Научная статья на тему 'Правка корпуса судна частичными поперечными разрезами'

Правка корпуса судна частичными поперечными разрезами Текст научной статьи по специальности «Машиностроение»

CC BY
221
30
Поделиться
Ключевые слова
ОБЩИЙ ОСТАТОЧНЫЙ ПРОГИБ / ПЕРЕГИБ КОРПУСА / УСТРАНЕНИЕ ОСТАТОЧНОГО ПЕРЕГИБА КОРПУСА

Аннотация научной статьи по машиностроению, автор научной работы — Барышников Сергей Олегович, Карклина Татьяна Осиповна

В процессе эксплуатации судов внутреннего плавания появляются общие остаточные деформации корпусов судов. В данной работе рассматривается один из способов устранения деформаций такого вида с использованием полного поперечного разреза корпуса судна.During the inland vessel operations the general residual deformations of ship hull appears. In this article one the methods is observing to eliminate of such deformation using partial ship hull cross cutting.

Похожие темы научных работ по машиностроению , автор научной работы — Барышников Сергей Олегович, Карклина Татьяна Осиповна,

Текст научной работы на тему «Правка корпуса судна частичными поперечными разрезами»

2. Белоглазов С. М. Наводороживание стали при электрохимических процессах / С. М. Бело-глазов. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. — 412 с.

3. Дехтярь Л. И. О возникновении трещин в железных и хромовых покрытиях / Л. И. Дех-тярь // Материалы науч. конф. по механизации сельскохозяйственного производства. — Кишинев, 1970.

4. Карпенко Г. В. Влияние водорода на свойства стали / Г. В. Карпенко, Р. И. Крипякевич. — М.: Металлургиздат, 1962. — 196 с.

5. Молчанов В. Ф. Эффективность и качество хромирования деталей / В. Ф. Молчанов. — Киев: Техника, 1976. — 176 с.

6. Соловьева З. А. Определение проникновения водорода в сталь при электролитическом хромировании с целью восстановления механических свойств стали. Современная технология хромирования / З. А. Соловьева, А. Я. Рябой. — Л.: ЛДНТП, 1976.

УДК 625.12:539.4 С. О. Барышников

канд. техн. наук, профессор, СПГУВК;

Т. О. Карклина

канд. техн. наук, доцент, СПГУВК

ПРАВКА КОРПУСА СУДНА ЧАСТИЧНЫМИ ПОПЕРЕЧНЫМИ РАЗРЕЗАМИ

SHIP HULL STRAIGHTENING BY PARTIAL CROSS CUTTING

В процессе эксплуатации судов внутреннего плавания появляются общие остаточные деформации корпусов судов. В данной работе рассматривается один из способов устранения деформаций такого вида с использованием полного поперечного разреза корпуса судна.

During the inland vessel operations the general residual deformations of ship hull appears. In this article one the methods is observing to eliminate of such deformation using partial ship hull cross cutting.

Ключевые слова: общий остаточный прогиб, перегиб корпуса, устранение остаточного перегиба корпуса.

Key words: residual total bend, hull bend, elimination of the hull bend.

ПЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ процесс целесообразно применять для устранения остаточного перегиба судна с выявленными существенными искривлениями корпуса (Аф > 4-10-3 рад на участке длиной 5^6 м или f > 3 мм) на отдельных участках.

Форма остаточной изогнутой оси корпуса, полученная по результатам измерений (1), представляется в виде кривой, показывающей отстояние днища от первоначальной

основной плоскости с указанием мест существенных искривлений (рис. 1), представляемой в масштабе 1:500 по длине судна и 1:10 по высоте — для ординат отклонения днища от основной плоскости.

При правке должны выполняться следующие операции.

1. Разметка мест частичных разрезов.

2. Расчет количества стапельных тумб. Определение места их расстановки для выполнения 1-го частичного разреза. Расстанов-

Выпуск 4

¡Выпуск 4

ка их по чертежу и пересадка судна на вновь расставленные тумбы.

3. Определение формы и выполнение 1-го частичного разреза корпуса. Снятие остаточных напряжений в палубе.

