— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-5-19 УДК 347.9
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Митина Е.С.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации. Анализируются финансовые и кадровые проблемы в российских правоохранительных органах.
Цель: изучить проблемы и перспективы gправоохранительных органов Российской Федерации.
Методы: анализ, синтез, обобщение и систематизации научных источников по проблеме исследования.
Результаты. Отмечается необходимость повышения заработной платы сотрудников правоохранительных органов, у также уровня их профессиональной подготовки. Обращается внимание на проблемы взаимодействия между отдельными правоохранительными органами вследствие дублирования их полномочий. Называются сложности, возникающие в рамках взаимодействия правоохранительных органов со СМИ. Автор считает, что важно разрабатываться новые стратегии данного взаимодействия. Раскрываются возможности цифровизации деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации.
Выводы. По мнению автора, целесообразным является переход всех правоохранительных органов на электронный документооборот, который позволит сократить финансовые затраты и случаи фальсификаций. Кроме того, необходимо развивать использование сотрудниками правоохранительных органов современных средств визуализации.
Ключевые слова: визуализация, правоохранительная деятельность, правоохранительные органы, средства массовой информации, цифровизация.
LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS
Elena S. Mitina
Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
Abstract. The article discusses the problems and prospects for the development of law enforcement agencies in the Russian Federation. Financial and personnel problems in Russian law enforcement agencies are analyzed.
Object: to study the problems and prospects of law enforcement agencies of the Russian Federation.
Methods: analysis, synthesis, generalization and systematization of scientific sources on the research problem.
Results. There is a need to increase the salaries of law enforcement officers, as well as the level of their professional training. Attention is drawn to the problems of interaction between individual law enforcement agencies due to duplication of their powers. The difficulties that arise in the framework of interaction between law enforcement agencies and the media are identified. The author believes that it is important to develop new strategies for this interaction. The possibilities of digitalizing the activities of law enforcement agencies in the Russian Federation are revealed.
Conclusions. According to the author, it is advisable to switch all law enforcement agencies to electronic document management, which will reduce financial costs and cases of falsification. In addition, it is necessary to develop the use of modern visualization tools by law enforcement officers.
Keywords: visualization, law enforcement, law enforcement agencies, media, digitalization.
Введение.
Правоохранительная деятельность российского государства является гарантом правопорядка и
законности, воплощаемой через систему органов государственной власти. Работа всех органов государственной власти осуществляется в рамках действующего законодательства и способ© Митина Е.С.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
ствует утверждению основ законности и укреплению правопорядка, но существует целый ряд органов государственной власти, которые занимаются реализацией исключительно правоохранительной функции. Эти органы государственной власти именуются правоохранительными [2, с. 65].
Несмотря на особую значимость правоохранительных органов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, в настоящее время существует немало проблем в данной области.
Прежде всего, стоит сказать о том, что в правоохранительных органах Российской Федерации в настоящее время наблюдаются большие кадровые проблемы. Так, например, в октябре 2023 года в важнейшем правоохранительном органе -МВД России - заявили о нехватке 100 тыс. сотрудников. Среди главных причин сложившейся ситуации были названы недостаточность денежного довольствия и заработной платы сотрудников МВД России. При этом отмечено, что в государственном бюджете на 2024 год не установлена плановая индексация заработной платы сотрудников МВД России, вследствие чего нельзя решить ни финансовые, ни, следовательно, кадровые проблемы в данном правоохранительном органе [3].
Полагаем, что существенной проблемой в рамках правоохранительной деятельности является недостаточный уровень профессиональной подготовки сотрудников российских правоохранительных органов. Думается, что для решения этой проблемы следует повысить требования к тактической подготовке сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации и развивать их навыки, которые необходимы в условиях чрезвычайных условиях.
Представляется, что улучшить показатели правоохранительной деятельности можно с помощью увеличения плотности нарядов правоохранительных органов за счет ежедневного привлечения и эффективного задействования членов народных дружин.
Результаты.
В контексте обеспечения законности и правопорядка в Российской Федерации, особую роль играет взаимодействие правоохранительных органов друг с другом. Здесь также имеются определенные сложности. Так, к примеру, недостаточной эффективностью отличается сегодня взаимодействие ОВД с Росгвардией. Представляется, что для усиления взаимодействия данных органов необходимо, прежде всего, убрать дублирование полномочий между ними, а также улучшить механизмы их взаимодействия.
На сегодняшний день также существуют проблемы взаимодействия правоохранительных органов со средствами массовой информации.
