Научная статья на тему 'Правоприменение механизма внутрихозяйственного управления на предприятиях АПК'

Правоприменение механизма внутрихозяйственного управления на предприятиях АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ / LEGAL ASPECTS / ON-FARM MANAGEMENT / EDUCATIONAL COMPETENCY / EFFICIENCY / RESEARCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бережной Анатолий Ефимович

Рассматривается малоизученная проблема правоприменения механизма внутрихозяйственного управления на предприятиях АПК. Обосновывается необходимость исследования, приводятся результаты, ре комендации совершенствования механизма на примере конкретного типа предприятия по направлениям рационализации правового статуса и инновационной модернизации производства. Определяется новое направление вузовской подготовки кадров — магистров, способных вести систематические углубленные исследования по предлагаемой проблеме, приводится содержание овладевших ими компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF USING FARM MANAGEMENT MECHANISM AT AGRICULTURAL ENTERPRISES

The author touches upon certain legal aspects of an on-farm management mechanism of agricultural enterprises, proves the necessity of research in this field, presents some results and makes recommendations to improve the mechanism at a particular type of enterprise including the ways of its legal status optimization and innovative modernization. The paper also considers a new aspect of university education that is training of MSc capable of carrying out systematic in-depth studies on the proposed issue and lists the key competencies they have to master.

Текст научной работы на тему «Правоприменение механизма внутрихозяйственного управления на предприятиях АПК»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ

УДК: 338.43

А.Е. Бережной, канд. экон. наук

Красноярский государственный аграрный университет

ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ МЕХАНИЗМА ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК

На Пятом экономическом форуме в г. Красноярске Президент Российской Федерации определил основные направления развития экономики России, которые изложены в виде четырех «И». В направлении «институты» речь идет о государственных, административно-правовых структурах, исследовательских и внедренческих центрах, которые, по его мнению, должны способствовать преодолению правового нигилизма, что означает уважение и неукоснительное выполнение законов. Особое внимание должно быть уделено качеству законов, их правоприменению, радикальному снижению административных барьеров, налогового бремени в целях стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал, построению мощной самостоятельной финансовой системы, которая в перспективе должна стать одним из столпов финансовой стабильности в мире, превращению рубля в одну из региональных резервных валют.

Несмотря на формально произошедшие существенные изменения в организационно-правовом статусе организаций сельских товаропроизводителей, формирование вместо колхозов и совхозов организаций, предусмотренных Гражданским

кодексом РФ и другими законодательными актами, внутрихозяйственная организационно-правовая структура предприятий в большинстве своем не соответствует этому статусу. Дело в том, что не все, а точнее, далеко не все предприятия сумели перестроить их внутрихозяйственный экономический механизм применительно к новым условиям хозяйствования.

А это — колоссальный резерв роста эффективности производства без дополнительного привлечения материальных средств. Взять, к примеру, реорганизацию сельскохозяйственных предприятий в соответствии с новейшими законодательными актами. На большинстве предприятий вместо действительной реорганизации произошла лишь смена вывесок, а заложенные в новых формах хозяйствования, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и другими законодательными актами, внутренние организационно-правовые рычаги, новые виды материального стимулирования практически не работают. И это в условиях, когда приведение уставов сельскохозяйственных предприятий в соответствии с Гражданским кодексом РФ, который предусматривает, прежде всего, защиту интересов самих предприятий и их членов, включе-

107

ние в уставы норм, которые бы защищали их права и делали бы предприятия более жизнеспособными [1]. В первую очередь сказанное касается жизненно важных вопросов, по которым в течение предыдущего периода чаще всего возникали споры — совершение сделок с земельными долями и имущественными паями, выделение земли и имущества, выход из состава хозяйства, формирование дивидендов и их использование и т. д.

Нерешенность этих вопросов автоматически повлекла за собой застой во внутрихозяйственных экономических отношениях как между подразделениями и администрацией предприятий, так и между самими подразделениями.

