Научная статья на тему 'Право на перепутье: поиски стратегии развития в парадигме нравственности'

Право на перепутье: поиски стратегии развития в парадигме нравственности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
158
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРЕННЕГО ПРАВА / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / КЛУБ "НРАВСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПРАВА" / СТРАТЕГИЯ НРАВСТВЕННОЙ ПАРАДИГМЫ / LAW / MORAL AND PHILOSOPHIC EXAMINATION OF INTERNATIONAL AND DOMESTIC LAW / HUMAN VALUES / THE CLUB "MORAL MEASUREMENT OF LAW" / THE STRATEGY OF MORAL PARADIGM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Артемов Вячеслав Михайлович

В целом нынешний этап современной истории можно уподобить знаменитому « осевому времени» К. Ясперса. Парадоксально, что международное право во многом является бесправием, когда фактически прикрывает разного рода акции с позиции силы. Внутреннее право во многом становится внутрицеховым делом. В такой ситуации требуются нравственно-философская экспертиза, последовательные усилия в плане утверждения таких общечеловеческих ценностей, как нравственность, свобода, справедливость, достоинство и т.п. Позиционируется этический, научно выверенный путь убеждения и примера. Так действует в течение 14 лет философско-правовой клуб «Нравственное измерение права» под руководством автора. В целом стержнем стратегии для современного права призван стать человек в его гармоничной связи с обществом. Это и есть нравственная парадигма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW IS ON CROSS-ROADS: LOOKING FOR STRATEGY OF DEVELOPMENT IN THE PARADIGM OF MORALITY

In general, the present stage of modern history can be assimilated to the famous “axial time” of Karl Jaspers. There is a paradox that international law is lawless in many respects when it protects any kind of actions from the position of strength. Domestic law becomes intrashop in many respects. Moral and philosophic examination, successive efforts concerning consolidation of such human values as morality, freedom, fairness, dignity etc. are required in this situation. The ethical and science-adjusted way of persuasion and example is positioned. The club of philosophy and law “Moral measurement of law” under the direction of the author has been functioning for 14 years in this mode. In general, a person with its harmonic connection with the society is appealed to become a core of the strategy for modern law. This is the moral paradigm.

Текст научной работы на тему «Право на перепутье: поиски стратегии развития в парадигме нравственности»

ВЕК ТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

□ ЧЕМ ДУМАЮТ ФИЛОСОФЫ

Вячеслав Михайлович АРТЕМОВ,

доктор философских наук, профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ПРАВО НА ПЕРЕПУТЬЕ: ПОИСКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ В ПАРАДИГМЕ НРАВСТВЕННОСТИ

В целом нынешний этап современной истории можно уподобить знаменитому «осевому времени» К. Ясперса. Парадоксально, что международное право во многом является бесправием, когда фактически прикрывает разного рода акции с позиции силы. Внутреннее право во многом становится внутрицеховым делом. В такой ситуации требуются нравственно-философская экспертиза, последовательные усилия в плане утверждения таких общечеловеческих ценностей, как нравственность, свобода, справедливость, достоинство и т.п. Позиционируется этический, научно выверенный путь убеждения и примера. Так действует в течение 14 лет философско-правовой клуб «Нравственное измерение права» под руководством автора. В целом стержнем стратегии для современного права призван стать человек в его гармоничной связи с обществом. Это и есть нравственная парадигма. Ключевые слова: право, нравственно-философская экспертиза международного и внутреннего права, общечеловеческие ценности, клуб «Нравственное измерение права», стратегия нравственной парадигмы.

