Научная статья на тему 'Право на безопасность здоровья человека как объект уголовно-правовой охраны'

Право на безопасность здоровья человека как объект уголовно-правовой охраны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
864
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЪЕКТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ / OBJECT OF CRIMINAL LEGAL PROTECTION / ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / OBJECT OF A CRIME / ВРЕД ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА / HARM TO HEALTH OF THE PERSON / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безручко Евгений Валерьевич

В статье рассматриваются международно-правовые, конституционно-правовые и уголовно-правовые аспекты признания права человека на здоровье объектом уголовно-правовой охраны. В результате автором сделано предложение об изменении Конституции Российской Федерации и статьи 2 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT TO SAFETY OF HUMAN HEALTH AS THE OBJECT OF CRIMINAL LAW PROTECTION

In article international legal, constitutional and legal and criminal and legal aspects of recognition of a human right on health are considered by object of criminal legal protection. As a result the author made the proposal on change of the Constitution of the Russian Federation and article 2 of the criminal code of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Право на безопасность здоровья человека как объект уголовно-правовой охраны»

Укрепление национальной безопасности Российской Федерации, усиление социально-экономической мощи государства невозможны без решения проблемы обеспечения здоровья его граждан. Эта проблема стала сегодня общенациональной, общегосударственной, стратегической. Именно роль здоровья в жизни отдельного человека, а также его значение для общества определяют необходимость использования всего требуемого арсенала правовых ресурсов. Конституционные гарантии обеспечения здравоохранения и охраны здоровья человека в Российской Федерации рассматриваются государством в качестве важнейших приоритетов, что предопределяет дальнейший характер управленческих решений, принимаемых органами государственной власти в форме законов и иных нормативных правовых актов. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [1] отмечено, что негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации оказывают незавершенность формирования нормативной правовой базы здравоохранения в целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечения населения медицинской помощью. Вопросы охраны здоровья человека являются приоритетными для любого государства. Здоровье - одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье - это предпосылка к высокоэффективному труду, творческой активности, наиболее полному самовыражению личности. Здоровье все в большей степени становится интегрированным показателем общественного прогресса. В государствах с рыночной экономикой охрана здоровья рассматривается с двух позиций: общественного здоровья, т. е. здоровья населения всей страны и больших групп людей; здравоохранения - системы, обеспечивающей реализацию медицинских услуг, потребляемых отдельным человеком. В показателях общественного здоровья аккумулируются достижения общества в социально-экономическом, научном и культурном плане. При этом государства контролируют деятельность, связанную с общественным здоровьем, поскольку состояние здоровья населения зависит от социально-экономических условий, условий труда и быта, геофизических особенностей места проживания, образования, степени развития транспорта и сельского хозяйства. Состояние здоровья - это продукт образа жизни, влияния окружающей среды, и именно эти факторы определяют здоровье на 85-90 %, в то время как здравоохранение обеспечивает, по нашему мнению, 7-15 %.

Право на охрану здоровья - одно из важнейших социальных прав человека и гражданина в силу того, что здоровье - высшее неотчуждаемое благо человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. В современный период биологический (медицинский) подход к правовому определению здоровья эволюционировал в медико-социальный. Общепринятым является убеждение, согласно которому к социальным факторам, определяющим уровень здоровья, относят социальное благополучие человека, величину реальной заработной платы, продолжительность рабочего дня, степень интенсивности и условия труда, наличие профессиональных вредностей и санитарное состояние страны. Мы полагаем, что социальная составляющая правового определения здоровья - это характеристика состояния здоровья членов социальной общности, измеряемая комплексом социально-демографических показателей: рождаемостью, средней продолжительностью жизни, смертностью, заболеваемостью, уровнем физического развития.

Право человека на здоровье в Конституции Российской Федерации прямо не закреплено. Среди общего права на здоровье выделено и гарантировано лишь право человека на охрану здоровья. Отсутствие в Конституции РФ положения, закрепляющего право человека на здоровье, свидетельствует о том, что напрямую это право не признается и не защищается государством. В связи с чем мы предлагаем закрепить в Конституции Российской Федерации наряду с правом человека на жизнь также и право человека на безопасность здоровья, включающее в себя право на неприкосновенность здоровья, право на распоряжение своим здоровьем, право на недопущение причинения вреда здоровью и право на его компенсацию, если вред здоровью человека был все же причинен.

В условиях правового государства реализация государственно-правовой политики в области охраны здоровья человека возможна лишь посредством разработки и принятия концептуальных кодифицированных законодательных актов. В настоящее время государственно-правовая политика в области охраны здоровья населения определена в целом ряде законодательных актов Российской

Федерации и ее субъектов, в Указах Президента, постановлениях и программах Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. С принятием Конституции 1993 г. субъекты Российской Федерации получили право формирования своей подсистемы правовой системы Российской Федерации. Единство системы государственной власти в Российской Федерации обеспечивается тем, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы как акты федеральной государственной власти обязательны на всей территории Российской Федерации, а законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации, принятые ими по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, не должны противоречить федеральным законам. Мы полагаем, что необходимо принятие Кодекса Российской Федерации об охране здоровья человека, который включил бы в себя все важнейшие нормативно-правовые положения в области охраны здоровья человека в Российской Федерации и исключил бы противоречия в различных правовых актах в этой сфере.