4. Определение места расположения стапельных тележек при правке корпуса в районе

1-го частичного разреза, установка судна на стапельных тележках и стапельных тумбах в соответствии с чертежом. Выполнение правки корпуса в районе 1-го частичного разреза.

5. Подгонка пазов и стыков обшивки и набора в районе выправленного участка корпуса. Закрепление на прихватках, подготовка разреза к сварке.

6. Сварка корпуса в районе 1-го частичного разреза и контроль качества сварки.

7. Определение места расположения стапельных тумб для выполнения 2-го частичного разреза. Расстановка стапельных тумб по чертежу. Пересадка судна на вновь расставленные тумбы.

8. Определение формы и выполнение

2-го частичного разреза корпуса.

9. Определение места расположения стапельных тележек при правке корпуса в районе

2-го частичного разреза, установка судна на

стапельных тележках и стапельных тумбах в соответствии с чертежом.

10. Подгонка пазов и стыков настила палубы, обшивки бортов и продольных переборок и набора в районе выправленного 2-го участка корпуса. Закрепление на прихватках, подготовка 2-го частичного разреза к сварке.

11. Сварка корпуса в районе 2-го частичного разреза и контроль качества сварки.

12. Определение места расположения стапельных тумб для выполнения 3-го частичного разреза. Расстановка стапельных тумб по чертежу, пересадка судна на вновь расставленные стапельные тумбы.

13. Определение формы и выполнение

3-го частичного разреза корпуса.

14. Определение места расположения стапельных тележек при правке корпуса в районе 3-го частичного разреза, установка судна на стапельных тележках и стапельных тумбах в соответствии с чертежом.

15. Подгонка пазов и стыков настила палубы, обшивки бортов и продольных переборок, продольного и поперечного набора в районе выправленного 3-го участка корпуса. Закрепление на прихватках, подготовка 3-го частичного разреза к сварке.

Г™*

Рис. 1. Отстояние днища от основной плоскости и расстановка стапельных тумб

при 1-м частичном разрезе

16. Сварка корпуса в районе 3-го частичного разреза корпуса и контроль качества сварки.

17. Проверка швов на непроницаемость и герметичность. Грунтовка и окраска корпуса судна в районе ремонта.

18. Пересадка отремонтированного судна на стапельные тележки и транспортировка его до продольных откатных путей.

19. Пересадка судна на стапельные тележки, перемещающиеся по продольным откатным путям и транспортировка его до гребенки.

Места частичных разрезов намечаются на участках существенного искривления корпуса по монтажному стыку на этом участке (операция 1). Допускается намечать разрез на расстоянии не менее чем одна рамная шпация от стыка, выполненного при постройке (рис. 1 и 2).

До выполнения первого частичного разреза судно должно быть установлено на стапельных тумбах (операция 2) так, чтобы сохранялась форма остаточной изогнутой оси корпуса, а изгибающий момент и поперечная сила в зоне реза были минимальными.

Общее количество стапельных тумб определяется из условия

< іс, (1)

її Тумб

Ртумб

, ср — среднее усилие, передаваемое на трубу, кН;

О — вес судна, кН;

ак

-г Т7

Ртумб Г

раб = —

.тумб

— рабочая грузоподъем-

ность стапельной тумбы, кН;

румб — грузоподъемность стапельной тумбы, кН;

кн — коэффициент неравномерности, принимается кн = 2.

Стапельные тумбы должны быть расположены таким образом, чтобы отклонение равнодействующей равновеликих реакций стапельных тумб от центра тяжести судна А не превосходило 0,1 м. Расстояния в корму от центра тяжести принимаются со знаком «-», а в нос — со знаком «+» (рис. 1). Для обеспечения минимального изгибающего момента и поперечной силы в зоне должно выполняться условие

хк = Он

я

(2)

и и — вес кормовой и носовой частей судна соответственно, кН, принимается по весовой нагрузке судна;

хк и хн — расстояние от центра тяжести судна до центра тяжести кормовой и носовой частей соответственно, м, рассчитывается по формулам

Ь

2

Хд - — +ха

(3)

(4)

Х*=~ +*-%;

Ь — длина судна между АА, м;

х— абсцисса центра тяжести судна, м, расстояние от миделя до центра тяжести судна, в корму принимаются со знаком «-», а в нос — со знаком «+»;

I и 1н — расстояние от кормового или носового А до центра тяжести кормовой и носовой частей соответственно, м, рассчитывается по весовой нагрузке судна.

