Научная статья на тему 'Право наиболее уязвимых групп населения на безопасное существование и развитие в непризнанных государствах'

Право наиболее уязвимых групп населения на безопасное существование и развитие в непризнанных государствах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
616
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ НА БЕЗОПАСНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ / НЕПРИЗНАННЫЕ ГОСУДАРСТВА / ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ВЕРБОВКА / ПОХИЩЕНИЕ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ / THE RIGHT OF THE MOST VULNERABLE GROUPS TO A SAFE EXISTENCE AND DEVELOPMENT / UNRECOGNIZED STATES / HUMAN TRAFFICKING / WAR CRIMES / FORCED RECRUITMENT / ABDUCTION OF WOMEN AND CHILDREN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирных Сергей Евгеньевич

ВВЕДЕНИЕ. В статье рассматриваются актуальные вопросы права наиболее уязвимых групп населения на безопасное существование и развитие в непризнанных государствах. Будущее любой страны прямо зависит от благосостояния наиболее уязвимых групп населения и возможностей для их безопасного существования и развития. Однако миллионы инвалидов, женщин и детей в мире не имеют возможности проживать и трудится достойно, чувствовать заботу о себе государства и общества. В современном мире наиболее уязвимые группы населения в условиях конфликтов не могут реализовать в полном мере свои права, не защищены от насилия и возникновения новейших вооружений, средств и способов их применения. Кроме того положение таких групп усугубляется отсутствием обозначенных официально государствами территорий с военными действиями, многообразием участников вооруженной конфликтной ситуации, когда невозможно определить «своих и чужих». МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Настоящее исследование базируется на научном анализе национальных и международных нормативно-правовых актов по защите прав наиболее уязвимых групп населения на безопасное существование и развитие в непризнанных государствах. Используются методы сравнительно-правового анализа законодательства, рассматриваются научные позиции российских ученых по проблемам развития международного права в области признания государств, права наций на самоопределение, защиты прав наиболее уязвимых групп населения. РЕЗУЛЬТАТЫ. По результатам исследования сделано аналитическое заключение. Современные международные нормы недостаточны для защиты наиболее уязвимых групп населения, которые остаются не защищенными с разрастанием вооруженных конфликтов, ростом их числа и многообразия. Гибридные войны, завуалированные внутригосударственные вооруженные конфликты под международные и наоборот, увеличение числа непризнанных государств из-за отсутствия четких критериев признания государств, иные опасности стабильности государств и жизни населения способствуют использованию террористической и контртеррористической деятельности с размыванием границ между законным и незаконным с точки зрения международного права и безопасности. ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Принудительная вербовка часто является основной схемой превращения наиболее уязвимых групп населения в солдат. При этом многие группировки по-прежнему похищают женщин и детей и принуждают их вступать в свои ряды. Существуют и другие побудительные факторы, под воздействием которых наиболее уязвимыегруппы населения становятся участниками вооруженных конфликтов. В периоды вооруженных конфликтов наиболее уязвимые группы населения иногда совершают военные преступления. В связи с этим возникает вопрос о том, могут ли, например, дети-солдаты привлекаться к ответственности за свои поступки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The right of the most vulnerable groups to a safe existence and development in unrecognized states

INTRODUCTION. The article discusses current issues of the right of the most vulnerable groups of people to a safe existence and development in unrecognized states. The future of any country directly depends on the welfare of the most vulnerable groups and the opportunities for their safe existence and development. However, millions of disabled people, women and children in the world are unable to live and work with dignity, to feel the care of the state and society. In the modern world, the most vulnerable groups in conflict cannot fully realize their rights, are not protected from violence and the emergence of the latest weapons, means and methods of their use. In addition, the situation of such groups is exacerbated by the absence of officially designated territories with military operations, by the diversity of participants in an armed conflict situation when it is impossible to define “friends and foes”. MATERIALS AND METHODS. This study is based on a scientific analysis of national and international legal acts to protect the rights of the most vulnerable groups of people to a safe existence and development in unrecognized states. The methods of comparative legal analysis of the legislation are used, the scientific positions of Russian scientists on the problems of the development of international law in the field of recognition of states, the right of nations to selfdetermination, protection of the rights of the most vulnerable groups of the population are examined. RESULTS. Based on the results of the study, an analytical conclusion is made. Current international standards are insufficient to protect the most vulnerable groups of the population that remain unprotected with the growth of armed conflicts, the growth of their number and diversity. Hybrid wars, veiled intra-state armed conflicts under international and vice versa, an increase in the number of unrecognized states due to the lack of clear criteria for the recognition of states, and other threats to the stability of states and the life of the population contribute to the use of terrorist and counterterrorism activities with blurring the boundaries between legal and illegal from the point of view of international law and security. DISCUSSION AND CONCLUSIONS. Forced recruitment is often the main scheme for turning the most vulnerable populations into soldiers. However, many groups continue to abduct women andchildren and force them to join their ranks. There are other incentive factors under the influence of which the most vulnerable groups of the population become participants in armed conflicts. During periods of armed conflict, the most vulnerable groups sometimes commit war crimes. This raises the question of whether, for example, child soldiers can be held accountable for their actions.

