О.В. Григорьева, А.Ю. Чихаев ЯДЕРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОСНОВА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ...
The French nuclear system is a typical case of double nature of nuclear technologies. The country has both military and peaceful capabilities. They were established in 1960s by the will of the president Charles de Gaulle who advocated the idea of national sovereignty. With the enlargement of nuclear system, nuclear power plants still generate more than 70% of energy in national scale. The public opinion is currently divided on how to balance advantages and disadvantages of nuclear technologies.
Sweden maintains the use of one-track nuclear capability. After the Second World War it was close to launch its own nuclear program. In 1950-1960s the government tried to impose social consensus on the point. However, high prices of the projects as well as the opposition criticism lead the country to the orientation toward peaceful technologies. Swedish government has recently begun to abandon them too by ratification of legal acts restricting the construction of new nuclear plants.
Keywords: diplomacy, foreign policy, national security, energy diplomacy, France, Sweden, nuclear energy, weapon of mass destruction, environment УДК: 349
ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В СИСТЕМЕ ОБЩИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
© 2015
А.А. Катаева, аспирант
Санкт-Петербургский Государственный Университет, Санкт-Петербург (Россия)
Аннотация: Статья посвящена изучению феномена права на благоприятную окружающую среду как отдельной отрасли в контексте всеобщих прав человека. Автор анализирует исторические предпосылки признания права на благоприятную окружающую среду как особого объекта прав, понятийные особенности указанного права, а также основы нормативно-правовой базы Российской Федерации по изучаемой проблеме.
Ключевые слова: окружающая среда, право на благоприятную окружающую среду, общество, государство.
Целью статьи является определение значимости права на благоприятную окружающую среду в системе общих прав человека, а также в правовой системе Российской Федерации.
Права человека носят естественный и неотчуждаемый характер. Признаком правового государства является возможность индивида свободно осуществлять свои неотъемлемые права. Права человека принято делить на абсолютные и относительные. Абсолютными являются такие личные права человека, как право на жизнь, право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, свободу вероисповедания, а также право на судебную защиту, правосудие и связанные с ними важнейшие процессуальные права. Ограничение этих прав не допускается ни при каких обстоятельствах. Те права человека, которые принято называть относительными, могут быть ограничены в особых случаях. Но любое ограничение прав человека должно быть предопределено законом.
«Под основными правами и свободами человека, имеющими общепризнанный характер и подлежащими всеобщему применению, следует понимать права, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека, Пактах о правах человека и других международных документах, имеющих универсальный характер. Эти права принадлежат всем людям независимо от того, являются ли они гражданскими лицами или носят военную форму» [1].
Если рассматривать права человека с политологической точки зрения, то они представляют собой над законные и не утрачиваемые индивидуальные права на свободу. Права человека свойственны всем, однако гражданские права закрепляются за гражданами соответствующих государств.
Главной идеей признания прав человека является признание его свободы, соблюдение им своих обязанностей перед государством и государства перед обществом. Права человека, в широком смысле, - это юридически оформленная концепция необходимости того, что нужно человеку для полноценной жизни.
Права человека подлежат классификации по различным признакам. Наиболее частый способ классификации основан на выделении гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Все они равнозначны между собой, взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Вследствие этого в случае, если
какой-либо из механизмов признания и защиты прав, входящих в общую систему, не работает, то это вызывает изменения в общественных отношениях и приводит к дисбалансу социальной системы.
Право на благоприятную окружающую среду занимает отдельное место в общей системе прав человека. В мире существует целый ряд документов как национальных, так и международных, которые посвящены определению понятия «окружающая среда», разработке действий по ее сохранению, а также формированию специального знания человека о данном понятии, с целью организации наилучшего и безвредного взаимодействия природы и человека. Нормативно-правовыми актами закрепляются условия влияния человека на окружающую среду и его права по использованию природных ресурсов в целях обеспечения своих жизненных потребностей.
Первым государством, провозгласившим в 1987 году право на благоприятную окружающую среду, стала Испания. В России впервые данное право было признано в Декларации прав и свобод человека 1991 года. Позже, в 1993 году, право на благоприятную окружающую среду получило закрепление в статье 42 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [2]. Субъектами права на благоприятную окружающую среду признаны граждане России и иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации.
