Научная статья на тему 'ПРАВО КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ'

ПРАВО КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
664
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
креативные индустрии / креативная экономика / творческие отрасли / интеллектуальная собственность / право креативных индустрий.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалькова Е. Ю.

Креативная экономика является одним из самых перспективных направлений. В статье отражена тема креативных индустрий как нового сектора экономики. Раскрывается понятие и роль креативных индустрий и их разновидностей, понимание «креативной экономики». Автором отмечается, что креативная экономика не имеет единого определения. В статье раскрывается генезис понятия «креативные индустрии», проанализированы концептуальные подходы к классификации креативных индустрий, рассмотрена их сущность и специфика. Автором анализируются законодательство о креативных индустриях и оцениваются меры, направленные на совершенствование механизма регулирования креативных индустрий. Целью исследования стал анализ текущего состояния понятий креативных индустрий в мире и в России. Методология исследования выражена системным, описательным, институциональным, а также диалектическим методами научного познания, сбора и анализа научного и практического материала, которые позволили структурировать представления о креативных индустриях и креативной экономике. Результаты исследования показали, что преобладает модель креативных индустрий, разработанная Великобританией; имплементация креативных индустрий зависит от разнообразных факторов; признание государством креативных индустрий обеспечивает их системную поддержку, закрепляет коммерческую ценность интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВО КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ»

gs4 инновации ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-7-231-235 КОВАЛЬКОВА Елена Юрьевна,

NIION: 2018-0076-7/22-846 кандидат юридических наук, доцент,

MOSURED: 77/27-023-2022-7-1044 доцент кафедры гражданского права

Казанского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», e-mail: [email protected] SPIN-код: 2289-5660

ПРАВО КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ

Аннотация. Креативная экономика является одним из самых перспективных направлений. В статье отражена тема креативных индустрий как нового сектора экономики. Раскрывается понятие и роль креативных индустрий и их разновидностей, понимание «креативной экономики». Автором отмечается, что креативная экономика не имеет единого определения. В статье раскрывается генезис понятия «креативные индустрии», проанализированы концептуальные подходы к классификации креативных индустрий, рассмотрена их сущность и специфика. Автором анализируются законодательство о креативных инду-стриях и оцениваются меры, направленные на совершенствование механизма регулирования креативных индустрий. Целью исследования стал анализ текущего состояния понятий креативных индустрий в мире и в России. Методология исследования выражена системным, описательным, институциональным, а также диалектическим методами научного познания, сбора и анализа научного и практического материала, которые позволили структурировать представления о креативных индустриях и креативной экономике. Результаты исследования показали, что преобладает модель креативных индустрий, разработанная Великобританией; имплементация креативных индустрий зависит от разнообразных факторов; признание государством креативных индустрий обеспечивает их системную поддержку, закрепляет коммерческую ценность интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: креативные индустрии, креативная экономика, творческие отрасли, интеллектуальная собственность, право креативных индустрий.

KOVALKOVA Elena Yu.,

PhD in Law, Associate Professor of the Department of Civil Law of the Kazan Branch of the Russian State University of Justice

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CIVIL LAW IN THE FIELD

OF DIGITAL RIGHTS

Annotation. The creative economy is one of the most promising areas. The article reflects the theme of creative industries as a new sector of the economy. The concept and role of creative industries and their varieties, the understanding of the "creative economy" is revealed. The author notes that the creative economy does not have a single definition. The article reveals the genesis of the concept of "creative industries", analyzes the conceptual approaches to the classification of creative industries, examines their essence and specificity. The author analyzes the legislation on creative industries and evaluates measures aimed at improving the mechanism of regulation of creative industries. The purpose of the study was to analyze the current state of the concepts of creative industries in the world and in Russia. The research methodology is expressed by systemic, descriptive, institutional, as well as dialectical methods of scientific knowledge, collection and analysis of scientific and practical material, which made it possible to structure ideas about creative industries and the creative economy. The results of the study showed that the creative industries model developed by the UK prevails; the implementation of creative industries depends on various factors; state recognition of creative industries provides their systemic support, reinforces the commercial value of intellectual property.