Текст научной работы на тему «Право наиболее уязвимых групп населения на безопасное существование и развитие в непризнанных государствах»

Право наиболее уязвимых групп населения на безопасное существование и развитие в непризнанных государствах

СМИРНЫХ СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ,

Ученый секретарь Российской Ассоциации международного права, Научный сотрудник сектора международного права Института государства и права РАН, кандидат юридических наук

Контакты: 119019 г. Москва, ул. Знаменка, д. 10. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт государства и права Российской академии наук. E-mail: marya_babanova@inbox.ru

АННОТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ. В статье рассматриваются актуальные вопросы права наиболее уязвимых групп населения на безопасное существование и развитие в непризнанных государствах. Будущее любой страны прямо зависит от благосостояния наиболее уязвимых групп населения и возможностей для их безопасного существования и развития. Однако миллионы инвалидов, женщин и детей в мире не имеют возможности проживать и трудится достойно, чувствовать заботу о себе государства и общества. В современном мире наиболее уязвимые группы населения в условиях конфликтов не могут реализовать в полном мере свои права, не защищены от насилия и возникновения новейших вооружений, средств и способов их применения. Кроме того положение таких групп усугубляется отсутствием обозначенных официально государствами территорий с военными действиями, многообразием участников вооруженной конфликтной ситуации, когда невозможно определить «своих и чужих». МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Настоящее исследование базируется на научном анализе национальных и международных нормативно-правовых актов по защите прав наиболее уязвимых групп населения на безопасное существование и развитие в непризнанных государствах. Используются методы сравнительно-правового анализа законодательства, рассматриваются научные позиции российских ученых по проблемам развития международного права в области признания государств, права наций на самоопределение, защиты прав наиболее уязвимых групп населения.

РЕЗУЛЬТАТЫ. По результатам исследования сделано аналитическое заключение. Современные международные нормы недостаточны для защиты наиболее уязвимых групп населения, которые остаются не защищенными с разрастанием вооруженных конфликтов, ростом их числа и многообразия. Гибридные войны, завуалированные внутригосударственные вооруженные конфликты под международные и наоборот, увеличение числа непризнанных государств из-за отсутствия четких критериев признания государств, иные опасности стабильности государств и жизни населения способствуют использованию террористической и контртеррористической деятельности с размыванием границ между законным и незаконным с точки зрения международного права и безопасности. ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Принудительная вербовка часто является основной схемой превращения наиболее уязвимых групп населения в солдат. При этом многие группировки по-прежнему похищают женщин и детей и принуждают их вступать в свои ряды. Существуют и другие побудительные факторы, под воздействием которых наиболее уязвимые

группы населения становятся участниками вооруженных конфликтов. В периоды вооруженных конфликтов наиболее уязвимые группы населения иногда совершают военные преступления. В связи с этим возникает вопрос о том, могут ли, например, дети-солдаты привлекаться к ответственности за свои поступки.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Право наиболее уязвимых групп населения на безопасное существование и развитие, непризнанные государства, торговля людьми, военные преступления, принудительная вербовка, похищение женщин и детей

The right of the most vulnerable groups to a safe existence and development in unrecognized states

SMIRNYKH SERGEY EVGENIEVICH,

of the Russian Association of International Law, Researcher, International Law Sector, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences, PhD in Law Scientific Secretary

Contacts: 119019 Moscow, st. Znamenka, d. 10. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. E-mail: marya_babanova@inbox.ru

ANNOTATION

INTRODUCTION. The article discusses current issues of the right of the most vulnerable groups of people to a safe existence and development in unrecognized states. The future of any country directly depends on the welfare of the most vulnerable groups and the opportunities for their safe existence and development. However, millions of disabled people, women and children in the world are unable to live and work with dignity, to feel the care of the state and society. In the modern world, the most vulnerable groups in conflict cannot fully realize their rights, are not protected from violence and the emergence of the latest weapons, means and methods of their use. In addition, the situation of such groups is exacerbated by the absence of officially designated territories with military operations, by the diversity of participants in an armed conflict situation when it is impossible to define "friends and foes".

MATERIALS AND METHODS. This study is based on a scientific analysis of national and international legal acts to protect the rights of the most vulnerable groups of people to a safe existence and development in unrecognized states. The methods of comparative legal analysis of the legislation are used, the scientific positions of Russian scientists on the problems of the development of international law in the field of recognition of states, the right of nations to self-determination, protection of the rights of the most vulnerable groups of the population are examined. RESULTS. Based on the results of the study, an analytical conclusion is made. Current international standards are insufficient to protect the most vulnerable groups of the population that remain unprotected with the growth of armed conflicts, the growth of their number and diversity. Hybrid wars, veiled intra-state armed conflicts under international and vice versa, an increase in the number of unrecognized states due to the lack of clear criteria for the recognition of states, and other threats to the stability of states and the life of the population contribute to the use of terrorist and counter-terrorism activities with blurring the boundaries between legal and illegal from the point of view of international law and security.

DISCUSSION AND CONCLUSIONS. Forced recruitment is often the main scheme for turning the most vulnerable populations into soldiers. However, many groups continue to abduct women and

children and force them to join their ranks. There are other incentive factors under the influence of which the most vulnerable groups of the population become participants in armed conflicts. During periods of armed conflict, the most vulnerable groups sometimes commit war crimes. This raises the question of whether, for example, child soldiers can be held accountable for their actions.

KEYWORDS. the right of the most vulnerable groups to a safe existence and development, unrecognized states, human trafficking, war crimes, forced recruitment, abduction of women and children.

Введение

Одной из основных потребностей любого человека является потребность в безопасности, сохранении себя1. Наиболее уязвимые группы населения особенно остро испытывают потребность в безопасности. При этом вызывает интерес определение понятия наиболее уязвимых групп населения в международном праве. В частности, среди наиболее уязвимых групп населения можно отметить детей, инвалидов, женщин, пожилых людей, различные меньшинства, мигрантов2.

Следует согласиться с утверждением о том, что мир является условием прогресса. Поэтому его необходимо укреплять и охранять. При этом в условиях перенасыщения обычными вооружениями охранять мир традиционными способами недостаточно, необходимы новые подходы и средства3. Как отмечается в литературе по теории государства и права, одной из функций государства является его обязанность сотрудничать с другими

государствами для обеспечения безопасности граждан4.

Рассмотрение вопросов права наиболее уязвимых групп населения на безопасное существование и развитие в непризнанных государствах является одной из сложнейших проблем в современном международном праве в связи с тем, что эта тематика связана с вопросами государственной принадлежности территорий и территориального разграничения между государствами.

