3.10. ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Салихова Ирина Сергеевна, аспирантка. Место учебы: кафедра истории и теории государства и права, Российский государственный социальный университет. E-mail: irinasalikhova@yandex.ru.
Аннотация: В статье раскрывается содержание понятия «достойной жизни» выявляется сущность права человека на достойную жизнь, характеризуется его правовая природа, анализируется роль государства в обеспечении достойной жизни человека, и выводится интегрированная (структурно-
генетическая) концепция обеспечения права человека на достойную жизнь.
Ключевые слова: права человека; достойная жизнь; государство; уровень жизни; качество жизни; человеческая экология; созидание; личность; развитие; гражданское общество.
HUMAN RIGHT TO A DIGNIFIED LIFE AS A LEGAL CATEGORY
Salikhova Irina Sergeevna, postgraduate student. Place of study: Russian state social university, Law theory and history chair. E-mail: irinasalikhova@yandex.ru.
Annotation: The article discloses the meaning «a decent life» reveels thh essence of thh human riggt to a dignified life, chaeacteeized by its legal nature, examines the eole of government in ensuring a decent life, and shows the integrated (steuctueal-genetic) concept of the human eight to a dignified life.
Keywords: human rights; decent life; the State; standard of living; quality of life; human ecology; creation; personality; development; civil society.
В последнее время все чаще затрагивается вопрос о праве человека на достойную жизнь, его обеспечении и реализации. Несмотря на это, целостного понимания «достойной жизни» до сих пор не сложилось, что приводит к проблемам и противоречиям как в теории, так и в правоприменительной деятельности. В литературе понятие «достойной жизни» часто отождествляется с терминами «достойный уровень жизни», «достаточный уровень жизни», «достойное качество жизни» и др., что, на наш взгляд, является неполным и даже ошибочным. Кроме того, часто категорию «достойной жизни» заменяют понятием «достойное существование», что также представляется некорректным. «Существование» обычно используется как синоним «бытия» материи и сознания1 и характеризует наличие явлений и предметов самих по себе, как данности. «Жизнь» представляет собой процесс развития и является таким способом существования, «при котором все проявления и изменения какого-либо единого целого совершаются в силу его внутренних причин, лежащих в нем самом»2. Возникает вопрос: человек — это «кто», как живое существо или он есть «что», как определяющая и предваряющая всё в нём сущность?
1 См. Советский Энциклопедический словарь. М. 1985. С. 1287.
2 См. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. М., 2005. С. 224.
По отношению к человеку термин «существование» используется как уничижительный, и свидетельствует о данности человека как биологического существа. Еще Л.Н. Толстой различал «человеческое существование» и «человеческую жизнь». Как считают многие, писал он, «жизнь человеческая есть кусок времени от рождения и до смерти ... но это не есть жизнь... это только существование человека как животной лично-сти»3. «Плотское существование не может быть жизнью»4. «Жизнь есть стремление к благу, ... достижимому подчинением своей животной личности, закону разума»5. Именно разум является той движущей силой, которая заставляет человека постоянно развиваться и самосовершенствоваться. Существовать -значит быть, а жить - значит саморазвиваться, реализовывать свои творческие способности, преумножать свои навыки и умения, приносить пользу не только себе, но и окружающим. Именно поэтому, на наш взгляд, «достойной» может быть только жизнь, а не существование.
Преимущественно достойную жизнь человека связывают с высоким уровнем и качеством жизни. Так, например, С. Липатова считает, что «под достойной жизнью понимают прежде всего материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества»6. Достойная жизнь, по мнению ученого, «это возможность обладать и пользоваться благами современной цивилизации, т. е. иметь надлежащие жилищные условия и медицинское обслуживание, современную бытовую технику, средства передвижения, рациональное и калорийное питание, возможность пользоваться услугами предприятий сферы обслуживания, пользоваться культурными ценностями и др.»7.
