Научная статья на тему 'Право на осуществление местного самоуправления в системе прав и свобод человека и гражданина'

Право на осуществление местного самоуправления в системе прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2423
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ЛИЧНЫЕ (ГРАЖДАНСКИЕ) / ПОЛИТИЧЕСКИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Еремин Алексей Роальдович

В статье определяется содержание права на осуществление местного самоуправления. Определяется место и значение данного права в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT TO IMPLEMENTATION OF LOCAL GOVERNMENT IN SYSTEM OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF THE PERSON AND THE CITIZEN

In article the content of the right to implementation of local government is defined. The place and value of this right in system of constitutional laws and freedoms of the person and the citizen is define.

Текст научной работы на тему «Право на осуществление местного самоуправления в системе прав и свобод человека и гражданина»

5. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ГАРАНТИИ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

5.1. ПРАВО НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Еремин Алексей Роальдович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Мордовского государственного университета

Место работы: Мордовский государственный университет

eralro@mail.ru

Аннотация: в статье определяется содержание права на осуществление местного самоуправления. Определяется место и значение данного права в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: право на осуществление местного самоуправления, личные (гражданские), политические, социально-экономические права и свободы человека и гражданина, местное самоуправление.

THE RIGHT TO IMPLEMENTATION OF LOCAL GOVERNMENT IN SYSTEM OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF THE PERSON AND THE CITIZEN

Eremin Alexey Roaldovich, doctor of law, professor, head of the chair of theory and history of the state and law of the Mordovian State Univercity

Place of employment: Mordovian State Univercity

eralro@mail.ru

Abstract: Annotation: in article the content of the right to implementation of local government is defined. The place and value of this right in system of constitutional laws and freedoms of the person and the citizen is define.

Keywords: right to implementation of local government, personal (civil), political, social and economic rights and freedoms of the person and citizen, local government.

Конституционные положения предопределяют содержание и место права на осуществление местного самоуправления в системе конституционных прав и свобод. Во многих из них содержаться нормы, реализация которых осуществляется на территории муниципальных образований. Можно назвать статью 32 Конституции, которая включает систему полномочий граждан по осуществлению местного самоуправления, в том числе такие права как избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; принимать участие в референдумах и другие. Практически каждое из личных, политических или социальноэкономических прав, нашедших отражение в Конституции РФ, реализуется на муниципальном уровне или имеет «муниципальную составляющую» своего осуществления.

Непосредственное воздействие конституционных положений на содержание федерального и регионального законодательства в этой части может быть различным. В ряде конституционных норм содержится прямое указание на правовую возможность реализации их конкретных положений в сфере местного самоуправления. Например, статья 33 закрепляет право граждан РФ на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Другой формой детерминации нормативного содержания прав граждан в сфере местного самоуправления является прямое закрепление в соответствующей статье Конституции обязанностей органов местного самоуправ-

ления по предоставлению гражданину возможности реализации соответствующего права. Например, статья 24 закрепляет обязанность органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свобод. Опосредованным способом конституционного воздействия (через характеристику гарантий прав и свобод) является, например закрепление в статье 41 (ч.1) обязанности муниципальных учреждений здравоохранения оказывать бесплатную медицинскую помощь за счет средств бюджета. В статье 43 (ч.2) гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в муниципальных образовательных учреждениях.

Право на осуществление местного самоуправления вытекает и из других основополагающих положений Конституции РФ, нашедших закрепление в главе первой «Основы конституционного строя» (ст. 3, ст. 12), а также норм главы 8 «Местное самоуправление» (ст.130-132). Вместе с тем следует отметить, что фиксируя местное самоуправление как одну из форм осуществления народовластия, конституционные нормы предполагают участие граждан не только в управлении делами государства, но и местного самоуправления. Благодаря высокому нормативно-правовому потенциалу Конституции, позволяющему эффективно воздействовать на отраслевое законодательство, развитие института права на местное самоуправление

Социально-политические науки

3’2013

пошло по пути расширения содержательной части конституционных установлений.

Конкретное влияние конституционных прав и свобод на развитие местного самоуправления может быть выведено из анализа тех возможностей поведения, которые предоставляют конституционные нормы жителям муниципальных образований, а также их функциональных связей с институтами местного самоуправления. При выявлении особенностей их влияния на институты местного самоуправления можно воспользоваться наиболее распространенной систематизацией конституционных прав и свобод, предусматривающей деление на личные (гражданские), политические, а также социально-экономические (по другой терминологии - экономические, социальные и культурные) права и свободы.

Личные (гражданские) права и свободы в системе конституционного регулирования занимают ведущее положение. Конституция РФ 1993 года поставила их на первое место в перечне прав и свобод. Содержание названных прав свидетельствует не только об их индивидуальном характере, но и обеспечивает создание необходимых предпосылок для включения индивида в публичную деятельность. Гарантии неприкосновенности, охрана достоинства личности и другие личные права и свободы позволяют создать правовой фон, опираясь на который гражданин может чувствовать защиту государства от произвольного вторжения в его личную жизнь, вызываемое его политической активностью при реализации им права на осуществление местного самоуправления. Таким образом, личные права гарантируют автономию личности в ее взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и их формированиями.

Закрепленные в Конституции личные права и свободы рассматриваются в специальной литературе чаще в сравнении с соответствующими нормами международного права, что свидетельствует об их универсальности, всеобщности и общем признании. Они обеспечиваются общегосударственным механизмом, частью которого являются и соответствующие структуры органов федеральной государственной власти, находящихся на территории муниципальных образований. Элементом этого механизма можно считать и органы местного самоуправления.