Существует множество подходов к пониманию и определению феномена «права на благоприятную окружающую среду». В данной статье право на благоприятную окружающую среду рассматривается, как право каждого человека иметь возможность существовать в благоприятных условиях, не наносящих вред его жизни или здоровью. В юридическом аспекте право на окружающую среду подразумевает наличие определенных природоохранных правовых норм и механизмов, государственных структур, ответственных за выполнение всех необходимых требований и норм по сохранению окружающей среды.
Невозможно гарантировать человечеству существование без разного рода природных катаклизмов, однако, уже сегодня имеются и применяются технологии по предупреждению или заблаговременному выявлению подобных явлений.
Глобальные проблемы, связанные с состоянием или
109
изменением окружающей среды, представляют собой значимые вызовы, как отдельным национальным государствам, так и всему мировому сообществу. Среди них следует отметить изменение климата, истощение природных ресурсов, обеднение животного мира, опустынивание, масштабное сведение лесов, дефицит пресной воды и т.д. С проблемами такого рода сталкивают как развивающиеся, так и развитые страны, как малые, так и крупные регионы. Обеспечение права человека на благоприятную окружающую среду становится одним из комплексных элементов концепции экологической безопасности [3]. Обеспечение экологической безопасности в свою очередь входит в число приоритетных национальных интересов большинства стран мира [4.].
Следствием усугубления экологических проблем становится невозможность обеспечения реализации права на благоприятную окружающую среду для отдельных индивидов, групп индивидов, сообществ и человечества в целом.
Общество должно быть нацелено на формирование союзов, ассоциаций, партий и других объединений, которые будут осуществлять деятельность по подготовке решений, разработке программ и информировании населения об особой роли индивида в деле формирования общественного экологического сознания.
Каждый человек является отдельным элементом мировой экологической системы, в рамках которой, в соответствии с закономерностями которой он существует, поэтому следует помнить, что помимо потребительской функции человек обязан нести определенные обязанности по заботе и охране окружающей среды, а также уважать честь и достоинство других людей, их права и свободы, в частности права на благоприятную окружающую среду. Только при сбалансированном взаимодействии человека и природы можно говорить о возможности обеспечения человеку права на благоприятную окружающую среду.
В Федеральном законе РФ «Об охране окружающей среды» 2002г. понятие «благоприятная окружающая среда» определяется как «окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов» [5]. Помимо определения закон содержит ряд юридических критериев, оценивающих состояние окружающей среды и нормативы предельно допустимого вредного воздействия на окружающую среду. Обеспечению и сохранению окружающей среды способствует создание и развитие особо охраняемых природных зон. Существование подобных территорий поддерживает также многообразие животного и растительного мира, а значит, и всей природы в целом. Право на благоприятную окружающую среду -одно из основных и всеобъемлющих субъективных прав человека, непосредственно являющееся базисом в формировании достойного уровня экономического и экологического человеческого бытия.
Определения дают возможность выявить цели и специфику рассматриваемого объекта. Для понимания особенностей права на благоприятную окружающую среду важно сформировать определенное толкование юридической формулировки рассматриваемого права. Как уже сказано выше, природа и человек неразрывно связаны друг с другом, однако само понятие «природа» достаточно редко используется в нормативно-правовых актах. Редким исключением является статья 58 Конституции Российской Федерации, где говорится о том, что каждый обязан оберегать природу и окружающую среду, таким образом, разделяя эти два понятия.
Различие в подходах к определению природы между юридической и естественно-научной сферами заключается в том, что с юридической точки зрения все естественные объекты, созданные человеком, также относятся к природе, в то время как научный подход признает природным лишь те явления, которые не созданы
человеком. Окружающая среда как отдельная единица толкования является интегрированным объектом правового регулирования отношений в обществе, как на национальном, так и на международном уровнях.
Впервые понятие «окружающая среда» было введено в оборот во второй половине XIX века немецким биологом Якобом Икскюлем «для обозначения внешнего мира, окружающего живые существа в той мере, в какой он воспринимается органами чувств и органами передвижения животных и побуждает их к определенному поведению»[6].
Данная тематика интересовала многих ученых. К примеру, профессор Петров В. придерживался мнения, что окружающая среда является совокупностью природы и окружающего человека мира. «Окружающая среда представляет собой ту часть антропогенной среды, преобразованную в процессе антропогенной деятельности человека, состоящую в органическом единстве естественных, модифицированных, трансформированных экологических систем»[7].