Key words: creative industries, creative economy, intellectual property, creative industries law. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

Креативная экономика и креативные индустрии - реалии сегодняшнего дня. Зародившиеся в 1990-х концепция креативности и представление о креативных инду-стриях [1] только сравнительно недавно стали внедряться в российскую экономику и право. Вместе с тем. еще в 2004 г. Генеральный секретарь ЮНКТАД [2] учредил отдельную программу «Креативная экономика», которая в последствии неоднократно вновь подтверждалась и расширялась на министерских конференциях ЮНКТАД, а 2021 г. в интересах устойчивого развития общества был объявлен Международным годом креативной экономики [3].

Несмотря на тот факт, что в России сами эти понятия пока еще можно назвать достаточно новыми, в крупных городах, в первую очередь в Москве, именно креативные индустрии уверенно становятся одним из опорных секторов экономики в целом, могучим драйвером поступательного развития [4]. Попытаемся разобраться в данном явлении.

Что такое креативная экономика? Креативная экономика не имеет единого определения. Это развивающаяся концепция, основанная на взаимодействии человеческого творчества и идей с интеллектуальной собственностью, знаниями и технологиями. По сути, это экономическая деятельность, основанная на знаниях, на которой базируются «креативные индустрии».

Считается, что первое определение «креативных индустрий» [5; 6] было дано Департаментом культуры, медиа и спорта Великобритании в 1997 г. В документе говорилось, что креативные (творческие) индустрии - это «те виды деятельности, которые берут свое начало в индивидуальном творчестве, мастерстве и таланте и которые имеют потенциал для богатства и создание рабочих мест за счет производства и использование интеллектуальной собственности». Далее в документе говорится: «В них принято включать следующие основные сектора: реклама, архитектура, искусство и рынок антиквариата, ремесла, дизайн, дизайнер, мода, кино, программное обеспечение для интерактивного досуга, музыка, исполнительское искусство, издательское дело, программное обеспечение, телевидение и радио» ^С1^1998: 3) [7].

По мнению доктора Джонатана Гросса, научного сотрудника и преподавателя Департамента культуры, медиа и творческих индустрий (СМС1) Королевского колледжа Лондона, разработка этого картографического документа креативных индустрий носила специальный характер, процесс определения творческих отраслей и процесс сбора данных были далеки от систематических, сам документ имел как огромный успех, так и

разочарование. Ему удалось назвать новый сектор экономики. После 20 лет споров по поводу определения творческих отраслей дискуссия достигла точки, когда даже некоторые из тех, кто наиболее активно участвовал в его разработке, придерживаются мнения, что понятие творческих отраслей было ценным в то время, но с тех пор было заменено. Сегодня требуются и разрабатываются новые словари и модели, с помощью которых можно понять роль и значение творчества в экономике [5].

ЮНЕСКО уже в 2009 г. определяет креативные индустрии как деятельность, основные цели которой - «производство или воспроизводство, продвижение, распределение или реализация товаров, услуг и деятельность культурных, художественных или связанных с сохранением природы институтов», т.е. как совокупный цикл создания, производства и распространения товаров и услуг, основанных на креативности и интеллектуальном капитале [9].

Креативные индустрии в настоящее время включают в себя рекламу, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, дизайн, моду, кино, видео, фотографию, музыку, исполнительское искусство, издательское дело, исследования и разработки, программное обеспечение, компьютерные игры, электронные издательства и телевидение / радио, что является современной основой всей экономики.

Таким образом, креативная экономика - это сумма всех частей креативных индустрий, включая торговлю, рабочую силу и производство. Сегодня креативные индустрии - один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики, предоставляя особо развивающимся странам новые возможности для перехода в новые быстрорастущие отрасли мировой экономики.

Согласно классификации ООН, в креативные индустрии входят четыре отрасли, в которых пересекаются культура, бизнес и технологии. Во-первых, это культурное наследие, являющееся источником вдохновения для творчества и креативных индустрий. К нему относятся культурные достопримечательности (музеи, выставки, библиотеки), а также ремесла, праздники и фестивали традиционной культуры.

Второй отраслью является искусство, включающее индустрии исполнительского (живое исполнение, опера, кукольный театр и др.) и изобразительного искусства (арт-рынки, антикварные салоны, живопись, фотография и пр.).

Третья отрасль - медиаиндустрии, включающие печатную продукцию и публикации, аудиовизуальную культуру и новые медиа (видеоигры, программное обеспечение).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

Четвертая - отрасль функционального креатива. Это секторы, производящие функциональные товары и услуги, такие, например, как дизайн (дизайн интерьера, графический дизайн, мода, ювелирные изделия, игрушки), новые медиа (программное обеспечение, видеоигры и цифровой творческий контент), креативные услуги (архитектура, реклама, культурные и туристические услуги, научные исследования и разработки, цифровые и другие смежные услуги).

