Научная статья на тему 'Право на информацию в России и Украине: сравнительно-правовой анализ'

Право на информацию в России и Украине: сравнительно-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
771
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ЗАКОН / ОТКРЫТОСТЬ / СВОБОДА / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / INFORMATION / STATE / LAW / OPENNESS / FREEDOM / FUNCTIONING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Политанский Вячеслав Станиславович

В статье автор уделяет внимание исследованию развития и функционированию информационного права в России и Украине. Исследование, проведено исходя из того, что разнообразие функционирования права об информации в этих странах базируется на экономических, государственно-правовых, социальных, трудовых, экологических, уголовных и других отношениях, которые являются базовыми и эффективно развиваются в условиях правового государства, которое в свою очередь базируется на применении закона, уважении прав и свобод человека и гражданина. Обращается внимание на мнения известных ученых конституционалистов, которые считали что функционирование общества неизбежно порождает ситуации, требующие от государства ограничить гражданские права и свободы, поскольку определенные ограничения конституционных прав одних лиц одновременно является гарантией реализации других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIGHT TO INFORMATION IN RUSSIA AND UKRAINE: COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

In article the author pays attention to research of development and to right functioning about information in Ukraine and Russia. The author proceeds that the information right is based on economic, state and legal, social, labor, ecological, criminal and other relations. They are basic and effectively develop in the conditions of the constitutional state. Respect of the rights and freedoms of the person and the citizen, is a right and information basis. The attention to opinions of known scientists, that society functioning inevitably generates the situations demanding from the state to limit the civil rights and freedoms as certain restrictions of constitutional laws of one persons at the same time is a guarantee of realization of others is paid. The author analyzes possibilities of realization of information right citizens in political space.

Текст научной работы на тему «Право на информацию в России и Украине: сравнительно-правовой анализ»

В.С. Политанский ПРАВО

НА ИНФОРМАЦИЮ В РОССИИ И УКРАИНЕ: СРАВНИТЕЛЬНОПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Аннотация

В статье автор уделяет внимание исследованию развития и функционированию информационного права в России и Украине. Исследование, проведено исходя из того, что разнообразие функционирования права об информации в этих странах базируется на экономических, государственно-правовых, социальных, трудовых, экологических, уголовных и других отношениях, которые являются базовыми и эффективно развиваются в условиях правового государства, которое в свою очередь базируется на применении закона, уважении прав и свобод человека и гражданина. Обращается внимание на мнения известных ученых - конституционалистов, которые считали что функционирование общества неизбежно порождает ситуации, требующие от государства ограничить гражданские права и свободы, поскольку определенные ограничения конституционных прав одних лиц одновременно является гарантией реализации других.

Ключевые слова:

информация, государство, закон, открытость, свобода, использование.

V. Politanskiy

RIGHT TO INFORMATION IN RUSSIA AND UKRAINE: COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

Abstract

In article the author pays attention to research of development and to right functioning about information in Ukraine and Russia. The author proceeds that the information right is based on economic, state and legal, social, labor, ecological, criminal and other relations. They are basic and effectively develop in the conditions of the constitutional state. Respect of the rights and freedoms of the person and the citizen, is a right and information basis. The attention to opinions of known scientists, that society functioning inevitably generates the situations demanding from the state to limit the civil rights and freedoms as certain restrictions of constitutional laws of one persons at the same time is a guarantee of realization of others is paid. The author analyzes possibilities of realization of information right citizens in political space.

Key words:

information, state, law, openness, freedom, functioning

Право на информацию - одно из наиболее важных прав человека. Реализация права человека на информацию, обеспечение свободного доступа к информации, имеющей общественное значение, информационная открытость органов власти являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового, демократического государства. Реализация этого права обеспечивает реальную, а не только формальное участие граждан в жизни государства. Следует подчеркнуть особое значение этого права: оно выступает элементом, который связывает всю

систему основных прав и свобод. По условию его соблюдения можно говорить о фактической реализации личных, политических, социальных, экономических, экологических и культурных прав и свобод [17, с. 51-54].

