Научная статья на тему 'Право в контексте философского сознания'

Право в контексте философского сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1342
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ФИЛОСОФСКОЕ СОЗНАНИЕ / ФИЛОСОФСКОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ / ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ / ПРАВОВОЕ / НОРМАЛЬНОЕ / ПРАВИЛЬНОЕ / ЗАКОННОЕ / ЗАПРЕЩЕННОЕ / LAW / PHILOSOPHICAL CONSCIOUSNESS / PHILOSOPHICAL LEGAL THINKING / LEGAL CATEGORIES / LEGAL / NORMAL / PROPER / LEGITIMATE / PROHIBITED

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Малахов Валерий Петрович

Проблема правопонимания решается автором не на основе сложившейся в юридической теории традиции и не средствами научного познания, и даже не средствами самого правосознания, понимание права достигается средствами философского сознания. В статье рассмотрены этапы, посредством прохождения которых достигается понимание права в контексте такового сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law in Context of Philosophical Approach

In the article, the fundamental problem of understanding of the law is viewed using the philosophical methodology but not on the base of the existing tradition in legal theory, not by means of scientific knowledge, and even not by means of the sense of justice. Understanding of the law in the context of philosophical approach is achieved by through a series of stages. First, I characterize philosophical consciousness in terms of its logic, the characteristics of categorical thinking, of process of reasoning and reasons for the selection, which is important for understanding the normative nature of law. Second, I define the content of the basic legal categories such as ''legal'', ''normal'', ''proper'', ''lawful'' and ''forbidden'' and views them as semantic units, through which the nature of law is expressed: its normative, formal, value features. Third, in my article, I have revealed the connection between the named legal categories and philosophical categories: ''partial and general'', ''possibility and reality'', ''essential and phenomenal'', ''meaningful and formal'', ''casual and necessary'', ''systemic and aggregate'', ''partial and whole'', ''internal and external'', ''absolute and relative''. Fourth, I set the correlation of some key legal ideas (legal system, legal relation, liability, offense, legitimacy, responsibilities, etc.) with the philosophical ideas of unity, existence, essence, determinism, freedom, justice and law. Fifthly and finally, I have defined the features of philosophical legal thinking, the main of which are: the continuity of self-renewal, individualized understanding, immanence of law to human, the meaning of law to be the ideological and rational basis of the whole set of levers of influence on human being, self-sufficiency of law.

Текст научной работы на тему «Право в контексте философского сознания»

УДК 101:340.11

Малахов В.П.

Право в контексте философского сознания

Малахов Валерий Петрович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории государства и права Московского университета МВД России, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

E-mail: valery-malakhov@mail.ru

Проблема правопонимания решается автором не на основе сложившейся в юридической теории традиции и не средствами научного познания, и даже не средствами самого правосознания, - понимание права достигается средствами философского сознания. В статье рассмотрены этапы, посредством прохождения которых достигается понимание права в контексте такового сознания.

Ключевые слова: право, философское сознание, философское правопонимание, правовые категории, правовое, нормальное, правильное, законное, запрещенное.

1. Характеристика философского сознания

Философия - не совокупность взглядов, а интеллектуально-духовный процесс. Совокупность взглядов, идей - результат философствования. Философствование есть проявление любви к собственной мудрости.

Философское сознание - сознание Я, т.е. того в себе, что отлично от всего остального. Оно - индивидуальное осознание своего существования в мире (самосознание), а потому не форма коллективного мышления, но лишь условие индивидуального вхождения в диалог1.

Философия - камертон эпохи. Смена принципов и духа философствования является прямым свидетельством идейного кризиса (если не катастрофы) общества, его духовности. Под влиянием этого процесса происходят сущностные изменения и во всех сферах общественной жизни. Так, господство систематической философии (философствования), вершиной которой является классическая западноевропейская философия XVII-XIX вв., не могло не сказаться на формировании права как системы, на формирование правовых систем обществ. Господство постмодернистских установок в современной философии обусловливает превращение систем права (и правовых систем) в конгломераты2.

В эпоху постмодерна человек теряет в себе точку опоры; он перестает быть смысловым центром реальности, и потому отчуждение от нее превращается из оппозиционности в полную зависимость. Судорожное мышление, может быть, и лучше отражает мир, но не позволяет достичь главной цели - гармонии (хотя бы иллюзорной, мыслимой) Я с миром. Право взросло на систематическом мышлении, но разрушается в идейной атмосфере, созданной мышлением мозаичным (постмодернистским).