К середине XX века были известны более восьми тысяч международных договоров, завершивших большие и малые войны между странами,в той или иной степени связанные с изменениями территорий государств5. В современном мире многие территории государств не имеют международно-правового закрепления, и особую остроту проблема территориального разграничения приобрела после распада Советского Союза на независимые государства6.

1 Линдэ О.А. Человечество на распутье: образы будущего // Международное право и национальные интересы Российской Федерации = International law and the National Interests of the Russian Federation / Дипломат. акад. МИД России, каф. междунар. права, каф. междунар. частного права; отв. ред. А.А. Ковалев, Б.Л. Зимненко. М.: Восток -Запад, 2008. С. 213.

2 Несмеянова С.Э., Калинина Е.Г. Концепция уязвимости отдельных групп лиц: международный и национальный опыт // Конституционное право. 2017. № 4. С. 8.

3 АбашидзеА.Х. ООН в глобализирующемся мире и проблемы национальных меньшинств // ООН и международный правопорядок в глобализирующемся мире: Материалы международной научно-практической конференции / отв. ред. А.Я. Капустин. М.: Издательство рудн, 2001. С. 110.

4 Нигматуллин Р.В. Сотрудничество государств в обеспечении безопасности населения: учеб. пособие. Уфа: ОН и РИО УЮИ МВД РФ, 2004. С. 3.

5 Барсегов Ю.Г. Территория в международном праве. М., 1958. С. 3.

6 Кремнев П.П. Распад СССР: международно-правовые проблемы. М.: Зерцало-М, 2005. С. 43.

Вероятность признания вновь созданных государств увеличивается при условии соблюдения ими прав наиболее уязвимых групп населения на своих территориях. При этом многие государства, созданные в результате национальных движений и являющиеся непризнанными, не могут обеспечить таким группам населения необходимую безопасность и стабильность.

Представляется целесообразным согласиться с утверждением, что правомерный способ создания нового государства предполагает его оформление как субъекта международного права в соответствии с общепризнанным международным принципом права наций на самоопределение. Это предполагает провозглашение какой-то частью народа собственно-

го государства, которое признается мировым сообществом как не несущее угроз существованию и демократическому развитию другой части народа или народов в случае нахождения его в рамках материнского государства, которое не соблюдает принцип равноправия и самоопределения народов1.

Можно согласиться и с утверждением о том, что существование непризнанных государств может расцениваться как помеха международным отношениям в связи с тем, что в них происходит отмывание доходов, полученных преступным путем, и базой для контрабанды, пособничества терроризму. При этом мировое сообщество терпимо относится к существованию непризнанных государств2.

Теоретические основы международного права о признании государств и защита прав наиболее уязвимых групп населения

В целях наиболее полного рассмотрения различных аспектов права наиболее уязвимых групп населения на безопасное существование и развитие представляется целесообразным исследовать некоторые теоретические вопросы признания в международном праве.

Следует отметить, что в теоретической литературе по международному праву закреплены различные определения понятия признания в международном праве. Как отмечал Г.И. Тункин, институт признания государств представляет собой совокупность международно-правовых норм, которая регулирует отношения, связанные с выходом на междуна-

родную арену новых субъектов международного права3.

Г.В. Игнатенко указывал на то, что признание представляет собой юридический акт, посредством которого одни государства констатируют международную правосубъектность других государств и выражают готовность поддерживать с ними отношения в соответствии с принципами и нормами международного права4.

Признание в международном праве представляет собой односторонние добровольные акты государств, посредством которых они фиксируют возникновение или существо-

1 КовалевА.А. Международно-правовые последствия признания независимости Косова // Международное право и национальные интересы Российской Федерации / Дипломатическая академия МИД России, кафедра международного права, кафедра международного частного права [отв. ред. А.А. Ковалев, Б.Л. Зимненко]. М.: Восток-Запад, 2008. С. 173.

2 Шинкарецкая Г.Г. Международные обязательства непризнанного государства (на примере Приднестровской Молдавской Республики) // Труды Института государства и права РАН. 2019. Т. 14. № 1. С. 89.

3 Международное право / отв. ред. чл.-корр. АН СССР. Г.И. Тункин. М.: Юридическая литература, 1982. С. 90.

4 Международное право: учеб. пособие / под ред. проф. Г.В. Игнатенко и проф. Д.Д. Остапенко. Свердловск, 1974. С. 90.

вание новых государств в качестве субъектов международного права или возникновение и существование образовавшейся неконституционным путем эффективной власти, представляющей государства в качестве субъектов международного права1.

При этом необходимо иметь в виду, что исторически сложились две теории признания - декларативная и конститутивная. Декларативная теория признания исходит из того, что государства являются субъектами международного права с момента их возникновения. Признание не наделяет государства международной правосубъектностью, а лишь констатирует ее. Конститутивная теория основана на утверждении, что возникновение государств связано с получением признания со стороны других государств2.

Следует отметить, что признание государств представляет собой институт международного права, состоящий преимущественно из сложившихся международных обычаев. При этом признание государств - это политико-правовые акты, отражающие их собственные интересы, с помощью которых официально подтверждается отношение к возникновению новых государств, а также намерение вступить с ними в официальные международные отношения как с субъектами международного права3.

При этом следует иметь в виду, что институт признания не кодифицирован4. Процессы глобализации потребовали новых теоретических подходов к осмыслению и прогрессивному развитию международно-правового института признания государств.

Доктринальная неразвитость основ теории международного права в части оснований признания государств субъектами международного права постоянно приводит к росту числа государств, не признаваемых другими странами мира, поощряя таким образом противоправные действия сепаратистов и ущемляя справедливое и законное стремление народов к самоопределению5.

В мире существует около 120 непризнанных государств, возникших на территориях почти 60 стран6. Среди них наиболее известными являются Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика и др.

