Научная статья на тему 'Право в системе научных понятий педагогики'

Право в системе научных понятий педагогики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
441
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право в системе научных понятий педагогики»

УДК 370

И. А. Степанова

ПРАВО В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ ПЕДАГОГИКИ

Каждый, кто когда-либо задавался вопросом, что такое «право», и пытался понять его природу, отмечал многозначность этого понятия. С одной стороны, это и система общеобязательных норм, издаваемых и санкционируемых государством, и определенная система идей, представлений о том, каким должен быть свод законов, формируемых государством. С другой стороны, право понимается как реальная свобода конкретного лица поступать тем или иным образом, выступает как явление нравственного, морального характера. «Мы живем и действуем, рождаемся и умираем, радуемся и страдаем, окруженные «воздухом права»; в этом смысле право проникает во все поры общественной жизни, оно, подобно бесплотному духу, всюду сопровождает нас и управляет нами. Благодаря ему мы негодуем при виде той или иной подлости, благодаря ему мы возмущаемся бесправием и бросаемся в борьбу за право, оно вызывает в нас восхищение «высокими актами исполнения долга», оно дает нам указание, как поступать в том или ином случае, оно дает нам уверенность в пользовании нашими полномочиями... — все эти разнообразные поступки, чувства, переживания, вызванные нашими правовыми убеждениями, согласные с ними и осуществляющие их, суть не что иное, как формы проявления и реализации права или правового убеждения» [10. С. 29].

Этимологически слово «право» про-изводно от «правый» и «правда» в значении «истинный». В латыни jus, jure — это естественное право и то, что соответствует справедливости, следует кому-либо по закону. В английском языке right означает и право лица, и его право-

ту; по-немецки das Recht — и право данного лица, и «он прав», и справедливый.

Понятие «право» многогранно, «по-лифонично». В Словаре русского языка С. И. Ожегова выделено пять значений этого слова. Первое — определяет «право» как совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также науку, изучающую эти нормы. Во втором случае понятие «право» означает охраняемую государством, узаконенную возможность что-нибудь делать, осуществлять (права человека, права граждан). Третье значение предполагает возможность действовать, поступать каким-нибудь образом (право голоса, право «вето»). Четвертое — представляет «право» как основание, причину для чего-либо («имею право»). И наконец, пятое имеет в виду определенные документы, удостоверяющие официальное разрешение на что-либо (водительские права) [4. С. 467—468].

Если обратиться к философскому пониманию права, то при отсутствии единого четкого определения очевидны общие ключевые начала. В частности, право предстает как общая мера свободы, равенства и справедливости, выраженная в системе формально-определенных и охраняемых государственной властью общеобязательных норм (правил) поведения и деятельности социальных субъектов. Важно, что в основе философского определения лежит совокупность этических общностных ценностей, таких, как справедливость, свобода, порядок, нравственность и т. д., которые становятся критериями сущности права.

Право регулирует деятельность и поведение при помощи соответствующих

дозволений и запретов. Устанавливая взаимозависимость должного и возможного поведения, единство и равенство взаимных прав и обязанностей, право очерчивает границы свободы, становится мерой свободы.

Поскольку каждый человек обладает своими присущими ему одному неповторимыми особенностями и действует в различных социокультурных условиях, право становится единственно возможной формой равенства неравных индивидов [8. С. 539]. Идейное значение правового равенства заключается в наделении всех субъектов права равными правами и обязанностями и имеет формальное выражение. Признание формального равенства фактически различных людей подразумевает их свободу и независимость друг от друга. Эту идею высказывает и В. С. Соловьев: «моя свобода как право, а не сила только, прямо зависит от признания равного права всех других... право есть свобода, обусловленная равенством. В этом основном определении права индивидуалистическое начало свободы неразрывно связано с общественным началом равенства, так что можно сказать, что право есть не что иное, как синтез свободы и равенства» [9. С. 98].

