Правоохранительная и правозащитная функции Конституционного Суда Российской Федерации
Н.В. МОТОРОВА - преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России
В статье дается сравнительный научный анализ правоохранительной и правозащитной функций органа конституционного правосудия России. С теоретических позиций рассматриваются основные особенности обозначенных направлений деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, выясняются различия в их содержании. В подтверждение выводов автора приводятся статистические данные. Затронутые в статье вопросы представляют научный и практический интерес.
Ключевые слова: функции органа государственной власти; полномочия органа государственной власти; конституционный контроль; защита прав и свобод граждан; охрана прав и свобод граждан.
Law enforcement and advocacy function of the Constitutional Court of the Russian Federation
N.V. MOTOROVA - a lecturer of the administrative and legal disciplines chair, the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia
The article deals with the comparative and scientific analysis of law enforcement and advocacy function of the constitutional justice body of Russia. The main features of those areas in the activity of the Constitutional Court of the Russian Federation based on theory are considered in the article, the difference in their content is also determined.
Key words: a function of the state body; the authorities of the state body; constitutional control; protection of the rights and freedoms of citizens; safety of the rights and freedoms of citizens.
В настоящее время защита прав человека и гражданина по-прежнему остается весьма актуальной темой. Огромную роль в ее обеспечении играет судебная власть. Функция судебной защиты прав и свобод человека и гражданина естественным образом вытекает из места и роли судебной власти в обществе: последняя призвана разрешать разнообразные социальные конфликты, возникающие в правовой сфере и живо затрагивающие интересы людей. Учреждение публичной властью особых органов для охраны имущественных, личных и иных прав граждан обусловлено ее заинтересованностью в стабильности общественных отношений, в немалой степени зависящей от правовой защищенности членов общества1.
Весомый вклад в обеспечение реализации конституционных прав и свобод граждан вносит Конституционный Суд Российской Федерации, осуществляющий правоохранительную и правозащитную деятельность посредством конституционного контроля. Рассматривая обращения граждан, иных субъектов, он исключает из правового поля
нормы, искажающие смысл конституционных прав и свобод и препятствующие их осуществлению. При этом иные проявления деятельности суда также прямо или косвенно направлены на защиту прав и свобод личности. Охрана и защита прав и свобод человека и гражданина, являющиеся самостоятельными направлениями деятельности всех органов государственной власти, присутствуют и в числе функций Конституционного Суда Российской Федерации. Подчеркнем, что в научной литературе функции органа государственной власти определяются именно как основные направления его деятельности2.
Функции органа конституционного правосудия представляют собой основные направления деятельности конституционных судов, преследующих достижение цели и выполнение задач конституционного правосудия. Функции конституционных судов реализуются через их полномочия, закрепленные в законодательстве, и называются юрисдикционными или компетенционны-ми. По значимости и распространенности их можно подразделить на основные (тол-
кование конституции, конституционный контроль, защита прав и свобод человека и гражданина, разрешение споров о компетенции) и дополнительные (содействие законотворчеству, реализация конституционной ответственности, дача экспертных заключений по конституционным вопросам, осуществление учредительно-регистрационных актов по вопросам конституционного значения)3. Таким образом, защита прав и свобод граждан исследователями определяется как одна из основных функций конституционных судов, в то время как охрана прав граждан, как правило, не упоминается в качестве самостоятельного направления деятельности этих органов.
