Научная статья на тему 'Право на жилище и понятие «Достойный жизненный уровень»'

Право на жилище и понятие «Достойный жизненный уровень» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3628
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ЖИЛИЩЕ / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС / RIGHT / ABODE / ACCOMMODATION / THE RUSSIAN FEDERATION CONSTITUTION / LEGISLATION / HOUSING CODE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Торгашин И. М.

Закрепление в Конституции РФ права на жилище имеет большое значение, поскольку означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем. Реализация права на жилище как составной части понятия «достойный жизненный уровень» для каждого человека является главной проблемой, требующей первоочередного разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Right for Abode and the Concept «Adequate Living Standard»

The right for abode as stated in the Russian Federation Constitution is of great importance. It means everyone's right to have accommodation and to have a guaranteed right to be provided with accommodation. Realization of the right for abode as part of the concept «adequate living standard» for everyone is a primary problem to be solved.

Текст научной работы на тему «Право на жилище и понятие «Достойный жизненный уровень»»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

izvestia

penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta

imeni V. G. BELINSKoGo

public sciences

№ 24 2011

УДК 343:294

ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ И ПОНЯТИЕ «ДОСТОЙНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ»

© И. М. ТОРГАШИН

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра теории права и государственно-правовых дисциплин e-mail: tim818@mail.ru

Торгашин И. М. - Право на жилище и понятие «Достойный жизненный уровень» // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 136-139. - Закрепление в Конституции РФ права на жилище имеет большое значение, поскольку означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем. Реализация права на жилище как составной части понятия «достойный жизненный уровень» для каждого человека является главной проблемой, требующей первоочередного разрешения.

Ключевые слова: право, жилище, Конституция РФ, законодательство, жилищный кодекс.

Torgashin I. M. - The Right for Abode and the Concept «Adequate Living Standard» // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 136-139. - The right for abode as stated in the Russian Federation Constitution is of great importance. It means everyone’s right to have accommodation and to have a guaranteed right to be provided with accommodation. Realization of the right for abode as part of the concept «adequate living standard» for everyone is a primary problem to be solved.

Key words: right, abode, accommodation, the Russian Federation Constitution, legislation, housing code.

Прогрессивное развитие человеческого общества невозможно без повышения уровня жизни и благосостояния его населения. По своей социальной природе основное право на жилище абсолютно существенно для жизни каждого человека и глобально для общества в целом независимо от того, какой способ производства и общественный строй у общества. Жилищный интерес человека и общества в целом абсолютен, не имеет какой-либо альтернативы и отвечает конституционно значимой цели. Право на жилище выстраивает текущее законодательство и жилищные права граждан. Такова социальная и правовая цен-ностьэтогоправа, обусловленнаяособымположением Конституции в иерархии национальных нормативных правовыхактов, ееверховенством, непосредственным действием.

Признание права на жилище как важнейшей составной части более широкого правакаждого человека на достойный жизненный уровень произошло лишь в середине XX в. Право на жилище входит как составная часть в понятие «достойный жизненный уровень» для каждого человека, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека (ст. 25) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, и содержится в конституциях многих демократических государств (ст. 11).

в соответствии с всеобщей декларацией прав человека, «каждый человек имеет право на такой жиз-

ненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслу-живание,которыйнеобходим для поддержанияздоро-вья и благосостояния его самого и его семьи» (ст. 25). В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии» (ст. 11). В Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. записано, что право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства (п. 1 ст. 12). Необходимость уважения жилища человека провозглашена также в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Подтверждением этому является глобальная стратегия в области жилья до 2000 г., принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1998 г., в которой, в частности, указывается на то, что право на надлежащее жилище получило всеобщее признание со стороны международного сообщества. Согласно определению

Глобальной стратегии достаточное жилище означает надлежащую жилую площадь, надежную защиту частной жизни, надлежащую безопасность, надлежащие освещение и вентиляцию, надлежащую базовую инфраструктуру, надлежащее расположение в отношении производственных и других важных объектов, причем все это - за умеренную плату.