Актуальность проблемы обеспечения права на благоприятную окружающую среду подтверждается вниманием к ней и заинтересованностью не только отдельных государств, но и мирового сообщества в целом. Еще в 1972 году на Конференции ООН, проходившей в Стокгольме поднимались вопросы о необходимости обеспечения данного вида права.
Несмотря на продолжительную историю существования данная область права к настоящему моменту не получила достаточного развития. Проанализировав определения «окружающей среды» и «природы» с разных точек зрения, можно сделать вывод о том, что в российском законодательстве они имеют практически одинаковый смысл. Законодательная база отражает обобщенное понимание природы и окружающей среды. В настоящее время, к сожалению, ощущается недостаток практического соблюдения нормативов и правовых норм, необходимых для создания и поддержания благоприятной окружающей среды.
Осознание необходимости использовать подобного рода права формируется постепенно. Одним из препятствий на пути к этому является отсутствие выработанных общепризнанных критериев, которые определяли бы окружающую среду, как благоприятную.
Назрела необходимость создания правового механизма, регулирующего отношения в сфере окружающей среды. По мнению автора, обеспечение права на благоприятную окружающую среду необходимо, однако оно не может быть ни обеспечено, ни нарушено, если не существует системы, которая позволяла бы отследить правонарушения в данной области. Чтобы обеспечить общество благоприятной окружающей средой и наделить правом проживать в благоприятных условиях, государство может воспользоваться методом, когда право будет признано, и народ в целях реализации своего права будет осуществлять контроль повсеместно и помогать, таким образом, более тщательно вести деятельность по сохранению и улучшению качества окружающей среды.
Сегодня можно по-разному оперировать значениями благоприятной окружающей среды. С одной стороны, это государственное структурирование деятельности по охране окружающей среды, с другой стороны, это отдельная отрасль прав человека, требующая особого внимания со стороны государства. В российском законодательстве акцент делается на правах человека, так, к примеру, Федеральный Закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную среду, в ст. 16 Федерального Закона от 02.05.1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» соблюдение права граждан на безопасные условия проживания, труда и благоприятную окружающую среду провозглашается в качестве основного принципа охраны окружающей среды.
Благополучное развитие человека невозможно без сохранения и улучшения его здоровья, залогом которого, в свою очередь, является благоприятная окружающая среда. Человек нуждаемся в чистом воздухе, воде и здоровой пище, как ни в чем другом, поэтому создание специальных механизмов по обеспечению благоприятной окружающей среды должно быть в приоритете и национальной политики, и межгосударственных отношений [Гусейнов].
Актуальность данной проблемы подтверждает и тот факт, что она находит свое отражение в повестке современных конференций, семинаров и круглых столов. В частности, в Санкт-Петербурге, 23-25 сентября 2015 года проходила V ежегодная конференция экологических активистов «Экология городов России/общественные инициативы», где обсуждалась концептуальная стратегия развития мегаполиса «Большой Петербург. XXI век». Была представлена модель развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области как единой системы. Также была затронута тема создания особо охраняемых природных территорий, на счету которых сегодня 5% городской территории, что ничтожно мало для культурной столицы и области. Основной задачей, по мнению участников конференции, должно стать «оживление» всей территории города путем объединения парковых и других зеленых зон с городской инфраструктурой.
На заседании Генеральной Ассамблеи ООН, состоявшейся в сентябре 2015 года в Нью-Йорке, США, Президент России Владимир Владимирович Путин в своем выступлении также обратил внимание на проблему состояния окружающей среды. Он отметил, что для борьбы с проблемой изменения климата необходимо ограничить выбросы парниковых газов. Помимо этого, необходимо разрабатывать и внедрять новые технологии для восстановления баланса в атмосфере. Данная проблема является глобальной, поэтому следует объединить усилия государств, обладающих достаточным научным потенциалом для более успешного решения вновь образовывающихся проблем состояния окружающей среды. Путин В.В. призвал совместно обсудить эти вопросы и приступить к решению экологических проблем под патронатом ООН, таким образом, подтвердив значимость вопроса и необходимость международного сотрудничества в его урегулировании.
