Научная статья на тему 'Правомерность отказа в предоставлении фермеру государственной поддержки по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур: правовые казусы и пути их разрешения'

Правомерность отказа в предоставлении фермеру государственной поддержки по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур: правовые казусы и пути их разрешения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
Ключевые слова
CROP INSURANCE CONTRACT OF AGRICULTURAL PLANTS / GOVERNMENTAL SUPPORT / PROPERTY INSURANCE / AGRICULTURAL PRODUCERS / INSURANCE MATTERS / ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ УРОЖАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИМУЩЕСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / СТРАХОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иншакова Агнесса Олеговна, Ускова Марина Сергеевна

В нашей стране в настоящее время действует правовой режим государственной поддержки сельскохозяйственных производителей в сфере аграрного страхования. Однако следует констатировать, что разработанный законодателем механизм правовой реализации указанной государственной гарантии в процессе своего правоприменения порождает юридические казусы. Каковы же варианты их разрешения? Как улучшить традиционную модель агрострахования, осуществляемого с государственной поддержкой? Каким образом стабилизировать и укрепить правовое положение фермера как стороны договора страхования? Читайте об этом в представленной статье. Методы: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых основное место занимают методы системности, анализа и сравнительно-правовой. Результаты: выработаны пути разрешения некоторых правовых казусов, возникающих в процессе правоприменения норм права в сфере страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемого с государственной поддержкой, что создает правовую определенность и совершенствует данный институт страхового права России с целью стабилизации правового положения аграриев. Выводы: в результате теоретико-правового анализа и исследования правоприменительной практики в данной области научного познания выявлено, что имеющиеся пробелы действующего законодательства России в рассматриваемой сфере ослабляют положение фермеров как стороны договора страхования урожая сельскохозяйственных культур. Предложенные авторами пути разрешения выявленных проблем позволяют стабилизировать и укрепить положение аграриев в данных страховых правоотношениях и соответственно расширить сегмент страхования, осуществляемого с государственной поддержкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иншакова Агнесса Олеговна, Ускова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGALITY OF THE GOVERNMENT SUPPORT DENIAL TO THE FARMER UNDER THE CROP INSURANCE CONTRACT: LEGAL ISSUES AND THEIR RESOLUTION

Currently, the legal regime of the government support of agricultural producers in the field of agricultural insurance operates in this country. However, it should be noted that developed by the legislator the legal mechanism of realizing the state guarantees in their enforcement creates legal incidents. What are the options for resolving them? How to improve the traditional model of agricultural insurance, carried out with the government support? How to stabilize and strengthen the legal position of the farmer as a party to the insurance contract? Read about it in this article. Methods: the methodological framework of this study is a set of scientific methods, among which the main are the methods of systematicity, analysis and the comparative law method. Results: there have been worked out the solutions to some of the legal incidents arising in the process of enforcing the rules in the field of crop insurance of agricultural plants carried out with the government support, which creates the legal certainty and improves the institution of insurance law of Russia in order to stabilize the legal status of farmers. Conclusions: as a result of the theory and law analysis and the research of the law enforcement practice in this area of scientific knowledge there has been revealed that the gaps of the current legislation of Russia in this sphere weaken the position of farmers as a party to the crop insurance contract. The proposed solutions to the identified problems allow stabilizing and strengthening the farmers’ position in these insurance matters and, accordingly, extending the insurance segment implemented with the government support.

Текст научной работы на тему «Правомерность отказа в предоставлении фермеру государственной поддержки по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур: правовые казусы и пути их разрешения»

www.volsu.ru

ВОПРОСЫ ЧАСТНОПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2017.2.12

UDC 347.45/.47 LBC 67.404.2

LEGALITY OF THE GOVERNMENT SUPPORT DENIAL TO THE FARMER UNDER THE CROP INSURANCE CONTRACT: LEGAL ISSUES AND THEIR RESOLUTION1