Право носит абстрактно всеобщий характер, т. е. равный для всех. С этим понятием связана и присущая праву справедливость, которая выражает и олицетворяет принцип абстрактно-всеобщего формального равенства и свободы [13. С. 354].

Свое мнение по этому поводу высказывал русский философ Б. Н. Чичерин. Он считал, что общим разумным началом для установления и осуществления закона является «правда или справедливость». Правда и право, по его мнению, несут одно смысловое значение, так как проистекают из одного корня. Справедливость (правду) Чичерин связывал с началом равенства: «Справедливым считается то, что одинаково прилагается ко

всем. Это начало вытекает из самой природы личности: все люди суть разумносвободные существа. и, как таковые, равны между собой» [3. С. 525].

Отличную точку зрения выражает русский юрист И. А. Ильин. Он утверждает, что люди неравны от природы и неодинаковы ни телом, ни душой, ни духом. И справедливость требует, чтобы с ними обходились согласно их личным особенностям. «Поэтому справедливость есть искусство неравенства. В основе ее лежит внимание к человеческой индивидуальности и жизненным различиям, а также живая совесть и живая любовь к человеку» [2. С. 236—240].

Так или иначе именно свобода, равенство, справедливость, выражающие социальную и духовную природу человека, как признаки права в их внутренней связи, нераздельности и взаимной обусловленности составляют ценностную сущность права в философском понимании.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.

Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т. п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм, например, «российское право», «конституционное право». Это — право в объективном смысле, так как нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.

В-третьих, право означает официально признанные возможности физического лица (например, право на труд) или юридического лица (например, право организации на имущество) иначе говоря — субъекта права. В этом случае речь идет о праве в субъективном смысле.

И в-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы

всех правовых явлений, т. е выступает как синоним «правовой системы» [11. С. 229—230].

В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, что составляет сущность права.

Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно с государством, и все эти связи так или иначе отражаются в признаках, составляющих его определение: право — одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственны/х органов. Право характеризуют общеобязательность его правил, их определенность, применение единых мер к отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки, а также поддержка и охрана авторитета и силы государства. Право закрепляется в официальных документах государства. Устанавливая единую форму отношений, право определяет меру и гарантии свободы людей, их объединений, государственных органов во взаимоотношениях между ними. Оно направлено на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования общества.

Право обусловлено объективными явлениями, лежащими в его основе: с одной стороны, экономическим строем, социальной структурой, политической системой общества и его идеологией, а с другой — уровнем, характером, традициями и тенденциями культуры этого общества. Оно выражает сложные взаимодействия этих явлений во всей их противоречивости [7. С. 311—312].

Право неразрывно и тесно связано с государством. Именно этой связью и ее характером обусловлены роль и специфические особенности права, в ней заключается основное отличие права от других нормативных систем, регулирующих общественную жизнь, напри-

мер, норм морали, религии, традиционных поведенческих стереотипов. В то же время право, мораль, нравственность, являясь социальными регуляторами, тесно взаимосвязаны.

В определении философского словаря «мораль» — (от лат. moralis — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам) — вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, либо, напротив, требуя их изменения [13. С. 270].

В русской философии вопрос соотношения права и морали, нравственности является одним из ключевых. В. С. Соловьев говорит о «коренной внутренней связи между правом и нравственностью», утверждая, что «право есть низший предел, или некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный». Его определение права в отношении к нравственности «есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла». По мнению В. С. Соловьева, право является инструментом «всеобщей организации нравственности» [3. С. 535—536].

С. Н. Булгаков ставит проблему соотношения права и нравственности с христианских позиций, отдавая абсолютный приоритет нравственности. Для него нравственность — это совесть, религиозно-нравственная норма, обращенная не к обществу в целом, а персонально к каждому; это индивидуально-внутренняя установка личности [См.: 1. С. 72].