Количество стапельных тумб и место их расположения должны быть рассчитаны из условия, что величина равнодействующей равновеликих реакций стапельных тумб ЯК и Лн под каждой из частей была равна весу соответствующей части, а линии их действия совпадали:

К = Ск = лк- Р;

тумб

(5)

(6)

Количество стапельных тумб под кормовой или носовой частями и места их расположения определяются из условия

п • хн = п • хн. (7)

к д н д 4 '

Так как число стапельных тумб под кормовой частью (пк) и носовой частью (пн) в сумме дают общее число стапельных тумб (пк + пн = птумб), то их количество под каждой из частей определяется по формулам

(8)

Птумб

Пк = -----------

К Х<! + 1

н Х<1

Птумб

и П = —-—

н

Х<1

к

Х<1

+ 1

людались условия

Пк

Пк =

<

0,1 м и п =

Пн

Стапельные тумбы под каждой из частей должны быть расставлены так, чтобы соб-

£^>і| < 0,1 м, (9)

н

х

У

Выпуск 4

0 Выпуск 4

Рис. 2. Расстановка стапельных тумб при 1-м разрезе и стапельных тележек при правке в этом районе

где т. = количество стапельных тумб в у-м ряду;

I и — расстояние у-го сечения от

поперечного сечения, проходящего через центр тяжести кормовой или носовой частей соответственно. Расстояние в корму от центра тяжести кормовой или носовой частей соответственно принимаются со знаком «-», а в нос — со знаком «+».

Высота каждой стапельной тумбы с учетом необходимого их наращивания определяется с помощью графика, представленного на рис. 1.

Первоначально определяется положение по длине корпуса стапельных тумб, высота которых без дополнительного наращивания должна быть 1,7 м. Эти тумбы фиксируют основную плоскость выправленного судна. Они устанавливаются под рамным флором, желательно на пересечении его с кильсоном. Так как во время правки корпуса в районе реза опоры убираются, то на неизменяемые опоры нагрузка может увеличиться, поэтому под соседними флорами ставятся по два дополнительных ряда стапельных тумб (рис. 1-3).

Рис. 3. Расстановка стапельных тумб в сечениях 3, 4, 5 и 15,16,17

Рис. 5. Расстановка стапельных тумб в сечениях 1, 2 и 19, 20

Выпуск 4

¡Выпуск 4

Ряды стапельных тумб в районе выправляемого участка устанавливаются под крайними флорами со стороны носовой и кормовой части. Наращивание этих стапельных тумб по высоте определяется по графику на рис. 1. Расположение тумб в ряду показано на рис. 4.

Положение остальных рядов стапельных тумб рассчитывается в соответствии с условиями (7)-(9) с учетом того, что ряды стапельных тумб должны располагаться под рамными флорами. После определения положения рядов по длине судна величина наращивания стапельных тумб в каждом ряду определяется по графику на рис. 1.

Остаточная изогнутая ось, схемы бокового вида и вида на палубу с положением тумб по длине и ширине судна; виды на поперечные сечения с рядами тумб и результаты расчетов, подтверждающие правильность выбора положения стапельных тумб, оформляются в виде чертежа формата А1.

Форма разреза на настиле палубы, обшивке бортов и продольных переборках показана на рис. 7. Разрезание начинается с перерезывания продольного набора палубы, бортов и продольных переборок на расстоянии 150200 мм от намеченного реза обшивки или настила и отделения его от обшивки или настила на расстоянии 450-500 мм (см. рис. 7).

Выполняется разрез борта по пазу, ближайшему к настилу второго дна (если строительный паз проходит ниже настила второго дна, то разрез выполняется на 100 мм выше настила второго дна). Отделяются продольные переборки от настила второго дна на расстоянии трех рамных шпаций, по полторы

шпации в нос и корму от намеченного поперечного разреза обшивки.

