Научная статья на тему 'Право и справедливость в творческом наследии Сергея Андреевича Муромцева: реформа или революция?'

Право и справедливость в творческом наследии Сергея Андреевича Муромцева: реформа или революция? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
833
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / МУРОМЦЕВ / ЛИБЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / РЕФОРМА / РЕВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аронов Дмитрий Владимирович

Статья посвящена изучению соотношения понятий «право» и «справедливость» в творческом наследии Сергея Муромцева, видного российского либерального юриста начала ХХ в. Сделан вывод о том, что главной целью Муромцева был поиск способа преобразования общества, исключающего революцию. Муромцев считал, что оптимальным для общественного развития является создание механизма постоянного внесения изменений в законодательство. По его мнению, это позволяет оптимально сочетать право и справедливость, избегать социальных потрясений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право и справедливость в творческом наследии Сергея Андреевича Муромцева: реформа или революция?»

УДК 94 (470)

Д. В. Аронов

ПРАВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ СЕРГЕЯ АНДРЕЕВИЧА МУРОМЦЕВА: РЕФОРМА ИЛИ РЕВОЛЮЦИЯ?

Аннотация. Статья посвящена изучению соотношения понятий «право» и «справедливость» в творческом наследии Сергея Муромцева, видного российского либерального юриста начала ХХ в. Сделан вывод о том, что главной целью Муромцева был поиск способа преобразования общества, исключающего революцию. Муромцев считал, что оптимальным для общественного развития является создание механизма постоянного внесения изменений в законодательство. По его мнению, это позволяет оптимально сочетать право и справедливость, избегать социальных потрясений.

Ключевые слова: право, справедливость, Муромцев, либеральное законотворчество, реформа, революция.

Abstract. The article is devoted to the study of a ratio of concepts “the right” and “the justice” in Sergey Muromtsev's creative heritage, the prominent Russian liberal lawyer of the beginning of the XXth century. The author concludes that the search of a way of transformation of the society excluding revolution was Muromtsev's main goal. Muromtsev considered that creation of the mechanism of continuous modification of the legislation is optimal for social development. In his opinion, it allows to optimally combine the right and justice, to avoid social shocks.

Key words: right, justice, Muromtsev, liberal lawmaking, reform, revolution.

Как показывает опыт изучения не только отечественной историографии, истории российского государства и права, но и текущей политической практики зимы 2011-2012 гг., одной из своеобразных «реперных точек», как в научных, так и в митинговых дискуссиях, выступает тезис о критерии истины, формулируемый как проблема взаимоотношения права (законности -в данном случае эти термины используются как синонимы) и справедливости (честности). Каждая из сторон дискуссии (спора) стремится к монополизации истины именно за собой, что особенно присуще дискуссиям между различными группами российских политиков. Соответственно, не теша себя иллюзией, что голос исторической и историко-правовой науки будет услышан в шуме политических баталий, тем не менее позволим себе обратить внимание на то, что к этой теме уже не раз обращались видные представители отечественной либеральной юриспруденции. Особенно репрезентативным их опыт делает то обстоятельство, что они жили и творили в эпохи кардинальных перемен, когда общество, раскалывающееся на противостоящие лагери, находилось в поиске ответа на вопрос о взаимоотношении права и справедливости, тех форм диалога власти и общества, которые укрепляют, а не ослабляют национальную государственность, выступающую для России важнейшим фактором цивилизационной устойчивости.

Одним из подобных опытов и выступает настоящая статья, посвященная взглядам С. А. Муромцева на весьма интересную с научной, как, впрочем, и с социально-политической, точки зрения проблему, являющуюся, на наш взгляд, также неотъемлемой частью изучения идеологического аспекта

государственно-правовой деятельности российских либералов, - соотношение права и справедливости.

Взгляды С. А. Муромцева, одного из основателей и лидеров конституционно-демократической партии в начале ХХ в., спикера первого российского парламента, на данную проблему раскрываются в целом ряде его работ, но в основном им посвящена статья «Право и справедливость» [1], опубликованная в «Сборнике правоведения и общественных знаний», заменившем «Юридический вестник» после его закрытия властями. В ней прежде всего рассматривается вопрос о движущих силах развития общества, в основном на примере права, с которым С. А. Муромцев, как и большинство отечественных либералов, связывал надежды на реформирование политической системы страны.