Соотношение правовых и нравственных категорий можно рассматривать с позиций их общих черт, различий и взаимодействия. Право, мораль, нравст-

венность являются социальными регуляторами, формируются из норм — правил поведения общего характера, основываются на одной системе ценностей, сложившихся в обществе.

Однако если право формируется, гарантируется и обеспечивается государством, в том числе и мерами принуждения, а его нормы выражены в строго определенной форме, в виде нормативных актов, то нравственные нормы складываются и изменяются в обществе стихийно на основе представлений о добре и зле, живут в сознании людей и получают идейное выражение в целостной системе воззрений о том, как должно поступать.

В отличие от норм права моральные нормы воспроизводятся повседневной силой привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. В морали громадную роль играет индивидуальное сознание, выражающееся в личных убеждениях, мотивах и самооценке, которые позволяют человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, вырабатывать линию поведения.

Еще одно знаковое отличие заключается в том, что содержание морали непосредственно сосредоточено на долге, обязанностях, ответственности людей за свои поступки. Право же в первую очередь «говорит о правах» и направлено на определение и обеспечение юридических возможностей субъектов, свободы их поведения.

Взаимодействие морали и права выражается во взаимном влиянии друг на друга. Мораль оказывает влияние на содержание и функционирование права. Право, в свою очередь, являет обратное воздействие на моральное состояние общества, отдельных его членов, способствует их нравственному воспитанию. Основные нормы, принципы права нравственно содержательны.

Современная концепция морали стоит на общечеловеческих ценностях —

жизнь, честь, достоинство человека, общественный порядок и т. д. Важно, что право, в том числе и международное, в частности Декларация прав человека, международные пакты о правах, утверждает эту общечеловеческую мораль.

В последнее время внимание общества все более сосредотачивается на проблеме личности как высшей ценности социума, проблеме истинных и мнимых ценностей, в том числе и в праве, направленности и уровне поведения, его социальных, духовных, нравственных характеристиках.

По мнению В. В. Оксамытного, именно сегодня реальнее становятся высказываемые ранее в юридической литературе мнения о том, что юриспруденция должна становиться все более наукой о социальном поведении человека в правовой сфере, а поведение, соответственно, должно рассматриваться в качестве конечного результата осуществляемого или осуществленного права. Именно поведение является важнейшей социальной характеристикой общества [5. С. 445].

Поведение человека является сознательным волевым проявлением. Подвергаясь воздействию со стороны права, человек соотносит с ним свои возможные поступки и может, соответственно, выполнять его предписания, то есть действовать правомерно, либо нарушать эти правовые предписания — действовать противоправно. Помимо этих вариантов поведения правоведы выделяют и такую его разновидность, как злоупотребление правом, как социально-вредное поведение. При этом субъект, злоупотребляющий правом, не нарушает правовых предписаний, не посягает на чьи-либо права и законные интересы, но затрудняет и ограничивает их осуществление. Эта тема приобретает определенную актуальность при рассмотрении проблемы соотношения прав личности и прав общества.

Безусловно, общество заинтересовано в выборе его членами вариантов право-

мерного поведения. Правомерное поведение — это обусловленная культурнонравственными воззрениями и жизненным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанная на сознательном выполнении его целей и требований. Закрепленная правом определенная свобода ставит личность перед выбором возможных вариантов действий. В этот момент вступают в силу внутренние регуляторы поведения, основанные как на осознании возможного принуждения со стороны государственных правоохранительных органов, так и связанные с нравственноэтическим миром личности, закрепленным в ее сознании определенным уровнем общей культуры поведения, правовых традиций общества [5. С. 451].

Одним из движущих внутренних регуляторов поведения личности является ее правовое сознание. Правосознание — это сложный социальный феномен, который имеет различные аспекты философского, юридического, социальнополитического, морального содержания. Оно представляет сферу общественного сознания и является элементом правовой жизни.