Несмотря на то, что осознание важности благоприятной окружающей среды для развития человечества уже состоялось как на национальном, так и на международном уровне, по-прежнему не выработаны общепризнанные и всеми соблюдаемые принципы благоприятного воздействия человека на окружающую среду. В своей речи Президент РФ Путин В.В. сказал о том, что «необходимо внедрение новых природоподобных технологий, которые не наносят урон окружающему миру, а существуют с ним в гармонии и позволят восстановить нарушенный человеком баланс» [8]. Помимо этого, требуется правовое регулирование права человека на благоприятную окружающую среду, попытки уже сделаны, но процесс по реализации затянулся и требует скорейшего прогрессивного осуществления, как в теории, так и на практике. Общество нуждается в продвижении знания об окружающей среде, ее благах и правах человека на благоприятную среду в целях повышения безопасного природопользования, возможности лучшего существования в будущем.
Необходимо принимать во внимание сложность формулирования и определения границ прав и обязанностей во взаимоотношениях между государством и обществом. Природа и человек находятся в состоянии баланса и взаимного недеструктивного влияния.
При совершении правонарушения в рамках правовой систем, как правило, существует возможность исправить совершенную ошибку. При нарушении баланса в отношениях между человеком и окружающей средой происходит стагнация, а затем и деградация процессов,
изначально запущенных на прогрессивное развитие человеческого, растительного и животного миров.
Развивая концепцию права человека на благоприятную окружающую среду необходимо учитывать и обязанности индивида в отношении подобных прав других индивидов, а также в отношении окружающей среды. Философия концепции устойчивого развития, обозначенная в 1987г. в докладе «Наше общее будущее» Международной комиссии по окружающей среде и развитию содержит указание на подобный баланс прав и обязанностей «...необходимо обеспечить удовлетворение потребностей настоящего поколения, таким образом, чтобы не подрывать способность будущих поколений удовлетворять свои потребности».
Организация, информирование и направление общества на путь рационального природопользования является важным элементом в реализации любого проекта по улучшению окружающей среды.
Правовое регулирование становится определенным стержнем в системе взаимодействия государства и общества по сохранению и поддержанию благоприятных условий окружающей среды.
Право на благоприятную окружающую среду является уникальным по своему содержанию, так как оно направлено на ежедневное регулирование и контроль взаимоотношений человека и природы, удовлетворение человеческих потребностей за счет использования природных ресурсов.
В правовой системе Российской Федерации значимость права на благоприятную окружающую среду закрепляется в основном законе государства -Конституции РФ, где в статье 9 сказано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей тер-ритории[9]. Таким образом, в РФ право на окружающую среду признается жизненно важным источником благополучного существования и развития человека и гражданина.
При разработке нормативно-правовых актов, основной целью которых является защита права человека на благоприятную окружающую среду, необходима комплексная экологическая, экономическая и юридическая экспертиза.
Колбасов О.С. в своей статье «Завещание экологам» пишет об особом статусе экологического права с точки зрения истории. «Человек вследствие своего беспечного обращения с природой столкнется с необратимыми деградационными процессами, которые приведут к всеобщему осознанию важности экологии и неизбежности соблюдения природных законов» [10].
На международном уровне проводятся регулярные встречи, форумы, конференции, главной темой которых являются экологические проблемы и их решение. На национальном уровне государства также проводят множество мероприятий, посвященных развитию такой важной отрасли права как право на благоприятную окружающую среду и институтов, ответственных за соблюдение такого права. Проблемы ухудшения состояния окружающей среды часто носят глобальный характер, поэтому право на благоприятную окружающую среду как правовой институт априори становится объектом международного интереса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Права человека и вооруженные конфликты / Отв. Ред. Проф. В.А. Карташкин. - М.: Издательство НОРМА, 2001.
2. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993.
3. Ярыгин Г.О. Ключевые аспекты экологической конфигурации концепции безопасности. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 1. с. 21-26; Валитов И.О. Право на благо-
приятную окружающую среду и право на экологическую безопасность. // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 3 (37). С. 32-38.
4. Гусейнов Т.И.О. Право на благоприятную окружающую среду: международные и национальные аспекты. // Евразийский юридический журнал. 2010. № 9 (28). С. 90-96.
5. ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ http://www.consultant.ru/popular/okrsred/ (04.10.15).
6. Нескромный В. От философии «вражды» к «филосо-
фии взаимозависимости» // Зеленый мир. 1995. №20. С. 14.
7. Петров В. Экологическое право России. М., 1995, С. 98.
