О.Л.АЛФЕРОВ* ПРАВО И ИНТЕРНЕТ (Обзор)
Интернет в России становится объектом пристального внимания со стороны государственных органов и Интернет-общественности в плане форм и методов его регулирования. Разброс мнений по этому вопросу отражает всю широту мировоззренческих позиций — от саморегуляции и невмешательства со стороны государства до принятия специального закона о государственной политике по отношению к глобальной сети. Теоретический и научнопрактический журнал «Проблемы информатизации» в № 3 за 2000 г. уделил этой проблеме особое внимание.
По мнению проф. И.Л.Бачило, в системе права Интернет представляет собой самостоятельный объект юридической квалификации и правового регулирования. Выявление основных точек приложения права к этому явлению и его важнейшим составляющим автор начинает с определения Интернета как универсальной системы объединенных сетей, позволяющих обеспечить включение любых массивов информации для предоставления ее пользователям, оказания справочных и других информационных услуг, а также совершения различных гражданско-правовых сделок на основе комбинаций информационно-коммуникационных технологий (2, с.3). В статье поднимаются вопросы, ответы на которые позволяют
*
Алферов Олег Леонидович - младший научный сотрудник Сектора политической науки Отдела политологии и правоведения Центра социальных научноинформационных исследований ИНИОН РАН.
понять, являются ли Интернет и факты (события), совершаемые в его системе, объектами права. По мнению автора, в первую очередь необходимо выяснить, какие предметные области выявляются в пространстве Интернета, какие действия (деятельность) совершаются в нем, какие зависимости определяют отношения субъектов в этом информационном пространстве, в каких пределах возможно приближение к нормативному определению этих предметов и закреплению требований и условий методами правового регулирования. На основе действующих законов в области информатизации выделяются и рассматриваются следующие предметные области отношений: 1) информационные ресурсы (порядок создания информации, формирования информационных ресурсов и продукции); 2) порядок пользования информационными ресурсами (поиск, предоставление информации пользователю, оказание информационных услуг, распространение и обмен); 3) информатизация (создание и использование информационных электронных технологий, информационных систем и средств их обеспечения); 4) защита информации и прав субъектов в области информатизации, формирование основ информационной безопасности (2, с.5).
Рассматривается несколько групп факторов, воздействующих на более активное влияние права на Интернет: выработка дефинитивных определений ранее неизвестных праву объектов (сайт, файл, база или банк данных, текст, гипертекст и др.), сравнение их по содержанию с уже имеющимися и на этой основе выявление пробелов в законодательстве в целях легитимации новых понятий; уяснение природы и содержания противоречий, которые появляются в структуре правоотношений и вносят в них элементы неустойчивости (прежде всего это касается проблем собственности и имущественных отношений); регулирование связей внутри-информационно -коммуникативных систем. Отмечается отсутствие должного внимания к Интернету и процессу информатизации общества в правовой науке; указывается на необходимость отражения проблем права и информатики в системе научных специальностей и правовых дисциплин.
В статье д-ра филос. наук И.С.Мелюхина на основе анализа предложений Интернет-общественности, оценки деятельности депутатов Государственной думы в области информационного законодательства, ученых и чиновников расставляются приоритеты
регулирования российского Интернета: правовое обеспечение электронной торговли; нормативное регулирование использования Интернета в государственных учреждениях; законодательное закрепление обязанности государства обеспечивать социальный доступ к глобальной сети. По мнению автора, в отношении Интернета главным является выполнение государством не запретительных, а стимулирующих социальных функций, которые позволят этому новому социально-технологическому феномену развиваться в нашей стране быстрыми темпами (5, с.22).