И хотя в целом предприятия АПК поставлены в условия производственно-финансовой деятельности на принципах полного хозяйственного расчета, они, эти принципы, действуют в основном в звене взаимоотношений «предприятие-государство». Главные товаропроизводители в сельском хозяйстве — внутрихозяйственные производственные подразделения — работают на прежних принципах внутрихозяйственного командно-административного управления со всеми вытекающими последствиями. Если руководство хозяйства, административный персонал ощущают хозрасчетную связь с рынками практически по всем параметрам хозрасчетной деятельности, то коллективы внутрихозяйственных подразделений при стагнационных внутрихозяйственных экономических отношениях ощущают новые хозрасчетно-рыночные принципы через нарушение выплат фонда потребления.

Практически лишенные хозрасчетной внутрихозяйственной самостоятельности, связей с потребителями производимой ими продукции, рыночных принципов материальной заинтересованности в производстве дешевой и высококачественной продукции и материальной ответственности за нарушение количественных и качественных параметров производимой продукции, внутрихозяйственные коллективы по-прежнему работают в условиях и на старых принципах затратного механизма. Практически не устанавливаются в хозяйствах обоснованные нормативы производственных затрат с использованием всех экономических механизмов внутрихозяйственного расчета. Эта ситуация в значительной мере подрывает государственные мероприятия по подъему экономики АПК [2].

В значительной мере отставания в решении проблем рационализации внутрихозяйственного управления связано с несовершенством методологии исследования. В ходе попыток в вышестоящих органах повысить эффективность производства на предприятиях основное внимание уделяется дополнительной дотации, лизингу и другим рычагам финансирования, материально-технического обеспечения и другим внешним каналам воздействия.

Но эти меры не дают желаемого результата в связи с нерациональным построением внутрихозяйственного механизма на предприятиях как важного резерва повышения эффективности экономики.

Предлагаются следующие взаимосвязанные пути повышения эффективности организационноэкономического механизма управления на предприятии АПК.

1. Правоприменение организационно-правовых положений внутрихозяйственного управления предприятий привести в соответствие с действующим законодательством.

2. Определить пути повышения эффективности производства с расчетом предпринимательского дохода на основе инновационной деятельности, модернизации производства.

По первому направлению коллектив кафедры «Организация производства, управления и предпринимательства на предприятиях АПК» Красноярского государственного аграрного университета разработал методические подходы к изучению и эффективности функционирования основных слагаемых организационно-правового механизма управления предприятием. На примере акционерного общества, которых большинство в Красноярском крае, методика предусматривает характеристику организационно-правового статуса предприятия в настоящее время, обосновывает его выбор при переходе от прежней формы организационно-правового статуса, его преимущества перед статусом до реорганизации, делает краткий вывод о причинах, по которым был принят современный статус.

При изложении содержания основных учредительных документов акционерного общества (АО) выполняется исследовательское творческое сравнение официальных положений, содержащихся в законодательных документах и их практическое принятие в хозяйстве; выполняется сопоставительный анализ принятых законодательными актами учредительных документов, уставных положений с фактически принятыми, реализованными на предприятии; особое внимание обращается на те положения, решения, по которым и их окончательное принятие предоставляются самим предприятиям, т. е. акционерным обществам. К примеру, согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона РФ «Об акционерных обществах», отмечено, что «акционеры — владельцы привилегированных акций общества — не имеют права голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено уставом общества для определенного типа привилегированных акций общества». Следовательно, путем изучения документов АО — устава — определяется, как этот вопрос решен на данном АО. Приводится результат сопоставления. Аналогичная работа проводится и по другим пунктам устава (учредительных документов) данного АО.

Важными источниками получения информации, помимо оригиналов учредительных документов, являются протоколы собраний акционеров, общих собраний АО, советов директоров, а также беседы с руководством АО, в особенности с юристом или лицом, исполняющим его функции.

По итогам разработки данного направления делается предварительный вывод о состоянии и направлениях совершенствования организационноправового статуса АО.