Позднее право на жилище получило свое развитие в других документах по правам человека. Так, в ст. 31 Европейской социальной хартии (пересмотренной) (ЕТЗ N 163) (Страсбург, 3 мая 1996 г.) закреплена обязанность государств принимать меры, направленные на: а) содействие доступу к жилью, отвечающему должным требованиям; б) предотвращение бездомности и сокращение ее масштабов с целью ее постепенной ликвидации; в) поддержание цены на жилье доступной для людей, не имеющих достаточных средств. Кроме того, в Европейской социальной хартии содержатся положения о специальных гарантиях в жилищной сфере для отдельных наиболее социально уязвимых категорий граждан. В частности, в ст. 23 предусмотрена обязанность государств дать пожилым людям возможность свободно выбирать свой образ жизни и вести независимое существование в привыч-нойдлянихобстановке, в томчислев форме предоставления им жилья, соответствующего их потребностям и состоянию здоровья, или оказания помощи в переоборудовании их жилья в соответствии с их нуждами. А в ст. 30 закреплена норма общего характера, направленная на обеспечение эффективного осуществления права на защиту от нищеты и социального отторжения и предусматривающая принятие государствами в этих целях мер по облегчению доступа к жилью лиц, живущих в условиях социального отторжения или нищеты.

Как видим, рассмотренные нормы международно-правовых актов в отличие от Конституции РФ не предусматривают в прямой постановке, само по себе, право граждан на жилище, а закрепляют его в рамках права на достаточный уровень жизни каждого человека и его семьи. Тем не менее в отечественной юридической литературе эти нормы традиционно принято расценивать как закрепляющие и подтверждающие признание международным сообществом права каждого гражданина на жилище как таковое.

В конституциях большинства развитых капиталистических стран - Германии, Франции, Италии, США, Канады, Японии - не предусмотрено подобного социального права граждан. У становлены смежные с ним личное право на неприкосновенность жилища, а также личная свобода выбора места пребывания и жительства. Конституция Королевства Испании (ст. 47), Конституция Португальской Республики (ст.65),Кон-ституция Бельгии (ст.23.3о) предусматриваютправона жилище. Конституция Республики Албании (ст. 59Ь) предусматривает в числе социальных целей государства «обеспечение нуждающихся граждан жильем» во исполнение частных инициатив и обязательств.

Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным

условиям жизни человека. Конституция Российской Федерации закрепила права и свободы граждан, соответствующие международным актам о правах человека, в том числе и в жилищной сфере. Согласно ст. ст. 25, 40 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на жилище. Жилище неприкосновенно, и никто не может быть произвольно лишен его. Право на жилище входит в состав предусмотренного Конституцией России комплекса социальноэкономических прав, затрагивающих самые основы жизни людей, и является одним из элементов конституционно-правовогостатусагражданина.Осно-ву благополучия человека составляет его жилище. От своевременного обеспечения граждан достойным жилым помещением напрямую зависит стабильность государства, для которого это должно являться основной заботой.

Особенностью права на жилище (как и некото-рыхдругихсоциально-экономическихправ ), является то, что онодействуетопосредованно, черезнормы других отраслей права.

Право на жилище реализуется посредством возложения обязанности на органы государственной власти и местного самоуправления создавать условия для осуществления жилищных прав.

В нашей стране право граждан на жилище было закреплено вконституциях вкачестве основного права человекаигражданинасравнительнонедавно:впервые оно установлено в Конституции СССР 1977 г., впоследствии нашло отражение в Конституции РСФСР 1978 г. и дальнейшее развитие получило в Конституции РФ. В ранее действовавших конституциях, с учетом монополии государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, индивидуальному жилищному фонду в крупных населенных пунктах отводилась второстепенная роль: он преобладал лишь в сельской местности. Основной формой реализации права граждан на жилище являлось получение благоустроенного жилья из общественных фондов потребления. Развитию же индивидуального строительства жилья, жилищной кооперации социалистическое государство обязывалось лишь содействовать. Личная собственность граждан в жилищной сфере, имевшая установленные законом ограничения правообладателя, могла возникать только в отношении жилого дома. Понятие «частная собственность», в том числе и в жилищной сфере, по идеологическим соображениям было чуждо советскому законодательству.

