Научная статья на тему 'Право, гериатрия и геронтология: точки соприкосновения и направления взаимодействия'

Право, гериатрия и геронтология: точки соприкосновения и направления взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
945
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право, гериатрия и геронтология: точки соприкосновения и направления взаимодействия»

ЮРИДИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ. ХРОНИКА

Право, гериатрия и геронтология: точки соприкосновения и направления взаимодействия

26 сентября 2018 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (далее — Институт, ИЗиСП) состоялся научно-практический семинар на тему «Гериатрическая помощь: проблемы и перспективы правового регулирования».

Заместитель директора ИЗиСП доктор юридических наук, профессор А. Я. Капустин, открывая семинар, отметил, что выбранная дата проведения мероприятия не случайна: 1 октября отмечается Международный день пожилых людей, и обсуждение вопросов, связанных с правовыми аспектами регулирования и оказания гериатрической помощи, на такой площадке, как Институт, призвано объединить теорию и практику в поиске оптимального правового регулирования злободневных демографических вопросов, стоящих на повестке дня Российского государства.

В приветственном слове научный руководитель ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н. А. Семашко» академик РАН, доктор медицинских наук, доктор фармацевтических наук Р. У. Хаб-риев обозначил ряд ключевых проблем, от решения которых непосредственным образом зависит совершенствование гериатрической помощи в Российской Федерации. Повышение внимания со стороны общества и государства к людям старшего возраста обусловлено не только тем, что общество «дозрело» до понимания важности решения проблем лиц данной возрастной категории, но также тем, что увеличение продолжительности жизни как

основополагающая задача современного Российского государства не может быть достигнуто без проведения политики, нацеленной на укрепление здоровья этой категории граждан. Сегодня уже достигнут значимый показатель средней продолжительности жизни в 73 года, а к 2024 г. он должен возрасти до 78 лет. Однако на сегодняшний день показатели средней продолжительности жизни в категории 60+ не превышают тех, что были зафиксированы в 1990-х гг.

В связи с этим крайне важно решить следующие проблемы: 1) наладить межведомственное взаимодействие между органами здравоохранения и социальной защиты, в том числе посредством координации их деятельности и исключения дублирующих функций; 2) создать эффективную инфраструктуру, устранив очереди в социальные учреждения (дома престарелых, интернаты), посредством пересмотра жестких критериев помещения в социальные учреждения и проведения политики повышения доверия к таким организациям; 3) обеспечить трудовую занятость лиц старше 60 лет в связи с повышением пенсионного возраста. При этом имеются препятствия трудовой деятельности данной категории лиц, связанные с их частым вовлечением в уход за пожилыми родителями (по экспертным оценкам, в такую деятельность включено около 4 млн граждан); 4) мотивировать лиц пожилого возраста к сохранению своего здоровья. По данным страховых компаний США, отметил выступающий, затраты на оказание медицинской помощи лицам старше 60 лет в восемь раз пре-

вышают затраты на оказание такой помощи лицам трудоспособного возраста. Однако в сегменте платных услуг пропорции обратные — платные услуги на медицину и образование для лиц трудоспособного возраста в 30 раз превышают объем возмездных услуг лицам старше 60 лет и инвалидам. Последние по своим объемам равны затратам населения на оказание ветеринарных услуг; 5) важной является активная физическая нагрузка как предопределяющий элемент поддержания здоровья лиц пожилого возраста. Однако, по экспертным оценкам, только 10% лиц старше 60 лет занимаются физической культурой и спортом. При этом, если доля лиц, страдающих ожирением, в общей массе составляет 47%, то с увеличением возраста она возрастает до 65% для лиц от 51 года до 60 лет, до 73% для лиц от 61 до 75 лет. Все это свидетельствует об отсутствии инфраструктуры, отвечающей потребностям лиц пожилого возраста и особенностям их физиологического состояния. В заключение выступающий констатировал важность и актуальность вопросов, предлагаемых к обсуждению в рамках семинара.

