Научная статья на тему 'ПРАВО И ЛИТЕРАТУРА: ПРАВОВОЙ ДИСКУРС В ЛИТЕРАТУРЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАКТОВКИ ПРАВОВЫХ ТЕКСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ МЕТОДАМИ'

ПРАВО И ЛИТЕРАТУРА: ПРАВОВОЙ ДИСКУРС В ЛИТЕРАТУРЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАКТОВКИ ПРАВОВЫХ ТЕКСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ МЕТОДАМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2001
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
право / литература / отражение правовых вопросов в художественной литературе / право в литературе / литература как право. / law / literature / the reflection of legal issues in fiction / law in literature / literature as law.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рамазанов Нодир

В статье речь идет о новом направлении в юридической науке и образовании – «Право и литература». Данное направление подразделяется на две части: «право в литературе» и «литература в праве». Дается обзор литературы и освещаются общие вопросы изучения правовых проблем в художественной литературе и вопросы интерпретации юридических текстов с использованием методов художественного анализа. Также выносится на повестку дня вопрос о составлении списка обязательной художественной литературы для будущих юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW AND LITERATURE: LEGAL DISCOURSE IN LITERATURE AND PROSPECTS FOR INTERPRETING LEGAL TEXTS BY ARTISTIC METHODS

The article deals with a new direction in legal science and education, i.e., law and literature. This direction is subdivided into two parts: “law in literature” and “literature in law”. A review of the literature is given and general issues of the study of legal problems in fiction and the interpretation of legal texts using the methods of artistic analysis are highlighted. Also, the issue of compiling a list of mandatory fiction for future lawyers is put on the agenda.

Текст научной работы на тему «ПРАВО И ЛИТЕРАТУРА: ПРАВОВОЙ ДИСКУРС В ЛИТЕРАТУРЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАКТОВКИ ПРАВОВЫХ ТЕКСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ МЕТОДАМИ»

UDC: 8:34 (042)(575.1)

Рамазанов Нодир

доктор философии (PhD) по филологическим наукам, заведующий кафедрой Ташкентского государственного юридического университета ORCID: 0000-0002-5556-188X E-mail: n.ramazanov@tsul.uz

ПРАВО И ЛИТЕРАТУРА: ПРАВОВОЙ ДИСКУРС В ЛИТЕРАТУРЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАКТОВКИ ПРАВОВЫХ ТЕКСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ

МЕТОДАМИ

Аннотация. В статье речь идет о новом направлении в юридической науке и образовании -«Право и литература». Данное направление подразделяется на две части: «право в литературе» и «литература в праве». Дается обзор литературы и освещаются общие вопросы изучения правовых проблем в художественной литературе и вопросы интерпретации юридических текстов с использованием методов художественного анализа. Также выносится на повестку дня вопрос о составлении списка обязательной художественной литературы для будущих юристов.

Ключевые слова: право, литература, отражение правовых вопросов в художественной литературе, право в литературе, литература как право.

Рамазонов Нодир

Тошкент давлат юридик университети кафедра мудири, филология фанлари буйича фалсафа доктори (PhD)

ХУЦУЦ ВА АДАБИЁТ: АДАБИЁТДАГИ ХУЦУК; МАСАЛАЛАРИ ВА ХУ^УЦИЙ МАТНЛАРНИ БАДИИЙ ТАХЛИЛ УСУЛЛАРИ ЁРДАМИДА ТАЛЦИН ЦИЛИШ

ИСТЩБОЛЛАРИ

Аннотация. Мацолада ууцуцшунослик фани ва юридик таълимдаги янги йуналиш булган ууцуц ва адабиёт уацида суз боради. Ушбу йуналиш "адабиётдаги ууцуц" ва "ууцуцдаги адабиёт" сингари цисмларга ажратилиб, адабий асарлардаги ууцуций масалаларнинг ёритилиши билан бирга, ууцуций матнларни адабий тащил тамойиллари асосида урганишнинг баъзи масалалари очиб берилади, ууцуцшунослар учун уцилиши шарт булган бадиий асарлар руйхатини тузиш масаласи кун тартибига цуйилади.

