Научная статья на тему 'Право на информированность в системе социальных прав и свобод личности в условиях распространения COVID-19'

Право на информированность в системе социальных прав и свобод личности в условиях распространения COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
право на информацию / право на информированность / правовая информированность / правовое информирование / санитарно-эпидемиологическое благополучие населения / пандемия COVID-19 / right for information / right to be informed / legal knowledge / legal informing / sanitation-epidemiological wellness of population / pandemic COVID-19

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осипов Роман Алексеевич

Введение: статья посвящена исследованию понятия «право на информированность» и его соотношению с близким по значению понятием «право на информацию» в системе социальных прав и свобод личности в условиях распространения COVID-19. С одной стороны, право на информированность можно рассматривать как элемент более широкого по объему права на информацию, с другой — оно имеет и собственное значение. Цель: рассмотреть место права на информированность в системе прав и свобод личности в условиях распространения коронавирусной инфекции. Методологическая основа: диалектика, абстрагирование, анализ, синтез, дедукция; эти методы дали возможность исследовать сущность и содержания права на информированность в системе социальных прав и свобод личности, представленные методы позволили провести сравнительный анализ законодательства, действующего в условиях распространения коронавируса. В свою очередь, формально-юридический метод дал возможность выявить проблемные аспекты реализации права на информированность в условиях пандемии COVID-19, которые в будущем законодатель должен учесть в процессе правого регулирования социальных прав и свобод личности. Результаты: выработаны рекомендации по повышению эффективности гарантирования и осуществления данного права. Выводы: в условиях современной российской и мировой реальности право на информацию в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения должно в обязательном порядке дополняться обеспечением права личности на информированность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Right to Be Informed in the System of Social Rights and Freedoms in the Conditions of COVID-19 Expansion

Background: the article is devoted to searching of the notion «right to be informed» and its correlation with the close notion «right for information» in the system of social rights and freedoms of a person in the conditions of COVID-19 expansion. On the one side, the right to be informed can be considered as more wide element according to its general right for information, on the second side — it has its own meaning. Objective: to consider the place of the right to awareness in the system of individual rights and freedoms in the context of the spread of coronavirus infection. Methodology: dialectics, abstraction, analysis, synthesis, deduction made it possible to study the essence and content of the right to information in the system of social rights and freedoms of the individual. The presented methods made it possible to conduct a comparative analysis of the legislation in force in the conditions of the spread of coronavirus. In turn, the formal legal method allowed us to identify problematic aspects of the implementation of the right to information in the context of the COVID-19 pandemic, which the legislator should take into account in the process of legal regulation of social rights and freedoms of the individual in the future. Results: recommendations are given to improve the effectiveness of guaranteeing and implementing this right. Conclusions: in the conditions of modern Russian and global reality the right for information should by obligatory completed by providing of the right to be informed.

Текст научной работы на тему «Право на информированность в системе социальных прав и свобод личности в условиях распространения COVID-19»

DOI 10.24412/2227-7315-2021-1-44-49

УДК 340.132.1

Р.А. Осипов

ПРАВО НА ИНФОРМИРОВАННОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19

Введение: статья посвящена исследованию понятия «право на информированность» и его соотношению с близким по значению понятием «право на информацию» в системе социальных прав и свобод личности в условиях распространения COVID-19. С одной стороны, право на информированность можно рассматривать как элемент более широкого по объему права на информацию, с другой — оно имеет и собственное значение. Цель: рассмотреть место права на информированность в системе прав и свобод личности в условиях распространения коронавирусной инфекции. Методологическая основа: диалектика, абстрагирование, анализ, синтез, дедукция; эти методы дали возможность исследовать сущность и содержания права на информированность в системе социальных прав и свобод личности, представленные методы позволили провести сравнительный анализ законодательства, действующего в условиях распространения коронавируса. В свою очередь, формально-юридический метод дал возможность выявить проблемные аспекты реализации права на информированность в условиях пандемии COVID-19, которые в будущем законодатель должен учесть в процессе правого регулирования социальных прав и свобод личности. Результаты: выработаны рекомендации по повышению эффективности гарантирования и осуществления данного права. Выводы: в условиях современной российской и мировой реальности право на информацию в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения должно в обязательном порядке дополняться обеспечением права личности на информированность.

Ключевые слова: право на информацию, право на информированность, правовая информированность, правовое информирование, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, пандемия COVID-19.

