Научная статья на тему 'Право собственности на природные ресурсы'

Право собственности на природные ресурсы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16723
1693
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРИРОДНЫЙ ОБЪЕКТ / ПРИРОДНЫЙ РЕСУРС / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ECOLOGICAL SAFETY / NATURAL OBJECT / NATURAL RESOURCE / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карзенкова Александра Владимировна

Рассматриваются современные проблемы оборотоспособности природных ресурсов. Природные ресурсы это не только часть окружающей среды, но и имущество особого рода. Вовлечение природных ресурсов в гражданский оборот должно содействовать устойчивому развитию в экологической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considers the current problems of the turnover of natural resources. Natural resources are not only part of the environment, but also the property of a special kind. The involvement of natural resources in civil circulation in order to promote sustainable development in the environmental field.

Текст научной работы на тему «Право собственности на природные ресурсы»

РАЗДЕЛ 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВА И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

УДК 349.6

Карзенкова Александра Владимировна

кандидат биологических наук, доцент кафедры правовых дисциплин

и методики преподавания права

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: cpe2005@mail.ru

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Alexandra V. Karzenkova

Candidate of Biology, Associate Professor of the Department of Legal Disciplines and Methods of Teaching Law

Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education

'Perm State Humanitarian Pedagogical University' 614990, Perm, Russia, 24, Sibirskaya Str., e-mail: cpe2005@mail.ru

PROPERTY RIGHT TO NATURAL RESOURCES

Аннотация. Рассматриваются современные проблемы

оборотоспособности природных ресурсов. Природные ресурсы - это не только часть окружающей среды, но и имущество особого рода. Вовлечение природных ресурсов в гражданский оборот должно содействовать устойчивому развитию в экологической сфере.

Ключевые слова: экологическая безопасность, природный объект, природный ресурс, устойчивое развитие.

Abstract. Considers the current problems of the turnover of natural resources. Natural resources are not only part of the environment, but also the property of a special kind. The involvement of natural resources in civil circulation in order to promote sustainable development in the environmental field.

© Карзенкова А.В., 2017

Keywords: ecological safety, natural object, natural resource, sustainable development.

Защита права собственности на природные ресурсы является важнейшим элементом системы экологической безопасности России. Однако существуют объективные затруднения в толковании и применении норм экологического и гражданского права, которые препятствуют законному осуществлению права собственности и способствуют развитию экологической преступности.

Право собственности - фундаментальное понятие юридической науки и практики. Еще римские юристы понимали собственность как наиболее полное господство над вещью, но лишь с течением веков европейская правовая мысль стала представлять право собственности как известную триаду правомочий: владение (физическое обладание), пользование (возможность эксплуатировать, извлекать полезный эффект из вещи), распоряжение (возможность определять юридическую судьбу вещи, продать, сдать в аренду и т. п.). Такой же взгляд на собственность разделяется российской правовой теорией и отражается в российском законодательстве [1]. В соответствии с Конституцией РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Конституция РФ признает многообразие форм собственности и равную их защиту (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) и устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Конституционным нормам принадлежит центральное место при регулировании отношений собственности [1]. Важно отметить, что при этом Конституция РФ не обязывает, чтобы природные ресурсы, в частности леса, находились в разных формах собственности [14].

Именно конституционное понятие права собственности определяет границы, основные способы, условия регулирования права собственности отраслевым законодательством. Конституция РФ, продекларировав свободу владеть, пользоваться, распоряжаться природными ресурсами, установила и ограничение: это не должно наносить ущерб окружающей среде и нарушать права и законные интересы других лиц [19].

Согласно ст. 209-211 ГК РФ собственник имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, несет на себе бремя содержания и риск гибели имущества. Но уже в самом гражданском

законодательстве (ст. 209, 129) устанавливаются своего рода «экологические приоритеты». Так, согласно ст. 1 гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей [2].