Калит сузлар: ууцуц, адабиёт, ууцуций масалаларнинг адабиётдаги инъикоси, ууцуцдаги адабиёт, адабиётдаги ууцуц.

Ramazanov Nodir

Head of Department, Tashkent State University of Law, PhD in Philology

LAW AND LITERATURE: LEGAL DISCOURSE IN LITERATURE AND PROSPECTS FOR INTERPRETING LEGAL TEXTS BY ARTISTIC METHODS

Abstract. The article deals with a new direction in legal science and education, i.e., law and literature. This direction is subdivided into two parts: "law in literature" and "literature in law". A review of the literature is given and general issues of the study of legal problems in fiction and the interpretation of legal texts using the methods of artistic analysis are highlighted. Also, the issue of compiling a list of mandatory fiction for future lawyers is put on the agenda.

Keywords: law, literature, the reflection of legal issues in fiction, law in literature, literature as law.

Великий философ Сократ, рассуждая о профессиях, говорил: «Все профессии от людей, и только три от Бога: педагог, судья и врач». При этом мудрец имел в виду, что общим знаменателем этих профессий было их участие в решении человеческой судьбы. На сегодняшний день, приступая к воспитанию нового поколения правоведов, участвующих в решении судеб людей, целесообразно использовать гуманистический опыт литературы, учитывая огромную любовь к человеку, заложенную в ней. Это не только позволит будущим защитникам правосудия анализировать правовые вопросы через призму судеб литературных героев, но также будет способствовать дальнейшей гуманизации правовой сферы в целом.

Если мы посмотрим на текущий этап развития науки, то увидим, что сегодня преобладает принцип объединения научных результатов, достигнутых в разных областях науки, и растет интерес к междисциплинарным исследованиям.

В равной степени это относится и к юридическим наукам, причем как сама область права, так и правоприменение поднялись на качественно новый уровень, что приводит к появлению новых направлений в юриспруденции. Одно из таких направлений - «Право и литература».

Прежде всего, говоря о взаимоотношении «Права и литературы», необходимо отметить, что у них очень долгая история. Поскольку история правоотношений является одним из самых ранних отношений человечества, охватывающая практически все сферы жизни человека, правовые вопросы были в центре внимания художественной

литературы во все периоды развития общества.

Для глубокого осознания понятий «закона и порядка» всеми членами общества, нам необходимо обратиться к широкому культурному, философскому и социальному контексту. Право - это не только тексты законодательных актов и судебных процессов, но и отдельная область человеческой культуры. Под историческими памятниками правовой культуры мы понимаем не только законодательные и судебные тексты, но и некоторые философские тексты, юридические комментарии, а также дидактические, просветительские тексты, направленные на подготовку юристов.

Одно из новых направлений в юриспруденции - исследования на стыке права и художественной литературы. Такое исследование предполагает использование методов теории литературы для изучения права и юридических явлений. Вопрос о взаимозависимости права и литературы в узбекской и бывшей советской правовой сферах изучен слабо, и сегодня актуально особо отметить это направление междисциплинарных исследований и сделать его предметом обсуждения.

Некоторые исследователи склонны считать Джона Вигмора и Бенджамина Кардозо первооткрывателями данного направления, которые считали, что романисты и поэты - главные учителя права в первой половине XX века. Однако большинство ученых называют Джеймса Бойда Уайта основателем этого направления. Самая известная из его книг - «Правовое воображение» («Legal Imagination») [1], опубликованное в 1973 г. - представляет собой смесь антологии и критики, внеш-

не напоминающую традиционную юридическую книгу прецедентов, но опирающуюся на гораздо более широкий и разнообразный спектр источников, с заголовками и вопросами, подчеркивающими связь юридических текстов с литературным анализом и интерпретацией текстов по юридическим вопросам.