R.A. Osipov

RIGHT TO BE INFORMED IN THE SYSTEM

OF SOCIAL RIGHTS AND FREEDOMS

IN THE CONDITIONS OF COVID-19 EXPANSION

Background: the article is devoted to searching of the notion «right to be informed» and its correlation with the close notion «right for information» in the system of social rights and freedoms of a person in the conditions of COVID-19 expansion. On the one side, the right to be informed can be considered as more wide element according to its general right for information, on the second side — it has its own meaning. Objective: to consider the place of the right to awareness in the system of individual rights and freedoms in the context of the spread of coronavirus infection. Methodology: dialectics, abstraction, analysis, synthesis,

© Осипов Роман Алексеевич, 2021

Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: magistr_sar@mail.ru © Osipov Roman Alekseevich, 2021 44 Candidate of law, senior lecturer, Theory of state and law department (Saratov State Law Academy)

deduction made it possible to study the essence and content of the right to information in the system of social rights and freedoms of the individual. The presented methods made it possible to conduct a comparative analysis of the legislation in force in the conditions of the spread of coronavirus. In turn, the formal legal method allowed us to identify problematic aspects of the implementation of the right to information in the context of the COVID-19 pandemic, which the legislator should take into account in the process of legal regulation of social rights and freedoms of the individual in the future. Results: recommendations are given to improve the effectiveness of guaranteeing and implementing this right. Conclusions: in the conditions of modern Russian and global reality the right for information should by obligatory completed by providing of the right to be informed.

Key-words: right for information, right to be informed, legal knowledge, legal informing, sanitation-epidemiological wellness of population, pandemic COVID-19.

В современном мире, столкнувшемся с невиданной по масштабам и последствиям проблемой распространения нового коронавируса COVID-19, правовое регулирование многих сфер жизнедеятельности претерпевает существенные изменения. Вместе с тем права и свободы личности не могут быть подвергнуты необоснованным ограничениям. Более того, некоторые из них нуждаются в особом внимании со стороны государства, приобретая актуальность в условиях нестабильной эпидемиологической ситуации, неизбежно оказывающей влияние на различные политические, экономические, социальные и иные процессы. Речь идет, прежде всего, об информационных правах и свободах, занимающих одно из центральных мест в системе социально-экономических прав граждан.

Базовым среди группы информационных прав является конституционно с провозглашенное и гарантированное право на информацию, которое, по мнению |

к

ряда авторов, в полной мере охватывает все их многообразие [1; 2]. В то же время р самостоятельное содержание, а также теоретическое и практическое значение в

имеет право личности на информированность. §

й

Несмотря на то, что в широком смысле понятия «право на информацию» а

и «право на информированность», как отмечается в литературе, выступают лишь р

вариациями двух сущностей одного и того же явления [3, с. 85], их различия »

являются достаточно существенными. о

Во-первых, разграничение следует проводить по характеру данных прав. Пра- Ц

во на информацию — это право, активное по своей направленности, напрямую Ч

связанное с инициативными действиями самого субъекта. Упомянутые действия |

могут выражаться в поиске, получении, передаче, распространении сведений. К

Право же на информирование имеет пассивный, «выжидательный» характер, М

а его реализация во многом зависит от действий противоположного субъекта. 1

Во-вторых, из этого вытекает и другое немаловажное различие: если право 1

на информированность может быть осуществлено главным образом за счет з

обязанности корреспондирующего субъекта, то право на информацию не так 22

жестко связано с обязыванием противоположной стороны, в связи с чем право § на информацию представляет собой больше свободу, нежели субъективное право по своей сути.

В-третьих, важнейшее отличие права на информацию от права на информированность заключается в следующем: если первое характерно для сфер, о которых индивид имеет достаточно полное представление и, следовательно, сам

может решать, нужна ли ему соответствующая информация или нет, то второе 45

необходимо гарантировать и обеспечивать в областях, являющихся для граждан, сравнительно неизвестными и при этом жизненно значимыми одновременно.

И, безусловно, именно такой сферой следует признать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, которое в 2020 году подверглось существенной угрозе общемирового масштаба, связанной с распространением нового коронавируса COVID-19. В новейшей истории это первая критическая ситуация, которая привела современную цивилизацию к высокому уровню смертности, экономической нестабильности и юридическим коллизиям [4, с. 88-91].

