культурами.
Различные религии уже высказывались по поводу ядерного оружия [15]. Адекватная религиозная оценка «мирного атома», видимо, впереди. Обращение к достижениям мыслителей религиозной философии, практическому опыту церквей и религиозных средств массовой информации может дать многое. Русская православная церковь, например, считает, что «внедрение» незыблемых духовных ценностей в научно-техническое творчество выходит далеко за национально-государственные рамки, непосредственно относясь к поискам оснований для строительства общечеловеческой цивилизации в новом тысячелетии [2].
Всемирный Русский народный собор (ВРНС) провел в Сарове слушания «Ядерные вооружения и национальная безопасность России» и «Проблемы взаимодействия Русской православной церкви и ведущих научных центров России». Митрополит (в то время) Кирилл на первых из названных слушаниях с предупреждением процитировал св. ап. Павла: «Ибо, когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба" (1Фес, 5, 3). Эта мысль в первоисточнике дается в контексте темы Мессии, спасения человека,
Суда Божьего, эсхатологических представлений, постоянного духовнонравственного бодрствования и работы для людей.
Знаковым событием в процессе сближения подходов естественных наук и религии к познанию мира явилось присвоение в 2010 году Патриарху Кириллу степени почетного доктора НИЯУ МИФИ, а в 2012 году - МГУ. Во время работы XVI ВРНС (2012 год) вновь неоднократно вспоминали мысль: «Православию есть что сказать миру». В 2012 году в МИФИ открыта кафедра теологии. Ее заведующим стал глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Илларион (почетный профессор УрГГУ). А кафедру теологии в Уральском горном университете возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. В давние времена заложен православный фундамент в традиции российского технического образования в Санкт-Петербургском горном университете [37; 45]. Шахтеры Украины при формулировании принципов дальнейшего развития отрасли и в реальной практике (наука и бизнес) обращаются к религиозным ценностям в сочетании с учетом современных социальноэкономических и технологических тенденций [7; 25].
На примере Сарова, его многогранного служения Отечеству многими раскрывается суть органичного сближения Русской православной церкви и Минатома, сближения, предопределенного уникальным значением церкви и ядерной сферы в контексте защиты, спасения России - в прошлом, настоящем и будущем. С другой стороны, «физики без священников - современные папуасы», - так резковато оценивает ситуацию относительно ядерного центра в Сарове православный журнал «Фома» [14].
Профессор-богослов А. Осипов в 1991-1999 гг. был сопредседателем резонансной ежегодной международной конференции «Наука. Философия. Религия» в Объединённом институте ядерных исследований. Он более двадцати лет успешно читал лекции и дискутировал в аудитории физиков-ядерщиков, напоминая об ответственности ученых, в 2011 году получил в Дубне почетную награду ОИЯИ за выдающиеся достижения в богословии и многолетнее сотрудничество с этим институтом. Он же при толковании догмата Святой Троицы как удачные аналогии неоднократно использует концепты «человек» и «атом» [9].
Назовем лишь некоторые ракурсы возможного, по нашему мнению, методологического сопряжения феноменов: космизм/вселенность; «Бог есть любовь»; «страх любви»: страх от любви к другому и за него; Троица; единение с человеком; всечеловечность («и иудей, и эллин.»); видение человеком и обществом собственных пороков и недостатков; спасение человечества от
человечества; «дух творит себе форму»; «по делам и мыслям нашим.»; проблема войны и мира; вера в свое дело, идейная твердость, святоотеческие традиции; научно-техническое творчество без самовознесения, самообожания; правильная вера - правильная жизнь.
Особенности современной ситуации подсказывают и первоочередные практические задачи, при решении которых предлагаемый подход мог бы быть реализован. Рассматривая в связи с ядерной энергией различные социальные институты, за рубежом предложили для гарантии надлежащего общественного внимания к долгой (миллионы лет) судьбе радиоактивных отходов создать «ядерное высшее пасторство» [17; 19]. Такие меры тем более необходимы, поскольку уже в начале пути, например в США, сроки решения проблемы отходов после уже понесенных серьезных затрат вновь, в 2013 году, значительно отодвинуты [24]. И это в то время, когда, прежде всего из-за проблемы отходов, неумолимо возрастает внутренний деструктивный потенциал и приближается обрушение мировой «ядерной пирамиды» [34]. Скоро срочно понадобятся не долговременные, оставшиеся не при делах узковедомственные фантазии прежних времен, а едва ли не «объединенных наций» относительно простые, надежные, экономичные и эффективно контролируемые обществом программы скоротечной и практически одновременной утилизации многих компонентов ядерного наследия.