На практике в процессе функционирования большинства органов государственной власти охрана и защита прав граждан существуют в неразрывной связи. Безусловно, реализуются они и органами конституционного контроля. Конституционный Суд Российской Федерации, принимая к производству дела в порядке конкретного нор-моконтроля в связи с применением оспариваемой нормы в отношении определенного лица, никак не ограничен целью защиты конституционных прав только этого субъекта, как это предусмотрено, к примеру, в гражданском судопроизводстве, где решение может касаться только участвующих в деле лиц. Последствия решений, принятых в порядке судебного конституционного контроля, значительно шире по объему затрагиваемых общественных отношений4. Путем принятия решения по конкретному делу орган конституционного правосудия не только защищает нарушенное конституционное право или решает иной конституционно-правовой спор, но и выполняет превентивную функцию, суть которой составляет предупреждение правонарушений в будущем. Конституционный Суд Российской Федерации посредством правовых позиций, сформулированных в решениях, предостерегает и законодателей, и правоприменителей от будущих ошибок, обозначая конституционно-правовую трактовку положений нормативных правовых актов или практики их применения. Поэтому очевидным является тот факт, что наряду с правозащитной деятельностью Конституционным Судом Российской Федерации осуществляется и правоохранительная.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 125) Конституционный Суд Российской Федерации:
1. Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
2. Разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
4. Дает толкование Конституции Российской Федерации.
5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
К закрепленным в Основном законе полномочиям органа конституционного контроля согласно законодательству также относится:
1. Право выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения5.
2. Право осуществлять проверку соответствия Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума6.
3. Право участвовать в процедурах принятия в состав Российской Федерации нового субъекта, проверяя заключенный при этом договор на соответствие Конституции Российской Федерации7.
Через закрепленные в Конституции Российской Федерации и национальном за-
конодательстве полномочия Конституционного Суда Российской Федерации реализуются основные юрисдикционные функции органа конституционного правосудия, а именно: собственно конституционный контроль, то есть проверка на соответствие Основному закону различных нормативных правовых актов, защита прав и свобод человека, толкование Конституции, разрешение споров о компетенции. С основными функциями тесно связаны функции дополнительные: содействие законотворчеству, осуществление экспертных заключений и учредительно-регистрационных актов по вопросам конституционного значения8.
Основной функцией Конституционного Суда Российской Федерации является функция конституционного контроля - самостоятельное направление государственно-властной деятельности.
В юридической литературе даются различные определения понятия конституционного контроля. Так, М.А. Нудель характеризует его как проверку законов с точки зрения их соответствия Конституции9. Д.Л. Златопольский усматривает в конституционном контроле проверку соблюдения конституции и конституционных законов, а также соответствия всех других актов высших органов государства Конституции10. Немецкий ученый А. Бланкенагель определяет конституционный контроль как деятельность, заключающуюся в ограничении власти и разрешении конфликтов11. Н.В. Витрук под конституционным контролем подразумевает специфическую функцию компетентных органов публичной власти по обеспечению верховенства Конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений на всей территории государства12.
Рассмотренные трактовки, отражая сущность конституционного контроля, не определяют его места в деятельности государства. Думается, более точным и четким определением является следующее: конституционный контроль - это особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны независимыми от законодательной и исполнительной власти судебными или специальными контрольными органами по обращениям уполномоченных на то лиц или по инициативе самого контролирующего органа13.
Конституционный контроль является основной функцией Конституционного Суда
Российской Федерации, посредством его орган конституционного правосудия реализует иные направления своей деятельности, в том числе защиту и охрану прав и свобод граждан.
Охрана и защита прав и свобод человека и гражданина - преобладающее направление деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что рассмотрение обращений граждан и их объединений занимает в практике деятельности органа конституционного контроля ведущее место. В подтверждение этого можно привести статистические данные о количестве обращений, ежегодно поступающих в суд, и, соответственно, вынесенных решений Конституционного Суда Российской Федерации. Эти показатели свидетельствуют о том, какую огромную работу проделывает орган конституционного правосудия по охране и защите прав и свобод граждан.
Охрана и защита прав и свобод граждан в большинстве исследований рассматривается как единое направление деятельности различных органов государственной власти, в том числе и Конституционного Суда Российской Федерации. Так, Н.В. Витрук отмечает, что в научной литературе понятия и термины правовой охраны и правовой защиты, правоохранительной и правозащитной деятельности чаще всего представляют собой синонимы, взаимозаменяющие друг друга14.