Целью статьи является проведение сравнительно-правового анализа права на информацию в Украине и России.

Среди известных ученых как отечественных так и зарубежных, исследовавши процесс становления, развития и функционирования права на информации в Украине и России, необходимо отметить, в частности:

Н. Кушакова-Костицкая, В. Хижняк, Ю. Батурин, М. Федотов, М. Рассолов, А. Владимирец, Т. Костецкая, Р. Головенко В. Железняк, Г. Шлома, А. Золотарь, И. Бачило, А. Нестеренко Н. Ковалева, В. Копилова, А. Коханов-ская, Е. Захаров, В. Брижко, В. Масич, Е. Петров, В. Пилипчук, Г. Дуцик,

О. Червякова, А. Венгерова, Б. Гоголь, В. Ярош, М. Якушев, Е. Петров,

Ч. Азимова, Т. Чубакура, А. Заяц и др.

Право на информацию принадлежит к фундаментальным правам человека. Оно закреплено основополагающими документами по правам человека во многих конституциях зарубежных стран, где устанавливается его детальная регламентация, а также соответствующий механизм защиты [12, с. 53-57]. Усилия в области защиты прав и свобод человека берут начало из Устава ООН, где в качестве одной из основных своих целей Объединенные Нации провозгласили « вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций».

Большое значение для создания, развития и функционирования права на информацию в демократических странах мира имеют такие общепризнанные международно-правовые документы, как:

- всеобщая декларация прав человека 1948 года. В статье 19 которой указано, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное их выражение; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ [6];

- европейская конвенция о правах человека и основных свобод 1953 года. Где в статье 10 отмечается, что каждый имеет право на свободу выражения взглядов. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства органов государственной власти и независимо от границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий [4];

- международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года. А именно ч. 2 статьи 19 указывается, что каждый человек имеет

право на свободное выражение своего мнения, это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору, и другие [14].

Разработка и принятие в рамках ООН Билля о правах человека, включающий Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Пакт о гражданских и политических правах с Факультативными протоколами к нему и Пакт об экономических, социальных и культурных правах, открытые для подписания в 1966 году, ознаменовали качественно новый этап в развитии международных норм по правам человека. Предметом этих международных актов являются не отдельные права или защита особой категории лиц, а права всех индивидов во всех сферах общественной жизни. Важное место в международно - правовом массиве стандартов прав человека принадлежит заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и документам, принятым в рамках общеевропейского процесса, «разрядки» международной напряженности -Итоговом документа Венской встречи 1986 г. представителей государств-участников НВСЕ; Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г.; Парижской Хартии для новой Европы 1990 г. и другим [15].

Летопись права на информацию начинается не с конкретного исторического события, а с появлением у граждан стремления знать. Как удалось выяснить шведским исследователям XVIII в. стремление обладать достоверной информацией обо всех событиях своей страны возникло в Китае у императора Тайцзуна. Во время своего правления император, чтобы сделать деятельность чиновников прозрачной, ввел «императорский Цензорат» - особую группу высокообразованных «ученых чиновников», которые имели обязанность не только вести учет распоряжений и переписки чиновников. Императорский Цензорат докладывал о фактах халатности, нарушений и взяточничества китайских чиновников. При отсутствии средств массовой информации Цензорат в Китае в определенной мере выполнял роль прессы.