Как отмечается, креативные индустрии могут способствовать развитию и сохранению культурного наследия, расширению участия развивающихся стран в мировой торговле и использование ими новых и динамичных возможностей роста, выгод развития от международной торговли и торговых переговоров, представляет собой игру с положительной суммой для развитых и развивающихся стран [10].

Разработанная ЮНКТАД программа «Креативная экономика» направлена на организацию более сбалансированной и инклюзивной торговли в новых динамичных секторах. Ключевыми участниками этого процесса являются национальные заинтересованные стороны - правительственные министерства и специализированные учреждения, частный сектор и гражданское общество, включая ассоциации творческих индустрий, предприятия, научные круги и работников. С помощью национальных исследований, обследований, баз данных и обсуждений на национальных семинарах заинтересованные стороны будут изучать различные области политики, включая взаимосвязь между конкуренцией и промышленной политикой, защитой прав потребителей, фискальной политикой, торговой политикой, тарифными и нетарифными мерами, режимами интеллектуальной собственности, политикой в области образования, финансовыми схемами, институтами и международным сотрудничеством, для продвижения перспективных секторов креативных индустрий [11].

В декабре 2019 г. Генеральная Ассамблея ООН в Нью-Йорке консенсусом приняла резолюцию 74/198 (2019) об объявлении 2021 г. "Международным годом креативной экономики в интересах устойчивого развития". Это стало знаковым достижением для креативных индустрий, признав их важнейшими секторами для достижения повестки дня на период до 2030 г., подчеркнув роль международной торговли креативными товарами и услугами и ее вклад в мировую экономику [12].

На 15-й сессии Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию в 2021 г. в Бриджтаунском соглашении среди многочисленных рекомендаций содержится призыв к ЮНКТАД о необходимости уделять больше вни-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

мания социальным выгодам и выгодам для развития творческого и технологического секторов, а также взять на себя обязательство и внести свой вклад в центрирование культурных и творческих индустрий в качестве движущей силы торговли, развития и национальных и региональных инновационных систем [13]. И уже в Бриджтаунском пакте было отмечено, что креативная экономика стала важным фактором экономического роста и открывает перед странами новые перспективы диверсификации своей экономики и перехода в новые, быстрорастущие секторы мировой экономики. При этом, важно создать благоприятные условия для развития креативной экономики, в частности путем поощрения творчества, инноваций и предпринимательства, поддержки развития учреждений культуры и отраслей культуры, обеспечения технической и профессиональной подготовки работников культуры и расширения возможностей трудоустройства в культурном и творческом секторе [14].

Следует отметить, что именно работа ЮНКТАД вывела «креативную экономику» на новый уровень в мировой повестке дня в области экономики и развития, где основное внимание уделяется торговле креативными товарами и услугами, лежащими в основе деятельности креативных индустрий.

Программа ЮНКТАД «Креативная экономика» генерирует экономическую информацию через призму торговли, чтобы понять прошлые тенденции и спроектировать будущее, а также содействовать пониманию торговли креативными товарами и услугами, интеллектуальной собственностью, идеями и воображением на основе данных.

В Российской Федерации понятие «творческие (креативные) индустрии» впервые было закреплено в Основах государственной культурной политики в 2014 г. «Творческие индустрии» -компании, организации и объединения, производящие экономические ценности в процессе творческой деятельности, а также деятельность по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке. К сфере творческих индустрий относятся: промышленный дизайн и индустрия моды, музыкальная индустрия и индустрия кино, телевидение и производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес и книготорговля, рекламное производство и средства массовой информации [15].

По данным исследования Агентства стратегических инициатив, текущие оценки вклада креативной индустрии в ВВП России оцениваются примерно в 4.37%, или в натуральном выражении -4.8 трлн руб. [16].

