Научная статья на тему 'ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В КОНСТИТУЦИЯХ ГДР И СССР'

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В КОНСТИТУЦИЯХ ГДР И СССР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСТОЧНАЯ ГЕРМАНИЯ / ГДР / СССР / СОЦИАЛИЗМ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бегунович Роман Владимирович

Рассмотрено закрепление права на образование в Конституциях Германской Демократической Республики и Советского Союза, а также некоторые касающиеся данного права нормы в Советской зоне оккупации Германии. При проведении исследования в значительной степени использовался сравнительно-правовой метод, в частности нормативное сравнение, заключающееся главным образом в сопоставлении норм, закреплявших основное право на образование в Восточной Германии и СССР. Регулирование образования в Восточной Германии начало складываться еще до возникновения ГДР. Так, акты, принятые в период 1945-1949 гг. установили в том числе запрет частных школ, структуру единой демократической школы, закрепили положения о равном праве на образование. Значительное количество норм данного периода нашло отражение в Конституции ГДР 1949 г. В то же время эта Конституция в немалой степени сохранила преемственность относительно Веймарской Конституции. Характер закрепления права на образование в Конституции ГДР 1968 г. содержит ряд отличий в сравнении с Конституцией ГДР 1949 г. В то же время Конституция 1968 г. не стала формулировать данное право по образцу Конституций СССР 1936 и 1977 г. В самих же советских Конституциях нормы о праве на образование имели одинаковую структуру и схожее содержание. Несмотря на влияние как советского права, так и марксистско-ленинской идеологии, Конституциям ГДР удалось сохранить довольно высокую степень самобытности в плане закрепления права на образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бегунович Роман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION RIGHTS IN THE CONSTITUTIONS IN THE SOVIET UNION AND THE GERMAN DEMOCRATIC REPUBLIC

The article considers the right to education recorded in the Constitutions of the German Democratic Republic and the Soviet Union, as well as some related norms applied in the Soviet zone of Germany. The author used the comparative legal method, e.g., the method of normative comparison, to compare the education laws in East Germany and the USSR. The state regulation of education started in East Germany in the pre-republic period. The period of 1945-1949 saw a ban of private schools, a single structure for all comprehensive schools, and a stipulation of equal rights to education. The constitution of the German Democratic Republic, which appeared in 1949, enshrined these norms at the statutory level. However, the new Constitution inherited a lot from the Weimar Constitution. The consolidation of education rights in the Constitution of 1968 differed from the variant of 1949. The Constitution of 1968 did not follow the education model of the Soviet Constitutions of 1936 and 1977, which were almost identical in structure and content. Despite the strong influence of both Soviet law and Marxist-Leninist ideology, the Constitutions of East Germany were independent in terms of education rights.

Текст научной работы на тему «ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В КОНСТИТУЦИЯХ ГДР И СССР»

Begunovich R. V

Education Rights in the Constitutions оригинальная статья

Право на образование в Конституциях ГДР и СССР

Бегунович Роман Владимирович

Кемеровский государственный университет, Россия, Кемерово

https://orcid.org/0000-0002-6366-8724

r.begunovich@gmail.com

Поступила в редакцию 30.11.2022. Принята после рецензирования 21.12.2022. Принята в печать 30.12.2022.

Аннотация: Рассмотрено закрепление права на образование в Конституциях Германской Демократической Республики и Советского Союза, а также некоторые касающиеся данного права нормы в Советской зоне оккупации Германии. При проведении исследования в значительной степени использовался сравнительно-правовой метод, в частности нормативное сравнение, заключающееся главным образом в сопоставлении норм, закреплявших основное право на образование в Восточной Германии и СССР. Регулирование образования в Восточной Германии начало складываться еще до возникновения ГДР. Так, акты, принятые в период 1945-1949 гг. установили в том числе запрет частных школ, структуру единой демократической школы, закрепили положения о равном праве на образование. Значительное количество норм данного периода нашло отражение в Конституции ГДР 1949 г. В то же время эта Конституция в немалой степени сохранила преемственность относительно Веймарской Конституции. Характер закрепления права на образование в Конституции ГДР 1968 г. содержит ряд отличий в сравнении с Конституцией ГДР 1949 г. В то же время Конституция 1968 г. не стала формулировать данное право по образцу Конституций СССР 1936 и 1977 г. В самих же советских Конституциях нормы о праве на образование имели одинаковую структуру и схожее содержание. Несмотря на влияние как советского права, так и марксистско-ленинской идеологии, Конституциям ГДР удалось сохранить довольно высокую степень самобытности в плане закрепления права на образование.

