Научная статья на тему 'Право на жизнь в системе международного права'

Право на жизнь в системе международного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
909
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ / ГОСУДАРСТВО / ДЕКЛАРАЦИЯ / ДОГОВОР / ГАРАНТИЯ / ГРАЖДАНИН / ПРИНЦИП / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джаркымбаева Акак Карыбековна

В данной статье рассматривается правосубъектность индивида, который имеет отношение к международному сообществу. А также исследуются первые международно-правовые стандарты права человека, в том числе и «Вестфальской системы». На международном уровне признается непозитивистская норма о том, что как государство, так и индивид является субъектом международного права и права каждого человека необходимо соблюдать, гарантировать и защищать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право на жизнь в системе международного права»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРАВО НА ЖИЗНЬ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО

ПРАВА Джаркымбаева А.К.

Джаркымбаева Акак Карыбековна - научный сотрудник,

Институт философии и политико-правовых исследований

НАН КР, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассматривается правосубъектность индивида, который имеет отношение к международному сообществу. А также исследуются первые международно-правовые стандарты права человека, в том числе и «Вестфальской системы». На международном уровне признается непозитивистская норма о том, что как государство, так и индивид является субъектом международного права и права каждого человека необходимо соблюдать, гарантировать и защищать. Ключевые слова: международный стандарт, государство, декларация, договор, гарантия, гражданин, принцип, международная организация.

УДК 4414

Кратко опишем содержание юридического позитивизма с середины XIX - начало XX вв. Гражданин имеет права на гарантию соблюдения и реализацию защиты своих прав, как внутри государства, так и за ее пределами. Связь, воплощенная в гражданстве дает право государству защищать права своего гражданина в любой точке мира. И наконец, элементарный принцип международного права, который был указан в постановлении постоянной палаты международного правосудия еще в 1924 году «в международной арене единственным истцом который выступает в роли правового защитника является - государство, он обязан защищать своих подданных» [1, с. 127-130].

Подобным способом, делается явной значимость определения гражданства, что дает возможность коренному населению одного государства, пребывающим в местности иной, использовать согласно инициативе своей страны дипломатическую охрану, то что заставит правительство, в чьей местности они пребывают, к осуществлению собственных интернациональных обязанностей сравнительно жителей других стран, к примеру, к осуществлению интернационального соглашения о законном состоянии жителей других стран.

Двадцатые годы прошлого столетия дала толчок для распространения «прогрессивной» концепции, идея которого заключалась преодоление рамок внутригосударственного сообщества, индивид признавался правосубъектным который имеет отношение к международному сообществу. Знаменитый юрист Ж. Селль занимался распространением концепции , о том что , государство - это нечто иное как фиктивное образование и акт юридической техники выполняет человек, таким образом государство само зависимо от человека. А человек выполняет все эти действия для того чтобы давать гарантию и защиту коллективному интересу. Таким образом можно прийти к выводу что юрист Ж. Селль придерживался мнения, что человек это индивид, и только он является субъектом международного права. Такое представление об индивиде дает право думать что человек встает на ровне как субъект международной системы, как и международные организации, государства, а также частные объединении международного масштаба.

Декларация прав человека 1948 года является первым нормативным актом, в котором развернут перечень признанных большинством права человека. А, именно права человека на жизнь, свободу, труд, культуру, отдых, не подвергаться пыткам и унижениям и так далее. Таким образом, Декларация прав человека 1948 года отличается от «Законодательного статута республики Сан-Марино» 1600 года тем что, первый защищает права человека как индивида, а второй приняли до того, как началось развитие концепции

«соблюдения прав человека». Но эту Конституцию дополнили спустя 374 года. В 1974 году в состав Конституции Сан-Марино вошла Декларация гражданских прав, закрепляющая права подданных этого государства.

Итак, вернемся к исследованию темы. Что толкнуло человечество разработать стандарты прав человека? Как эволюционировали международные стандарты права человека? Какие международные стандарты права на жизнь существуют? Почему с первого раза не удалось внедрить стандарты? Попытаемся дать ответы на вышеуказанные вопросы. Одним из первых источников разработки стандартов прав человека считается «Вестфальская система» оформление которой связано с завершением Тридцатилетней войной и заключением в 1648 г. Вестфальского мира. Эта модель имела исключительную длительность фазы консолидации, растянувшейся вплоть до Утрехтского мира (1713 г.). Важной чертой этой модели была географическая ограниченность сферы ее действия (ее влияние ограничивалось лишь Западной и Центральной Европой) [2, с. 184].

