SCIENCE TIME
■
ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ОТКРЫТИЕ ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ОНЛАЙН-РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ («ODRPLATFORM»)
Виноградова Анастасия Вячеславовна, Российский университет дружбы народов, г. Москва
E-mail: nastya4735@yandex.ru
Аннотация. Когда у потребителей появляются проблемы с продавцом, связанные с приобретением товара или услуги, они могут урегулировать свой спор, не обращаясь в судебный орган, применяя альтернативные способы разрешения споров или Онлайн-разрешение споров (ADR / ODR). Поскольку такие процедуры являются альтернативой разрешению споров в суде, в связи с этим они называются альтернативные способы разрешения споров ^DR). В случае если, они осуществляются в Интернете, они называются Онлайн-разрешение споров ^DR).
Ключевые слова: альтернативные способы разрешения споров, Платформа для онлайн-разрешения споров, европейского законодательство, Европейская комиссия, Европейский Единый цифровой рынок.
Разрешение споров при помощи АDR и ОDR, в общем, гораздо проще, быстрее и дешевле, чем разрешение споров, непосредственно, в суде.
В Европейском Союзе, процедуры АDR и ОDR могут принимать различные формы, и они могут иметь различные названия, например, Арбитраж, посредничество, омбудсмены, пульт обслуживания жалоб.
21 мая 2013 года было принято Европейское законодательство в области альтернативного разрешение споров и Интернет разрешения споров:
- Директива с участием потребителей в сфере АDR (директива АDR) [1].
- Положение с участием потребителей в сфере ОDR (положение ОDR) [2].
Законодательство по АDR и ОDR позволит потребителям и продавцам
разрешать свои споры без обращения в судебный орган. Этот способ является более простым, быстрым и недорогим.
| SCIENCE TIME Щ
Директива ^DR гарантирует, что у потребителей будет доступ к альтернативным способам разрешения своих споров по вопросам договоров с продавцами. Доступ к АDR будет обеспечиваться независимо от того, какой продукт или услуга приобретается (за исключением споров, касающихся здоровья и высшего образования), был ли приобретен продукт или услуга в Интернете или в автономном режиме и установлен ли трейдер в государстве-члене потребителя или в другом государстве-члене.
Государства-члены будут создавать ряд национальных органов, предлагающих процедуры АDR (органы АDR). Все органы ADR, включенные в эти списки должны соответствовать требованиям обязательных качества [3].
Для того, чтобы облегчить применение директивы АDR, Комиссия учредила Группу экспертов, состоящей из национальных экспертов АDR. В соответствии с Положением ОDR, Европейская комиссия установит платформу онлайн-разрешения споров (платформа ОDR). Платформа ОDR является веб-платформой, которая специально разработана, чтобы помочь потребителям, которые приобрели товары или услуги через Интернет, и в случае, если есть споры, связанные с этой покупкой онлайн. Это позволяет потребителям представить свой спор по договору и произвести процедуру АDR в Интернете и на любом из 23 официальных языков Европейского Союза. Платформа ОDR передает споры только органам АDR, которые включены в национальные перечни, которые соответствуют требованиям качества, в соответствии с Директивой АDR. Создание и поддержание платформы ОDR, а также ее техническое обслуживание, финансирование и обеспечение безопасности компьютерных данных должна обеспечивает Еврокомиссия. Платформа должна быть единой точкой входа для граждан-потребителей и онлайн-продавцов. Должна быть предусмотрена возможность использовать веб-сайт платформы бесплатно и на всех языках Европейского Союза, а также должен быть размещен перечень лиц, компетентных предоставлять услуги АDR.
До 9 января 2015 г. Еврокомиссия провела тестовые испытания, и должна предоставить доклад о тестовых испытаниях в Европейский Парламент и Совет. Платформа ОDR действует с 9 января 2016 и стала доступной в несколько этапов. Она стала доступна для потребителей и продавцов, начиная с 15 февраля 2016.
Европейская Комиссия запустила новую платформу, для того, чтобы помочь потребителям и продавцам разрешить споры по поводу покупки в режиме онлайн.
Платформа онлайн-разрешения споров предлагает единую точку входа, что позволяет потребителям и продавцам ЕС урегулировать свои споры для внутренних и трансграничных покупок. Это делается путем направления споров через национальные органы альтернативного разрешения споров (АDR), которые
I
SCIENCE TIME
I
подключены к платформе и были выбраны государствами-членами в соответствии с критериями качества [4].
По словам комиссара по вопросам юстиции, потребителей и гендерного равенства, у большинства потребителей прослеживается ряд проблем при покупке онлайн, но их трудно выявить, поскольку не осуществляется подача жалоб, поскольку, по мнению потребителей, эта процедура слишком долгая, и что она не будет решена. Платформа ОДР представляет собой инновационный инструмент, который экономит время и деньги для потребителей и продавцов. Платформа повысит доверие потребителей при совершении покупок в Интернете и окажет поддержку бизнесу, а также продажам через границу, способствуя развитию Европейского Единого цифрового рынка.
Ключевые особенности платформы:
- платформа является удобной и доступной на всех типах устройств;
Потребители могут заполнить форму жалобы на платформе в три простых
шага;
- платформа предоставляет пользователям возможность проводить всю процедуру разрешения споров в Интернете;
- платформа является многоязычной.
Услуга перевода доступна на платформе для оказания помощи при разрешении споров с участием сторон, из различных европейских стран.