Безусловно, для полноценной жизни человеку необходим материальный достаток, без которого он просто не сможет существовать. Однако не следует подменять достойную жизнь человека высоким уровнем его жизни. К такому выводу можно прийти, проанализировав Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, в котором говорится, что достаточное питание, одежда, жилище составляют достаточный жизненный уровень человека (п.1ст. 11), а не «достойную жизнь». Кроме того, необходимо отметить, что достаточный жизненный уровень не всегда является достойным, как и наоборот. Так, например, обеспеченный человек, имеющий высокий уровень материального достатка, нажитого криминальным путем с нарушением действующего законодательства, не будет иметь достойного жизненного уровня, равно как и человек, имеющий высокий доход, получающий его в соответствии с действующими нормами права, но поступившийся сложившимися в обществе моральными нормами, сформированными жизненными идеалами и ценностями. И, напротив - человек, соблюдающий духовно-нравственные принципы и позитивно-правовые нормы, осознающий собственное достоинство, но при этом не имеющий возможности обеспечить свое существование, также не имеет достойного жизненного уровня.
3 Л.Н. Топстой. Собрание сочинений в 22 т. Т. 17. О жизни. М.: Художественная литература. 1984. С. 60.
4 Там же. С. 38.
5 Там же. С. 55 - 58.
6 С. Липатова. Конституционное право человека на достойную жизнь и достойное ее завершение / Право и жизнь. Независимый правовой журнал. М., 2006. № 99. С. 70.
7 Там же.
Таким образом, можно сделать вывод, что достойный уровень жизни представляет собой достаточный с точки зрения стандартов современного общества материальный уровень обеспеченности человека, достигнутый им самим, сохраняя при этом чувство собственного достоинства и учитывающего сложившиеся в обществе позитивно-правовые и духовно-
нравственные нормы.
Однако, для того, чтобы сделать жизнь достойной, недостаточно иметь лишь высокий жизненный уровень, необходимо также учитывать и критерий качества жизни. Категория качества жизни представляет собой систему форм и способов человеческого бытия. Это параметр общего благополучия человека, который является более широким, чем материальная обеспеченность и определяется отнюдь не уровнем доходов. Так, например, в период СССР было решено повысить уровень жизни эскимосов, переселив их из чумов в комфортабельные квартиры. Вместе с тем резко повысился уровень их смертности, по словам одного из социологов «они стали вымирать от тоски». В результате переселения были нарушены их, сложившиеся веками, традиции, устои, образ жизни, они потеряли ту «среду», в которой могли реализовать себя, свои способности и навыки - налицо резкое снижение их качества жизни.
Категория «качества жизни» является весьма сложной и многоплановой, как и сама жизнь. Поэтому, «качество жизни - это интегрированное понятие, включающее в себя множество разнородных и часто не поддающихся количественной оценке факторов»8. Это понятие охватывает совокупность всех форм человеческой деятельности и олицетворяет собой синтез материальных и духовно-творческих сторон жизни, уровень реализации внутреннего потенциала человека, его интеллекта, творческого смысла жизни. Оно не сводимо только к материальному благосостоянию, хотя высокий уровень жизни играет существенную роль в раскрытии творческого потенциала людей, когда человеку не приходится концентрировать свои усилия на добывании «насущного хлеба».
В XXI веке, веке гуманизации, роль человека, безусловно, возрастает, развитие общества в целом все в большей степени определяется уровнем человеческих знаний и способностей. Человек - творец своей судьбы имеет право на жизнь, достойную человека, то есть жизнь, при которой он имеет возможность достойно творить и трудиться и достойно потреблять. Достойная жизнь человека определяется не уровнем материального благосостояния, а благосостоянием самой личности, уровнем его знаний, умений и способностей.
Под достойной жизнью понимается такой способ человеческого бытия, который осуществляется в соответствии с требованиями человеческой экологии, заключающейся в таком развитии человеческого созидательного потенциала, где конкретный человек самореализуется с наибольшей отдачей. Сущность достойной жизни заключается в возможности успешного развития и самореализации человека как личности. Экология человеческого бытия непосредственно связана с духовной чистотой созидательных замыслов человека. Личность творит и созидает то, к чему она предрасположена и предназначена, причем речь идет именно о созидании, а не о разрушающих человека и
8 Сейко Л.Ф. Государственное регулирование экономического роста и качества жизни населения. Автореф. Дисс. ... канд. экон. наук. М. 2008. С. 11.
