Научная статья на тему 'Право на свободу и личную неприкосновенность в законодательстве XIII-XVIII вв'

Право на свободу и личную неприкосновенность в законодательстве XIII-XVIII вв Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2444
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право на свободу и личную неприкосновенность в законодательстве XIII-XVIII вв»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.721

Право на свободу и личную неприкосновенность в законодательстве ХІІІ-ХУІІІ вв.

Гребенкин А.Н.1

Право на свободу и личную неприкосновенность - это одно из фундаментальных и неотчуждаемых личных прав человека, предполагающее обязанность государства гарантировать каждому человеку личную безопасность и свободу, недопущение, пресечение и наказуемость посягательств на его жизнь, здоровье, честь и достоинство, индивидуальную свободу [10]. В настоящее время данное право закреплено как в национальных конституциях, так и в международно-правовых документах.

В определенной степени генезис права на свободу и личную неприкосновенность можно связать с эпохой Античности. Солон запретил продавать афинских граждан в рабство за долги, а тех из них, которые уже утратили свободу, велел разыскать и выкупить за счет казны. При Перикле было законодательно закреплено право афинских граждан на независимость от кого бы то ни было. В Древнем Риме, согласно закону Валерия и Горация (449 г. до н.э.), арест римского гражданина за долги и по некоторым другим причинам был запрещен. Средневековое общество строилось по принципу «нет человека без господина», поэтому реализация в его рамках права на свободу и личную неприкосновенность была затруднена. Впервые в европейской истории личная неприкосновенность стала объектом защиты в Англии в XIII в. Борьба баронов с королем Иоанном Безземельным велась в том числе по линии укрощения произвола, чинимого короной по отношению к аристократии. Поражение Иоанна привело к подписанию им в 1215 г. Великой Хартии Вольностей, которая позднее вошла в состав неписаной английской конституции в качестве ее первой части. Статья 39 Хартии содержала гарантии свободы и личной неприкосновенности свободных людей: «Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в

1 Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него (вооруженной силы) иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны...» [4, с. 19]

Ряд современных исследователей (в частности, С.Ю. Хатунов) полагает, что в Великой Хартии Вольностей неприкосновенность личности была закреплена сразу в том виде, в каком мы привыкли ее видеть и понимать [18, с. 27]. Однако в средневековом обществе система социальных и политических связей обусловливала сугубо классовый подход к правовому положению отдельных групп населения, поэтому термин «свободный человек» надлежит толковать в ограничительном смысле. Под «свободными людьми» бароны «разумели прежде всего самих себя, а не всю свободную массу среди населения Англии» [17, с. 41]. В подкрепление этой точки зрения Е.В. Гутнова приводит такой аргумент: «самый оборот речи, употребленный в 39 ст.: «и мы не пойдем на него и не пошлем на него», - очевидно, предполагает крупного могущественного феодала, так как на рыцаря или тем более простого свободного человека не надо было «идти». Его можно было принудить к повиновению более легким способом» [5, с. 284]. Лишь начиная с XIV в. эта статья, периодически редактируемая парламентом, стала приобретать «характер общей нормы, гарантирующей всех свободных людей от административного произвола» [13, с. 383].

Великая Хартия Вольностей, представлявшая собой, по словам А.Я Азарова, «рубежный документ, который знаменовал поворот государственной и общественной мысли в Англии» [1, с. 12-23], положила начало правовому закреплению личной неприкосновенности. По мнению историка права Галлама, «все, что достигнуто (в области гарантий личной неприкосновенности) со времени Великой Хартии, есть не более, как ее подкрепление и разъяснение, - и если бы исчезло все последующее законодательство, то все же остались бы резкие черты, отличающие свободную монархию от революции» [11, с. 13].