Многие непризнанные государства на постсоветском пространстве образовались в результате прекращения существования Союза Советских Социалистических Республик.

В связи с этим вызывает интерес рассмотрение некоторых теоретических вопросов права наиболее уязвимых групп населения на безопасное существование и развитие в непризнанных государствах на постсоветском пространстве.

Международное право в области прав наиболее уязвимых групп населения закрепляет положения, которые государства обязуются соблюдать. Становясь участниками международных договоров, государства принимают на себя обязательства и ответственность обеспечивать права указанных групп населения.

В результате ратификации международных договоров по правам наиболее уязвимых групп населения страны становятся связанными международными обязательствами по при-

1 Международное право: учебник / отв. ред. Е.Т. Усенко, Г.Г. Шинкарецкая. М.: Юристъ, 2005. С. 113.

2 Международное право. учебник для вузов / отв. ред. проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И. Тиунов. М.: Изд. группа НОРМА - ИНФРА М, 1999. С. 56.

3 Международное право: учебник / отв. ред. А.Н. Вылегжанин. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. С. 143.

4 Бирюков П.Н. Международное право: учеб. пособие. М.: Юристъ, 1998. С. 62.

5 Матвеева Т.Д. Международное право: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2014. С. 85.

6 Непризнанные государства в мире. 18:47 12.05.2014. // РИА Новости. https://ria.ru/20140512/1007510732.html (дата обращения - 29.05.2019).

ведению национального законодательства и правоприменительной практики в состояние, согласованное с международными нормами заключенных ими договоров. То есть национальным законодательством предоставляются гарантии защиты прав наиболее уязвимых групп населения, соответствующие международным нормам.

В случае когда судебная власть государства в процессе правоприменительной деятельности показывает, что не может должным образом гарантировать судебную защиту прав наиболее уязвимых групп населения,

включая региональный и международный уровень, предусматривается возможность обращения этих категорий граждан с заявлениями в другие судебные инстанции, включая более высокий уровень компетенции.

Это означает, что в международной и национальной практике государств по защите прав наиболее уязвимых групп населения расширяются их способы защиты, выключая судебные, административные, уголовные, гражданско-правовые, предусмотренные национальным правом государства и подкрепленные практикой1.

Правовые основы защиты прав наиболее уязвимых групп населения в деятельности ООН

Следует иметь в виду, что соблюдение международных стандартов в области прав наиболее уязвимых групп населения на безопасное существование и развитие представляет собой одно из основных направлений деятельности Организации Объединенных Наций.

Важную роль в деле обеспечения прав наиболее уязвимых групп населения на безопасное существование и развитие играет Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, которое оказывает поддержку Совету по правам человека, комитетам экспертов, занимающимся мониторингом выполнения международных договоров по правам наиболее уязвимых групп населения.

Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека призвано взаимодействовать как с правительствами, так и с другими партнерами в лице соответствующих национальных правозащитных учреждений с целью обеспечения

соблюдения прав наиболее уязвимых групп населения в полном объеме.

Другим важным органом в системе Организации Объединенных Наций, который должен следить за надлежащим осуществлением и защитой права наиболее уязвимых групп населения на безопасное существование и развитие в международном праве, является Совет по правам человека.

Образование на постсоветском пространстве в результате распада Союза Советских Социалистических Республик новых государств и объединение их в СНГ является политико-правовой реальностью2.

Необходимо иметь в виду, что осуществление права на безопасное существование и развитие наиболее уязвимых групп населения в непризнанных государствах оказывает глубокое влияние на развитие международного права. В рамках традиционного международного права только государства и в ряде случаев международные организации могли осущест-

1 https://www.ohchr.org/RU/AboutUs/Pages/FrequentlyAskedQuestions.aspx (дата обращения: 7.07.2019).

2 Кремнев П.П. Распад СССР: международно-правовые проблемы. Москва. Зерцало-М, 2005. С. 5.

влять свои права на международном уровне. В настоящее время индивиды имеют право на обращение в международные инстанции и суды при нарушении своих прав1.

Необходимо иметь в виду, что исследование права наиболее уязвимых групп населения на безопасное существование и развитие в непризнанных государствах определяется рядом факторов. Остаются не решенными такие проблемы, как похищение женщин и де-

тей, насилие над женщинами, детьми и инвалидами в семьях, участие женщин и детей в вооруженных конфликтах, проституция и порнография, трудовая эксплуатация и т.д.

По данным Международной организации труда, жертвами современных форм рабства в мире являются 40,3 млн человек. Почти три четверти всех рабов составляют женщины и девушки - 28,7 млн человек (71%)2.

Международные меры противодействия работорговле людьми и иным насильственным действиям, совершаемым относительно наиболее уязвимых групп населения

Традиционные формы насильственных действий, совершаемых относительно наиболее уязвимых групп населения, дополняются распространяющимися в XXI веке новыми формами насилия с участием транснациональных организованных преступных сообществ, торгующих людьми.

Распространенная на территориях воюющих африканских и азиатских государств проституция женщин и детей, захваченных боевиками и проданных насильственно в рабство, сопровождается повышенной заболеваемостью вирусом иммунодефицита человека. Таким образом, захваченные граждане из наиболее уязвимых групп населения масштабно уничтожаются в ходе вооруженных конфликтов, подвергаясь этническим чисткам, массовым расстрелам и т.д.3

Торговля людьми в современном мире представляет собой одну из наиболее сложных и важных проблем. Ежегодно сотни тысяч людей, особенно женщин и детей, становятся жертвами торговли людьми как в собственных странах, так и за рубежом, и число это растет4. Согласно докладу, опубликованному Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, дети составляют почти треть всех жертв торговли людьми во всем мире. Женщины и девочки составляют 71% жертв торговли людьми5.

