ПРАВО КАК ИСКУССТВО: ОБЗОР IX ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ФОРУМА
ФОКИН Евгений Анатольевич, научный сотрудник центра зарубежного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
С 14 по 17 мая 2019 г. в г. Санкт-Петербурге проходил IX Международный юридический форум (далее — Форум). Для оценки популярности и значимости данного мероприятия достаточно обратить внимание на статистику: Форум собирает более 4 тыс. участников, на нем представлены более 100 стран мира, а количество проводимых мероприятий превысило 100 круглых столов, сессий, дискуссий, ток-шоу и т. п.
В 2019 г. в Форуме участвовала представительная делегация Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (далее — Институт), в которую вошли директор Института, академик РАН Т.Я. Хабриева; заместитель директора Института доктор юридических наук, профессор И.И. Кучеров; заведующий центром зарубежного законодательства и сравнительного правоведения Института доктор юридических наук, профессор А.И. Ковлер; заведующая отделом финансового, налогового и бюджетного законодательства Института доктор юридических наук Н.А. Поветкина; главный научный сотрудник центра фундаментальных правовых исследований Института доктор юридических наук, профессор В.В. Лазарев; научный сотрудник центра зарубежного законодательства и сравнительного правоведения Института Е.А. Фокин.
Форуму предшествовал круглый стол в Конституционном Суде РФ на тему «Конституционная идентичность и универсальные ценности: искусство соразмерности», на котором с основным докладом выступила академик РАН Т.Я. Хабриева. Выступление было посвящено ценностным основам Российского государства в контексте наметившегося кризиса идеи справедливости.
Отличительной чертой основной программы Форума является его межотраслевой и междисциплинарный характер. На дискуссионных площадках, как и в прошлые годы, были представлены все направления правового регулирования. При этом Форум всегда успешно достигал баланса между традиционными для научных мероприятий темами дискуссий (среди которых гражданское право, банкротство, конституционное право и т. д.) и темами, которые свою максимальную остроту и актуальность приобрели только в текущий момент. К подобным круглым столам относятся, например, сессии про Legal tech, Финтех, Fake news, токенизацию бизнес-активов.
Максимальная практикоориентированность Форума закономерно привела к тому, что ряд круглых столов проводился при активном участии представителей неюридических профессий. Например, особо от-
кровенной и предельно содержательной получилась дискуссия на круглом столе «Сколько еще бизнес будет ходить под статьей».
Центральным докладом пленарной сессии Форума стало выступление Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, который традиционно является идейным вдохновителем Форума. Д.А. Медведев акцентировал внимание на качественно новых вызовах, стоящих перед законодательством, среди которых принципы распространения информации в виртуальном пространстве, защита интеллектуальных прав (особенно в контексте противодействия пиратскому рынку), нормативное регулирование цифровой экономики, налогообложение электронных услуг. Фактически речь идет о создании качественно нового законодательства, на первом месте в котором будут не столько правила и запреты, сколько определенные стимулы (например, стимулы развития электронной формы сделок). В то же время крайне актуальными остаются и классические вопросы юридической науки. Так, каждый раз, когда сфера законодательного регулирования распространяется на некую новую совокупность общественных отношений, неминуемо возникает вопрос: будет регулирование императивным или диспозитивным?
Вместе с тем в некоторых сферах общественной жизни законодательное регулирование находится в заметном профиците. Так, переизбытку контрольных механизмов и реформе контрольно-надзорной системы была посвящена дискуссионная сессия «Надзорная реформа: от регуляторного хаоса к умному контрою». Речь шла о так называемой регулятор-ной гильотине. Дискуссионную сессию провел заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ Ю.С. Любимов, подробно рассказавший о смыслах и целях проводимой реформы.
Дискуссия была продолжена на сессии «Как сделать государственный контроль дружелюбным и эффективным: презентация нового законопроекта о госконтроле». Модераторами выступили Полномочный представитель Правительства РФ в Конституционном Суде РФ и Верховном Суде РФ М.Ю. Барщев-ский и заместитель Председателя Правительства — руководитель Аппарата Правительства РФ К.А. Чуй-ченко.