человеческое сообщество формах и способах деятельности. Экологическая «чистота» человеческой жизни реализуется там и тогда, где и когда полностью реализуется потенциал творческих устремлений человека. Понятно, что абсолютные значения здесь едва ли достижимы, но стремление к экологической личностной чистоте должно стать важнейшим вектором на пути обеспечения достойной жизни человека.
Следует отметить, что категории «уровень» и «качество жизни» не в полной мере характеризуют понятие достойной жизни человека. Материальный уровень жизни человека и разнообразие ее духовного качества являются лишь «начальным этапом» в понимании категории «достойной жизни». Достойной жизнь человека является лишь тогда, когда она, с одной стороны, является логическим следствием существующих в общественном и индивидуальном сознании представлений о человеческом достоинстве как таковом, а с другой стороны, являет собой специфический продукт творческого созидания самого человека.
В связи с этим, представляется, что некорректно рассматривать право человека на достойную жизнь как социально-экономическое право или право, обеспечиваемое комплексом социально-экономических прав. В рамках данного подхода прослеживается обедняющее содержание идеи права человека на достойную жизнь, сведение ее не к качественным, а преимущественно к количественным характеристикам «потребительской корзины», «прожиточного минимума» и т. д. На наш взгляд, право человека на достойную жизнь является естественным правом, принадлежащим каждому человеку от рождения, обеспечиваемое всей системой прав и свобод. Образуя единую целостную систему, синергетическая эффективность личных, политических, социально-экономических и культурных прав защищает в индивиде его автономность, индивидуальность, самостоятельность, а также гарантирует всем членам общества благоприятные условия для их развития, самосовершенствования, реализации творческих способностей. Человек, как член общества, используя принадлежащие ему политические права, создает государство, которое впоследствии, посредством официальных норм и институтов, формирует условия для достойной жизни человека как личности.
В современных условиях сложилось два основных подхода, связанных с пониманием роли государства в обеспечении достойной жизни человека. Можно выделить, во-первых, экзогенный (внешне-функциональный), или личностно-неактивный подход. Во-вторых, четко просматривается эндогенная, или внутренне-активная концепция. Сразу же подчеркнем, что нет никакого противопоставления одного подхода другому, каждый из них заслуживает внимания, каждый имеет свои достоинства и недостатки, а их сравнительный анализ будет весьма полезен для разработки единой интегрированной, структурно-генетической концепции.
В соответствии с экзогенным подходом государство является источником благосостояния человека, а право человека на достойную жизнь - это «право личности на попечение государства о том, чтобы каждый человек имел жизненный уровень необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его и его се-мьи»9. Данная концепция получила широкое распро-
9Никопаенко И.Н. Социально-правовое государство и право человека на достойное существование. Автореферат ... канд. юрид.
наук. М.,РГСУ. 2008. С. 15.
странение не только в науке, но и среди граждан, которые видят в государстве непосредственный источник своего благополучия.
Многие современные ученые считают, что реализация права человека на достойную жизнь зависит непосредственно от степени реализации их социальноэкономических прав, то есть от того, насколько эффективно проводится государством социальноэкономическая политика10. Из нашего понимания категории «достойной жизни» следует, что социальное обеспечение граждан, осуществляемое государством, является необходимым, но не достаточным условием для того, чтобы сделать жизнь человека достойной. Безусловно, закрепленные на конституционном уровне социально-экономические права обязывают государство заботиться о своих гражданах: устанавливать минимальный размер оплаты труда, выплачивать пенсии, пособия, предоставлять льготы, бесплатно обучать и лечить. В любом обществе всегда существует категория граждан, не способных самостоятельно прокормить себя, например, в силу возраста, физического или психического здоровья, и тогда на помощь к ним приходит общество в лице государства. Однако, на наш взгляд, при таком подходе налицо пассивная роль человека-«иждивенца», который остается безучастным в обеспечении себя, своей семьи, в создании условий для своей достойной жизни. Экзогенный (внешний) подход связан с решениями и действиями, прежде всего, государства, причем эти действия носят односторонний характер: государство лишь обеспечивает уровень жизни и дохода личности на некотором возможном уровне. При таком подходе не создаются стимулы и мотивы личности к самостоятельной деятельности.