В то же время многие исследователи проводят границу между правовой охраной и правовой защитой15. Например, С. Сабике-нов считает, что понятие охраны в юридическом смысле - это позитивное, статичное состояние норм права, направленных непосредственно на ограждение осуществления субъективных прав и законных интересов граждан от возможных нарушений. При этом охрана прав и интересов граждан реализуется вне конкретных правоотношений, тогда как защита уже нарушенных прав всегда происходит в рамках конкретных деликтных правоотношений, возникновение которых нежелательно с точки зрения интересов как человека, так и государства. Данный автор выделяет и другие отличительные признаки охраны права в сравнении с его защитой: 1) охрана прав осуществляется посредством как правовых, так и неправовых форм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также общественных организаций, защита реализуется только через правовые формы деятельности компетентных органов или управомоченных
лиц; 2) меры охраны права могут быть рассредоточены в правовых и иных социальных нормах, защита права предполагает наличие и действие конкретных средств и способов, которые устанавливаются государством и закрепляются исключительно в нормах права16. Таким образом, С. Сабикенов под правовой охраной подразумевает нормативное закрепление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также гарантий их реализации, в то время как защита прав видится ему в качестве деятельности уполномоченных органов в рамках конкретных правоотношений.
Н.И. Матузов также отмечает, что охрана и защита субъективного права не есть одно и то же. Права человека охраняются постоянно, а защита осуществляется только тогда, когда имеет место их нарушение. Защита по сути является одним из элементов охраны, одной из ее форм17.
В.Н. Бутылин под охраной прав граждан понимает деятельность по профилактике и пресечению правонарушений, а защиту прав определяет как деятельность по восстановлению нарушенных прав и применению в необходимых случаях мер наказания за виновные правонарушения18.
Н.В. Витрук отмечает, что более верным является различие правовой охраны и правовой защиты по содержанию. Содержание правовой охраны, правоохранительной деятельности включает профилактику правонарушений, пресечение правонарушений, осуществление иных правообеспечительных мер при выявлении и определении состава правонарушений, установление правонарушителей в процессуальном порядке, закрепленном в законе, со стороны государства и его органов и должностных лиц. Содержание защиты права охватывает основания ее необходимости, цели ее осуществления, а также действия как носителя права (по использованию законных средств и форм (порядка) защиты), так и компетентных органов и должностных лиц, обязанных осуществлять защиту нарушенных прав, иных органов и объединений, других субъектов права, содействующих этому19.
Анализ представленных точек зрения позволяет выявить существенные характеристики, с опорой на которые можно выделить отличительные особенности таких видов публичной деятельности, как охрана и защита прав граждан. К данным характеристикам следует отнести: 1) момент возникновения (правовая охрана осуществляется непрерывно, правовая защита - только при нарушении); 2) содержание.
На основе приведенных теоретических выкладок возможно формулирование вывода о том, что охрана и защита прав граждан -два самостоятельных направления деятельности органа конституционного правосудия20. В подтверждение этого можно привести ряд положений.
Во-первых, для охраны и защиты прав граждан Конституционным Судом Российской Федерации как видов публичной деятельности характерны различные моменты возникновения. Охрана прав граждан осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации постоянно при рассмотрении большинства категорий дел по обращениям различных субъектов (как граждан и их объединений, так и, например, судебных органов, группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представительных (законодательных) органов субъектов Федерации), а также при толковании Конституции Российской Федерации. Свидетельством этого выступают различные решения органа конституционного правосудия21.
Защита прав граждан реализуется судом посредством рассмотрения их жалоб о нарушении конституционных прав и свобод. Специфика данного рода деятельности заключается в том, что орган конституционного правосудия предпринимает определенные действия только тогда, когда конституционные права человека нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, о чем должно быть сообщено суду в виде жалобы. Защита прав граждан может осуществляться также и по обращениям иных субъектов, а именно: судебных органов, Уполномоченного по правам человека Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации. Таким образом, защита прав граждан как вид публичной деятельности имеет место только с момента возникновения нарушения конституционного права.