Понятие «правонажилище» претерпелоопреде-ленную эволюцию в связи с произошедшими в нашей стране изменениями. Статья 44 Конституции СССР 1977 г. закрепляла права граждан на жилище. С учетом этого положения в СССР основной формой удовлетворения жилищных потребностей граждан являлось бесплатное предоставление жилья за счет государства нуждающимся в улучшении жилищных условий лицам по установленным действовавшим тогда законодательством нормам. Законодательство также предусматривало возможность привлечения личных средств граждан для решения жилищной проблемы.

24 2011

С учетом этих обстоятельств И.Б. Марткович определял право на жилище как гарантированную для каждогогражданинавозможностьбытьобеспеченным (обладать) постоянным жилищем, отвечающим по размеру и качеству установленным требованиям, выделяя в содержании конституционного права граждан на жилище два элемента: во-первых, юридическую возможность (право) стабильного обладания жильем; во-вторых, юридическуювозможность(право ) получения при определенных условиях другого жилища в домах государственного или общественного жилищного фонда, в домах жилищных (жилищно-строительных) кооперативов либо приобретения жилья в собственность. Близкое к этому определение права на жилище давал и В.П. Грибанов. С.М. Корнеев выделил в качестве двух основных элементов права на жилище:

а) гарантированную государством возможность пользования гражданином имеющимся у него жилищем;

б) обязанность государства содействовать обеспечению каждого гражданина жильем.

И.И. Андрианов определял право на жилище как право получить в установленном порядке жилое помещение в домах государственного или общественного жилищного фонда либо в домах жилищностроительных кооперативов,атакжеиметь в собственности дом в соответствии с действующим законодательством. При этом в советской юридической литературе отмечалось, что хотя право на жилище и означает гарантированную возможность всех граждан удовлетворить жилищные потребности (получение нового жилого помещения; улучшение жилищных условий, постройка или приобретение жилого дома; бессрочное пользование имеющейся жилой площадью), однако это право реализуется при соблюдении определенных условий, в зависимости от форм реализации права. Если речь шла о получении нового жилого помещения или улучшении жилищных условий, гражданин должен был быть признан нуждающимся в жилье в установленномгосударствомвсоответствующихзако-нодательных и нормативных актах порядке. Эти акты устанавливали критерии нуждаемости граждан в жилье и порядок приема их на учет в качестве таковых, а также порядок предоставления жилых помещений. Провозглашая право каждого на жилище, ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации устанавливает и гарантию охраны этого права: «Никто не может быть произвольно лишен жилища». Произвольным считается любое не основанное на законе лишение жилища.

Конституция Российской Федерации в ст. 40 предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Что же касается предоставления жилья бесплатно (или за доступную плату), то согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации такое жилье предоставляется только малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Конституция Российской Федерации, таким образом, отказалась от планово-распределительной системы обеспечения жилыми помещениями и моно-

полии в этом деле государственного, муниципального и общественного жилищных фондов.

В Законе Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. о праве на жилище говорилось следующее: «Граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилищных фондов; создания условий для привлечения внебюджетных источников финан-сирования(средствнаселения,предприятий,учрежде-ний, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников); развития частной собственности, обеспечения защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере; развития конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства». Государственный жилищный фонд утратил свое монопольное положение. Возникла частная собственность на жилье граждан и юридических лиц, бурно развивается рынок жилья. В конце 2004 г. был принят большой пакет законов, формирующих рынок доступного жилья для российских граждан. С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.

Если говорить о современном законодательстве, то оно не дает общее понятие «жилище» - под жилищем обычно понимают особое сооружение или помещение, специально предназначенное для проживания людей: жилой дом, квартира, комната, другое жилое помещение вместе с соответствующей вспомогательной площадью (кухня, коридор, ванная комната, прихожая и т. п.), а также различного рода другими объектами жилого дома (лифт и лифтовое хозяйство, другое инженерное оборудование). В то же время в юридической литературе отмечается, что конституционное понятие жилища гораздо шире понятия жилого помещения. Важно отметить, что жилище в этом аспекте -место на территории России, где каждому гражданину постоянно или временно обеспечивается некий «домашний очаг», защищающий его от неблагоприятных воздействий внешней окружающей среды. С этой точки зрения жилищем могут быть любые помещения, приспособленные для проживания граждан.