В процессе становлении права на информацию сыграло важную роль расширения торговли в странах именно западной Европы, наиболее полно это было отражено, в том, что купцы начинают нуждаться частой и точной информации о событиях, отдаленных в пространстве. Поэтому, начиная с XIV в., Купеческие переписки переросли в своеобразную сословную систему корреспонденции. Тогда в частных корреспонденциях подавали подробные и привычные для всех сообщение о заседании парламентов и военные события, урожае, налоги и тд. Именно с этой частной корреспонденции в виде печатных изданий, появились в конце XVI - в

начале XVII в., доставалась информация. Впрочем, вскоре ситуация изменилась. Определенную роль в истории становления прессы в Европе, сыграл завоз кофе и открытие кофеен стали не только местом обмена новостями, но и источником информации для первых газет, собственно, распространителями новостей. В частности, кофейня Ллойда, которая была открыта в Лондоне в конце 80-х годов XVI в., стала издавать нечто вроде бюллетеня новостей - «Ллойдьз Ньюз». Редактор газеты Тетлер квалифицировал различные новости зависимо от того, какая кафе (биржа новостей) была источником информации.

У славян желание быть информированными проявилось в традиции выносить на всеобщее обсуждение спорные вопросы коллективного общежития. Эта традиция существовала в древних славянских городах. И хотя эти проявления гласности не получила своей дальнейшей эволюции и не трансформировались в право на информацию [16, с. 19].

В начале XVIII в. известный своим стремлением превратить Российскую империю в европейскую державу Петр I основал «Ведомости Московского государства» (1702). Как и в европейских странах того времени, через «Ведомости» обнародовалась информация о правительственных актах и событиях придворной жизни. Впоследствии (1725 г.) был принят также указ, обязывающий коллегии и канцелярии Российской империи предоставлять в типографии все важные сведения для их обнародования, за исключением секретных [16, с. 20].

Право на информацию как такое сформировалось во второй половине XX века в связи с бурным развитием информационных технологий. Можно утверждать, что именно с момента осмысления значения прессы в процессе информирования общества о деятельности власти начинается борьба за ее свободу и независимость. Безусловно, в те времена еще не шдось о праве на информацию в современном понимании, но это уже была борьба за свободу слова, печати и гласность в деятельности власти.

Точкой отсчета начала развития права на информацию в Украине, следует считать принятие проекта Основного закона «самостийной Украины», подготовленного Николаем Михновским и другими членами «Украинской народной партии» (УНП) и напечатанном в первом номере журнала Украинской народной партии «Самостоятельная Украина» (сентябрь 1905 г.). Статья 18 раздела «Украинцы и их права» определяла право каждого украинца на свободу «объявлять свои мысли и убеждения всяким способом», для каждого провозглашалась свободная наука и обучения (статья 22); статья 23 устанавливала свободу печатного слова и запрет цензуры; декларировалось право каждого «обращаться к властям с петициями, подписанными одним или многими» (статья 26); тайна переписки провозглашалась неприкосновенной (статья 27) [7, с. 77].

В Российской Империи свобода слова не была гарантированая законом до 1905 г., но одновременно на свет появлялись произведения, в которых авторы высказывали критические замечания относительно отсутствия свободы слова и недостаточной осведомленности граждан о действиях чиновников. Право на свободу слова и печати как прерогатива рабочего класса и крестьян признавали: Конституция РСФСР (1918) и Конституция УССР (1919). Впоследствии права на свободу слова и печати граждан наделила Конституция СССР 1936 года. Аналогичные положения содержались соответственно в Конституции УССР (1937) [16, с. 37]. Поэтому это право было формальным, именно в это время существовала жесткая цензура, в результате которой кроме официальной позиции коммунистической партии, ничего нельзя было публиковать.

Однако Конституция Украины, действовавшая до 1996 г., не предусматривала указанное право в системе правового статуса человека. Поэтому закрепление права на информацию Законом Украины «Об информации», который был принят в 1992 году, нашло свое закрепление и развитие в целом пакете законодательных и нормативных актов, в частности были приняты законы о: научно-технической информации, государственной статистике, печатные средства массовой информации (прессе), телевидения и радиовещания, государственную тайну, защиту информации в автоматизированных системах, информационные агентства, рекламу и др. [5, с. 48-53]. Где под информацией понимаются любые сведения, содержание которых может быть подано в знаковой или символической форме и сохранено на внешних по отношению к человеческому сознанию материальных носителях. Именно в ст. 5 этого закона указано, что каждый имеет право на информацию, предусматривающее возможность свободного получения, использования, распространения, хранения и защиты информации, необходимой для реализации своих прав, свобод и законных интересов [20].

