Научная статья на тему 'Право на образование как один из акцентов в публицистике К. Л. Хетагурова'

Право на образование как один из акцентов в публицистике К. Л. Хетагурова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСЕТИНЫ / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / НЕГРАМОТНОСТЬ / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ / МИНИСТЕРСКИЕ ШКОЛЫ / ЖЕНСКАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бетеева Мадина Майрамовна

В статье рассматриваются работы К. Л. Хетагурова, в которых он поднимает вопросы школьного образования осетинских детей, показана его борьба против закрытия единственной в Осетии женской школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право на образование как один из акцентов в публицистике К. Л. Хетагурова»

Право на образование как один из акцентов в публицистике К. Л. Хетагурова Бетеева М. М.

Бетеева Мадина Майрамовна /Beteeva Madina Mairamovna - кандидат исторических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права и политологии, юридический факультет,

Горский государственный аграрный университет, г. Владикавказ

Аннотация: в статье рассматриваются работы К. Л. Хетагурова, в которых он поднимает вопросы школьного образования осетинских детей, показана его борьба против закрытия единственной в Осетии женской школы.

Ключевые слова: осетины, право на образование, неграмотность, церковно -приходские школы, министерские школы, женская школа.

Основоположник осетинского литературного языка и осетинской художественной литературы Коста Леванович Хетагуров уделял большое внимание проблеме преодоления неграмотности родного народа. Он боролся за то, чтобы осетинам предоставили одно из важнейших прав - право на образование. Для администрации Терской области, в целом Кавказа, не было более опасного «возмутителя спокойствия, нежели К. Л. Хетагуров», который беспощадно и аргументированно критиковал ее за несправедливое и предвзятое отношение к горским народам. Особый интерес К. Л. Хетагуров проявлял к вопросу образования детей. В статье «Развитие школ в Осетии» он излагает историю возникновения школьного образования и осетинской письменности в Осетии со времени основания в 1793 г. Моздокской духовной комиссии. Создание этой духовной комиссии явилось началом российской политики на Кавказе, которая заключалась в создании школ и очагов просвещения; в издании книг и учебников на осетинском языке; в приобщении местного населения к ценностям русской культуры; в противопоставлении роли православия влиянию ислама. А в статье «Церковно-приходские школы» автор отмечает неудовлетворительное состояние этого вида школ, неподходящие помещения, похожие, «скорее на хлев, чем на просветительное учреждение». Помимо этого К. Л. Хетагуров критикует соответствующие органы за отсутствие пансионов для детей в церковно-приходских школах, так как по этой причине большинству детей приходилось каждый день преодолевать несколько километров. Суровые и долгие зимы приводили к тому, что дети лишались возможности посещения школ. Серьезным упущением и причиной ненадлежащего внимания учителей к детям автор называет низкий уровень оплаты их труда. Г ораздо лучше, по мнению Хетагурова, обстояли дела в министерских сельских школах, где были и пансионы, и учителя получали достойную зарплату.

Хочется подробнее остановиться на деятельности К. Л. Хетагурова в деле отстаивания единственной женской школы в Осетии. В 1862 г. священником Алексеем Колиевым была открыта школа для осетинских «девиц». В 1866 г. школа перешла в ведение «Общества восстановления православного христианства на Кавказе», где была преобразована в среднюю школу с пансионом. Несмотря на то, что ее главной целью было все более широкое распространение христианства среди горских народов, школа являлась первым очагом распространения женского образования в Осетии. Выпускницы школы пополняли контингент учителей сельских школ. Комиссия, приехавшая в 1901 г. из Тифлиса, объявила о закрытии школы, не обозначив причины своих действий. Коста Хетагуров живо откликнулся на это событие, написав в «Владикавказских письмах» заметку «Маленькая история». Автор описывает, какое горе причинило осетинам закрытие школы и в какой ситуации оказались учащиеся, выброшенные на улицу в середине учебного года: «Непредупрежденные родители после рождественских праздников стали привозить своих детей... Вереницы ароб запрудили улицу... Продрогшая толпа детей стучится и просится под знакомый кров... Пред нею запирают двери... гонят прочь, не позволяя даже обогреться после далекого пути в арбе по морозу... Родители недоумевают... Плачут дети, не желая возвращаться в аулы, и дрогнут на улице до позднего вечера».