Необходимо отметить, что вопросы торговли людьми многократно становились предметом рассмотрения международных организаций. Так, Резолюция 317 (IV) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций

1 Вольфанг Граф Витцум и др. Международное право / пер. с нем. В. Бергман, пред., сост. науч. ред. и сост. указ. Т.Ф. Яковлева. М.: Инфотропик Медиа, 2011. С. 295.

2 Международная организация труда: В рабстве в мире находятся свыше 40 млн человек. 19.09.2017 // Росбалт. http://www.rosbalt.ru/world/2017/09/19/1647142.html (дата обращения: 20.07.2019).

3 Криминальное насилие против женщин и детей: международные стандарты противодействия: сб. документов / сост. В.С. Овчинский. М.: Норма, 2008. С. 6-7.

4 Борьба с торговлей людьми и защита жертв торговли людьми. Курс HELP. М.: Статут, 2018. С. 18.

5 В то время как женщины и девочки становятся предметом торговли для браков и сексуального рабства, мужчины и мальчики обычно эксплуатируются с целью принудительного труда в горнодобывающем секторе, в качестве носильщиков, солдат и рабов. Во всем мире дети составляют 28% выявленных жертв торговли людьми, то в таких регионах, как Субсахарская Африка, Центральная Америка и Карибский бассейн дети соответственно составляют 62-64% жертв.

«Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лица-ми»1 предусматривает положение о том, что государства обязуются подвергать наказанию каждого, кто для удовлетворения похоти других лиц сводит, склоняет или совращает в целях проституции других лиц, даже с согласия этих лиц и эксплуатирует проституцию других лиц, даже с их согласия.

В Рекомендациях N R (2000) 11, одобренных Комитетом министров Совета Европы и касающихся методов борьбы для предотвращения торговли людьми для сексуальной эксплуа-тации»2, предусмотрен ряд положений, касающихся определения торговли людьми, связанной с сексуальной эксплуатацией. Такая торговля включает разные способы принудительной вербовки людей, включая насилие, угрозы, обман, превышение власти, злоупотребление их уязвимым положением.

Наиболее уязвимые группы населения в наибольшей степени подвержены рискам насилия, угрозам и обману. В связи с этим непризнанным государствам следует принимать все надлежащие меры с тем, чтобы обеспечить защиту прав и интересов жертв торговли людьми, в частности, женщин, подростков и детей.

В связи с этим государствам необходимо придавать первостепенное значение оказанию помощи жертвам торговли людьми (если возможно, посредством разработки программ реадаптации), а также их защите от подпольных торговцев и принимать необходимые меры для задержания, привлечения к судебной ответственности и наказания лиц, виновных в осуществлении торговли людьми, а также для противодействия сексуальному туризму и другой деятельности, способной привести к различным формам торговли людьми.

В этой связи хотелось бы отметить инициативную роль государств - участников СНГ, других евразийских государств и их объединений в продвижении в рамках ООН проектов документов о предотвращении финансирования терроризма и иных форм вооруженного экстремизма, сопровождающихся затяжными военными конфликтами, ростом непризнанных государств и работорговлей.

В противовес России и странам СНГ развитые страны - члены НАТО во главе с США не желают видеть последствия «натовской политики» разрушений в Африке и Азии, не обращают внимания и на ужасы работорговли, не участвуют на уровне ООН в реализации решительных мер по предотвращению военных конфликтов и сопутствующей им преступности. США наоборот, заявляют об угасании и ненужности международного права и ООН, учитывая объявленные НАТО перспективы доминирования в мире.

Решение Совета министров иностранных дел государств - членов Содружества Независимых Государств «О проекте Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека» предусмотрело положение о необходимости выработки согласованной стратегии Содружества Независимых Государств и принятии комплексных совместных мер правового, социально-экономического, информационного и иного характера в борьбе с торговлей людьми, ликвидации причин и условий, способствующих ее возникновению, а также защите жертв торговли людьми и их реабилитации.

Следует отметить, что Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании

1 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI.- М., 1957. С. 280 - 290.

2 Совет Европы и Россия. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 2004. С. 707 - 745.

за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности 2000 г.1 предусмотрел положение о том, что «торговля людьми» означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу,

укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О юридической защите права наиболее уязвимых групп населения в непризнанных государствах

Следует иметь в виду, что будущее любой страны прямо зависит от благосостояния наиболее уязвимых групп населения и возможностей для их безопасного существования и развития. Миллионы инвалидов, женщин и детей в мире лишены возможностей стать полноценными членами общества.

Сотрудничество государств в области защиты прав наиболее уязвимых групп населения прошло в своем развитии ряд этапов. На первом этапе вырабатывались рамочные общие положения, что было обусловлено осознанием международным сообществом необходимости введения единых стандартов по правам человека2.

Вопрос о юридической защите права наиболее уязвимых групп населения в непризнанных государствах был поднят после Второй мировой войны. Международное сообщество стало свидетелем появления новых видов конфликтов. Методы и средства ведения войн стали усложняться. Более частыми стали конфликты, в которых регулярные вооруженные силы противостоят комбатантам нерегулярных формирований. Во время вооруженных действий более серьезные потери несет гражданское население, включая наиболее уязвимые его группы.

Долгое время принципами и нормами, закрепляющими права наиболее уязвимых групп населения существовать и развиваться безопасно и полноценно, были только положения, включенные в национальное законодательство государств, которое относило это к полномочиям органов государственной власти.

С принятиям в 1945 году Устава ООН была сформирована система учреждений международного уровня, контролирующая реализацию обязательств, взятых на себя государствами по защите прав человека3.

Как отмечал в своих работах выдающийся российский юрист-международник А.П. Мов-чан, Устав ООН - это документ, установивший и закрепивший международно-правовые основы юридического содержания принципа о всеобщем уважении основных прав и свобод человека, не допускающего каких-либо форм дискриминации4.