Характеристика Вестфальской модели системы международных отношений:

- приверженцы крупнейших течений христианства на территории Священной Римской империи (католицизма, лютеранства и кальвинизма) обрели равные права;

- крушение - папства и Империи;

- создание Швейцарского союза;

- Испания уступила Франции доминирующее положение в Европе;

-Португалия, Чехия, Дания, Италия и Нидерланды сложились в национальные государства.

Принципы Вестфальской системы международных отношений:

- приоритет национального интереса;

- принцип баланса сил;

- приоритет государств - наций;

- принцип государственного суверенитета: право требовать невмешательства в свои дела, равенство прав европейских государств, обязательство выполнять подписанные договоры;

- принцип действия международного права и применения дипломатии в международных отношениях [3, с. 400].

Современная система международных отношений имеет общепринятое название Вестфальской системы международных отношений. Так как в прошлом, так и в настоящем времени ведущим актором международных отношений выступает национальное государство. До первой мировой войны почти нет международных договоров, а те, которые есть, регулируют отношения касающихся проблем войны и гуманитарного права - это декларация Гаагская конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 года. После первой мировой войны появляется резонанс, на международном уровне появляется проблемы:

- защиты прав беженцев (гражданское население в целях сохранения своей жизни оставляют государства где происходит конфликт);

- территориальное разделение (после первой мировой войны организуются границы между государствами раньше для того чтобы поехать с одной страны в другую ненужно было иметь паспорта вообще паспортов не было паспорта появляются после первой мировой войны);

- защита прав национальных меньшинств (появляются договоры касающийся проблем национальных меньшинств это не конвенции - это двухсторонние договоры).

В 1919 году выдающими Европейскими юристами была начата процесс внедрения международно - правовых стандартов обеспечения и защиты права на жизнь, он касался, не только побежденных государств, но Советского государства и национально-освободительного движения в колониях и зависимых странах. Разработали очень большое количество таких стандартов:

- Сен-Жерменский мирный договор, который включал статут Лиги наций (ч. I) и Международного бюро труда (ч. XIII) от 10.09.1919 г.;

- Нёйиский мирный договор предусматривал отторжение от Болгарии Южной Добруджи в пользу Румынии (тем самым отменялись постановления Бухарестского мирного договора 1918 года) подписан 27 ноября 1919 года в пригороде Парижа Нёйи сюр-Сен в рамках Парижской мирной конференции 1919-1920 гг.;

- Трианонский мирный договор 1920, подписан 4 июня в Большом Трианонском (Trianon) дворце Версаля Венгрией, участницей потерпевшего поражение в 1 -й мировой войне 1914-18 блока центральных держав, с одной стороны, и одержавшими победу в войне «союзными и объединившимися державами» (США, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Греция и др.) - с другой по итогам договора Венгрия теряет территории и возможность вмешиваться во внутренние дела других стран;

- Севрский мирный договор 1920, подписан 10 августа в Севре (близ Парижа) между султанским правительством Турции и победившими в первой мировой войне 1914 -18 союзными государствами (Великобритания, Франция, Италия, Япония, Бельгия, Греция, Польша, Португалия, Румыния, Армения, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев, Хиджаз). Соответствующие статьи Севрского мирного договора разрешали добровольный обмен населения (взрослые люди имели право выбирать себе гражданство в другом государстве этого региона - согласно своей национальности или религиозной принадлежности) предусматривали меры по защите меньшинств; признавали незаконность принятого в 1915 Османским правительством закона об оставленном имуществе.

Большинство мирных договоров имели антисоветскую направленность проявлялась она таким образом «признать полную силу всех договоров и соглашений, которые союзные и объединившиеся державы заключили бы с государствами, которые образовались или образуются на всей или на части

территории бывшей Российской империи». А также не имели никакой юридической силы и обязательство к их реализации.

Итоги Первой Мировой войны были документально изложены Версальском договоре. Версальско-Вашингтонская система - это первая глобальная, мировая и длительная международная система (1919-1939 гг.). Система Версальского договора стала разрушительной для прав человека отдельных государств, например, в ней содержались такие статьи, что по отношению к Германии должны быть предприняты самые жесткие и даже унизительные меры принуждения к миру. Крупный немецкий ученый Эрнст Трёльч обоснованно писал, что «Версальский договор - это воплощение садистски-ядовитой ненависти французов, фарисейски-капиталистического духа англичан и глубокого равнодушия американцев» [4, с. 256]. Профессор А. И. Патрушев так оценивал Версальский договор «Германия осталась единым государством, но беспомощным, в военном отношении, экономически разоренным и политически униженным [5, с. 708]. Французский военный теоретик Фердинанд Фош сказал: «Версальский договор -это не мир, а все лишь перемирие на двадцать лет». Из всего этого следует отметить, что Версальский договор был юридическим документом об окончании войны, содержал в себе недовольства США, Италии, Японии, проблемы национальных меньшинств и унижения Германии. Ближайшие 26 лет не нашлось не одного субъекта, который бы хотел реанимировать попытки внедрения какого-либо международного стандарта. Но на удивление, международные стандарты в области трудовых отношений получили признание. Статья 23 международного стандарта описывает: условия труда, справедливое и гуманное отношения к работникам вне зависимости от того частное или государственное предприятие. А также несколько предложений охватывали некоторые моменты в области медицинского страхования. Второй толчок правовых стандартов сотряс мир через некоторое время, появлением договоров, государственных деклараций которые