о

<N

Agnessa O. Inshakova

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Marina S. Uskova

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Introduction: currently, the legal regime of the government support of agricultural producers in the field of agricultural insurance operates in this country. However, it should be noted that developed by the legislator the legal mechanism of realizing the state guarantees in their enforcement creates legal incidents. What are the options for resolving them? How to improve the traditional model of agricultural insurance, carried out with the government support? How to stabilize and strengthen the legal position of the farmer as a party to the insurance contract? Read about it in this article. Methods: the methodological framework of this study is a set of scientific methods, among which the main are the methods of systematicity, analysis and the comparative law method. Results: there have been worked out the solutions to some of the legal incidents arising in the process of enforcing the rules in the field of crop insurance of agricultural plants carried out with the government support, which creates the legal certainty and improves the institution of insurance law of Russia in order to stabilize the legal status of farmers. Conclusions: as a result of the theory and law analysis and the research of the law enforcement practice in this area of scientific knowledge there has been revealed that the gaps of the current legislation of Russia in this sphere weaken the position of farmers as a party to the crop insurance contract. The proposed solutions to the identified problems allow stabilizing and strengthening the farmers' position in these insurance matters and, accordingly, extending the insurance segment implemented with the government support.

Key words: crop insurance contract of agricultural plants, governmental support, property insurance, agricultural producers, insurance matters.

УДК 347.45/.47 ББК 67.404.2

§ ПРАВОМЕРНОСТЬ ОТКАЗА В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ФЕРМЕРУ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ поддержки по договору страхования УРОЖАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР: ПРАВОВЫЕ КАЗУСЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ1

I

Агнесса Олеговна Иншакова

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

^А.О. Иншакова, М.С. Ускова. Страхование урожая сельскохозяйственных культур

Марина Сергеевна Ускова

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Введение: в нашей стране в настоящее время действует правовой режим государственной поддержки сельскохозяйственных производителей в сфере аграрного страхования. Однако следует констатировать, что разработанный законодателем механизм правовой реализации указанной государственной гарантии в процессе своего правоприменения порождает юридические казусы. Каковы же варианты их разрешения? Как улучшить традиционную модель агрострахования, осуществляемого с государственной поддержкой? Каким образом стабилизировать и укрепить правовое положение фермера как стороны договора страхования? Читайте об этом в представленной статье. Методы: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых основное место занимают методы системности, анализа и сравнительно-правовой. Результаты: выработаны пути разрешения некоторых правовых казусов, возникающих в процессе правоприменения норм права в сфере страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемого с государственной поддержкой, что создает правовую определенность и совершенствует данный институт страхового права России с целью стабилизации правового положения аграриев. Выводы: в результате теоретико-правового анализа и исследования правоприменительной практики в данной области научного познания выявлено, что имеющиеся пробелы действующего законодательства России в рассматриваемой сфере ослабляют положение фермеров как стороны договора страхования урожая сельскохозяйственных культур. Предложенные авторами пути разрешения выявленных проблем позволяют стабилизировать и укрепить положение аграриев в данных страховых правоотношениях и соответственно расширить сегмент страхования, осуществляемого с государственной поддержкой.

Ключевые слова: договор страхования урожая сельскохозяйственных культур, государственная поддержка, имущественное страхование, сельскохозяйственный производитель, страховые правоотношения.

Введение

На глобальном рынке сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, стабильно функционируют эффективные механизмы государственно-частного партнерства в сфере агрострахования с государственной поддержкой (США, Китай, некоторые страны Европы, Южной Америки). Напомним, что термин «государственно-частное партнерство» в России появился недавно, но сразу занял нишу, востребованную в научных и деловых кругах, а также нормативных актах (например, Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муници-пально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ [4]). В науке термин «государственно-частное партнерство» рассматривается как объединение компетенций государства и частного бизнеса с целью возведения их в новое качество взаимовыгодных отношений на основе распределения рисков (функций и обязательств) участников для решения приоритетных национальных задач [6].

После принятия в 2011 г. Федерального закона № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"» сель-хозстрахование с государственной поддержкой становится наиболее популярным. Это обусловлено тем, что данный нормативный акт позволил существенно уменьшить финансовую нагрузку аграриев, которые в соответствии с этим законом оплачивают только 50 % от страховой премии при заключении договора страхования, остальные 50 % оплачивает государство [5].

На эти цели заложено выделение средств из федерального и регионального бюджетов. Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717, определено, что объем субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат по сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой в 2013-2020 гг. в области растениеводства составит 45,97 млрд рублей [2].