Разрезаются настил палубы, обшивки бортов от палубы до продольного разреза на борту и продольные переборки от палубы до настила второго дна. Перерезается поперечный набор, пересекающий продольные разрезы, и отделяется от обшивки в районе реза на расстоянии 300 мм.

Ширина всех разрезов обшивок, настилов и набора не более 2 мм.

Для снятия остаточных напряжений в палубе выполнить продольные разрезы длиной I на бортах и продольных переборках на расстоянии 500-600 мм от настила палубы (рис. 5 и 6). Перерезать пересекающий этот разрез набор в плоскости разреза и отделить его от обшивки на расстоянии 300-400 мм.

Подогнать и закрепить на эластичных прихватках продольный разрез, подготовить кромки под сварку и заварить разрез, кроме участка 300 мм в районе поперечного разреза (рис. 8 и 9).

Подогнать и сварить разрезанные стыки набора, пересекающего этот разрез. Подтянуть заваренную обшивку к набору, прихватить и приварить поперечный набор к обшивке.

До начала правки (перестановки стапельных тумб) ширина поперечных разрезов должна быть откорректирована, как показано на рис. 7. Ширина реза на настил палубы, обшивки бортов и продольных переборок на уровне палубы и подпалубного набора 81, (мм) должна определяться по формуле

51 = Лф

Н--

Н

дц

103,

(10)

Рис. 6. Расстановка стапельных тумб в сечении 21

где Лф — изменение угла поворота поперечного сечения, рад (см. рис. 10);

Н — высота борта, м;

Н — высота двойного дна, м.

Максимальная ширина продольного разреза на бортах 52 (мм) должна определяться по формуле _ Дф •

52 = • 103 = f

2 8

(11)

С

Рис. 7. Расположение разреза на корпусе

Выпуск 4

Выпуск 4

где I — длина продольных разрезов на бортах, м;

f — высота хорды дуги на палубе на заданном участке длиной I, мм.

Для выполнения операции 4 рассчитываются количество и положение стапельных тумб и стапельных тележек при правке корпуса в районе 1-го частичного разреза из условия, что на рассматриваемом участке изгибающие моменты, передаваемые от кормовой и носовой частей, изогнут этот участок на угол Лф:

G1 • А* , = G1 • А' = ^-EJ • 103, (12)

к1 к1 н1 *-* н1 ^ дд ’ ' ’

где G и Gн1 — вес кормовой и носовой частей судна, разделенного по 1-му разрезу соответственно, кН;

А' и Д' — плечо равнодействующей реакции от стапельных тумб и стапельных тележек для носовой и кормовой частей соответственно, кН;

Е — модуль нормальной упругости для стали, 2-105 НПа;

Jдд — момент инерции поперечного сечения части корпуса судна от днища до настила второго дна, м4.

Под судно, установленное на стапельных тумбах, подводятся стапельные тележки и устанавливаются по длине кормовой и носовой частей так, чтобы суммарный момент от их реакций, передаваемых на корпус, и равновеликих реакций от стапельных тумб, имеющих высоту 1,7 м, относительно центра тяжести кормовой или носовой части не превосходил 0,Ю (кНм) или 0,Юн (кНм) соответственно п?

ПтумбИ-тумб-^тумб < 0,Юк (13)

п? н н н н н

ПтумбИ-тумб-^тумб < 0,1G (14)

1 ’ н

где ПЕ и пк — количество стапельных те-

т т

лежек под кормовой и носовой частью соответственно;

и — реакция на корпус от стапельной тележки в кормовой и носовой частях соответственно (задается регулировкой предохранительного клапана на установленное давление);

-¿Т1 и — расстояние от центра тяжести кормовой или носовой части до тележки соответственно (расстояния в корму от цен-

Рис. 8. Вид на борт в районе продольного разреза у палубы

Рис. 9. Вид на продольную переборку в районе продольного разреза у палубы

тра тяжести принимаются со знаком «-», а в нос — со знаком «+»;

п^б и п^умб — количество стапельных тумб, в рядах 3, 4, 5 и 16, 17, 18 соответственно;

п? п?