ARTEMOV V. M.,

Doctor Philosophy, Professor, Department of Philosophical and Social and Economic Disciplines, Kutafin State Law University (MSAL)

LAW IS ON CROSS-ROADS: LOOKING FOR STRATEGY OF DEVELOPMENT IN THE PARADIGM OF MORALITY

In general, the present stage of modern history can be assimilated to the famous "axial time" of Karl Jaspers. There is a paradox that international law is lawless in many respects when it protects any kind of actions from the position of strength. Domestic law becomes intrashop in many respects. Moral and philosophic examination, successive efforts concerning consolidation of such human values as morality, freedom, fairness, dignity etc. are required in this situation. The ethical and science-adjusted way of persuasion and example is positioned. The club of philosophy and law "Moral measurement of law" under the direction of the author has been functioning for 14 years in this mode. In general, a person with its harmonic connection with the society is appealed to become a core of the strategy for modern law. This is the moral paradigm. Keywords: law, moral and philosophic examination of international and domestic law, human values, the club "Moral measurement of law", the strategy of moral paradigm.

© В. М. Артемов, 2016

в

ЕСТНИК Артшпо. В. М.

УНИВЕРСИТЕТА Право на перепутье: поиски стратегии развития

имени о.е. Кугафина (мпоа) в парадигме нравственности

В настоящее время требуется своеобразная инвентаризация практически всех основных социальных институтов. Особенно это касается политиче-ско-правовой сферы, претендующей на активное вмешательство во все сферы жизни общества. В серьезной нравственно-философской экспертизе нуждаются как реальная ситуация в самом праве, так и представления о факторах его развития и совершенствования.

Налицо явный дефицит нравственности и подлинной культуры. Но, ведь именно они, исторически первичные по отношению к цивилизации, государству и праву, призваны всегда оставаться достаточно прочными, чтобы выступать существенными факторами сохранения и развития указанных институтов, обеспечивая целенаправленное движение к идеалу.

Думается, что нынешний этап современной истории в определенном смысле можно уподобить знаменитому ясперовскому «осевому времени». Но, если во времена возникновения философии как самосознания культуры человечество только складывалось во что-то единое («всемирную историю»), то в настоящее время оно находится под угрозой всеобщего разрушительного распада. Требуется мощный духовно-нравственный и теоретический прорыв в некое новое, достаточно устойчивое состояние, которое позволило бы не просто выжить, а продолжать двигаться, что называется, вперед и выше. При этом искомое состояние не может быть достигнуто без должного правового обеспечения.

Ситуация же такова, что реально действующие законы и правовые механизмы, особенно международное право, зачастую не только не способствуют движению в указанном выше направлении, а, напротив, увы, осложняют ситуацию в обществе и мире в целом. Данное положение дел приходится наблюдать чуть ли не ежедневно. Так, происходит крушение жизненного уклада в разных регионах современного мира, связанное, прежде всего, с внешним воздействием, прикрываемым некоей военно-политической целесообразностью с точки зрения политических игроков-монополистов.

Выходит, что международное право во многом является мифом и фактически бессильно на фоне осуществления разного рода акций с позиции силы (операции США и НАТО в бывшей Югославии, Ираке, Ливии и т.п.). Грубая сила и претензии на некую монополию в принципе чужды договорному полю, которое предполагает равенство всех сторон.

В целом можно согласиться с тем, что основная причина нынешнего хаоса заключается в принижении значимости и даже в полном игнорировании общечеловеческих ценностей. В сложившихся условиях требуется действительно новая парадигма отношений между субъектами права. Спасительным видится Ш

русло, которое в целом можно уподобить отношениям между людьми как людь- А

ми. В известном смысле должна вновь повториться (разумеется, не буквально) □

ситуация возникновения нравственности как преимущественно социального яв-

б "О

Е X

ления. Если в доисторические времена люди были практически бессильны перед природными стихиями и загадкой собственного бытия в первичном социуме, то в настоящее время они пасуют перед вызовами цивилизации и собственной непреодолимой тягой к новым вещам и удовольствиям.