Характеризуя философское сознание с точки зрения его логики, необходимо отметить следующее.

а) Философское мышление - мышление предельными отвлечениями от эмпирической реальности и «архивирование» ее в абстракциях. Философскую аксиоматику составляют фундаментальные допущения-идеи (смысловые опоры ноуменального мышления), делающие вообще возможным интеллектуально-духовное соприкосновение с миром. Она является потенциальным (свернутым в культурный смысл) содержанием философского выражения мира и Я.

б) Философские понятия, делающие возможным понятийное мышление о действительности и человеке, являются трансформациями, формами выражения идей. Факт общности словесных оболочек понятий и идей часто в ходе мышления сбивает с толку и порождает иллюзию философствования, позволяет подменять его беспредметной болтовней и вульгаризациями.

В каркасе понятийного мышления возможна обычная формальная логика, ход рассуждения вполне подчинен законам формально-логического мышления. На этой логике построена вся философская схоластика, которая, в частности, составляет основу юриспруденции (и отражает ее природу).

в) Категориальное мышление является промежуточным звеном между понятийным и ноуменальным мышлением3. Будучи лишенным связи с понятийным мышлением, оно становится беспредметно-иллюстративным

1 См. об этом, напр.: Арендт Х. Ответственность и суждение. М., 2013; Мамардашвили М.К. Опыт физической метафизики. М., 2009.

2 См.: Тимошина Е.В. Теория и социология права Л.И. Петражицкого в контексте классического и постклассического правопонимания. Автореф. дисс. ... д. юрид. наук. М., 2013; Честнов И.Л. Постклассическая теория права. СПб., 2012.

3 См.: Малахов В.П. Философия права. М., 2007.

(эта линия в отечественной философии права определена в свое время Д.А. Керимовым1), а чаще всего - апологетическим. Будучи лишенным связи с ноуменальным мышлением, оно способно лишь вырабатывать обобщения, характеризующие определенные предметные множества (классы).

Категориальному мышлению, в силу его рационального характера, свойственна не формальная логика, а логика, представляющая собой последовательность мыслительных актов, приводящих в органичное единство рациональные и иррациональные моменты философского мышления.

Ход рассуждения, типичный для категориального мышления, связан с внешней гармонизацией и, одновременно, с воспроизведением столкновений сторон предмета, явления, процесса (как основой разносторонности, а, значит, содержательности мышления о них).

В формально-логическом смысле рассуждение ведет к необходимым или вероятностным следствиям из посылок; оно ведет к признанию истины. В философском смысле рассуждение ведет к пониманию как к принятию. Понимание - нерациональный акт-скачок от рационально освоенного к качественно новому2.

Последнее замечание распространяется и на мышление идеями (на ноуменальное мышление). Сами идеи логическим путем друг с другом не связаны. Логика обнаруживается только в развертывании, прояснении смысла идей посредством понятий, отличающемся множественностью вариантов этого процесса, множественностью содержательных интерпретаций. Этим объясняется индивидуализированность философствования.

С точки зрения требований обычной логики рассуждения об идеях всегда приводят к самопротиворечивому результату, воспроизводят парадоксальность самой постановки вопроса о понимании и выражении идей3. Здесь мы имеем дело с диалектикой так называемого сократического типа.

г) Основанием выбора, характерным для философского сознания, является лишь частично рациональный, а потому интеллектуально-волевой акт, порожденный пограничной ситуацией. Смысл пограничного выбора - в обнаружении (или отстаивании) своей сущности в конкретной ситуации, жизненно значимой своими неизбежными последствиями. Реальная несопоставимость сущности и ситуации делает пограничный выбор противоречивым и роковым4.

Философское сознание не является ценностным; оно - не форма ценения, а форма познания. Ценности - не основания духовного отношения к миру и к самому себе, а лишь предмет познания.

Существо духовных ценностей в их философском понимании заключено не в общепризнанности и абсолютности - в этом случае философствование бессмысленно и подменено идеологией, - а в универсальности, т.е. в бессодержательности и, значит, индивидуализированности. Философская аксиология или схоластична (назидательна, идеологична), или персоналистична (является способом самообнаружения Я).

О выражении правовых категорий средствами философского категориального аппарата

На основе выражения правовых категорий средствами философского категориального аппарата формируется собственно философия права.

