Научная статья на тему 'Право и личность: концептуальные идеи философско-правового обоснования прав человека'

Право и личность: концептуальные идеи философско-правового обоснования прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1096
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ / НРАВСТВЕННЫЙ / ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД К ПРАВУ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ / УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ПРАВОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / INDIVIDUAL RIGHTS AND FREEDOMS / MORAL / PHILOSOPHICAL APPROACH TO LAW / LEGAL POSITIVISM / UNIVERSALIZATION OF HUMAN RIGHTS / LEGAL PERSONALITY / LEGAL STATUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Напалкова Ирина Георгиевна

В статье исследованы проблемы понимания прав и свобод личности с позиций их философско-правового обоснования. Автор отмечает, что нравственный, естественно-правовой подход к интерпретации права позволяет более глубоко и всесторонне изучить процесс формирования прав и свобод человека и их реализацию в современных демократических государствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW AND PERSONALITY: CONCEPTUAL IDEAS OF THE PHILOSOPHICAL AND LEGAL SUBSTANTIATION OF HUMAN RIGHTS

The article explores the problems of understanding individual rights and freedoms from the standpoint of their philosophical and legal justification. The author notes that the moral, natural-legal approach to the interpretation of law allows a deeper and more comprehensive study of the process of formation of human rights and freedoms and their implementation in modern democracies.

Текст научной работы на тему «Право и личность: концептуальные идеи философско-правового обоснования прав человека»

УДК 340

DOI: 10.23683/2313-6138-2019-6-3-2

Напалкова Ирина Георгиевна,

доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 69, e-mail: napalkova-ig@mail.ru

Napalkova, Irina G.,

Doctor of Law, Professor,

Head of Chair of Theory and History

of State and Law, Rostov State University

of Economics (RSUE),

69 Bolshaya Sadovaya St.,

Rostov-on-Don,

344002, Russian Federation,

e-mail: napalkova-ig@mail.ru

ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОГО ОБОСНОВАНИЯ

ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ♦

LAW AND PERSONALITY: CONCEPTUAL IDEAS OF THE PHILOSOPHICAL AND LEGAL SUBSTANTIATION OF HUMAN RIGHTS

АННОТАЦИЯ. В статье исследованы проблемы понимания прав и свобод личности с позиций их фи-лософско-правового обоснования. Автор отмечает, что нравственный, естественно-правовой подход к интерпретации права позволяет более глубоко и всесторонне изучить процесс формирования прав и свобод человека и их реализацию в современных демократических государствах.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: права и свободы личности; нравственный, философский подход к праву; юридический позитивизм; универсализация прав человека; правовая личность; правовой статус.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ:

Напалкова И.Г. Право и личность: концептуальные идеи философско-правового обоснования прав человека // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2019. Т. 6. № 3. С. 13-19. БОТ: 10.23683/2313-6138-2019-6-3-2

ABSTRACT. The article explores the problems of understanding individual rights and freedoms from the standpoint of their philosophical and legal justification. The author notes that the moral, natural-legal approach to the interpretation of law allows a deeper and more comprehensive study of the process of formation of human rights and freedoms and their implementation in modern democracies.

KEYWORDS: individual rights and freedoms; moral, philosophical approach to law; legal positivism; universalization of human rights; legal personality; legal status.

FOR CITATION:

Napalkova, I.G. Law and personality: conceptual ideas of the philosophical and legal substantiation of human rights. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. 2019. Vol. 6, No. 3. P. 13-19 (in Russian). DOI: 10.23683/23136138-2019-6-3-2

© И.Г. Напалкова, 2019

Гуманистическая направленность современного права, связанная с обеспечением прав и свобод личности, определяет сущностные характеристики действующего законодательства. Главной предпосылкой создания открытого, свободного, демократического государства явилось провозглашение прав и свобод человека и их закрепление в законодательстве современных государств и международно-правовых документах. Становление и развитие права в различные исторические периоды сопровождалось борьбой общества, противостоянием личности и государственной власти за права и свободы человека, признание которых на конституционном уровне в значительной степени зависит от уровня развития общества, от степени его гуманности и демократичности.