С позиции юридической науки правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

Правовое сознание личности имеет свои особенности:

• отражает не только общественные отношения, отрегулированные нормами права, но и общественные отношения, нуждающиеся в правовой регламентации;

• не только способствует осознанию гражданином цели юридически значимого поведения, но и является определяющим источником и каналом этого осознания; по своим регулирующим возможностям с этим видом сознания может конкурировать лишь

более глубинная форма сознания — нравственное сознание;

• помогает человеку всесторонне осмыслить ситуацию; именно здесь происходит расщепление в сознании на правовое и противоправное;

• помогает человеку «увидеть» набор возможных средств достижения целей юридически значимого поведения и произвести из гипотетического множества выбор конкретных средств;

• помогает правильно оценить социальную эффективность избранной стратегии достижения целей юридически значимого поведения [12. С. 110].

В структуре правового сознания можно выделить правовую идеологию, правовую психологию, правовую мораль.

Правовая идеология — это совокупность систематизированных, теоретически обоснованных юридических знаний, идей и оценок права. Она представляет требования общества и социальных групп, предъявляемых к личности. Содержание правовой идеологии обусловлено целым комплексом конкретно исторических факторов: достигнутым уровнем социально-экономического и культурного развития общества, сложившейся правовой системой и системой государственной власти, социальной структурой общества, национальными традициями и т. д. [3. С. 39].

Правовая психология включает в себя различного рода чувства, эмоциональные оценки, настроения, переживания по поводу функционирующего права, справедливого или несправедливого применения правовых норм, соблюдения либо нарушения законов и т. п. Правовая психология возникает под непосредственным воздействием повседневных условий жизни. Для нее свойственна стихийность, связь с личными интересами и ценностями. Правовая психология не поднимается до уровня теоретических обобщений, не проникает глубоко в сущность правовых явлений, но является

начальной формой правовой идеологии, почвой, на которой формируется правовая идеология.

Правовая мораль — это представления людей о действующем праве, его реализации и развитии с точки зрения их моральных убеждений. Специфика правового сознания в том и состоит, что оно воспринимает правовые явления через нравственные представления, требования о добром и справедливом. Именно с этих позиций правосознание оценивает правовые установления, правовую деятельность. Именно через правовую мораль чаще всего психологические и идеологические элементы правосознания приобретают характер установки к определенному образцу поведения.

Безусловно, в реальной жизни правосознание выступает как нечто целое, единое, в котором внешними формами социального контроля за деятельностью людей выступают правовые идеи и принципы, а внутренними стимулами и регуляторами поведения человека — его чувства и убеждения.

Юридическая наука выделяет в правовом сознании три уровня: обыденное, профессиональное и научное.

Обыденное правосознание свойственно основной массе членов общества, формируется не путем целенаправленного правового образования, а стихийно, под влиянием конкретных жизненных условий, личного жизненного опыта и правовой информации, доступной населению, причем правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. Обыденное правосознание в России способно стать индикатором общества, определяя его проблемы и обозначая те пробелы правового регулирования, которые необходимо восполнять на законодательном уровне

[6. С. 69].

Профессиональное правосознание — это правовое сознание юристов. Оно является результатом целенаправленного юридического обучения в вузе, в процес-

се осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Более того, юриста-профессио-нала должно отличать не просто устойчиво положительное отношение к праву, но и внутреннее согласие с правовым предписанием, понимание полезности, необходимости и справедливости права, привычка его соблюдать.

Научное или теоретическое правосознание формируется в процессе осуществления научных исследований различных проблем права, на базе широких и глубоких правовых обобщений, позволяющих выявить закономерности правовой действительности. Итогом этого отражения является получение научных знаний. Именно научное правосознание является непосредственным источником правотворчества, служит совершенствованию юридической практики [6. С. 70].