С принятием новой Конституции Украины в 1996 году, это право относится к системе конституционных прав и свобод человека и гражданина. Статья 34 Конституции Украины, гарантируя каждому право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений, закрепила право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или иным способом по своему выбору, в объемах, необходимых для реализации каждым своих прав, свобод и законных интересов. Гарантированность права на информацию является одним из принципов информационных отношений в государстве и обществе. Всем участникам информационных отношений государство гарантирует равные права и возможности доступа к информации [9].

Установка упомянутого права на уровне Конституции государства является весомым шагом в направлении развития права на информацию. Речь

идет о создании эффективного организационно - правового механизма, который обеспечивал бы свободный доступ к собственным правам, свободам, законным интересам, функцияи и полномочиям. Осуществление права на информацию может быть ограничено только законом [11, с. 53-57].

Составными частями этого права являются: право лица давать согласие на сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о ней для социально - экономических, культурных, и др. социальных целей, право каждого человека на доступ к информации о себе (кроме составляющих охраняемую законом тайну) в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях, право каждого проверять достоверность информации о себе и членах своей семьи, право опровергать недостоверные сведения в судебном порядке, право требовать изъятия любой информации о себе, право каждого на возмещение материального и морального ущерба, причиненного сбором, хранением, использованием и распространением недостоверной информации о себе и членах своей семьи [19].

Реализация права на информацию гражданами, юридическими лицами и государством не должна нарушать общественные, политические, экономические, социальные, духовные, экологические и другие права, свободы и законные интересы граждан и юридических лиц. К распространению информации, касающейся лично гражданина, обеспечивается свободный доступ, кроме случаев, предусмотренных законами Украины [3, с. 50].

Что касается средств массовой информации в Украине то они не могут быть использованы для информации, которая направлена на свержение конституционного строя, нарушению территориальной целостности Украины; пропаганду войны, насилия, жестокости; разжигание расовой, национальной, религиозной вражды; посягательства на права, свободы человека; распространения сведений, составляющих государственную или иную предусмотренную законодательством тайну, а также совершение иных уголовно наказуемых действий [18].

На современном этапе право на информацию в Украине приобретает универсальный характер, она является звеном, связующим человека и государство, человека и общество. Достоверное и своевременное информирование граждан со стороны государства и предоставления необходимой для функционирования государства информации со стороны граждан является залогом формирования действительно гражданского общества, развития социального и правового государства [21].

В то же время право человека и гражданина на информацию, которое закреплено Конституцией 1996 года, требует дальнейшей разработки и регламентации с целью приведения в соответствие с международными стандартами и реалий современности. К сожалению, и это констатируют многочисленные ученые и практики, в Украине пока не создана устойчи-

вая нормативная база для регулирования всех отношений в сфере права на информацию. И это важнейшая задача украинского государства [22, с. 168-172]. В России право на информацию находится в ряду важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые признаются и гарантируются в Российской Федерации. Признание и гарантии права на информацию здесь отражают тенденцию направленную требованиям международных принципов и стандартов по правам человека. Эти принципы и стандарты нашли свое воплощение в основополагающих международных соглашениях о защите прав и свобод человека [10]. Проблемы что стоят перед российским обществом утверждение приоритета человека в экономической, политической и духовной сферах тесно связаны с нормативной циркуляцией информации и оптимизацией социального управления [13, с. 56-62].

В Конституции РСФСР 1978 г. тема права на информацию самостоятельно не выделялась. Оно было включенным в систему политических прав и свобод. Конституция РСФСР закрепляла свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Косвенно право на информацию конституционно фиксировалось в связи с гарантиями прав на образование, пользование достижениями культуры, права на участие в государственном управлении, на внесение предложений в государственные и общественные органы об улучшении их деятельности [2].

