Научная статья на тему 'Правонарушения в подростковой среде'

Правонарушения в подростковой среде Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3426
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щеткин Юрий Юрьевич, Кривоногова Лилия Ивановна

В статье рассматривается наиболее актуальная на сегодняшний день проблема правонарушений несовершеннолетних. Несмотря на снижение количественных показателей преступной деятельности несовершеннолетних, ее качественные показатели растут и несут в себе еще более негативный характер. Динамика подростковых правонарушений показывает, что сегодняшние несовершеннолетние с большим трудом адаптируется к новым социально-экономическим условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правонарушения в подростковой среде»

9. Поглазова О.Т. Учебник-тетрадь № 3 для 4-го класса четырехлетней начальной школы. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005 64 с.

10. Стрезикозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1976. 207 с.

Ю.Ю. Щеткин, Л.И. Кривоногова ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Состояние и тенденции подростковых правонарушений - один из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в обществе. Показатели официальной статистики дают основание полагать, что подростки с большим трудом адаптируются к новым социально-экономическим условиям. Анализ статистических данных официальной статистики за 2000-2005 гг. позволяет говорить о наметившейся в последние годы тенденции ослабления общей криминальной активности несовершеннолетних. Однако, одновременный рост количества несовершеннолетних участников уголовно наказуемых деяний, увеличение групповых правонарушений несовершеннолетних, усиление элементов их устойчивости и организованности, возрастные криминализации младшей подростковой среды не позволяют говорить о положительных тенденциях в детской и подростковой преступности.

Общие аспекты девиантности несовершеннолетних, его формы и виды рассматривают в своих работах И.В. Галагузова, Е.И. Холостова, С.А. Беличева и др.

«Правонарушение», по юридическому энциклопедическому словарю [9], рассматривается как «общественно-вредное (опасное) деяние, покушающееся на сложившийся порядок общественных отношений». В нем четыре элемент, при отсутствии хотя бы одного из которых, нет правонарушения:

1) объект правонарушения - охраняемые правом общественные отношения (социальные блага, по поводу которых они возникают);

2) объективная сторона правонарушения - деяние (действие или бездействие, которое контролируется сознанием и волей субъекта, причинная связь между деянием и наступившими вредными последствиями и причиненный вред);

3) субъект правонарушения - индивид или коллективный субъект;

4) субъективная сторона правонарушения - вина.

К определению понятия «правонарушение» существуют две точки зрения. По мнению С.А. Беличевой, «правонарушение - это так называемый докриминогенный уровень асоциального поведения, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мягких поступков, нарушений норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонений от учебы, общественно-полезной деятельности, в употреблении алкоголя, наркотических, токсических средств, разрушающих психику и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности»[2].

Несколько по-иному трактует понятие «правонарушение» В.И. Курбатов. Он рассматривает правонарушение как «виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность [5], и разделяет их на проступки (гражданские, дисциплинарные, административные) и преступления. Преступление он характеризует как виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Проступок же - как виновное противоправное деяние лица, отличающееся от преступления меньшей степенью общественной опасности. В.И. Курбатов также утверждает, что правонарушающее (в частности преступное) поведение.

Правонарушающее поведение с подобной позиции рассматривается и в работах М.А. Галагузовой. Делинквентное поведение она характеризует как «повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их огра-

ниченной общественной опасности или недостижение ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность» [4]. М.А. Галагузова выделяет следующие виды делинквентного поведения:

- агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные против личности человека;

- корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта, и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением нарушить материальную выгоду;

- распространение и продажа наркотиков.

В отличие от точки зрения В.И. Курбатова, который в понятие делинквентного поведения включает и преступность, М.А. Галагузова преступное поведение характеризует не как делинквент-ное, а как криминальное поведение. Такая трактовка понятия делинквентного поведения позволяет сделать вывод о том, что точка зрения М.А. Галагузовой сходна с мнением С.А. Беличевой.

Для более точного разделения этих понятий мы обратились к учебному пособию по теории государства и прав. Под правонарушением понимается «предусмотренное нормой права общественно опасное деяние, причиняющее или создающее угрозу причинения вреда общественным отношениям, охраняемых законом» [8]. Правонарушения подразделяются на: проступки (гражданско-правовые, административные, дисциплинарные) и преступления (уголовные).

Таким образом, точка зрения В.И. Курбатова и О.Е. Кутафьева полностью соответствует теоретическим основам, которые изложены в теории государства и права [5, 9] поэтому мы придерживаемся ее.

Одним из важных показателей правонарушений является их состояние, то есть абсолютное число совершенных правонарушений (и лиц и совершающих) на определенной территории за определенное время и их динамика, то есть изменение правонарушений во времени. Значение динамики преступности несовершеннолетних имеет практическую значимость для более эффективной разработки стратегии и организации системы профилактики, распределением обязанностей и ответственности между субъектами профилактики.