гарантировали что права меньшинств, несомненно, должны соблюдаться, в случае преднамеренного отказа или не исполнения в силу незнания основ декларации, гарантирующая защиту прав меньшинств и наказание за их неисполнения, что и привело ко второй мировой войне.

Опыт второй мировой войны поставил перед человечеством первоочередные задачи: во-первых не допустить использование демократических механизмов для наступления свободы личности; во-вторых, перевести права человека из сферы моральных норм и идеалов в систему четко прописанных государственных законов и государственных институтов, охраняющих общественную зону; в-третьих, ограничить суверенитет государств в области прав человека и создать международную организацию, наделенную контрольными функциями; в-четвертых, разработать стандарты прав человека. С четвертой задачей медлить было уже невозможно. Стандарт по регулированию сложных ситуации (1929 г.), была первоисточником в разработке международных стандартов. Добровольно-принудительно каждому государству навязывался стандарт поведения по отношению к людям, гражданам и не только. Человечество постепенно приходит к тому чтобы забыть доктрину, которая имела вековую историю в утверждениях о том, что государство - субъект международного права. Наступил момент, когда на международном уровне признается непозитивистская норма о том, что как государство, так и индивид является субъектом международного права и права каждого человека необходимо соблюдать, гарантировать и защищать.

В январе 1946 года Генеральная ассамблея ООН приняла решение о подготовке международного «Билля о правах» для реализации этой задачи была создана комиссия по правам человека. 10 декабря 1948 года в Париже Генеральная ассамблея ООН приняла всеобщую декларацию «Прав человека» после принятия началась работа целью, которой стала создание международных пактов на основе положений декларации. К сожалению, работа над пактами шла

медленнее, чем предполагалось ранее. В силу того, что во многих государств существовала проблема: расизма и концепция что все люди рождаются равными в достоинствах и правах она не нравится; проблема колониализма и элегантные жители Парижа и Амстердама они не хотят принимать, что люди в Индонезии или в Африке они рождаются равны им в достоинстве и в правах в Советском союзе есть нарушение прав человека концепция что все люди равные им не интересна.

Для того чтобы подготовить два основных договора «Международный пакт об экономических социальных и культурных правах» и «Международный пакт о гражданских и политических правах и факультативным договорам» потребовалось почти 20 лет работы и только в 1966 году генеральная Ассамблея ООН приняла оба пакта и протокол. Для того чтобы «Билль о правах» вступил в силу должны были подписать 35 государств для его ратификации уходит еще 10 лет и только в 1976 году вступает в силу. Защита прав человека на законодательном уровне обогатилось 8 июня 1977 г. двумя протоколами, дополняющими Женевские соглашения от 12.08.1949 года, целью которых была защита жертв международных и немеждународных вооруженных конфликтов.

Подводя итог, мы можем сказать, что человечество пришло к системе, задачей которой является защита права человека, при определенных обстоятельствах и от собственного государства. Соблюдение прав человека стало даже своего рода международным критерием оценки политики государств. Государства принимают на себя обязательства, имеющие законную обязательную силу при вступлении в такие международные организации как: ООН, ВОЗ, ОБСЕ, МККК, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, РАЦ, ИСЕСКО, АЦСРСБ, ВК и т.д.

Список литературы

1. Джаркымбаева А.К. Место права на жизнь в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике. Изв. вузов Кыргызстана, 2016. № 4. С. 127-130.

2. Алексеев В.М. Тридцатилетняя война [Текст] / В.М. Алексеев. Л.: Учпедгиз, 1961. 184 с.

3. Карпов С.П. История средних веков [Текст] / С.П. Карпов, З.В. Удальцова. М.: Высш. шк. 1991. Т. 2. 400 с.

4. Патрушев А.И. П. 20 Германская история [Текст] / А.И. Патрушев. М.: Изд-во Весь Мир, 2003. 256 с. (Весь Мир Знаний).

5. Патрушев А.И. Германская история: через тернии двух тысячелетий [Текст] / А.И. Патрушев. М.: Изд. дом Междунар. ун-та, 2007. 708 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.