Устав ООН принимался как международно-правовая система гарантий обеспечения основных прав и свобод человека, а достоинство и ценность человеческой личности по ст. 56 Устава ООН уважаются, охраняются и защищаются государством при соблюдении прав человека без расовых, половых, языковых и религиозных различий.

1 СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3884.

2 См.: Ковалев А.А. Международная защита прав человека: учеб. пособие. М.: Статут, 2013. С. 67.

3 См.: Международное право: учебник / под общ. ред. А.Я. Капустина. М.: Гардарики, 2008. С. 319.

4 См.: Мовчан А.П. Права человека и международные отношения. М., 1982. С. 144.

Важным фактором, мотивирующим к вступлению в ряды вооруженных сил и групп, может стать нищета. Для наиболее уязвимых групп населения вступление в вооруженные группировки обеспечивает возможность получать пищу. Важным мотивирующим фактором является дискриминация. Этническая, племенная и религиозная идентичность может стать фактором, мобилизующим целые общины, включая наиболее уязвимые группы населения.

Например, если женщины и дети становятся свидетелями убийств, унижений своих родителей или видят, как их сестер насилуют, они могут вступать в вооруженные группировки из желания отомстить. Семьи и общины также требуют от многих наиболее уязвимых групп населения принимать участие в защите общин. Иногда мальчиков и девочек может привлекать идея мученичества и героической смерти.

Во время вооруженных конфликтов часто происходит распад семей, и государствам следует принимать все необходимые меры для содействия воссоединению временно разъединенных семей. Женщины и дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, не должны подлежать вербовке в вооруженные силы, или группы и им не разрешается принимать участие в военных действиях.

В ситуациях, когда наиболее уязвимые группы населения вынуждены жить в условиях войн и оказываются в зонах боевых действий, и война разлучает их семьи, они могут быть втянуты в вооруженные конфликты и стать свидетелями военных преступлений, иногда жестоко расправляясь членами своих семей. В таких ситуациях представители наиболее уязвимых групп населения могут быть травмированы на всю жизнь.

В связи с этим следует отметить, что под военными преступлениями можно понимать

наиболее тяжкие и опасные нарушения принципов и норм международного права, затрагивающие глобальные интересы человечества и представляющие угрозу миру и безопасности1.

Непризнанным государствам необходимо осуществлять ряд мер для обеспечения права наиболее уязвимых групп населения на безопасное существование и развитие. В частности, им следует предотвращать вербовку и призыв наиболее уязвимых групп населения в вооруженные силы, а также обеспечивать защиту находящимся под стражей таким категориям населения.

Одной из наиболее распространенных причин нарушения права наиболее уязвимых групп населения на безопасное существование и развитие является принудительная вербовка в вооруженные силы для того, чтобы терроризировать и шантажировать гражданское население.

Наиболее уязвимые группы населения не только принимают участие в боевых действиях. Их также используют в качестве шпионов, связных, слуг, обращают в сексуальное рабство.

Участвуя в вооруженных конфликтах, представители наиболее уязвимых групп населения часто оказываются лишенными семей, образования, медицины и всех благ, которые позволили бы им быть полноценными членами общества, приносящими пользу.

Наиболее уязвимыми группами населения часто легко манипулировать, они не в полной мере могут осознавать, какие опасности им угрожают. Обеспеченные оружием, одурманенные алкоголем и наркотиками они становятся свирепыми и лишенными каких-либо моральных и нравственных ограничений. Многие представители таких групп ежегодно лишаются свободы за то, что принимают участие в военных действиях.

1 Кудинов М.А. Понятие «военное преступление» в международном праве. // Военное право России. https://millaw. ru/ru/posts/naucnye-stati/450-ponatie-voennoe-prestuplenie-v-mezdunarodnom-prave (дата обращения - 20.07.2019).

Особая защита должна обеспечиваться женщинам и детям, не достигшим пятнадцатилетнего возраста, и применяться к ним, если они принимают непосредственное участие в военных действиях.

Следует иметь в виду, что многие наиболее уязвимые группы населения ежегодно лишаются свободы за то, что они по своей воле или по принуждению принимают участие в военных действиях. Во время вооруженных конфликтов наиболее уязвимые группы населения в непризнанных государствах не должны преследоваться за участие в военных действиях.

При этом необходимо иметь в виду, что в периоды вооруженных конфликтов представители наиболее уязвимых групп населения иногда совершают военные преступления.

Меры противодействия участия населения в военных действиях

Непризнанным государствам важно принимать меры для обеспечения реинтеграции наиболее уязвимых групп населения в нормальную жизнь, учитывая социальные, психологические и медицинские затруднения. Прежде всего следует возвращать наиболее уязвимые группы населения в их семьи и привычную социальную среду.

Если реинтеграция наиболее уязвимых групп населения возможна, необходимо обеспечить финансовую поддержку со стороны местных властей и помощь в получении необходимого лечения, образования и трудоустройства.

Тем, кто вербует наиболее уязвимые группы населения, должно быть разъяснено, что именно они несут ответственность. Для уменьшения вероятности вербовки наиболее уязвимых групп населения в непризнанных государствах следует улучшать условия их жизни.

В связи с этим взывает интерес вопрос о том, могут ли, например, дети-солдаты привлекаться к ответственности за свои поступки. Представляется, что ответственность за вербовку детей должны нести взрослые, которые принуждают их к участию в боевых действиях. В то же время дети-солдаты, как и любые военнослужащие, могут быть привлечены к ответственности за нарушения международного права. Необходимо иметь в виду, что независимо от того, какой у детей статус, к ним запрещено применять смертную казнь.

Участвуя в боевых действиях, наиболее уязвимые группы населения могут получать физические, психические и социальные травмы, которые впоследствии в ряде случаев оказываются неизлечимыми.