Философский, нравственно-этический подход к пониманию прав человека приобретает особую актуальность в условиях становления демократической государственности. Верховенство права, политический и идеологический плюрализм и права человека представляют собой неразрывные слагаемые демократии. Рассмотрение прав и свобод личности в философско-идеалистическом контексте противостоит позитивистскому пониманию, отвергающему существование права за рамками законодательных установлений государства, рассматривающему его как приказ государства. Характеризуя позитивное право, Н.М. Коркунов отмечает: «Как бы веление закона ни стесняло личную свободу, свободу слова, совести, какое бы крайнее неравенство оно не закрепляло между гражданами, как бы гибельно оно ни отражалось на общественном и частном благосостоянии, как бы ни противоречило нашему чувству справедливости, требованиям нравственности, тем не менее это веление закона мы должны признать правом, потому что право есть не что иное, как предписание закона» [7, с. 19].

Позитивистский подход к праву господствует в реальной практике, но положения позитивного права в условиях развития демократии не могут противоречить сложившемуся нравственному подходу к пониманию прав личности, не могут не согласовываться с идеями свободы и справедливости, выражающими сущность современного законодательства. Критерием оцен-

ки существующего позитивного права должны являться естественно-правовые ценности и идеалы, выраженные в системе общепризнанных неотъемлемых прав человека.

На протяжении длительного исторического периода, начиная с античности, различные философско-правовые учения обосновывали неотъемлемые естественные права человека, пытались найти компромисс между интересами личности и господствующей власти. Особую роль в развитии теории прав личности имеет философско-правовое учение И. Канта. Его этическая концепция тесно связана с правовой теорией, так как они имеют один и тот же источник — практический разум человека — и единую цель — утверждение всеобщей свободы, вытекающей из учения о естественных правах человека. Он характеризует право как совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим, посредством объективного всеобщего закона свободы. Право регулирует внешнюю форму поведения людей, а мораль — их мысли, субъективные мотивы и переживания. Кант рассматривает правовые законы как первую ступень, минимум нравственности, утверждает, что главной идеей права является свобода личности, ее свободная воля и автономия, выраженная в моральной независимости. Личность самостоятельно определяет принципы и правила поведения и выполняет их без давления и принуждения со стороны государственной власти. Человек как эмпирическое существо подчиняется всеобщей необходимости. Человеку как трансцендентальному явлению присущ феномен свободы и его поведение не детерминировано внешней необходимостью. Один и тот же поступок человека, оцениваемый с позиций эмпирического или трансцендентального, может трактоваться как детерминированный необходимостью и как акт его автономной, свободной воли, возвышающий его над миром. Опираясь на собственную свободную волю, человек добровольно выполняет моральные установления и подчиняется «только своему собственному и, тем не менее, всеобщему законодательству» [6, с. 274]. Кант считает, что мир практического разума, культуры, в котором царствует свобода, принадлежит исключительно личности, наделенной собственной доброй волей. «Воля мыслится как способность опре-

делять самое себя к совершению поступков сообразно с представлением о тех или иных законах. И такая способность может быть только в разумных существах» [4, с. 203].

Категория свободы Канта проявляется в его категорическом императиве: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого также как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» [5, с. 270]. В отношении к праву он утверждает: «Право — это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы» [5, с. 139]. Главным назначением права является необходимость определения границ свободы в разумных, общезначимых пределах. Люди не всегда руководствуются нравственными императивами, и возникает необходимость в ограничении свободы индивидов для предотвращения возможного произвола с помощью права.

В учении Канта находит свое выражение антиномия индивидуального и общественного, когда нравственная личность стремится утвердить собственное достоинство, реализовать свои возможности, и в то же время ей присущи чувства альтруизма, справедливости, нравственности, самопожертвования, предполагающие признание прав и свобод другой личности, осознание коллективных интересов как собственных.

Концептуальные идеи всеобщего равенства, формировавшиеся в античную и средневековую эпоху, в соответствующих условиях не получили своего воплощения на практике. Вопрос о правах человека впервые был интерпретирован в учениях эпохи Возрождения на основе философского понимания автономного характера личности, а в дальнейшем в процессе революционной борьбы за права человека в период становления буржуазного общества, когда были приняты первые акты, касающиеся прав человека. Такими актами являются Декларация прав 1688 г., Билль о правах 1689 г., Декларация независимости США 1776 г., Конституция США 1787 г., Декларация прав человека и гражданина Франции 1789 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и последующие международные документы о правах человека. Так, в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. провозглашалось обеспечение естественных,

неотчуждаемых прав человека — права на свободу, собственность, безопасность, равенство граждан перед законом, различие между правами человека и гражданина, положившие начало формированию гражданского общества. Эти нормативные документы свидетельствуют о постепенной эволюции теории прав человека и воплощении ее на различных этапах развития общества от сословно-феодальных ограничений до современных цивилизованных форм и средств выражения совместными усилиями мирового сообщества.

