Научная статья на тему 'Право приёмных детей на общение с родителями и другими родственниками'

Право приёмных детей на общение с родителями и другими родственниками Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2324
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИёМНАЯ СЕМЬЯ / ПРИёМНЫЕ РОДИТЕЛИ / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРИёМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ / ПРАВА ПРИёМНОГО РЕБёНКА / FOSTER FAMILY / FOSTER PARENTS / RIGHTS AND DUTIES OF FOSTER PARENTS / RIGHTS OF AN ADOPTED CHILD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Доржиева Светлана Владимировна

В статье рассматриваются спорные вопросы, связанные с правом приёмных детей на общение с родителями и другими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT OF ADOPTED CHILDREN TO CONTACTS WITH THEIR PARENTS AND OTHER RELATIVES

The article deals with disputable problems connected with the right of adopted children to contacts with their parents and other relatives according to the Family Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Право приёмных детей на общение с родителями и другими родственниками»

Право приёмных детей на общение с родителями и другими родственниками

С.В. Доржиева, соискатель, Бурятский ГУ

Родители и дети образуют наиболее сплочённое семейное единство. Между ними существуют самые тесные, близкие семейные отношения [1].

Согласно ст. 20 Конвенции ООН о правах ребёнка, ребёнок, который временно или постоянно лишён своего семейного окружения или

в собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Указанные права в Российской Федерации реализуются в первую очередь путём семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем воспитание детей в замещающих семьях не означает, что их контакты с кровными род-

ственниками подлежат полному прекращению. Семейное законодательство предусматривает право ребёнка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками.

Такое положение совершенно оправданно, и, как верно отмечает Л.Ю. Михеева, «поскольку связь между опекуном (попечителем) и подопечным в действительности к семейным связям не относится, то передачу лица под опеку (попечительство) необходимо рассматривать как меру временного характера. Как только будут достигнуты цели опеки и попечительства (вырос ребёнок, улучшилось психическое состояние недееспособного лица), должно последовать прекращение соответствующего правового состояния» [2]. Психологи в свою очередь указывают, что «цель приёмной семьи — создать благоприятные условия для временного пребывания детей, пока осуществляется социальная и медицинская реабилитация их биологических родителей. Ребёнок возвращается своим кровным родителям, когда восстанавливается относительно нормальная жизнедеятельность семьи и нет опасности его здоровью и жизни» [3].

Таким образом, общение приёмных детей с родителями и родственниками, ввиду их временного раздельного проживания, призвано способствовать восстановлению родственных отношений. Даже в том случае, если ребёнок будет воспитываться в приёмной семье до достижения совершеннолетнего возраста, наличие кровных родственников, с которыми он не утратил родственные связи, может положительно отразиться на его взрослой жизни.

По мере развития семейных форм устройства детей мы можем наблюдать, как изменяется право приёмных детей и их родителей на общение. Так, в 2001 г. О.Ю. Косова справедливо замечала: «Положение о приёмной семье» устанавливает, что «ребёнок (дети) имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребёнка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребёнком (детьми) допускаются с согласия приёмных родителей (п. 28). Это не в полной мере соответствует положениям СК, по которым право на общение с ребёнком безусловно теряют лишь родители, лишённые родительских прав. В отношении лиц, ограниченных в родительских правах, допускаются ограничения в общении с ребёнком, а относительно других категорий родственников ограничений не устанавливается» [4].

В настоящее время право приёмных детей и их родителей (родственников) на общение регулируется только Семейным кодексом РФ. Так, согласно п. 5 ст. 148-1 опекун или попечитель

не вправе препятствовать общению ребёнка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка. Как мы видим, от права приёмных родителей «давать согласие» на общение законодатель перешел на уровень — «не вправе препятствовать». По нашему мнению, указанная норма Семейного кодекса должна содержать положение о том, что приёмные родители обязаны содействовать общению приёмных детей с их кровными родителями и родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка.

На практике, общение приёмных детей с кровными родителями «само по себе может вызвать определённые проблемы, поскольку дети должны переключаться с ценностей и требований одной пары родителей на ценности и требования другой». При этом вся нагрузка по урегулированию спорных ситуаций ложится на приёмных родителей. Как правильно указывает А.М. Нечаева, наличие при опеке (попечительстве) двух обладателей права на воспитание, конечно, усложняет ситуацию при разногласиях не лишённых родительских прав граждан и лица, управомоченного на воспитание. Но именно ему, а не родителям принадлежит право решения всех вопросов, связанных с воспитанием несовершеннолетнего [5].

Все спорные вопросы, связанные с порядком общения, подлежат разрешению с участием органов опеки и попечительства, которым Министерством образования и науки РФ рекомендовано во всех случаях, когда это возможно, принимать меры, обеспечивающие в дальнейшем возврат ребёнка в родную семью. Указанные меры должны включать организацию реабилитационной работы с родителями, в том числе уже лишёнными родительских прав или ограниченными в родительских правах, оказание им необходимой помощи с целью воссоединения ребёнка с семьей. Данное положение в полном объёме соответствует положениям Семейного кодекса Российской Федерации, предусматривающим, с одной стороны, приоритетность воспитания ребенка в родной семье, с другой — возможность восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав [6].

Вместе с тем органы опеки и попечительства не должны допускать и отрицательного влияния кровных родителей и родственников на ребёнка, которого они не в состоянии воспитывать лично. Произвольное вмешательство со стороны родственников в процесс адаптации ребёнка, его воспитания в приёмной семье должно пресекаться органами опеки и попечительства.

Будущий приёмный родитель, как мы полагаем, должен быть специально подготовлен к последствиям, которые могут возникнуть в

результате общения ребёнка с родителями (родственниками). Кроме этого, психологическое, педагогическое, правовое сопровождение приёмных семей путём создания соответствующих служб должно быть постоянным, в том числе и в сельской местности.

Приёмные родители при содействии органов опеки и попечительства могут составить график или определить иной порядок общения родителей (родственников) с ребёнком, в целях создания благоприятных условий для сохранения и (или) восстановления родственных отношений.

Литература

1. Рясенцев В.А. Советское семейное право: учебник. М.: Юридическая литература, 1982. С. 42.

2. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика. М.: Волтере Клувер, 2004. С. 69.

3. Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я. Приёмная семья — институт защиты детства: методические рекомендации. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. С. 6.

4. Косова О.Ю. Семейное и наследственное право России: учебное пособие. М.: Статут, 2001. С. 226.

5. Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. М.: Наука, 1991. С. 43-44.

6. О повышении эффективности деятельности органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства: письмо Министерства образования и науки РФ от 30 июня 2008 г. № ИК-1105/06. Рекомендации по повышению эффективности деятельности органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства // Вестник образования. 2008. № 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.