Статья начинается с тезиса о том, что «развитие общества не всегда представляет прогрессивное движение». В жизни его есть периоды, которые, по мнению автора, характеризуются «умалением» тех сил, которые создают прогрессивную направленность, способную к созидательной общественной работе. От характеристики общества в период упадка общественной активности С. А. Муромцев переходит к его характеристике в период прогрессивного развития, для которого, как считает ученый, в свою очередь характерно вовлечение в общественную жизнь самых широких слоев общества, активное установление новых общественных связей, когда социальная активность входит во все сферы человеческой жизни, в том числе и личную жизнь граждан. Этот этап продолжается вплоть до нового периода покоя, «когда в общественных отношениях укрепляется тот или иной относительно прочный порядок». Ему, по мнению С. А. Муромцева, свойственно такое состояние человеческой жизни, при котором «категории лиц и общественные классы, достигшие путем предшествующей борьбы господствующего, преобладающего над другими положения, пользуются всеми его преимуществами, получая львиную долю при распределении материальных и идеальных благ... классы побежденные или вообще устраненные от общего раздела покоряются выпавшему на их долю жребию, существующее положение признается неизбежным, терпеливое подчинение року - разумнейшим отношением к окружающей действительности» [1, с. 12]. Несмотря на определенный психологизм при объяснении общественных явлений, что вообще было присуще научным взглядам Муромцева-правоведа, данная характеристика вполне может служить отражением прежде всего его личной позиции в период реакции и правительственной политики контрреформ.

Существующий миропорядок виделся Муромцеву-ученому отнюдь не застывшей вершиной совершенства. Развитие общества продолжается непрерывно, и «он (новый порядок - А. Д.) становится необходимым сам по себе до тех пор, пока новый слой потребностей не нарастет с такой силой, что придется, наконец, подвергнуть существующее критике, низвести его на степень обыкновенного человеческого учреждения, которое обладает не абсолютной, но лишь условной годностью» [2, с. 4].

Движущей силой изменений в обществе являются, по мнению С. А. Муромцева, «зло, угнетение слабых, лежащее неизбежно в основе каждого общественного порядка». Постепенно в обществе накапливается все растущее недовольство «привилегиями господствующих классов», распространяется «отрицательное отношение к старому порядку», «намечаются... новые идеа-

лы» [2, с. 5-6]. Положение правящих классов в данный период усугубляется еще и тем, что государственная служба становится все менее привлекательной для «лучших элементов общества», что еще более усиливает общественные противоречия и ускоряет «окончательное разрушение старого порядка, охранители и блюстители которого редко отличаются доблестями, которые нормальный порядок вещей предполагает в служителях государственного и общественного дела» [2, с. 6]. Внешней формой возникшего противоречия С. А. Муромцев считал вопрос о взаимоотношении понятий права и справедливости, приводя развернутую картину восприятия обществом права и справедливости как понятий несовпадающих и выражающих, с одной стороны, отживший миропорядок, с другой - новый общественный идеал.

Общественное сознание, по мнению С. А. Муромцева, расчленяет право и справедливость. Право есть порядок действительный, справедливость -порядок желательный. Право все знают и испытывают его действие на себе, к справедливости стремятся как к идеалу. Как только справедливость становится правом, процесс начинает повторяться, «вместо двух борющихся противоположностей получается одно право, которое начинает стариться» [2, с. 10].

Право Справедливость

решает по форме; вникает в дело по существу;

довольствуется логичностью стремится удовлетворить требованиям

рассуждений; нравственного чувства;

остается в согласии с основными внимает человеческим слабостям

требованиями данного государственного и судит по-человечески;

и общественного строя;

есть выражение стремлений выражает чувства всего народа;

и требований государства,

власти, закона;

охраняет требования эгоистичные; проникнута тенденцией альтруизма;