В условиях глобализации наметилась тенденция к универсализации прав человека на внутригосударственном и международном уровнях, выражающаяся в их всеобщности, независимо от национальных, культурных, религиозных различий. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. определяет право человека на равенство перед законом и осуществление справедливого правосудия, на управление делами государства, на труд и предпринимательскую деятельность, на защиту от безработицы, на равенство в избирательных правах, на образование и др.

Как отмечает М.Н. Марченко, в современной юридической науке сформировалось несколько концептуальных подходов к решению проблемы универсализации прав человека и определению единых для всего мирового сообщества стандартов в данной сфере [11, с. 493]. Один из научных подходов рассматривает всеобщие права человека как факт современной жизни мирового сообщества, в котором отражается «всеобщее, объективное, постоянное, неизбежное, присутствующее в развитии человека и человечества» [2, с. 228]. Другой подход рассматривает проблему универсализации прав человека как возможную основу всеобщих стандартов. Существует также точка зрения, рассматривающая универсализацию прав как неизбежное следствие интеграции и глобализации, но признающая возможность ее осуществления лишь в условиях реального механизма обеспечения универсальных прав человека.

В современной юридической науке права и свободы человека понимаются как объективные, необходимые условия его жизнедеятельности. Объективный характер правовых притязаний человека как его социальных воз-

можностей предполагает необходимость обеспечения условий его всестороннего и свободного развития, благосостояния, безопасности и творчества. Исследование проблемы взаимодействия права и личности позволяет более глубоко изучить процессы становления, развития и функционирования права, рассмотреть его развитие параллельно с эволюцией человека.

Исследование в современных условиях проблемы прав и свобод личности невозможно осуществить без изучения таких понятий, как «человек», «гражданин». Человек как существо биологическое является частью природы, в то же время как существо разумное и социальное стоит над природой и преобразует ее. Права человека берут свое начало в его биологической природе и потому называются естественными, принадлежащими ему от рождения. Они существуют до создания государственных, позитивных установлений и носят доправовой характер, что означает, что никто и никогда не управомочен их отобрать и сам человек не может от них отказаться [10, с. 14]. Эти права признаются ключевыми, основными правомочиями, находящимися в неразрывной связи власти и справедливости и способными обеспечить человеку личную автономию и достойную жизнь. Права человека приобретают значение не только как юридическая категория, но и находятся в центре внимания философии, политологии, социологии и других гуманитарных общественных наук [12, с. 245].

Как результат противостояния государственному произволу, права человека позволяют личности действовать в соответствии со своими потребностями и интересами, но в границах правовых дозволений. Человек как существо, имеющее двойственную природу, может выступать позитивно, помогать другому человеку, формировать с окружающим миром индивидов нормальные взаимоотношения, а может действовать конфликтно и даже представлять собой определенную угрозу для окружающих, то есть человек в различных ситуациях может быть жертвой и преступником. В этом смысле права человека являются выражением отказа человека от насилия, признания права другого в обмен на приобретение своих прав, безопасности в целях сохранения своей жизни, свободы, своей экзистенции.

Возможность функционировать в условиях формирования правового государства позволяет выявить в современной правовой реальности философско-правовую категорию «правового человека», открытого миру и ориентирующегося в своих действиях на другого человека, умеющего соотносить себя с окружающей действительностью и строить отношения с другими людьми на основе взаимного доверия, признания прав, обязательств. Эти качества правового человека позволяют ему быть субъектом права. Человек как субъект общественных отношений, активных действий приобретает качества индивидуальности, самостоятельности, автономности, которые способствуют формированию высокоразвитой личности. Становление личности связано с приобретением ею накопленных знаний, опыта предшествующих поколений.

Правовая личность как носитель высокого правосознания, возникшего на основе отношений взаимного признания, наделяется правовым статусом, правосубъектностью, становится участником различных общественных отношений, содержание которых позволяет ей выполнять социальную роль и занимать положение в обществе. Понятие «гражданин» означает принадлежность личности к государству, ее взаимодействие с государством и правом и характеризует личность в политико-правовом аспекте. На граждан распространяется действие норм права государства, а взаимоотношения личности и государства закрепляются в форме гражданства, которым официально признается принадлежность личности к определенному государству и приобретение ею соответствующих взаимных прав и обязанностей. Правовой статус личности определяется закреплением его нормативно-правовыми актами, прежде всего конституциями, и приобретает определенные черты стабильности в период устойчивого положения государства и черты развития, динамики в периоды общественных преобразований. В отечественной науке эта проблема носит дискуссионный характер, так как существуют различные подходы к пониманию правового статуса. Так, Н.И. Матузов под правовым статусом понимает комплекс правовых возможностей и ответственности личности и включает в его состав нормы права, правосубъектность, правоот-

ношения, права и обязанности, юридическую ответственность, принципы права [9, с. 59]. Н.В. Витрук рассматривает правовой статус в широком смысле (как правовое положение) и в узком смысле (правовой статус) как отношение целого и части.