Думается, что в инициируемом Россией варианте в рамках многогранной концепции SAMPO [5; 6] нечто подобное «ядерному пасторству» возможно. Оно могло бы быть связано, прежде всего, с системой приграничных сочетаний, с не исключительно общественной, но государственно-религиозной и горного дела скрепой лежащей между ними территории. В конечном итоге -страны в целом. А именно:
1) подземное международное ядерное хранилище в пределах Печенгской геологической структуры плюс Трифонов Печенгский мужской монастырь Мурманской и Мончегорской епархии;
2) аналогичный объект в Краснокаменске плюс молодое Краснокаменское благочиние Читинской и Краснокаменской епархии.
Причем многое применительно к этому варианту (при суммарной стоимости только строительства - не менее 200 миллиардов долларов) будет зависеть от профессионализма и духовно-нравственных качеств российских геологов, геофизиков, горняков и ядерщиков, от успешности комплексного светского сопровождения и окормления проекта со стороны РПЦ в партнерстве с другими религиозными институтами (в том числе представляющими западное христианство, конфуцианство и буддизм). Символично, что Рождество
Христово - это симбиоз звезды и пещеры, пещеры и звезды. Такие же уровни затрат в сотни миллиардов долларов в каждом отдельном случае уже реально осуществлены или запланированы на ликвидацию эколого-экономических последствий катастроф на Чернобыльской и Фукусимской АЭС, рекультивацию территорий военных радиохимических производств периода противостояния СССР и США, утилизацию АЭС, АПЛ и ядерных боеприпасов.
Ни при каких обстоятельствах, например, не должны возникать идеи ядерной трансформации будущих никелевых рудников в зоне воронежского чернозема, уже ныне функционально встраиваемых в межрегиональную (урало-таймыро-кольскую) и международную (по сбыту продукции) систему. Хотя геологические предпосылки, а также схемы ведения и качество подземных горных работ применительно к сульфидным медно-никелевым месторождениям, как правило, способствуют вторичной эксплуатации рудников с целью использования выработанного при добыче руды пространства для захоронения токсичных отходов разного происхождения. С другой стороны, и «ружье на стене» - уже реально обсуждаемое хранилище вблизи Красноярска [31] или Челябинска - при его долгой жизни обязательно «выстрелит».
Примечательна также ситуация «метеоритного дождя» 15 февраля 2013 г. Вот уж точно по И. Бродскому: «Падучая звезда, тем паче - астероид на резкость без труда твой праздный взгляд настроит». Относительно этого грозного природного явления, равно как и, в какой-то мере, невольной «имитации» им реальной ракетной атаки на наземные объекты ядерного Урала, не приведены достоверные факты его надежного фиксирования достаточное время в режиме «online» государственными службами России. Не было даже обозначено упреждающих действий (хотя бы и, прежде всего, информационных) по выполнению своих функциональных обязанностей учеными, а также гражданскими и военными охранителями неба, земли и населения. Или их возможности и обязанности не охватывают все опасные варианты развития событий относительно наземных объектов размещения ядерных материалов? Видимо, эти возможности и обязанности объективно ограничены, с чем, пожалуй, придется согласиться [29; 32; 33; 35]. Тогда (плюсуя и субъективные негативные факторы) на земной поверхности, в центральной зоне России (С-Петербург, Воронеж, Челябинск, Томск, Красноярск) долговременных и новых ядерных объектов тем более не должно быть. Еще и потому, что Челябинск показал полную неготовность населения к таким событиям, отсутствие у людей навыков поведения в угрожающих обстоятельствах. Забыто предостережение Павла (1Фес, 5, 3)!
Взаимодействие религиозной и светской культур в антропосоциоядерном измерении, например, Китая и России, особенно в их приграничных районах, важно по нескольким причинам. Не только потому, что обе страны обладают ядерным оружием, входя в тройку ведущих ядерных держав, не только потому, что Россия и Китай в партнерстве развивают гражданскую ядерную энергетику, не только потому, что обе страны планируют на своей территории долговременные приграничные крупные хранилища подземного типа для неиспользуемых ядерных материалов (Краснокаменск и Бейшан), не только потому, что в традициях великого символа Китая ныне создана Китайская подземная ядерная Стена [20]. Такое взаимодействие необходимо еще и для того, чтобы в сознании народов по этим вопросам место серьезного и плодотворного осмысления не занимали международные суррогатные образы, по-своему отражающие настоящее и формирующие будущее. Амбивалентная шкатулка с демоном (как аналог ядерной энергии), генерирующая добро или зло в зависимости от помыслов владеющего ею человека, отправленная, подальше от греха, на Север в сочетании с виртуальной китайско-финской границей и заговором финно-китайцев против владельца углеводородного сырья - так, в контексте реинкарнации мифов карелов, финнов и китайцев, трактуют Сампо создатели финско-японско-эстонско-нидерландского фильма «Воин Севера». Это один из вариантов таких суррогатов, неузнаваемо искажающий границы, основанный, впрочем, во многом на упрощенных кальках с реальности.
