Научная статья на тему 'Правоотношения по защите чести, достоинства и деловой репутации'

Правоотношения по защите чести, достоинства и деловой репутации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1106
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов Н. М.

В статье определены доктринальные пробелы в области защиты чести, достоинства и деловой репутации в современном российском праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Protection of Honour, Dignity and Business Reputation

The article identifies doctrinal blanks in the field of legal protection of honour, dignity and business reputation.

Текст научной работы на тему «Правоотношения по защите чести, достоинства и деловой репутации»

ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ЗАЩИТЕ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ

Н.М. Кузнецов

Кафедра гражданского и трудового права Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

В статье определены доктринальные пробелы в области защиты чести, достоинства и деловой репутации в современном российском праве.

На первый взгляд эта правовая тема выглядит довольно простой и ясной для понимания. Однако на практике, в судах общей юрисдикции и в особенности в арбитражных судах возникает множество ситуаций, на которые, как оказывается, теория гражданского права не дает ответа. Это происходит потому, что теория права несколько отстает от практических запросов жизни. Практическая жизнь общества богаче и развивается быстрее, чем правовая наука о нем.

Анализ научной литературы по содержанию таких правоотношений также показывает наличие некоторой доктринальной пробельности в области защиты чести, достоинства и деловой репутации. Научные изыскания по данной теме за последние десять — пятнадцать лет чаще всего ограничиваются анализом чести, достоинства и деловой репутации как объектов гражданских прав, или рассмотрением способов защиты их в судебном либо внесудебном порядке [1; 2].

Однако без должного научного внимания и анализа остаются такие немаловажные вопросы, как характер и правовая природа иска о защите чести, достоинства и деловой репутации. Можно ли отнести такой иск к известным категориям исков: виндикационным и негаторным, или будет правильнее отнести его к компенсаторным искам, где создается возможность компенсировать то, что изъять (виндицировать) нельзя, а защитить по аналогии с защитой права собственности или иных вещных прав невозможно.

Рассматривая такие вопросы, мы сталкиваемся с необходимостью теоретического обоснования тех новых правовых реалий, которые ставит перед нами сама жизнь. В современном обществе за последние несколько лет отношения в связи с защитой чести достоинства и деловой репутации усложнились до такой степени, что необходимо выработать дополнительные способы защиты истца, помимо, по сути, единственного судебного способа, каким является опровержение не соответствующих действительности порочащих сведений.

Отнесемся к означенным проблемам с должной серьезностью и ответственностью, с глубоким осмыслением огромной социальной значимости государственной защиты чести, достоинства и деловой репутации каждого отдельно взятого физического и юридического лица. Из этого исходит Конституция нашей страны, которая

устанавливает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2 Конституции РФ).

По своей правовой природе такие нематериальные блага, как честь, достоинство и деловая репутация, входят в состав объектов гражданских прав. Конституционные основы регулирования защиты чести и достоинства гражданина составляют следующие правила: принцип охраны достоинства личности, состоящий в том, что «достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления» (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ). «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизнь, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ).

Нередко распространением недостоверных порочащих сведений нарушается деловая репутация не только физических, но прежде всего юридических лиц, что в условиях рыночной экономики неизбежно приводит у существенному снижению уровня конкурентоспособности организации. Это также требует адекватного гражданско-правового регулирования.

Специальные средства гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации закреплены в ГК РФ, который устанавливает, что «гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь или достоинство сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности» (ч. 1 ст. 152 ГК РФ). Процесс реализации данных норм выявил ряд проблем теоретического и практического характера, предопределенных недостаточной исследованностью объектов названной гражданско-правовой защиты, что вызвало необходимость продолжения моих исследований в данном направлении.

Дальнейшее углубленное исследование содержания отношений по защите чести, достоинства и деловой репутации является в настоящее время в высшей степени актуальным. Большую роль играет определение самого понятия и правовой природы чести, достоинства и деловой репутации как объектов гражданских прав; исследование имеющихся средств защиты чести, достоинства и деловой репутации; выработка предложений по совершенствованию механизма защиты чести, достоинства и деловой репутации юридических лиц; определение момента возникновения и особенностей развития чести, достоинства и деловой репутации; разработка предложений по совершенствованию норм, составляющих правовое регулирование чести, достоинства и деловой репутации; установление субъектного состава правоотношений по защите чести, достоинства и деловой репутации, и ряд других.