Когда угроза из потенциальной превратилась в реальную (30 января 2020 г. Всемирная организация здравоохранения объявила эту вспышку заболевания чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, а 11 марта — пандемией), каждая страна начала предпринимать свой собственный комплекс мер, направленный на противодействие этой опасности, придерживаясь, однако, некой общей стратегии и определенных базовых правил, одним из которых выступает их нахождение в правовом поле, т.е. обязательное закрепление в официальных нормативных документах. И другой, не менее значимой аксиомой в сложившейся ситуации, по нашему мнению, должно стать то, что все принимаемые меры необходимо максимально четко и оперативно доводить до сведения максимально широкого круга адресатов, т.е. организовать надежную и эффективную систему правового информирования в условиях распространения COVID-19.

Следует согласиться с мнением, что пандемия коронавирусной инфекции не могла не повлечь за собой активизацию правового регулирования и в Россий-я ской Федерации, и в ее субъектах [5, с. 8-14]. В целях обеспечения санитарно-

0

? эпидемиологического благополучия населения официальными властями были я приняты и продолжают приниматься различные меры, причем как федерально» го, так и регионального масштаба, закрепляемые в нормативных правовых актах

1 соответствующего уровня. Многочисленность данных актов, вводящих все новые | и новые ограничения (а также внесение постоянных изменений и дополнений в ! уже принятые), дифференциация их по юридической силе, их непоследователь-§ ность (а зачастую и противоречивость), недостаточная проработанность и обо-| снованность создают затруднения для поддержания должного уровня правовой | информированности населения как о реальной санитарно-эпидемиологической 'I ситуации в мире и в стране, так и об ограничениях, введенных на конкретной | территории.

| Ситуацию усложняет количество неофициальной информации, ежедневно

поступающей к индивиду изо всех источников, часть из которой (случайно или намеренно) содержит сведения, не соответствующие действительности, ё что дает нам основания говорить о реальной опасности существования не про-§ сто не информированности, а дезинформированности (в том числе и правовой) 1 российских граждан.

| В сложившихся непростых обстоятельствах насущно важным является

точное, полное и своевременное информирование граждан о действующих и вводимых ограничениях, а также об ответственности за их несоблюдение. Казалось бы, деятельность как государственных структур, так и средств массовой информации сейчас максимально на этом сосредоточена. Однако в данном случае правовое информирование должно в обязательном порядке дополняться инфор-46 мированием, а также поддержкой в других сферах (медицинской, социальной,

психологической и т.д.) — с тем, чтобы каждый из нас не только знал о введенных ограничениях и мерах ответственности, предусмотренных за их нарушение, но и понимал смысл, осознавал необходимость их принятия в условиях пандемии. Лишь в этом случае можно рассчитывать на неукоснительное соблюдение гражданами установленных временных ограничений их прав.

Ввиду значительных колебаний темпов распространения коронавирусной инфекции в различных странах особого внимания требует организация системы правового информирования лиц, вернувшихся из-за границы. Ситуация настолько нестабильна, что правовое регулирование правового статуса данных лиц может измениться в процессе их пребывания за границей — в условиях, когда их доступ к достоверной правовой (именно российской!) информации может быть по объективным причинам ограничен. В этой связи необходимо обеспечить отлаженное правовое информирование указанной категории граждан посредством сообщения им (под роспись) актуальных сведений об их правах и обязанностях, возникших в связи с их временным пребыванием на территории иностранного государства и возвращением в Российскую Федерацию, именно на данный, конкретно определенный момент времени.

В то же время принимаются и меры поддержки различных категорий граждан и их объединений (семей, имеющих детей1, медицинских работников2, организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции3, социально ориентированных некоммерческих организаций4 и т.п.); качественная и своевременная информированность об этих мерах имеет не меньшую значимость, чем доведение до населения сведений о вводимых ограничениях.

Однако при этом можно наблюдать парадоксальную ситуацию: если уровень правовой информированности о самом факте принятия данных мер поддержки можно считать удовлетворительным (чему способствовала трансляция обращений Президента РФ к гражданам в прямом эфире центральных телеканалов), то информированность о порядке (процедуре) их получения (например о возможности воспользоваться ими до определенного момента времени) следует признать явно недостаточной. Это, в частности, привело к образованию в отделениях Пенсионного фонда огромных очередей из родителей, стремящихся «успеть» оформить выплаты, — и это в условиях, когда безусловным приоритетом позиционировалось сокращение социальных контактов! В связи с этим можно рекомендовать в правовом информировании граждан посредством привлечения

1 См.: Указ Президента РФ от 7 апреля 2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной ¡3 поддержки семей, имеющих детей» (в ред. от 11 мая 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. 11 Федерации. 2020. № 15, ч. I, ст. 2243; Указ Президента РФ от 23 июня 2020 г. № 412 «О еди- ) новременной выплате семьям, имеющим детей» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2 2020. № 26, ст. 4086. ¡3

2 См.: Указ Президента РФ от 6 мая 2020 г. № 313 «О предоставлении дополнительных стра- м ховых гарантий отдельным категориям медицинских работников» // Собр. законодательства

Рос. Федерации. 2020. № 19, ст. 2977.