Пределы ограничения прав и свобод человека имеют строго очерченный законом перечень. Недопустимо произвольное расширение оснований (целей) ограничения прав и свобод граждан [16]. В целях исключения произвола (злоупотребления) со стороны государства в сфере применения ограничений прав человека Европейская комиссия по правам человека установила правило «строгого толкования», согласно которому «никакие другие критерии, помимо тех, что упомянуты... не могут быть основанием для каких-либо ограничений» и что «эти критерии, в свою очередь, должны быть истолкованы таким образом, чтобы смысл слов не был расширен по сравнению с общепринятым значением» [15].

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иным способом в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (ст. 129 ГК РФ). Таким образом, применение к природным ресурсам (земля, недра, леса, вода, животный мир) института права собственности имеет свои особенности.

Проблема принадлежности прав на природные ресурсы имеет длительную историю. Долгие годы в России природные ресурсы находились в государственной собственности. Догматические взгляды на собственность в теории национализации сами собой отпали с принятием принципов рыночной экономики. «Великий спор» начала 90-х годов бушевал в связи с якобы существовавшим конфликтом между суверенными правовыми интересами государства в отношении своих природных ресурсов и их использованием в частных интересах.

Между тем проблема приобретения природных ресурсов в собственность весьма сложна и противоречива. Чтобы лучше ее понять, необходимо уяснить специфику природного ресурса как объекта права собственности.

В науке существует несколько подходов к определению понятия «природные ресурсы». С правовой точки зрения возникает проблема

индивидуализации объекта прав собственности, поэтому необходимо изучить все возможные позиции в вопросе о том, что передается в пользование, властью над чем обладает правообладатель, с какой степенью полноты он может распоряжаться объектом своих прав.

Определение природных ресурсов в законодательстве всегда связано с дифференциацией их на природные объекты и ресурсы, используемые человеком в различных целях. При этом понятие «объекты» первично, а понятие «ресурсы» вторично. Природные объекты - это часть окружающей среды, понимаемой в законе как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных, а также антропогенных объектов [8]. Все природные объекты имеют естественное происхождение, существуют независимо от сознания человека, находятся в естественной среде и не имеют потребительской стоимости.

Таким образом, в науке и законодательстве природный объект понимается как часть окружающей среды, выполняющая определенные средообразующие функции и подлежащая особой охране со стороны государства. Права собственности на природные объекты могут возникать только у государства, примером могут являться водные объекты, леса, недра, объекты животного мира, земли отдельного назначения.

Природные объекты, используемые человеком в различных целях, становятся природными ресурсами. Под природными ресурсами понимаются компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. В соответствии с экологическим законодательством на природные ресурсы возникает право пользования, которое позволяет лишь извлекать их полезные свойства. Мы обращаемся к термину «природопользование» и обозначаем участников этих отношений как природопользователей. Очень интересно сопоставить титулы «обладатель вещного, или обязательственного права (правообладатель)» и «природопользователь».

Природопользователь чаще всего не является собственником ресурсов, у него возникает определенное законом или правоустанавливающим документом право на использование ресурса в соответствии с целевым назначением. Но природопользователю, если он не является правообладателем, ресурс должен быть предоставлен собственником или управомоченным лицом.

Например, в Лесном кодексе РФ определено, что лесные участки могут быть предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования (сервитут), праве аренды, а также в безвозмездное пользование. При этом лес понимается в кодексе как экологическая система и природный ресурс [4]. Лесной участок - это часть леса, предоставляемая в пользование. Право собственности возникает не на лес, леса, а на лесной участок, входящий в состав лесов определенного назначения.

Природные ресурсы не только вовлекаются человеком в хозяйственное использование, но и могут быть объектом права собственности, следовательно, оборотоспособны. Поэтому они могут становиться не только объектами экологических правоотношений, но и объектами гражданских прав, в том числе -вещных и обязательственных. Природные ресурсы как объекты гражданских прав должны обладать определенными индивидуализирующими признаками, которые позволили бы передавать права на эти объекты. Рассмотрим особенности оборотоспособности природных ресурсов.