В полном объеме право на информацию было зафиксировано конституционно после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина Верховным Советом РСФСР в 1991 г. и включения этого текста в Конституцию 1992 г. [3, с. 51]. Право на информацию, гарантированная Конституцией РФ возможность граждан получать достоверные сведения о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц. Конституция РФ (ч. 4 ст. 29) закрепляет право каждого человека свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Это право не является абсолютным и подлежит ограничению. В частности, такие ограничения касаются информации (сведений), составляющей государственную тайну. Перечень такого рода сведений закрепляется Законом РФ от 21 июля 1993 «О государственной тайне» и является закрытым. Вместе с тем в соответствии с Конституцией РФ (ст. 23, 24, 29 и ч. 3 ст. 55) не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с информацией о органах государственной власти и их должностными лицами, сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нрав-

ственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Эти требования Закона распространяются на все без исключения государственные структуры. При этом Конституция РФ предусматривает разные уровни гарантий и разную степень возможных ограничений права на информацию, исходя из потребностей защиты частных и публичных интересов. Однако права на информацию согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 55) может быть ограничено исключительно федеральным законом [8].

Что касается развития права на информацию в Российской Федерации в настоящее время, то сегодня оно насчитывает около 500 нормативно-правовых актов. В его составе можно выделить следующие нормативные акты: (Закон Российской Федерации 1993 г. «Об информации, информатизации и защите информации», Закон Российской Федерации от 5 июня 1996 «Об участии в международном информационном обмене», Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О федеральных органах правительственной связи и информации», Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах», Закон Российской Федерации от 23 сентября 1993 г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Закон Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации») и др.

Право на получение информации в Российской Федерации занимает особое место среди других прав и свобод человека. И поскольку люди живут в обществе, где существуют определенные институты власти, то особенно важно для каждого члена общества иметь возможность ознакомиться с этой информацией. Причем в полном объеме и своевременно. Важность права на доступ к информации состоит и в том, что оно одновременно является механизмом защиты других прав, так как прозрачность и открытость деятельности органов власти снижает уровень нарушений прав и свобод. Кроме того, без реализации этого права гражданам невозможно активно участвовать в управлении делами государства, общественными делами, содействовать развитию местного самоуправления. Поэтому, гражданам необходимо получать информацию о деятельности государственных органов и про другие общественно важные вопросы [1].

Право на информацию отнесено к разряду основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ этому праву присущи особые свойства -неотчуждаемость и принадлежность каждому от рождения (естественный характер). Неотчуждаемость права на информацию в данном случае следует рассматривать только в контексте невозможности и недопустимости лишения этого права без опоры на закон [7, с. 77].

Конституционное закрепление данного права это шаг вперед в расширении информационных возможностей, а значит, и свободы личности, в развитии новых информационных отношений между человеком и государством. Вместе с тем, чтобы оно стало живым и действенным правом, необходимы соответствующие гарантии, условия обеспечивающие беспрепятственное осуществление этого права и составляющие, по сути дела, механизм его реализации. Остановимся на политических, законодательных и организационно-технических мероприятих [13, с. 56-62].

Кроме того, с целью обеспечения закрепленных статьей 29 Конституции РФ права на информацию граждан, соблюдение эго законных интересов в этой отрасли Президентом РФ был принят Указ «О Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации», согласно которому создана постоянно действующая Судебная палата по информационным спорам, которая не входит в систему федеральных судов РФ [8].

Поэтому, можно сказать, что право на информацию как в Украине так и Российской Федерации имеет свои общие особенности, долгое и трудный путь становления и развития для преодоления которого было осуществлено немало усилий и стараний. Наиболее полно это было отражено в период распада Советского Союза и формирования Украины и России как самостоятельных и демократических государств.

Общность этих двух стран проявляется также в том, что каждый из них на уровне своей Конституции защищает право своих граждан на информацию, так же как и любое другое право в судебном порядке, и является еще одним очень важным законодательно юридической гарантией. А именно Уголовный кодекс Российской Федерации (принят Государственной думой 24 мая 1996 г.) содержит ряд статей, которые определяют уголовную ответственность за преступления, предметом которых является информация [11].