Ключевые слова: право на образование, Восточная Германия, ГДР, СССР, социализм, социалистическое право

BULLETIN

kemerovo state university humanities and social sciences

Цитирование: Бегунович Р. В. Право на образование в Конституциях ГДР и СССР. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2023. Т. 7. № 1. С. 54-58. ЬН:р8://^1. о^/10.21603/2542-1840-2023-7-1-54-58

2 W

full article

Education Rights in the Constitutions in the Soviet Union and the German Democratic Republic

сл

и Roman V. Begunovich

Kemerovo State University, Russia, Kemerovo

U https://orcid.org/0000-0002-6366-8724

^ r.begunovich@gmail.com

i-J <

o Received 30 Nov 2022. Accepted after peer review 21 Dec 2022. Accepted for publication 30 Dec 2022. W

^ Abstract: The article considers the right to education recorded in the Constitutions of the German Democratic Republic ^ and the Soviet Union, as well as some related norms applied in the Soviet zone of Germany. The author used the comparative ~ legal method, e.g., the method of normative comparison, to compare the education laws in East Germany and the USSR. The state O regulation of education started in East Germany in the pre-republic period. The period of 1945-1949 saw a ban of private schools, ^ a single structure for all comprehensive schools, and a stipulation of equal rights to education. The constitution of the German ^ Democratic Republic, which appeared in 1949, enshrined these norms at the statutory level. However, the new Constitution inherited a lot from the Weimar Constitution. The consolidation of education rights in the Constitution of 1968 differed from the variant of 1949. The Constitution of 1968 did not follow the education model of the Soviet Constitutions of 1936 and 1977, which were almost identical in structure and content. Despite the strong influence of both Soviet law and Marxist-Leninist

Q

<

J

5 ideology, the Constitutions of East Germany were independent in terms of education rights.

Eh Keywords: the right to education, East Germany, GDR, USSR, socialism, socialist law

O Citation: Begunovich R. V. Education Rights in the Constitutions in the Soviet Union and the German Democratic Republic. w K

VestnikKemerovskogogosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2023, 7(1): 54-58. (In Russ.)

Eh https://doi.org/10.21603/2542-1840-2023-7-1-54-58

54 © 2023. The Author(s). This article is distributed under the terms of the CC BY 4.0 International License

ВЕСТНИК

кемеровского государственного университета серия: гуманитарные и общественные науки

Бегунович Р. В. Право на образование

Введение

Социолог и ученый-естествоиспытатель Н. Я. Данилевский предложил теорию культурно-исторических типов, в перечень которых включил романо-германский и славянский типы [1]. Менее чем через 100 лет после публикации труда «Россия и Европа» два государства, относящиеся к данным культурно-исторических типам, Германская Демократическая Республика и Союз Советских Социалистических Республик, оказались объединены одной правовой семьей - социалистической. В связи с этим возникает вопрос о влиянии правовых систем данных государств друг на друга.

Отметим, что в России имеются исследования, посвященные образованию в ГДР [2-6]. Несмотря на то что ряд отечественных работ касается права на образование в ГДР, в общем и целом данная тема, по нашему мнению, должна подлежать более детальной разработке. Больше внимания в отечественной историографии уделено праву на образование в СССР [7-14]. При этом представляет интерес то, что значительное количество работ посвящено сравнению закрепления права на образование в СССР и РФ. Касаясь историографии вопроса, нельзя не отметить работы восточно-немецких исследователей, так или иначе посвященные праву на образование [15-22].

Для изучения истории права и его философского осмысления весьма полезно сравнительное право [23, с. 25]. При проведении данного исследования широко применялся сравнительно-правовой метод, при этом сравнение было проведено нормативным способом. Для такого сравнения, как отметил А. Х. Саидов, отправным пунктом являются сходные правовые нормы, институты, законодательные акты [24, с. 48].