Экологическое законодательство РФ, разработанное и принятое в основном до 2001 года, не вводит в сферу правового регулирования имущественные отношения, хотя опосредованно их содержит. Так, закон «О недрах» регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей [10].

Развитие природоресурсного законодательства нацелено на введение имущественных отношений в сферу правового регулирования. Таким образом, создается правовая база для формирования рынка природных ресурсов. Появляются основания для возникновения права не только государственной, но и муниципальной и частной собственности на землю и природные ресурсы.

В новых Земельном, Водном и Лесном кодексах РФ, в федеральных законах, принятых после 2001 года, имущественные отношения включаются в сферу правового регулирования. Обратимся к особенностям оборота некоторых природных объектов и ресурсов, прежде всего выделив наиболее фундаментальные из них.

В соответствии с гражданским законодательством земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, являются недвижимым имуществом, или недвижимостью. Практически все природные ресурсы можно

132

с этой позиции считать недвижимостью, обладающей особым качеством. Оборот данных объектов осуществляется в соответствии с гражданским, экологическим и земельным законодательством [3]. В Земельном кодексе РФ указано, что нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Действующий закон о недрах, не включая имущественные отношения в сферу правового регулирования, тем не менее, содержит их. В ст. 1.2 определено, что недра находятся в государственной собственности, участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

При этом в первоначальной редакции, т. е. в 1992 году, данной статьи закон не содержал, она появилась в редакции 1995 года. Так, ст. 1.2 определяет оборотоспособность участков недр и прав на них; ст. 9 говорит о том, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности; ст. 50 содержит понятие «имущественные споры в области недропользования». В соответствии с действующим гражданским законодательством мы можем отнести участки недр к недвижимости особого рода, оборот которой определяется экологическим законом. Вещи, которые не признаются законом недвижимостью, можно считать движимым имуществом. Возникает естественный вопрос, можно ли относить природные ресурсы к движимому имуществу. Так, объектами экологических отношений являются объекты животного мира, водные биологические ресурсы. Несомненно, это движимые объекты, они могут рассматриваться как имущество.

И наконец, объектом, на который не может возникать право собственности, является атмосферный воздух. В силу своих физических и экологических свойств атмосферный воздух является глобальной экологической системой, объектом международной охраны. Конституцией РФ и Воздушным кодексом РФ закреплен суверенитет государства в пользовании воздушным пространством. Динамичность, турбулентность, жизненная необходимость в атмосфере не позволяют индивидуализировать ее части и привязать их к праву землепользования. Хотя современная юридическая наука уже рассматривает попытки подобного рода, но они все-

таки несостоятельны. Тем не менее существует ряд проблем в праве пользования воздушным пространством, возникающих при утверждении проектов санитарно-защитных зон предприятий. Постановлением [13] главного государственного санитарного врача РФ установлен порядок определения размеров санитарно-защитных зон, который увязывается именно с воздействием объекта на атмосферу, с классом опасности объекта. Вопрос же о том, нужно ли заключать договор аренды земельного участка для эксплуатации санитарно-защитных зон, остается открытым.

Мы видим, что право собственности на природные объекты существенно отличается от имущественных прав на иные объекты. Оно связано и с публичным естественным правом на них, и с природными особенностями объектов, и с интересами государства и личности.

Значение земли как основы жизни и деятельности человека предопределяет правовую природу этого объекта материального мира. С одной стороны, земля - природный объект, важнейшая составная часть природы, используемая в качестве средства производства, а с другой - один из объектов гражданских прав, имущество, которое участвует в гражданском обороте в качестве объекта права собственности или других прав.

