Научная статья на тему 'ПРАВО РЕБЕНКА ЖИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬСЯ В СЕМЬЕ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ'

ПРАВО РЕБЕНКА ЖИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬСЯ В СЕМЬЕ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
268
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО РЕБЕНКА ЖИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬСЯ В СЕМЬЕ / УСЫНОВЛЕНИЕ / РЕБЕНОК / THE RIGHT OF A CHILD TO LIVE AND BE BROUGHT UP IN A FAMILY / ADOPTION / CHILD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапшин И.С., Шикула И.Р.

Статья посвящена исследованию права ребенка жить и воспитываться в семье. Рассмотрены негативные последствия введенных законодателем ограничений на усыновление детей гражданами США. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT OF THE CHILD TO LIVE AND GROW UP IN THE FAMILY IN THE CONTEXT OF PUBLIC POLICY OF MODERN RUSSIA IN THE FIELD OF INTERNATIONAL ADOPTION

The article is devoted to the study of the child’s right to live and be brought up in the family. The negative consequences of the restrictions imposed by the legislator on the adoption of children by us citizens are considered. The proposals to improve the legislation are formulated

Текст научной работы на тему «ПРАВО РЕБЕНКА ЖИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬСЯ В СЕМЬЕ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ»

ЛАПШИН И.С.,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель декана юридического факультета НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет "Синергия"»

e-mail: lapshin74@mail.ru

ШИКУЛА И.Р.,

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой административного и финансового права НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет "Синергия"»

e-mail: ila.vnii@mail.ru

ПРАВО РЕБЕНКА ЖИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬСЯ В СЕМЬЕ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию права ребенка жить и воспитываться в семье. Рассмотрены негативные последствия введенных законодателем ограничений на усыновление детей гражданами США. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: право ребенка жить и воспитываться в семье, усыновление, ребенок.

LAPSHIN I.S.,

PhD in Law, associate Professor, Deputy Dean of the faculty of law of private Educational institution of higher education "Moscow financial-industrial University "Synergy"

SHIKULA I.R.,

PhD in Law, associate Professor, head of the Department of Administrative and Financial Law of private Educational institution of higher education "Moscow financial-industrial University "Synergy"

THE RIGHT OF THE CHILD TO LIVE AND GROW UP IN THE FAMILY IN THE CONTEXT OF PUBLIC POLICY OF MODERN RUSSIA IN THE FIELD OF INTERNATIONAL ADOPTION

Annotation. The article is devoted to the study of the child's right to live and be brought up in the family. The negative consequences of the restrictions imposed by the legislator on the adoption of children by us citizens are considered. The proposals to improve the legislation are formulated. Key words: the right of a child to live and be brought up in a family, adoption, child.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 38) забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Право ребенка жить и воспитываться в семье закреплено в п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ [6]. От осуществления данного права в огромной степени зависит благополучие ребенка, его физическое, психическое, духовное развитие, его образование и его будущее.

Семейный кодекс РФ не содержит легального определения понятие воспитания. По словарю С.И. Ожегова, «воспитание — навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Воспитать — вырастить ребенка, воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения» [4].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

Под нравственным воспитанием понимается воспитательная деятельность, направленная на формирование нравственной личности, для которой нравственные идеалы, нормы и принципы являются важнейшим регулятором повседневной жизни и деятельности [5].

На практике достаточно сложно провести грань между исполнением родителями своей обязанности по воспитанию ребенка, развитию в нем указанных в законе начал, с одной стороны, и, с другой — правом ребенка на отсутствие в приемах и способах его воспитания пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения. Наказание, которое родитель в целях воспитания применяет к ребенку, может быть расценено ребенком как унижающее его человеческое достоинство. Данное право ребенка и соответствующие обязанности родителей относятся к сфере морально-этических, нравственных норм, жизненных правил и устоев, и только в случае нарушения прав ребенка можно говорить о регулировании этих отношений правом.

При этом нормы, защищающие ребенка от ненадлежащих способов воспитания, закреплены не в семейном праве: от жестокого и грубого отношения, эксплуатации ребенка защищают нормы двух других отраслей — уголовного и административного права (ст. 110 - 112, 115 -117, 127.2, 156 УК РФ), ст. 5.35 КоАП РФ.