Владикавказское осетинское население было крайне возмущено действиями духовных властей и решило написать жалобу в Петербург. Действия эти были поддержаны и К. Л. Хетагуровым. Позднее в журнале грузинского экзархата «Духовный Вестник» появилась статья, где были озвучены причины закрытия школы. Основная мысль сводилась к утверждению, что школа отошла от своего назначен ия. Коста Хетагуров на основании приведенного им официального материала легко опроверг все доводы, приведенные в статье. Он ссылался на годовые школьные отчеты, составлявшиеся комиссиями из того же грузинского экзархата. В них давались исключительно положительные отзывы о школе. Упомянул Коста Хетагуров и имя наместника на Кавказе Михаила Романова, который лично «соизволил благодарить всех служащих в школе за хорошую работу». Ко всему прочему, «сама царская чета, посетившая школу в 1888 г., вынесла из нее весьма благоприятное впечатление». По мнению К. Л. Хетагурова, причиной закрытия женской школы в Осетии был «самый беззастенчивый произвол». Жалобы и протесты осетин в конечном итоге привели к восстановлению работы единственной женской осетинской школы.

Позже, в 1901 г., в статье «Развитие школ в Осетии» Коста вновь возвращается к проблеме этой школы. Он считал, что «не о закрытии или перенесении ее из края... должен был ставиться вопрос, а о

более рациональной постановке в ней учебной и воспитательной части» согласно требованиям того времени. В статье К. Л. Хетагуров делает особый упор на неудовлетворительное состояние учебного процесса, связывая такое положение вещей с непродуманной кадровой политикой, когда на руководящие должности назначаются люди, далекие от педагогики, но имеющие «нужные связи», и к тому же не отличающиеся честностью и порядочностью. Предыдущая начальница школы, по словам Коста Хетагурова, «морила пансионерок голодом и холодом, и во время ревизии школы было обнаружено более двух тысяч недочетов». Хетагуров констатирует, что и после восстановления работы женской школы не все в ее работе вызывает одобрение. «Но и теперь, - пишет автор, - состав служащих не лучше и преподавание идет настолько плохо, что дети проходят трехлетний курс обучения за восемь-десять лет, -время, за которое в женских гимназиях оканчивали восемь классов».

К. Л. Хетагуров считал целесообразным иметь в школе учителей -осетинок, которые бы могли иметь более успешные результаты в деле преподавания дисциплин с незнающими русский язык детьми. Кроме того, он считал необходимым расширение программы с включением в нее сельскохозяйственных знаний - шелководства, пчеловодства, огородничества, садоводства и основ ведения молочного хозяйства.

Коста Хетагуров был сторонником распространения просвещения и культуры среди осетин и других горцев Кавказа, он занимал активную позицию в борьбе за народное образование. Мало того, вся его поэтическая и, вообще, литературная деятельность была важным фактором культурного развития осетин.

Литература

1. Дзидзоев В. Д. Зарождение и развитие правовой мысли и общественно-политических процессов в Осетии во второй половине XIX века. - Владикавказ, 2008. - С. 23.

2. Чибиров Л. А. Аксо Колиев. - Владикавказ, 1999. - С. 66-74, 76-77.

3. История Осетии в 2-х томах / под ред. Кануковой З. В., Айларовой С. А., Кучиева А. Г. и др. -Владикавказ, 2012. Том 2. - С. 87.

4. Хетагуров К. Л. Собрание сочинений. - М., 1951. Т. 3. - С. 49, 117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.