наиболее уязвимых групп

Сохраняются пробелы в понимании мотивов, побуждающих наиболее уязвимые группы населения принимать участие в вооруженных конфликтах. Здесь требуются углубленные исследования, которые позволяли бы предупреждать вербовку женщин и детей и бороться с этими явлениями.

Благодаря деятельности Организации Объединенных Наций сложился новый подход к праву наиболее уязвимых групп населения на безопасное существование и развитие как на международном, так и на национальном уровне.

Необходимо иметь в виду, что в период вооруженных конфликтов именно наиболее уязвимые группы населения чаще всего испытывают страдания и тяжелые последствия войн1. В связи с этим они должны пользоваться общей защитой от опасностей, возникающих в

1 Международное гуманитарное право: учебник / отв. ред. д.ю.н., проф. А.Я. Капустин, д.ю.н., проф. И.И. Котляров. М.: 2010. С. 63.

связи с военными операциями. Наиболее уязвимые группы населения не должны являться объектами нападений. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать их.

Нападения на наиболее уязвимые группы населения неизбирательного характера запрещаются. При этом к таковым относятся нападения:

• которые не направлены на конкретные военные объекты;

• при которых применяются методы или средства ведения военных действий;

• которые не могут быть направлены на конкретные военные объекты;

• при которых применяются методы или средства ведения военных действий;

• последствия которых не могут быть ограничены.

В каждом таком случае поражают военные объекты и гражданских лиц или гражданские объекты без различия.

Следует отметить, что присутствие или передвижение наиболее уязвимых групп населения не должны использоваться для защиты определенных пунктов или районов от военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им. Стороны конфликтов не должны направлять передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц с целью попытаться защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные операции.

К наиболее уязвимым группам населения не должны применяться никакие меры физического или морального воздействия для получения сведений. Воюющим государствам запрещается в ходе вооруженных конфликтов причинять физические страдания граж-

данскому населению или предпринимать любые меры, ведущие к гибели: убийства, пытки, телесные наказания, увечья и т.д.

Наиболее уязвимые группы населения должны быть защищены от коллективных наказаний, использования голода в качестве метода ведения войны, террора, грабежа, взятия заложников. В отношении таких групп населения не должны допускаться акты насилия или угроз насилием и нападения неизбирательного характера. Они не должны использоваться для прикрытия определенных пунктов, военных объектов и районов военных действий.

Необходимы меры для ликвидации дискриминации в отношении наиболее уязвимых групп населения со стороны лиц, организаций или предприятий. Целесообразно принимать меры для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию. Необходимо также отменять положения уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении наиболее уязвимых групп населения.

Требуется сокращать число наиболее уязвимых групп населения в непризнанных государствах, не заканчивающих школы, и разрабатывать программы для девушек и женщин, преждевременно покинувших школы.

Наиболее уязвимым группам населения в непризнанных государствах необходимо гарантировать право на свободный выбор профессий или работ, на продвижение в должности и гарантии занятости, а также на пользование всеми льготами и условиями работы, на получение профессиональной подготовки и переподготовки, включая ученичество, профессиональную подготовку повышенного уровня и регулярную переподготовку.

Заключение

Инвалиды и лица пожилого возраста должны иметь право на социальное обеспечение, в частности, в случае ухода на пенсию, безработицы, болезни, инвалидности, по старости и в других случаях потери трудоспособности, а также право на оплачиваемые отпуска.

Следует поощрять предоставление наиболее уязвимым группам населения необходимых дополнительных социальных услуг, с тем, чтобы позволить родителям совмещать выполнение семейных обязанностей с трудовой деятельностью и участием в общественной жизни, в частности, посредством создания и расширения сети учреждений по уходу за детьми. Женщинам следует обеспечивать особую защиту в период беременности.

Наиболее уязвимые группы населения в непризнанных государствах играют важную роль в обеспечении экономического благосостояния своих семей. В связи с этим они должны иметь права:

• участвовать в разработке и осуществлении планов развития на всех уровнях;

• иметь доступ к медицинскому обслуживанию, включая информацию, консультации и обслуживание по вопросам планирования размера семьи;

• непосредственно пользоваться благами программ социального страхования;

• получать все виды подготовки и формального и неформального образования, включая функциональную грамотность, а также пользоваться услугами всех средств общинного обслуживания.

В заключение представляется целесообразным отметить, что анализ международно-правовых документов позволяет сделать вывод об отсутствии единого документа, регулирующего вопросы права наиболее уязвимых групп населения на безопасное существование и развитие в непризнанных государствах.

В связи с этим представляется целесообразным принять в рамках Организации Объединенных Наций Конвенцию «О праве наиболее уязвимых групп населения на безопасное существование и развитие в непризнанных государствах», которая предусматривала бы общие положения о понятии и видах наиболее уязвимых групп населения и их праве на безопасное существование и развитие, а также закрепляла бы особенности реализации и защиты этого права в непризнанных государствах.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и c эксплуатацией проституции третьими лицами от 02.12.1949 г. https://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/trafficking_suppression.shtml

2. Конвенции ООН «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда от 01.06.1999 г. https://www.un.org/ru/ documents/decLconv/conventions/convention182. shtml

3. Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979 г.). http://www.owl.rU/win/books/tromso-1999/7.htm

4. Итоговые материалы Четвертой Всемирной Конференции по положению женщин в Пекине (1995). http://www.owl.rU/win/books/tromso-1999/7. htm

5. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием,финансированием и обучени-

ем наемников от 04.12.1989 г. https://www.un.org/ru/ documents/decLconv/conventions/mercen.shtml

6. Абашидзе А.Х. ООН в глобализирующемся мире и проблемы национальных меньшинств // ООН и международный правопорядок в глобализирующемся мире: Материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред. А.Я. Капустин. М.: Издательство РУДН, 2001.

7. Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма. Саратов, 1977.