В рамках «Права и литературы» сформировались два направления, условно называемые «Право в литературе» и «Литература в праве или Право как литература». Возникновение этих направлений не является спонтанным, и причины их возникновения и развития напрямую связаны с историей развития юриспруденции. Появление первого направления стало причиной распространения дебат в научных кругах о рассмотрении права как отдельной системы в культурном, философском и социальном контексте. Раздел «Право как литература» образовался в результате открытия различных семантических пластов юридических текстов и, как следствие, растущего интереса к применению методов художественного анализа к юридическим текстам. Представители первого направления изучают отражение правовых вопросов в литературе, сторонники второго направления - анализируют юридические тексты с помощью методов исследования литературных произведений и используют методы художественной интерпретации и критики при анализе юридических текстов.

Направление «Право как литература» образовалось в результате интереса к языку и расширения смысловых пластов текста, включая их юридическую и литературную трактовку. Поскольку язык используется всеми людьми общества и каждый участвует в его создании, он также рассматривается как важный инструмент социальных изменений, и поэтому политический характер вопроса здесь наиболее нагляден [2].

Следует отметить, что многие правовые ситуации, описанные Шекспиром, были отражены в законах много лет спустя, в частности, проблема свободы воли или фатализма (вопрос ответственности человека за содеянное (действия и/или бездействие)), право требовать возмездия за убийство, и многие нормы, такие как граница между убийством и правом на самооборону и др. нашли свое юридическое решение благодаря произведениям великого мастера слова [3]. Однако в то

время, когда Шекспир поднимал и художественно описывал эти вопросы в «Гамлете», эти нормы даже не ставились на повестку дня, не говоря уже о законодательном их решении. В этом смысле литература иногда инициировала процесс включения юридических вопросов в повестку дня, посылая ясные сигналы общественности о том, что конкретный правовой вопрос должен быть решен путем закона, и тем самым служил запуску правового механизма. Мы видим это в произведениях великих представителей мировой литературы -Достоевского, Кафки, Сартра, Айтматова, Бальзака, Диккенса, Гюго, Дюма, Бехбуди, Кадыри, Чулпана, Фитрата и других. Поскольку литература описывает человека, его тайные желания и наклонности, которые еще не стали реальностью, но которые, когда они будут реализованы, могут проникнуть во все слои общества, воспринимаются как зерна для рассуждений о судьбах общества и нации и как предупреждение человечеству. Приведем лишь один пример. Франц Кафка в своем романе «Процесс» предсказал почти 25 лет назад - в 1914-1915 годах - катастрофу, которую проблема фашизма может принести человечеству. Он не только раскрывает темные стороны идеи национал-социализма, но и непосредственно показывает и описывает через судьбы своих героев, какими могут быть его последствия, если эта идея будет распространяться на все человечество. Реальная информация о сущности фашизма на самом деле содержится в романе Ф.Кафки, но человечество еще не полностью поняло ее и соответственно не до конца осознало истинной сути фашизма до сих пор.

Следовательно, право, как инструмент обеспечения законности и общественного порядка, принесет еще большую выгоду обществу, если оно будет знать ситуацию заранее, иметь представление о тех изменениях, которые произойдут с человеком завтра, потому что этот измененивший-ся, обновленный человек завтра станет не только объектом правовых отношений, но и их творцом. Если правовая норма, закон отстает от человеческого мышления, его влияние на общество будет слабым.

Как известно, в литературе есть предвидение. Рассматривая именно эту особенность литературы (поэзии), Аристотель писал в своей «Поэтике»: «...задача поэта говорить не о действительно

случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно о возможном по вероятности или по необходимости. Именно, историк и поэт отличаются [друг от друга] не тем, что один пользуется размерами, а другой нет: можно было бы переложить в стихи сочинения Геродота, и тем не менее они были бы историей как с метром, так и без метра; но они различаются тем, что первый говорит о действительно случившемся, а второй

- о том, что могло бы случиться (курсив наш -Н.Р.). Поэтому поэзия философичнее и серьезнее истории: поэзия говорит более об общем, история

- о единичном» [4]. По этой причине сторонники направления права и литературы считают, что, несмотря на то, что правовые конфликты, споры и борьба в художественной литературе являются воображаемыми, контекстуальными по своей природе, они могут многое предсказать в отношении социально-политической жизни, правового сознания и его развития. Сравнивая юридические и литературные тексты, эти ученые сосредотачиваются не на идеях, раскрытых с помощью художественных средств, а на ситуации, которые могут возникнуть с человеком. Известный писатель Аскад Мухтар так выражает это в своих «Ночных записках»: «Писатель выдумывает ложь и пишет правду».