Однако в нашей стране принятые на государственном уровне законоположения о государственной поддержке сельскохозяйственного страхования на деле работают не настолько результативно, как предполагалось при их создании. Причиной тому являются коллизии и пробелы, имеющиеся в гражданско-правовом регулировании данного института, не позволяющие сельскохозяйственным производителям в полной мере стабильно и уверенно страховать риски, связанные с полной или частичной утратой урожая сельскохозяйственных культур [1].

К числу данных проблем относится, в частности, ряд не конкретизированных в действующем законодательстве оснований для отказа фермеру в государственной поддержке при страховании им урожая сельскохозяйственных культур. На практике это создает многочисленные проблемы для сельскохозяйственных производителей, столкнувшихся с проблемой отказа в выплате государственных субсидий по таким договорам.

Случаи отказа сельскохозяйственным

производителям в государственной поддержке: пути разрешения проблем

Итак, рассмотрим некоторые из существующих проблем государственной поддержки страхования урожая сельскохозяйственных культур.

В силу подп. 9 ст. 2 Федерального закона № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"» обязательным условием предоставления страхователю государственной субсидии по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур является то, что страховщик обязательно должен являться членом объединения страховщиков [5].

Однако на какой момент страховщик должен соответствовать данному критерию, закон не регламентирует. Данная ситуация на практике позволяет органам государственной власти принимать решения об отказе сельхозпроизводителям в выплате государственной субсидии по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур.

Эта правовая коллизия на практике является существенным препятствием для фермера и минимизирует возможность заключения им в будущем аналогичного договора.

Так, общество с ограниченной ответственностью «Мильман-Агро» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к министерству сельского хозяйства Красноярского края о признании незаконным решения министерства, оформленного уведомлением № 16-27/3188 от 5 августа 2014 г. «Об отказе в предоставлении государственной поддержки», о предоставлении обществу субсидии на возмещение части затрат на уплату страховой премии по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемому с государственной поддержкой СХ/К24-033/14 от 5 июня 2014 г., и об обязании министерства принять решение о предоставлении соответствующей субсидии в размере 8 983 419 рублей 05 копеек. При этом заявитель исходил из того, что указанные министерством основания к отказу (на момент заключения договора страхования компания не являлась членом объединения страховщиков) не соответствовали фактическим обстоятельствам. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 апреля 2015 г., оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2015 г., в удовлетворении заявления отказано. И суд первой инстанции, и суд апелляционной инстанции, указывая на законность действий министерства, ссылаются на отсутствие у страховой компании на момент заключения сторонами договора страхования статуса члена объединения страховщиков. Отменяя состоявшиеся по данному делу судебные акты нижестоящих инстанций, суд кассационной инстанции отметил, что указанный вывод судов является неправомерным, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения; применительно к договору страхования момент заключения и вступления в силу связан с моментом уплаты страховой премии или первого взноса, если иное не предусмотрено сторонами договора (ст. 957 ГК РФ). Поскольку на момент заключения договора страхования урожая

А.О. Иншакова, М.С. Ускова. Страхование урожая сельскохозяйственных культур

сельскохозяйственных культур (уплаты страховой премии) страховщик являлся членом объединения страховщиков, то в выплате субсидии было отказано незаконно (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 октября 2015 г. по делу № А33-17445/2014) [3].

Рассмотренный случай, думается, наглядно свидетельствует о наличии правовой коллизии. Поэтому для решения данной проблемы, полагаем, обоснованным будет внесение соответствующих изменений в действующее гражданское законодательство, в том числе в Федеральный закон № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"».

Выводы

Итак, рассмотренные в настоящей статье проблемы, имеющиеся в гражданско-правовом регулировании института страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемого с государственной поддержкой, к сожалению, не являются исчерпывающими. В настоящем научном труде мы постарались разработать наиболее приемлемые пути решения для некоторых из них.

Основным решением такого рода предлагается считать внесение соответствующих изменений в действующее законодательство в сфере агрострахования, позволяющих стабилизировать правовое положение аграриев как наиболее слабой стороны договора страхования. Полагаем, обоснованным будет внесение изменений в пункт 9 статьи 2 Федерального закона № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"» в следующей редакции: «9) страховщик - страховая организация, осуществляющая сельскохозяйственное страхование и являющаяся членом объединения страховщиков на дату уплаты страхователем страховой премии или первого ее взноса, если договором сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, не предусмотрено иное;».