Излагается сложившаяся в АО система, структура управления акционерным обществом. Характеризуются внутриакционерные органы управления, распределение между ними компетенций, управления производством АО, порядок осуществления действий от имени акционерного общества, механизмы принятия решений, ответственность за причиненные обществу убытки. Особое внимание уделяется распределению исполнительских функций, полномочий по организации производства АО — планированию, решениям по оплате труда, расстановке и порядку использования производственных ресурсов. При этом подробно излагается содержание полномочий по каждому органу управления: общему собранию акционеров, совету директоров, другим исполнительным органам.

Исследуется и излагается фактически сложившийся внутрихозяйственный экономический механизм, включая не только его содержание согласно законам об акционерных обществах, но и основные положения по материальному стимулированию работников (оплата труда и премирование всех видов, пользование акциями, распределение дивидендов и т. д.). Учитывая важность данного раздела как одного из основополагающих, сопоставляется эффективность сложившегося внутрихозяйственного экономического механизма в данном АО с научными источниками, рекомендациями, положениями, имеющимся передовым опытом по данной проблеме.

Особое внимание уделяется влиянию на внутрихозяйственный экономический механизм уставного капитала и акций общества. Приводится в сопоставлении с типовыми положениями закона об акционерных обществах фактическое обращение акций. Дается характеристика размещенных и объявленных акций, прав акционеров обыкновенных и привилегированных акций, описывается (при наличии) оборот и функции облигаций и других ценных бумаг, а также их оплата на предприятии. Исследуется фактическое размещение обществом акций и других ценных бумаг. Рассматривается цена и способ размещения ценных бумаг, порядок конвертации в акции ценных бумаг, конвертируемых в акции, обеспечение прав акционеров при размещении акций и ценных бумаг общества, конвертируемых в акции.

Характеризуется приобретение и выкуп обществом размещенных акций, в частности приобретение, ограничение на размещение акций, консолидация и дробление акций общества, выкуп акций по требованию акционеров.

Приводится порядок на право выкупа акционерами принадлежащих им акций, определения рыночной стоимости акций.

Исследуются как важнейшая составная часть внутрихозяйственного экономического механизма предприятия дивиденды и порядок их выплаты обществом. Анализируются законодательные положения по этому вопросу и фактически сложившаяся практика на предприятии, дается критическая оценка. Рассматриваются ограничения на выплату дивидендов, учет и политика выплаты дивидендов. Определяется роль реестра акционеров общества в совершенствовании внутрихозяйственного экономического механизма.

Важной составной частью внутрихозяйственного экономического механизма является сложившийся порядок материального стимулирования членов коллектива общества в течение года и по итогам хозяйственно-финансовой деятельности, роль основных источников и форм оплаты труда. Анализируется взаимосвязь распределения полученной прибыли по прямым результатам производственной деятельности коллективов и отдельных исполнителей с выплатой дивидендов, оборотом акций и других ценных бумаг. Рассчитывается удельный вес (соотношение) различных источников, фактических выплат в качестве материального поощрения согласно сложившемуся положению об оплате труда работников предприятия, материального стимулирования из прибыли в конце года и оборота акций, выплат дивидендов.

При рассмотрении сложившегося порядка материального стимулирования работников изучаются порядок и соотношение размеров выплат за нормы выработки в течение года, за количество полученной продукции, отдельно за ее качество, снижение себестоимости.

Суммируются результаты исследований по данному направлению, делаются предварительные выводы, определяются основные методические направления по совершенствованию отдельных положений организационно-правового статуса, внутрихозяйственного экономического механизма предприятия, на перспективу.

Для этого на основе разработки предыдущих направлений, изучения первичной документации, учредительных документов организационно-правового статуса, протоколов общих собраний акционеров, заседаний совета директоров, сопоставления содержания основных положений фактически принятых учредительных документов с типовыми,

утвержденными действующими законодательными актами, собеседований с руководством предприятия, отдельными его работниками, рядовыми акционерами разрабатывается система мероприятий по совершенствованию организационно-правового статуса, организации производственно-финансовой деятельности предприятия.