Возрождая нравственность, важно актуализировать классическое наследие, к примеру, этику Кропоткина. Мыслитель-революционер существенно приземляет мораль в целом, делает ее частью самого процесса социальных пре- науки1

4/2016

>

™™ ig t i Ul/tlS

44 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина (МГЮА)

образований. Он, в частности, справедливо рассматривает взаимопомощь в качестве предпосылки и начала нравственности. При этом им подчеркивалось, что «общество, в человечестве, зиждется не на любви и даже не на симпатии. Оно зиждется на сознании—хотя бы и инстинктивном, — человеческой солидарности, взаимной зависимости людей..., признании силы, заимствуемой каждым человеком, из общей практики взаимопомощи; на тесной зависимости счастья каждой личности от счастья всех, и на чувстве справедливости или беспристрастия, которое вынуждает индивидуума рассматривать права каждого другого, как равные его собственным правам»1.

В таком понимании, основывающемся на приоритете интересов целого, просматривается то, что принято называть естественным правом. Кроме того, важно подчеркнуть: сама нравственность зарождалась именно в форме запретов (табу). «Не только нижняя (исходная) граница человеческого пространства, — читаем мы у А. А. Гусейнова, — создающая лишь возможность свободного развития, но и его верхний предел, совпадающий с бесконечностью человеческого существования, может быть очерчен только через отрицание» 2.

Возможно, и сегодня не помешали бы некие новые запреты именно морального характера, что может привести и к разгрузке права. Вместе с тем, следует заметить, что именно в проявлениях свободы, а также в глубоких размышлениях о наилучших условиях сохранения порядка в обществе, по сути, открывается простор для потенциального сближения нравственности и права.

Именно в контексте такого сугубо человеческого подхода можно, к примеру, понять и принять выбор самих крымчан в условиях реальных угроз со стороны крайнего национализма. Внешнее несоответствие некоторым нормам международного права не должно перечеркивать свободу и право выбора самих людей, составляющих большинство населения полуострова. В реализации воли большинства собственно и состоит смысл подлинной, а не формальной демократии.

Можно предположить, что в перспективе противоречие между народным волеизъявлением, ведущим к самоопределению, с одной стороны, и принципом территориальной целостности государства — с другой, может быть разрешено в контексте некоей новой постгосударственной парадигмы и в связи с общечеловеческими ценностями3. К их числу можно отнести взятые в единстве нравственность, свободу, достоинство, справедливость, правду и т.п. При этом важно дистанцироваться от разного рода политико-идеологических конструкций, возводимых, так сказать, на скорую руку политиками, пытающимися вести свою игру. Так, однобоко выставляемые «европейские ценности» сыграли негативную роль в жизни соседнего государства, «забывшего» о собственно человеческом их содержании.

Так именно на это обратил внимание Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В. Д. Зорькин, выступая с докладом «Право против хаоса» на V Московской юридической неделе 24 ноября 2015 г. в МГУ имени М.В. Ломоносова.

Кропоткин П. А. Взаимопомощь как фактор эволюции. М., 2007. С. 9—10.

См.: Гусейнов А. А. Сослагательное наклонение морали // Вопросы философии. 2001. № 5. С. 28.

См.: Артемов В. М. Приоритет нравственно-философского измерения свободы в трудах М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина // Вопросы философии. 2015. № 1. С. 114—123.

2

в

ЕСТНИК Ар™0* в. м.

УНИВЕРСИТЕТА Право на перепутье: поиски стратегии развития

имени о.е. Кугафина (мпоа) в парадигме нравственности

Несколько иная, но тоже не очень радужная, картина складывается и с внутренним правом. В общественном сознании бытуют представления о существенной разнице и даже противоречии между интересами общества, с одной стороны, и замкнутыми в себе законами, а также правоохранительными органами — с другой. По-видимому, не случайно растет преступность: в 2015, согласно официальной статистике — на 9%. Бросается в глаза отрыв права от нравственности.