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Выполнено в рамках гранта РФФИ (проект № 17-03-00136 «Модернизация правового регулирования страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемого с государственной поддержкой». Руководитель проекта: Иншакова А. О., исполнители: Ускова М.С., Казаченок О.П., Рыжен-ков А.Я.).

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Бадртдинова, И. И. Агрострахование с государственной поддержкой в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы развития / И. И. Бадртдинова // Продовольственная политика и безопасность. - 2016. - Т. 3, № 1. - С. 41-60.

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. : утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 окт. 2015 г. по делу № А33-17445/2014. - Доступ из справ.-информ. портала «ГАРАНТ».

4. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"» от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Щербаков, В. В. Партнерство государства и бизнеса в страховании сельскохозяйственных рисков: вызовы нового времени и перспективы развития / В. В. Щербаков. - М. : Дашков и К, 2011. - 225 с.

REFERENCES

1. Badrtdinova I.I. Agrostrakhovanie s gosudarstvennoy podderzhkoy v Rossiyskoy Federatsii: sostoyanie, problemy, perspektivy razvitiya [Agricultural Insurance with State Support in the Russian Federation: State, Problems, Prospects]. Prodovolstvennaya politika i bezopasnost, 2016, vol. 3, no. 1, pp. 41-60.

2. Gosudarstvennaya programma razvitiya selskogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov selskokhozyaystvennoy produktsii, syrya i prodovolstviya na 2013-2020 gg.: utv. Postanovleniem Pravitelstva RF ot 14 iyulya 2012 g. № 717 [The State Program of Development of Agriculture and Regulation of Markets of Agricultural Products, Raw Materials and Food for 2013-2020: Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of July 14, 2012 no. 717]. Access from KonsultantPlyus reference legal system.

3. Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Vostochno-Sibirskogo okruga ot 28 okt. 2015 g. po delu № A33-17445/2014 [The Decree of Arbitration Court of the Eastern-Siberian District of October 28, 2015 on the Case no. A33-17445/2014]. Access from Garant reference and informational portal.

4. Federalnyy zakon «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, munitsipalno-chastnom partnerstve v Rossiyskoy Federatsii i vnesenii izmeneniy v otdelnye zakonodatelnye akty Rossiyskoy

Federatsii» ot 13 iyulya 2015 g. №№ 224-FZ [The Federal Law "On Public-Private Partnership, Municipal-Private Partnership in the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" of July 13, 2015 no. 224-FL]. Access from KonsultantPlyus reference legal system.

5. Federalnyy zakon «O gosudarstvennoy podderzhke v sfere selskokhozyaystvennogo strakhovaniya i o vnesenii izmeneniy v Federalnyy zakon "O razvitii selskogo khozyaystva "» ot 25 iyulya 2011 g. № 260-FZ [The Federal Law "On State Support in the Sphere of Agricultural Insurance and on Amendments to the Federal Law 'On the Development of Agriculture'" of July 25, 2011 no. 260-FL]. Access from KonsultantPlyus reference legal system.

6. Shcherbakov V. V. Partnerstvo gosudarstva i biznesa v strakhovanii selskokhozyaystvennykh riskov: vyzovy novogo vremeni i perspektivy razvitiya [Partnership of State and Business in Insurance of Agricultural Risks: New Challenges and Prospects]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2011. 225 p.

Information about the Authors

Agnessa O. Inshakova, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Head of the Department of Civil and International Private Law, Volgograd State University, the Base Department of the Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], [email protected].

Marina S. Uskova, Senior Lecturer, Department of Civil and International Private Law, Volgograd State University, the Base Department of the Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], [email protected].

Информация об авторах

Агнесса Олеговна Иншакова, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой гражданского и международного частного права, Волгоградский государственный университет, базовая кафедра ЮНЦ РАН, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], [email protected].

Марина Сергеевна Ускова, старший преподаватель кафедры гражданского и международного частного права, Волгоградский государственный университет, базовая кафедра ЮНЦ РАН, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.