М.Ю. Барщевский поделился своим видением контрольно-надзорной реформы и, в частности, проекта нового Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно позиции модератора, ключевой идеей нового закона является идея самоограничения государства, что принципиально отличает данный
Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 3
157
закон от предшествующих нормативных правовых актов.
К.А. Чуйченко кратко осветил основные принципы проводимой контрольно-надзорной реформы и принятия качественно новых законодательных актов в административной сфере, особо отметив необходимость разделения материально-правовых и процессуальных вопросов в административно-правовом регулировании.
Модераторы передали слово директору Института, академику РАН Т.Я. Хабриевой, особо подчеркнув значительную роль Института как в законотворческом процессе в целом, так и в ходе разработки нового КоАП РФ в частности. Выступление академика было посвящено концептуальному вопросу о целесообразности реформы контрольно-надзорной деятельности. Для ответа на этот вопрос Т.Я. Хабриева обратила внимание, что, во-первых, в современной России меняется парадигма правового регулирования (что обусловливает и необходимость переосмысления административно-правового воздействия на общественные отношения). Во-вторых, проведение реформ в современном мире стало широко распространенным трендом: аналогичные преобразования сейчас проводятся во многих государствах системы континентального права. При этом пока ни в одной стране не удавалось провести административную реформу в сжатые и короткие сроки.
Особо подчеркнуто, что текущая реформа проходит в России одновременно с формированием доктрины контрольно-надзорной деятельности и на фоне глубокого осознания социального запроса на изменения в сфере административных отношений. Это принципиально отличает нынешние преобразования от тех преобразований, которые проводились ранее.
В дискуссии активное участие приняли как представители бизнеса (рассказавшие о подчас абсурдных и противоречащих друг другу требованиях административных проверяющих), так и представители контрольно-надзорных органов исполнительной власти, которые также были единодушны в необходимости проводимых преобразований.
Еще одним мероприятием, получившим значительное внимание со стороны гостей Форума, стал круглый стол «Соотношение национальных и международных форм судебной защиты прав человека», прошедший в рамках плодотворного сотрудничества Института и Министерства юстиции РФ.
С приветственным словом к участникам дискуссионной сессии обратился заместитель Министра юстиции РФ — Уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека М.Л. Гальперин. Выступающий обратил внимание на ряд успешных примеров имплементации положений Европейской конвенции по правам человека в национальное российское право. К таким успешным примерам относится и начавшаяся разработка
законодательной базы о компенсаторном механизме, применяемом в случае ненадлежащих условий содержания под стражей и в СИЗО. Данный механизм разрабатывается в том числе при экспертно-аналитиче-ской поддержке Института.
В круглом столе приняли участие представители органов международного и конституционного правосудия, ученые и практикующие юристы.
От Института выступил доктор юридических наук, профессор А.И. Ковлер с докладом о конфликте толкований между национальными и международными судами (в том числе и судами интеграционных объединений) и путях преодоления этого конфликта. В свою очередь, судья Европейского суда по правам человека Юлия Моток (Румыния) выступила с обстоятельным докладом о реализации принципа суб-сидиарности в деятельности ЕСПЧ.
Еще одним мероприятием, проведенным в рамках сотрудничества Института и Министерства юстиции РФ, стала панельная дискуссия «Justiciability и концепция "политического вопроса" в национальном и международном правосудии», в которой также приняли участие М.Л. Гальперин и А.И. Ковлер. Среди докладчиков были как российские представители, так и зарубежные специалисты, в том числе из стран англосаксонской системы права. Докладчики разошлись в подходах к содержанию концепции «политического вопроса». Ряд выступающих (например, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ в отставке кандидат юридических наук А.А. Иванов) сводили данную проблематику в основном к процессуальным аспектам, считая, что судебная процедура при гибком к ней подходе позволяет с большим или меньшим успехом обходить так называемые политические ловушки. Другие докладчики (вице-президент по глобальному партнерству и сотрудничеству Philip Morris International Габриэла Вурцель и глава практики по международному арбитражу Latham&Watkins Софи Лэм) построили свои выступления вокруг проблематики вопросов, которые в принципе не могут и не должны быть переданы на рассмотрение международному или национальному суду.