Победа, одержанная в XVII в. английской буржуазией, после многочисленных эксцессов, связанных с гражданской войной, привела к дальнейшему развитию правовых гарантий свободы и личной неприкосновенности. Наиболее заметной вехой на этом пути был знаменитый Хабеас корпус акт 1679 г. Согласно этому закону, ни один свободный человек не мог быть подвергнут тюремному заключению без соответствующего судебного решения. Само понятие «хабеас корпус» сложилось в Англии задолго до принятия акта; возможно, оно старше даже Великой Хартии Вольностей. По крайней мере, с XV в. оно находилось в достаточно широком употреблении и активно использовалось в борьбе против засилья королей Якова I и Карла I Стюартов. Так, в марте 1628 г. была принята резолюция палаты общин, члены которой были

возмущены арестом в 1627 г. одного из лидеров оппозиции Дж. Гемп-дена. В резолюции говорилось о том, что «ни один свободный человек не может быть арестован или задержан в тюрьме или иначе как-нибудь ограничен в своей свободе по приказанию короля или Тайного совета..., если не будет указана какая-нибудь законная причина ареста, задержания или ограничения в свободе» [9, с. 747]. В мае того же года это положение вошло в текст знаменитой Петиции о праве, апеллировавшей к 39 статье Великой Хартии Вольностей. В дальнейшем билль о «Хабеас корпус» трижды вносился в палату общин, но так и не стал законом. Лишь в 1679 г. «Библия гражданской свободы» англичан была наконец увенчана «Актом о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями», неофициально именуемым «Хабеас корпус актом».

Согласно этому документу, арестованный имел право обратиться в высший суд с требованием выдать приказ «хабеас корпус» лицу, его задержавшему, о доставлении арестованного лично в суд для проверки законности ареста. Если арест был законным, задержанный возвращался в место заключения или освобождался под залог; в случае же незаконности ареста - освобождался. За нарушение «Хабеас корпус акта» судья и смотритель места заключения наказывались огромным штрафом. Стоит, однако, отметить, что правом, предоставленным «Хабеас корпус актом», не могли воспользоваться неимущие англичане - у них не было денег на залог. Изначально являясь узкоспециальной гарантией от неправомерных арестов представителей вигской оппозиции, «Хабеас корпус акт» со временем перерос свои рамки. По мнению В.В. Кучмы, он «фактически. впервые в мировой правоохранительной практике ввел в действие некоторые основополагающие гарантии неприкосновенности личности» [14, с. 44]. Английский юрист второй половины XIX - начала XX в. Альберт Вэнн Дайси полагал, что «англичане... обращали гораздо больше внимания на приискание средств, которыми можно заставить признавать права частных лиц или, говоря иначе, устранить определенные формы зла, чем на провозглашение прав человека или англичан. Акты Хабеас корпус не провозглашают никакого принципа и не определяют никаких прав, но для практических целей они стоят сотни конституционных статей, гарантирующих свободу личности. Там, где... право личной свободы составляет часть конституции потому, что оно присуще обыкновенному праву страны, это право едва ли может быть уничтожено иначе, как при полной революции в учреждениях и обычаях нации» [15, с. 187].

Через 10 лет после появления «Хабеас корпус акта» английский парламент принял Билль о правах - «Акт, декларирующий права и свободы подданного и устанавливающий наследование Короны». Это был один из первых в истории мировой юриспруденции документов, кото-

рые закрепляли права человека. В частности, в нем содержались гарантии недопущения жестоких и необычных наказаний, распространенных в средневековой Англии, а также чрезмерных штрафов [3, с. 855]. Так же, как и предшествующие документы, Билль о правах вошел в состав неписаной английской конституции.

С начала XVII в. процесс законодательного закрепления права на свободу и личную неприкосновенность шел и в североамериканских колониях Англии. Стартовой вехой этого пути стала принятая в Вирджинии в 1601 г. Первая колониальная хартия, которая предоставляла ее жителям «все права, привилегии и иммунитеты... как если бы они соблюдали требования законов и родились в пределах Англии», то есть фактически приравнивала колонистов в правовом отношении к английским подданным. Аналогичные идеи прослеживаются в Массачусетском своде свобод 1641 г., содержание которого впоследствии было отражено в американском Билле о правах, и в «Хартии свобод», дарованной в конце XVII в. жителям Пенсильвании Уильямом Пенном, основателем и владельцем этой колонии. В начале XVIII в. У. Пенном даже был поднят вопрос об отмене рабства, однако эта идея в то время не нашла отклика [2, с. 269].