Стоит отметить, что информация и общественное мнение, формируемое средствами массовой информации, играют важную роль в работе правоохранительных органов. СМИ позволяют правоохранительным органам доводить до общества информацию о совершенных административных правонарушениях и преступлениях, что способствует привлечению внимания общественности к проблемам правопорядка. Кроме того, СМИ могут выполнять функцию контроля за деятельностью правоохранительных органов, что способствует предотвращению злоупотреблений и коррупции [4, с. 184].
Правоохранительные органы используют СМИ в нескольких аспектах:
- Информирование общества: СМИ освещают административные правонарушения и преступления, расследования и судебные процессы, что помогает информировать общественность о текущей ситуации в сфере законности и правопорядка;
- Поиск свидетелей и улик: Публикация информации об административных правонарушениях и преступлениях может привести к появлению новых свидетелей или предоставлению полезных улик правоохранительными органами;
- Содействие в розыске: СМИ могут помочь в розыске подозреваемых, публикуя их фотографии и описания;
- Мониторинг общественного мнения: Правоохранительные органы могут отслеживать общественное мнение и реакцию общества на различные административные правонарушения и преступления, что может влиять на приоритеты расследования.
Стоит отметить, что освещение подробностей административных правонарушений и преступлений СМИ не всегда имеет положительные последствия. Это обусловлено тем, что СМИ способны напрямую влиять на детерминацию преступности. Можно выделить определенные группы действий, через которые и осуществляется указанное воздействие:
1. Информирование о методах и способах совершения административных правонарушений и преступлений. Продукция информационных агентств, телевидение, криминальные новости, а также кинопродукция, которые содержат сообщения о преступлениях, способы их совершения, сцены насильственного характера, «рекомендации» криминального характера, нередко представляют собой стимул к совершению преступлений, похожих на описанные или показаны. При этом продукция подобного рода, хотя и создана для общества (с функцией информирования, развлечение, даже предупреждение), имеет двусторонний вектор: криминогенный и антикриминогенный. Отсюда следует, что, информируя о методе и способе совершения противоправного действия, СМИ одновременно и пропагандируют их.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
2. Злоупотребление ненормативной лексикой. Общепризнано, что использование ненормативной лексики приводит к снижению социального контроля, обеднению языка и культуры. Употребление же ненормативной лексики в информационных сообщениях СМИ становится усиливающим элементом влияния описанных показанных противоправных действий, при этом агрессивное или даже преступное поведение, исходя с эффектом прайминга, может быть активирована в более или менее агрессивной обстановке за употребление ненормативной лексики.
3. Романтизация и идеализация преступности, героизация правонарушителей и преступников. Романтизация преступности самое большое развитие получила в советские времена, когда попытки борьбы с преступными проявлениями лишь усиливали интерес граждан к противоправным действиям или преступному образу жизни.
Наибольшая часть такого влияния происходит за счет кинематографических произведений (существование отдельного жанра-криминальная драма, криминальная комедия и т.д.), сериалов, описывающих либо определенный вид преступлений, либо несколько противоправных действий одновременно. При этом во многих таких произведениях административные правонарушения и преступления остаются безнаказанными, что создает дополнительные стимулы для совершения административных правонарушений и преступлений.
Кроме того, романтизации преступного образа жизни современными СМИ способствует и активная популяризация преступных действий через описание их в книжных изданиях. Значительное распространение получили детективы самой разнообразной направленности, от легких до детально описывающих все подробности противоправных действий.
4. Реклама алкогольной и табачной продукции. Большое количество административных правонарушений и преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения. К тому же популяризация такого образа жизни средствами СМИ и телевидение, киноиндустрии приводит к негативному влиянию на зрителей и стиранию границ между допустимым и недопустимым употреблением. Кроме того, реклама алкогольных напитков и табачных изделий часто содержит сцены, очень близки к уголовным.
5. Содействие и развитие криминальной субкультуры. Конечно, стоит признать, что специально СМИ не формируют криминальную субкультуру. Одним из наиболее неисследованных механизмов обратного воздействия преступности на общество является воздействие средств массовой коммуникации. Сформировалось специфическое социально-психологическое явление, которое можно назвать «информпреступ-ность» - та преступность, образ которой создан средствами массовой коммуникации и суще-
ственно отличается от реальной преступности, с которой сталкивается каждый [5, с. 37].
Итак, с развитием информационных технологий и социокультурных изменений средства массовой информации стали более доступными и влиятельными. Социальные сети, онлайн-платформы и мобильные приложения обеспечивают мгновенное распространение информации, что оказывает значительное воздействие на работу правоохранительных органов.
Однако, эта эволюция также создает новые вызовы и угрозы, такие как распространение фей-ковых новостей и нарушение конфиденциальности данных. Правоохранительные органы должны адаптироваться к этим изменениям и разрабатывать стратегии взаимодействия с СМИ, учитывая современные реалии.