8. Речь президента РФ В.В. Путина на 70-ой сессии Генеральной ассамблеи ООН http://kremlin.ru/events/ president/news/50385 (6.10.2015).
9. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература. 1993.
10. Колбасов О.С. Завещание экологам //Журнал российского права. 2000. № 5/6. С. 90.
RIGHT TO A FAVORABLE ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF GENERAL HUMAN RIGHTS
© 2015
A.A. Kataeva, postgraduate student
St. Petersburg State University, St. Petersburg (Russia)
Abstract: This article is devoted to the study of a right to a favorable environment as a special phenomenon of a distinct branch of the system of universal human rights. The author analyses historical background of recognition of the right to a favorable environment as a special object of the universal human rights system; focuses on conceptual features of abovementioned right; explores documentary foundations of right to favorable environment of the Russian Federation. Keywords: environment, law, society, state, right to favorable environment.
УДК 338.45:332.14
ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ УКРАИНЫ
© 2015
В.Р. Купчак, кандидат экономических наук, доцент кафедры международной экономики, маркетинга и
менеджмента
Ивано-Франковский учебно-научный институт менеджмента Тернопольского национального экономического университета, Ивано-Франковск (Украина)
Аннотация. В статье исследованы проблемы устойчивого социально-экономического развития регионов Украины. Предложена классификация факторов, воздействующих на устойчивое развитие региональной экономики. Рассмотрено социально-экономическое прогнозирование как один из решающих научных методов формирования стратегии устойчивого развития региона. Региональная экономика рассмотрена как система социально-экономических отношений.
Ключевые слова: планирование, прогнозирование, регион, эффективное развитие региона, характеристика региона, внешняя среда, управления регионом, региональная экономика.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время преодолеть затянувшийся кризис и занять лидирующие позиции среди других регионов возможно только при переходе экономики региона на устойчивый путь развития. В этой связи устойчивое развитие приобретает стратегический характер не только в масштабах хозяйствующих субъектов, регионов, но и государства в целом.
Наделение регионов дополнительными функциями и полномочиями обусловило возникновение объективной потребности в формировании теоретико-методической базы по проблемам обоснования необходимости применения регионального индикативного и стратегического планирования и прогнозирования, определения ориентиров и притязаний развития территорий, обоснования инструментарного аппарата по принятию эффективных управленческих решений, обоснованию направлений интеграции государственных и региональных органов власти. Однако большинство регионов Украины не в полной мере оценивают необходимость выработки единой, с указанием конкретно выраженных приоритетов, стратегии устойчивого развития и дальнейшего контроля за процессами ее реализации[1].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Комплексность проблемы повышения энергоэффективности определяет широкий круг исследований в этом направлении. Различные аспекты повышения энергоэффективности исследовали такие ученые, как Башмаков И. А., Безруких П. П., Гнедой М. В., Кулик М. М., Лапка Е. А., Лир В. Е., Маляренко В.
А., Микитенко В. В., Огурцов А. П., Суходоля А. М., Черепанова В. А., Шидловский А. К. и др. Вопросами формирования стратегии устойчивого развития отдельных регионов и национальной экономики в целом занимались Александров И. А., Буркинський Б. В., Гейц. М., Заблодська И. В., Кизим Н. А., Коваленко Н. А., Масловская Л. Ц., Сенчагов В. К., Пила В. И., Тищенко А. М., Топиха В.И., Шаститко А. Е. и др.
Формирование целей статьи (постановка задания). Основной целью статьи является разработка и исследование концептуальных подходов, методологических основ и организационно-экономических методов формирования
региональной системы стратегического управления энергоэффективностью.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Проблема устойчивости находит частное отражение в современной экономической литературе: исследуются параметры зависимости темпов развития регионов от влияния факторов внешней и внутренней среды, необходимость корректировки социально-экономической политики на всех уровнях управления, механизмы рационального хозяйствования, направления перспективного экономического роста как отраслей и отдельных хозяйствующих субъектов, так и областей, регионов и государства, инновационные модели управления природно-ресурсным потенциалом и др.
В условиях модернизации большое значение для научного обоснования и детализации исследования экономических процессов получает региональная экономика, представляющая собой отрасль научных знаний о проявлении и развитии социально-экономических процессов и явлений в их непосредственной увязке с ресурсными возможностями