Учитывая природное значение земли, законодатель определил необходимые приоритеты, поскольку без этого в нормотворческой и правоприменительной деятельности неизбежны юридические коллизии. Охрана земли имеет приоритетное значение перед ее использованием в качестве объекта недвижимости. Это означает, что собственники земельных участков владеют, пользуются и распоряжаются ими свободно, на основе норм гражданского законодательства, но лишь до пределов, определенных земельным и природоохранным законодательством, за которыми действия (бездействие) собственника могут нанести ущерб окружающей природной среде [17, коммент. к ст. 1].

Отношения по поводу использования и охраны земель регулируются как частным, так и публичным правом. До настоящего времени идет спор, какой отрасли права отдать преимущество - гражданскому, земельному или административному законодательству. Земельные отношения носят имущественный характер. В какой мере земельные участки могут стать объектами гражданских прав, устанавливается земельным законодательством. В свою очередь, пользование, владение и распоряжение земельными участками изначально возникли именно на основе административных актов [20].

134

По общему правилу, право собственности может возникнуть только на индивидуализированный обособленный объект. В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются:

- земля как природный объект и природный ресурс;

- земельные участки;

- части земельных участков.

В соответствии с Конституцией РФ земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля рассматривается как природный объект - составная часть природы - и одновременно как природный ресурс с точки зрения ее охраны и использования (извлечения полезных свойств) в целях удовлетворения различных потребностей человека.

В экономическом словаре «земля» определяется как ресурс, используемый для производства сельскохозяйственной продукции, для строительства домов, городов, железных дорог; один из основных компонентов, факторов производства (другие компоненты - труд, капитал, природные ресурсы) [21].

Понятие «земля» можно рассматривать в различных смыслах. Земля - это планета, космическое тело; земля - это наша родина; с экологической точки зрения земля - это природный объект, с географической - геосистема. С юридической точки зрения земля - это верхняя часть земной поверхности, включающая в свой состав почву. Почва - верхний слой земли, используемый в сельском хозяйстве и обладающий важнейшим свойством - плодородием. При отсутствии почвы землей является дно водоемов или водотоков.

В таком значении земля - это объект земельных отношений. Все земли Российской Федерации составляют земельный фонд РФ. Земельный фонд -общая площадь земель, принадлежащих группе землепользователей, предприятию, кооперативу, или земель, входящих в административно-территориальную единицу [21]. Земельные фонды подразделяются на государственные (федеральные и субъектов РФ), муниципальные, а также на земли по целевому назначению. Например, в Земельном кодексе РФ, в ст. 80, выделяется режим фонда перераспределения земель, в соответствии с которым могут быть выделены фонды земель казачьих общин [11], земель, предназначенных беженцам [12], и иные.

Все земли по целевому назначению делятся на категории. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории (в ст. 7 ЗК РФ выделяется семь категорий земель) и разрешенного

использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Использование земель не по целевому назначению не допускается, тем не менее это - одно из распространенных земельных правонарушений.

Таким образом, земля - это природный ресурс, обладающий для человека определенными свойствами и качеством. Земли используются как средство производства, например, в сельском хозяйстве, и как пространственный базис для размещения объектов жизнедеятельности.

Земли в РФ находятся в государственной, муниципальной и частной собственности.

Водный кодекс РФ ввел презумпцию права федеральной собственности на водные объекты [18]. Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Федерации, муниципального образования, физического или юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

И если в первом случае закон четко устанавливает форму федеральной собственности, то правопринадлежность прудов и обводненных карьеров определена весьма условно, с правовой точки зрения не проработана. Определение права собственности на эти объекты требует проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю. Поэтому права на пруды и карьеры в основном определены законом, но не зарегистрированы.

Пруд и обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с п. 4 ст. 8 Водного кодекса РФ и с гражданским и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Пруд или обводненный карьер следует судьбе земельного участка и не может быть разделен на части.

Мы можем сказать, что приобретение права собственности на пруды и обводненные карьеры связано с определением правопринадлежности данных объектов и формированием сведений (документов), подтверждающих возможность государственной регистрации этих объектов.