Внастоящеевремяжилищныйвопросудержива-ет пальму первенства среди иных проблем, требующих первоочередного разрешения. По данным исследований от 60 % до 80 % населения России не удовлетворены своими жилищными условиями. В неблагоустроенных жилых помещениях проживают 40 млн. человек (почти треть населения). Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствуют низкие объемы жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования. Огромной проблемой остается высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры. В России он составляет 60%, причем из общего коли-

чества аварий на водопроводных и канализационных сетях 53 % происходят из-за их ветхости.

Особенно остро жилищная проблема влияет на демографическую ситуацию в стране. В частности, результаты социологических опросов показывают, что среди причин, по которым молодые семьи не желают иметь детей, на первом месте стоит отсутствие перспектив на приобретение жилья. В России распадается почти половина заключенных браков, а средняя продолжительность брака у разведенной молодежи в возрасте до 30 лет составляет 3,1 года. По причине разводов ежегодно500 тысяч детей остаются без одного родителя. Наличие жилищных проблем оказывает негативное воздействие и на другие социальные показатели, в том числе на состояние здоровья молодежи, уровень ее образования, рост преступности и другие.

Согласно Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации как социального го-сударстванаправленанасозданиеусловий,обеспечива-ющихдостойнуюжизньисвободноеразвитиечеловека. Цели социальной политики Российской Федерации обусловлены признанием Конституцией Российской Федерации высшей ценностью человека, его прависвобод, которые определяют смысл, содержание и применение законов,деятельностьзаконодательнойиисполнитель-нойвласти,местногосамоуправленияиобеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18). Применительно к реализации права на жилище, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень, это означает, что правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фондадолжнообеспечиватькаждомугарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 Конституции Российской Федерациигосударственную,втомчислесудебную,за-щитуданного конституционногоправа, котораядолжна быть полной и эффективной.

Право человека на жилище следует признать одной из важнейших проблем в современной России. Жилищный кодекс Российской Федерации привнес изменения в привычную интерпретацию этого права. Теперь оно предполагает, прежде всего, обязанность государства в лице органов государственной власти и местного самоуправления создавать своим гражданам

условия и возможности для осуществления их права на жилище главным образом путем поощрения жилищного строительства, ипотечного кредитования, субси-дированияитакдалее.Безвозмездноепредоставление государством жилья по договору социального найма определено как альтернативный способ реализации права на жилище, применяемый на основе критериев как потребности в жилище, так и материального положения лица, на него претендующего. Иными словами, на безвозмездноепредоставлениежилья отныне могут рассчитывать только малоимущие граждане.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство обязуется заботиться о создании благоприятных условий для жизни и гармоничного развития человека. Это обязательство воплотилось в четыре национальных проекта, в том числе «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». К сожалению, этот проект не стал панацеей от всех жилищных бед, да и его реализация, показала множество проблем нашей системы, но, тем не менее, это все же шаг вперед. Большим плюсом стала и политика государства по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны.

Именно наличие надлежащего жилья свидетельствует о достойном жизненном уровне человека, поэтому властям предстоит огромная работа в этом направлении, неуклонное претворение в повседневность принципов социальной справедливости, равенства и солидарности, взаимной ответственности государства перед гражданами и граждан перед государством. Го-воряо доступностиипотеки, необходимоотметить, что в современной России далеко не каждый своим трудом может обеспечить материальное благополучие и достойную жизнь, поэтому государство должно последовательно проводить меры по улучшению материального положения общества в целом, а также отдельных социальных групп и слоев общества.

Сложности переживаемого Россией периода негативно влияют на возможности государства проводить активную социальную политику. Лишь в условиях полного оздоровления экономики Россия может полностью обеспечить правовую защиту социально экономических прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.