Теория и история государства и права
УДК 340.1+342.733
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В РЕТРОСПЕКТИВЕ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ
Шабалина Ольга Леонидовна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
В статье представлен ретроспективный анализ идеи права на образование в трудах зарубежных и отечественных мыслителей прошлого, а также закрепление данного права в нормативных актах.
Ключевые слова: право на образование, нормативное закрепление права, реализация права на образование.
Истоки права на образование содержатся в трудах выдающихся мыслителей Античности, эпохи Просвещения, классиков философской и правовой мысли Нового времени, которые явились основой последующей разработки принципов, основополагающих идей реализации права человека на образование.
Идея об обязательном обучении и воспитании некоторых граждан вне зависимости от пола и возраста нашла отражение в античной философии. Аристотель, Платон, Плутарх Сократ, Цицерон и другие античные философы в той или иной степени разрабатывали данную идею, отмечая необходимость прямого участия государства в образовании.
В средние века в Европе вопросы образования регулировались под непосредственным влиянием церкви. В России образование как правовая категория приобрело нормативную регламентацию в главах 25 и 26 Стоглава (1551), сборника постановлений Церковно-земского собора в Москве [5].
В эпоху Возрождения произошло возвращение к философско-правовому наследию античных авторов, идеи которых были дополнены трудами таких мыслителей, как Т. Кампанелла, М. Монтень, Т. Мор и другие, провозглашавших необходимость свободы образования.
Изучение и анализ законов европейских государств и американских колоний XVI-XVII веков об обязательном образовании и государственном участии в образовании показывают, что нормативное закрепление обязанности государства обеспечить образование граждан произошло уже в Новое время [1].
В России образование приобретает обязательный характер при Петре I, указом которого запрещалось молодым людям и барышням, не имеющим образования жениться, выходить замуж и получать наследство. Обучение проходило в государственных общеобразовательных и специальных учебных заведениях. Императрица Екатерина II в 1775 году утвердила «Учреждения для управления губерний», где впервые
16
определяется статус народных школ, которые были отнесены к ведению светского органа власти, Приказа общественного призрения, наряду с госпиталями, больницами, сиротскими приютами, домами престарелых, сумасшедшими домами, исправительными учреждениями. Согласно данному правовому акту, школы учреждались во всех городах. Право выбора формы обучения (школьное или домашнее) предоставлялось родителям. Была введена дифференцированная система оплаты обучения: неимущие имели право обучаться бесплатно, имущие - за умеренную плату [5].
Философы Нового времени отмечали государственную значимость образования и необходимость его предоставления всем без исключения гражданам. Т. Гоббс, Д. Дидро, Я. А. Коменский, Д. Локк,
Ж.-Ж. Руссо в своих трудах развивали идеи свободы образования. Данные идеи нашли отражение в Конституции Франции 1791 года, которая устанавливала обязанность государства по обеспечению всеобщего начального образования.
И. Кант и Г. Гегель характеризовали образование как инструмент достижения свободы и указывали на обязательность совместной деятельности государства и общественных институтов в сфере образования. Их выводы послужили основой законодательных нововведений в Пруссии, где было установлено обязательное начальное образование [1].
В России начало создания единой отечественной системы государственного образования исследователи относят к 1802 году, когда были созданы 8 министерств, в том числе Министерство народного просвещения. В ведении данного министерства находились все ученые общества, академии, университеты, все общие учебные заведения (исключая духовные, военные и некоторые другие специализированные учебные заведения), публичные библиотеки, музеи и другие учреждения культуры. Были изданы «Предварительные правила народного просвещения»
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
Шабалина О. Л.
(1803 г.), «Устав учебных заведений, подведомых университетам» (1804 г.).
Основные положения этих документов отражали передовые идеи того времени: единство системы образования, его государственный и всесословный характер и ряд других. Кодификация российского законодательства об образовании относится исследователями к 1893 году, когда был принят «Свод уставов ученых учреждений и учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения», который закрепил структуру системы образования России, сохранявшуюся вплоть до 1917 года, и основы ее правового регулирования. Образование имело замкнутый сословный характер и сегментированную по сословному принципу структуру: приходские школы - для крестьян; уездные училища - для детей купцов, ремесленников, других горожан; гимназии - для детей дворян и чиновников. Право на поступление в университет давало только гимназическое образование. Обязательный для всех граждан уровень образования отсутствовал. Имели место гендерные ограничения права на образование [5].
Вопросы, связанные с правом человека на образование, разрабатывались и в отечественной юридической науке. В дореволюционной теории и философии права в России свободу образования изучали Н. М. Коркунов, Б. Н. Чичерин; цели образования и его связь с сословностью и равенством исследовали П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, А. П. Сумароков и другие.
Дальнейшее развитие мировой философскоправовой мысли позволило конкретизировать сущность и особенности реализации права личности на образование. В частности, американский философ Дж. Дьюи (1859-1952) на основании проведенного им
научного анализа выявил противоречия между взглядами демократического государства на систему образования и сложившейся в ней реальной ситуацией [3].
В России право на образование получило нормативное закрепление в Конституции РСФСР 1918 года. Международное правовое становление данного права происходило поэтапно, что отражено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. [2] и закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. [4].
Изучение историко-правового наследия, отражающего зарождение и эволюцию идеи права на образование, способствует более глубокому пониманию процессов, происходящих в сфере правового регулирования образования в настоящее время, помогает выявить тенденции их развития.
Литература
1. Бондаревский А. Е. Развитие права человека на образование в политической и правовой мысли: от античности до начала XX века // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2012. № 4. С. 19-30.
2. Всеобщая декларация прав человека, принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/declhr
3. Дьюи Дж. Демократия и образование: пер. с англ. М., 2000.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.s html
5. Смирнова М. В. Становление конституционного права на образование в негосударственных общеобразовательных учреждениях России // Юрист ВУЗа. 2007. № 5. С. 10-13.
О. L. Shabalina
THE RIGHT TO EDUCATION IN RETROSPECTIVE OF WORLD AND NATIONAL LEGAL THOUGHT
In the article retrospective analysis of the idea of the Law to education in the writings of foreign and national thinkers of the past and the consolidation of the law in the normative acts are presented.
Key words: the right to education, standard fixing of the right, realization of the right to education.
SHABALINA Olga Leonidovna - Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Methods of Primary education, the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
17