3 См.: Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (в ред. от 7 ноября 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 15, ч. IV, ст. 2267.

4 См.: Постановление Правительства РФ от 23 июня 2020 г. № 906 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» // Собр. законодательства Рос. Федерации.

2020. № 26, ст. 4130. 47

средств массовой информации делать усиленный акцент на процедурной составляющей реализации предоставляемых прав.

Подводя итог нашим рассуждениям, подчеркнем, что как с теоретической точки зрения, так и в чисто практических целях следует разграничивать два близких, но неодинаковых по смысловому наполнению социальных права личности — «право на информацию» и «право на информированность». В сферах жизнедеятельности, являющихся для граждан сравнительно малоизвестными (новыми, недостаточно исследованными, не до конца понятными) и при этом жизненно значимыми, общая дозволенность (по своей сути свобода) искать и находить информацию — право на информацию — в обязательном порядке должна дополниться организацией системы четкого, полного и своевременного информирования населения обо всех важных аспектах данных сфер — иными словами, правом на информированность.

В связи с глобальными масштабами распространения СОУГО-19, в качестве мер повышения эффективности гарантирования и осуществления права на информированность в системе социальных прав личности, на наш взгляд, выступают следующие направления:

оптимизация системы правового информирования граждан, возвращающихся из-за границы, с целью максимально оперативного доведения актуальной правовой информации о возложении на них в этой связи дополнительных обязанностей;

совершенствование деятельности по детальному объяснению процедурных особенностей реализации предоставляемых дополнительных прав — мер под-я держки отдельных категорий граждан и их объединений;

0 „

? ужесточение юридической ответственности за дезинформирование населения

я (распространение ложной информации) о медицинских, социальных, правовых

» и иных вопросах, связанных с распространением и противодействием распро-

1 странения СОУГО-19;

| усиление акцента (в т.ч. посредством активизации взаимодействия со сред! ствами массовой информации) на разъяснительной работе о необходимости § введения временных ограничений прав и свобод граждан в целях обеспечения

* санитарно-эпидемиологического благополучия российского населения.

^

а

2

§ Библиографический список

| 1. Афанасьева О.В. Право граждан на информацию и информационная открытость

| власти: концептуальные вопросы правового регулирования. Саратов: Научная книга, I 2004. 168 с.

0

| 2. Лисицына Е.С. Право на информацию и информационную деятельность в Рос-

5 сийской Федерации: конституционно-правовые аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. | наук. М., 2003. 31 с.

¿5 3. Кутузов В.И. К вопросу о разграничении права граждан на экологическую ин-

1 формацию и права граждан на экологическую информированность // Современные I наукоемкие технологии. 2005. № 1. С. 84-86.

4. Евстратова ЮА, Хайрусов Д.С. Правовое противодействие новой национальной угрозе СОУГО-19 // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2020. № 2 (47). С. 88-91.

5. Полянко Н.И., Галузо В.Н. О роли права в предупреждении пандемии коронави-русной инфекции (СОУГО-19) в Российской Федерации // Актуальные исследования.

48 2020. № 8 (11). С. 8-14.

References

1. Afanaseva O.V. The Right of Citizens to Information and Information Openness of Power: Conceptual Issues of Legal Regulation. Saratov: Nauchnaya kniga, 2004. 168 p.

2. Lisitsyna E.S. The Right to Information and Information Activities in the Russian Federation: Constitutional and Legal Aspects: dis. ... cand. of law. M., 2003. 31 p.

3. Kutuzov V.I. On the Issue of Differentiation of the Right of Citizens to Environmental Information and the Right of Citizens to Environmental Awareness. 2005. No. 1. P. 84-86.

4. Evstratova Y.A., Khairusov D.S. Legal Opposition to the New National Threat COVID-19 // Bulletin of the St. Petersburg law academy. 2020. No. 2 (47). P. 88-91.

5. Polyanko N.I., Galuzo V.N. On the Role of Law in Preventing the Coronavirus Pandemic (COVID-19) in the Russian Federation. 2020. No. 8 (11). P. 8-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.