В современной науке сформировались различные классификации прав и свобод человека: основные (конституционные) и неосновные, негативные (не зависящие от государства) и позитивные, социально-экономические (связанные с обязанностями государства).

По времени провозглашения и юридического закрепления прав человека сложилась классификация, разделяющая их на три поколения. К первому поколению относят гражданские и политические права, закрепленные в период буржуазных революций. Ко второму поколению прав относят право человека на труд, на благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, на социальное обеспечение, на создание профсоюзов. Эти права сформировались под влиянием неолиберализма и марксизма к началу XIX века и связаны были с острым экономическим кризисом в буржуазном мире. Третье поколение прав человека формируется после Второй мировой войны и связано с правами народов и национальных меньшинств, сохранением их языка, культуры, традиций и права на развитие.

В российской правовой науке распространенной классификацией признается разделение прав человека по сферам жизни общества. В соответствии с данной классификацией рассматривают гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права человека.

Права человека неотделимы от проблем понимания его свободы, определяющей внутреннюю и внешнюю независимость личности. Внутренняя свобода представляет собой духовную свободу, свободу взглядов, свободу слова, совести. Внешняя свобода предполагает свободу выбора личности, свободу в экономической, политической, духовной сферах жизни общества, устраняет внешнее вмешательство в духовную сферу личности. Внешняя свобода необходима для того, чтобы получить внутреннюю духовную свободу, приобретающую большую значимость в российской правовой ментальности. Внутренняя свобода харак-

теризуется осознанием ценности духовной свободы личности, соотносящейся с духовно-нравственными ориентирами, религиозными традициями, без которых жизнь человека теряет свой основной смысл. Внутренняя свобода ориентируется не на внешние условия, а на внутренний мир личности, ее стремление к духовному самосовершенствованию.

Как философско-правовая категория, свобода в своем содержании предполагает наличие ряда компонентов. Во-первых, это осознание личностью объективной действительности, ее природы и законов ее развития. Во-вторых, это созидательная деятельность личности, ее взаимодействие с реальной действительностью, стремление к созиданию и творчеству. В-третьих, содержание свободы включает в себя осознанную ответственность за свою деятельность и совершенные поступки. Права и свободы человека ограничены уровнем развития человека, его знаниями об окружающей действительности и уровнем развития, возможностями государства в конкретный период его существования.

Реализация прав человека неразрывно связана с выполнением его обязанностей как гражданина конкретного государства. Условием стабильности общества, согласованности интересов личности и государства является взаимосвязь прав и обязанностей. Принцип взаимосвязанности прав и обязанностей находит свое выражение в международно-правовых нормах, в которых закреплены положения об обязанностях человека по отношению к другим людям, связанных с уважением их прав и свобод.

С помощью действующего законодательства органы государственной власти в демократических государствах подчинены народу, государственная власть обеспечивает условия свободы для всех граждан государства и каждого человека в отдельности. Большая часть отношений между личностью и государством регламентируется нормами права. Право представляет собой главную основу воздействия на поведение людей путем установления нормативных предписаний, запретов, обязанностей. В отношении человека позитивное право определяет меру его прав и свободы и обеспечивает гарантии защиты от нарушений данного права. Смысл правовых гарантий, обеспечива-

ющих права и свободы человека, находит свое выражение в создании необходимых условий для его достойной жизни и активной деятельности.

Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила права и свободы человека в качестве главного приоритета, так как они обеспечивают сферу правовой свободы личности, ее самоопределение и автономию, определяют границы возможного вторжения государства в сферу свободы личности, устанавливают определенные преграды, связанные с произволом институтов государства. Права граждан, их обязанности в современных, цивилизованных государствах представляют собой важнейший политический и социальный институт, который объективно отражает уровень развития общества, демонстрирует его цивилизованность и зрелость.