Экономическое положение, например, Мурманской области хронически сложное. Надежды на Штокмановское месторождение не сбылись. Общие объемы промышленного производства области в традиционных отраслях «застыли» на уровне 2001 г. Налицо свертывание позитивных ожиданий относительно проекта «Мурманский транспортный узел», неясные перспективы развития на уровне очередных ожиданий в части добычи и переработки новых видов твердых полезных ископаемых. Инновации в области «на нуле» [13]. Основные показатели экономики Мурманска, вопреки многотрудной работе по созданию разных стратегий развития области и Печенгского района, в сравнении с другими северными регионами за несколько лет, по официальным федеральным данным, устойчиво «ниже среднего» [10]. О том же «глас народа»
- простого и ученого [8; 21]. Настораживают итоги последней переписи. В этих условиях ядерно-религиозный объект надолго мог бы стать «палочкой-выручалочкой» для региона. Скоро, кстати, и горняков Норильска будут трудоустраивать в других регионах [23]. Заметим, что в России есть, пожалуй, лишь два научных учреждения (ИГЕМ РАН и Г орный институт Кольского НЦ
РАН), которые имеют опыт исследований горно-геологических проблем применительно к Печенге и Краснокаменску, а также ядерных - к некоторым объектам бывшего СССР.
Все чаще в России, в том числе в ядерном контексте, всплывает тема «“грязные” деньги и безопасность». Церковь уже обращала на это внимание. Протоиерей В. Воробьев напоминал, что при смене идеологии некоторые сотрудники ядерных центров «превратились из тех, кто делал ядерный щит Родины, в тех, кто его предал» По его мнению, это результат разложения духовности народа. Протоиерей призывает к подвигу в воспитательной работе, ибо «плодотворным бывает только чрезмерное, а все вялое остается без плода». Эти мысли важны и применительно к ядерным хранилищам. Общество не должно сомневаться в безопасности построенного США наземного хранилища оружейных материалов около Челябинска, обреченного на вечную реконструкцию хранилища-саркофага в Чернобыле, аварийных «хранилищ» затопленных АПЛ, грядущих подземных хранилищ, в том числе Печенгского и Краснокаменского.
Главный вопрос атомной энергетики сегодня не технологический, а психологический, сказал, подводя итоги состоявшегося в рамках Петербургского экономического форума - 2012 «круглого стола» «Атомная энергетика: год после Фукусимы» генеральный директор Росатома С. Кириенко [39]. Атомная энергетика в России умрет без поддержки общественности, заявил журналистам первый заместитель гендиректора Росатома А. Локшин в кулуарах седьмого международного общественного форума-диалога «Атомная энергия, общество, безопасность - 2012» [42]. Говоря, скорее всего, о сиюминутных частностях, чиновники, не ведая того, что называется, «попали в яблочко».
Осмысление ядерного феномена и укоренение в социуме ядерного техно в значимых для цивилизации, легитимных и безопасных масштабах, как и религии (по крайней мере - христианства), глобально должно иметь цель не погубить человека, а спасти его. Ядерный пример, экзаменованный в координатах канонов православия и в контексте социоядерного антропного принципа и социокультурной парадигмы [28], послужит формированию гуманистической, особенно касательно будущих поколений, социоядерной ментальности, индивидуальной и государственной, созданию цивилизованных мировоззренческих и социально-гуманитарных оснований, правовых норм мудрого развития других амбивалентных относительно всего человечества наук и технологий, число которых впредь будет лишь множиться.
Предлагаемый подход необходим для решения стратегических вопросов развития человечества, действий по поиску элементов духовно-гуманитарных начал комплексной безопасности, в том числе в сфере энергетики. Впрочем, как и в других. В совокупности это может способствовать консолидации народов и стран перед лицом глобальных вызовов, грозящих им уничтожением, выработке механизма осознания всеобщей сопричастности и ответственности человечества за свою судьбу, а также эволюции, а не инволюции, духовнокультурной природы морально-этических и правовых систем [7; 12].
Библиографический список
1. Атомная стратегия. - 2012.
2. Доклад Патриарха Алексия II на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. - М., 2000.
3. Кирьянов Д.В. Наука и религия: многообразие методологических подходов // Труды Тобольской Духовной семинарии. - Тобольск, 2011. - Вып. 2. - С. 117-134.