Задача второго направления в области права и литературы - «Право как литература» - интеллектуальное обогащение юридических наук. Область «Право как литература» побуждает исследователей-юристов и студентов изучать основные принципы теории литературы и через них читать и интерпретировать юридические тексты, на основе новых принципов, что дает возможность по новому осознать и толковать правовой документ. Это позволяет юристам лучше разбираться в правовых нормах, значении текста, механизмах применения закона. По этой причине представители данного направления предлагают рассматривать тексты закона как литературные произведения и использовать методы художественной интерпретации, анализа и критики в работе с этими текстами.

В качестве всемирно известных представителей направления литературы и права стоит отметить следующих авторов и их основные работы:

«Закон и литература» Бенджамина Кардозо (1925); «Правовое воображение» (1973), «Пра-

во как язык: закон и толкование» (1982), «Когда слова теряют смысл» (1984), «Лук Геркулеса: очерк о риторике и поэтике права» (1985), «Правосудие как перевод» (1990), «Деяния надежды» (1994), «На грани смысла» (2003) Джеймса Бойда Уайта; «Право как интерпретация» (1982), «Сходство права и литературы» (1985) Р. Дворкина; «Теоретический текст: Литературный подход к Конституции» (1986), «Отсутствие слова» (1984), «Поэтика: другие стратегии в праве и литературе» (1992) [5], «Право как проект литературного риска» (1988) Ричарда и Роберта Вайсберга; «Джейн Остин ва право» (1982) И. Хильдебранд, «Чозер ва право» (1988) Дж. Хорнсби и др. Сегодня знаменитая школа права Кардозо издает специальный журнал «Право и литература» (Law and Literature: a publication of Benjamin N. Cardozo School of Law, Jacob Burns Institute for Advanced Legal Studies).

Направление право и литература на постсоветском пространстве все еще в стадии развития. Сегодня особого внимания заслуживают диссертация украинского ученого Ю.В. Хижняка - ««Право и литература» как направление юриспруденции: по произведениям М.А. Булгакова», и ряд статей, посвященных анализу правовых проблем в художественной литературе [6]. Кроме этого, российские ученые защитили диссертации -О.Ю. Сафронова на тему «Правовой дискурс в творчестве Ф.М. Достоевского» [7], А.А. Нейстат на тему «Формирование правосознания и художественная литература в советской России 19171929 гг.: Уголовно-правовой и уголовно-процессуальный аспект» [8], по научному направлению «12.00.01 - Теория и история государства и права».

В Узбекистане это направление в основном отражено в ряде статей, брошюр и монографий доктора юридических наук, профессора, академика А. Саидова [9], диссертациях и монографиях доктора юридических наук, профессора Х. Бобо-ева [10].

Размышляя о том, что дает науке направление право и литература, мы отмечаем несколько факторов:

1) литература - как источник художественного отражения правовых проблем общества;

2) художественная литература - как галерея человеческих характеров и психологических типов, что может служит апробационной площадкой для будущего юриста;

3) литературные произведения, особенно романы, посвященные правовому конфликту, дают дополнительную возможность юристам и судьям понять «природу закона», которое в противном случае было бы невозможным в традиционно строгом изучении только юридических дисциплин.

С одной стороны, художественная литература - это своего рода сборник готовых казусов - правовых ситуаций, совокупность дел правового характера, галерея психологических типов, а, следовательно, анализируя их, будущий юрист входит в психологию человека, в криминальную психологию.

То, что в литературе есть предвидение, - факт неоспоримый. Литература подобна зеркалу общества, внутренние процессы, происходящие в обществе, за несколько лет до того, как они станут реальностью, образно отражаются в художественной литературе. Это служит основой для понимания возможных изменений в законодательстве за несколько лет вперед.

Общеизвестно, что правовые отношения создают в обществе определенную среду. Под влиянием создаваемой ими среды, события, происходящие в обществе, образно выражаются в художественной литературе через психическое состояние главных героев, поэтому литература также служит зеркалом, отражающим влияние права на общество.