К правовым категориям относятся в первую очередь правильное, нормальное, законное, запрещенное, потому что в них сконцентрировано понимание природы правового. К философским категориям относятся материальное и идеальное, отдельное и общее, возможное и действительное, сущностное и явленное, содержательное и формальное, случайное и необходимое, системное и агрегатное, частичное и цельное, внутреннее и внешнее, абсолютное и относительное и т.д. Число комбинаций философских и правовых категорий весьма значительно и обусловливает содержательное богатство теории.

1. Узловая философская проблема - проблема действительности права. Предельно абстрактным выражением мысли о праве являются категории бытия и существования5. Бытие права есть его идея и универсальность, существование права есть его проявленность в реальности и конкретность.

В реальности существует не право, а только его объективация в той или иной форме человеческой реальности. Представление самого права как реальности является, в сущности, утверждением монополии авторитета (в первую очередь, государства) на его инструменты и следствия их действия.

В бытии права общее тождественно отдельному; качества, приписываемые праву как таковому, точно так же присущи и конкретному праву. В существовании же права они не просто различны, но также содержат в себе тенденцию к тому, чтобы выступать противоположностями друг друга.

На практике бытие и существование права постоянно смешиваются. В рамках так называемого англоамериканского права это смешение имеет в целом позитивные последствия, поскольку позволяет воспроизводить дух права в общественных отношениях и практике; в рамках романо-германского права смешение гораздо более негативно, поскольку лишает права жизненности и способствует его отделению и обособлению от реальности.

2. Базовыми правовыми категориями выступают правовое, как вообще относящееся к праву, и неправовое, как не относящееся к праву. В правосознании они имеют оценочный характер и четко различены. С философской точки зрения, значимым является не их определенность, а диалектика взаимных переходов. «Правовое» выражает необходимость перехода от идеи права к реальности, «неправовое» отражает необходимость преодоления того, чем становится право в реальности, необходимость возвращения к идее права. Правовое - цель, неправовое - результат. На динамике (диалектике) связи правового и неправового основано законотворчество, ею определена жизненность (действенность) правосознания. Подвижность меры правового и неправового в реальности есть показатель жизненности права, фиксирование меры (в норме, законе) противопоставляет право реальности.

3. В категории нормального выражена нормативная природа права. В философском смысле нормальное харак-

1 См.: Керимов Д.А. Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2003.

2 См.: Мамардашвили М.К. Опыт физической метафизики. М., 2009.

3 См.: Малахов В.П. Самопротиворечивость идей в русской философии права. / Философия права в России: история и современность: Материалы третьих философско-правовых чтений памяти акад. В.С. Нерсесянца. М., 2009. С. 34-47.

4 Идею пограничного выбора разрабатывал К. Ясперс (см.: Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 2013).

5 См.: Малахов В.П. Философия права. М., 2007.

теризуется как общее, возможное, сущностное, формальное, необходимое, внутреннее, относительное, системное.

В категории правильного выражена ценностная природа права. В философском смысле правильное характеризуется как отдельное, действительное, сущностное, содержательное, случайное, внутреннее, абсолютное, агрегатное.

В категории законного выражена формальная природа права. В философском смысле законное характеризуется как общее, возможное, явленное, формальное, необходимое, внешнее, абсолютное, системное.

В категории запрещенного выражена силовая природа права. В философском смысле запрещенное характеризуется как отдельное, действительное, явленное, содержательное, случайное, внешнее, относительное, агрегатное.

Сказанное позволяет продемонстрировать аналитику связи правовых и философских категорий.

а) Очевидным представляется группировка выделенных правовых категорий в две смысловые пары, позволяющие выразить диалектику права как в идее, так и в реальности: с одной стороны, это категории нормального и законного, с другой - категории правильного и запрещенного. Первая пара указывает на органичную связанность нормативной и формальной природы права; основа формального - нормальное, но не наоборот. Вторая пара указывает на органичную связанность ценностной и силовой природы права; основа запрещенного - правильное, но не наоборот.

б) Нормальное и законное сходны в том, что и то, и другое - общее, возможное, формальное, необходимое, системное. В других универсальных свойствах они противоположны, а именно:

— сущность законного - в нормальном, явленность нормального - в законном;

— относительность законного - в нормальном, абсолютность нормального - в законном;

— внутреннее законного - нормальное, внешнее нормального - законное.

в) Правильное и запрещенное сходны в том, что и то, и другое - отдельное, действительное, содержательное, случайное, агрегатное. То, в чем сходны правильное и запрещенное, противоположно нормальному и формальному. В других универсальных свойствах правильное и запрещенное противоположны друг другу, а именно:

— сущность запрещенного - в правильном, явленность правильного - в запрещенном;

— абсолютность запрещенного - в правильном, относительность правильного - в запрещенном;

— внутреннее запрещенного - правильное, внешнее правильного - запрещенное.