В нормативном содержании некоторых субъективных прав и свобод содержится прямое или косвенное указание на органы местного самоуправления как субъекты правоотношений, возникающих в процессе их реализации. Например, статья 24 Конституции обязывает органы местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27) реализуется на муниципальном уровне и играет существенную роль в развитии местного самоуправления, выступая условием и предпосылкой не только свободы передвижения, но и многих других прав и свобод личности. Например, институт выборов органов и должностных лиц местного самоуправления содержит нормы, реализация которых непосредственно связанна со свободой передвижения и выбора места жительства.

Полноценная реализация права на местное самоуправление возможна при наличии соответствующей экономической и финансовой основы. Финансовоэкономические возможности развития местного само-

управления предопределяют и социально-культурные условия жизни населения муниципальных образований. Большое значение имеет, наряду с решением проблем наполнения местного бюджета и формирования межбюджетных отношений, появление достаточного количества собственников, способных не только активно пополнять доходную часть местного бюджета, но и выступать носителями экономического интереса населения муниципального образования.

Новые экономические отношения, сложившиеся в современной России, формируют и соответствующие условия функционирования местного самоуправления, которое «приобретает характер, прежде всего, социально-экономического самоуправления»1. Оно опирается на собственников, чьи права защищены и охраняются Конституцией, в его основе право на предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Соответственно должны быть созданы достаточные социальные условия жизни на территории муниципального образования, а также возможности духовного, культурного развития.

Реализация большинства социально-экономических прав и свобод осуществляется на территории муниципальных образований и непосредственно связана с организацией работы органов местного самоуправления. Достаточно обратиться к положениям ч. 2 ст. 43 Конституции: «Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». Большинство дошкольных и средних учебных заведений находятся в ведении муниципальных органов, поэтому именно они реализуют конституционную норму о гарантиях образования в России. Согласно ч. 2 ст. 40 органы местного самоуправления «поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище».

В наибольшей степени связаны с правом на осуществление местного самоуправления политические права и свободы человека и гражданина. Собственно основу рассматриваемого права и составляют политические права и свободы, реализуемые в пределах муниципального образования. Они самым непосредственным образом обеспечивают функционирование демократических институтов, позволяющих формировать местные органы представительной и исполнительной власти, выявлять мнение населения по важным вопросам жизнедеятельности низовых территориальных образований, контролировать деятельность выборных лиц и органов. В определенной мере и само право на осуществление местного самоуправления можно отнести к политическим правам и свободам2. «Оно составляет ядро самоуправленческого статуса гражданина Российской Федерации, основу всей системы муниципальных (территориальных) прав...»3.

Единство содержания права на осуществление местного самоуправления и политических прав и свобод обусловливается совпадающим объектом регулирования. В обоих случаях таким объектом выступает народовластие как форма осуществления власти народом.

1 Бондарь Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. - Ростов н/Д, 1998. - С.2І2.

2 Н.С. Бондарь, например, рассматривает право на осуществление местного самоуправления в числе политических прав и свобод. См.: Бондарь Н.С. Указ соч. - С. 225-226.

3 Там же. - С. 226.

Формально-юридические, организационно-правовые средства закрепления и реализации публичной деятельности предполагают использование комплекса правовых возможностей для реализации различного демократического инструментария, призванного обеспечить участие населения в осуществлении власти. В одном случае - государственной власти, в другом -органов местного самоуправления.

Помимо политических прав и свобод граждан, составляющих основу содержания права на осуществление местного самоуправления (ст. 32 Конституции), в правовой и организационный инструментарий местного самоуправления необходимо включать конституционные права, создающие условия функционирования местного самоуправления. К числу таких прав могут быть отнесены: право проводить митинги, шествия, демонстрации, право на объединение, свободу мысли, слова, свободу средств массовой информации.

Определяя право на местное самоуправление конституционным и комплексным, следует особо подчеркнуть, что оно имеет свое обоснование и объективно вытекает из содержания Конституции и естественных прав и свобод. Центральным звеном в этом обосновании является посылка о присущих каждому индивиду набора естественных прав. Например, права на выбор места жительства, свободу экономической деятельности, экологическую и иную безопасность и т.д. Все эти права реализуются в пределах муниципального образования, они защищены не только федеральным и региональным законодательством, но и нормативными актами органов местного самоуправления. Последнее дает основание говорить о существовании особого вида прав - муниципальных прав и свобод4.

Конституционное право на осуществление местного самоуправления представляет собой, таким образом, лишь составную часть, звено данной системы, что требует его рассмотрения в органическом единстве и взаимосвязи с другими правами. Для современных демократических государств характерно отношение к правам человека как к единому комплексу. Выделение же в его рамках определенной группы прав и свобод в качестве ведущих, основополагающих неизбежно ведет к недооценке, умалению роли других. Об этом свидетельствует и наш исторический опыт, когда в теории и практике советского конституционализма безусловный приоритет отдавался социальноэкономическим правам в ущерб гражданским и политическим.

Список литературы:

1. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и муниципальные права граждан // Местные Советы в условиях политических и экономических реформ. - М., 1991. - С. 78-88.

2. Бондарь Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1998. - 382 с.

3. Еремин А.Р., Конкин В.И. Проблемы классификации гарантий местного самоуправления // Социальнополитические науки №3, 2012. с. 78-81

Reference list:

1. Bondar N.S. Local government and the municipal rights of citizens // Local Councils in the conditions of political and economic reforms. - M, 1991. - Page 78-88.

2. Bondar N.S. Prava cheloveka and local government in the Russian Federation. - Rostov n / D: Publishing house of the Rostov university, 1998. - 382 pages.

4 Первенство в разработке концепции муниципальных прав и свобод принадлежит Н.С. Бондарю. См.: Местное самоуправление и муниципальные права граждан // Местные Советы в условиях политических и экономических реформ. - М., 1991. - С. 7888.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.