В Водном кодексе отдельно, в соответствии с законодательством о недрах, выделяется форма собственности на подземные воды.

Статья 1.2 закона «О недрах» определяет, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Специально вопросы права собственности на подземные воды в законе не рассматриваются, но данные объекты признаются составной частью недр.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О безопасности ГТС» собственником гидротехнического сооружения является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое или юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

Лесное законодательство Российской Федерации состоит из Лесного кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Вопросы владения, пользования и распоряжения лесными участками регулируются Конституцией РФ, Лесным кодексом РФ, гражданским и земельным законодательством. Объектом лесной собственности могут быть лесные насаждения и лесные участки.

Лесным является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Лесной участок должен быть образован как объект права, т. е. необходимы проектирование лесных участков и их государственный кадастровый учет. Поэтому, рассматривая основания возникновения права собственности на леса, следует исходить из концепции единой судьбы земельного участка и леса, расположенного на земельном участке (лесной участок). Лесные насаждения (растительность -ст. 260 ГК РФ) нужно рассматривать в составе имущества, прочно связанного

с земельным участком и расположенного в границах земельного участка. Право собственности на такой объект возникает у собственника земельного участка, т. е. предполагается государственная собственность РФ, субъектов РФ, собственность муниципального образования и частная собственность физического и юридического лица.

В целях государственной регистрации лесной участок понимается как недвижимое имущество, подлежащее государственному кадастровому учету. Поскольку ранее лесные участки данному учету не подлежали, образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям лесного законодательства.

В ст. 8 ЛК РФ определены основные формы права собственности на лесные участки:

1) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности;

2) формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В ст. 7 ЗК РФ определен состав земель РФ. Лесные участки в составе земель лесного фонда ограничиваются в обороте, оборотоспособность лесных участков, входящих в состав земель иных категорий, определяется в соответствии со ст. 27 ЗК РФ.

Особое внимание в последнее время уделяется судьбе собственности на городские леса, которые расположены на землях населенных пунктов. Одна из проблем, которая сегодня особенно актуальна, - это незаконная рубка городских лесов и возбуждение дела по ст. 260 УК РФ.

Городскими лесами признаются леса, расположенные на землях населенных пунктов [3]. Формы собственности на лесные участки в составе земель населенных пунктов определяются в соответствии с земельным законодательством. Подразумевается право собственности РФ, субъекта РФ, муниципальных образований, граждан и юридических лиц. Лесные участки, входящие в состав городских лесов, относятся к категории защитных лесов [4]. Городские леса - самостоятельная категория защитных лесов. Они отделены от зеленых зон и лесопарков (последние могут находиться за границами поселений). В соответствии со ст. 97 ЗК РФ лесные участки, входящие в состав городских лесов, могут быть отнесены к землям природоохранного назначения, порядок и цели их использования определяются в соответствии с земельным и экологическим законодательством. Городские леса должны относиться к зонам рекреационного назначения (п. 9 ст. 85 ЗК, ч. 11 ст. 35 ГСК)

и использоваться для отдыха граждан и туризма. Освоение городских лесов должно производиться в соответствии с ЛК РФ. Органы государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений разрабатывают правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.

Основания возникновения прав на недра установлены законом РФ «О недрах», ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Законодательство Пермского края также регулирует отношения недропользования.

Необходимо определить пределы суверенитета РФ на недра. В законодательстве о недрах установлена презумпция государственной собственности на них. Юрисдикция государства распространяется на недра в границах РФ, включая ее континентальный шельф. Право собственности государства возникает на подземное пространство, содержащиеся в нем полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы. Тем не менее законодательство о недрах регулирует оборот еще целого ряда объектов, непосредственно связанных с недропользованием. Это геологическая информация, отходы горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропеля, иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Итак, право собственности на недра, ресурсы недр, включая подземные воды, принадлежит государству. Право собственности на извлеченную из недр продукцию, геологическую информацию может находиться во всех формах собственности в соответствии с условиями лицензии, соглашения, договора. Законом и международными правилами может быть установлен специальный порядок регулирования данных отношений, целью которого является обеспечение национальной безопасности.