Одно из самых перспективных направлений совершенствования деятельности правоохранительных органов связано с процессами цифро-визации. В первую очередь, цифровизация связана с переходом с бумажного документооборота на электронный. В таком случае все документы сотрудники правоохранительных будут создавать на компьютере, ноутбуке или сканировать и вводить в специальную компьютерную программу. Электронный документооборот имеет очевидные преимущества перед бумажным. Так, составление документов в электронном формате может поспособствовать сокращению денежных затрат, невозможности сфальсифицировать материалы недобросовестными сотрудниками правоохранительных органов. Думается, что в будущем необходимо урегулировать в нормах административного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации возможность осуществления сотрудниками правоохранительных органов производства по делам об административных правонарушениях и уголовного производства в электронном формате.
Цифровизация деятельности правоохранительных органов имеет отношение не только к электронному документообороту, но и возможностям правоохранительных органов использовать в своей работе современные средства визуализации [1, с. 102]. В настоящее время можно констатировать, что чаще всего российскими правоохранительными органами используются видеозаписи, то есть традиционные средства визуализации. Однако полагаем, что более эффективным средством визуализации для правоохранительных органов являются 3й-модели, основанные на сканах FARO, которые широко применяются в правоохранительной деятельности зарубежных стран [6]. Дело в том, что ни одно другое средство визуализации не сочетает в себе настолько высокий уровень точности и интерактивности. При сканировании FARO используется технология лазерного сканирования для создания детальных и точных трехмерных изображений мест совершения административных право© Митина Е.С.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
нарушений и преступлений. Эти сканирования фиксируют миллионы точек данных за считанные минуты, обеспечивая точную и полную запись места совершения административного правонарушения и преступления.
На фотографиях и видео могут быть упущены важные детали, и их точность зависит от таких факторов, как условия освещения, используемое оборудование камеры и пр. Так, часто при доказывании совершенного административного правонарушения или преступления правоохранительным органам недостаточно одних только видеозаписей, чтобы доказать вину правонарушителя или преступника. Сканирование FARO обеспечивает высочайший уровень точности данных, сводя к минимуму риск того, что важные доказательства будут оставлены без внимания или искажены в суде.
Трехмерная реконструкция места совершения административного правонарушения и преступления выходит за рамки традиционных двухмерных фотографий и видео, обеспечивая трехмерное изображение всего места преступления; они создают интерактивные инструменты исследования, которые позволяют погрузиться в сцену и получить точное представление о масштабе, расстояниях и расположении объектов. Это помогает правоохранительным органам, суду, свидетелям виртуально проходить по месту совершения административного правонарушения или преступления, обеспечивая понимание окружающей среды. Такой уровень детализации может оказаться неоценимым в суде, помогая визуализировать пространственные взаимоотношения между объектами, телами и другими доказательствами [2, с. 105].
Интерактивный характер 3й-моделей позволяет оказаться на месте совершения административного правонарушения или преступления и увидеть с большой точностью, что потенциальный свидетель мог или не мог быть свидетелем в момент совершения противоправного деяния. Кроме того, эти взаимодействия с 3й-моделью могут быть записаны и воспроизведены для суда, создавая экспонаты, которые соответствуют фактам о событиях административного правонарушения или преступления посредством точного воссоздания реальной среды.
При использовании традиционных фотографий и видео существует множество способов непреднамеренно исказить изображение или неточно передать масштаб и расстояние. Например, фокусное расстояние объектива камеры, условия освещения и искажение корпуса объектива могут способствовать неточности традиционного изображения. Однако это не те проблемы, с которыми сталкиваются правоохранительные органы при использовании сканов FARO и 3й-модели. Эти сканирования позволяют правоохранительным органам сохранить целостность места совершения административного правонарушения или преступления, фиксируя его в том виде, в
каком оно было обнаружено. Сохранение оригинальной сцены имеет решающее значение для поддержания цепочки сохранности и обеспечения надежности доказательств в суде.
Кроме того, трехмерная реконструкция места совершения преступления позволяет судебно-медицинским экспертам проводить расширенный анализ, который ранее был невозможен с помощью традиционных методов документирования. Например, брызги крови, траектории пуль, показания очевидцев и реконструкции инцидента могут быть точно смоделированы и визуализированы в 30, что помогает правоохранительным органам сложные аспекты уголовного дела. Это улучшает общий процесс расследования и представление доказательств в суде.
С помощью 30-моделей суд может виртуально посещать место совершения административного правонарушения или преступления столько раз, сколько это необходимо, ставя себя непосредственно на место свидетелей и правонарушителей (преступников).