В приветственном слове первый заместитель председателя Фонда социального страхования доктор юридических наук Е. Л. Писарев-ский отметил важность дальнейшего совершенствования правового регулирования гериатрической помощи в Российской Федерации. Проблемы лиц старшего возраста, как медицинские, так и правовые, всегда находились в орбите внимания системы социального страхования. Н. А. Вигдорчик — один из основоположников российского социального страхования — еще в 1938 г. в книге «Старость и трудоспособность» писал о счастливой старости, о том, что мы можем и должны бороться со старостью, а использовать для этого нужно ресурсы имеющихся систем образования, здравоохранения, массового спорта, соци-

ального обеспечения. Выступающий, рассказывая о деятельности Фонда социального страхования, обратил внимание на изменения в структуре финансового обеспечения расходов, осуществляемого Фондом социального страхования; указал на виды обеспечения граждан, предоставляемые Фондом; привел данные о структуре расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний за 2016 г., на обеспечение санаторно-курортным лечением и бесплатным проездом.

Заведующая отделом социального законодательства ИЗиСП кандидат юридических наук Н. В. Пу-тило в докладе «Геронтология в стареющем обществе: выход за рамки традиционного понимания. Правовые аспекты», исходя из того что рост числа пожилых людей (старше 65 лет) в структуре населения представляет, возможно, наиболее значительную перемену в большинстве развитых и развивающихся обществ XXI в., указала на отсутствие единой концепции правового регулирования в отношении лиц пожилого возраста. Одна из причин этого — отсутствие комплексного понимания геронтологии и исключительно медицинское восприятие гериатрии. В настоящее время сложилось достаточно узкое понимание термина «гериатрия» как раздела геронтологии (специальная, преимущественно биологического профиля наука, изучающая с начала XX в. биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним). Разделами (частями) геронтологии являются: 1) гериатрия — учение о болезнях, связанных с инволюционными изменениями, а также об особенностях лечения и профилактики заболеваний в пожилом и старческом возрасте; 2) герогигиена, которая изучает вопросы общей и специальной гигиены людей старших

возрастных групп; 3) геронтопсихо-логия, которая изучает психолого-поведенческие особенности людей пожилого и престарелого возраста.

Если термин «гериатрия» был введен в 1909 г. американским врачом И. Л. Нашером по аналогии с уже существовавшим термином «педиатрия» и выступавшим по отношению к последнему в качестве своеобразного антипода (в педиатрии изучались физиологические или иные особенности детей, в гериатрии — людей позднего возраста), то социальная геронтология как особое направление научных исследований появилась в 1940-х гг. и сам термин был введен в оборот Э. Стиглицем в 1940 г. Социальная геронтология как общественная дисциплина, раздел геронтологии, призванный изучать демографические, социально-экономические проблемы старения, включает четыре направления: 1) изучение влияния старости на личность, на изменение ценностей, потребностей человека, его поведения и образа жизни в старости; 2) исследование положения пожилого человека в группе, взаимодействие в семье, коллективе, с друзьями, а также изучение специфики групп, состоящих из пожилых людей; 3) изучение пожилых людей как специфической демографической общности, влияющей на социальные процессы, и находящейся под влиянием социальных процессов, протекающих в обществе в целом; 4) изучение влияния различных медицинских препаратов на определенные функции организма в различных возрастных группах, которое позволяет назначать препараты пожилым людям исходя из ряда важных факторов.

По мнению выступающей, нет никаких ограничений, чтобы не рассматривать важнейшие проблемы геронтологии (исследование положения пожилого человека в группе, взаимодействие в семье, коллективе, с друзьями, изучение специфики групп, состоящих из пожилых людей; изучение пожилых людей как

специфической демографической общности, влияющей на социальные процессы и находящейся под влиянием социальных процессов, протекающих в обществе в целом) и гериатрии (изучение проблем медицинской помощи лицам пожилого возраста) с позиций права.