есть продукт творчества голос разума природы

человеческого разума

Каким же, по мнению С. А. Муромцева, должен быть оптимальный механизм снятия постоянно возникающих противоречий? Для него это прежде всего правовая реформа. Однако он особо оговаривает то обстоятельство, что крупномасштабные реформы потрясают общество, что видится ему крайне нежелательным. Соответственно, необходим механизм, уже встроенный в существующий уклад общественного строя и способный устранять противоречия между правом и справедливостью в своей повседневной деятельности, не доводя дело до крупных конфликтов. «Резкие перевороты и крупные перевороты, - писал С. А. Муромцев, - оживляют, но также и потрясают общественный организм. От государственной власти зависит доверить суду постоянное и постепенное проведение в жизнь справедливости» [2, с. 10]. Как видно отсюда, он оставался на позиции, занятой им еще в начале своей общественной и педагогической деятельности в конце 70-х гг. XIX в., квинтэссенцией которой была подготовка высокообразованного, грамотного юриста, способного к правотворчеству. Соответственно формулируются и задачи суда и судьи. В основе права, считает он, должен быть «суд по совести», «великое значение суда присяжных», «судья-законодатель, тем более деятельный, чем менее деятельным оказывается сам законодатель» [2, с. 10-11].

Завершил С. А. Муромцев свою статью тезисом, ставшим в какой-то мере руководящим для него в первые годы ХХ в. Вновь вернувшись к тезису о нарастании в обществе отрицательного отношения к действующему праву, он отметил, что «пока действует одно отрицательное отношение к тем или другим началам действующего права, до тех пор они стоят крепко... но если люди успели уже составить положительные идеалы справедливости... то осуществление таких идеалов на деле ближе, чем может казаться с первого взгляда» [2, с. 12]. Формированию этого положительного идеала в виде законопроектов будущего российского государства, основанного на законных, демократических началах, будет во многом и посвящена будущая законотворческая деятельность С. А. Муромцева в период нового общественного подъема.

Думается, что подобную атмосферу остро чувствовали те представители мыслящей части российского общества, кого остро волновала судьба страны в начале ХХ в. Помимо предупреждения об опасности как ничем не ограниченной диктатуры государственной власти, так и взрыва стихийного массового гнева, они оставили нам богатое теоретическое наследие в части возможных способов снятия социального напряжения, лежащего ни на пути репрессий, ни на пути революционного взрыва, одинаково, по их мнению, разрушительно влиявших на социальную жизнь страны. Историческая ситуация начала ХХ в. не дала им возможности реализовать свои теоретические проекты, русский либерализм не был услышан ни «справа», ни «слева», а его теоретическое наследие долго оставалось лишь объектом критики для советской историографии [3, с. 220]. Ситуация сегодняшнего дня подсказывает, что для достижения подлинной стабильности российского общества, консолидации его вокруг общеприемлемой национальной идеи необходимо внимательное изучение творческого наследия отечественного либерализма, много сделавшего для изучения данной проблемы.

Вместе с тем нельзя не учитывать и то обстоятельство, что на проект общенациональной идеи в обществе должен сложиться запрос, реализуемый в политической практике различный политических сил и течений. При этом негативный тренд общественного развития исключает поиск справедливого соотношения права и справедливости, используя постановку данного вопроса как средство политической агитации по обличению своих политических оппонентов. Подобные эпизоды были и в политической практике российских либералов начала ХХ в., однако общим трендом формирования их модели реформирования России был поиск мирных методов реализации поставленных целей со снятием противоречий предлагаемых рецептов на стадии партийно-политической и законотворческой деятельности.

Список литературы

1. Аронов, Д. В. Первый спикер. Опыт научной биографии Сергея Андреевича Муромцева / Д. В. Аронов. - М. : ИГ «Юрист», 2006.

2. Муромцев С. А. Право и справедливость / С. А. Муромцев // Сборник правоведения и общественных знаний. - СПб., 1893. - Т. 2.

3. Аронов, Д. В. От Лазавки до Таврического дворца. Сергей Андреевич Муромцев - политик, ученый, педагог / Д. В. Аронов. - Орел : Издатель Александр Воробьев, 2010.

Аронов Дмитрий Владимирович

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой философии и истории, Государственный университет - учебно-научнопроизводственный комплекс (г. Орел)

E-mail: aronovdv@mail.ru

УДК 94 (470)

Аронов, Д. В.

Право и справедливость в творческом наследии Сергея Андреевича Муромцева: реформа или революция? / Д. В. Аронов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. -№ 3 (23). - С. 9-13.

Aronov Dmitry Vladimirovich Doctor of historical sciences, professor, head of sub-department of philosophy and history, State University - academic, research and production complex (Orel)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.