Д. РЕПРИНЦЕВ, доцент Воронежская государственная лесотехническая академия
Правоотношения в сфере педагогического труда
В законодательстве, регулирующем порядок подбора преподавателей вуза и замещения их должностей, и в практике его применения имеется ряд существенных недостатков. Устранение их будет способствовать укомплектованию высшей школы профессорско-преподавательским составом, отвечающим высоким профессиональным и моральным стандартам.
Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ) включает шесть статей (глава 52), содержащих специальные нормы, направленные на регулирование труда педагогических работников. Две из этих статей (331 и 332) посвящены порядку подбора преподавателей и замещения их должностей.
Для лиц, претендующих на должность преподавателя вуза, законодательство устанавливает, с одной стороны, квалификационные требования, с другой - ограничения для занятия педагогической деятельностью.
Первое. Одним из критериев оценки уровня профессиональной компетенции педагогических работников вузов являются образование, ученое звание и ученая степень, наличие которых подтверждаются соответственно дипломом об образовании, аттестатом доцента или профессора, дипломом кандидата или доктора наук.
Заметим, что уровень образования педагогических работников, предъявляемый в тарифно-квалификационных характеристиках, предусматривает наличие высшего образования без указания требований к профилю полученной специальности.
Вторым критерием оценки квалификации педагогических работников
является стаж преподавательской работы в вузе, который также никак не дифференцируется: ни в зависимости от профиля кафедры и преподаваемой дисциплины, ни от направления научной специальности.
Если исходить из этих критериев, то квалифицированным можно признать преподавателя, имеющего высшее образование, ученую степень, звание и стаж работы независимо от того, является ли он специалистом в конкретной области знаний или дисциплине, на преподавание которой он претендует. По нашему мнению, это неверно.
В отличие от учителя общеобразовательной школы, которого в вузе готовят для преподавания конкретных дисциплин, преподавателя вуза, в частности для преподавания специальных дисциплин, по существу, никто не готовит, а такие формы подготовки кадров, как докторантура, аспирантура, соискательство, направлены в основном на повышение научной квалификации.
Глубокое познание предмета, овладение методикой преподавания, педагогическое мастерство приходят с годами. Поэтому при оценке квалификации преподавателя нужно, видимо, учитывать стаж работы в вузе не вообще, а по данной специальности, наличие научных и методических работ не любых, а соответствующих профилю преподаваемой дисциплины. В этой связи злободневным становится вопрос разработки квалификационных требований по соответствующим должностям профессорско-преподавательского состава с определением критериев объективной оценки профессиональ-
но-педагогической квалификации претендентов на замещение этих должностей.
Второе. Что касается ограничений для педагогической деятельности, то в соответствии со ст. 331 ТК РФ её не могут осуществлять лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также имевшие судимость за определенные преступления.
Запрет на занятие педагогической деятельностью для этих лиц направлен на ограждение обучающихся от неблагоприятного воздействия на их здоровье, нравственное и психическое развитие. Согласно ст. 331 ТК РФ, перечень медицинских противопоказаний и преступлений, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, устанавливается федеральными законами. Однако закона, определяющего перечень медицинских противопоказаний для занятия педагогической деятельностью, нет.
Отсутствие законодательных разъяснений нормы о запрете заниматься преподавательским трудом лицам, имеющим медицинские противопоказания, делает ее, по существу, недействующей. В самом деле, как следует из этой нормы, от претендента на должность преподавателя требуется справка об отсутствии медицинских противопоказаний, препятствующих приему на данную работу. Но поскольку перечень таких противопоказаний законодательно не закреплен, реализовать требование о недопустимости к педагогической деятельности по этому основанию невозможно.
Создавшуюся ситуацию можно было бы скорректировать применением нормы п. 3 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» - о прохождении педагогическими работниками обязательных медицинских обследований. Однако эта норма устанавливает прохождение
лишь периодических медицинских обследований и не предусматривает обязательности медицинского осмотра при приеме на работу. Кроме того, как показывает практика, требование о прохождении периодических обследований научно-педагогических работников не выполняется. Более того, зачастую администрация вузов не знает о существовании этого требования.