В настоящей статье представлена сравнительная характеристика закрепления основного права на образование в Восточной Германии и СССР в период 1945-1990 гг.

Право на образование в Восточной Германии в 1945-1949 гг.

Регулирование образования в Восточной Германии стало формироваться еще до возникновения ГДР. Одну из ключевых ролей здесь играли приказы Советской военной администрации в Германии (СВАГ). Особо отметим Приказ № 40 от 25 августа 1945 г. о подготовке школ к учебным занятиям. Одним из положений Приказа является запрет частных школ. Существующие частные школы

преобразовывались в городские, районные и сельские, передавались в ведение местных магистратов. Открытие частных общеобразовательных и профессиональных школ не дозволялось (пп. «в» п. 1 Приказа № 40)1.

Немаловажным в развитии образования в Восточной Германии стало принятие землями и провинциями советской оккупационной зоны в мае-июне 1946 г. практически одинаковых по содержанию Законов о демократизации немецкой школы. Данные законы установили структуру единой демократической школы, закрепили положения о равном праве на образование. В продолжение норм Приказа СВАГ № 40 от 25 августа 1945 г. Законы объявляли школьное воспитание молодежи исключительно делом государства. Преподавание религии было определено в качестве дела религиозных общин2.

Право на образование в Конституции ГДР 1949 г.

Значимым событием, в том числе в вопросе закрепления права на образование, стало принятие 7 октября 1949 г. Конституции ГДР. Глава 4 раздела 2 была посвящена воспитанию и образованию (ст. 34-40)3. С одной стороны, положения данной главы являются закреплением на конституционном уровне уже существовавшего регулирования. Так, абз. 1, 2 ст. 37 Конституции ГДР 1949 г. почти полностью перенесены из § 1 Закона о демократизации немецкой школы, посвященного цели и задачам школы. Ст. 40 Конституции вслед за § 2 того же закона устанавливает, что преподавание религии является делом религиозных общин. В соответствии с рассматриваемой Конституцией образование молодежи обеспечивается публичным учреждениями (ст. 35), а частные школы в качестве замены публичных школ не допускаются (ст. 38)4, что соответствует положению § 2 Закона о демократизации немецкой школы о том, что школьное воспитание молодежи является исключительно делом государства5.

В то же время было бы неверно полагать, что закрепленное в Конституции ГДР 1949 г. регулирование образования является исключительно продуктом правотворчества 1945-1949 гг. Убедиться в этом можно, сравнив тексты Веймарской Конституции и Конституции ГДР 1949 г.6 Так, прежде всего, следует отметить одинаковый принцип расположения конституционных норм, посвященных образованию: они находятся в отдельном, посвященном

За антифашистскую демократическую Германию: сб. документов 1945-1949 гг. М.: Политиздат, 1969. С. 130.

2 Там же. С. 247-251.

3 Verfassung der Deutschen Demokratischen Republik vom 7 Oktober 1949. Verfassungen der Deutschen Demokratischen Republik (1949-1990). URL: http:// www.veriassungen.de/ddr/verf49-i.htm (accessed 13 Oct 2022).

4 Данное положение ст. 38 Конституции ГДР 1949 г. также по содержанию коррелирует с предл. 2 п. «в» Приказа СВАГ № 40 от 25.08.1945, запрещавшего открытие каких бы то ни было частных общеобразовательных и профессиональных школ.

5 Verfassung der Deutschen Demokratischen Republik vom 7 Oktober 1949...

В отечественной литературе можно встретить тезис о внешнем сходстве, а также идентичности отдельных пассажей Конституции ГДР 1949 г.

и Веймарской Конституции [6, c. 42].

и

м о

13

м н К я о

и

п н о

13 К л м п я К м

я

13

а

Cd

о

Cd

er

к

а у

я к

Begunovich R. V

Education Rights in the Constitutions

BULLETIN

kemerovo state university humanities and social sciences

СЛ

w

U W

и СЛ

J

<

a w

J

j

< и

5

о

Ен

СЛ

образованию разделе, который расположен в главе, закрепляющей основные права.