Подобная ситуация прослеживается в современном российском обществе, где формируется рентоориентированный менталитет, все в меньшей степени ориентирующий собственников человеческого капитала на созидательные формы и способы деятельности. Мотивы и энергия созидателей направляются не на развитие своего творческо-трудового потенциала, а на поиск доходной «ниши» в общей системе природнорентных доходов. Отмеченное обстоятельство является весьма опасным для прогрессивного развития всего общества.
На проявление творческой активности и созидательного потенциала человека направлена эндогенная концепция, в соответствии с которой человек, благодаря своим способностям и умениям, своей созидательной деятельности самостоятельно делает свою жизнь достойной. Личность, при таком подходе, сама
10 Так, например, Иваненко В.А. полагает, что достойный уровень жизни и свободное развитие человека призваны обеспечить социальные права человека / Иваненко В.А. Социальные права человека и социальные обязанности государства. Автореф. Дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 3.; Аристов Е.В. считает, что формой обеспечения достойного существования каждого члена общества выступают его социальные права, а «достойная жизнь может быть обеспечена лишь в том случае, если каждому человеку будут предоставлены надлежащие и равные возможности в удовлетворении всех первичных жизненных потребностей: в труде, питании, жилище, охране здоровья» / Аристов Е.В. Социальные права человека и гражданина в Российской Федерации: Конституционное исследование. Дисс. ... канд. юрид. наук. М. 2005. С. 31.; Н.И. Николаенко говорит, что право человека на достойную жизнь «представляет собой синтез, общий результат осуществления, прежде всего, социально-экономических и культурных прав человека» / Николаенко Н. И. социально-правовое государство и право человека на достойное существование. Автореф. . канд. юрид. наук. М. РГСУ. 2008. С. 15.
обеспечивает себя средствами к жизни и деятельности. Только своим трудом человек способен достичь достойного уровня жизни. «Этатистское мировоззрение уступает место «концепции собственных сил и возможностей», что обеспечивает мобилизацию внутренней энергии человеческого созидания и творчества»11. Такая концепция является весьма прогрессивной, позволяет человеку совершенствоваться и развиваться, способствует активизации его созидательной деятельности. Однако данный подход не учитывает того обстоятельства, что нетрудоспособный или временно нетрудоспособный гражданин самостоятельно, без посторонней помощи не сможет обеспечить себе достойный уровень жизни, и тем более, не создаст необходимых условий для повышения качества его жизни. В этой связи, как нам кажется, наиболее актуальной, адекватно отражающей реалии современной жизни является интегрированная, структурногенетическая концепция, сочетающая в себе достоинства первых двух подходов.
Безусловно, государство не может оставаться безучастным в обеспечении достойной жизни человека. Однако главная его задача не накормить каждого человека, а создать ему необходимые условия, в которых личность самостоятельно обеспечит и себя, и свою семью. Цель государства - создать такую систему правовых норм и институтов, в рамках которых человек будет способен самостоятельно достичь высокого жизненного уровня, сохраняя при этом чувство собственного достоинства.
Вся система юридических норм, созданных государством и обеспечивающих права человека, несмотря на свое многообразие, должна формировать человека-созидателя, а не человека-потребителя. На современном этапе экзогенный (внешний) подход в обеспечении материального благосостояния человека, когда государство обеспечивает минимальный доход личности, должен смениться эндогенным подходом, при котором индивид самостоятельно обеспечивает себя средствами к жизни и деятельности. Человек-потребитель в современных условиях уступает место человеку-созидателю.