В выступлении была также отмечена недостаточность восприятия российской правовой системой норм международного права, в частности тот факт, что при ратификации Европейской социальной хартии 1996 г. Российская Федерации не взяла на себя обязательства, предусмотренные ст. 23 Хартии. Между тем именно в ст. 23 сконцентрированы права лиц пожилого возраста на социальную защиту (в том числе на предоставление им жилья, соответствующего их потребностям и состоянию здоровья, или оказание помощи в переоборудовании их жилья; предоставление медицинского обслуживания и ухода в соответствии с их состоянием и др.).

Доклад «Современный этап развития гериатрической службы» заместителя директора по гериатрической работе ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова ОСП «Российский геронтологический научно-клинический центр» доктора медицинских наук, профессора Н. К. Рунихиной был посвящен проблемам развития данного институционального элемента здравоохранения. Отмечено, что старение населения является глобальным демографическим феноменом, предопределяющим необходимость разработки и реализации действенных мер, направленных на учет потребностей лиц пожилого возраста и специфику их жизнедеятельности. Выступающая, в частности, обратила внимание на необходимость развития: а) новой стратегии оказания медицинской помощи людям пожилого и старческого возраста, б) гериатрической службы. Крайне важно создание последовательной и преемственной системы, сочетающей медицинские и соци-

альные услуги, для людей всех возрастов — от первичной профилактики до паллиативной помощи.

В докладе были освещены вопросы, касающиеся многоуровневой системы организации гериатрической помощи в Российской Федерации, междисциплинарного взаимодействия в рамках системы долговременной преемственной медицинской помощи, основного содержания гериатрии, принципов организации поддержки и долговременного ухода за лицами пожилого возраста и др.

Заведующий сектором координации научных исследований и информации ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н. А. Семашко» доктор медицинских наук Д. О. Мешков акцентировал внимание на современных общемировых тенденциях в охране здоровья и здравоохранении. В числе факторов, влияющих на развитие современного здравоохранения, докладчиком были названы: изменение структуры заболеваемости и смертности; трансформации в структуре популяции; задачи, стоящие перед государством (демография, материнство и детство, приоритет профилактики, активное долголетие); факторы, формирующие общественное здоровье; технологии (включая технологии здравоохранения и медицинские технологии); общественное восприятие (индивидуальная значимость человека). Крайне важно стимулировать интерес пациентов к сфере здравоохранения, вовлекать их в разработку политики здравоохранения, а также формировать действенную систему межведомственного взаимодействия в целях повышения общественного здоровья.

В докладе заведующей отделом законодательства о труде и социальном обеспечении ИЗиСП доктора юридических наук Л. А. Чика-новой, посвященном пенсионной реформе, основное внимание уделено повышению пенсионного возраста. Отмечено, что повышение пенсионного возраста в России не всту-

пает в противоречие с конституционными положениями, ибо Конституция РФ, гарантируя каждому социальное обеспечение, не устанавливает конкретных условий назначения пенсий, в том числе по достижении определенного возраста, дающего право на пенсию, и принятие соответствующего решения относит к дискреции федерального законодателя. В представленном в Государственную Думу Федерального Собрания РФ ко второму чтению проекте федерального закона о повышении пенсионного возраста учтено значительное число предложений по его совершенствованию, в том числе направленных на его смягчение. Предусмотрено увеличение пенсионного возраста для мужчин и женщин на пять лет (соответственно до 65 и 60 лет). Введено понятие «предпенсионный возраст» (пять лет до наступления срока выхода на пенсию), определен правовой специальный статус лиц предпенсионного возраста, включающий ряд мер, направленных на защиту интересов граждан старших возрастов, в том числе на рынке труда.