Учебная программа «Право и литература», которая преподается как курс сравнительных исследований во многих юридических академических учреждениях мира, была разработана академическими кругами и юристами в надежде, что она сделает законы более гуманными. Именно для этого создавались списки художественной литературы, которые входят в программы юридического образования большинства стран и которые являются обязательными для чтения будущих юристов.

Первый из них - «Список юридических новелл» - был составлен Джоном Вигмором и опубликован в 1908 году [11]. Вигмор в своем списке делит произведения литературы на четыре категории:

1) романы, изображающие сцены судебного процесса, - произведения литературы, предполагающие искусный допрос;

2) романы, отражающие особенности или профессиональный образ жизни обычного юриста или судьи;

3) романы, описывающие правовые методы преследования и наказания за преступления;

4) романы, в сюжет которых включен пункт закона, затрагивающий права или обуславливающий поведение главных героев.

В 1976 году этот список был переработан и дополнен Ричардом Вайсбергом [12], а в 1977 году была предложена следующая классификация под названием «Список Вайсберга-Кретчсмана» [13]:

1) произведения с подробным описанием юридической процедуры (речь идет не только о процессе, но и о начальных действиях, которые приводят к процессу);

2) романы, в которых не описан официальный юридический процесс, но одним из центральных лиц произведения является юрист, то есть присутствует изображение образа юриста;

3) правовое государство - романы, в которых некая отдельно взятая норма или процессуальная система часто становится основным объектом изображения;

4) произведения, центральная тема которых отражает взаимоотношения личности и поиска справедливости.

Следует отметить, что интерес к области права и литературы имеет определенные различия в разрезе правовых семей. Сначала направление права и литературы зародилось в англо-саксонской семье права, затем распространилось на романо-германскую правовую семью. Если список Вигмора предназначен в большей степени для англо-саксонской правовой семьи, список Вайсберга-Кретчсмана охватывает также проблемы романо-германской правовой семьи, и примечателен больше в этом отношении.

Список художественных произведений Виг-мора, необходимых для изучения права, позже переработанный Ричардом Вайсбергом, сегодня состоит из произведений таких писателей, как Бальзак, Камю, Диккенс, Достоевский, Дюма, Элиот, Хоторн, Хьюго, Кафка, Харпер Ли, Бернард Маламуд, Герман Мелвилл, Джойс Кэрол Оутс, Луиза де ла Раме - Уида, Томас Нельсон Пейдж, Сартр, Скотт, Шекспир, Александр Солженицын, Стивенсон, Теккерей, Герман Вук и др.

Следует отметить, что сегодня для узбекского юридического образования целесообразно работать по трем направлениям в области права и литературы:

1. Теоретическое исследование взаимоотношений права и литературы с особым упором на освещение правовых вопросов в узбекской литературе.

2. Внедрение отдельной учебной дисциплины «Право и литература» для юристов-бакалавров и введение будущих правоведов в тонкости анализа юридических вопросов с использованием методов литературоведения и формирование у них нового взгляда на правовые проблемы через призму художественной литературы.

3. Составление списка произведений, рекомендуемых будущим юристам, включающий не только произведения узбекской, но и мировой литературы.

Известно, что целью юридического образования и воспитания является развитие социаль-

ных качеств и чувства социальных обязательств личности, совершенствование всех аспектов правового сознания и правового поведения, повышение уровня социализации будущих юристов [14]. Это включает в себя приобретение необходимых юридических знаний, развитие навыков и способностей правового поведения и независимой правовой оценки реальности, укрепление взглядов и убеждений в сознании граждан, уважающих законы государства, воспитание духа нетерпимости к правонарушениям, а также законотворческую деятельность, участие в работе правоохранительных органов и совершенствование методов правоприменения. Другими словами, поскольку правовое образование направлено на развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом, мы считаем, что литература может и должна помочь в достижении данной цели, и считаем актуальным развивать данное направление.

Список использованной литературы

1. White J.B. The Legal Imagination: studies in the Nature of Legal Thought and Expressions. - Boston, Little Brown and Company, 1973.