Следовательно, на должности преподавателя может оказаться лицо, способное инициировать возникновение и распространение заболеваний, или психически нездоровый человек.
Изложенное обстоятельство вызывает необходимость срочного принятия нормативного правового акта, устанавливающего перечень оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью по медицинским показаниям.
Что же касается ограничения при приеме на работу лиц, имеющих судимость, законом на этот счет внесено уточнение. Так, согласно новой редакции п. 2 ст. 53 Закона РФ «Об образовании», к педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные УК РФ и УК РСФСР [3]. В отличие от ст. 331 ТК РФ, в п. 2 ст. 53 указанного закона речь идет не просто о судимости, а о судимости неснятой и непогашенной.
В соответствии со ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении шести лет, а осужденных за особо тяжкие преступления - по истечении восьми лет после отбытия наказания. При определенных обстоятельствах судимость может быть снята до истечения срока её погашения.
В отличие от медицинских противо-
показаний, категории преступлений (при наличии непогашенной или неснятой судимости, за которые лица не допускаются к педагогической деятельности) законодатель определил. И тем не менее реализация нормы, предусматривающей ограничение в приеме на работу преподавателя по этому основанию, как, впрочем, и в связи с запретом заниматься педагогической деятельностью по приговору суда, на практике вызывает значительные затруднения.
Дело в том, что для работодателя единственным источником информации о наличии судимости у лица, поступающего на работу, может явиться имеющаяся в его трудовой книжке запись основания увольнения, предусмотренного п. 4 ст. 83 ТК РФ. Но трудовой книжки у этого лица может и не быть, что возможно при поступлении его на работу впервые или при ее утере (действительной или мнимой). Таким образом, у работодателя может не быть сведений о наличии судимости вообще, не говоря уже о категории совершенного преступления, указания о запрете на занятие педагогической деятельностью, сохранении или аннулировании правовых последствий, связанных с судимостью. Такими сведениями располагают лишь информационные центры органов внутренних дел.
Третье. Говоря о праве на занятие педагогической деятельностью, необходимо коснуться специфического ограничения, установленного ст. 332 ТК РФ и п. 3 ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», для замещения руководящих должностей в высших учебных заведениях (ректор, проректор, руководители филиалов и институтов). На эти должности могут претендовать лица в возрасте не старше 65 лет. Согласно ст. 332 ТК РФ, срок их пребывания на указанных должностях мо-
жет быть продлен до достижения ими возраста 70 лет. По представлению Ученого совета такое решение в отношении ректора принимает учредитель (учредители), в отношении проректора и руководителя филиала (института) - ректор.
Ранее такое возрастное ограничение распространялось и на должности заведующего кафедрой и декана факультета.
Сейчас возрастные ограничения касаются лишь должностей ректора, проректора и руководителей филиалов (институтов).
По нашему мнению, норма об установлении возрастных ограничений руководящих работников вузов некорректна.
Во-первых, она касается руководителей только государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования и не распространяется на аналогичные должности негосударственных высших учебных заведений. Такая норма вводит дискриминационные ограничения.
Во-вторых, данная норма противоречит предусмотренному в ч. 1 ст. 3 ТК РФ требованию о том, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. В части 2-й указанной статьи возраст назван как один из факторов, по которому недопустимо ограничение в трудовых правах. Кроме того, из части 3-й этой статьи следует, что ограничение прав работника допускается лишь при условии, если они определяются свойственными данному виду деятельности требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Как видно, в перечень оснований для ограничения прав работника, не являющихся дискриминацией, возрастные ограничения в рас-
сматриваемом нами случае не входят. Следовательно, законодатель, провозглашая правовую защиту работника от дискриминации в сфере труда, в отношении руководящих работников государственных и муниципальных вузов, по существу, вводит дискриминационные ограничения, что противоречит конституционным принципам.
В-третьих, при решении вопроса о возможности замещения должности ректора и других руководителей вуза определяющее значение должен иметь не возраст, а субъективная способность конкретного лица надлежащим образом выполнять свои трудовые и профессиональные обязанности по конкретной должности.
По нашему мнению, положение об указанных возрастных ограничениях руководящих работников вузов должно быть отменено.