Фактом является недоверие в обществе к законодателям и правоохранителям. Интересно, что, выступая на пленарном заседании III Московского юридического форума Х Международной научно-практической конференции (Кутафин-ские чтения) «Развитие российского права: новые контексты и поиски решения проблем», профессор М. Н. Марченко привел заставляющую задуматься статистику: в советский период (30—90-е годы ХХ в.) было принято порядка восьмисот законов, а за двадцать последних лет — более шести тысяч. Количественный рост, к сожалению, не сопровождается соответствующим качеством. Думается, выход из этого замкнутого круга возможен только в случае выхода права на орбиту нравственности.

Пока же минимизация материальных возможностей заставляет государство искать различные относительно дешевые варианты правового обеспечения общества. Так, в основном в связи с исчерпанием финансовых средств в полный рост встала проблема модернизации уголовного права в направлении, так называемой «либерализации» системы наказаний, а точнее, разгрузки, так сказать, тюремного воза, который стал попросту неподъемным для бюджета.

Проблема заключается в том, что подобные новшества в основном позиционируются и осуществляются в цеховом формате, не выносятся на суд общественности. Тем самым резко сужаются возможности их решения. Вызывает озабоченность и тенденция, когда без совета с самим населением, конкретными социальными группами быстро, как пирожки, выпекаются разнообразные запреты, ограничения, разного рода отмены ранее принятых и социально оправданных решений. Так, летом 2015 г. принято драконовское решение Московской областной думы об отмене права ветеранам труда и военной службы Подмосковья бесплатно пользоваться общественным транспортом в Москве. Многие из них всю жизнь работают в столице и исправно платят налоги. Налицо фактическое вбивание клиньев между категориями граждан по чисто формальному признаку — месту проживания. При этом декларируется, что право ориентировано на защиту известных естественных прав человека. Особенно позиционируются различные свободы, за которыми не видна подчас подлинная свобода. О справедливости говорится куда меньше. ш

Отсюда следует простой и одновременно разумный вывод: нужно вернуть- а

ся к тому, что называется хорошо забытым старым. Данное обстоятельство не □

снижает планку идеала, ибо к тому, что уже было, например в советскую эпоху, возвращаются, исходя из глубокого осознания необходимости перемен в совершенно иной, чем ранее, ситуации. Ее новизна делает новыми прежние средства, точнее, факторы.

Последние же, как правило, не даны в готовом виде. Их нужно найти, определить, возможно, реконструировать, определенным образом обновляя и культивируя. Должны быть правильно поставлены и цели, без чего социокультурное пространство опустошается, вытаптывается, так сказать, серой обыденностью.

п

* к

н к,

науки ъ

™™ ig t i Ul/tlS

46 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина (МГЮА)

В этом смысле в нашей стране, что называется, витает в воздухе потребность в адекватной и перспективной идеологии. Ведь образовавшийся вакуум заполняется зыбким материалом разного рода индивидуалистических, националистических и религиозных крайностей. Им должны быть противопоставлены не только здравый смысл, но и разум, включающий в себя нравственное измерение.

Таким образом, остается один действительно надежный выход — утвердится, условно говоря, на нейтральном поле нравственности. Только на нем в принципе могут быть найдены точки соприкосновения между разными социальными группами, сторонниками разнообразных культурно-цивилизационных образований и мировоззренческих убеждений.

Данная констатация одновременно является и призывом к действию. Приоритетным видится сугубо светский, научно и ценностно выверенный путь убеждения и примера. Он самый дешевый и сложный, прежде всего, в чувственно-эмоциональном плане: нет обещания чего-то чудесного, абсолютного; нет каких-либо специальных ресурсов и механизмов. Увы, в обществе отсутствует достаточное доверие к сугубо моральному варианту решения социальных, тем более политико-правовых проблем.

Вырисовывается тупик, выйти из которого можно только в том случае, если вернуться к вечному сократовскому призыву жить по-человечески, а значит, и быть в собственном смысле этого слова. К тому смыслу, который вкладывал в это понятие Э. Фромм (открытость, деятельная любовь к другим и т.п.) следует добавить целенаправленную социальную активность, направленную на совершенствование целого.