Специфика Интернета как информационной сети связана, прежде всего, с реализацией права на информацию. Этой теме посвящены две статьи журнала. Ю.В.Игнатов, анализируя международно-правовые акты, во-первых, выделяет такие компоненты этого права, как право на свободу убеждений и свободное их выражение (т.е. свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений, искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и способами независимо от государственных границ), право на неприкосновенность личной и семейной жизни, право на тайну корреспонденции, право на честь и репутацию (3, с.32); и, во-вторых, перечисляет ограничения на эксплуатацию права на информацию. Основным вопросом при разработке правового регулирования Интернета, по мнению автора, является регламентирование деятельности компаний, которые осуществляют доступ, размещают и создают информацию, попадающую под категорию незаконной и вредной (3, с.33). Некоторые страны ввели систему так называемых прокси-серверов, совмещаемых с составлением централизованных черных списков документов и сайтов. В Германии нашли другой подход, не нарушающий прав человека. Здесь блокируется доступ к незаконной информации на основании судебных решений. К общим условиям правового регулирования в сфере Интернета автор относит следующие принципы:
1) определяющее значение имеет право на информацию;
2) выработка на международном уровне общих требований к информации, доступной с помощью Интернета; 3) введение единых стандартов законности информации, а также на определение ответственности за создание, распространение и обеспечение доступа к незаконной информации; 4) отсутствие какой бы то ни было цензуры содержания передаваемой с помощью Интернета инфор-
мации; 5) право на уважение личной жизни, в том числе
общественных деятелей и др. (3, с.35). Во второй статье, подготовленной учеными Института государства и права РАН Л.А.Сергиенко и И.Д.Тиновицкой, рассматривается проблема субъективных прав в информационной сфере. Основанием возникновения таких прав и их реализации является некий «субъективный интерес», диктуемый необходимостью и целесообразностью и обеспечиваемый наличием широко доступных информационных систем и сетей, включая Интернет (6, с.23). Примерами субъективных прав гражданина, реализуемых им в информационной сфере, являются право на получение интересующей его информации (право на доступ к информации) и право на защиту информации, содержащей персональные данные. В публикации раскрываются содержание данных правомочий и их законодательное регулирование. Проведенный анализ правомочий по двум субъективным правам позволяет авторам сделать следующие выводы, связанные с осмыслением путей и проблем развития права в условиях глобальных информационных сетей. Так, «правовые идеи» могут служить основанием для осознания лицом своих субъективных прав; необходимо совершенствовать действующее законодательство об ответственности (административной, уголовной, гражданско-правовой) на основе включения в него новых конкретных норм, например, об ответственности субъектов права, обязанных совершать определенные действия по реализации права граждан на доступ к информации и на защиту персональных данных (6, с.27). Показана практика регулирования отношений в информационной сфере посредством договора и на основе правил, принимаемых по общему согласию участников того или иного коллектива, социальной группы сообщества. Одним из примеров такого рода саморегуляции субъективных прав применительно к использованию Интернета может служить акт «Нормы пользования Сетью», разработанный в пределах Открытого форума сервис-провайдеров. Этим актом устанавливаются некоторые правила, касающиеся ограничений на информационный шум (спам), запрета несанкционированного доступа и сетевых атак, обязанностей по соблюдению правил, установленных владельцами ресурсов, недопустимости фальсификации, а также настройки собственных ресурсов. Развивающаяся практика принятия подобных актов — кодексов, правил, требований и др., отражает потребность в усилении
нравственных начал в регулировании отношений в глобальных информационных сетях. Вся совокупность актов, содержащих технологические, профессиональные и моральные нормы регулирования отношений, рассматривается как форма движения к организации глобальных информационных систем и сетей. По мнению авторов, налицо трансформация традиционных представлений о праве, происходящая в мире под влиянием объективных процессов развития общества, в том числе процессов информатизации. Понимание права в XXI в. станет совершенно иным. Оно будет основано на интеграции общественного и естественнонаучного знания, на существенном переосмыслении привычных для нас представлений о связях общества, природы, космоса, биологического и социального, материального и духовного, рационального и иррационального (6, с.28).