Федеральный закон «О животном мире» содержит понятия «животный мир» и «объект животного мира» [9]. Имущественные отношения в области охраны и использования животного мира регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. Действие закона распространяется на диких животных, причем как на популяции, так и на отдельные организмы. Условием является нахождение животного в естественной среде обитания. В то же время юрисдикция закона не распространяется на сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а также диких животных, содержащихся в неволе

(условно назовем эту группу «домашние животные»). Права на этих животных возникают в соответствии с Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами. Общие положения гражданского законодательства определяют принадлежность данной группы животных к имуществу. К животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Распространяется ли действие данной статьи на все объекты животного мира или только на домашних животных? Являются ли дикие животные имуществом?

Анализируя законодательство и решения судов, мы можем установить, что предметом сделки могут являться только домашние животные и, соответственно, не могут являться дикие. Дикие животные, объединенные родовыми признаками, находятся в государственной собственности. Домашние животные являются объектами гражданских прав, поскольку могут обладать индивидуально-определенными признаками, на основании которых их можно выделить из ряда однородных вещей. Данные объекты могут передаваться в частную, муниципальную и иные формы собственности.

Право собственности на отдельные объекты животного мира имеет некоторые особенности. Так, законом 2004 года отдельно выделяется режим пользования водными биологическими ресурсами (водные биоресурсы). К ним относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы. Водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением биоресурсов, обитающих в прудах, обводненных карьерах, которые могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности.

В 2009 году был принят очень важный и долгожданный федеральный закон, которым осуществляется правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов [7]. Законом устанавливается, что физические и юридические лица, обладающие правом на добычу охотничьих ресурсов, приобретают право на продукцию охоты в соответствии с гражданским законодательством.

Законодательство об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) и объектах основано на Конституции РФ и находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ [5]. Имущественные отношения в области использования

и охраны ООПТ регулируются гражданским законодательством. Законом РФ и субъектов РФ могут быть установлены различные виды и категории ООПТ и статус находящихся на них природоохранных учреждений.

Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Особо охраняемые природные территории могут находиться в государственной или муниципальной собственности. В пределах ООПТ могут возникать права третьих лиц на землю и иные природные ресурсы. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. ООПТ федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. ООПТ регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления устанавливаются в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Законом признается, что отходы являются объектом права собственности, что способствует их вовлечению в хозяйственный оборот и делает

их предметом гражданско-правовых сделок [6]. Объектом права собственности могут быть самые разные движимые и недвижимые вещи. Разновидностью движимых вещей являются отходы. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Таким образом, основания возникновения права собственности на отходы регламентируются в соответствии с гражданским законодательством. В частности, в соответствии со ст. 136 ГК РФ поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества.

Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

Таким образом, закон ограничивает оборотоспособность вещей (отходов), определяя специальный порядок совершения сделок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Частным случаем данного ограничения является требование ст. 5 закона об уничтожении химического оружия, согласно которой отходы, образующиеся в процессе уничтожения химического оружия, являются ограниченно оборотоспособными объектами и могут передаваться Правительством РФ организациям независимо от организационно-правовых форм в целях вовлечения указанных отходов в хозяйственный оборот в установленном порядке. Преимущественным правом на использование отходов в указанных целях обладают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия.

Более сложным с правовой точки зрения случаем ограничения отходов в обороте является ситуация с оборотом лома цветных и черных металлов. С одной стороны, предусмотрено наличие специального перечня видов лома цветных и черных металлов, которые могут свободно отчуждаться гражданами; юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять

обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы. С другой стороны, наличие вышеназванного перечня ограничивает не оборот черных и цветных металлов как таковой, а лишь прием указанных металлов у населения специализированными пунктами приема. Отчуждение такого лома гражданами друг другу никак законом не ограничивается.