К Ок-Ж Он-ЕЯгі

Илумб =-----і----и Я^умб =----^--------сред-

П тумб Птумб

няя нагрузка на стапельную тумбу в кормовой и носовой оконечности соответственно;

•^?умб и — расстояние от центра

тяжести кормовой и носовой оконечности до тумб соответственно.

Стапельные тележки устанавливаются, как показано на рис. 10, за пределами рядов

3, 4, 5 и 16,17,18. Рабочие платформы стапельных тележек подводятся к днищу судна, на всех тележках предохранительные клапаны регулируются на давление, обеспечивающее расчетное усилие, после чего освобождаются стапельные тумбы в рядах 6-15.

Стапельные тумбы в рядах 6-15 устанавливаются на прежних местах с высотой, превышающей высоту над стапелем 1,7 м на величину ЛИ’.. Величина ЛИ’ определяется с помощью графика на рис. 10. На этом графике наносится положение основной плоскости корпуса судна (линия 11-11). Линия 11 проводится через две точки. Первая точка располагается на пересечении линии 1-1, соответствующей положению основной плоскости до начала правки корпуса с линией днища корпуса, имеющего остаточный перегиб, а вторая — на пересечении касательной к этой линии в конце

1-го участка, где делается частичный разрез с вертикалью, проходящей через вторую точку пересечения линии 1-1 с линией днища корпуса. Расстояние от линии 11-11 до линии днища корпуса судна с перегибом (ЛИ’:) показывает величину наращивания стапельной тумбы в заданном .-м ряду.

С помощью зависимости (12) определяются стапельные тележки, сброс давления у которых позволит создать требуемый изгибающий момент, поворачивающий участок в зоне правки на угол Лф1.

Процесс правки корпуса начинается после расстановки стапельных тумб в рядах 6-15 со сбрасывания давления в стапельных

тележках, установленных в сечениях на рассчитанных шпангоутах. Одновременно поддерживается давление в стапельных тележках, расположенных в корму от стапельных тумб в рядах 3, 4, 5 и в нос от стапельных тумб 16,17,

18. По мере падения давления в стапельных тележках уменьшаются зазоры в разрезанных стыках и пазах до значений 0+2 мм, а днище корпуса судна касается стапельных тумб в рядах 6^15. Восстанавливается нагрузка на стапельные тумбы в рядах 1, 2, 19, 20, 21, после чего сбрасывается давление со всех стапельных тележек, и они могут быть выведены из-под корпуса судна.

В операции 5 подгоняются ранее разрезанные стыки и пазы настила палубы, обшивки бортов и продольных переборок. Подгоняются стыки продольного набора, пересекающие стыки настила палубы, обшивки бортов и продольных переборок, и поперечного набора, пересекающего разрезанный паз на борту и продольных переборках.

Собранные под сварку стыковые швы могут иметь смещение кромок не более 0і1 мм и зазор 0+2 мм. При соединении набора через разделительную стенку разностенность кромок . должна превышать половину толщины более тонкого листа.

Стыковые швы соединения продольного набора закрепляются на прихватках, а швы соединения настила палубы, обшивки бортов и продольных переборок — на эластичных прихватках (гребенках).

Заварку частичного разреза (операция 6) следует выполнять в последовательности, указанной на рис. 4-9 (карты эскизов). В первую очередь свариваются стыки продольного и поперечного набора в районе разрезанного паза, швы № 1. На втором этапе выполняются швы № 2 стыков палубного настила, обшивки бортов и продольных переборок, второй индекс в номере шва показывает очередность его выполнения на этом этапе. Швы с одинаковым вторым индексом могут выполняться одновременно. На третьем этапе выполняется поджатие настила палубы, обшивки бортов и продольных переборок к продольному набору, пересекающему разрезанные участки пазов, закрепление набора на прихватках и приварка (шов № 3 на рис. 11).