Здесь представлены только некоторые - базовые - матрицы философских рассуждений о правовом. В зависимости от того, какие правовые и философские категории втягиваются в мышление о праве, число матриц содержательного анализа увеличивается. Каждая категория имеет свою противоположность, поэтому можно продолжать аналитику и категорий, противоположных названным.

Философские идеи и правовые понятия

Из смысловой связанности философских идей и правовых понятий вырастает, так сказать, юридическая философия права (В.С. Нерсесянц1). Философская идея, в силу своей самопротиворечивости, будучи включенной в мыслительный процесс, порождает познавательные проблемы, поэтому в содержании связанных с ней понятий она позволяет в первую очередь отразить те проблемы, решению которых и подчинены явления, процессы, механизмы и т.д., обозначенные этими понятиями.

В контексте идеи единства формируется содержание понятий системы права (права как целого) и законодательства. В их содержании определяющими являются те элементы, в которых подчеркивается подвластность систем права и законодательства общим принципам, их внутренняя непротиворечивость, согласованность, гармоничность, т.е. то, что в действительности является весьма относительным и неустойчивым.

В контексте идеи существования формируется содержание понятий практики и правоотношения. В их содержании главным является указание на неоднозначность и внутреннюю противоречивость тех состояний и процессов, которые отражены данными понятиями.

В контексте идеи сущности формируется содержание понятий правовой нормы и правового принципа. В их содержании подчеркивается то, что определяет содержательность и целесообразность действующего права.

В контексте идеи детерминизма формируется содержание понятий ответственности и правила. В их содержании заложена проблема сочетания неотвратимости (неукоснительности) и возможности исключений. Право опирается на неукоснительность, правосознание живет там, где есть исключения.

В контексте идеи подлинного формируется содержание понятий естественного права и правопритязания. В их содержании заложена проблема оправданности инициативного поведения в правовой сфере, как и вообще оправданности присутствия в ней человека.

В контексте идеи свободы формируется содержание понятий права и правонарушения. В их содержании заключена проблема самообусловленности правовой жизни человека, способности к пограничному выбору, выходу из социально нормального или возвращению в него.

В контексте идеи справедливости формируется содержание понятий правомерности и законности. В их содержании закодирована проблема совместимости устойчивости меры правовых оценок и индивидуальности правовых ситуаций.

В контексте идеи закона формируется содержание понятий обязанности и требования. В их содержании главным является то, что связано с проблемой правового принуждения, его целесообразности и пределов.

Философское правопонимание

Если исходить из содержания (т.е. из совокупности представлений или идей о праве), то философское правопо-нимание традиционно связывается с определением оснований права, взятого в контексте юридического, но не социологического правопонимания2. Юридическое правопонимание может быть связано с философским, и в этой «смеси» формируется философия права. Социологическое правопонимание, в сущности, не нуждается в философских основаниях. Оно появляется как раз вследствие отбрасывания всяких философских рассуждений о праве.

Далее. Философское правопонимание обычно рассматривается в контексте естественно-правового понима-

1 См.: Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М., 2002.

2 См. об этом, в частности: Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999.

ния, т.е. в утверждении естественных оснований права. Юридическое правопонимание не связано с таким утверждением; оно связано с нахождением оснований действующего права в нем самом (теория источников права). Все, что выходит за пределы самообоснования права, по мнению немалого числа правоведов, - «философия», т.е., в их понимании, сомнительное и бесполезное мудрствование1.

Социологическое правопонимание, на первый взгляд, связано с нахождением естественных оснований действующего права, но только в том, что правом не является. Однако от того, что правом не является, к самому праву логического перехода нет, и тогда либо следует вообще снимать вопрос об основаниях права, либо переходить к философской интерпретации природы права. В контексте социологического понимания вопрос об основаниях и природе права заменен вопросом о происхождении и генезисе права.

Ответ на вопрос, действительно ли философское правопонимание связано с нахождением и обоснованием естественных оснований права, зависит от того, что понимать под естественным. В философском смысле естественное есть разумное, и ничего более. Все остальные смыслы понятия естественного (как природного, божественного и т.п.) значимы, скорее, для религиозного, политического, экономического или нравственного понимания права. Указание на существование религиозной, моральной, политической и т.д. философии не меняет положения дел.