Принципиально важным является и основание приобретения в собственность таким гражданином лома цветных металлов либо иных отходов производства и потребления. В силу п. 4 комментируемой статьи право собственности у лица возникает лишь на те отходы, которые находятся на земельном участке (водоеме), принадлежащем ему на праве собственности (праве землевладения, землепользования или аренды). Из этого следует, что сбор вещей (отходов) на городской свалке не влечет приобретения права собственности на них (собственником будет муниципальное образование).

Такой вывод обусловлен, в частности, тем, что жильцы не являются участниками правоотношений по обращению с отходами - функции по обращению с отходами при размещении отходов населения, выполняя муниципальный заказ, осуществляют муниципальные унитарные предприятия, юридические лица других организационно-правовых форм в рамках осуществления своей основной деятельности. Поэтому отходы, образовавшиеся в результате жизнедеятельности населения, являются собственностью муниципального образования, что создает последующую обязанность по их сбору, вывозу, утилизации и переработке.

В заключение мы можем сказать, что природные ресурсы, природные объекты могут являться объектами гражданских прав, имуществом особого рода. Конституционные основы защиты естественных (традиционных) прав населения на пользование жизненно необходимыми объектами могут создавать особые запреты и ограничения в приобретении права собственности. Ресурсы, обеспечивающие национальную и международную безопасность, могут находиться только в федеральной или государственной собственности, могут быть изъяты из оборота. Такой механизм позволяет государству обеспечивать право граждан на благоприятную окружающую среду.

Тем не менее существуют проблемы реализации естественных прав граждан на пользование окружающей средой, и сама возможность частной собственности на водные объекты, лесные участки существенно затрудняет реализацию права гражданина на жизнеобеспеченность.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенными Законами РФ о поправках у Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). - URL: http://www.consultant.ru/

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1): Федеральный закон от 30 нояб.

1994 г. - № 51-ФЗ. - Ч. 1. - URL: http://www.consultant.ru/

3. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 окт. 2001 г. -№ 136-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/

4. Лесной кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 4 дек. 2006 г. -№ 200-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/

5. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14 марта

1995 г. - № 33-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/

6. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24 июня 1998 г. -№ 89-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/

7. Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2009 г. -№ 209-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/

8. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 янв. 2002 г. - № 7-ФЗ. -URL: http://www.consultant.ru/

9. О животном мире: Федеральный закон от 24 апр. 1995 г. - № 52-ФЗ. - URL: http://www. consultant.ru/

10. О недрах: закон РФ от 21 февр. 1992 г. - № 2395-1. - URL: http://www.consultant.ru/

11. Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования: постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. - № 667. - URL: http://www.consultant.ru/

12. О порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования: постановление Правительства РФ от 14 марта 1995 г. - № 249. - URL: http://www.consultant.ru/

13. Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.1.1.2361-08: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 апр. 2008 г. - № 25. - URL: http://www. consultant.ru/

14. По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации: постановление Конституционного Суда РФ от 9 янв. 1998 г. - № 1/-П. - URL: http://www. consultant.ru/

15. АгеевВ.Н. Международные стандарты в области ограничения прав и свобод личности // Международное публичное и частное право. - 2008. - № 4. - С. 10-13.

16. Андреев Ю.Н. Ограничения в гражданском праве России. - М.: Юрид. центр Пресс, 2011. - 400 с.

17. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2007. - 320 с.

18. Сиваков Д.О. Водное право: учеб.-практ. пособие. - М.: Юстицинформ, 2007. - 263 с.

19. Солдатенков В.В. Право собственности на землю в Российской Федерации // Гос. власть и местное самоуправление. - 1998. - № 1. - С. 18.

20. Стародумова С.Ю. К вопросу о приобретении права собственности на землю в Российской Федерации // Законодательство и экономика. - 2009. - № 4. - С. 50-52.

21. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 495 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.