П омимо особенностей в подборе кандидатур на должности преподавателей, имеется специфика и в порядке заключения с ними трудового договора. Она состоит в том, что при замещении всех должностей профессорско-преподавательского состава, за исключением декана факультета и заведующего кафедрой, заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор. Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Заключению трудового договора с ними предшествуют выборы.
Таким образом, основанием возникновения трудовых правоотношений преподавателей вузов являются, по существу, две фактические юридические нормы:
1) конкурсный отбор или выборы;
2) заключение трудового договора.
Право на заключение трудового договора возникает у лица, прошедшего конкурсный отбор или выборы.
Ранее действовавший порядок заме-
щения должностей профессорско-преподавательского состава (Положение от 06.08.99 г.) предусматривал случаи, когда трудовой договор с преподавателем вуза мог заключаться не на основе проведенной процедуры конкурсного отбора, а по результатам конкурса документов, определяющих квалификационные требования.
В новом Положении о порядке замещения должностей научно-педагогических работников (от 26.11.2002 г.) норма о возможности заключения трудового договора с преподавателем без проведения процедуры конкурсного отбора отсутствует.
Вместе с тем в сопроводительном к этому Положению письме Минобразования РФ (№ 25-171 ИН/25-22 от 13.12.2002 г.) отмечается, что «... в исключительных случаях в целях непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора между работодателем и преподавателем вуза до проведения конкурсной процедуры в установленном порядке».
Из изложенного следует, что теперь заключение трудового договора с преподавателем вуза без прохождения конкурсного отбора если и допускается, то на незначительный срок (до первой возможности проведения конкурсной процедуры на Ученом совете).
Между тем в практике вузов по-прежнему наблюдаются случаи замещения должностей профессорско-преподавательского состава без прохождения конкурсного отбора. В частности, на срок до одного года зачисляются лица, впервые поступающие на работу, либо лица, у которых истек срок трудового договора. В нарушение ч. 1,2,3 ст. 332 ТК РФ, такой допуск к преподавательской работе осуществляется согласно приказу ректора и зачастую без официального оформления трудового договора.
Подобные нарушения имеют место
и при замещении должности заведующего кафедрой: исполнение его обязанностей возлагается на бывшего заведующего кафедрой, срок договора с которым по предыдущему избранию истек, или на лицо, впервые принятое на кафедру без прохождения конкурсного отбора либо переведенное с другой кафедры.
Система замещения должностей профессорско-преподавательского состава вузов сложилась в стране давно. Механизм конкурсного отбора путем тайного голосования отработан, что позволяет демократическим путем на основе объективной оценки деловых и личностных качеств претендентов осуществлять подбор научно-педагогических кадров. К сожалению, на практике принцип тайности и демократичности волеизъявления членов Ученого совета по той или иной кандидатуре, баллотирующейся на соответствующую должность, зачастую нарушается из-за недостатков в процедуре
голосования, а порой из-за формального отношения к организации ее проведения.
По нашему мнению, обеспечить реализацию принципа тайности и демократичности волеизъявления при голосовании можно двумя путями: либо использованием кабины для тайного голосования, либо изменением формы бюллетеня таким образом, чтобы голосующий обязательно выражал вычеркиванием одно из двух мнений - «за» или «против», либо проставлением «галочки» против фамилии претендента, которому отдается предпочтение.
Сказанное о необходимости обеспечения принципа тайности голосования при конкурсном отборе профессорско-преподавательского состава в полной мере относится и к выборам заведующего кафедрой, декана факультета и особенно - ректора, баллотирующегося в большинстве случаев на безальтернативной основе, что характерно при переизбрании действующего ректора на новый срок.
«ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ»
НАУЧНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ
«ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ» - базовый философский журнал Министерства образования России.
Основные рубрики:
философия и культура в контексте времени проблемы российского образования ■ в помощь преподавателю гуманитарных дисциплин актуальные проблемы современности Публикуются статьи отечественных и зарубежных специалистов в области истории философии, философской антропологии, политической культурологии, религиоведения, психологии, философского психоанализа, эзотерики.
Журнал «Философские науки» входит в перечень изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования РФ.
Индекс в каталоге «Пресса России» - 45490. Телефон редакции 203-72-15