В положениях Конституции Российской Федерации был закреплен важнейший принцип гуманизма, составляющий основу конституционного строя российского государства. Права и свободы личности признаны высшими ценностями в сфере соотношения личности и государства. Как философско-нравственная категория, «высшая ценность» когда «она попадает в конституционный текст, то превращается в категорию правовую, т.е. обязательное правило для всех членов общества» [1, с. 99]. Утверждение прав и свобод личности как высшей ценности свидетельствует о поступательном движении государства по пути демократических преобразований, подтверждает его стремление разрушить бесправное положение человека в обществе и сформулировать совершенно новый ценностный подход к пониманию личности и ее положения в обществе [8].

Следует отметить, что в современных условиях цифровизации социальной жизни сформировались ранее неизвестные, так называемые цифровые права личности. В условиях формирования правового государства особое значение приобретает обеспечение цифровых прав на конституционном уровне в виртуальном пространстве, представляющих собой конкретизацию универсальных прав человека посредством закона и правоприменительных актов [3, с. 1, 4].

На конституционном уровне в Российской Федерации закреплена естественно-правовая

идея борьбы с всевластием государства. В основе данной идеи был использован опыт конституционной практики развитых демократических государств. Права и свободы человека расцениваются как определенные возможности его свободного и всестороннего развития.

Особое значение имеет закрепление в Конституции РФ главной конституционной обязанности государства, связанной с защитой прав и свобод личности. Обязанности государства по отношению к личности являются важнейшей гарантией осуществления ее прав и свобод. Закрепленные в конституции обязанности Российского государства определяются принципами его конституционного строя — народовластия, верховенства права, гуманизма и демократии. Важнейшим принципом общества и государства является защита интересов личности, а механизм обеспечения прав человека и гражданина объективно выражается в форме юридических гарантий. Гарантии как совокупность определенных условий, факторов в рамках определенных юридических процедур обеспечивают реализацию прав и свобод личности. Данные процедуры, закрепленные в Конституции РФ, определяют: порядок обращения граждан в случае нарушения их интересов в судебные органы; порядок рассмотрения дел; право на обращение в органы международной юрисдикции; право на получение юридической квалифицированной помощи и т.д. В Конституции Российской Федерации, в ратифицированных нормах международных документов и других законодательных установлениях Российского государства сформулированы положения, закрепляющие возложение обязанностей государственных органов и должностных лиц по отношению к личности. В данных документах определены различные способы осуществления государственного контроля над их деятельностью и решениями, закреплен механизм их ответственности перед личностью.

Главным гарантом осуществления прав и свобод личности в современных государствах является гражданское общество, которое способно противодействовать на основе демократического законодательства произволу бюрократического аппарата государства, противостоять нарушениям естественных прав личности, защищать ее свободы.

Следует отметить, что права личности являются неотъемлемым компонентом позитивного права, в котором находят свое выражение формы свободы и бытия человека. Но в длительной истории становления данного понимания сущности и значения права огромную роль выполнила парадигма естественно-правового мышления, основанная на признании прирожденных и неотчуждаемых естественных прав человека. Конституционные положения Российского государства, закрепляющие широкий спектр многочисленных прав и свобод человека, соответствуют требованиям естественного права, международным стандартам и уровню законодательных установлений развитых демократических государств. Конституционные положения о правах и свободах человека являются главными критериями правового характера действующей в Российском государстве системы права и выражающей ее системы законодательства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право России. М., 1996.

2. Глухарева Л.И. Современные проблемы теории

прав человека. М., 2004.

3. Зорькин В.Д. Право в цифровом мире. Размышление на полях Петербургского международного юридического форума // Российская газета. Столичный выпуск. 30.05.2018. № 7578(115).

4. Кант И. Основоположение к метафизике нравов. Соч. в 8 т. Т. 4.

5. Кант И. Собр. соч. в 6 т. М., 1963-1966. Т. 4. Ч. 2.

6. Кант И. Соч. Т. 4. М., 1965. Ч. 1.

7. Коркунов Н.М. О научном изучении права // Сборник статей 1877-1897 гг. СПб.: Издание юрид. книж. магазина Н.К. Мартынова, 1898.

8. Лукашова Е.А. Права человека и правовое государство. М., 2003.

9. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

10. Соловьев Э.Ю. Чтобы мир до времени не превратился в ад // Знание — сила. 1995. № 7.

11. Философия права / под ред. М.Н. Марченко М.: Проспект, 2011.

12. Философия права / под ред. О.Г. Данильяна. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.