Во-вторых, можно обнаружить отличия и в содержании правовой охраны и правовой защиты, осуществляемых Конституционным Судом Российской Федерации. Используя теоретические конструкции, предложенные Н.В. Витруком22, к правоохранительной деятельности органа конституционного правосудия можно отнести: 1) профилактику правонарушений, а именно деятельность Конституционного Суда Российской Федерации по предупреждению нарушений в нормативном регулировании конституционных прав и свобод граждан
со стороны законодателя; 2) пресечение правонарушений, заключающееся в распространении решений суда о признании неконституционными отдельных правовых положений на аналогичные нормы других нормативных правовых актов.
Правозащитная деятельность органа конституционного контроля имеет иное содержание и включает:
1. Основания необходимости защиты права - правонарушение, а именно применение законодательных норм, нарушающих конституционные права и свободы граждан, в конкретном деле. При этом всегда присутствует спор между государством в лице законодательного органа и гражданином о соответствии положений закона Конституции Российской Федерации, то есть о том, соответствует ли конституционным положениям законодательное регулирование одного или нескольких основных прав и свобод гражданина. Следует также подчеркнуть особенность основания необходимости защиты прав, которая заключается в том, что таковым может послужить и намерение применения нормы, нарушающей права и свободы граждан.
2. Цель правовой защиты - устранение препятствий в реализации конституционных прав и свобод граждан, восстановление нарушенных прав. В ходе конституционного судопроизводства защита осуществляется посредством признания не соответствующими Конституции Российской Федерации положений законодательных актов, что ведет к утрате их юридической силы.
3. Действия носителя права или иного уполномоченного субъекта, заключающиеся в обращении с жалобой на нарушение конституционных прав законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, в Конституционный Суд Российской Федерации.
4. Действия органа конституционного правосудия, а именно рассмотрение в особой процессуальной форме обращений граждан, иных уполномоченных субъектов и принятие соответствующих решений, в результате чего а) устраняются препятствия в осуществлении конституционных прав и свобод граждан в виде неконституционных положений нормативных правовых актов, б) законодательные и иные органы государственной власти при-
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Филиппов П.М. Судебная защита и правосудие в СССР Саратов, 1987. С. 27.
2 См. подр.: Анишина В.И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации: Курс лекций. М., 2008. С. 62-65; Бачило И.Л. Функции органов управления: право-
нуждаются к изменению данных норм права и аналогичных им, а также норм, основанных на неконституционных положениях.
Таким образом, охрана и защита прав граждан являются самостоятельными видами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Охрана прав граждан органом конституционного контроля представляет собой постоянную деятельность, направленную на предупреждение и пресечение попыток ограничения, ущемления или нарушения конституционных прав и свобод граждан законодательными органами путем принятия соответствующего закона. Защита прав и свобод граждан Конституционным Судом Российской Федерации -это деятельность по устранению препятствий в реализации конституционных прав и свобод граждан в виде неконституционных положений нормативных правовых актов, принуждению законодательных и иных органов государственной власти к изменению данных норм права и аналогичных им, а также норм, основанных на неконституционных положениях, осуществляемая на основании обращений граждан и их объединений, других заинтересованных субъектов.
И охранительная, и защитная деятельность Конституционного Суда Российской Федерации представляет собой форму активно-властного отношения органа конституционного контроля к нарушениям конституционных прав и свобод граждан, их причинам и последствиям в целях способствования их реализации. Как отмечалось ранее, и защитная, и охранительная виды деятельности суда при всех различиях имеют много общих черт и характеристик, таких как предмет деятельности, властность ее осуществления, правовая опосредованность, процессуальная упорядоченность и др.23 Охрана и защита конституционных прав и свобод граждан тесно взаимосвязаны и при их практическом осуществлении. В свете этого представляется вполне обоснованной позиция Н.И. Мату-зова, согласно которой «защита есть момент охраны, одна из ее форм»24. Применительно к деятельности Конституционного Суда Российской Федерации по охране и защите конституционных прав и свобод граждан она в полной мере отражает взаимосвязь данных направлений его работы.