8. Карташкин В.А. Права человека и развитие международного права // Советский Ежегодник международного права. М.: Наука, 1976.

9. Ковалев А.А. Международная защита прав человека: учеб. пособие. М.: Статут, 2013.

10. Котляревсикй Г.С., Назаров Б.Л. Проблемы общей теории права: учеб. пособие по спецкурсу. Вып. 1. М., 1973.

11. Криминальное насилие против женщин и детей: международные стандарты противодействия: сб. документов / сост. В.С. Овчинский. - М.: Норма, 2008.

12. Ляхов Е.Г., Ляхов Д.Е., Алимов А.А. Право безопасности государства и мирового сообщества в III тысячелетии от Рождества Христова: монография. Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2013.

13. Международное гуманитарное право: учебник / отв. ред. д.ю.н, проф. А.Я. Капустин, д.ю.н, проф. И.И. Котляров. М.: 2010.

14. Международное право: учебник / под общ. реда. А.Я. Капустина. М.: Гардарики, 2008.

15. Международное публичное право: Курс лекций / Валеев Р.М., Каюмова А.Р., Курдюков Г.И., Ма-медов У., Мезяев А.Б., Мингазов Л.Х., Нугаева Н.Г., Тюрина Н.Е., Чиков П.В., Шайхутдинова Г.Р. Казань: Центр инновационных технологий, 2004.

16. МовчанА.П. Организация Объединенных Наций и международный правопорядок (к 40-летию ООН) // Советский ежегодник международного права. 1985. М.: Наука, 1986.

17. Мовчан А.П. Права человека и международные отношения. М., 1982.

18. Нигматуллин Р.В. Сотрудничество государств в обеспечении безопасности населения: Учебное пособие. Уфа: ОН и РИО УЮИ МВД РФ, 2004.

19. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997.

20. Теория государства и права / под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 1997.

21. Теория государства и права: Учебник / Под ред. проф. А.В. Малько и проф. А.Ю. Саломатина. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007.

22. Тункин Г.И. Международное право: наследство XX века // Российский ежегодник международного права. СПб.: Социально-коммерческая фирма «Россия-Нева», 1994.

23. Черниченко С.В. Очерки по философии и международному праву / Дипломатическая акад. МИД России, Ин-т актуальных междунар. проблем. М: Науч. кн., 2009.

Normative legal acts and literature

1. Convention for the Suppression of the Traffic in Persons and of the Exploitation of the Prostitution of Third Parties of December 2, 1949 https://www.un.org/en/doc-uments/decLconv/conventions/trafficking_suppression.

2. UN Convention on the Prohibition and Immediate Action for the Elimination of the Worst Forms of Child Labor of June 1, 1999. https://www.un.org/en/docu-ments/decl_conv/conventions/convention182.shtml

3. UN Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women (1979), http://www.owl. ru/win/books/tromso-1999/7.htm

4. Summary of the Fourth World Conference on Women in Beijing (1995), http://www.owl.ru/win/ books/tromso-1999/7.htm

5. International Convention for the Suppression of the Recruitment, Use, Financing and Training of Mer-

cenaries of December 4, 1989 https://www.un.org/en/ documents/decLconv/conventions

6. Abashidze A.Kh. The UN in a globalizing world and the problems of national minorities // UN and the international rule of law in a globalizing world: Materials of an international scientific-practical conference / Otv. ed. AND I. Kapustin. - M.: Publishing House of RUDN, 2001.

7. Borisov V.V. The legal order of developed socialism. Saratov, 1977.

8. Kartashkin V.A. Human rights and the development of international law // Soviet Yearbook of international law. Publishing House «Science» M., 1976.

9. Kovalev A.A. International Human Rights Protection: A Training Manual. M .: Statute, 2013.

10. Kotlyarevsik G.S., Nazarov B.L. Problems of the general theory of law. Textbook for a special course. Vol. 1. M., 1973.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Criminal violence against women and children: international standards of counteraction: Sat. documents / comp. V.S. Ovchinsky. - M.: Norm., 2008.

12. Lyakhov E.G., Lyakhov D.E., Alimov A.A. The security law of the state and the world community in the III millennium from the birth of Christ - Monograph, Chelyabinsk. - ZAO "Tsitsero", 2013.

13. International humanitarian law: Textbook / Ans. ed. Doctor of Law, Professor A.Ya. Kapustin, Doctor of Law, Professor I.I. Kotlyarov. - M .: 2010.

14. International law: a textbook / Under the general editorship of A.Ya. Cabbage. M .: Gardariki, 2008.

15. International public law. Lecture course. Collective of authors: Valeev R.M., Kayumova A.R., Kurdyu-kov G.I., Mamedov U., Mezyaev A.B., Mingazov L.Kh., Nugaeva N.G., Tyurina N.E., Chikov P.V., Shaikhutdino-va G.R. - Kazan: Center for Innovative Technologies, 2004.

16. Movchan A.P. United Nations and international law and order (to the 40th anniversary of the UN) // Soviet Yearbook of International Law. 1985. - M.: Science. - 1986.

17. Movchan A.P. Human rights and international relations. M., 1982.

18. Nigmatullin R.V. State Collaboration for Public Safety: A Training Manual. - Ufa: OH and RIO UYUI Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2004.S. 3.

19. Theory of state and law. Lecture course. Ed. N.I. Matuzova and A.V. Malko. M., 1997.

20. Theory of state and law. Ed. V.M. Korelsky and V.D. Perevalova. M., 1997.

21. Theory of state and law: Textbook / Ed. prof. A.V. Malko and prof. A.Yu. Salomatina. - SPb .: Publishing house of R. Aslanov «Legal Center Press», 2007.

22. Tunkin G.I. International law: inheritance of the XX century // Russian Yearbook of International Law. Socio-commercial company «Russia-Neva.» St. Petersburg, 1994.

23. Chernichenko S.V. Essays on philosophy and international law. 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.