Проблемы правового регулирования паллиативной помощи были освещены в докладе заместителя заведующего отделом социального законодательства ИЗиСП кандидата юридических наук Н. С. Волковой. Отмечено, что в последнее время наблюдается рост неонкологических заболеваний, требующих паллиативной помощи, в их числе сердечно-сосудистые заболевания, диабет, разного вида деменции. По экспертным оценкам, около 67% пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи, — лица старше 60 лет. Несмотря на то что Всемирная организация здравоохранения сформулировала четыре важнейших компонента паллиативной помощи (медицинская помощь, лекарственное обеспечение, уход за пациентом, психологическая поддержка пациента и его близких), российское законодательство в настоящее время не регламентирует

все необходимые аспекты паллиативной помощи и исходит из узкого понимания последней только как медицинской помощи. В числе основных правовых проблем паллиативной помощи выступающая обозначила: отсутствие системы оказания паллиативной помощи (разрозненность институтов, включенных в паллиативную помощь); отсутствие корреляции норм законодательства об охране здоровья и законодательства о социальном обслуживании; недостаточную систему подготовки медицинских работников; недоступность или ограниченную доступность обезболивающих препаратов.

Выступающей были предложены направления развития паллиативной помощи в Российской Федерации: 1) совершенствование регулятивных подходов к определению данного вида помощи; 2) законодательное закрепление принципов оказания паллиативной помощи; 3) корреляция норм законодательства о здравоохранении и законодательства о социальном обслуживании; 4) формирование квалифицированного медицинского персонала, обладающего специфическими квалификациями, отражающими особенности оказания паллиативной помощи; создание необходимых условий для получения соответствующего образования, отвечающего современным тенденциям в развитии паллиативной терапии, снятии болевого синдрома, паллиативного ухода; 5) обеспечение доступности лекарственной терапии для нуждающихся пациентов. Данные меры позволят добиться конечной цели — интегрированности паллиативной помощи в систему здравоохранения.

Заведующая отделом финансового, налогового и бюджетного законодательства ИЗиСП доктор юридических наук Н. А. Поветкина рассказала о проекте федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе», который трансформирует суще-

ствующие подходы к финансовому обеспечению социальной сферы, в том числе в части оказания гериатрической помощи. Отмечено, что принятие нового правового регулирования позволит расширить круг субъектов, имеющих «доступ» к бюджетным средствам, за счет тех организаций, которые осуществляют деятельность, связанную с оказанием гериатрической помощи. По мнению выступающей, создание и развитие конкурентной среды в данной сфере (между специализированными государственными и частными учреждениями (индивидуальными субъектами)) будет способствовать как повышению качества оказания гериатрической помощи, так и росту эффективности расходования бюджетных средств.

Заведующая лабораторией правового мониторинга и социологии права ИЗиСП кандидат философских наук В. Ю. Лукьянова в докладе «Старение населения в контексте глобальных вызовов современности» отметила, что повышение доли пожилых людей в населении является важнейшей демографической тенденцией современности. Ее нарастание в последние десятилетия влечет такие негативные последствия, как депопуляция белой расы, сопровождаемая уменьшением генетического разнообразия человечества; снижение адаптивных способностей человека и его способности находить в процессе развития ответы на новые вызовы и угрозы; нарастание возрастного дисбаланса между развитыми и развивающимися странами, сопровождающееся интенсификацией миграционных процессов, и т. д. Для Российской Федерации ситуация осложняется еще и низким качеством и продолжающимся снижением уровня доступности социальных услуг. Поэтому в нашей стране возрастание доли пожилых людей в населении может оказать негативное влияние на конкурентоспособность российской экономики.

Для преодоления этого необходимо принятие комплекса мер, направленных на улучшение трудовой и социальной адаптации лиц третьего возраста. Такие меры должны включать: 1) совершенствование системы социальных служб и социальных учреждений в направлении повышения ориентированности таких служб и учреждений на граждан пожилого возраста; 2) создание сегмента системы непрерывного образования, ориентированного на лиц третьего возраста, их профессионального обучения и переобучения. Такая система ценностей станет фундаментом системы мер правового характера, направленных на регулирование процесса социализации лиц третьего возраста, позволяя сохранять уровень существовавших ранее и существующих сегодня прав и свобод, с одной стороны, и совершенствовать правовые механизмы вовлечения пожилых граждан в активную социальную и трудовую деятельность, обеспечивая им разнообразные возможности самореализации, — с другой.