Юридические нормы и институты, должны быть направлены на выявление и поддержание созидательных способностей человека. Это особенно важно на современном этапе развития российской экономики, когда граждане связывают свое благополучие не с творчески-трудовым способом присвоения благ, а с рентоориентированным поведением и соответствующим присвоением доходов12. В государстве нация должна видеть не источник непосредственного благополучия, а источник благоприятных социальноэкономических и институциональных условий, в рамках которых личность сама в состоянии обеспечить
11 Будюк Т.А. Влияние государственной собственности на формирование среднего класса в условиях рыночной экономики. Дисс. ... канд. экон. наук. М., РГСУ. 2006. С. 78.
12 Необходимо отметить, что в настоящее время в России высокого материального благополучия достигли чиновники, основным источником доходов которых является так называемая административная рента, то есть сверхдоход, образующийся в результате коммерциализации системы властных полномочий либо просто определенных административных полномочий, а так же группа населения, непосредственно связанная с хозяйственным сектором по добыче и реализации природных ресурсов. Источником их доходов является природная рента. Подробнее см.: Будюк Т.А. Влияние государственной собственности на формирование среднего класса в условиях рыночной экономики. Дисс. ... канд. экон. наук. М., РГСУ, 2006. С. 90 - 92.
себя необходимым для всестороннего развития уровнем дохода. К такому выводу можно прийти, проанализировав Конституцию РФ, в которой говорится, что политика российского государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ч.1 ст. 7 Конституции РФ).
Государство должно способствовать выявлению творческих задатков и способностей человека и всесторонне поддерживать стремление личности к созидательной деятельности. Причем качество государственной деятельности заключается не в обосновании и реализации тезиса «все во имя человека», а в реальном наполнении деятельности человека созидательным творчеством, высокоэффективным трудом и достойной жизнью. Следует отметить, что раскрытие творческого потенциала человека возможно только при условии его достаточной материальной обеспеченности, в связи с чем, государству необходимо принимать меры, позволяющие человеку своим трудом достичь высокого жизненного уровня.
«Если человек физически здоров и крепок, дееспособен в юридическом и фактическом смысле, то он самостоятельно наполняет свою жизнь содержани-ем»13. Однако, существует категория граждан, которые в силу объективных обстоятельств имеют ограниченную трудоспособность или нетрудоспособны вообще. Несмотря ни на что, право на достойную жизнь имеет каждый человек, независимо от возраста, состояния его физического или психического здоровья. Обеспечение достойного уровня и качества жизни таких людей возлагает на себя общество в лице государства. В данной ситуации содержание жизни человека, определение ее качества переходит из сферы личного в сферу публичного, в обязанность государства14. Это означает, что государство должно не только выплачивать пособия и предоставлять льготы такой категории граждан, государство, в первую очередь, должно создавать условия, в которых такие люди чувствовали бы себя полноценными гражданами, а их жизнь наполнилась бы смыслом. Помогая поддерживать уровень и качество жизни таких граждан на достойном уровне, государство дает человеку возможность поверить в себя, свои силы и проявить внутренний, созидательный потенциал. Кроме того, в таких условиях у него появляется возможность эффективно и рационально использовать свои личные и политические права, действуя на благо всего общества и государства.
Не следует забывать, что эффективность деятельности государства определяется непосредственно обществом. Человек, как член общества, используя принадлежащие ему политические права, создает государство, как сложное и «многосферное» институциональное устройство. Степень зрелости и развитости создаваемого государства прямо определяется развитостью самого общества: гражданское общество «производит» правовое государство; общество, только-только вставшее на путь создания основ гражданственности, едва ли в состоянии, как сформировать социально ориентированное государство, так и контролировать его решения и действия. Эту ситуацию мы наблюдаем в современном российском государстве.
13 С. Липатова. Конституционное право человека на достойную жизнь и достойное ее завершение / Право и жизнь. Независимый правовой журнал. М., 2006. № 99. С. 71.
14 Дмитриев Ю.А. Право человека на достойную жизнь как конституционно-правовая категория // Конституционный строй России. - Выпуск III. 1996. С. 55, 56.