Право ребенка жить и воспитываться в семье имеет внешнюю оболочку, регламентируемую нормами гражданского права. В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Таким образом, в данной норме определение места жительства ребенка связывается с местом жительства исключительно его законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Фактически воспитатели ребенка в данной статье не упоминаются, поскольку они не являются законными представителями ребенка, на них не возлагаются обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, и у них нет полномочий на представление и защиту прав ребенка, оставшегося без попечения родителей и находящегося у них на воспитании. В связи с вышеизложенным полагаем, что фактических воспитателей необходимо устранить и из числа субъектов алиментных отношений, чтобы не порождать правовых коллизий и нарушений прав ребенка.

Право жить и воспитываться в семье тех детей, которые по тем или иным причинам оста-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2• 2019

лись без родительского попечения, неразрывно связано с институтом усыновления (удочерения) детей, закрепленным в гл. 19 СК РФ, в которой устанавливается приоритетное право российских граждан на усыновление детей - граждан России. Данный законодательный подход получил неожиданное продолжение в Федеральном законе от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениях основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [9] и в Федеральном законе от 2 июля 2013 г. № 167-Ф «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [9].

В соответствии с первым из названных Законов, получившем в дальнейшем название «Закон Димы Яковлева», «запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки» (п. 1 ст. 4), а вторым Законом были внесены дополнения в ст. 127 СК РФ, устанавливающие запрет усыновления несовершеннолетних детей лицами, состоящими в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.

Не вдаваясь в оценку рассматриваемых запретов с позиции одного из важнейших прав ребенка — права жить и воспитываться в семье, закрепленного в п. 2 ст. 54 СК РФ, отметим только негативные последствия введенных законодателем ограничений.

Во-первых, за время, прошедшее с момента принятия названных законов, наметилась отчетливая тенденция к снижению количества дел об усыновлении. Так, если в 2011 г. было рассмотрено 3076 дел о международном усыновлении (удовлетворено 3069 исков), то в 2012 г. — лишь 2426 таких дел. В 2013 г. — 1247 дел (удовлетворено 1232 иска). В 2014 г. — 947 дел (удовлетворено 938 иска). В 2015 г. — 670 дел (удовлетворено 663 иска). В 2016 г. — 450 (удовлетворено 430 исков). Таким образом, в 2016 г. количество дел о международном усыновлении, по сравнению с 2011 г., уменьшилось на 85.37% [3].

Во-вторых, вызывает тревогу ситуация с усыновлением детей с физическими отклонениями, которых охотно усыновляли граждане США и которых российские граждане усыновляют крайне редко и неохотно. В некоторых слу-

чаях усыновлялись тяжелобольные дети, и для них были созданы в новых семьях соответствующие условия [1, с. 15 - 20]. Как результат, процент усыновляемых детей-инвалидов резко снизился [10, с. 12]. Примечательно, что дети, которых в свое время хотели усыновить граждане США, так и остались без семьи.

В-третьих, значительное сокращение международного усыновления российских детей, оставшихся без родительского попечения, не было компенсировано увеличением числа усыновлений гражданами России. Между тем, в Конвенции закреплено: «Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются ли они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка» (п. 1 ст.

3).

Представляется, что «Закон Димы Яковлева» не достиг своей основной цели — заменить усыновление детей российскими семьями вместо иностранных. В этой связи встает вопрос: насколько закон, принятый в свое время «на эмоциональной волне, связанной с соответствующими решениями американского конгресса» [1, с. 20], актуален в настоящее время? Данный вопрос нуждается в дальнейшем обсуждении. В качестве альтернативы «Закону Димы Яковлева» можно предложить усовершенствовать законодательство об усыновлении с тем, чтобы усилить проверку иностранных кандидатов на усыновление, работать над унификацией норм в сфере международного усыновления и сотрудничеством между соответствующими органами наших стран, направленными на усиление контроля за условиями проживания ребенка в зарубежных семьях, их социальной адаптацией.

Список литературы:

[1] Амирова Д.М. Усыновление (удочерение) российских детей иностранными лицами / / Актуальные проблемы гуманитарного и профессионального знания: сб. студ. науч. работ. -Казань: ЗАО «Новое знание», 2010. - С. 15 - 20.