В отчете ЮНКТАД о «Перспективах креативной экономики: тенденции международной торговли креативными индустриями за 2002 - 2015 гг.» в отношении России указывается, что основными рынками сбыта экспорта творческих товаров из Российской Федерации были Азия (62%), за ней следовала Европа, (33%), Африка (3%) и Америка (2%). В 2014 г. Российская Федерация торговала в основном со своими соседями. Первая десятка партнерами по экспорту креативных товаров Российской Федерации были Объединенные Арабские Эмираты, Казахстан, Индия, Беларусь, Швейцария, Германия, Турция, Бангладеш, Украина и Китай. Экспорт креативных услуг в 2014 г. составил 11.2 млрд долл. Реклама исследования рынка и услуги, по опросу общественного мнения (4.3 млрд долл.), которые составляют основную долю, за которой следуют архитектурные, инженерные, научные и другие технические услуги (3.5 млрд долл.) и компьютерные услуги (2.6 млрд долл.) [17].

В заключение отметим, что, несмотря на разнообразие моделей креативных индустрий, преобладает модель, разработанная Великобританией, взятая за образец многими как международными организациями, так и различными странами, но с учетом институциональных, культурных традиций и политических возможностей. Импле-ментация креативных индустрий зависит от разнообразных факторов, таких как суверенизация страны, неравенство между территориями и городами, коммерциализация культурного сектора, включенность в глобальную конкуренцию и др. Вместе с тем, признание государством креативных индустрий и создание правового регулирования обеспечивает их системную поддержку, создает условия для самореализации талантов, развития современных цифровых технологий, а также закрепляет не только культурную, но и коммерческую ценность интеллектуальной собственности.

Список литературы:

[1] Hall, P and Castells М., Technopoles of the World: The Making of 21st Century Industrial Complexes. - London: Routledge, 1994.

[2] ЮНКТАД является постоянным межправительственным органом, учрежденным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1964 году, включающий 195 государств-членов. URL: https://unctad.org/about

[3] Международный год креативной экономики в интересах устойчивого развития, 2021 год. URL: https://unctad.org/topic/trade-analysis/creative-economy-programme/2021-year-of-the-creative-economy

[4] Орлов С.В. Креативные индустрии как элемент информационного общества нового типа // Московский экономический журнал. - 2021. - № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnye-industrii-kak-element-informatsionnogo-obschestva-novogo-tipa (дата обращения: 16.05.2022).

[5] Gross, Jonathan. (2020) The Birth of the Creative Industries Revisited: An Oral History of the 1998 DCMS Mapping Document. - London: King's College London. doi.org/10.18742/pub01-017

[6] Хестанов Р Креативные индустрии — модели развития // Социологическое обозрение. -2018. - № 3.

[7] Department of Culture, Media and Sport. (1998) Creative Industries Mapping Document.

[8] Gross, Jonathan. (2020) The Birth of the Creative Industries Revisited: An Oral History of the 1998 DCMS Mapping Document. - London: King's College London. doi.org/10.18742/pub01-017

[9] UNESCO (2009) Framework for Cultural Statistics — UNESCO Culture. 2009. URL: http:// unesdoc. unesco.org/images/0019/001910/191061e. pdf (дата обращения: 08.07.2022).

[10] UNCTAD XI, Sao Paulo (2004). Программные мандаты креативной экономики ЮНКТАД. URL: https://unctad.org/topic/trade-analysis/creative-economy-programme# (дата обращения: 12.08.2022).

[11] В соответствии с Найробийским мандатом ЮНКТАД (TD/519). Программные мандаты креативной экономики ЮНКТАД. URL: https:// unctad.org/topic/trade-analysis/creative-economy-programme# (дата обращения: 12.08.2022).

[12] United Nations resolution declaring 2021 the "International Year of Creative Economy for Sustainable Development" 74/198 (2019). URL: https://digitallibrary.un.org/record/3835223?ln=en (дата обращения: 18.07.2022).

[13] The Bridgetown Accord (TD/540), Creative Economy and Trade Digitalization Forum, Fifteenth session of the United Nations Conference on Trade and Development, 5 November 2021. URL: https:// unctad.org/system/files/official-document/td540_ en.pdf (дата обращения: 18.05.2022).

[14] The Bridgetown Covenant, Fifteenth session of the United Nations Conference on Trade and Developments November 2021., para. 127 (ee). URL: https://unctad.org/system/files/official-document/td541add2_en.pdf (дата обращения: 18.07.2022).

[15] Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // СЗ РФ. - 2014. - № 52 (часть I), - ст. 7753.

[16] Креативные индустрии. Современные тренды развития регионов / Материалы заседания Совета по развитию социальных инноваций

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

субъектов РФ при Совете Федерации Фед. Собр. РФ (22 октября 2020) URL: http://council.gov.ru/ media/files/cArZsej5uEzf7rYuwtSduLBfl0bgYRUj.pdf (дата обращения: 18.07.2022).