Анализ ситуации, характеризующей состояние и динамику правонарушений несовершеннолетних, показывает, что данная категория продолжает оставаться криминально активной частью населения. Подтверждением тому являются исследования В.Ф. Пирожкова [6]. Он утверждает, что в последние годы прирост правонарушений среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность несовершеннолетних за 1991-2001 годы выросла приблизительно в 2 раза, а подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20 %. Рост числа правонарушений несовершеннолетних подтверждают и результаты криминологических исследований, проведенных Госкомстатом Росси [7]. Полученные данные позволяют утверждать, что подростковая преступность в России росла до 1995 года включительно, после чего начала колебаться (1995 - 209,8 тыс., 1997 - 182,8 тыс., 2000 - 208,3 тыс.). В 2002 году в ОВД г. Москвы за совершение различных правонарушений было доставлено 185,4 тыс. несовершеннолетних, причем по сравнению с предыдущим годом их число сократилось на 35,2 тыс. (на 3 %). Если рассматривать качественные показатели правонарушений, то по степени убывания правонарушения, за которые подростки попадали в поле зрения милиции в 2002 году, расположились следующим образом:

1) совершение краж - 17,27 %;

2) прогулы занятий в школе - 15,45 %;

3) употребление спиртного - 13,6 %;

4) хулиганство - 11,82 %;

5) грабеж - 9,8 %;

6) вымогательство - 3 %.

Между юношами и девушками просматривается по этой позиции различие. У молодых людей на первом месте кражи и употребление наркотиков по 19,6 %, а на уклонение от учебы и хулиганство приходится по 14,6 %. У девушек самый распространенный вид правонарушений - уклонение от учебы 16,7 %, кражи 14,8 %, хулиганство 9,3 %, употребление спиртного 7,4 % [68,27]. По сравнению с показателями 1995 года число краж, совершенных детьми и подростками возрос-

ло на 0,6 %, Вымогательство на 6,6 %, мошеннических действий на 45 %, преступлений, связанных с наркотиками - более чем в 2 раза. Наблюдается смещение правонарушений несовершеннолетних в сторону корыстно-насильственной направленности и в Ростовской области. В структуре подростковой преступности преобладали кражи - 57 %, грабежи - 8 %, хулиганство - 7 %. Однако это не раскрывают в полной мере истинную картину противоправной деятельности подрастающего поколения, потому что качественные и количественные показатели так называемой латентной преступности остаются неизвестными.

Несмотря на достаточно высокий показатель правонарушений несовершеннолетних, динамика последних лет (2000-2005 гг.) свидетельствует о некоторых позитивных изменениях. Количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии уменьшилось с 208,3 тыс. в 2000 году до 185,4 тыс. в 2002 году, то есть на 11,0 %. Сокращается число несовершеннолетних, совершивших преступления. Удельный вес подростковой преступности в 2002 году составил 6,2 % (2000 - 6,6 %). Рост преступности в г. Таганроге меняется так: в 2005 г. несовершеннолетними и при их участии совершено 137 преступлений, что на ~ 28 % больше чем в 2004 г., и на ~ 17 % больше, чем в 2003 году.

Необходимо отметить, что растет доля преступлений, совершенных несовершеннолетними в составе организованной преступной группы. Так, в 2004 году их было совершено 40, в 2005 г. - 55. Повысилось количество совершенных несовершеннолетними тяжких и особо тяжких преступлений.

Так, к примеру, в 2002 году - умышленных убийств - 0, в 2003 году - 1; причинение тяжкого вреда здоровью в 2002 году - 1, в 2003 году - 5. Повысилась доля совершенных преступлений несовершеннолетними против собственности: кражи в 2003 году - 64, в 2004 году - 68, в 2005 -56; грабежей в 2003 году - 6, в 2004 году - 10, в 2005 - 16; хулиганства в 2003 году - 11, в 2004 году - 1, в 2005 - 1.

По информации начальника отдела по предупреждению правонарушений несовершеннолетних ГУВД г. Таганрога, детская беспризорность в городе становится агрессивной. Если раньше несовершеннолетние совершали в основном кражи, то теперь перешли к насильственным действиям. Так, по сравнению с 2003 годом число убийств, разбоев совершенных несовершеннолетними или с их участием, стало увеличиваться.

По данным прокуратуры г. Таганрога, поток бездомных детей с каждым годом увеличивается. Сами же центры сегодня перегружены, так же переполнены детские дома и приюты области. Так, в Таганрогском социально-реабилитационном центре находятся десятки несовершеннолетних детей свыше полугода. При этом у большинства детей имеются направления в детские воспитательные учреждения.