Философское правопонимание, связывающее естественное с разумным, не противоположно, не негативно по отношению к юридическому праву, а органично с ним сочетается (источник интегративного правопонима-ния2). Приписывание философскому пониманию естественности других смыслов делает его противоположным, негативным по отношению к юридическому правопониманию, критикой последнего.

Если исходить из понимания философского сознания как формы отражения и рефлексии (т.е. философствования), то философским правопониманием следует считать, во-первых, подход, требующий и обеспечивающий непрерывное обновление, «перепонимание» того, что Я такое в ситуации (в «здесь- и сейчас-действительности»).

Во-вторых, будучи индивидуализированным отношением к миру, философское понимание может выразить только индивидуальное право и право в индивидуализированном восприятии. Философское понимание - понимание права как индивидуального. Право есть смысл индивидуального существования человека, проявленного в социальной жизни. Свобода выбора, вообще свобода, с которой связывается природа права, - феномен исключительно индивидуальной правовой жизни. Право - это то, что я выбираю и от чего могу отказаться; право общественное есть граница выбора.

В-третьих, философское правопонимание исходит из имманентности права человеку, из признания, что право - универсальное свойство человека. В последовательно философском смысле право предстает или как субъективное право, или как идейно-рациональное основание всего массива средств воздействия на человека.

Как следствие, в-четвертых, право в его отчужденном от человека виде имманентно обществу, оно - атрибут общественного, а потому может рассматриваться как синтез морального, политического и других компонентов общественной жизни. Значит, право есть мировоззрение, или правосознание.

В-пятых, философское понимание исходит из самодостаточности права, поэтому все его основания находятся в нем самом, но находятся именно в силу атрибутивности права миру и человеку, а не вследствие произвола законодателя (авторитета), превращающего в право свою волю и интерес (на признании чего покоится юридическое правопонимание).

ЛИТЕРАТУРА

1. Арендт Х. Ответственность и суждение. М.: Изд-во Института Гайдара, 2013. 355 с.

2. Евдеева Н.В. Интегративные теории правопонимания в современной России. Дисс. ... к. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. 187 с.

3. Керимов Д.А. Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права. М.: СГА, 2003. 521 с.

4. Малахов В.П. Самопротиворечивость идей в русской философии права. / Философия права в России: история и современ-

ность: Материалы третьих философско-правовых чтений памяти акад. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2009. С. 34-47.

5. Малахов В.П. Философия права. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 336 с.

6. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999. 419 с.

7. Мамардашвили М.К. Опыт физической метафизики. М.: Прогресс-Традиция, Фонд Мераба Мамардашвили, 2009. 304 с.

8. Мартышин О.В. Нужна ли философия права как самостоятельная юридическая дис-циплина? // Государство и право.

2009. № 11. С. 18-28.

9. Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М.: Норма, 2002. 288 с.

10. Тимошина Е.В. Теория и социология права Л.И. Петражицкого в контексте классического и постклассического право-

понимания. Автореф. дисс. ... д. юрид. наук. М., 2013. 44 с.

11. Честнов И.Л. Постклассическая теория права. СПб.: ИД «Алеф-Пресс», 2012. 650 с.

12. Ясперс К. Духовная ситуация времени. М.: АСТ, 2013. 288 с.

13. Bourdieu P. "Force of Law: Toward a Sociology of the Juridical Field." Hastings Law Journal 38 (1986): 805-853.

14. Bix B. Law, Language and Legal Determinacy. Oxford: Oxford University Press, 1993. 221 p.

15. Bix B. Jurisprudence: Theory and Context. Boulder, CO: Westview Press, 1996. 256 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Cowan D. "Legal Consciousness: Some Observations." The Modern Law Review 67.6 (2004): 928-958.

17. Lloyd D. The Idea of Law. Middlesex: Penguin Books Ltd., 1976.

18. Olivecrona K. Law as Fact. London: Stevens & Sons, 1971.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Малахов, В. П. Право в контексте философского сознания / В.П. Малахов // Пространство и Время. — 2014. — № 2(16). — С. 63—66. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271ргота^2-16.2014.22

1 Такую позицию занимает, в частности, О.В. Мартышин: Мартышин О.В. Нужна ли философия права как самостоятельная юридическая дисциплина? // Государство и право. 2009. №11. С. 18-28.

2 См. по данному вопросу: Евдеева Н.В. Интегративные теории правопонимания в современной России. Дисс. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005; Честнов И.Л. Постклассическая теория права. СПб., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.