[17] Creative economy outlook trends in international trade in creative industries country profiles 2002-2015. URL: https://unctad.org/system/ files/official-document/ditcted2018d3_en.pdf (дата обращения: 18.07.2022).

Spisok literatury:

[1] Hall, P and Castells M., Technopoles of the World: The Making of 21st Century Industrial Complexes. - London: Routledge, 1994.

[2] YUNKTAD yavlyaetsya postoyannym mezh-pravitel'stvennym organom, uchrezhdennym Gener-al'noj Assambleej Organizacii Ob"edinennyh Nacij v 1964 godu, vklyuchayushchij 195 gosudarstv-chle-nov. URL: https://unctad.org/about

[3] Mezhdunarodnyj god kreativnoj ekonomiki v interesah ustojchivogo razvitiya, 2021 god. URL: https://unctad.org/topic/trade-analysis/creative-econ-omy-programme/2021-year-of-the-creative-economy

[4] Orlov S.V. Kreativnye industrii kak element informacionnogo obshchestva novogo tipa // Mosk-ovskij ekonomicheskij zhurnal. - 2021. - № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnye-indus-trii-kak-element-informatsionnogo-obschestva-novo-go-tipa (data obrashcheniya: 16.05.2022).

[5] Gross, Jonathan. (2020) The Birth of the Creative Industries Revisited: An Oral History of the 1998 DCMS Mapping Document. - London: King's College London. doi.org/10.18742/pub01-017

[6] Hestanov R. Kreativnye industrii — modeli razvitiya // Sociologicheskoe obozrenie. - 2018. -№ 3.

[7] Department of Culture, Media and Sport. (1998) Creative Industries Mapping Document.

[8] Gross, Jonathan. (2020) The Birth of the Creative Industries Revisited: An Oral History of the 1998 DCMS Mapping Document. - London: King's College London. doi.org/10.18742/pub01-017

[9] UNESCO (2009) Framework for Cultural Statistics — UNESCO Culture. 2009. URL: http://

unesdoc. unesco.org/images/0019/001910/191061e. pdf (data obrashcheniya: 08.07.2022).

[10] UNCTAD XI, Sao Paulo (2004). Program-mnye mandaty kreativnoj ekonomiki YuNKTAD. URL: https://unctad.org/topic/trade-analysis/creative-econ-omy-programme# (data obrashcheniya: 12.08.2022).

[11] V sootvetstvii s Najrobijskim mandatom YuNKTAD (TD/519). Programmnye mandaty kreativnoj ekonomiki YUNKTAD. URL: https://unctad.org/ topic/trade-analysis/creative-economy-programme# (data obrashcheniya: 12.08.2022).

[12] United Nations resolution declaring 2021 the "International Year of Creative Economy for Sustainable Development" 74/198 (2019). URL: https:// digitallibrary.un.org/record/3835223?ln=en (data obrashcheniya: 18.07.2022).

[13] The Bridgetown Accord (TD/540), Creative Economy and Trade Digitalization Forum, Fifteenth session of the United Nations Conference on Trade and Development, 5 November 2021. URL: https:// unctad.org/system/files/official-document/td540_ en.pdf (data obrashcheniya: 18.05.2022).

[14] The Bridgetown Covenant, Fifteenth session of the United Nations Conference on Trade and Development,5 November 2021., para. 127 (ee). URL: https://unctad.org/system/files/official-docu-ment/td541add2_en.pdf (data obrashcheniya: 18.07.2022).

[15] Ukaz Prezidenta RF ot 24 dekabrya 2014 g. № 808 \"Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj kul'turnoj politiki\" // SZ RF. - 2014. - № 52 (chast' I), - st. 7753.

[16] Kreativnye industrii. Sovremennye trendy razvitiya regionov / Materialy zasedaniya Soveta po razvitiyu social'nyh innovacij sub"ektov RF pri Sovete Federacii Fed. Sobr. RF (22 oktyabrya 2020) URL: http://council.gov.ru/media/files/cArZsej5uEzf7rYu-wtSduLBfl0bgYRUj.pdf (data obrashcheniya: 18.07.2022). [17] Creative economy outlook trends in international trade in creative industries country profiles 2002-2015. URL: https://unctad.org/ system/files/official-document/ditcted2018d3_en.pdf (data obrashcheniya: 18.07.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.