Также нельзя обойти вниманием, что обе Конституции касаются практически одинакового круга вопросов, к которым следует отнести как минимум следующие:

1. Свобода искусства, науки и преподавания. Конституция ГДР 1949 г. в ст. 34 практически полностью копирует ст. 142 Веймарской Конституции.

2. Указание на обеспечение образования молодежи публичными учреждениями (абз. 1 ст. 143, ст. 144 Веймарской Конституции, ст. 35 Конституции ГДР 1949 г.).

3. Обучение учителей (абз. 2 ст. 143 Веймарской Конституции, ст. 36 Конституции ГДР 1949 г.).

4. Воспитательная функция образования (абз. 1-3 ст. 148 Веймарской Конституции, ст. 37 Конституции ГДР 1949 г.). Согласно абз. 1, 2 ст. 37 Конституции ГДР 1949 г. школа воспитывает из молодежи в духе Конституции самостоятельно мыслящих и обладающих чувством ответственности за свои действия людей, которые способны и готовы включиться в жизнь общества. Задача школы как посредницы культуры - воспитать молодежь в духе мирного и дружественного сосуществования народов и подлинной демократии, в духе истинного гуманизма7.

5. Обязанность получить образование с привязкой к системе образования. Обе Конституции закрепляют обязанность получить образование. При этом они устанавливают, что эта обязанность существует до достижения лицом 18-летнего возраста. Представляет интерес, что обе Конституции делят образование, получаемое до указанного возраста, на два этапа, первым из которых является восьмилетняя школа. Согласно ст. 145 Веймарской Конституции всеобщее школьное обучение обязательно. Для осуществления его служит по общему правилу народная школа с не менее чем 8-летним курсом; за нею следует школа второй ступени, в которой обучение производится до достижения 18-летнего возраста. В соответствии с абз. 1 ст. 38 Конституции ГДР 1949 г. всеобщая обязанность получить образование сохраняется до достижения 18 лет. После окончания обязательной для всех детей неполной средней школы дальнейшее образование осуществляется в профессиональной или технической школе, в средней школе или в других публичных образовательных учреждениях. Согласно § 3 Закона о демократизации немецкой школы обучение в неполной средней школе составляло 8 лет8.

6. Равный доступ к образованию. Так, согласно абз. 1, 3 ст. 146 Веймарской Конституции для приема ребенка

в определенную школу имеют значение его дарования и склонности, а не имущественное и общественное положение или религиозное исповедание его родителей. Для поступления детей из малообеспеченных семей в средние или высшие школы рейх, земли и общины должны отпускать общественные суммы. Родителям, дети которых оказываются способными для прохождения курса средней и высшей школы, отпускаются пособия на воспитание до окончания образования. Сходные по своей направленности положения устанавливала ст. 39 Конституции ГДР 1949 г., согласно которым образовательный процесс не может зависеть от социального или экономического положения семьи; обездоленным детям уделяется особое внимание. Кроме того, в данной статье был закреплен принцип бесплатности школьного образования.

7. Вопрос о частной школе как замене публичной; религия и образование. По данным вопросам Конституции содержат диаметрально противоположные нормы. Так, если Веймарская Конституция предусматривала возможность существования частных школ как замены публичной, то Конституция ГДР 1949 г. данную возможность не допускала. Аналогично и с уроками религии: Веймарская Конституция называла этот предмет регулярным (за исключением внеисповедных школ), а Конституция ГДР 1949 г. относила преподавание религии к делу религиозных общин9.

Право на образование в Конституциях СССР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Право на образование нашло закрепление и в Конституции СССР 1936 г. (ст. 121). Сравнивая положения данной статьи с соответствующими нормами Конституции ГДР 1949 г., следует отметить некоторые сходства, а именно прямое закрепление права на образование, установление обязанности получить образование, нормы о равном доступе к образованию. В связи с этим в ст. 121 Конституции СССР 1936 г. говорится об обеспечении права на образование бесплатностью 7-летнего образования, системой государственных стипендий отличившимся учащимся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинно-тракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся10. Также, говоря о сходствах, отметим ст. 124 Конституции СССР, установившую отделение государства и школы от церкви.