Таким образом, реально осуществляемое конституционное право на информацию выполняет важные функции в жизнедеятельности человека. К тому же по мере движения общества к более устойчивым демократическим нормам и институтам его роль и степень влияния на реализацию других прав и свобод гражданина будут, несомненно, расти. Незаконно и необоснованно ограничивать такое право, это значит ослаблять механизм обеспечения свободы личности в целом. Расширять эго и делать более надежным в реализации и при етом значит укреплять юридическим положением гражданина, повышать уверенность человека в собственных силах, способствовать наиболее полному удовлетворению его интересов, в чем и заключается главная ценность прав и свобод [13, с. 56-62].

Литература

1. Андрук М. Право на доступ к информации: комментарий юриста.

иРІ: http://www.mmdc.narod.ru/books/book_12/part-2 (дата обращения:

12.05.2013).

2. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.

3. Веремейчик Ю.В. Право на інформацію як невід'ємне право людини // Право людини в Україні: реалізація та захист. 2001.

4. Європейська конвенція про захист права людини та основоположних свобод: основні полодення, практика застосування, український контекст. К.: ЗАТ «Віпол», 2004.

5. Заворотченко Т.М. Теоретико-правовий аналіз права на інформацію // Право і суспільство. 2010. №2.

6. Загальна декларація прав людини. иРІ: http://www.zakon4.rada. gov.ua/laws/show/995 (дата обращения: 12.05.2013).

7. Історія української конституції. К.: Право, 1997.

8. Конституция Российской Федерации. М., 2013.

9. Конституція України: Закон України від 28.06.1996 р. №254 к/96-ВР// Відом. Верхов. Ради України. 1996. №30.

10. Копылов В.А. Информационное право. М.: Юристъ, 2002.

11. Уголовный кодекс Российской Федерации. 13.06.1996. №63-ФЗ. иР1: http://www.consultant.ru/popular/ukrf/ (дата обращения: 12.05.2013).

12. Костецька Т.А. Конституційне право на інформацію і гарантії його реалізації // Правова держава. 1998. №9.

13. Малько А. Право гражданина на информацию: гражданское общество и правовое государство // Общественные науки и современность. 1995. №5.

14. Міжнародний пакт про громадянські і політичні права. иРІ: http://zakon1.rada.gov.ua/cgiЫn/laws/main.cgi?nreg=995_043 (дата обращения: 12.05.2013).

15. Білозьоров Є. Міжнародно-правові акти як складова правової основи діяльності України // Міжнародне право. иРІ: http://www.slv.com.ua/bookz/166/5036.html (дата обращения: 12.06.2013).

16. Нестеренко О.В. Інформація в Україні: право на доступ. Харків: Акта, 2012.

17. Перевалова Л.В. Конституційне право на інформацію та його реалізація в Україні // Громадянське суспільство і права людини. 2010.

18. Про друковані засоби масової інформації (пресу) в Україні: Закон України від 16.11.1992. №2782-ХІІ // Відом. Верхов. Ради України. 1993.

19. Про затвердження Інструкції про порядок обліку, зберігання і використання документів, справ, видань та інших матеріальних носіїв інформації, які містять конфіденційну інформацію, що є власністю держави :

Постанова Кабінету Міністрів України від 27.11.1998. №1893 // Відом. Верхов. Ради України. 2011.

20. Про інформацію: Закон України від 02.10.1992. №2657-XII // Відом. Верхов. Ради України. 1992. №48.

21. Рассолов М.М. Информационное право. М.: Юристъ, 1999.

22. Сіліч І.І. Право громадян на інформацію як гарантія їхнього адміністративно-процесуального статусу // Актуальні проблеми сучасної науки в дослідженнях молодих учених. 2005. №2.