С точки зрения международной практики, право на охрану здоровья является одним из основных, оно имеет комплексный характер и включает в себя целый ряд элементарных прав, которые закреплены в международных документах о правах и свободах человека, в законах и иных правовых актах. Право на охрану здоровья является основным общепризнанным правом человека: оно закреплено во многих международных универсальных и региональных договорах и подтверждено многочисленными декларациями и резолюциями межгосударственных организаций и конференций. Между тем, общепризнанные международно-правовые акты об охране здоровья человека не дают ответа на вопрос о конкретном юридическом содержании данного права в контексте правовой институционализации и концептуализации объема правомочий индивида, а также объема обязанностей государств относительно реализации данного права на охрану здоровья. Кроме того, принципы недискриминации и равенства требуют универсального применения любых услуг или выгод, предоставляемых в рамках осуществления этого права. В целом же право на охрану здоровья, закрепленное в нормах международного характера, не тождественно праву на безопасность здоровья, так как включает в себя в основном условия, способствующие осуществлению права на получение медицинской помощи, достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на здоровье; на особую охрану здоровья граждан, занятых отдельными видами вредной профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности; на особую охрану здоровья беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, инвалидов, граждан пожилого возраста, граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах и т. п. В связи с чем мы делаем вывод о том, что право на безопасность здоровья человека в нормах международного законодательства непосредственно не закреплено.

Термин «объект» происходит от латинского оЬуекиш - предмет, явление, на которое направлена какая-либо деятельность [2, с. 349]. Нормы Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации структурированы в главы и разделы в зависимости от объекта посягательства. Всего в уголовном законодательстве России определено 19 видовых объектов, которые размещены по главам УК РФ. В названии этих глав и отображены объекты уголовно-правовой охраны, группы (виды) общественных отношений, находящихся под защитой уголовного закона от преступных посягательств, именуемых преступлениями. Согласно определению С. В. Познышева, преступлением может считаться только такое поведение человека, которое причиняет вред другим людям тем, что посягает на какое-либо их благо или благо общее, разрушает, повреждает или ставит это благо в опасное положение, или же состоит в несовершении для других людей действий, совершать которые личность обязана в общих интересах [3, с. 50]. А. Н. Трайнин справедливо отмечал, что каждое преступление всегда есть посягательство на определенный объект; преступления, которое ни на что не посягало бы, в природе не существует [4, с. 122].

В теории уголовного права сформировался концептуальный подход к определению объекта преступления. Так, под объектом преступления понимают общественные отношения, блага и интересы, охраняемые уголовным законом, которым причиняется вред или создается реальная угроза его причинения в результате совершения преступного деяния [5, с. 4].

Теоретическое определение в науке уголовного права объекта преступления как совокупности общественных отношений, охраняемых уголовным законом, было впервые закреплено в учебнике по

уголовному праву А. А. Пионтковского 1924 г. В последующем в советской науке уголовного права эта концепция становится доминирующей. Другая концепция об объекте преступления в уголовно-правовой науке советского периода, не получившая широкой поддержки у научной общественности, определяет объект преступления как тот, против кого оно совершается, т. е. отдельные лица или какое-то множество лиц, материальные или нематериальные ценности которых, будучи поставленными под уголовно-правовую охрану, подвергаются преступному воздействию, в результате чего этим лицам причиняется вред или создается угроза причинения вреда [6, с. 15].

Однако учение об объекте преступления - это, наверное, один из сложных институтов уголовно-правовой науки. Спорность многих аспектов учения об объекте преступления в уголовном праве России далеко не случайна. Пожалуй, нет другой такой темы, значимость которой определялась бы столь прямо и непосредственно [6, с. 4].

Исследовав системную значимость безопасности как состояния защищенности от возникающих угроз различного характера, мы предлагаем рассматривать объект преступлений против здоровья человека с позиции обеспечения безопасности здоровья человека от преступных посягательств. При этом под объектом посягательств, направленных на причинение вреда здоровью человека, предлагаем понимать безопасность здоровья с биологических (медицинских) позиций в значении определенного физического и (или) психического состояния организма человека на момент времени, предшествующий посягательству, каким бы далеким от идеального состояния оно (здоровье) не было.

Одной из основных задач проводимого в Российской Федерации преобразования общества является строительство правового государства, в котором права и свободы человека и гражданина должны стать высшей ценностью (ст. 2 Конституции Российской Федерации). УК РФ на первое место поставил охрану прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 УК РФ). Конституция Российской Федерации гарантирует лишь право человека на охрану здоровья. Таким образом, в ст. 2 УК РФ в качестве одной из задач уголовного закона юридически закреплена охрана права на охрану здоровья, что представляется неприемлемым. В связи с этим предлагаем юридически закрепить, в том числе и в ст. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в качестве приоритетного направления реализации задач уголовного законодательства по охране общественных отношений, благ, интересов от преступных посягательств, защиту безопасности здоровья человека в Российской Федерации.

Литература

1. Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 20, ст. 2444.

2. Словарь иностранных слов. М., 1989.

3. Познышев С. В. Учебник уголовного права. Общая часть. М., 1923.

4. Трайнин А. Н. Общее учение о составе преступления. М., 1957.

5. Никифоров Б. С. Объект преступления по советскому уголовному праву. М., 1960.

6. Краснопеев В. А. Объект преступления в российском уголовном праве (теоретико-правовой анализ): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.