2. Хижняк Ю.В. Язык права и язык художественной литературы: аспекты взаимосвязи // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2014. - № 1 (312).

3. Колер Й. Шекспир с точки зрения права. - Санкт-Петербург, 1895.

4. Аристотель. Поэтика (Перевод В. Аппельрота) // Хрестоматия по античной литературе. В 2 т. -Т. 1. - М.: Просвещение, 1965.

5. Weisberg R.H. Poethics, and Other Strategies of Law and Literature. Columbia University Press, NY, 1992.

6. Хижняк Ю., Хижняк Ю.В. «Право i лтература» як напрям юриспруденции за творами МО Булгакова. - 2014; Хижняк Ю. Правовая жизнь советского общества в фельетонах М.А. Булгакова. - 2013.

7. Сафронова Е.Ю. Дискурс права в творчестве Ф.М. Достоевского 1846-1862 гг. - Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2013; Сафронова Е.Ю. Право в художественном сознании Ф.М. Достоевского // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2012. - № 3 (118); Сафронова Е.Ю. Индивидуализация криминального факта в «Записках из Мертвого Дома» Ф.М. Достоевского: автопсихологический аспект // Сибирский филологический журнал. - 2013. - № 2.; Сафронова Е.Ю. Отказ от практического применения закона как национальная поведенческая модель (на материале романа Ф.М. Достоевского» униженные и оскобленные») // Вопросы русской литературы. - 2013. - № 26 (83); Сафронова Е.Ю. Роман Ф.М. Достоевского» Униженные и оскорбленные» в правовом аспекте // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2006. -№. 8; Сафронова Е.Ю. Экзистенциальный правовой опыт Ф.М. Достоевского в литературном контексте // Вопросы русской литературы. - 2014. - № 30 (87).

8. Нейстат А.А. Формирование правосознания и художественная литература в советской России 1917-1929 гг.: Уголовно-правовой и уголовно-процессуальный аспект // https://www. dissercat.com/content/formirovanie-pravosoznaniya-i-khudozhestvennaya-literatura-v-sovetskoi-rossii-1917-1929-gg-u

9. Саидов А.Х. Шекспир ва юриспруденция. - Т.: Узбекистан, 2011.

10. Бабаев X. Государственно-правовые взгляды Алишера Навои: автореф. дисс. ... канд. юридических наук. - Т., 1975.

11. Wigmore J.H. A List of Legal Novels // Illinois Law Review. - № 3 (1908). - Pp. 574-596.

12. Weisberg R.H., Kretschman K.L. Wigmore's 'legal novels' expanded: a collaborative effort // Maryland law forum, VII (1977).

13. Kretschman K.L., Helburn J. Legal novels: an annotated bibliography, University of Texas School of Law, 01.06.1979.

14. Urinboevna K.D. et al. Creation and use of teaching electronic multimedia books when teaching languages to learners and students in the republic of Uzbekistan // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. - 2019. - Т. 11. - № 10 Special Issue. - С. 1039-1045.

15. Fattakhova A.R. The modern literary process in Russian literature // European research: innovation in science, education and technology. - 2019. - С. 43-45.

16. Расулмухамедова Д. Проблемы воссоздания образа Амира Темура в Узбекской драматургии периода независимости. - 2000.

17. Ramazonov N. et al. Interpretation and artistic function of the concept of faqr in alisher navoi's lyrics //interpretation. - 2020. - Т. 29. - № 5. - С. 1633-1641.

18. Ramazanov N. Поэтическая интерпретация концепта факр в лирике Алишера Навои // Theoretical & Applied Science. - 2019. - № 7. - С. 344-347.

19. Матенов Р.Б. Стиль художественной литературы в аспекте лингвистической и литературоведческой стилистики // Молодой ученый. - 2014. - № 19. - С. 663-665.

20. Kuchimov S., Ochilova N. Development of International and National Languages // International Journal of Innovative Technologies in Social Science. - 2019. - № 5 (17). - С. 21-24.

21. Бозорова Н.П. Способ изучения предмета офисных документов во время пандемии. // Review of law sciences. - 2020. - № 2.