Но существуют и различия. Так, если Конституция ГДР 1949 г. содержит целую главу, посвященную образованию, то Конституция СССР 1936 г. ограничивается ст. 121,

Q

<

J

<

и

Ен w ci о w к Ен

7 Verfassung der Deutschen Demokratischen Republik vom 7 Oktober 1949.

8 За антифашистскую демократическую Германию: сб. документов 1945-1949 гг. М.: Политиздат, 1969. С. 247-251; Verfassung der Deutschen Demokratischen Republik vom 7 Oktober 1949.; Die Verfassung des Deutschen Reiches vom 11 August 1919. Verfassungen der Deutschen Demokratischen Republik (1949-1990). URL: http://www.verfassungen.de/de19-33/verf19-i.htm (accessed 13 Oct 2022); Конституция Германского рейха, 11 августа 1919 г. URL: https:// www.1000dokumente.de/index.html?c=dokument_de&dokument=0002_wrv&object=translation&l=ru (дата обращения: 13.10.2022).

9 Die Verfassung des Deutschen Reiches vom 11 August 1919.; Конституция Германского рейха, 11 августа 1919 г.

10 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.). URL: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1936/red_1936/3958676/ (дата обращения: 13.10.2022).

ВЕСТНИК

кемеровского государственного университета серия: гуманитарные и общественные науки

Бегунович Р. В. Право на образование

провозглашавшей в абз. 1 само право на образование, а в абз. 2 приводившей перечень гарантий этого права. Кроме того, Конституция СССР 1936 г. не освещала ряд вопросов, затронутых Конституцией ГДР 1949 г.

Конституция СССР 1977 г. переняла ст. 121 Конституции СССР 1936 г., оставив ту же структуру статьи и практически не изменив ее содержание. Наиболее заметные изменения внесены в список гарантий права на образование: исключено упоминание об организации на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся; добавлены такие гарантии, как создание условий для самообразования и бесплатная выдача учебников11.

Право на образование в Конституции ГДР 1968 г.

В апреле 1968 г. была принята вторая Конституция ГДР, в которой право на образование установлено в ст. 25, 26. При этом данная Конституция содержит ряд отличий от Конституции ГДР 1949 г. Так, в Конституцию 1968 г. не вошли нормы о свободе искусства, науки и преподавания, об уроках религии и частных школах; норма об обязанности получить образование практически прямо говорила о принципе единства прав и обязанностей (абз. 4 ст. 25), а положение о воспитательной функции образования (абз. 2 ст. 25) носило куда более яркий марксистско-ленинистский характер, чем в Конституции ГДР 1949 г. При этом, отказавшись от закрепления норм об образовании в отдельной главе, Конституция ГДР 1968 г. тем не менее не стала устанавливать их по образцу12 ст. 121 Конституции СССР 1936 г.

Заключение

Положения, закрепляющие в ГДР основное право на образование, испытали, несомненно, влияние как советского права, так и марксистско-ленинской идеологии. В то же время Конституциям ГДР удалось сохранить довольно высокую степень самобытности. Так, в плане закрепления права на образование Конституция ГДР 1949 г. в общем и целом ближе к Веймарской Конституции, нежели к Конституции СССР 1936 г. Конституция ГДР 1968 г., несмотря на изменения, движимые воздействием марксистско-ленинской идеологии, не стала прибегать в сфере закрепления права на образование к слепому копированию положений Конституции СССР 1936 г.

Конфликт интересов: Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. Conflict of interests: The author declared no potential conflict of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.

Благодарности: Статья подготовлена по материалам доклада на Международной научной конференции «Современные правовые и международно-правовые вопросы культурно-исторических типов (к 200-летию со дня рождения Н. Я. Данилевского)». Москва-Кемерово, 14-15 октября 2022 г.

Acknowledgment: The article was reported at the International Scientific Conference of Modern Legal and International Legal Issues of Cultural and Historical Types dedicated to N. Ya. Danilevsky, Moscow-Kemerovo, October 14-15, 2022.

Литература / References

1. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Юрайт, 2020. 453 с. [Danilevsky N. Ya. Russia and Europe. Moscow: Iurait, 2020, 453. (In Russ.)] EDN: KJMJXE

2. Данилова Л. Н. Реформы общего образования ГДР и ФРГ как основа последующего развития немецкой школы.