Сегодня, около 117 органов по альтернативному разрешению споров из 17 государств-членов, работают с данной платформой. Комиссия тесно сотрудничает с государствами-членами для того, чтобы как можно быстрее охватить всех государств-участниц. Как и уже было сказано, альтернативное разрешение споров (АDR) предлагает быстрый и недорогой способ урегулирования конфликтов. В среднем, это занимает максимум 90 дней для разрешения спора[5]. Опыт европейских потребителей, которые применяли данный вид урегулирования, является положительным: 70% были удовлетворены результатом того, как их жалоба была пройдена через эту процедуру. Это способ можно рассматривать как дополнительный для потребителей, для разрешения своих споров, однако и он не заменит возможность обращения в суд, который, как правило, дороже и занимает больше времени (только 45% потребителей удовлетворены обращением с жалобой в суд).
Продавцы также получат пользу от этой новой платформы, поскольку процедуры альтернативного урегулирования споров помогут им избежать дорогостоящих судебных издержек и поддержать хорошие отношения с клиентами.
Платформа ОDR должна поддерживать следующие функции:
а) возможность заполнения бланка жалобы и подачи жалобы в электронной
| SCIENCE TIME Щ
форме;
б) информирование стороны-ответчика о жалобе;
в) определение лица, компетентного предоставить услуги АDR;
г) возможность управления делами в режиме онлайн и возможность проведения процедуры урегулирования споров в режиме онлайн через платформу ОDR;
д) возможность перевода информации, которая необходима сторонам для разрешения спора, через платформу ОDR;
е) создание электронной формы, с помощью которого стороны направляют информацию лица, которое является компетентным предоставить услуги АDR;
ж) обеспечение системы обратной связи, который позволит сторонам высказать свое мнение о функционировании платформы ОDR; и др.
Как было упомянуто ранее, платформа является удобной, многоязычной и доступной для всех. Все это делается в четыре простых шага: потребитель заполняет электронную форму жалобы и передает ее. Жалоба направляется соответствующему продавцу, который предлагает вариант разрешения АDR к потребителю. После того, как потребитель и продавец договариваются о сущности процедур АDR, принимая во внимание их спор, Европейская ОDR платформа автоматически относит спор к соответствующей процедуре АDR. Спор обрабатывается полностью онлайн и результат, может быть, достигнут в течение 90 дней.
Можно сделать вывод о том, что директива АDR будет обеспечивать полный охват процедур АDR на уровне ЕС. Это означает, что возможно применение способов АDR, которые доступны для всех споров, вытекающих из договоров в каждом секторе рынка (например, банковских услуг, покупок, за исключением здравоохранения и образования) и в каждом государстве-члене. Кроме того, все субъекты АDR должны соответствовать критериям качества, а также они гарантируют то, что они функционируют на эффективной, справедливой, независимой и прозрачной основе. Те продавцы, которые совершают или обязаны использовать процедуры АDR необходимо будет информировать потребителей о данных способах разрешения споров на своих сайтах о своих сроках и условиях. Все продавцы должны будут информировать потребителей о том, что возможно применение процедур АDR, в случае, если спор не может быть первоначально разрешен непосредственно между потребителем и продавцом.
Платформа ОDR свяжет все национальные органы АDR. Эта единая точка входа предназначена для создания удобства для пользователей и интерактивного веб-сайта, доступного на всех официальных языках ЕС и бесплатно. Онлайн -продавцы будут также предоставлять электронную ссылку на платформе ОDR на своих сайтах для информирования потребителей.
I
SCIENCE TIME
I
У государств-членов есть 24 месяцев после вступления в силу Директивы, перевести свое национальное законодательство в соответствии с этим документом. Платформа ОDR введена в эксплуатацию через шесть месяцев после окончания периода транспонирования.
Можно сделать вывод о том, что онлайн-платформа позволит потребителям и продавцам урегулировать свои споры через Интернет на расстоянии одного щелчка мыши, как для внутренних, так и трансграничных покупок, без необходимости проходить через длительные и дорогостоящие судебные разбирательства. Онлайн-платформа будет способствовать укреплению доверия к онлайн-покупкам и тем самым внесет существенный вклад в развитие рыночной стратегии ЕС. В случае подачи жалобы, органы по разрешению споров будет выступать в качестве арбитра между двумя сторонами, для разрешения данного спора. Онлайн-продавцы обязаны будут предоставлять ссылку на ОDR платформу на своих сайтах. Новая онлайн-платформа позволит сэкономить время и деньги для ровно, как и для потребителей и продавцов. По всей вероятности, платформа будет широко использоваться для разрешения потребительских жалоб.
Литература:
1. DIRECTIVE 2013/11/EU OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 21 May 2013 on alternative dispute resolution for consumer disputes and amending Regulation (EC) No 2006/2004 and Directive 2009/22/EC (Directive on consumer ADR)
2. REGULATIONS REGULATION (EU) No 524/2013 OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 21 May 2013 on online dispute resolution for consumer disputes and amending Regulation (EC) No 2006/2004 and Directive 2009/22/EC (Regulation on consumer ODR)
3. Ермакова Е.П. Ситкарева Е.В. Унификация гражданского судопроизводства в Европейском Союзе в рамках Стокгольмской программы 2010 г. (2010-2013 гг.) Электронный журнал "Правовая инициатива". - 2014. - №3.
4. Ермакова Е.П., Ситкарева Е.В. Стратегия электронного правосудия в Европейском Союзе: правосудие в сети Интернет // Всероссийский научно-практический журнал "Юстиция". - 2014. - №1. All-Russia scientific and practical journal "Justice". 2014. Issue 1. ISSN 2313-6995
5. Ермакова Е.П., Ситкарева Е.В. Право Европейского Союза: порядок разрешения частноправовых споров: учебное пособие. - М., Юрлитинформ, 2016, (17,5 п.л.). С. 172