Правовые проблемы, требующие решения в связи с развитием Интернета в России, находятся в центре внимания советника Комитета Государственной думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, доцента Б.В.Кристального (4). Автор, прежде всего, называет нормативно-правовые акты, затрагивающие функционирование сети Интернет. Далее анализируется действующее законодательство по регулированию свободного подключения к Интернету и обмену информацией, охране авторских прав и прав на объекты интеллектуальной собственности, защите персональных данных, распределению адресного и доменного пространства, предотвращению распространения порнографии, оскорбительных и клеветнических сведений, сведений, направленных на разжигание национальной, расовой, религиозной розни, проблемам электронного документооборота, электронной коммерции, информационной защиты и др. Делается вывод о том, что российское законодательство способно решить правовые вопросы, возникающие в связи с использованием Интернета в различных областях жизни. В то же время, правового решения ждут проблемы электронной коммерции, создания правового режима электронной цифровой подписи и распределения доменного пространства: свободного доступа к официальной информации через Интернет, урегулирования применения средств криптографии и шифрования, проведения с помощью Интернета оперативно -розыскных мероприятий. Первоочередной
для России является разработка государственной политики использования и развития Интернета (4, с.17).
В ряде публикаций журнала исследуются вопросы правового обеспечения информационной безопасности в Интернете (1; 7). Так, А.А.Антопольский в основу своей статьи положил обзор работ, посвященных правовым проблемам обеспечения безопасности в Интернете и опубликованных в изданиях, специализирующихся в области проблем информатики и информационной безопасности («Информационное общество», «Защита информации», «Научнотехническая информация», «Проблемы информатизации» и др.). Автором изучено более 300 сообщений (новостей) различных информационных агентств, на основе которых выявляется картина освещения в прессе проблем безопасности в Интернете. Автор также касается вопросов правонарушений в сети и борьбы с ними, авторского права в Интернете, охраны прав граждан и юридических лиц в этой сети, проблем правового регулирования использования Интернета. По его мнению, необходимо принять нормы гражданского права, регулирующие отношения в связи с глобальной сетью: определить гражданско-правовой режим информации (т.е. разных видов информационных объектов), порядок их учета и оценки; принять нормы, регулирующие основные виды гражданско-правовых договоров по поводу Интернета; урегулировать электронную торговлю и использование электронной цифровой подписи в деловом обороте (1, с.41).
А.А.Стрельцов характеризует роль норм международного права в системе правового обеспечения информационной безопасности РФ (7). К числу универсальных норм международного права в этой области относятся прежде всего нормы, связанные с правами и свободами человека: сохранения его жизни и здоровья; неприкосновенности частной жизни; свободы мысли, убеждений и следования своим убеждениям; свободы участия в культурной жизни; защиты интересов, связанных с использованием интеллектуальной деятельности человека другим лицом; ограничения свободы выражения убеждений. Автор полагает, что очень важно обеспечить развитие норм обычного международного права, регулирующих отношения в области функционирования информационной инфраструктуры мирового сообщества. Решения 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, касающиеся достижений в сфере информатизации
и телекоммуникации в контексте международной безопасности, будут способствовать укреплению информационной безопасности России (7, с.31).
Список литературы
1. Антопольский А. А. Юридические аспекты обеспечения безопасности в Интернете // Проблемы информатизации. - М., 2000. - № 3. - С.36-41.
2. Бачило И.Л. Интернет как явление для системы права // Там же. - С.3- 12.
3. Игнатов Ю.В. Право на информацию в Интернете // Там же. - С.32- 35.
4. Кристальный Б.В. Интернет и законодательство России // Там же. - С.13-18.
5. Мелюхин И.С. Приоритеты регулирования российского Интернета // Там же. -С.19-22.
6. Сергиенко Л.А., Тиновицкая И.Д. Субъективные права в информационной сфере // Там же. - С.23- 28.
7. Стрельцов А.А. Нормы международного права в системе правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации // Там же. - С.29- 31.