Изучая специфику правонарушений несовершеннолетних, В.Ф. Пирожков отмечает, что преступность несовершеннолетних характеризуется неравномерностью динамики по различным временным показателям (времени суток, дням недели, временам года), что объясняется не только рядом объективных факторов, но и возрастными психологическими особенностями подростков[6]. Чаще всего, как он констатирует, несовершеннолетние совершают правонарушения в свободное от учебы время в учебные дни (до 7 % преступлений совершаются в учебное время, 18-20 % в выходные и праздничные дни), Большинство правонарушителей совершается подростками в вечернее время, примерно в 20.00-21.00 час. В течение года пик преступных проявлений приходится на каникулы, что связано с ослаблением социального контроля за несовершеннолетними, свертыванием работы лагерей труда и отдыха, разрушением ранее существовавшей системы работы с учащимися в каникулярное время, а так же в март месяц, что предположительно, по нашему мнению, можно объяснить перестройкой организма подростка в связи с наступлением весеннего времени и изменением уровня тестостерона в крови.

Изучение динамики подростковых правонарушений показывает, что наблюдается значительный рост девиантного поведения несовершеннолетних женского пола. Изучая специфику женской преступности, Ю.М. Антонян утверждает, что «преступное поведение девочек-подростков оказывает самое отрицательное влияние на общество, его институты и общности. Женская преступность является показателем нравственного здоровья общества, его духовности, отношения к базовым общечеловеческим ценностям» [1]. Крайне важным является и то, что от-

клонения в поведении приобретают у девочек более существенную социальную значимость и соответственно, бывают более тяжелыми. При этом подростки женского пола все чаще становятся вдохновителями и инициаторами нарушения поведения у мальчиков.

Также отмечается рост правонарушений, совершенными несовершеннолетними как мужского, так и женского пола в состоянии алкогольного опьянения. Данная тенденция характерна как для Росси в целом, так и для Ростовской области. По данным статистики каждый пятый несовершеннолетний идет на правонарушение в состоянии алкогольного опьянения. Увеличивается число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними с психическими отклонениями. Данные официальной статистики показывают, что в Росси за 1998 - 2002 годы распространенность психической патологии среди детей до 14 лет увеличилась на 16,7 %. При этом распространенность психической патологии на 100 тыс. детского населения соответствующего возраста на 21 % выше среди детей старшего возраста [7].

Обращает на себя внимание и тот факт, что в подростковой среде все больше распространение получают групповые преступления. Групповые правонарушения чаще носят более опасный характер, нежели правонарушения совершенные в одиночку, так как отличаются признаками организованности с характерными для нее сплоченностью и устойчивостью. Н.И. Ветров изучая профилактику правонарушений, отмечает «Совершая преступление в группе, человек в известной мере теряет присущие ему индивидуальные черты, и его поведение больше определяется психическим комплексом, свойственным группе в целом»[3]. Показатель групповых правонарушений в России за 2002 год составляет 64,2 %, в Ростовской области в группе совершается 65 % правонарушений, причем 55 % по предварительному сговору.

Таким образом, на сегодняшний день проблема правонарушений несовершеннолетних остается весьма сложной и актуальной. Несмотря на снижение количественных показателей преступной деятельности несовершеннолетних, ее качественные показатели растут и несут в себе еще более негативный характер. Динамика подростковых правонарушений показывает, что сегодняшние несовершеннолетние с большим трудом адаптируется к новым социально-экономическим условиям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М: Российское право, 1992.

2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994.

3. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи, М. Юридическая лит-ра, 1980.

4. Галагузова М.А. История социальной педагогики М.: ВЛАДОС, 2001.

5. Курбатов В.И. Социальная работа. Ростов н/Д.: Феникс 1996.

6. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.: ВЛАДОС, 1998.

7. Российский статистический ежегодник: статистический сб. М.: Госкомстат России, 2000.

8. Теория государства и права: учеб. пособие / под ред. С.А. Нилова. М.: Юрист, 2001.

9. Юридический энциклопедический словарь /под ред. О.Е. Кутафьева М.: Большая российская энциклопедия, 2002.

О.А. Юрова

СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Проблема профессиональной речи учителя иностранного языка получила освещение в ряде научных исследований (М.А. Ариян, Н.В. Елухина, Ю.В. Еремин, Н.Д. Гальскова, С.Я. Ромашина, Е.И. Пассов, С.В. Сорокина и др.), но, несмотря на это, все еще не нашла своего решения в отечественной методике профессионально-направленного обучения иностранному языку в педагогическом вузе.

Анализ работ по методике обучения устной речи на факультетах иностранных языков, опыт преподавания в педвузе, наблюдение за речью практикантов и учителей иностранного языка позволяют утверждать, что вопрос о профессионально-коммуникативной подготовке учителей ино-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.