1 Sm.: Filippov Р.М. Sudebnaja zashhita i pravosudie V SSSR. Saratov, 1987. S. 27.
2 Sm. podr.: Anishina V.!. Osnovy sudebnoj vlasti i pravosudija V Rossijskoj Federacii: Киге 1ексц. М., 2008. S. 62-65; ВасЬнЬ 1^. Funkcii organov upravlenija: pravovye ргоЫету
вые проблемы оформления и реализации. М., 1976; Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С. 80.
3 См. подр.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. М., 2005. С. 244.
4 См.: Анишина В.И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации. С. 216-217.
5 См.: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
6 См.: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
7 См.: Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // СЗ РФ 2001. № 52 (Ч. 1). Ст. 4916.
8 См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судеб-но-конституционное право и процесс. С. 245.
9 См.: Нудель М.А. Конституционный контроль в капиталистических странах. М., 1968. С. 7.
10 См.: Златопольский Д.Л., Воеводин Л.Д. Государственное право зарубежных социалистических стран. М., 1984. С. 68.
11 См.: Бланкенагель А. Теория и практика конституционного контроля в ФРГ // Советское государство и право. 1989. № 1. С. 102.
12 См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судеб-но-конституционное право и процесс. С. 48.
13 См.: Российская юридическая энциклопедия / Гл. ред. А.Я. Сухарев. М., 1999. С. 456.
14 См.: Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 358.
15 См.: Лебедев В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России (теория и практика современности). М., 2005; Мархгейм М.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в России: опыт системного конституционного осмысления. Ростов н/Д, 2003; Она же. Защита прав и свобод человека и гражданина в современной России: системная конституционная модель, проблемы ее функционирования и совершенствования. Ростов н/Д, 2005; Стремоухов А.В. Правовая защита человека. М., 2007.
16 См.: Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. С.360.
17 См. подр.: Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 111-143.
18 См.: Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2001. № 12. С. 83.
19 См.: Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. С.363.
20 При этом мы никоим образом не отрицаем, что охрана и защита прав граждан являются близкими и взаимосвязанными видами публичной деятельности органа конституционного контроля, имеющими большое количество общих характеристик.
21 См., напр.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности положения подпункта "б" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с запросом Верховного Суда Республики Татарстан» // СЗ РФ. 2009. № 22. Ст. 2752; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2009 г № 2-П «По делу о проверке конституционности частей 1, 2, 3 и 4 статьи 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и пунктов 2 и 4 части 2 статьи 13 Закона Псковской области "О государственной гражданской службе Псковской области" в связи с запросом Псковского областного Собрания депутатов» // Там же. № 7. Ст. 890.
22 См.: Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. С. 362-366.
23 См.: Там же. С. 366-374.
24 См.: Матузов Н.И. Правовая система и личность. С. 131.
oformlenija i realizacii. M., 1976; Teorija gosudarstva i prava: Kurs lekcij / Pod red. M.N. Marchenko. M., 1997. S. 80.
3 Sm. podr.: Vitruk N.V. Konstitucionnoe pravosudie. Sudebno-konstitucionnoe pravo i process: Ucheb. posobie. M., 2005. S. 244.
4 Sm.: Anishina V.I. Osnovy sudebnoj vlasti i pravosudija v Rossijskoj Federacii. S. 216-217.
5 Sm.: Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 21.07.1994 g. № 1-FKZ «O Konstitucionnom Sude Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 1994. № 13. St. 1447.
6 Sm.: Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 28.06.2004 g. № 5-FKZ «O referendume v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2004. № 27. St. 2710.
7 Sm.: Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 17.12.2001 g. № 6-FKZ «O porjadke prinjatija v Rossijskuju Federaciju i obrazovanija v ee sostave novogo sub#ekta Rossijskoj Federacii» // SZ RF 2001. № 52 (Ch. 1). St. 4916.