С завершающим докладом выступил доктор юридических наук, профессор А.И. Ковлер, который напомнил об основополагающих принципах правосудия — независимость и полнота компетенции. В силу этих принципов суд обязан работать со всеми, кто к нему обратится, и рассматривать дела вне зависимости от политического подтекста и иных внешних обстоятельств.
Особенностью Форума стало проведение ряда мероприятий в формате ток-шоу. Например, в таком формате прошла дискуссия «Чему не учат в юридическом вузе?», ставшая своеобразным и откровенным диалогом между представителями ведущих вузов и бизнес-структур (потенциальными работодателями и выпускниками юридических факультетов).
Участники дискуссии сошлись в вопросе, что перепроизводство юристов в России достигло ужасающих масштабов. Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова доктор юридических наук С.А. Карелина привела статистику, согласно которой в Российской Федерации насчитывается более тысячи учреждений, где можно получить диплом юриста. Количество ежегодно выпускаемых специалистов с юридическим образованием уже превысило 150 тыс. Эти цифры не только дают массу поводов задуматься, но и означают необходимость скорейшей реформы рынка юридического образования.
Другой проблемой высшего юридического образования стала его прямая зависимость от школьного образования и общеобразовательной подготовки студентов. И представители работодателей, и представители вузов сошлись во мнении, что у студентов юридических вузов зачастую полностью отсутствуют навыки письменной и устной речи, что закономерно приводит и к проблемам в профессиональной деятельности. Вместе с тем любопытно, что эта проблема характерна не только для России. Так, перед участниками ток-шоу выступил директор Центра по международному разрешению споров Высшей юридической школы им. Бу-цериуса, директор Ежегодного конкурса по международному коммерческому арбитражу им. Виллема Виса (Германия) Штефан Крёлль. Он сообщил, что и в Германии молодые специалисты не всегда в должной мере владеют немецким языком, что вызывает значительное беспокойство. Таким образом, участники дискуссии пришли к выводу, что проблема качественного юридического образования постепенно приобретает общемировые масштабы.
В целом, несмотря на междисциплинарный характер Форума, его отличительной чертой было значи-
тельное количество круглых столов и дискуссий по проблематике международного правосудия и особенно международного коммерческого арбитража. Перечислим лишь некоторые мероприятия:
дискуссионная сессия «Настоящее и будущее арбитражных учреждений: от соперничества к сотрудничеству?»;
деловой завтрак «Актуальные судебные споры — 2018—2019»;
круглый стол «Доказательственные привилегии в международных судах и трибуналах»;
деловой завтрак «Споры и мировые соглашения с государством».
Это подчеркивает возрастающую роль различных механизмов разрешения споров, в том числе и то, что бизнес заинтересован в альтернативных способах разрешения споров.
В завершение краткого обзора приведем цитату из выступления Министра юстиции РФ А.В. Коновалова на закрытии Форума: «Мы считаем, что Форум приносит свою пользу и результаты. Как всегда мы говорим, что главный результат для нас — это качество дискуссий. Но постепенно Форум должен стать одной из известных площадок для апробации и презентации анализов и новых технологий правоприменения, новых практик, а из новых практик новые технологии все больше будут востребованы в нашем постоянно меняющемся мире. Мы надеемся, что второе десятилетие Юридического форума станет прорывным временем в период существования этого проекта. Важно то, что это постоянно меняющийся проект, и ряд форматов, которые Форум изначально инициировал, сейчас работают в постоянно действующем круглогодичном режиме... Надеюсь, что так будет и дальше».
♦