Созданное обществом государство должно оптимизировать систему формальных (позитивно-правовых) и существующих неформальных институтов, которые регулируют и координируют всю сферу общественных отношений. Таким образом, гражданское общество формирует государство, от деятельности которого зависит и качество создаваемых им позитивноправовых норм.
На основании вышеизложенного, мы приходим к выводу о том, что государство есть функция общества и его продукт, что степень и уровень развитости общества определяет уровень и качество «производимых» государством правовых норм и институтов, создающих условия для всестороннего развития и созидательной деятельности человека. Именно поэтому необходимо возрождение и развитие, прежде всего, институтов гражданского общества, которое, в свою очередь, невозможно представить без культурного возрождения нашей страны, ее духовного развития и повышения образовательного уровня нации и каждого ее представителя.
Таким образом, обеспечение достойной жизни человека не представляется возможным без сильного гражданского общества, становление которого, в свою очередь, зависит от процесса всестороннего развития личности, повышения ее образовательно-
квалификационного и культурного уровня, совершенствования интеллектуальных сил и способностей. Другими словами, реализация права человека на достойную жизнь невозможна без продуманной стратегии развития личности.
Список литературы
1. Аристов Е.В. Социальные права человека и гражданина в Российской Федерации: Конституционное исследование. Дисс. ... канд. юрид. наук. М. 2005.
2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. М. Изд-во Эксмо,2005.
3. Будюк Т.А. Влияние государственной собственности на формирование среднего класса в условиях рыночной экономики. Дисс. ... канд. экон. наук. М., РГСУ. 2006.
4. Дмитриев Ю.А. Право человека на достойную жизнь как конституционно-правовая категория // Конституционный строй России. - Выпуск III. 1996.
5. Иваненко В.А. Социальные права человека и социальные обязанности государства. Автореф. Дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002.
6. Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 т. Т. 17. О жизни. М.»Художественная литература». 1984.
7. Николаенко И.Н. Социально-правовое государство и право человека на достойное существование. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., РГСУ. 2008.
8. Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование/ Сочинения. М., 1995.
9. Основы теории интеллектуального капитала предприятия: Монография / Под ред. доктора экон. наук, проф. А.А. Грунина. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.
10. Родионова О.В. Размышления о юридической природе права на достойное существование / Вестник Российского Союза юристов. 2003. № 9.
11. Сейко Л.Ф. Государственное регулирование экономического роста и качества жизни населения. Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., РГСУ. 2008.
12. Советский Энциклопедический словарь. М. Издательство «Советская Энциклопедия». 1985.
13. С. Липатова. Конституционное право человека на достойную жизнь и достойное ее завершение / Право и жизнь. Независимый правовой журнал. М., 2006. № 99.
Рецензия
на статью Салиховой И. С. Тема:«Право человека на достойную жизнь как юридическая категория»
Представленная на рецензирование статья с точки зрения актуальности, а также теоретической и практической значимости заслуживает положительной оценки. Право человека на достойную жизнь рассматривается автором как естественное неотчуждаемое право человека, обеспечиваемое системой личных, политических, социально-экономических и культурных прав, а категория «достойной жизни» предстает не в виде достаточного материального благополучия, а как способ человеческого бытия, осуществляемого в соответствии с требованиями человеческой экологии, что и предопределяет необходимость юридического механизма нового качества.
В соответствии с позицией автора, достойная жизнь человека формируется лишь тогда, когда она является логическим следствием существующих в общественном и индивидуальном сознании представлений о человеческом достоинстве, а также являет собой специфический продукт творческого созидания самого человека.
Научная новизна статьи заключается в том, что право человека на достойную жизнь трактуется автором не в контексте традиционного функционального понимания, а в рамках структурно-генетического подхода к данной проблеме, учитывающего действительное многообразие человеческой личности, как творца и созидателя.
Вывод: считаю, что статья И.С. Салиховой «Право человека на достойную жизнь как юридическая категория» может быть рекомендована для опубликования в открытой печати.
Заведующий кафедрой истории и теории государства и права Российского государственного социального университета, доктор юридических наук, профессор
В.Г. Пахомов