8 Sm.: Vitruk N.V. Konstitucionnoe pravosudie. Sudebno-konstitucionnoe pravo i process. S. 245.
9 Sm.: Nudel' M.A. Konstitucionnyj kontrol' v kapitalisticheskih stranah. M., 1968. S. 7.
10 Sm.: Zlatopol'skij D.L., Voevodin L.D. Gosudarstvennoe pravo zarubezhnyh socialisticheskih stran. M., 1984. S. 68.
11 Sm.: Blankenagel' A. Teorija i praktika konstitucionnogo kontrolja v FRG // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1989. № 1. S. 102.
12 Sm.: Vitruk N.V. Konstitucionnoe pravosudie. Sudebno-konstitucionnoe pravo i process. S. 48.
13 Sm.: Rossijskaja juridicheskaja jenciklopedija / Gl. red. A.Ja. Suharev. M., 1999. S. 456.
14 Sm.: Vitruk N.V. Obshhaja teorija pravovogo polozhenija lichnosti. M., 2008. S. 358.
15 Sm.: Lebedev V.A. Konstitucionno-pravovaja ohrana i zashhita prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossii (teorija i praktika sovremennosti). M., 2005; Marhgejm M.V. Zashhita prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossii: opyt sistemnogo konstitucionnogo osmyslenija. Rostov n/D, 2003; Ona zhe. Zashhita prav i svobod cheloveka i grazhdanina v sovremennoj Rossii: sistemnaja konstitucionnaja model', problemy ee funkcionirovanija i sovershenstvovanija. Rostov n/D, 2005; Stremouhov A.V. Pravovaja zashhita cheloveka. M., 2007.
16 Sm.: Vitruk N.V. Obshhaja teorija pravovogo polozhenija lichnosti. S. 360.
17 Sm. podr.: Matuzov N.I. Pravovaja sistema i lichnost'. Saratov, 1987. S. 111-143.
18 Sm.: Butylin V.N. Institut gosudarstvenno-pravovoj ohrany konstitucionnyh prav i svobod grazhdan // Zhurnal rossijskogo prava. 2001. № 12. S. 83.
19 Sm.: Vitruk N.V. Obshhaja teorija pravovogo polozhenija lichnosti. S. 363.
20 Pri jetom my nikoim obrazom ne otricaem, chto ohrana i zashhita prav grazhdan javljajutsja blizkimi i vzaimosvjazannymi vidami publichnoj dejatel'nosti organa konstitucionnogo kontrolja, imejushhimi bol'shoe kolichestvo obshhih harakteristik.
21 Sm., napr.: Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 14.05.2009 g. № 8-P «Po delu o proverke konstitucionnosti polozhenija podpunkta "b" punkta 4 postanovlenija Pravitel'stva Rossijskoj Federacii "Ob utverzhdenii porjadka opredelenija platy i ee predel'nyh razmerov za zagrjaznenie okruzhajushhej prirodnoj sredy, razmeshhenie othodov, drugie vidy vrednogo vozdejstvija" v svjazi s zaprosom Verhovnogo Suda Respubliki Tatarstan» // SZ RF. 2009. № 22. St. 2752; Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 03.02.2009 g. № 2-P «Po delu o proverke konstitucionnosti chastej 1, 2, 3 i 4 stat'i 22 Federal'nogo zakona "O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii" i punktov 2 i 4 chasti 2 stat'i 13 Zakona Pskovskoj oblasti "O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Pskovskoj oblasti" v svjazi s zaprosom Pskovskogo oblastnogo Sobranija deputatov» // Tam zhe. № 7. St. 890.
22 Sm.: Vitruk N.V. Obshhaja teorija pravovogo polozhenija lichnosti. S. 362-366.
23 Sm.: Tam zhe. S. 366-374.
24 Sm.: Matuzov N.I. Pravovaja sistema i lichnost'. S. 131.