Используя видеозапись и лазерное сканирование места, где произошло административное правонарушение или преступление, правоохранительные органы могут создавать 30-модель и полную реконструкцию аварии.
Очевидно, что передовые технологии, такие как 30-моделирование, обеспечивают беспрецедентную точность, комплексный сбор данных, сохранение целостности места преступления, улучшенные возможности анализа и улучшенную связь. Когда прямых фото-, видео- и аудио-доказательств у военных правоохранительных органов недостаточно, можно использовать 30-моделирование и реконструкцию события административного правонарушения или преступления, чтобы определить, что на самом деле произошло.
Заключение.
Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что для повышения эффективности выполнения всех функций, возложенных на сотрудников правоохранительных органов, необходимо решение многих проблем. В частности, целесообразно в первую очередь:
1) улучшить денежное довольствие и повысить уровень заработной платы сотрудников правоохранительных органов;
2) повысить требования к тактической подготовке сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации и развивать их навыки, которые необходимы в условиях чрезвычайных условиях;
3) усилить взаимодействие между правоохранительными органами;
ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / HUMANITIES, SOCIAL-ECONOMIC AND SOCIAL SCIENCES. 2024. № 5 (май)
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
4) разработать новые стратегии взаимодей- 5) способствовать развитию цифровизации
ствия правоохранительных органов со СМИ; сфере правоохранительной деятельности.
в
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Балашов А.Н. Основы теории электронных доказательств : монография / А.Н. Балашов, И.Н. Балашова, Д.В. Бахтеев [и др.]; Под ред. С.В. Зуева. М. : Юрлитинформ, 2019. 398 с.
2. Барчуков В.К. Информационное обеспечение, искусственный интеллект, правоохранительная деятельность / В.К. Барчуков; Под ред. С.В. Расторопова. М. : Юридический центр, 2022. 265 с.
3. В МВД заявили о нехватке 100 тыс. человек. URL : https://www.rbc.ru/politics/11/10/2023/65267c689a 7947345a72f306 (дата обращения 10.04.2024).
4. Заурби Л.Ш. Сотрудничество органов предварительного следствия со средствами массовой информации как одно из условий повышения эффективности раскрытия и расследования преступлений / Л.Ш. Заурби // Государственная служба и кадры. 2019. № 3. С. 183-186.
5. Константинова А.С. Практика взаимодействия со СМИ в органах государственной власти : учеб. пособие / А.С. Константинова, Е.А. Шабанова, А.В. Манкиева, Р.А. Кандыба. Пятигорск : РИА-КМВ, 2021. 163 с.
6. Colo. police dept. uses FARO Laser Scanner to document scene of mass shooting. URL : https://www.po lice1 .com/police-products/3d-laser-scanners/press-releases/colo-police-dept-uses-faro-laser-scanner-to-document-scene-of-mass-shooting-CV0NZf41WbBSQJy0 (дата обращения 10.04.2024).
References:
1. Balashov A.N. Fundamentals of the theory of electronic evidence : monograph / A.N. Balashov, I.N. Balasho-va, D.V. Bakhteev [et al.]; Edited by S.V. Zueva. M. Yurlitinform, 2019. 398 p.
2. Barchukov V.K. Information support, artificial intelligence, law enforcement / V.K. Barchukov; Edited by S.V. Rastoropova. M. : Legal Center, 2022. 265 p.
3. The Ministry of Internal Affairs announced a shortage of 100 thousand people. URL : https://www.rbc.ru/poli tics/11 /10/2023/65267c689a7947345a72f306 (date of application 04/10/2024).
4. Zaurbi L.Sh. Cooperation of preliminary investigation bodies with the media as one of the conditions for increasing the efficiency of detection and investigation of crimes / L.Sh. Zaurbi // Public service and personnel. 2019. № 3. P. 183-186.
5. Konstantinova A.S. Practice of interaction with the media in government bodies : textbook / A.S. Konstantino-va, E.A. Shabanova, A.V. Mankieva, R.A. Kandyba. Pyatigorsk : RIA-KMV, 2021. 163 p.
6. Colo. police dept. uses FARO Laser Scanner to document scene of mass shooting. URL : https://www.po lice1 .com/police-products/3d-laser-scanners/press-releases/colo-police-dept-uses-faro-laser-scanner-to-document-scene-of-mass- shooting-CV0NZf41WbBSQJy0 (date of application 04/10/2024).
Информация об авторе
Митина Елена Сергеевна
аспирантка,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; начальник отдела договорной и правовой работы, БО Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» [email protected]
Elena S. Mitina
Postgraduate Student,
Russian Academy of National Economy
and Public Administration
under the President of the Russian Federation;
Head of the Department of Contractual and Legal Work,
BO Orel region «Interregional Bureau
of Technical Inventory»