4. Комлева Е.В. Антропосоциоядерный феномен // Век глобализации. - 2011. - №2. -С. 140-149.
5. Комлева Е.В. Некоторые аспекты хранения и захоронения ядерных материалов // Энергетическая политика. - 2012. - Вып. 4. - С. 45-57.
6. Комлева Е.В. Рефлексия ядерно-нефтегазовой ситуации Севера Европы: интересы и потенциал Германии как партнера России // Геофизический журнал. - Киев, 2008. - №2 (Т.30). - С. 3-31.
7. Литвинский Г.Г. Священные заповеди горняка // Форум прниюв-2012: матерiали мiжнар. конф. - Донецк, 2012. - Т. 1. - С. 7-16.
8. Мурманский вестник. - 2012. - 18 дек.; 2013. - 7 февр.
9. Осипов А.И. Аудио-лекции. - Режим доступа -
http://www.aosipov.ru/audio/audio_obshchii_spisok_lektsij.htm
10. Победоносцева Г.М. Развитие российской территории Арктики и особенности социально-экономического положения Мурманской области // Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Апатиты, 14-16 нояб. 2012 г. - Апатиты, 2012. - С. 41-43.
11. Приветствие Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам слушаний «Ядерные вооружения и национальная безопасность России». - URL: http: // pravsarov.nne. ru/content/publication/461/552/486/518. html
12. Пугина О.А., Агапов Д.С. Материальная и духовная природа правовых систем // Юридическая наука. - 2012. - №1. - С. 18-23.
13. Российская газета. - 2012. - 4, 11 дек.
14. Физики без священников - современные папуасы. Беседа с сотрудниками Российского федерального ядерного центра, г. Саров // Фома: Православный журнал для сомневающихся. Одобрен Издательским Советом Московского Патриархата. - 2003. -№2(16); То же // Новый мир. - 2004. - № 2.
15. Ethics and weapons of mass destruction: religious and secular perspectives / edited by S.H. Hashmi and S.P. Lee. - Cambridge, 2004.
16. Garrison J. The Darkness of God: Theology after Hiroshima. - London: SCM Press, 1982.
17. Hocke, P., Grunwald, A. Wohin mit dem radioaktiven Abfall? Perspektiven fur eine sozialwissenschaftliche Endlagerforschung. - Berlin: Sigma, 2006.
18. Jaspers K. Die Atombombe und die Zukunft des Menschen: politisches Bewusstsein in unserer Zeit. Munchen, 1958.
19. Weinberg A. Social Institutions and Nuclear Energy. In: Science 177 (1972). - S. 27-34.
20. URL: http://army-news.ru/2013/01/ssha-bespokoyat-razmery-kitaiskoi-podzemnoi-yadernoi-
steny/
http://bloger51.com/2012/11/38132; http://vk.com/club16598761 httpy/cccp-revivel.blogspot.ru^Q^^/rossiiskaia-geologia-umerla.html http://e-conf. nkras.ru/konferencii/econf/ filos.html
21. URL
22. URL
23. URL
24.http://energy.gov/sites/prod/files/Strategy%20for%20the%20Management%20and%20Dispos al%20of/20Used%20Nuclear%20Fuel%20and%20High%20Level%20Radioactive%20Waste.pdf
http://forbes.ua/magazine/forbes/1332961-molitva-shahtera http://helion-ltd.ru/komleva-sp-11 -2008 http://helion-ltd.ru/philo sophical-base/; http://narfu.ru/aan/ archive/ AaN_2012_5 .pdf http://news.mail.ru/inregions/ural/74/incident/12063966/ http://noc.chgaki.ru/?page=conf http://nuclearno.ru/text.asp?16757 http://nuclearno.ru/text.asp? 16916 http://ria.ru/defense safety/20130220/923880067.html http:// stringer-news.com/publication. mhtml?Part=50&PubID= 16239
25. URL
26. URL
27. URL
28. URL
29. URL
30. URL
31. URL
32. URL
33. URL
34. URL
35. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2013/02/130215_chelyabinsk_vpk.shtml
36. URL: http://www.dialog21.ru/biblio/komleva.htm
37. URL: http://www.imcmontan.ru/team/publication/history.pdf
38. URL: http://www.lawinrussia.ru/node/1б4207
39. URL: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3854
40. URL: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4294
41. URL: http://www.proatom.ru/modules.php?name=N ews&file=print& sid= 118
42. URL: http://www.ria.ru/atomtec news/20120905/743554229.html
43. URL: http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/10б27.html
44. URL: http://www.voskres.ru/economics/komleva.htm
45. URL: http://www.voskres.ru/oikumena/kozlov.htm