Основой разработки является анализ результатов исследования фактического состояния проблем. Предлагаются корректировки определенных положений устава и других учредительных документов, их отдельных положений, сложившегося порядка распределения прибыли, ее использования в целях повышения материальной заинтересованности работников в конечных результатах производства предприятия. Предлагаются также новые блочные подходы по совершенствованию поряд-

ка материального стимулирования (оплаты) труда работников.

Разрабатываются пути совершенствования специализации, в частности, структуры товарной продукции, оптимизации сочетания отраслей сельского хозяйства. Конечной целью разработки является получение максимума прибыли предприятием при наличных и приращенных производственных ресурсах, повышение конкурентоспособности производимой на предприятии продукции.

Разрабатывается новая производственная структура, вносятся изменения в уже существующую. Работа сводится к пересмотру сложившихся подразделений, цехов производственных единиц, внутрихозяйственной концентрации производства на основе разработанной новой схемы специализации предприятия. Для этого совместно

Методическая схема правоприменения внутрихозяйственных организационно-правовых положений управления

110---------------------------- ------------- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 1'2012 ---------------------------------------

с руководством, специалистами предприятия пересматриваются назначение, функции, содержание производственной деятельности каждой внутрихозяйственной производственной единицы, их размещение по территории предприятия.

На основе этого разрабатывается новая структура управления, соподчиненности.

Второе направление — повышение эффективности производства аграрного предприятия — предусматривает комплекс мер, приведенных в схеме, которая включает оба направления (рисунок).

Учитывая новизну предполагаемого в статье материала и массовость его применения, важно определить персонал, который на предприятиях вузовских территорий сможет квалифицированно выполнить данную работу. Практика кафедры показывает, что эти обязанности могут быть возложены на обучающихся в университете магистров. В соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта магистр должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в области научно-исследовательской деятельности:

способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследованиями; выявлять перспективные направления, составлять программу исследований; обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избран-

ной темы исследования; проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой; представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада;

в области проектно-экономической деятельности: способностью самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов программ; оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности; разрабатывать стратегию поведения экономических агентов на различных рынках; в области аналитической деятельности: способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне, анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов, составлять прогноз основных средств социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: Велби, 2007. — 560 с.

2. Королёв, Ю.Б. Менеджмент в АПК: учебник для вузов / Ю.Б. Королёв. — М.: КолосС, 2007. — 424 с.

УДК 631.153

Г.В. Лапшина, канд. экон. наук Ю.А. Лапшин, канд. техн. наук

Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия

О НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НА СЕЛЕ

Значительный вклад в развитие аграрной экономики вносят малые формы хозяйствования. В Ульяновской области 170 тыс. граждан ведут личное подсобное хозяйство, есть 680 крестьянско-фермерских хозяйств, 52 сельскохозяйственных потребительских кооператива (СХПК). На их долю приходится (от общего объема производства продукции в области): 70 % молока, 69 % мяса скота и птицы, 74 % овощей, 9 % картофеля. Однако в своей деятельности они сталкиваются с определенными трудностями при реализации продукции, им не хватает средств и научного обоснования для развития собственного дела, их доступ к кредитным ресурсам ограничен из-за отсутствия залогового обеспечения [1].

Для повышения мотивации деятельности этим организациям необходимы научно-техническое обеспечение и государственная поддержка. В 2010 г. малым формам хозяйствования по Российской Федерации перечислено субсидий из федерального бюджета на общую сумму 8,8 млрд р., в том числе на субсидирование процентной ставки — 6,1 млрд р. Объем финансовой поддержки малых форм хозяйствования в Ульяновской области составил 427,9 млн р., в том числе объем субсидий из областного бюджета — 138,2 млн р.

Одной из малых форм хозяйствования являются хозяйства населения. Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, регулируются Федеральным законом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.