4. Нефёдов В. В. СЕПГ и высшее образование в ГДР. Наука и школа. 2011. № 4. С. 150-152. [Nefedov V. V. SED and higher education in the GDR. Nauka i shkola, 2011, (4): 150-152. (In Russ.)] EDN: OPKSNT

5. Нефёдов В. В. СЕПГ и народное образование в Восточной Германии в 1945-1949 гг. Наука и школа. 2011. № 1. С. 146-149. [Nefedov V. V. The socialist unity party of Germany and education in East Germany in 1945-1949. Nauka i shkola, 2011,

tm о

Ярославский педагогический вестник. 2006. № 2. С. 103-108. [Danilova L. N. Reforms of general education in the GDR р

tm

and the FRG as the basis for the subsequent development of the German school. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2006, (2): t

103-108. (In Russ.)] EDN: ISVLDN К

3. Нефёдов В. В. СЕПГ и развитие народного образования в ГДР в 1950-70-е гг. Наука и школа. 2009. № 4. С. 73-76.

[Nefedov V. V. SED and extension of people's education in DDR in 1950-1970. Nauka i shkola, 2009, (4): 73-76. (In Russ.)] и

EDN: MWLHSJ Т

о

(1): 146-149. (In Russ.)] EDN: NYGRVN w

6. Артюхова Е. А. Развитие системы образования в Восточной и Западной Германии в конце 40 - начале 60-х годов Р XX века: дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2011. 226 с. [Artyukhova E. A. The development of the education system in East > and West Germany in the late 1940s - early 1960s. Cand. Hist. Sci. Diss. Stavropol, 2011, 226. (In Russ.)] EDN: QFMCLX

td

_ w

H

Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета > СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.). URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/red_1977/5478732/ (дата обращения: 13.10.2022). К

12 Здесь имеется в виду структура статьи, при которой само основное право декларируется в абз. 1, а в абз. 2 приводится список гарантий этого права. S

Begunovich R. V.

BULLETIN

сл

w

U W

и

и

Ен W

ci О W К

kemerovo state university

Education Rights in the Constitutions humanities and social sciences

7. Кононова С. В. Развитие правового регулирования подготовки аспирантов в СССР. Право и образование. 2007. № 11. С. 130-134. [Kononova S. V. Development of legal regulation of postgraduate training in the USSR. Pravo i obrazovanie, 2007, (11): 130-134. (In Russ.)] EDN: IBWADF

8. Виноградов В. В. О некоторых особенностях права на образование в СССР: историко-правовой аспект. Актуальные проблемы правового образования несовершеннолетних и молодежи, редкол.: С. В. Широ и др. Волгоград: ВолгГАСУ 2014. Вып. 2. С. 87-94. [Vinogradov V. V. The right to education in the USSR: historical and legal aspect. Relevant Issues of Legal Education of Minors and Youth, ed. board: Shiro S. V. et al. Volgograd: VSUACE(VolgGASU), 2014, iss. 2, 87-94. (In Russ.)] EDN: UKNBOB

9. Сидоров О. А., Шабалина О. Л. Право на образование как объект научного исследования. Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2015. Т. 1. № 1. С. 93-95. [Sidorov O. A., Shabalina O. L. Right to education as an object of scientific research. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law", 2015, 1(1): 93-95. (In Russ.)] EDN: UMFSNV

10. Матюшева Т. Н. Эволюция права на дополнительное образование в системе образования СССР и Российской Федерации. Право и образование. 2016. № 8. С. 142-149. [Matyusheva T. N. Evolution of the right to additional education in the education system of the USSR and the Russian Federation. Pravo i obrazovanie, 2016, (8): 142-149. (In Russ.)] EDN: WGHYDH

11. Мекаева Е. А. Сравнительный анализ конституций СССР и РФ в сфере предоставления гражданам права на образование. Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: Междунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 1 декабря 2016 г.) Уфа: Аэтерна, 2016. Ч. 6. С. 76-80. [Mekaeva E. A. Comparative analysis of the constitutions of the USSR and the Russian Federation in the field of the right to education. Problems and prospects for the development of science in Russia and the world: Proc. Intern. Sci.-Prac. Conf., Ufa, 1 Dec 2016. Ufa: Aeterna, 2016, pt. 6, 76-80. (In Russ.)] EDN: XBQNVP