Выпуск 4

МММ

З і 5

■ ■ ■

16 1718

0 Выпуск 4

Рис. 10. Отстояние днища от основной плоскости, расстановка стапельных тумб и стапельных тележек во время правки

и стапельных тумб во время заварки 1-го частичного разреза

университета

водных

коммуникаций

Ручная сварка стыковых швов без разделки кромок (С7, ГОСТ 5264-80) на непроницаемых корпусных конструкциях разрешается при толщинах листов < 6 мм. Допускается сварка стыковых швов без разделки кромок листов толщиной до 8 мм при условии выполнения строжки корня шва до чистого металла перед наложением шва с противоположной стороны.

Подготовку кромок под сварку и строжку корня шва делать с более удобной для использования стороны.

Строжку корня шва выполнять воздушно-дуговым или газокислородным способом в соответствии с требованиями ОСТ 5.9562-76.

Рекомендуется к применению «Односторонняя механизированная сварка с двусторонним формированием шва монтажных соединений стальных корпусных конструкций» (Инструкция 74-0102-19-79. Предприятие п/я А-1944).

Контроль качества швов сварных соединений, проверку их непроницаемости и герметичности осуществлять способами, предусмотренными ГОСТ 3242-79; 3285-77.

Объем неразрушающего контроля после правки всех трех участков корпуса определяется по 8.2.1 части V «Материалы и сварка» ПСВП РРР. Количество стыков N принимается как для средней части всего судна

N =

ЦВ + Н)-Т 45 :

(15),

где Ь, В, Н—длина, ширина и высота борта судна соответственно, м;

Т — коэффициент, зависящий от длины судна, определяемый по табл. 8.2.1—2 части V.

На каждом заваренном частичном разрезе выполняется 1/3 количества стыков, полученных по (15), и они должны располагаться на:

— стыке на полке комингса;

— пересечении стыка и паза, соединяющего полку со стенкой;

— стыке на стенке комингса;

— стыке на палубе, в том числе на палубном стрингере у ширстрека и на палубе у стенки комингса;

— пересечении паза (дополнительного продольного разреза) и стыка на борту;

— пересечении паза (дополнительного продольного разреза) и стыка на продольных переборках;

— пересечении стыка и паза на бортах, внутренних бортах и продольных переборках;

— примыкании стыка к пазу на наружном борту и на внутренних бортах и продольных переборках на расстоянии 50 мм от второго дна.

Помимо отмеченных мест контроля, должен быть выполнен ультразвуковой контроль одного стыкового или таврового соединения продольного набора в половине сечения каждого из ремонтируемых участков.

Правка корпуса в районе 2-го намеченного частичного разреза начинается после полной заварки 1-го частичного разреза.

Место расположения стапельных тумб в корму и нос от 2-го частичного разреза определяется в соответствии с указаниями, как для 1-го частичного разреза. Результаты расчета представляются на чертеже формата А1, как показано на рис. 12.

Высота стапельной тумбы в каждом ряду для правки в районе 2-го частичного разреза определяется по графику на рис. 10. Возвышение каждой стапельной тумбы над основной плоскостью, проходящей на уровне 1,7 м от стапеля, определяется по графику на рис. 10 и равно величине ЛИ’ на шпангоуте, где установлена тумба.

Форма частичного разреза и последовательность его выполнения аналогичны указанным для 1-го частичного разреза в зависимости от изменения угла поворота поперечного сечения на заданном участке (Лф11).

Дальнейшая подготовка к правке начинается после выполнения частичного разреза на 2-м участке. Часть стапельных тумб заменяется на стапельные тележки. Количество стапельных тележек в кормовой и носовой частях судна и места их установки определяются из условия при известном весе кормовой О и носовой О части и величине изменения ^ 79

к н

угла поворота поперечного сечения Лф11.