Начало активной борьбы за независимость колоний ознаменовалось принятием ряда программных документов, касавшихся прав и свобод колонистов. Бесспорно, самым известным из них является Декларация независимости Соединенных Штатов Америки, написанная Томасом Джефферсоном и принятая 4 июля 1776 г. Однако этой Декларации предшествовал ряд других не менее важных документов. Так, другом Джефферсона Джорджем Мэйсоном была написана Декларация прав Вирджинии, принятая конвентом этой колонии 12 июня 1776 г. Раздел 1 Декларации прав Вирджинии гласил, что «все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми», в разделе 8 говорилось о том, что «никто не может быть лишен свободы иначе как по закону, действующему на территории страны, или по решению суда присяжных равных с подсудимым социального статуса», а раздел 9 дублировал положение английского Билля о правах о запрете чрезмерно больших налогов и штрафов и жестоких и необычных наказаний [7].

Декларация независимости США исходила из «той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью» [6, с. 25]. В проект Декларации Джефферсоном был включен пункт, осуждавший рабство и торговлю рабами, однако в ходе обсуждения текста в Конгрессе этот пункт исключили в угоду рабовладельческим штатам - Джорджии и Южной Каролине.

Уже в ходе войны за независимость в ряде штатов был приняты законы конституционного характера, в которых было закреплено право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Так, в 1780 г. жители Массачусетса приняли свою конституцию - самую первую писаную конституцию в мире. В ее второй части - Декларации прав жителей Содружества наций штата Массачусетс - были закреплены права граждан на жизнь, свободу и собственность, свободу труда и равенство перед законом [16, с. 128].

Конституция США, принятая в 1787 г., не содержала подробного перечня прав и свобод граждан. В ее преамбуле лишь глухо говорилось о «закреплении благ свободы» [12, с. 29]. Необходимость конкретизации этого положения была быстро осознана: уже в сентябре 1789 г. Дж. Мэдисон предложил Конгрессу первые 10 поправок к Конституции, а в декабре 1791 г. они были ратифицированы всеми штатами и стали американским Биллем о правах. Первая поправка касалась свободы слова, свободы религии, свободы прессы и свободы собраний. Третья поправка гарантировала свободу от размещения солдат на постой в частных домах без согласия домохозяев. В соответствии с четвертой поправкой обеспечивалась личная неприкосновенность граждан, а также неприкосновенность их жилища, имущества и документов. Пятая, шестая и седьмая поправки касались судопроизводства и гарантировали гражданам право на суд присяжных и презумпцию невиновности; без суда никто не мог лишаться жизни, свободы и имущества. Восьмая поправка дублировала положение английского Билля о правах о недопустимости чрезмерных налогов и жестоких или необычных наказаний.

В то время как Соединенные Штаты Америки, завоевав независимость, законодательно закрепляли основы правового статуса личности своих граждан, по другую сторону Атлантики происходили поистине эпохальные события. Великая Французская революция не только расчистила путь для развития буржуазных отношений в еще недавно косневшей в феодализме стране, но и, по словам И.-В. Гёте, открыла новую эпоху во всемирной истории. Во многом этому способствовали принятые в ходе революции документы, самым известным из которых, бесспорно, была Декларация прав человека и гражданина, торжественно провозглашенная Национальным учредительным собранием 26 августа 1789 г. Статья 1 Декларации гласила, что «люди рождаются и остаются свободными и равными», а в статье 2 закреплялись такие права французских подданных, как свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Статья 4 определяла свободу как возможность делать всё, что не наносит вреда другому, в статье 7 говорилось о запрете незаконного задержания или заключения, в статье 8 - о запрете незаконного наказания, в статье 9 - о порожденном презумпцией невиновности запрете «излишне суровых мер» [8].