В докладе «Правовой статус лиц третьего возраста: национальный и международный аспект» старший научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении кандидат юридических наук Л. А. Егошина отметила, что «третий возраст» — это условное название первых лет пенсионного возраста, приближающего человека к старости. Поэтому в современном обществе нижняя граница старости формально определяется законодательно установленным пенсионным возрастом. В связи с повышением пенсионного возраста в России эта проблема приобретает особую актуальность. Во многих государствах мира (например, в Германии, Чехии, Бельгии, Латвии, Литве, Белоруссии и др.) уже давно идет процесс постепенного повышения пенсионного возраста, что показывают статистические данные периодов проведения пенсионной ре-

формы и закрепления возраста выхода на пенсию в разных странах мира.

В докладе были раскрыты основные положения Хартии пожилых людей и Рекомендации МОТ № 162 «О пожилых трудящихся» и отмечено, что международное сообщество все сильнее осознает проблему старения населения и стремится к ее разрешению путем усиления кооперации между государствами в вопросах выработки стандартов защиты лиц пожилого возраста, создания дополнительных механизмов контроля и проч.

В выступлении научного сотрудника отдела социального законодательства ИЗиСП О. Ю. Ереминой были подняты вопросы социального обслуживания лиц пожилого возраста в специализированных учреждениях. На основе статистических данных констатирован высокий уровень нуждаемости пожилых граждан Российской Федерации в социальном обслуживании. Существующая система социальных учреждений не может обеспечить доступность социальных услуг для большинства лиц старшего возраста. Учитывая, что осуществление реальной правореали-зационной деятельности в сфере социального обслуживания сосредоточено на уровне субъектов РФ, то и в организации системы социального обслуживания присутствует давно обсуждаемая в науке проблема неравенства социального обеспечения лиц, отнесенных к различным категориям льготников, в том числе лиц старшего возраста. Из этой проблемы вытекает еще одна трудно решаемая задача — обеспечение бесплатности социального обслуживания лиц, находящихся в уязвленном социальном положении в связи с возрастом. Помимо перечисленных проблем, отмечено отсутствие системы выявления одиноких, находящихся в тяжелой жизненной ситуации пожилых граждан и инвалидов.

Важность использования положительно зарекомендовавших себя зарубежных практик при совершенствовании правового регулирование прав граждан пожилого возраста в России отмечена старшим научным сотрудником отдела зарубежного, конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права ИЗиСП кандидатом юридических наук Н. Б. Крысенковой. Рассматривая механизм организации государственной поддержки лиц старшего поколения в Канаде, пенсионное обеспечение которых осуществляется на основании двух программ: Канадского пенсионного плана (Canada Pension Plan) и программы «Безопасность старшего поколения» (Old Age Security), выступающая подчеркнула, что в этой стране большое внимание уделяется не только непосредственно пожилым гражданам, но и лицам, осуществляющим уход за ними. Это могут быть как члены семьи, так и иные близкие люди. Государственная поддержка таких лиц осуществляется в соответствии с программой трудового страхования, предоставляющей возможность получения ими временного денежного пособия в связи с утратой возможности осуществления трудовой деятельности по причине ухода за членом своей семьи. Несмотря на отсутствие собственно законодательного регулирования, программы являются для этого государства достаточно эффективным методом регулирования в сфере поддержки лиц старшего возраста, более того, намечается тенденция к консолидации всех существующих программ и разработке на их основе «Национальной стратегии о пожилых людях».

Из выступления научного сотрудника отдела зарубежного, конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права ИЗиСП Т. И. Чурсиной участники семинара почерпнули сведения о правовых основах оказа-

ния гериатрической помощи в Австралии. Основным законодательным актом, устанавливающим правила, политику и процедуры для обеспечения функционирования устойчивой системы ухода за пожилыми людьми в Австралии, является Закон «О заботе о пожилых людях» 1997 г. На федеральном уровне приняты и успешно действуют различные программы поддержки пожилых людей, обеспечивающие базовый уход за ними по месту жительства, уход на дому, в специализированных учреждениях и др.