12. Беляйкина А. И. Конституционное право на образование в советской России и СССР. Юридическая наука как основа формирования правовой культуры современного человека: Междунар. науч.-практ. конф. (Самара, 25 марта 2018 г.) Самара: ОМЕГА САЙНС, 2018. С. 21-26. [Belyaykina A. I. The constitutional right to education in Soviet Russia and the USSR. Legal science as the basis for the formation of the legal culture of modern man: Proc. Intern. Sci.-Prac. Conf., Samara, 25 Mar 2018. Samara: OMEGA SAINS, 2018, 21-26. (In Russ.)] EDN: VZXPGX

13. Кальяк Н. А. Право на образование: особенности регулирования в Конституции СССР 1977 года и в действующей Конституции России. 25 лет Конституции Российской Федерации: проблемы теории и практики реализации: Регион. науч. конф. (Новосибирск, 14 декабря 2018 г.) Новосибирск: СибУПК, 2018. С. 6-11. [Kalyak N. A. The right to education: the peculiarities of regulation in the USSR constitution of 1977 and in the current Russian constitution. Twenty five years of the Constitution of the Russian Federation: problems of theory and practice of implementation: Proc. Region. Sci. Conf., Novosibirsk, 14 Dec 2018. Novosibirsk: SUCC, 2018, 6-11. (In Russ.)] EDN: UBMHSJ

14. Гребенкин А. Н., Фомина М. Г. Становление и развитие права на образование в дореволюционной России, РСФСР и СССР. Анализ состояния, проблем и перспектив развития современного образования, под общ. ред. И. И. Ивановской. Петрозаводск: Новая Наука, 2020. С. 157-168. [Grebenkin A. N., Fomina M. G. Formation and development of the right to education in pre-revolutionary Russia, the RSFSR and the USSR. Analysis of the state, problems, and prospects for the development of modern education, ed. Ivanovskaya I. I. Petrozavodsk: Novaia Nauka, 2020, 157-168. (In Russ.)] EDN: XDOLUH

15. Nowack F. Die Grundrechte und Grundpflichten der Bürger der Deutschen Demokratischen Republik. Leipzig-Jena: Urania-Verlag,

Verlag für populärwissenschaftliche Literatur, 1954, 90.

j 16. Klenner H. Studien über die Grundrechte. Berlin: Staatsverlag der DDR, 1964, 280.

0 17. Poppe E. Mensch und Bildung in der DDR. Berlin: Staatsverlag der DDR, 1965, 315.

w ►j

U 19. Nast M. Das Recht des Menschen auf Bildung. 1. Aufl. Berlin: Staatsverlag der DDR, 1978, 285.

01 20. Kuczynski J. Menschenrechte und Klassenrechte. Berlin: Akademie-Verlag, 1978, 164

Eh

« DDR, 1980, 308.

18. Arlt R., Edeling H., Egler G. Verfassung der Deutschen Demokratischen Republik. Dokumente. Kommentar, Hrsg. K. Sorgenicht, W. Weichelt, T. Riemann. Berlin: Staatsverlag der Deutschen Demokratischen Republik, 1969, Bd. 2, 560. Nast M. Das Recht des Menschen auf Bildung. 1. Aufl. Berlin: Staatsverlag der DDR, 1978, 285. Kuczynski J. Menschenrechte und Klassenrechte. Berlin: Akademie-Verlag, 1978, 164. 21. Poppe E., Riege G., Zschiedrich A. Grundrechte des Bürgers in der sozialistischen Gesellschaft. 1. Aufl. Berlin: Staatsverlag der

22. Klenner H. Marxismus und Menschenrechte: Studien zur Rechtsphilosophie. Berlin: Akademie-Verlag, 1982, 528. § 23. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М.: Прогресс, 1988. 496 с. [David R., ^ Joffre-Spinosi K. The main legal systems of our time. Moscow: Progress, 1988, 496. (In Russ.)]

^ 24. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). М: Юристъ, 2005. 441 с.

[Saidov A. Kh. Comparative jurisprudence: the main legal systems of our time. Moscow: Iurist, 2005, 441. (In Russ.)] EDN: QWIDEV

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.