[2] «Закон Димы Яковлева» как способ медленного убийства // Федеральное агентство новостей. URL: https://riafan.ru/145680-zakon-dimyi-yakovleva-kak-metod-medlennogo-ubiystva; Не уехавшие в Америку дети так и остались без семей // Особая буква. URL: http:// www.specletter.com.

[3] Обзоры практики рассмотрения в 20112016 гг. областными и равными им судами дел

об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ 23.05.2012, 22.05.2013, 02.07.2014, 08.07.2015, 27.04.2016, 01.06.2017 || СПС «КонсультантПлюс».

[4] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. URL: http:||ozhegov. iMfo|slovar|9ex=Y&q=BQCMMTAHME.b^:| | о2ЬецоулпГо|з1оуаг|9д=воспитать.

[5] Распоряжение префекта ЮВАО г. Москвы от 27 декабря 2007 г. M 2764 «Об окружной целевой программе "Духовно-нравственное воспитание и развитие детей и молодежи в Юго-Восточном административном округе города Москвы" на 2008 - 2010 гг.» || СПС «КонсультантПлюс» .

[6] СЗ РФ. - 1996. - M 25. - Ст. 2954.

[7] СЗ РФ. - 1996. - M 1. - Ст. 16.

[8] СЗ РФ. - 2002. - M 1 (ч. 1). - Ст. 1.

[9] СЗ РФ. - 2012. - M 53 (ч. 1). - Ст. 7597.

[10] Шайкина Д.В. Проблемы международного усыновления (удочерения) || Проблемы современной юридической науки: актуальные вопросы: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. - Красноярск, 2015. - M 2.

Spisok literatury:

[1] Amirova D.M. Usynovlenie (udocherenie) rossijskih detej inostrannymi licami || Aktual'nye problemy gumanitarnogo i professional'nogo znaniya: sb. stud. nauch. rabot. - Kazan': ZAO «Novoe znanie», 2010. - S. 15 - 20.

[2] «Zakon Dimy Yakovleva» kak sposob medlennogo ubijstva || Federal'noe agentstvo novostej. URL: https:||riafan.ru|145680-zakon-dimyi-yakovleva-kak-metod-medlennogo-ubiystva; Ne uekhavshie v Ameriku deti tak i ostalis' bez semej || Osobaya bukva. URL: http:|| www.specletter.com.

[3] Obzory praktiki rassmotreniya v 20112016 gg. oblastnymi i ravnymi im sudami del ob usynovlenii detej inostrannymi grazhdanami ili licami bez grazhdanstva, a takzhe grazhdanami Rossijskoj Federacii, postoyanno prozhivayushchimi za predelami territorii Rossijskoj Federacii, utverzhdennyh Prezidiumom Verhovnogo Suda RF 23.05.2012, 22.05.2013, 02.07.2014, 08.07.2015, 27.04.2016, 01.06.2017 || SPS «Konsul'tantPlyus».

[4] Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. URL: http:||ozhegov. iMfo|slovar|9ex=Y&q=BQCMMTAHME.'Ir:|| o2'ecoulpGo|z1ouag|9d=vospitat'.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

[5] Rasporyazhenie ргеГе^а YuVAO g. Moskvy 27 dekabrya 2007 g. № 2764 «ОЬ okruzhnoj се^о] programme "Duhovno-nravstvennoe vospitanie i razvitie detej i molodezhi V Yugo-Vostochnom administrativnom okruge goroda Moskvy" па 2008 - 2010 gg.» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[6] SZ RF. - 1996. - № 25. - St. 2954.

[7] SZ RF. - 1996. - № 1. - St. 16.

[8] SZ RF. - 2002. - № 1 (с^ 1). - St. 1.

[9] SZ RF. - 2012. - № 53 (с^ 1). - St. 7597.

[10] Shajkina D.V. Problemy mezhdunarodnogo usynovleniya (udochereniya) // РгоЫету sovremennoj yuridicheskoj nauki: а^иаРпуе voprosy: sb. nauch. tr. ро itogam Mezhdunar. nauch.-prakt. копГ. - Krasnoyarsk, 2015. - № 2.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2• 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.