Правительство Австралии выступает основным источником финансирования программ ухода за пожилыми и престарелыми людьми, с некоторыми штатами Австралии заключены соглашения о совместном финансировании государственных программ. Некоторые услуги гериатрической помощи предоставляются негосударственными поставщиками, такими как частные некоммерческие, религиозные и благотворительные организации. Пожилые люди также вносят свой финансовый вклад при покрытии расходов по уходу за ними по мере их возможностей и в соответствии с социальным статусом.

Об организации социальной помощи людям старшего поколения в Германии рассказала ведущий научный сотрудник ИЗиСП кандидат юридических наук Ю. И. Шупле-цова. Отмечено, что примерно в возрасте 65 лет большинство граждан Германии уходят на пенсию, пользуются свободным временем, занимаются хобби или проводят время со своими внуками. Основная задача социальной помощи пожилым людям, сформулированная в § 1 книги XII Социального кодекса Германии, — дать возможность лицам, имеющим право на получение такой помощи, вести жизнь, соизмеримую с человеческим достоинством.

Однако в Германии далеко не все люди старшего поколения, имеющие право на социальную помощь

и нуждающиеся в ней, обращаются за такой помощью. Причина так называемой застенчивой бедности, как отмечают немецкие социологи, заключается не столько в неинформированности населения, сколько в нежелании признать себя бедным.

Социальной поддержке лиц старшего поколения в Польше было посвящено выступление научного сотрудника отдела социального законодательства ИЗиСП Т. Е. Мельника. По данным польского правительства, к 2050 г. около 40% поляков будут составлять граждане, достигшие возраста 60 лет. Деятельность в сфере социальной поддержки лиц пожилого возраста в Польше ведется в соответствии с Законом «О социальной помощи» 2004 г.; она отнесена к компетенции органов местного самоуправления. Для выравнивания уровня социальной поддержки вне зависимости от места проживания и для оказания поддержки муниципалитетам разработан ряд государственных программ. Среди них можно назвать, например, программы '^ешог+" и "Opieka 75+". В них пристальное внимание уделяется таким формам социальной поддержки, как дневные стационары, клубная форма организации пожилых людей, опека.

В 2015 г. в Польше был принят Закон «О лицах пожилого возраста». В нем предусматривается формирование специальной системы мониторинга ситуации с положением лиц пожилого возраста; определяется информация, которая должна быть доведена до палат польского парламента, а именно: анализ демографической ситуации с точки зрения старения населения, информация о доходах, бытовых и жилищных условиях лиц старшего возраста, их профессиональной активности; правительством также должны быть предложены меры и рекомендации по устранению проблем, обусловленных старением населения.

В выступлении аспиранта МГИМО (Университета) МИД Рос-

сии М. В. Дудаевой были освещены проблемы определения правового статуса лиц пожилого возраста в международном законодательстве. Отмечено, что существует необходимость в выделении данной группы лиц в особую уязвимую категорию. Перечислены основные вехи в развитии международного законодательства в сфере защиты прав лиц пожилого возраста, проанализированы акты Организации Объединенных Наций, Международной организации труда, а также Всемирной организации здравоохранения. Выступающая пришла к выводу, что существующие международно-правовые акты отличаются высокой юридической техникой, однако по сути являются политическими декларациями и не обладают обязательной юридической силой. Необходимо разработать международную конвенцию о правах лиц пожилого возраста, регламентирующую правовой механизм контроля за соблюдением прав лиц пожилого возраста в государствах-участниках.

Ведущий научный сотрудник отдела финансового, налогового и бюджетного законодательства ИЗиСП кандидат юридических наук О. О. Журавлева в докладе «Региональные правовые модели финансирования приемных семей для граждан пожилого возраста» представила результаты анализа региональных подходов к финансово-правовому обеспечению гериатрической приемной семьи как альтернативного институциональному и наименее ограничительного способа размещения и проживания пожилых людей в субъектах РФ. Отмечены отличия данного социального явления от иных, в том числе от видов совместного проживания, включая семьи, и отдельных видов социальной помощи. Обращено внимание на отсутствие единого статистического инструментария и потребность его выработки.