22. Чориев О. Место и роль художественной литературы на правовую тематику при подготовке юристов // Review of law sciences. - 2018. - № 1.

23. Pulotjonovna N.B. Latest Studies of Latoif in Stories // International Journal of Progressive Sciences and Technologies. - 2020. - Т. 19. - № 1. - С. 158-161.

24. Зиямухамедова Ш. Fафур Fуломнинг "Менинг угригина болам" х,икояси лексикаси буйича мулохдзаларим ва х,икоя асосида тузилган кичкина конкорданс-лугат // Общество и инновации. - 2020.

- Т. 1. - № 1/s. - С. 211-215.

25. Зиямухамедова Ш.Т. Узбекские термины информационно-коммуникационной сферы // культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования. - 2019.

- С. 95-102.

26. Зиямухамедова Ш. Узбек тилшунослигида замонавий ахборот-коммуникация терминларининг урганилиши // Oriental Art and Culture. - 2020. - № III.

27. Pulatova U.R. The formation and development of academic written by law students // Наука, образование и культура. - 2020. - № 2. - С. 43-44.

28. Yakubovna G.G. Relationships of legal terms // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol. - 2019. - Т. 7. - № 11.

29. Гулямова Г. Изучение гипонимии и синонимии юридических терминов в условиях дистанционного обучения // Review of law sciences. - 2020. - № 2.

30. Ниязова Н. Работа над художественным текстом при обучении русскому языку в национальной аудитории юридических факультетов. // Review of law sciences. - 2020. - № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Choriev O.A. Role and significance of law oriented works in pre-service training of legal specialists // Review of law sciences. - 2018. - Т. 2. - № 1. - С. 32.

32. Пулатова У. Формирование и развитие письменной речи студентов-юристов на современном этапе // Review of law sciences. - 2020. - № 2.

33. Rustamovna F.A. The Outlines Of Life In Modern Literature (As An Example Of "Festive Hill", A Novel By A. Ganieva) //The American Journal of Social Science and Education Innovations. - 2020. - Т. 2. - № 08. - С. 209-211.

34. Расулмухамедова Д.Т. Использование мультимедийных средств при обучении модулю. Устное общение // XIV Виноградовские чтения. - 2018. - С. 284-286.

35. Фаттахова А.Р. Skill of creating a simple system in modern literature (on the example of the novel "hardened feelings" A.A. Ganieva) // Иностранные языки в Узбекистане. - 2019. - № 6. - С. 237-244.

36. Матенов Р. О нормах лексической вариантности при формировании навыков профессиональной речи будущих юристов в условиях дистанционного обучения // Review of law sciences. - 2020. - №. 2.

37. Bazarova N. et al. The basis of the word "heart" to become a poetic image // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. - 2019. - Т. 11. - № 7. - С. 982-991.

38. Gulyamova G.Y. Legal Thesaurus-Factor Ensuring Terms Monosemanticity // Eastern European Scientific Journal. - 2019. - № 1.

39. Ниязова Н. Модульный подход к изучению русского языка в условиях дистанционного обучения // Review of law sciences. - 2020. - № 2.

40. Матенов Р.Б. Принципы учета межпредметных связей при формировании навыков употребления вариантных единиц в речи студентов неязыковых вузов // Молодой ученый. - 2012. - № 6. - С. 406408.

41. Niyazova N.J. The role of regional texts in language learning // Проблемы современной науки и образования. - 2020. - № 1. - С. 41-46.

42. Ochimov S. N. Diplomatik til asoslari. - Zhahon iqtisodiëti va diplomatiia universiteti, 2002.

43. Rasulmuhamedova D. Узбек адабиётида Амир Темур сиймосини яратиш масаласи (https://scholar. google.com/citations?hl=m&user=vWGBdRoAAAAJ#d=gs_md_cita-d&u=%2Fcitations%3Fview_op%3D-view_citation%26hl%3Dm%26user%3DvWGBdRoAAAAJ%26citation_for_view%3DvWGBdRoAAAA-J%3AzYLM7Y9cAGgC%26tzom%3D-300).