Освобождаются от нагрузки стапельные тумбы в рядах 6-15, нагрузка с них передается на стапельные тележки (рис. 12). Высота каждой из стапельных тумб в этих рядах

Выпуск4

ш -■к— -ф, с с 'Ч ’Ч Выпуск 4 ’Ч £ г В Ф: 'Й; 1 ^5 $: :К ^3 -чз -=з -чд -сз -^) тз \%я '¡З "Ч ’Ч

н н II N 1 Н Н N N НИН Н Н ннн НИИ

12 3 4 5 6 \ 7 в г К $ Ап 9 «Ж 11 12 13 14 15 ± п л/ 161718 19 20 21

в Ж Ж Ж зЕЁш 1 1 1 в |

^ Й и* % ’Ч ’Ч Ж 4| /? и ьй 1 ¿Э Л ^ ^ ^ 1 ^ ^ ^ 'Ч 'Ч ‘Ч 'Ч ’Ч ’Ч ’Ч Ат Я С "? "? "?

N N ■ г И N N N NN 91 N Ш МИН НИМ

1 2 3 4-5 6 к, 5 9 10 11 12 13 % 15 161718 19 20 21 %

Рис. 11. Расстановка стапельных тумб при 2-м разрезе и стапельных тележек при резке в этом районе

устанавливается так, чтобы их верхняя площадка превышала уровень основной плоскости ІІІ—ІІІ (см. график на рис. 10), проходящей на расстоянии 1,7 м от стапеля на величину АЛ”. Положение линии ІІІ-ІІІ на графике определяется аналогично указанному для 1-го частичного разреза. До окончания правки в сечении № 2 стапельные тумбы в рядах 1, 2,

19, 20 и 21 не регулируются.

Процесс правки корпуса судна в сечении № 2 начинается со сбрасывания давления со стапельных тележек, установленных в сечениях на рассчитанных шпангоутах, и выполняется в соответствии с указаниями для

1-го частичного разреза. После правки корпуса на участке № 2 судно стоит на стапельных тумбах, как показано на рис. 12.

Подгонка и временное закрепление стыков настила палубы, обшивки бортов и продольных переборок, а также продольного и поперечного набора выполняются в соответствии с указаниями для 1-го частичного разреза.

Сварка 2-го частичного разреза после правки и контроля качества выполняется в соответствии с указаниями для 1-го частичного разреза.

Правка корпуса в районе 3-го частично -го разреза начинается после полной заварки

2-го частичного разреза.

Место расположения стапельных тумб в корму и нос от 3-го частичного разреза определяется в соответствии с указаниями, сделанными для 1-го частичного разреза.

Высота стапельной тумбы в каждом ряду для правки в районе 3-го частичного разреза определяется в соответствии с указа-

ниями для 1-го частичного разреза и графика на рис. 10. Возвышение каждой стапельной тумбы над основной плоскостью, проходящей на уровне 1,7 м от стапеля определяется по графику на рис. 10 и равно величине АЛ” на шпангоуте, где установлена тумба.

Форма частичного разреза и последовательность его выполнения аналогичны указанным для 1-го частичного разреза в зависимости от изменения угла поворота поперечного сечения на заданном участке (Аф™).

Дальнейшая подготовка к правке начинается после выполнения частичного разреза на 3-м участке. Часть стапельных тумб заменяется на стапельные тележки. Количество стапельных тележек в кормовой и носовой частях судна и места их установки определяются из условия в (12) при известном весе кормовой О и носовой О части и величине изменения

к н

угла поворота поперечного сечения Аф™.

Освобождаются от нагрузки стапельные тумбы в рядах 6+15, нагрузка с них передается на стапельные тележки. Высота каждой из стапельных тумб в этих рядах устанавливается так, чтобы их верхняя площадка находилась на уровне 1,7 м. До окончания правки в сечении № 3 стапельные тумбы в рядах 1, 2, 19, 20 и 21 не регулируются.

Процесс правки корпуса судна в сечении № 3 начинается со сбрасывания давления со стапельных тележек, установленных в сечениях на рассчитанных шпангоутах, и выполняется в соответствии с указаниями для 1-го частичного разреза. После правки корпуса на участке № 3 судно стоит на стапельных тумбах высотой 1,7 м. Правка корпуса на этом заканчивается.

Список литературы

1. Пат. 2435149. Способ определения остаточного продольного изгиба корпуса судна / Барышников С. О., Карклина Т. О., Чистов В. Б. — М.: Федер. служба по интеллектуальной собствен-И 81 ности, патентам и товарным знакам, 2011.

Выпуск 4