Декларация прав человека и гражданина органически связана с многочисленными конституциями Франции, даже теми из них, которые были органически чуждыми ей по духу. Положения Декларации нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г. Ее идеи впитала и Конституция РФ, одним из образцов для которой стала Конституция Франции 1958 г. При подготовке проекта российской Конституции активно использовался и текст Конституции США - пожалуй, самого долговечного основного документа, впитавшего в себя опыт не только американского, но и английского конституционного развития. Именно поэтому право на свободу и личную неприкосновенность, закрепленное в современном российском законодательстве, можно считать опосредованным результатом многовекового пути, проделанного Англией, США и Францией.

Библиографический указатель:

1. Азаров А.Я. Права человека [Текст] / А.Я. Азаров. М.: Новое знание, 1995. 255 с.

2. Алентьева Т.В. Уильям Пенн, квакеры и основание Пенсильвании [Текст] / Т.В. Алентьева // Метаморфозы истории, 2002. № 2. С. 259-272.

3. Билль прав [Текст] // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - Т. IIIA (6). СПб., 1892. С. 855-856.

4. Великая Хартия Вольностей 1215 г. [Текст] // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1957. С. 16-23.

5. Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента (Из истории английского общества и государства XIII в.) [Текст] / Е.В. Гутнова. М.: Изд-во Московского университета, 1960. 582 с.

6. Декларация Независимости США [Текст] // Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство. Под ред. О.А. Жидкова. Перевод О.А. Жидкова. М.: Прогресс, Универс, 1993. С. 25-28.

7. Декларация прав Вирджинии. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.icitizenforum.com/russian/virginia-declaration-of-rights

(дата обращения: 20.05.2014)

8. Декларация прав человека и гражданина [Электронный ресурс]

Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/

Article/dekl_pravfr.php (дата обращения: 20.05.2014)

9. Дерюжинский В. Habeas Corpus [Текст] / В. Дерюжинский // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - Т. VIIA (14). СПб., 1892. С. 746-750.

10. Иванец Г.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Г.И. Иванец, И.В. Калинский, В.И. Червонюк / Под об-

щей ред. В.И. Червонюка. М.: Юридическая литература, 2002. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~книги/

Конституционное%20право%20РФ/ (дата обращения: 20.05.2014)

11. Иванов И.Н. Чрезвычайное законодательство: история и современность (Теоретический и историко-правовой аспекты). Дис. ... канд. юрид. наук [Текст] / И.Н. Иванов. СПб., 2001. 163 с.

12. Конституция Соединенных Штатов (1787 г.) [Текст] // Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство. Под ред. О. А. Жидкова. Перевод В.И. Лафитского. М.: Прогресс, Универс, 1993. С. 29-40.

13. Кучма В.В. Государство и право Древнего мира и Средних веков. В двух частях [Текст] / В.В. Кучма. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. 548 с.

14. Кучма В.В. Государство и право Нового времени (XVII-XIX вв.). Курс лекций [Текст] / В.В. Кучма. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002. 360 с.

15. Масферрер А., Тайцлин А. Обреченный союз: конституционное закрепление прав и волевая теория от Руссо до Уолдрона [Текст] / А. Масферрер, А. Тайцлин // Доктрины Правового Государства и Верховенства Права в современном мире / Сборник статей. Ответственные редакторы В. Д. Зорькин, П. Д. Баренбойм. М.: ЛУМ, Юстицинформ, 2013. С. 178-212.

16. Миряшева Е.В. Становление и развитие государственности Массачусетс [Текст] / Е.В. Миряшева // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2011. № 24. С. 126-128.

17. Петрушевский Д.М. Великая хартия вольностей [Текст] / Д.М. Петрушевский. М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1918. 179 с.

18. Хатунов С.Ю. Великая Хартия Вольностей и трактат Генри Брактона «О законах и обычаях Англии» [Текст] / С.Ю. Хатунов // Lex Russica, 2012. Т. LXXI. № 1. С. 26-33.

Об авторе:

Гребенкин Алексей Николаевич, доцент, кандидат исторических наук, Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. E-mail: angrebyonkin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.