44. Ramazonov N. Алишер Навоий лирикасида фа^р концептининг бадиий тал^ини (https://scholar. google.com/citations?user=xc6p3yUAAAAJ&hl=ru&oi=ao#d=gs_md_cita-d&u=%2Fcitations%3Fview_ op%3Dview_citation%26hl%3Dru%26user%3Dxc6p3yUAAAAJ%26citation_for_view%3Dxc6p3yU-AAAAJ%3ALkGwnXOMwfcC%26tzom%3D-300).

45. Xoshimova D. О профессиональном саморазвитии и самосовершенствовании деятельности преподавателя юридического вуза: акмеологический анализ (https://scholar.google.com/cita-tions?hl=ru&user=A3hbyuAAAAAJ&view_op=list_works&gmla=AJsN-F7FhLjHt9gukj2ATo6hlYttn-FvqnI3oNacNDQqjWrAETK_24PCfkDzM8-lLGIfvMazaKgxWcoR98yb5MmKaET7jY-vL_bBoI4Mb-zQlz5WwIFoNaJoMtbV-J7PebcVYb28RbJ1NDuhrvJteEtaTytcAQTMxrhtG-P8nwGygFmXz7LSj4CbUR-Vl1wWWyc6p7DWramZPVB0lKUakB8ClwLCFeDlZXeug#d=gs_md_cita-d&u=%2Fcitations%3Fview_ op%3Dview_citation%26hl%3Dru%26user%3DA3hbyuAAAAAJ%26citation_for_view%3DA3hbyu-AAAAAJ%3A9yKSN-GCB0IC%26tzom%3D-300).

46. Choriev O. Ёш юридик мутахассисларнинг ёзма нущидаги имловий муаммолар ва уларни бартараф этишнинг самарали усуллари (https://scholar.google.com/citations?user=xbp-PXpUAAAAJ&hl=ru&oi=ao#d=gs_md_cita-d&u=%2Fcitations%3Fview_op%3Dview_cita-tion%26hl%3Dru%26user%3DxbpPXpUAAAAJ%26citation_for_view%3DxbpPXpUAAAAJ%3AqjMak-FHDy7sC%26tzom%3D-300); U. Pulatova Issues on developing legal writing (https://scholar.google.com/ citations?hl=ru&user=tRBpE_EAAAAJ#d=gs_md_cita-d&u=%2Fcitations%3Fview_op%3Dview_cita-tion%26hl%3Dru%26user%3DtRBpE_EAAAAJ%26citation_for_view%3DtRBpE_EAAAAJ%3AqjMakF-HDy7sC%26tzom%3D-300).

47. КисЫтоу Sh. Суд хужжатлари сифатини ошириш буйича амалий ^улланма (https://scholar. google.com/citations?user=YcYkwAUAAAAJ&hl=ru&oi=ao#d=gs_md_cita-d&u=%2Fcitations%3Fview_ op%3Dview_citation%26hl%3Dru%26user%3DYcYkwAUAAAAJ%26citation_for_view%3DYcYk-wAUAAAAJ%3AIjCSPb-OGe4C%26tzom%3D-300 ).

48. Xoshimova D. Организация самостоятельной работы студентов с электронными мультимедийными книгами при обучении русскому языку (https://scholar.google.com/citations?hl=ru&user=A3hbyu AAAAAJ&view_op=list_works&gmla=AJsN-F7FhLjHt9gukj2ATo6ЫYttnFvqnI3oNacNDQq-jWrAETK_24PCfkDzM8-lLGIfvMazaKgxWcoR98yb5MmKaET7jY-vL_bBoI4MbzQlz5WwIFoNa-JoMtbV-J7PebcVYb28RbJ1NDuhrvJteEtaTytcAQTMxrhtG-P8nwGygFmXz7LSj4CbURVl1wWWy-c6p7DWramZPVB0lKUakB8ClwLCFeDlZXeug#d=gs_md_cita-d&u=%2Fcitations%3Fview_op%3D-view_citation%26hl%3Dru%26user%3DA3hbyuAAAAAJ%26citation_for_view%3DA3hbyuAAAAA-J%3Ad1gkVwhDpЮC%26tzom%3D-300).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.