И начинать здесь нужно именно по-толстовски, то есть с самих себя. Продолжают оставаться актуальными и предупреждения А. Швейцера в ситуации борьбы за гуманность: «Люди слишком мало вкладывают сил в эту борьбу. Все мы — начиная с самого «маленького» работника самого маленького предприятия и кончая политическим деятелем, ведающим судьбами войны и мира, нередко действуем по готовым рецептам и, следовательно, уже не как люди, а как исполнители... Потому-то мы часто не испытываем доверия к справедливости, осененной светом человечности»4.

Речь, таким образом, идет о целенаправленном проведении линии на формирование, развитие и поддержку личностей, способных не только на собственное самоутверждение, но и на позитивную, коллективную, социально значимую деятельность. Только в таком случае общество, а значит, и право могут быть действительно надежными и устойчивыми.

Учитывая роль государства и права, следует ждать от них обратных последовательных и эффективных шагов в плане создания благоприятных условий для гармонизации личностного и социального. Нравственность же не может не критиковать право. Это относится не только к законам, но и к правоприменительной деятельности, конкретным ее исполнителям. Последние, правда, сами могут осуществлять указанную критику. Весьма показательным событием в данном отношении можно рассматривать состоявшуюся 25—26, 30 сентября 2015 года в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) межрегиональную научную конференцию «Этика П. А. Кропоткина и проблема соотношения нравственности и права».

Швейцер А. Культура и этика // Благоговение перед жизнью. М., 1992. С. 228.

4

в

ЕСТНИК Ар™0* в. м.

УНИВЕРСИТЕТА Право на перепутье: поиски стратегии развития

имени о.е. Кугафина (мпоа) в парадигме нравственности

Вспоминаются слова проректора по научной работе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н., проф. В.Н. Синюкова. Отмечая «большой вклад кафедры философских и социально-экономических дисциплин, клуба "Нравственное измерение права" и его руководителя профессора В.М. Артемова», он подчеркнул актуальность критики государства: «Мы создаем демократические институты, а люди не ходят на выборы. Появляются квазигосударства, основанные на корпоративных, религиозных началах. Что здесь происходит? Для ответа на этот вопрос недостаточно даже глубокого знания политической теории, истории и теории государства и права. Чтобы понять эти процессы, необходимо интегрировать правовое сознание с научным и философским мышлением»5.

В этом ключе за прошедшие после упомянутой выше конференции полгода нам удалось, в частности, подготовить к изданию и выпустить в свет сборник ее материалов. Труд получился весьма солидный и по объему и, главное, по содержанию. В нем имеется внутренний стержень: все — от академика до студента — размышляют о нравственном измерении всей нашей жизни и права.

Результатом актуальности тематики явилось успешное проведение Всероссийской научно-практической конференции «Нравственность и право: эти-ко-философское осмысление и практика сближения». По сравнению с предыдущим научным мероприятием в программе фигурируют примерно в три раза больше заинтересованных специалистов-юристов.

Выступая в сентябре (помнится, это был наш основной 1-й зал) автор выделил основные направления усиления нравственности в праве: законотворчество, правоприменение, этическое образование для юристов, включая соответствующие кодексы6. Сейчас могу сказать, что внес конкретные предложения по совершенствованию Этического кодекса Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), в целом подготовил к изданию книгу «Нравственность и право» и т.п. Впереди новые проекты, осуществление которых предполагает не только целенаправленную активность нашего клуба, но также добрую волю и плодотворную поддержку коллег. Все это способствует осуществлению стратегии этизации общества и права.

5

6

Синюков В. Н. Приветствие // Материалы межрегиональной научной конференции «Этика П. А. Кропоткина и проблема соотношения нравственности и права». 25—26, 30 сентября 2015 г. / отв. ред. В. М. Артемов. М., 2016. С. 9—10.

См.: Артемов В. М. Нравственно-философское измерение свободы в трудах П. А. Кропоткина: опыт теоретической реконструкции в контексте стратегии этизации современного права // LEX RUSSICA, 2016. №1. С.160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.