References

1. Andruk M. Pravo na dostup k informatsii: kommentarii yurista. URL: http://www.mmdc.narod.ru/books/book_12/part-2 (data obrashcheniya:

12.05.2013).

2. Bachilo I.L., Lopatin V.N., Fedotov M.A. Informatsionnoe pravo SPb.: Yuridicheskii tsentr Press, 2001.

3. Veremeichik Yu.V. Pravo na іnformatsіyu yak nevіd'єmne pravo lyudini // Pravo lyudini v Ukraim: realіzatsіya ta zakhist. 2001.

4. Єvropeis'ka konventsіya pro zakhist prava lyudini ta osnovopolozhnikh svobod: osnovm polodennya, praktika zastosuvannya, ukra'ms'kii kontekst. K.: ZAT «^pol», 2004.

5. Zavorotchenko T.M. Teoretiko-pravovii anaNz prava na іnformatsіyu // Pravo і suspM'stvo. 2010. №2.

6. Zagal'na deklaratsіya prav lyudini. URL: http://www.zakon4.rada.

gov.ua/laws/show/995 (data obrashcheniya: 12.05.2013).

7. Istonya ukrams'ko!' konstitutsn. K.: Pravo, 1997.

8. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii. M., 2013.

9. Konstitutsіya Ukrami: Zakon Ukrami vіd 28.06.1996 r. №254 k/96-VR// Vіdom. Verkhov. Radi Ukrami. 1996. №30.

10. Kopylov V.A. Informatsionnoe pravo. M.: Yurist", 2002.

11. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii. 13.06.1996. №63-FZ. URL: http://www.consultant.ru/popular/ukrf/ (data obrashcheniya: 12.05.2013).

12. Kostets'ka T.A. KonstitutsMne pravo na іnformatsіyu і garantN iogo reaNzatsM // Pravova derzhava. 1998. №9.

13. Mal'ko A. Pravo grazhdanina na informatsiyu: grazhdanskoe ob-shchestvo i pravovoe gosudarstvo // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 1995. №5.

14. Mіzhnarodnii pakt pro gromadyans'kі і poNtichm prava. URL: http://zakon1.rada.gov.ua/cgibin/laws/main.cgi?nreg=995_043 (data obrashcheniya: 12.05.2013).

15. BMoz'orov Є. Mіzhnarodno-pravovі akti yak skladova pravovo'f osnovi

dіyal'nostі Ukrami // Mіzhnarodne pravo. URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.slv.com.ua/bookz/166/5036.html (data obrashcheniya:

12.05.2013).

16. Nesterenko O.V. Informatsiya v Ukraini: pravo na dostup. Kharkiv: Akta, 2012.

17. Perevalova L.V. Konstitutsiine pravo na informatsiyu ta iogo realizatsiya v Ukraini // Gromadyans'ke suspil'stvo i prava lyudini. 2010.

18. Pro drukovani zasobi masovoi informatsii (presu) v Ukraini: Zakon Ukraini vid 16.11.1992. №2782-XII // Vidom. Verkhov. Radi Ukraini. 1993.

19. Pro zatverdzhennya Instruktsii pro poryadok obliku, zberigannya i vikoristannya dokumentiv, sprav, vidan' ta inshikh material'nikh nosiiv informatsii, yaki mistyat' konfidentsiinu informatsiyu, shcho e vlasnistyu derz-havi: Postanova Kabinetu Ministriv Ukraini vid 27.11.1998. №1893 // Vidom. Verkhov. Radi Ukraini. 2011.

20. Pro informatsiyu: Zakon Ukraini vid 02.10.1992. №2657-XII // Vidom. Verkhov. Radi Ukraini. 1992. №48.

21. Rassolov M.M. Informatsionnoe pravo. M.: Yurist", 1999.

22. Silich I.I. Pravo gromadyan na informatsiyu yak garantiya ikhn'ogo administrativno-protsesual'nogo statusu // Aktual'ni problemi suchasnoi nauki v doslidzhennyakh molodikh uchenikh. 2005. №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.