В научной литературе уже отмечалось, что по правовой природе честь, достоинство и деловая репутация представляют собой личные нематериальные блага, обладающие абсолютным характером [4].

Содержательная часть возникающих в связи с этим обстоятельством правоотношений состоит в том, что субъект защиты — физическое или юридическое лицо, о котором идет речь, состоит со всем обществом [государством] й с каждым в отдельности субъектом гражданского оборота в абсолютном правоотношении, внутри которого у всех лиц, кроме его самого, имеется пассивная обязанность не умалять чести, достоинства и деловой репутации данного лица.

Внутри этого общего понимания содержания правоотношений по защите чести, достоинства и деловой репутации спорящие стороны, а вместе с ними и суд неизбежно сталкиваются с необходимостью выяснения собственно понятий чести, достоинства и деловой репутации.

Поскольку все три категории являются категориями нравственными и, как правило, очень тесно связаны между собой, то разница между ними может быть установлена лишь в субъективном или объективном подходе к оценке этих качеств.

Если суд интересует объективная оценка человека или юридического лица, то речь идет о чести и деловой репутации.

Если же имеется в виду субъективная оценка, то в этом случае на первый план выходит достоинство и речь идет именно о нем.

Таким образом под понятием чести и деловой репутации следует понимать общественную оценку качеств физического или юридического лица, а под понятием достоинства — самооценку гражданина своих качеств и его убежденность том, что он соответствует объективным критериям чести и репутации, выработанным тем обществом и государством, в котором он живет.

Близость категорий чести достоинства и деловой репутации в нравственном отношений вовсе не означает отсутствие различий между ними прежде всего в юридическом плане, в степени и особенностях вовлечения этих катег орий в гражданский оборот.

На взгляд автора, одной из таких особенностей обладает понятие деловой репутации. Причем, если « репутация « — Это « сложившееся о человеке мнения, основанное на оценке его общественно значимых качеств «, то деловая репутация — это «оценка его профессиональных качеств» [3].

Из трех рассматриваемых правовых категорий лишь деловая репутация имеет прямое отношение к юридическому лицу. Она складывается с момента образования данного юридического лица из всего того, что так или иначе относится к его существованию и деятельности.

Причем такая репутация может иметь не только положительное содержание, но и отрицательно характеризовать ее обладателя.

Информация о юридическом лице, касающаяся общественной оценки его деловой репутации, имеет двоякое происхождение. С одной стороны, такая информация воспринимается в результате ее публичного распространения, в том числе посредством рекламы, и с другой — это результат достоверно получаемых сведений, касающихся деятельности организации.

Формирование общественной оценки деловой репутации не должно строиться на желаемой или приукрашенной деятельности, поскольку заинтересованные лица могут выяснить истинную репутацию данного физического или юридического лица.

Деловая репутация этих лиц не является раз и навсегда установленной. Она носит динамичный характер и может быть в разное время как положительной, так и отрицательной, что несомненно влияет на то место в системе общественных отношений, которое они занимают или могут занять.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалов А.В. Честь, достоинство и деловая репутация как объекты гражданских прав: Дис... канд. юрид. наук. — Краснодар, 2004. — 167 с.

2. Добриева М.Д. Честь, достоинство и деловая репутация как объект защиты в гражданском праве и процессе: Дис... канд. юрид. наук. — Москва, 2004. — 197 с.

3. Комментарий части первой Гражданского кодекса РФ для предпринимателей. — М.: «Фонд правовая культура», 1995.

4. Суржик А. Ф. Нематериальные блага в системе объектов гражданских правоотношений. — М.: РИО РГТЭУ, 2005.

LEGAL PROTECTION OF HONOUR, DIGNITY AND BUSINESS REPUTATION

N.M. Kuznetsov

The Department of Civil and Labor Law Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya St., 6, 117198 Moscow, Russia

The article identifies doctrinal blanks in the field of legal protection of honour, dignity and business reputation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.