Одной из самых неразработанных в юридической науке, равно и в педагогике, по мнению Е. А. Певцовой, является проблема правосознания, выраженная в социально-правовой компетентности, правовой культуре педагога. К настоящему времени выявились потребности изучения правосознания педагога и содержательных аспектов его формирования. Это обусловлено также, по мнению В. Н. Цыганаш, М. В. Сакун, тем, что правовое сознание учителя, его правовая культура являются неотъемлемыми компонентами осуществления профессиональной деятельности. Признавая правовое сознание педагога формой общественного сознания, следует подчеркнуть, что качественная оценка правосознания людей всего общества определяется и уровнем правосознания педагогов. Необходимо отметить, что эту проблему в свое время поднимал А. В. Луначарский, доказывавший, что обществу, заботящемуся о себе, важно обратить внимание на формирование правосознания

педагога «в рамках модели идеального государства» [6. С. 71—72].

В научной литературе правосознание рассматривается как источник правовой активности человека, регулятор его правового поведения. Разновидностью социальной деятельности, направленной на формирование правосознания и правовой культуры общества, человека, выступает правовое образование.

В соответствии с одним из имеющихся подходов правовое образование — это процесс (результат) освоения школьниками системы правовых знаний и умений и формирование на этой основе правовых взглядов, убеждений, установок и опыта как компонентов правового сознания и правовой культуры. Именно в процессе правового образования происходит становление позитивного, развитого, целостного правосознания, являющегося ядром правовой культуры личности, побуждающего ее к правомерным действиям и поступкам.

Правовое образование — не только неотъемлемая часть общей культуры

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ЖУКОВ, В. Н. Русская философия права : естественно-правовая школа первой половины ХХ века / В. Н. Жуков // Библиотека журнала «Здравый смысл». — М.: Российское гуманистическое общество, 2001.

2. ИЛЬИН, И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний / И. А. Ильин // Собр. соч. : в 10 т. — М., 1994. — Т. 3.

3. ОБЩАЯ теория права и государства : учебное пособие / В. С. Нерсесянц. — М. : НОРМА, 2000.

4. ОЖЕГОВ, С. И. Словарь русского языка : Ок. 57 000 слов / С. И. Ожегов ; под ред. чл.-кор. АН СССР Н. Ю. Шведовой. — 20-е изд., стереотип. — М. : Рус. яз., 1988.

5. ОКСАМЫТНЫЙ, В. В. Теория государства и права : учебник для студентов высших учебных заведений. — М. : ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004.

гражданина, но и условие формирования правосознания. Жизнь в гражданско-правовом обществе формирует правовое сознание (позитивное или негативное), независимо от того, происходит ли это стихийно или целенаправленно в рамках правового образования. Но правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни индивида, а не помехой на пути реализации его личных задач. В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России.

Поэтому основной целью педагогики права сегодня становится воспитание личности, отличающейся грамотным и широким использованием правовых норм в своей жизни, основанном на сформировавшемся правосознании, на ее инициативе и убежденности в необходимости, полезности и социальном назначении права в обществе.

6. ПЕВЦОВА, Е. А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже ХХ—ХХІ веков / Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». — М. : Изд. дом «Новый учебник», 2003.

7. ПОЛИТОЛОГИЯ : энциклопедический словарь / общ. ред. и сост. : Ю. И. Аверьянов. — М. : Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993.

8. СОВРЕМЕННЫЙ философский словарь / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. Е. Кемерова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Академический Проект, 2004.

9. СОЛОВЬЕВ, В. С. Право и нравственность / В. С. Соловьев // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. — Л., 1990.

10. СОРОКИН, П. А. Элементарный учебник теории права в связи с теорией государства. — Ярославль, 1919.

11. ТЕОРИЯ государства и права : учебник для вузов / под ред. проф. В. М. Корель-ского и проф. В. Д. Перевалова. — 2-е изд., изм. и доп. — М. : Издательская группа НОРМА — ИНФРА М, 2000.

12. ТЕОРИЯ государства и права : учебник

для вузов / под ред. В. С. Афанасьева. — М., 2001.

13. ФИЛОСОФСКИЙ словарь / под ред. И. Т. Фролова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Политиздат, 1991.

Получено 21.09.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.