Указано на существенные различия в подходах к определению со-

держания подобного вида помощи, уровнях источников его правового закрепления, глубины и детальности регулирования отдельных элементов. Предложены классификации моделей финансирования приемных семей для пожилых людей в зависимости от особенностей правового статуса источников их финансирования, уровней правового закрепления, детальности регулирования, включая наличие ограничений по соотношению источников средств формирования бюджета приемной семьи. Даны рекомендации по совершенствованию правового регулирования института приемной семьи для пожилых людей на региональном и федеральном уровнях.

В выступлении научного сотрудника отдела социального законодательства ИЗиСП Н. М. Хромовой были подняты вопросы об оказании бесплатной юридической помощи гражданам пожилого возраста. Несмотря на то что Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» провозглашает, что граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены указанным Законом, а также другими федеральными законами и законами субъектов РФ, круг лиц, которые имеют право на такую помощь, весьма ограничен.

Проведено сравнение положений данного Федерального закона и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в результате которого выявлены противоречия. Так, бесплатная юридическая помощь в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» предоставляется лишь по отдельным социально значимым вопросам, перечень которых закрыт и не подлежит расширительному тол-

кованию, тогда как в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» содержится указание на то, что получатель социальных услуг имеет право на получение социально-правовых услуг, направленных на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно. Сделан вывод о необходимости реформирования законодательства о бесплатной юридической помощи пожилым гражданам.

В выступлении специалиста 1-й категории отдела социального законодательства ИЗиСП Е. А. Савченко были затронуты вопросы доступности современных телекоммуникаций для граждан пожилого возраста. В условиях информатизации государства и цифровой экономики вектор законодательства должен быть направлен на создание наиболее гибкой системы социального обслуживания граждан пожилого возраста, в том числе в сфере телекоммуникаций, учитывающей, что пожилые люди часто не владеют навыками использования ИКТ. В целях увеличения количества граждан пожилого возраста и инвалидов, обучившихся основам компьютерной грамотности, следует продвигать инициативу об организации обучения данных лиц на базе компьютерных классов средних школ с привлечением в качестве волонтеров преподавателей и учащихся старших классов, а также создать сеть онлайн консультаций для получения оперативного доступа к телекоммуникационным услугам.

Подводя итоги научно-практического семинара, его модераторы отметили, что в настоящее время на уровне международных организаций, в частности ВОЗ, выявлены общие проблемы (большинство систем здравоохранения в мире не подготовлены для удовлетворения потребностей пожилых людей; темпы перехода к стареющему обществу (где вместо 10% пожилых людей ста-

нет 20% и более) ускорились в геометрической прогрессии: Франции потребовалось 150 лет для удвоения числа пожилых людей, а для современных Китая, Бразилии и Индии это заняло всего 20 лет) и сформулированы базовые принципы, на основе которых и должна происходить переориентация обычных систем здравоохранения и социального обслуживания на системы, функционирующие в стареющем обществе.

Поэтому первоочередная задача юридической науки состоит в разработке концепции модернизации правового регулирования отношений, субъектами которых выступают лица пожилого возраста, исходя из принципов системности и последовательности регулирования; необходимости уточнения правового статуса субъектов, выделенных по возрастному признаку; даль-

нейшей дифференциации в рамках группы лиц старшего возраста; ревизии имеющихся мер социальной поддержки лиц пожилого возраста и разработки новых институтов и механизмов социальной интеграции; обеспечения комплексного характера услуг (в том числе введения категории «медико-социальные услуги») для лиц пожилого возраста и др.

Н. С. ВОЛКОВА, заместитель заведующего отделом социального законодательства

ИЗиСП,

кандидат юридических наук

Н. В. ПУТИЛО, заведующая отделом социального законодательства

ИЗиСП,

кандидат юридических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.